Первобытные люди 5 класс. Игра по истории «Вопрос-ответ» на тему «Жизнь первобытных людей» (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Жизнь первобытных людей" Урок повторение. План урока. 5 класс. Первобытные люди 5 класс


Презентация для 5 класса "первобытные люди"

Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

охотников и собирателей Родовые общины Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Как охотники добывали зверя. Лук и стрелы. От человеческого стада к родовой общине. Чупров Л.А. высшая категория, МОУ СШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

охотников и собирателей

Родовые общины

  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.
  • Как охотники добывали зверя.
  • Лук и стрелы.
  • От человеческого стада к родовой общине.

Чупров Л.А. высшая категория, МОУ СШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.
  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг.

Возникла речь.

Южная Америка Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Северная Америка Европа Азия Африка Австралия

Южная Америка

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Северная Америка

Европа

Азия

Африка

Австралия

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. ОГОНЬ. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать как получить пламя не завися от природы
  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.

ОГОНЬ.

Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать как получить пламя не завися от природы

Огонь приходилось хранить, постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем.

Огонь приходилось хранить, постоянно поддерживая, в пещерах.

Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями.

Утрата огня считалась огромным несчастьем.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение 2- х палочек. В одной делалось углубление, в неё вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение 2- х палочек.

В одной делалось углубление, в неё вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Применение огня изменило жизнь людей.

Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи.

Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека.

За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным».

Приблизительно 40

тысяч лет назад человек

стал таким же, как люди

нашего времени.

Ученые

называют его

«человеком разумным».

2. Как охотники добывали зверя. Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. 10

2. Как охотники добывали зверя.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться.

10

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу. 10

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

10

Как на него охотились? Точно это неизвестно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы-ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку. 10

Как на него охотились? Точно это неизвестно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы-ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

10

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. 10

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

10

10

10

10

10

А могли поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам. 10

А могли поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

10

3. Лук и стрелы Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 10

3. Лук и стрелы

Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

10

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение— охотничий лук и стрелы. Меткий охотник : издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Наконечники стрел Кремниевые наконечники стрел 10

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение— охотничий лук и стрелы. Меткий охотник : издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

Наконечники стрел

Кремниевые наконечники стрел

10

4. От человеческого стада к родовой общине. Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными, Bсe близкие и дальние родственники считались сородичами 10

4. От человеческого стада к родовой общине.

Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь!

Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными, Bсe близкие и дальние родственники считались сородичами

10

Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,— значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. 10

Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,— значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня.

10

Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного . 10

Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного .

10

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами. 10

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных.

Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

10

multiurok.ru

Жизнь первобытных людей. (урок-игра) 5 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

города Смоленска

Конспект урока по истории

Жизнь первобытных людей в 5 классе

подготовила

учитель истории

Сучкова Инна Петровна

Смоленск

2013

Жизнь первобытных людей.

(урок-игра)

Цели урока: сформулировать отличительные черты первобытного общества.

Задачи:

Образовательная

- закрепить полученные на уроках истории знания по эпохе первобытного строя;

Развивающая

- развивать умение учащихся применять фактический материал в игровой форме;

Воспитательная

- формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира; навыки работы в группе

Оборудование: центральный компьютер и 12 компьютеров объединенных локальной сетью, мультимедийный проектор, экран; камешки и три кувшина для подсчета очков; раздаточный материал

Оформление: рисунки и поделки учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

III.Организация игровой деятельности.

IV.Подведение итогов игры и выставление оценок.

I.Организационный момент

Класс заранее разделен на 3 группы (племя), у каждой группы свое название, капитан (вождь).

Учащиеся заходят в класс и занимают свои рабочие места по группам . В классе из 24 человек трем группам предоставляется по 4 ноутбука. Урок помогают проводить 2 старшеклассника –«старейшины»

II.Актуализация познавательной деятельности учащихся по изученной теме (2 мин.)

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Три племени: «Племя Бизонов», «Племя Носорогов», «Племя Охотников» пришли сразиться в своих знаниях по истории Древнего мира эпохи первобытности. В течение нескольких уроков мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Это был самый длительный период в истории человечества. Вам предстоит большая, но, я надеюсь, интересная работа – защитить свои знания по данной теме и в конце урока объединиться в племенной союз «Всезнаек». Но на протяжении всего урока каждое племя будет добывать себе очки (в виде камешков)самостоятельно и складывать, как это и полагается в общине, в общий котел. Побеждает то племя, которое набрало максимальное количество камней, а значит и все члены племени получают «5»; второе племя получает «4», третье – «3». Двойки исключены! Но у каждого из вас будет возможность получить индивидуальные отметки за самые интересные и полные ответы. Одно из основных условий для победы – работать должны все члены команды!

Постановка учебной задачи. После повторения изученного материала мы должны будем сформулируйте главные отличительные черты первобытного общества. Удачи!

III ХОД ИГРЫ:

1 тур проводится по принципу «Своя игра» . (10 -12 мин.)

Командам по очереди дается право выбора вопроса по любому разделу изучаемой теме разного уровня сложности (10 баллов-1 камень, 20 – 2 камня, 30 - 3 камня, 40 – 4 камня, 50 – 5 камней)

2 тур Что обозначают слова и выражения

Устная работа. Каждая команда берет по три карточки со словами или выражениями и дает им пояснение.( 10 мин.)

1.Племя, 2.старейшина, 3.соседская община, 4.первобытные люди, 5. вождь, 6. неравенство, 7. боги, 8.знать, 9.«Человек разумный»

3 тур. Выполнение теста (Каждый член команды выполняет по 1 заданию, подписывает свою фамилию. Старшеклассники подсчитывают очки) (3 мин.)

1) Первый металл, из которого древние люди делали орудия труда:

А)медь

Б)бронза

В)железо.

2)Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

А)собирательство

Б)изобретение металлических орудий труда

В)овладение огнём.

3)Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А)цари

Б)жрецы

В)старейшины.

4) В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

А) в государстве

Б)в родовой общине;

В) в человеческом стаде;

5)Первое домашнее животное, прирученное человеком:

А)корова

Б)лошадь

В)собака.

6) Несколько родовых общин, живших в одной местности:

А) человеческое стадо

Б) племя

В) соседская община.

7)С какого события ведётся современное летоисчисление?

А)рождение Иисуса Христа

Б)основание Рима

В)образование первого государства.

8) Когда люди научились обрабатывать металл?

А) 40 тыс. лет назад

Б) 10 тыс. лет назад

В) 9 тыс. лет назад

4 тур - Творческие задачи (10 мин.) каждой команде на карточке дается по одному заданию

1.Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначавшие «кремень», «копьё», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш»

Какой вывод можно сделать о жизни и занятиях этого племени? На каком уровне развития они находились?

2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

3. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

5 тур «Путешествие на машине времени» (5 мин.) По два человека за ПК (Диск «Обществознание. Учебное электронное издание .Практикум/ ООО «Марис», 2004)

Интерактивная обучающая игра «Стань собой». Оказавшись в первобытном обществе человеку необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы вернуться в настоящее время и вернуть свой первоначальной облик.

IV.Заключение. После выполнения учащимися задания учитель возвращается к учебной задаче.

Команды формулируют черты первобытности (5 мин.)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание не задается.

Общее время работы с компьютером 15 минут

Список используемой литературы :

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2010.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  6. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  7. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

globuss24.ru

Презентация для 5 класса "первобытные люди"

Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

охотников и собирателей Родовые общины Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Как охотники добывали зверя. Лук и стрелы. От человеческого стада к родовой общине. Чупров Л.А. высшая категория, МОУ СШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

охотников и собирателей

Родовые общины

  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.
  • Как охотники добывали зверя.
  • Лук и стрелы.
  • От человеческого стада к родовой общине.

Чупров Л.А. высшая категория, МОУ СШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.
  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг.

Возникла речь.

Южная Америка Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Северная Америка Европа Азия Африка Австралия

Южная Америка

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Северная Америка

Европа

Азия

Африка

Австралия

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. ОГОНЬ. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать как получить пламя не завися от природы
  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами.

ОГОНЬ.

Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать как получить пламя не завися от природы

Огонь приходилось хранить, постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем.

Огонь приходилось хранить, постоянно поддерживая, в пещерах.

Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями.

Утрата огня считалась огромным несчастьем.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение 2- х палочек. В одной делалось углубление, в неё вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение 2- х палочек.

В одной делалось углубление, в неё вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Применение огня изменило жизнь людей.

Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи.

Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека.

За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным».

Приблизительно 40

тысяч лет назад человек

стал таким же, как люди

нашего времени.

Ученые

называют его

«человеком разумным».

2. Как охотники добывали зверя. Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. 10

2. Как охотники добывали зверя.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться.

10

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу. 10

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

10

Как на него охотились? Точно это неизвестно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы-ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку. 10

Как на него охотились? Точно это неизвестно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы-ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

10

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. 10

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

10

10

10

10

10

А могли поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам. 10

А могли поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

10

3. Лук и стрелы Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 10

3. Лук и стрелы

Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

10

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение— охотничий лук и стрелы. Меткий охотник : издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Наконечники стрел Кремниевые наконечники стрел 10

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение— охотничий лук и стрелы. Меткий охотник : издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

Наконечники стрел

Кремниевые наконечники стрел

10

4. От человеческого стада к родовой общине. Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными, Bсe близкие и дальние родственники считались сородичами 10

4. От человеческого стада к родовой общине.

Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь!

Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными, Bсe близкие и дальние родственники считались сородичами

10

Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,— значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. 10

Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,— значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня.

10

Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного . 10

Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного .

10

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами. 10

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных.

Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

10

multiurok.ru

Древнейшие люди. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема урока: Древнейшие люди.

Цель урока:

  • ознакомить учащихся с первым этапом на пути становления человеческого общества;
  • продолжить формирование умения работать с историко-географической картой.

Тип урока: урок объяснения нового материала учебное пособие: презентация.

Презентация выбрана для этого урока с целью повышения мотивации учащихся к изучению темы, являющейся одной из ключевых в курсе истории древнего мира, 5 класс.

Выбранная форма изучения нового материала предоставляет возможность:

  • осуществить организационно-стимулирующую функцию;
  • сочетать иллюстративную и текстовую информацию;
  • сгладить проблемы восприятия нового материала учащимися;
  • исключить необходимость подготовки печатного раздаточного материала;
  • сократить временные затраты;
  • с помощью яркой наглядности повысить эффективность урока, его эстетику;
  • неограниченного числа повторов, объективности, беспристрастности.

Данный урок является основополагающим в курсе истории древнего мира, где пятиклассники знакомятся с развитием человека на самом раннем этапе становления человеческого общества. Использование АРМ учителя позволяет разнообразить урок, провести его без использования учебника, печатных учебных иллюстраций, диафильмов и т.п. Использование ИТ позволяет поддерживать стабильный интерес учащихся к изучаемому предмету, а также активизирует мыслительную деятельность пятиклассников на протяжении всего урока. Яркие, красочно выполненные слайды, являющиеся качественным дополнением к учебнику, предоставляют возможность детям 9 – 10 лет «погрузиться» в историю, увидеть, почувствовать её.

Материалы слайдов, на которых представлены сцены из жизни племён и сейчас находящихся на уровне первобытности способствуют углублению знаний учащихся по проблеме происхождения и выживания человека, стимулируют желание учеников узнать «Как всё начиналось?» В презентации подобраны слайды, содержащие ключевые фразы темы, необходимые для усвоения учебного материала. При демонстрации разобранные вопросы меняют цвет, что способствует фокусировке внимания учащихся на следующем задании. Кроме того, презентация предоставляет возможность неоднократного возврата к нужному слайду.

В ходе урока ясно прослеживается мысль о том, что лишь путём активной трудовой деятельности человек смог выжить, усовершенствовать себя и достичь успеха – в этом и состоит главная воспитательная задача урока.

В конце урока учащимся предлагается тест, помогающий проверить знания, полученные в ходе усвоения нового материала. Тест выполняет тренировочную функцию. Во время тестирования неверные ответы затемняются, что позволяет учащимся зрительно зафиксировать правильные ответы. Правильность выполненного теста отмечена звуковым сопровождением в форме аплодисментов.

Материал урока доступен и будет понятен любому ребёнку, и тому, кто присутствует в классе, и тому, кто по каким-либо причинам не может посещать школу.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ХОДА УРОКА

План урока:

  1. Происхождение человека
  2. Древнейшие орудия труда
  3. Охота древнейших людей
  4. Овладение огнём

Задание на урок: записать в тетради, чем древние люди отличались от животных?

  1. Объявление задач урока.
  2. Объяснение задания на урок.
  3. Происхождение человека: а. Карта. Юго-восток Африки, места раскопок. Понятия: австралопитек, человек умелый, возраст человечества. б. Описание австралопитека и человека умелого, жильё, коллектив первобытных людей.
  4. Древние орудия труда: а. Основное занятие – собирательство. б. Первые орудия труда, материалы для их изготовления, сферы применения первых орудий труда.
  5. Охота древнейших людей. Способы и результаты охоты на крупного зверя.
  6. Овладение огнём: а. Источники огня. б. Способы добывания огня человеком. в. Изменения в жизни людей в связи с приобретением умения самостоятельно добывать огонь.
  7. Тест.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игра по истории «Вопрос-ответ» на тему «Жизнь первобытных людей» (5 класс)

Просмотр содержимого документа «Игра по истории «Вопрос-ответ» на тему «Жизнь первобытных людей» (5 класс)»

Игра по истории «Вопрос-ответ»

на тему «Жизнь первобытных людей» (5 класс)

Вопросы:

1. Человек, занимавшийся изготовлением различных изделий.

2. Название пещеры в Испании, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки.

3. Где впервые были обнаружены кости людей, живших более 2 миллионов лет назад.

4. Одно из занятий древних людей.

5. При помощи какого орудия первобытные люди ловили рыбу?.

6. Вырезанное из дерева или из камня изображение духа.

7. Глава племени.

8. Одно из основных занятий древнего человека.

9. Главное орудие для охоты древнего человека.

10. Как называли самого старшего, мудрого и опытного мужчину, управлявшего родовой общиной?

11. Первый металл, который люди научились обрабатывать.

12. Одно из главных орудий охоты и обороны древнего человека.

13. Самый крупный зверь, на которого охотились древние люди.

14. Занятие древних людей, которое со временем почти полностью заменило охоту.

15. Орудие труда древнего человека.

16. Охотничье оружие, благодаря которому можно было поражать цель на значительном расстоянии.

17. Приспособление для рыхления твердой почвы.

ОТВЕТЫ:

  1. Ремесленник

  2. Альтамира

  3. Африка

  4. Собирательство

  5. Гарпун

  6. Идол

7.Вождь

8. Охота

9. Копье

10. Старейшина

11. Медь

12. Дубина

13. Мамонт

14. Скотоводство

15. Рубило

16.Лук

17. Плуг

multiurok.ru

"Жизнь первобытных людей" Урок повторение. План урока. 5 класс

Тема: «Жизнь первобытных людей»

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока:

обучающая: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Жизнь первобытных людей»

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и в группах, умение определять, сравнивать и объяснять понятия, даты, ставить и решать проблемы, продолжение формирования навыков работы с картой;

воспитывающая: воспитание чувства уважения к историческому наследию человечества

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока.

hello_html_1eabe319.jpg

Учитель делит класс на 2-4 команды (в зависимости от количества учащихся) и объявляет правила игры (игра представляет путешествие по станциям «Картово», «Задачкино», «Кроссвордово», «Терминово», «Отгадайкино»).

После каждого задания объявляет промежуточные итоги, а в конце игры определяет победившую команду.

В начале путешествия учитель ставит задачу для учащихся, которую они должны выполнить к станции «Отгадайкино»

Станция 1 . «Картово»

Гhello_html_5dd63136.jpgруппам раздаются карточки с картами (рекомендуется раздавать карты по отдельности – всего их три) Учащиеся выполняют работу на знание материала и умение пользоваться картой.

Задания:

1) Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2) Покажите предполагаемую область прародины человечества.

3) Покажите древнейший район земледелия.

Сhello_html_59987d40.jpghello_html_30d183a5.jpgтанции 2. «Задачкино».

На станции «Задачкино» решаются творческие задачи:

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».

Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Ответ: Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.

Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Ответ: Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соеди­нить и бревна... Так появился плот.

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.

Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружа­ющей природе.

Ответ: На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были глав­ными занятиями людей.

Станция 3. «Кроссвордово»

Учитель раздает кроссворд и просит его разгадать. (слайд 7). После заполнения кроссворда учитель совместно с учениками проверяет правильность ответов учащихся.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Бо­рона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

hello_html_31dc7a87.jpg

Сhello_html_md6895e6.jpgтанция 4. «Терминово»

Проверяется знание терминов: Учитель предлагает учащимся открыть ячейки, под которыми скрываются термины, учащиеся должны дать определение:

История, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

Станция 5. «Отгадайкино» -

На станции «отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

— Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой поря­док жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллектива­ми, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

Домашнее задание: Самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории»

Использованная литература и электронные пособия:

  1. «История Древнего мира» - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая М.: «Просвещение» 2007 год

  2. Электронное пособие «Всеобщая история 5-6 класс»

  3. Электронное пособие «История 5 класс» «Просвещение»

infourok.ru


Смотрите также