5 класс первобытные люди. 5 класс. Разработка урока ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. 5 класс первобытные люди


Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Древнейшие люди.

Комментарии преподавателя

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

Причины появления людей

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

 

Около 11,5 – 9 миллионов лет назад на территории Африки появились самые древние предки людей – дриопитеки («древесные обезьяны»). Группы этих обезьян основную жизнь проводили на деревьях, питаясь мягкими плодами. Дриопитеков отличали: невысокий рост (около 60 см), длинные руки, с помощью которых они лазили по деревьям.

 

Более 5 миллионов лет назад, когда леса стали уступать место степям, потомкам «древесных обезьян» пришлось приспосабливаться к окружающей среде. Это привело к появлению вида австралопитеки  («южные обезьяны»).

Австралопитеки впервые были обнаружены в Юго-Западной Африке, на территории современного государства ЮАР в 1924 году. Их отличал узкий и высокий череп, что явно отличало этих древнейших людей от их предков – обезьян. По мнению ученых, австралопитеки уже перешли к поеданию животной пищи, что подтверждается, во-первых, строением зубов, похожих на зубы современного человека, а, во-вторых, найденными рядом с останками «южных обезьян» костей животных. Но самым главным отличием австралопитеков от обезьян является их способность к прямохождению.

Следующим этапом развития людей стал человек умелый (homo habilis), появившийся на Земле около 2 миллионов лет назад. Рост этих существ составляет 120-140 см. Поскольку окончательно исчезает необходимость регулярно лазить по деревьям, то руки сокращаются в длине. У homo habilis наблюдаются зачатки интеллекта. Теперь, перед тем как отправится на охоту, люди проводили предварительную подготовку – изготавливали соответствующие орудия труда.

Они придавали камням, костям и дереву необходимую форму, позволяющую резать, скрести и копать. Со временем, умение изготавливать орудия труда, позволило людям стать высшими хищниками. Первыми орудиями можно считать острые палки и осколки костей. Рядом с останками человека умелого ученые находят камни, обколотые таким образом, чтобы можно было затачивать палки или резать мясо.

 

Около 1,5 миллионов лет назад в результате активного расселения появился новый вид людей – человек прямоходящий (homo erectus), которого так же называют «древнейшим человеком».

 

Отличительными особенностями древнейших людей являются:

1.         толстые кости черепа;

2.         сильно развитый надглазный валик;

3.         покатый лоб;

4.         массивная нижняя челюсть;

5.         крупные верхние резцы

6.         средний рост (150-180 см),

7.         прямая походка.

Древнейшие люди научились строить жилища. Для обогрева жилищ, приготовления пищи, а так же охоты на диких животных использовался огонь, который люди научились добывать самостоятельно, используя высекание при помощи двух камней, ударявшихся один о другой для получения искр, а так же способ «высверливания», когда деревянная палочка с закругленным концом вставляется в углубление и путем быстрого вращения руками находящийся в углублении сухой мох нагревался до нужной температуры.

Существует предположение, что именно древнейшие люди стали использовать речь для передачи информации. Об этом говорит факт усложнения хозяйственной деятельности людей – окончательное разделение видов деятельности. Теперь охота на диких животных становится исключительной привилегией мужчин, в то время как женщинам отводится сбор растительной пищи – собирательство.

Около 150 тысяч лет назад появился тупиковый подвид людей – неандерталец. Их отличал невысокий, около 160 см, рост, мускулистое и коренастое тело. Лицо широкое, сильно выдвинуто вперед, над глазами, как и у древнейших людей у неандертальца был широкий лоб с надглазными валиками.

Проживали неандертальцы в основном на территории Европы, в холодных районах. Поэтому для защиты от холода им приходилось использовать одежду и обогреваемые жилища. Не редко в качестве естественных укрытий использовались пещеры. На территории России известно примерно двадцать пещер, где проживали неандертальцы – самая известная из них Мезмайская пещера на территории Краснодарского края. Там, где пещер не было, люди строили большие шалаши или хижины из палок и костей, покрытых шкурами животных. Для обогрева таких жилищ использовались очаги. Неандертальцы были умелыми охотниками. По костям, найденным на стоянках, можно судить, что охотились они в основном на крупных животных: бизонов, северных оленей, пещерных медведей, а так же мамонтов и шерстистых носорогов.

Примерно 200 тысяч лет назад появился человек современного типа – человек разумный (Homo sapiens). Как свидетельствует археология, уже в то отдаленное время у людей обнаруживались сходства с представителями современных рас: европеоидами, негроидами, монголоидами и австралоидами.

Предки современных европейцев получили название кроманьонцы. В отличие от неандертальцев у кроманьонцев была высокая, прямо посаженная голова, отсутствовали надглазные валики, нос и челюсть сравнительно невелики, хорошо развит подбородочный выступ.

Как и его предки, «человек разумный» занимался охотой и собирательством. Рядом с захоронениями обнаруживаются каменные рубила и ножи, костяные крючки для рыбной ловли и иглы для сшивания шкур животных. Появляется новый тип социальной организации – родовая община, а так же зарождаются религиозные представления и первобытное искусство.

Предки современного человека прошли длинный путь развития. Им пришлось приспосабливаться к меняющимся условиям природы – учиться добывать пищу, строить жилища и добывать огонь. Умение приспосабливаться позволило нашим предкам выжить в суровых условиях и продолжить развиваться.

 

Источники иллюстраций:

http://www.kinasat.ru/45345.html

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Biology/Animals/Mammals/Primates/Primates_rus.htm

http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Pervobytnye-ljudi-2.files/009-No-postepenno-ljudi-izobreli-luk-i-strely-i-im-stalo-legche-okhotitsja-za.html

 

К занятию прикреплены файл-

www.kursoteka.ru

Урок 2. Древнейшие люди (5 класс)

Урок 2. Древнейшие люди

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?

  • Как работают археологи?

  • Как находят археологические памятники?

  • Что называют историческим источником?

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

  1. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

    1. Изучение новой темы

План

      1. Облик далеких предков.

      2. Первое орудие труда.

      3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

        1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

        1. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст­ралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

        1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михай­ловского) и опишите облик древнейших людей.

        1. Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ­нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из­готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

  • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от­тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

        1. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Ми­хайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

        1. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

        1. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

  1. Закрепление изученного материала

    1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

    2. Впишите недостающие слова.

  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

infourok.ru

Жизнь первобытных людей. (урок-игра) 5 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

города Смоленска

Конспект урока по истории

Жизнь первобытных людей в 5 классе

подготовила

учитель истории

Сучкова Инна Петровна

Смоленск

2013

Жизнь первобытных людей.

(урок-игра)

Цели урока: сформулировать отличительные черты первобытного общества.

Задачи:

Образовательная

- закрепить полученные на уроках истории знания по эпохе первобытного строя;

Развивающая

- развивать умение учащихся применять фактический материал в игровой форме;

Воспитательная

- формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира; навыки работы в группе

Оборудование: центральный компьютер и 12 компьютеров объединенных локальной сетью, мультимедийный проектор, экран; камешки и три кувшина для подсчета очков; раздаточный материал

Оформление: рисунки и поделки учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

III.Организация игровой деятельности.

IV.Подведение итогов игры и выставление оценок.

I.Организационный момент

Класс заранее разделен на 3 группы (племя), у каждой группы свое название, капитан (вождь).

Учащиеся заходят в класс и занимают свои рабочие места по группам . В классе из 24 человек трем группам предоставляется по 4 ноутбука. Урок помогают проводить 2 старшеклассника –«старейшины»

II.Актуализация познавательной деятельности учащихся по изученной теме (2 мин.)

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Три племени: «Племя Бизонов», «Племя Носорогов», «Племя Охотников» пришли сразиться в своих знаниях по истории Древнего мира эпохи первобытности. В течение нескольких уроков мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Это был самый длительный период в истории человечества. Вам предстоит большая, но, я надеюсь, интересная работа – защитить свои знания по данной теме и в конце урока объединиться в племенной союз «Всезнаек». Но на протяжении всего урока каждое племя будет добывать себе очки (в виде камешков)самостоятельно и складывать, как это и полагается в общине, в общий котел. Побеждает то племя, которое набрало максимальное количество камней, а значит и все члены племени получают «5»; второе племя получает «4», третье – «3». Двойки исключены! Но у каждого из вас будет возможность получить индивидуальные отметки за самые интересные и полные ответы. Одно из основных условий для победы – работать должны все члены команды!

Постановка учебной задачи. После повторения изученного материала мы должны будем сформулируйте главные отличительные черты первобытного общества. Удачи!

III ХОД ИГРЫ:

1 тур проводится по принципу «Своя игра» . (10 -12 мин.)

Командам по очереди дается право выбора вопроса по любому разделу изучаемой теме разного уровня сложности (10 баллов-1 камень, 20 – 2 камня, 30 - 3 камня, 40 – 4 камня, 50 – 5 камней)

2 тур Что обозначают слова и выражения

Устная работа. Каждая команда берет по три карточки со словами или выражениями и дает им пояснение.( 10 мин.)

1.Племя, 2.старейшина, 3.соседская община, 4.первобытные люди, 5. вождь, 6. неравенство, 7. боги, 8.знать, 9.«Человек разумный»

3 тур. Выполнение теста (Каждый член команды выполняет по 1 заданию, подписывает свою фамилию. Старшеклассники подсчитывают очки) (3 мин.)

1) Первый металл, из которого древние люди делали орудия труда:

А)медь

Б)бронза

В)железо.

2)Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

А)собирательство

Б)изобретение металлических орудий труда

В)овладение огнём.

3)Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А)цари

Б)жрецы

В)старейшины.

4) В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

А) в государстве

Б)в родовой общине;

В) в человеческом стаде;

5)Первое домашнее животное, прирученное человеком:

А)корова

Б)лошадь

В)собака.

6) Несколько родовых общин, живших в одной местности:

А) человеческое стадо

Б) племя

В) соседская община.

7)С какого события ведётся современное летоисчисление?

А)рождение Иисуса Христа

Б)основание Рима

В)образование первого государства.

8) Когда люди научились обрабатывать металл?

А) 40 тыс. лет назад

Б) 10 тыс. лет назад

В) 9 тыс. лет назад

4 тур - Творческие задачи (10 мин.) каждой команде на карточке дается по одному заданию

1.Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначавшие «кремень», «копьё», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш»

Какой вывод можно сделать о жизни и занятиях этого племени? На каком уровне развития они находились?

2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

3. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

5 тур «Путешествие на машине времени» (5 мин.) По два человека за ПК (Диск «Обществознание. Учебное электронное издание .Практикум/ ООО «Марис», 2004)

Интерактивная обучающая игра «Стань собой». Оказавшись в первобытном обществе человеку необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы вернуться в настоящее время и вернуть свой первоначальной облик.

IV.Заключение. После выполнения учащимися задания учитель возвращается к учебной задаче.

Команды формулируют черты первобытности (5 мин.)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание не задается.

Общее время работы с компьютером 15 минут

Список используемой литературы :

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2010.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  6. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  7. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

doc4web.ru

Урок по истории 5 класс "жизнь первобытных людей"

Обобщающий урок истории (5 класс) «Первобытное общество»

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;

Задачи урока:

2. Осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

3. Развить познавательную активность и умение работать в группах.

4. Воспитать интерес к прошлому своих предков.

Оборудование:

Интерактивная доска

Оформление класса картинами со сценами из жизни первобытных людей

Костюмы для инсценировки и Хранителя времени

Презентация (стадии эволюции человека)

Изображение вагонов для путешествия

Название станций

Карточки с датами на каждую команду

Карточки с заданиями для капитанов

Конверты с терминами

Натуральные каменные орудия первобытных людей

Слайд на сопоставление терминов и определений

Пластилин

Карточки с заданием «Третий лишний»

Макеты рисунков

Цветные карандаши

Ход урока

Вступительное слово учителя

Учитель: Дорогие ребята! Несколько уроков подряд, мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Сегодня мы с вами совершим путешествие в первобытное общество. Тише! Слышите? Что это за звуки?

Звучит музыка, инсценировка с первобытными охотниками

Учитель: Да, первобытные люди сомневаются в ваших знаниях. Давайте попробуем доказать, что вы овладели основными знаниями о первобытном обществе. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков (команда «Бизоны», и команда «Мамонты»), которые должны будут показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества. Главная наша задача – выяснить, чем первобытный период времени отличается от современного периода, и ответить на главный вопрос – что такое первобытность? (Указывает на доску, на которой плакат с изображением «? ПЕРВОБЫТНОСТЬ?»)

Но для начала, давайте обратимся к Хранителю Времени.

Сообщение ученика с использованием презентации «Стадии эволюции человека»

Учитель: Итак, процесс появления современного человека был очень долгим. Для того, чтобы отправить в далекое прошлое и затем без труда вернуть обратно, вам следует приобрести билет туда и обратно. Перед вами, уважаемые Бизоны и Леопарды, на столах лежат карточки с датами. Первая команда покупает билет в прошлое – показывает карточку с датой появления первого предка человека, а вторая команда – покупает билет в обратную сторону - показывает карточку с датой времени, в котором мы сейчас живем.

Учащиеся делают выбор, раздача фишек

Учитель: Всех поздравляю! Выбор сделан правильно! Команды готовы к испытаниям? Если готовы, тогда мы попадаем на первую станцию «Рассказкино». Приглашаю для выполнения задания выйти капитанов. Ваша задача – выполнить задания по карточке.

  1. От кого произошел человек?

  2. Чем было покрыто тело первобытного человека?

  3. Какие основные занятия были у первобытного человека?

  4. Чем первобытный человек отличается от современного человека?

Подготовьте развернутый рассказ, используя следующие вопросы:

  1. Каких животных сумел приручить первобытный человек?

  2. Какую роль животные играли в жизни древнего человека?

  3. Из чего первобытный человек изготавливал орудия труда?

  4. Для чего первобытному человеку служил огонь?

Капитаны выполняют задание

Учитель: Пока капитаны работают, мы с вами отправляемся на следующую станцию «Знайка». Уважаемые знатоки, перед вам на столах лежит конверт с терминами. Каждый участник команды должен дать определение к одному термину. Если кто-то затрудняется, команда помогает, дополняет.

Род

Шаман

Шилья

Мотыга

Плуг

Гарпун

Землянка

Вождь

Ответы команд, раздача фишек

Учитель: Итак, команды справились с заданием. Возвращаемся к нашим капитана.

Ответы капитанов, дают развернутые ответы, раздача фишек

Учитель: Следующая станция на нашем пути «Говорящий камень». Камень нередко называют молчаливым свидетелем древних эпох. Это верно лишь отчасти. Попав в руки археолога, камень обретает свой “голос”. Перед вами на столах лежат каменные орудия труда. Ваша задача, определить, что это за орудия и для чего они применялись первобытным человеком.

Ответы команд, раздача фишек

Учитель: Итак, продолжаем путешествие. Перед нами следующая станция «Логика». Работает вся команда. Обратите внимание на доску (слайд). Даны две колонки – в первой указаны вещи, которые использует человек, а во второй, где используются эти вещи. У вас на столах карточки с заданиями. Ваша задача – сопоставить правильные ответы и заполнить карточку.

2. Шкуры - Г) одежда

А) жилье

3. Сухожилия - Б) веревки

Д) нитки

Е) тетива для лука

1. Мясо – Д) еда

2. Огонь – Б) приготовления пищи

Е) обогрев

3. Камни – А) орудия труда

Б) оружие

Г) амулеты

Ответы команд, раздача фишек

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов человек научился изготавливать из глины посуду. А как он ее изготавливал? Об этом мы узнаем, посетив станцию «Гончар». От команды приглашаются по одному участнику, которые получают пластилин и должны вылепить любую посуду первобытного времени и объяснить ее предназначение.

С остальными мы поиграем в игру «Третий лишний». Вашему вниманию представлены тройки понятий, одно из которых является лишним. Ваша задача – найти это слово и объяснить, почему оно лишнее.

Старейшина – рубило – вождь

Собирательство – охота - рыбалка

Медь – железо – золото

  1. Мотыга – идол – нож

  2. Собака – коза - кошка

  3. Пещера – землянка - шалаш

За правильные ответы раздаются фишки

Учитель: Первобытный человек умел кроме изготовления глиняной посуды прекрасно рисовать. Его рисунки были самыми разнообразными: сцены охоты, фигуры животных и людей, идолы т.д. Следующая станция, к которой мы приближаемся, называется «Первобытный художник». У вас на столах макеты рисунков первобытного человека, но они черно-белые, а древний человек рисовал красками. Ваша задача раскрасить рисунки в те цвета, которые мог бы использовать первобытный человек.

Команды рисуют, рисунки вывешиваются на доску, раздаются фишки

Учитель: Итак, мы побывали на последней станции нашего путешествия. Давайте вернемся назад в будущее. Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами. Теперь мы можем ответить – что такое первобытность? (Обращает внимание детей на доску, подводит учащихся к общему выводу).

Подведение итогов, награждение победителей

Домашнее задание:

Команде «Бизоны» - Нарисовать рисунок из жизни первобытного человека (например, сцены охоты, занятия, воспитание и обучение детей).

Команде «Мамонты» - Придумать небольшой рассказ из жизни первобытного человека.

Самоанализ повторительно-обобщающего урока в 5 классе

по теме «Жизнь первобытного человека»

- умения четко излагать свои мысли (делать небольшие

сообщения)

- дух соперничества (желание быть первым, выигрывать)

- стремление к игровой деятельности (подвижность)

6. Цели урока.

Образовательные – обобщить и систематизировать знания об истории и культуре первобытного общества. Осуществить контроль знаний, умений и навыков, учащихся по ранее изученному материалу.

Развивающие – Развивать познавательную активность и умения работать в группе.

Воспитательные – Пробудить интерес к прошлому своих предков.

7. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

Методы, применяемые на данном уроке:

1. Познавательный через самостоятельную деятельность

2. Эвристическая беседа

3. Частично-поисковый (проблемное изложение)

4. Самостоятельная работа

5. Индивидуальная работа и работа в группе

6. Словесный (обсуждение)

7. Наглядный

Приемы:

  1. Театрализация

  2. Логическая цепочка

  3. Работа с терминами

  4. Ситуация-выбор

  5. Творческое задание

8. Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний была осуществлена с помощью: - театрализации

- сообщения одного из учащихся

- беседа по представленной презентации

- обращение к уже имеющемуся опыту учащихся

9. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

На уроке были использованы следующие средства:

- интерактивная доска

- проектор

- слайд-презентация

- музыкальное сопровождение

- натуральные объекты (каменные орудия)

- актерские способности учащихся (инсценировка)

- творческие способности (рисовать, лепить)

- умения делать небольшие сообщения

10. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер упражнений, степень сложности, вариативность, инструктаж и пр.)

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся – как индивидуальная, так и групповая. Характер упражнений был от простого к сложному, по вариантам. Каждый вид работы предварял инструктаж учителя.

11. Степень активности учащихся на уроке.

Учащиеся на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности. Для снятия напряжения и усталости была проведена физминутка.

12. Атмосфера на уроке.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доброжелательная, располагающая к совместной работе.

13. Педагогическая техника учителя: (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на учащихся.)

- оптимальный темп речи и дикция учителя

- изложение материала эмоционально окрашено

- точно и доступно излагалась и использовалась научная

терминология

14. Подача домашнего задания.

Домашнее задание носило творческий характер с последующим инструктажем:

- первой команде предлагалось нарисовать сцены из жизни первобытного человека

- второй команде предлагалось придумать небольшой рассказ о жизни первобытного человека

15. Что не получилось на уроке? Почему? Что хотелось бы изменить?

На уроке не хватило времени на запланированную подачу домашнего задания, поэтому, по ходу урока пришлось перестраиваться. Не получилось стройного, четкого хода урока, так как учащиеся все разом хотели отвечать, перебивали друг друга, приходилось делать замечания и призывать к тишине. Не удалось добиться более четких ответом, каких хотелось бы видеть. Дети подвижные, поэтому следовало бы четче продумать методы и приемы их деятельности.

infourok.ru

5 класс. Разработка урока ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5 класс. Тема 4

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлых уроках мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос + маленькая к/р по векам!!

Вопросы:

    1. Дайте определение истории как науки.

    2. Для чего нужно изучать историю?

    3. Изучение нового материала.

3.1. Предполагаемая прародина человека

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение:

Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях, и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки в учебнике. Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. У него было гру­бое лицо с ши­ро­ким при­плюс­ну­тым носом, тя­же­лая ниж­няя че­люсть без под­бо­род­ка, низ­кий, по­ка­тый лоб, глу­бо­ко по­са­жен­ные глаза, над ко­то­ры­ми на­ви­сал над­бров­ный валик.  По­ход­ка у людей была не вполне пря­мая, длин­ные руки сви­са­ли ниже колен. Люди не умели раз­го­ва­ри­вать, об­ща­лись друг с дру­гом при по­мо­щи зву­ков и же­стов. Жили люди не в оди­ноч­ку, а груп­па­ми — че­ло­ве­че­ски­ми ста­да­ми.

Люди на­учи­лись из­го­тав­ли­вать про­стей­шие ору­дия труда. Уда­ряя кам­нем о ка­мень, они рас­ка­лы­ва­ли галь­ку так, чтобы ее края стали ост­ры­ми, как нож. С по­мо­щью та­ко­го ру­би­ла можно было за­ост­рять палки, раз­де­лы­вать туши жи­вот­ных, ко­лоть орехи.  Уме­ние из­го­тав­ли­вать ору­дия труда было глав­ным от­ли­чи­ем древ­ней­ших людей от жи­вот­ных. Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Люди ис­ка­ли съе­доб­ные ко­ре­нья и ули­ток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди кри­ка­ми за­го­ня­ли сла­бых, ста­рых или со­всем мо­ло­дых  жи­вот­ных, оглу­ша­ли их ду­би­на­ми и уби­ва­ли.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Люди по­сте­пен­но овла­де­ли огнем. Ис­пы­ты­вая, как и все жи­вот­ные, страх перед таким сти­хий­ным бед­стви­ем, как лес­ные по­жа­ры, наши да­ле­кие пред­ки на­учи­лись со­хра­нять и под­дер­жи­вать огонь. Огонь от­пу­ги­вал диких жи­вот­ных, со­гре­вал жи­ли­ще, осве­щал сто­ян­ку в тем­ное время суток, мясо, ис­пе­чен­ное на углях, ока­за­лось вкус­нее и пи­та­тель­нее сы­ро­го.

    1. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?».

В те да­ле­кие вре­ме­на че­ло­ве­ку пред­сто­ял еще дол­гий путь раз­ви­тия, пре­жде чем стать таким, как со­вре­мен­ные люди

Закрепление изученного на уроке (8 мин.)

Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний, можно из учебника), и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

  1. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).

infourok.ru

Жизнь первобытных людей. (урок-игра) 5 класс

Здесь Вы можете скачать Жизнь первобытных людей. (урок-игра) 5 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

города Смоленска

Конспект урока по истории

Жизнь первобытных людей в 5 классе

подготовила

учитель истории

Сучкова Инна Петровна

Смоленск

2013

Жизнь первобытных людей.

(урок-игра)

Цели урока: сформулировать отличительные черты первобытного общества.

Задачи:

Образовательная

- закрепить полученные на уроках истории знания по эпохе первобытного строя;

Развивающая

- развивать умение учащихся применять фактический материал в игровой форме;

Воспитательная

- формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира; навыки работы в группе

Оборудование: центральный компьютер и 12 компьютеров объединенных локальной сетью, мультимедийный проектор, экран; камешки и три кувшина для подсчета очков; раздаточный материал

Оформление: рисунки и поделки учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

III.Организация игровой деятельности.

IV.Подведение итогов игры и выставление оценок.

I.Организационный момент

Класс заранее разделен на 3 группы (племя), у каждой группы свое название, капитан (вождь).

Учащиеся заходят в класс и занимают свои рабочие места по группам . В классе из 24 человек трем группам предоставляется по 4 ноутбука. Урок помогают проводить 2 старшеклассника –«старейшины»

II.Актуализация познавательной деятельности учащихся по изученной теме (2 мин.)

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Три племени: «Племя Бизонов», «Племя Носорогов», «Племя Охотников» пришли сразиться в своих знаниях по истории Древнего мира эпохи первобытности. В течение нескольких уроков мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Это был самый длительный период в истории человечества. Вам предстоит большая, но, я надеюсь, интересная работа – защитить свои знания по данной теме и в конце урока объединиться в племенной союз «Всезнаек». Но на протяжении всего урока каждое племя будет добывать себе очки (в виде камешков)самостоятельно и складывать, как это и полагается в общине, в общий котел. Побеждает то племя, которое набрало максимальное количество камней, а значит и все члены племени получают «5»; второе племя получает «4», третье – «3». Двойки исключены! Но у каждого из вас будет возможность получить индивидуальные отметки за самые интересные и полные ответы. Одно из основных условий для победы – работать должны все члены команды!

Постановка учебной задачи. После повторения изученного материала мы должны будем сформулируйте главные отличительные черты первобытного общества. Удачи!

III ХОД ИГРЫ:

1 тур проводится по принципу «Своя игра» . (10 -12 мин.)

Командам по очереди дается право выбора вопроса по любому разделу изучаемой теме разного уровня сложности (10 баллов-1 камень, 20 – 2 камня, 30 - 3 камня, 40 – 4 камня, 50 – 5 камней)

2 тур Что обозначают слова и выражения

Устная работа. Каждая команда берет по три карточки со словами или выражениями и дает им пояснение.( 10 мин.)

1.Племя, 2.старейшина, 3.соседская община, 4.первобытные люди, 5. вождь, 6. неравенство, 7. боги, 8.знать, 9.«Человек разумный»

3 тур. Выполнение теста (Каждый член команды выполняет по 1 заданию, подписывает свою фамилию. Старшеклассники подсчитывают очки) (3 мин.)

1) Первый металл, из которого древние люди делали орудия труда:

А)медь

Б)бронза

В)железо.

2)Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

А)собирательство

Б)изобретение металлических орудий труда

В)овладение огнём.

3)Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А)цари

Б)жрецы

В)старейшины.

4) В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

А) в государстве

Б)в родовой общине;

В) в человеческом стаде;

5)Первое домашнее животное, прирученное человеком:

А)корова

Б)лошадь

В)собака.

6) Несколько родовых общин, живших в одной местности:

А) человеческое стадо

Б) племя

В) соседская община.

7)С какого события ведётся современное летоисчисление?

А)рождение Иисуса Христа

Б)основание Рима

В)образование первого государства.

8) Когда люди научились обрабатывать металл?

А) 40 тыс. лет назад

Б) 10 тыс. лет назад

В) 9 тыс. лет назад

4 тур - Творческие задачи (10 мин.) каждой команде на карточке дается по одному заданию

1.Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначавшие «кремень», «копьё», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш»

Какой вывод можно сделать о жизни и занятиях этого племени? На каком уровне развития они находились?

2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

3. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

5 тур «Путешествие на машине времени» (5 мин.) По два человека за ПК (Диск «Обществознание. Учебное электронное издание .Практикум/ ООО «Марис», 2004)

Интерактивная обучающая игра «Стань собой». Оказавшись в первобытном обществе человеку необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы вернуться в настоящее время и вернуть свой первоначальной облик.

IV.Заключение. После выполнения учащимися задания учитель возвращается к учебной задаче.

Команды формулируют черты первобытности (5 мин.)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание не задается.

Общее время работы с компьютером 15 минут

Список используемой литературы :

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2010.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  6. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  7. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

docbase.org

Контрольная работа "Жизнь первобытных людей 5 класс

Тема «Жизнь первобытных людей»

Прочитай текст и выполни задания 1-4

Кусты орешника вдруг раздвинулись, и на поляну вышло странное существо. Короткие, немного согнутые ноги его поддерживали сильное длинное туловище, огромные челюсти выдавались вперед, как у обезьяны, а маленькие глаза, глубоко спрятанные под нависшими бровями, блестели настороженно и сердито.

Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.

Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягивало воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но неподвижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскалилось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминающий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу. (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.15-16)

Какое существо описано в тексте?

1) человекообразная обезьяна

2) «человек умелый» (homohabilis)

3) «человек разумный» (homosapiens)

4) инопланетянин

2. По каким признакам ты это определил? Напиши не меньше 2-х:

1) ____________________________

2) ____________________________

 

Какие орудия труда используются существом, описанным в тексте?

___________________________

___________________________

 

Какие занятия были возможны с их помощью? (Выбери два из перечисленных ниже):

Охота

Рыбалка

Собирательство

Ремесло

земледелие

 

Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?

копья

гарпуна

колеса

огня

Работа с таблицей.

Вставьте пропущенные места.

Критерии

Древнейшие люди

1.

Человек разумный

Время

2.5 млн. л. назад

40 тысяч лет назад

2.

Человеческий коллектив

3.

Родовая община

4.

5.

Собирательство

и охота

6.

Земледелие и скотоводство

7.

Палка-копалка, заострённый камень и дубина

Копьё, гарпун, рубило и

лук со стрелами

8.

1______________________________________________________________________

2______________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________

4______________________________________________________________________5______________________________________________________________________

6______________________________________________________________________

7______________________________________________________________________

8______________________________________________________________________

7. Историческая задача.

Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, верованиях древних людей.

Останки мужчины в возрасте 20-30 лет, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали зерна ячменя.

Ответ: ______________________________________________________

____________________________________________________________________

8.К каждому определению подберите соответствующий термин. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.

1) Несколько родовых общин, живущих в одной местности.

2) Самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных.

3) Изображение древних богов и духов из дерева, глины или камня.

4) Принесение даров бога с целью задабривания.

А) идолы

Б) племя

В) духи

Г) старейшины

Д) жертва

 

9.Найдите в тексте исторические ошибки. Выпишите их и объясните почему ученик допустил ошибки.

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал такое сочинение о первобытных людях:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Три женщины устроили состязание, чей сноп будет большим. Победила самая юная – её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

- «Нечестно!» - заметил руководитель родовой общины, высокий молодой парень, следивший за работой.

- «У тебя серп железный, а у них костяные».

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было – в те времена они ещё не были приучены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов. Ещё немного – и они растопчут, и поле, и хижины. Кто –то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли посёлок стороной».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Расположите в хронологическом последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу.

А) появление излишков

Б) возникновение плужного земледелия

В) возникновение частной собственности

Г) возникновение неравенства

Д) возвышение знати

 

11. Определи понятие (одним словом):

1. Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди -

2. Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии -

3. Сверхъестественные существа, в которых верили первобытные люди, олицетворявшие силы природы, -

4. Орудие, которым ловили рыбу -

5.Занятие, позволявшее производить растительную пищу, -

 

12. Сосчитайте!

1. Император начал править в 30 г. до нашей эры, а умер в 14 г. нашей эры. Сколько лет он правил?

2. Рим был основан в 753 г. до н.э. Сколько лет назад это было?

3. Какой год был раньше и насколько раньше - 60 год до н.э. или 45 г. до н.э.?

4. Первые Олимпийские игры были в776 г. до н.э. Какой это был век? Какая половина века?

5. В 2005 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 924 года первое и 520 лет второе. Какое из них было сделано раньше?

 

13. Работа с картой

1.Внимательно рассмотри иллюстрации и найди карту, на которой указано появление первобытных людей (укажи номер карты)

2. Как ты думаешь, почему именно на этой территории появились первобытные люди?

Ответ: _______________________________________

______________________________________________ 

1.

2.

 

3.

14. Используя иллюстрации, составь рассказ о изменениях в жизни первобытного человека (5-7 предложений). Объясни причины этих изменений.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также