Приазовье в первобытную эпоху. Конспект учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 "Отечественная история" для ОУ СПО. Тема: "Введение. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху"
Конспект учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 "Отечественная история" для ОУ СПО. Тема: "Введение. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху". Приазовье в первобытную эпоху
"Введение. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху" страница 3
Принципы исторических исследований
объективности
предусматривает упор на факты в их действительном содержании, а не подгоном под сиюминутную выгоду. По этой причине историки не должны быть заложниками политиков
3.
социального подхода
предусматривает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов разных слое населения, разнообразия форм и проявлений в обществе
4.
альтернативности
обозначает степень вероятности осуществления того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей – вынести урок на будущее
? – Какие исторические источники вам известны?
2.Приазовье и Подонцовье в первобытную эпоху.
Задание. Заполнить текстовую таблицу по ходу объяснения преподавателя.
Род и вид человека
Расселение, стоянки
Основные занятия человека
Основные орудия труда и оружие
Общество
Средний и поздний палеолит
150 тыс. лет
архантроп/
питекантроп
Амвросиевка
Артемовск Макеевка
Изюм
Луганск
охота, собирательство, рыболовство, ремесла, наскальная живопись. Зарождение религии и культуры
Преподаватель знакомит студентов с деятельностью археологов-краеведов: Д.С. Цвейбель, В.А. Городцовым, Н.Е. Макаренко, В.М. Евсеевым.
Преподаватель формирует понятие «археологическая культура» - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Преподаватель формирует представление об археологических культурах эпохи бронзы.
Задание. Заполнить сравнительную таблицу. Сделать вывод: какая из культур по уровню была более развитой?
Катакомбная
культура
Ямная
культура
Срубная
культура
Место расселения
Образ жизни
Занятия
Способ захоронения
Выводы:
V.Обобщение и систематизация изученного материала.
Беседа.
1. Когда люди впервые появились в нашем крае?
2. О чем свидетельствуют кремнеобрабатывающие мастерские?
3. Перечислите основные памятники палеолита Донбасса.
4. Расскажите о позднепалеолитических охотниках на бизонов в Приазовье.
5. Чем занимались люди в период мезолита?
7. Что такое археологическая культура?
8. Дайте определение «неолитической революции».
infourok.ru
"Введение. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху"
Занятие №1
Тема занятия: Введение. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху
Цели занятия:
учебные: раскрыть основные задачи курса и сформировать представление об этапах заселения Юго-Восточной Европы; рассмотреть природно-климатические условия, основные места расселения первобытных людей на территории Донецкого бассейна; сформировать представление о занятиях и мировоззрении первобытных собирателей и скотоводов;
развивающие: способствовать дальнейшему формированию исторического мышления, совершенствовать умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты, делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы; содействовать формиро- ванию самостоятельной познавательной деятельности студентов, их мировоззренческой и социальной культуры;
воспитательные: воспитать мотивацию учения, положительное отношение к знаниям; содействовать развитию интереса к изучению истории Донбасса, воспитанию культуры общения.
Вид занятия и форма проведения: лекция с элементами беседы
Тип занятия: усвоение новых знаний
Основные понятия: археологическая культура, неолитическая революция, микролиты, нуклеус
Методическое обеспечение и оснащение занятия: учебные пособия, дидактический материал, исторические атласы, учебная карта, мультимедиа.
Литература:
1.История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998.
2. Бунтовский С. Ю. История Донбасса :науч.-популярное изд. /С. Ю.Бунтовский. - Донецк: «Донбасская Русь», 2015;
3.Очерки истории Донецкого края/ Кравченко Э.Е., Кузин В.И., Ляшенко В.Г., Чепига Г.Г.
Ход занятия
I.Организационный момент:
1.1 Проверка присутствия студентов.
1.2 Проверка готовности студентов к занятию.
II.Вступление, мотивация изучения темы:
Преподаватель информирует студентов о начале изучения новой дисциплины, обращает внимание по требованиям программы относительно знаний, особенности оценивания учебных достижений. Проводит знакомство с литературой и пособиями.Преподаватель проводит короткую вступительную беседу, предлагает поразмышлять по поводу высказываний:
«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Сервантес
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» В.М. Васнецов Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!» Платон.
«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории» Н.Г.Чернышевский.
Постановка проблемы: 1) в процессе изучения новой темы определить значение и назначение истории в жизни каждого человека и человечества в целом.
III.Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция
1.Прием «Ассоциации». Какие ассоциации вызывают у вас слова и словосочетания «Древний мир», «первобытный человек», «каменный век»?
2.Вопросы.
Почему древняя история человечества разделена на такие периоды как «каменный век», «век меди и бронзы», «железный век»?
infourok.ru
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Редкость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размывались дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или случайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиняных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).
В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.
Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка и не мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на территории нашего края напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция– закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.
Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.
Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.
studlib.info
Археология Дона и Приазовья
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ДОНА
Белая Калитва » История Донского края
ервые люди на территории Дона появились 100—150 тысяч лет назад в исторический период, который называется ашельской эпохой каменного века. Об этом рассказывают орудия древнего человека, найденные археологами в различных уголках нашего края: на побережье Таганрогского залива Азовского моря, в устье реки Северский Донец и других местах.
Жизнь наших далеких предков во многом зависела от окружающей природы, потому что основными средствами существования были охота и собирательство. Мясо убитых животных, собранные съедобные травы, коренья и плоды шли в пищу немногочисленных групп древнего населения, передвигавшихся вдоль берегов рек.
Люди этой эпохи уже умели пользоваться природным огнем, изготовляли несложные орудия труда из дерева, кости и разных пород камня, но еще не строили постоянных жилищ. Основное орудие ашельского человека — обитая с двух сторон кремневая галька, называемая ручным рубилом. Оно имело заостренный конец — лезвие и притуплённый край — рукоять и служило для различных целей: им рубили сучья, рыли землю, наносили удары животным.
Намного чаще на Дону встречаются памятники следующей эпохи — мустьерской. Самые известные из них — древние стоянки у хутора Рожка, в устье Миусского лимана, обнаруженные во время раскопок в 1961—1963 годах.
Мустьерские охотники жили за 40—30 тысяч лет до н. э. Следы их стоянок можно найти лишь на большой глубине. Изучение костей животных, пятен золы и кремниевых изделий позволяет ученым представить жизнь древнего человека, его занятия.
Как и их предшественники, люди мустьерской поры вели кочевой образ жизни. Они задерживались лишь в районах, богатых дичью. Охота была основным средством существования. Древний человек охотился на бизонов, лошадей, гигантских оленей и некоторых хищников, живших в те далекие времена на территории Дона.
На протяжении многих веков люди совершенствовали технику изготовления орудий труда. В мустьерскую эпоху орудия охоты изготовлялись уже не из массивных кусков кремня, а из тонких пластин-отщепов. Назначение таких орудий, их размеры и форма были многообразными. Для разных работ применялись различные типы изделии: ножи, скребла, остроконечники.
Периодические приближения и отступления ледников в каменном веке меняли условия существования людей. В течение тысячелетий одни виды животных вымирали, уступая место другим, более приспособленным к новым условиям. Менялась и растительность. В борьбе с суровой природой изменялся и сам человек. Слабые связи, существовавшие между отдельными представителями первобытных групп, уступили место родовой организации. Постепенно менялся и облик человека, однако в строении тела людей мустьер-ской поры — неандертальцев — было еще много черт, унаследованных от животных.
Люди следующей эпохи — верхнего палеолита, приспосабливаясь к окружающей среде, сделали много ценных открытий. Добыча крупных животных — мамонта, зубра — способствовала изобретению новых способов охоты — с помощью ловчих ям, загонов.
После удачной охоты мясо огромных животных не могло быть съедено сразу. Поэтому возникла необходимость заготовления мяса впрок — засола, сушки, копчения. Охота на крупных зверей требовала коллективных усилий, и люди поселялись вместе в удобных местах и надолго, родовыми группами.
В районе города Воронежа известна целая сеть стоянок верхнего палеолита. Густо заселены были дельта Дона и прилегающая к ней часть побережья Азовского моря. Археологами хорошо изучены стоянки этого времени: Каменная балка у хутора Недвиговки, Югинская — по течению реки Самбека и Ам-вросиевская — в Приазовье.
За последние годы открыты новые местонахождения: Старо-золотовское на Дону, Мокрый Чулек и Чалтырское на правом берегу Мертвого Донца. Кости мамонта и несколько кремневых отщепов были найдены в 1962 году на строительстве Новочеркасской ГРЭС.
Холодный климат и оседлая жизнь заставили людей эпохи верхнего палеолита строить долговременные жилища в виде полуземлянок с перекрытием из костей крупных животных, дерева и шкур.
Наряду с охотой на мамонта, люди занимались добычей мелких животных, рыб и птиц. Со временем это занятие выдвинулось на первое место, так как стада крупных животных были в значительной степени истреблены, а остатки их исчезли с последним отступлением ледника. Охота на мелкую дичь, кроме того, имела свои преимущества: вырабатывала индивидуальные качества охотника, была более надежной и не опасной. Позднее человек стал сохранять в неволе раненых или пойманных животных, чтобы обеспечить себя пищей в случае неудачной охоты. Это положило начало их приручению и одомашниванию.
На верхнепалеолитичеоких стоянках Нижнего Дона найдены самые разнообразные орудия: кремневые ножи, скребки, резцы, проколки, острия, наконечники копий, дротиков и стрел различных типов. Обнаружено много орудий из кости и рога: иглы, шилья, наконечники, гарпуны и рыболовные крючки.
Люди эпохи верхнего палеолита выгодно отличались от своих предшественников мустьерского времени: они умело пользовались огнем, носили разнообразную одежду, сшитую из кож и шкур, освоили технику плетения, а также резьбу по дереву и кости.
Жизнь усложнила повседневный быт человека, появились первобытные формы религии, многочисленные магические обряды, в числе которых основное место занял погребальный обряд. Верования первобытных охотников отражены и в первых памятниках искусства. Из кости и рога, из глины с примесью жира вырезались и лепились магические фигурки животных и людей, чаще всего — женщин. Женские фигурки символизировали плодородие в природе. Много таких статуэток найдено на стоянках Верхнего Дона.
В самую позднюю стадию верхнего палеолита и в последующую, так называемую мезолитическую эпоху (XIV—VI тысячелетия до н. э.) в связи с уходом на север крупных животных население Дона вновь переходит к подвижному образу жизни. Кратковременные стоянки кочующих охотников почти не оставили следов, поэтому памятники этой эпохи на Дону не найдены, хотя отдельные части составных мезолитических орудий (так называемые микролиты) встречаются по берегам рек в большом количестве.
Последнюю эпоху каменного века — неолит — многие исследователи считают революционней в истории человечества. В этот период впервые появились новые формы хозяйственной деятельности: земледелие и скотоводство, были изобретены новые орудия труда, ткань, керамика. В некоторых частях земного шара, где развитие из-за благоприятных географических условий шло быстрее, человечество вплотную подошло к созданию первых классовых обществ, первых государств.
Однако на Дону в период неолита (V—IV тысячелетия до н. э.) охота и рыболовство сохраняли свое первостепенное значение. Неолитические поселения и стоянки располагались непосредственно по берегам Дона и его притоков. Река давала пищу, связывала с соседями. Крутые берега защищали от холодных северо-восточных зимних ветров.
Исследование неолитических памятников на Дону затруднено тем, что за последующие тысячелетия уровень вод Азово-Черноморского бассейна повысился на несколько метров, и ныне большинство древних поселений недоступно для изучения. Сохранились лишь стоянки на старых пересохших руслах (например, в долине р. Миуса) или на высоких, крутых берегах (Ракушечный Яр, у станицы Раздорской).
На этих стоянках найдены костяные крючки и гарпуны, каменные грузила, первая керамика, изготовленная вручную из глины с примесью песка или толченой ракушки, а под Воронежем из Дона был поднят целый неолитический челн, выдолбленный из ствола дуба. Обожженные на кострах без применения гончарных печей, сосуды имели конусовидную форму с округлым или острым дном и прочерченный по сырой глине геометрический орнамент.
В период неолита повсюду, в том числе и на Дону, изменились приемы изготовления каменных орудий. Появились шлифованные клиновидные топоры, была освоена техника сверления. Из кремневых изделий можно выделить ножи на длинных
МЕДНО-БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Белая Калитва » История Донского края
Самыми ранними из открытых на Дону памятников этого времени являются энеолитические поселения: Ливенцовское— в черте города Ростова и Константиновское — на правом берегу Дона, у города Константиновска.
Обитатели поселений были знакомы с привозной кавказской медью, но большинство орудий труда изготовляли из старого, более дешевого сырья — кремня и камня. Это были скребки различных форм и размеров, ромбовидные наконечники копий и дротиков, проколки, клиновидные полированные топорики, ножи.
Жители Константиновского поселения занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Это подтверждают находки — кремневые вкладыши серпа, остатки костей диких и домашних животных, предметы охоты и рыболовства. Поселенцы лепили вручную глиняную посуду — высокие сосуды с острым дном. Верхняя часть их покрывалась красивым орнаментом. Из керамических изделий в Константиновском поселении изготовлялись также различных форм очажные подставки под вертела.
Сравнение этих изделий с находками на других поселениях дает основание думать, что область Нижнего Дона в ту далекую эпоху была связана экономическими и культурными нитями с населением территорий нынешних Украины, Крыма, Кавказа и других районов.
Обитатели энеолитических поселений жили в больших наземных жилищах. Поселки были защищены естественными склонами холмов, а иногда и дополнительными искусственными сооружениями: рвом, валом, частоколом. Необходимость в такой защите была вызвана тем, что в степях в конце энеолита появились воинственные племена скотоводов-кочевников. Эти племена были многочисленны и имели хорошую военную организацию. Они первыми на земном шаре приручили и использовали как средство передвижения лошадь. Это помогло им постепенно вытеснить оседлое население и занять всю степную территорию С их пребыванием на Дону связаны первые курганные могильники.
Число курганов даже теперь, когда большая часть их уни чтожена временем, очень велико. Разбросанные группами и по одиночке, размерами от едва заметных холмиков до огромны: насыпей, они тянутся по водоразделам, оживляя степной пейзаж. В народной памяти происхождение курганов обычно связано с событиями недавних исторических эпох: на Украине — с деятельностью запорожцев, на Дону — с татарами, турками, казаками. В действительности большинство курганов представляет надмогильные сооружения бронзовой эпохи.
В начале нашего века археологическими раскопками было установлено, что курганные погребения бронзового века можно разделить по конструкции могил на три группы: ямные, ката-комбные и срубные, принадлежащие различным племенам, последовательно сменявшим друг друга на донской территории. Самые ранние погребения относятся к ямной культуре. Оставившие их племена обитали в конце III тысячелетия на огромной территории степи от Заволжья до Днепра. Они использовали в быту круглодонные сосуды со сложным орнаментом, были вооружены каменными боевыми топорами с просверленным для рукоятки отверстием, знали металл, но большинство орудий делали еще из кремня, камня и кости. За несколько веков своего существования племена ямной культуры претерпели многие изменения, часть их кочевала, разводя скот, часть была оседлой. На Дону, выше нынешнего Цимлянского моря, у хутора Репина открыты остатки поселения людей этой культуры.
В начале II тысячелетия до н. э. бассейн Северского Донца, а затем и донское правобережье были заселены пришедшими с запада племенами катакомбной культуры. Местное население они частично уничтожили, часть его ушла за Дон, а остатки, очевидно, смешались с пришельцами. Новая культура расцвела в XVIII—XVI веках до н. э. В это время племена катакомбной культуры проникают на левый берег Дона, в степные районы нынешней Калмыкии и Ставрополья. Здесь они сталкиваются с сильным влиянием населения Северного Кавказа. Южные соседи снабжают кочевников металлическими изделиями, сырьем, привозные предметы служат образцами для местного производства.
Под влиянием разных условий материальная культура племен на левом и правом берегах Дона начинает в это время резко различаться. Различны и их исторические судьбы.
Скотоводы-кочевники на правом берегу Дона и в его дельте постепенно переходят к оседлости. Этому способствуют местные географические условия и влияние северных соседей, где в зоне лесостепи оседлость была более традиционной. Возникают первые немногочисленные поселения, одним из которых является Ливенцовское, расположенное на том же месте, что и поселение эпохи энеолита. Его жители имели развитое скотоводческое хозяйство, изготовляли высококачественную керамику с характерными для катакомбной культуры узорами, нанесенными плетеным шнуром-тесьмой.
В середине II тысячелетия сюда проникают лесостепные племена. Их керамика украшена геометрическим орнаментом из налепных валиков или прочерченных по сырой глине линий. Пришельцы смешались с местным населением, их приход укрепил оседлость.
Взаимоотношения различных племенных групп в это время были далеко не мирными. Река Дон до некоторой степени служила барьером между оседлыми обитателями правобережья и населением сальских и манычских степей, где природные условия способствовали сохранению кочевого хозяйства. В начале второй половины II тысячелетия до н. э. кочевые племена временно захватывают правобережье. Их погребения с большим количеством металлических изделий кавказского происхождения и характерными сосудами реповидной формы встречаются в Приазовье вплоть до нижнего течения Днепра. В донскую дельту с юга проникают и другие племена позднего бронзового века. На месте все тех же Ливенцовских поселений во второй половине II тысячелетия до н. э. такими пришельцами сооружена мощная крепость с толстыми каменными стенами, башнями и выдолбленными в скальном грунте рвами.
Однако укрепления не помогли в борьбе с новым опасным врагом. В последние века бронзовой эпохи все донское правобережье, а частично и районы по левому берегу были захвачены племенами так называемой срубной культуры. Эта культура сформировалась в далеких заволжских степях, и с середины II тысячелетия до н. э. ее носители начали постепенное продвижение на запад.
Воинственные кочевые племена, вооруженные кинжалами и копьями, изготовленными из уральской бронзы, захватили огромную территорию по среднему течению Дона, нижнему — Днепра, дошли до Днестра, проникли в Крым. Низовья Дона не избежали общей участи, хотя и были завоеваны немного позднее. Стены Ливенцовской крепости хранят следы долгой^ осады, а возможно, и штурма. Между камнями во рву найдено много оружия. Только на одном из участков стены собрано несколько сотен кремневых наконечников стрел, принадлежащих племенам срубной культуры. Срубное поселение и могильник, возникшие здесь впоследствии, не оставляют сомнения в том, что штурм был успешным.
Продвижение племен срубной культуры на запад длилось долго, а общение с многими племенами на захваченных территориях изменило характер их первоначальной культуры. Кочевые племена быстро переходят к оседлости, на берегах Дона и его притоков появляется много срубных поселений с земляными, деревянными или даже каменными (Ливенцовка 1) жилищами, с остатками многочисленных ремесленных производств. Привычка хоронить умерших в курганах, связанная с кочевым бытом, уступила место обычаю захоронения в грунтовых мо--гильниках. Прежние острореберные и баночные формы сосудов теперь сочетаются с другими, заимствованными у местного населения. Металлические изделия: топоры, кинжалы, -серпы, а также клепанные из медного листа котлы сохраняют прежнюю форму, но, кроме уральской бронзы, на Дону для их изготовления используется и кавказский металл. Хотя скотоводство и продолжало играть в хозяйстве ведущую роль, однако важное значение имели и земледелие, рыболовство, охота.
I Конец эпохи бронзового века совпадает с быстрым разложением родового строя, ростом общественного богатства и неравенства, возникновением мощных военных союзов. По-видимому, Дон был местом формирования одного из таких племенных объединений, известного по письменным источникам, как киммерийское/ О нем пишет греческий историк Геродот в своей «Истории». Продвижение киммерийских племен на юг в начале I тысячелетия до н. э. навело ужас на мощные рабовладельческие державы Малой Азии и Месопотамии. В начале I тысячелетия до к. э. на Нижнем Дону на недолгое время расцветает группа поселений поздней бронзы со своеобразной культурой, в которой степные срубные элементы тесно переплелись с южными влияниями Кавказа и Крыма. Совсем близко от нынешнего Ростова расположена целая цепочка таких поселений: Кобяково, Гниловское, Хапровское, Сафьяно-во. В культурных слоях этих памятников найдены целые пласты из рыбьих «остей и чешуи, много каменных грузил для сетей, костяные и бронзовые крючки. Кроме рыболовства, мирное население занималось, судя по остаткам костей, разведением крупного и мелкого рогатого скота, свиней, практиковал
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НА ДОНУ (VII-X вв. н. э.)
Белая Калитва, История Донского края
После гибели поселений античного времени на Дону с IV по VII век н. э. отсутствует оседлое население. Кочевые племена готов, неоднородные и до прихода на Дон, по-видимому, включили в свою среду часть сармато-аланского населения. В конце IV века н. э. все эти народы были сметены движением с востока племен, говорящих на тюркском языке и известных в истории под собирательным именем гуннов. Затем в течение V—VII веков н. э. на территории Дона попеременно бытуют кочевые племена, близкие к гуннской среде: оногуры, совиры, болгары.
Лишь с конца VII — начала VIII века н. э. на Дону, как, впрочем, и на прилегающих территориях, появляется большое количество оседлых поселений. Их появлению предшествует борьба в 70-х годах VII века н. э. между племенами болгар и хозар. Победа хозар способствовала возвышению их политического объединения — каганата и включению в его границы территории Подонья. Это событие совпало с началом активного перехода к оседлости кочевых и полукочевых племгн в междуречье Дона и Волги.
Центр хозарского каганата находился на Нижней Волге, а крупнейшим пунктом на Дону становится построенная в IX веке на месте, ныне затопленном Цимлянским морем, крепость Саркел. Сооруженная из кирпича с помощью византийских мастеров, крепость имела прямоугольную форму, была защищена 16 башнями, рвами и валами.
Кроме Саркела, на Дону известны и другие укрепленные поселения этой эпохи, названия которых нам неизвестны. Это городища у нынешнего рабочего поселка Семикаракорский, города Константиновска, хутора Крымского, поселения Самбек и в других местах. Известны и десятки других, более мелких поселений так называемой салтово-маяцкой культуры (название произошло от названий современных населенных пунктов, близ которых впервые были обнаружены памятники этого типа).
Население в них жило в полуземлянках, находившихся далеко одна от другой, или в наземных жилищах. Основной формой хозяйства было разведение скота. Использовалась керамика как изготовленная на гончарном круге (амфоры, кувшины), так и вылепленная вручную (горшки-корчаги). Поселения эти принадлежали болгарскому населению на Дону, политически подчиненному хозарскому каганату.
Расцвет средневековых городищ на Дону приходится на IX век. На рубеже IX—X веков н. э. часть их погибает, вероятно, под ударами кочевых племен печенегов, чья активность постепенно возрастает. Наиболее крупные существуют и в X веке, но падение Саркела в 985 году прекращает жизнь и на них.
История развития Подонья в XI веке связана с проникновением половцев на востоке и усилением Древнерусского государства на северо-западе.
ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ДОНУ
Белая Калитва » История Донского края
Во-первых, сосуществование не было полным, пришельцы занимали узкую прибрежную полосу, не претендуя на степные пространства—основную территорию кочевых племен. Экономическая жизнь греческих городов не составляла конкуренции скифскому хозяйству, напротив, они удачно взаимодействовали, греческая транзитная торговля нуждалась « сырье, производимом кочевниками, а те, в свою очередь, охотно приобретали ремесленные изделия античных центров.
Во-вторых, сосуществование не всегда было мирным. Однако греческие города, защищенные мощными укреплениями и хорошо вооруженными дисциплинированными воинами, успешно противостояли агрессивным попыткам кочевников, а позднее, с усилением централизованного Боспорского царства, греки и сами перешли в наступление, умело используя межплеменную рознь степного населения.
Первые временные экспедиции греков на Дон относятся к концу VII века до н. э. Находки античных изделий этого времени, главным образом керамики, встречены во многих пунктах нашего края. ^'В VI веке до н. э. в устье Дона, в черте нынешнего Таганрога, существовал постоянный торговый пункт греков. Сейчас это место залито водами Таганрогского залива Азовского моря и недоступно для исследований.
В V веке до н. э. много греков живет в городище, построенном местными племенами у нынешней станицы Елизаветинской. Это поселение быстро превратилось в торговый центр Нижнего Дона и утратило свое значение только к III веку до н. э. в связи с возникновением на левом берегу реки, близ теперешнего хутора Недвиговки, другого центра города Танаиса. Античные авторы первых веков нашей эры неоднократно упоминают Танаис как сильный и богатый центр. Город был выстроен как крепость, с учетом многих особенностей фортификационного искусства. Центральная часть городища представляла собой квадрат размером 215X215 метров и была обнесена каменной стеной с башнями и глубоким рвом. С запада к основному городищу примыкал посад, в свою очередь защищенный стенами меньшей мощности.
За семь веков своего существования, с III века до н. э. по IV век н. э. Танаис неоднократно перестраивался, подвергался разрушениям и вновь возрождался, не теряя при этом роли торгового центра Подонья.
Большинство населения Танаиса жило в каменных усадьбах, состоящих согласно античной архитектуре из двух-трех помещений с глубокими подвалами и маленького мощеного дворика. В подвалах хранились запасы продовольствия и товары. Жители города использовали в быту предметы античной культуры, прежде всего привозную гончарную керамику: амфоры, пифосы, парадные краснолаковые чаши, кувшины, блюда. В городе обращалась боспорская монета, в ходу была греческая письменность, судя по надписям, существовала обычная для греческих городов выборная форма власти во главе с должностным лицом элинархом. Ремесленники города изготовляли многие предметы, в том числе стеклянную посуду, ювелирные изделия, керамику.
В то же время Танаис имел многие особенности, отличающие его от других городов Боспора и объясняемые отдаленностью города от греческих центров. Дома танаитов покрывала кровля не из черепицы, а из камыша, грубая кладка стен была далека от античных образцов. При раскопках города Танаиса встречено немало свидетельств о смешении греческой культуры с культурой скифо-сарматской. Имена жителей, упоминаемых :в надписях, так же имели и греческое, и местное происхождение. О смешенном населении Танаиса свидетельствует и могильник города, где встречаются погребения различного происхождения. Жизнь танаитов была нелегкой. В маленьких темных домах не было места для печей. Помещения отапливались переносными жаровнями, а освещались коптящим пламенем глиняных плошек-светильников. Усадьбы теснились вплотную одна к другой или разделялись узкими кривыми улочками-проходами. Строители города стремились использовать каждый свободный участок, ведь желающих поселиться за оборонительной стеной было много, а место ограничено.
Санитарное состояние города было ужасающим. Здесь же находился скот, высыпался мусор, дымили горны ремесленников. Весной и осенью улицы тонули в грязи, а зимой были завалены снегом.
Теснота, грязь и отсутствие водопровода часто приводили к возникновению болезней, развитию эпидемий. Очень высокой была смертность, особенно среди детей и подростков, об этом говорят погребения в могильнике Танаиса.
Выше уже говорилось о роли Танаиса в политической и экономической жизни всех поселений Нижнего Дона. В середине III века н.э. город и окружающие его поселения погибают, разрушенные вторжением в Придонье готских кочевых племен.
В IV веке н. э. город временно восстанавливается, правда, в значительно меньшем размере, но через несколько десятилетий вновь подвергается разгрому и гибнет окончательно.
РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК. СКИФО-САРМАТСКАЯ ЭПОХА
Белая Калитва » История Донского края
Происхождение и ранняя история скифов имеют еще много неясных страниц. Греческий историк Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V веке до н. э., указывает на восточное, азиатское происхождение скифской культуры. Археологический материал, относящийся к началу I тысячелетия до н. э., не противоречит этому взгляду, и большинство советских историков придерживается такого же мнения. Ранние скифские памятники появляются после продвижения на запад азиатских потомков племен срубной культуры позднего бронзового века. Хорошо оснащенные железным и бронзовым оружием, скифские племена вытесняют на юг и юго-запад своих предшественников — киммерийцев и расселяются на большой территории юга Европейской части нашей страны.
Скифская культура повлияла на многие соседние племена, в том числе на население лесостепной полосы по течению Среднего Днепра и Верхнего Дона, да и сами скифы не были единой племенной общностью. Поэтому термин «скифы» стал употребляться как обобщающий для кочевников на более широкой территории.
Скифы, по Геродоту, обитали в степном междуречье Дуная и Дона. Дон, таким образом, был границей между скифскими и родственными им савроматскими племенами, обитавшими в Поволжье. Южными соседями скифов были племена меотов, жившие по восточному побережью Меотиды (Азовского моря). -м. В VII веке до н. э. скифские племена вели кочевую жизнь. Разведение скота — овец, коней и в меньшей степени быков — было главным хозяйственным занятием. Продукты скотоводства полностью обеспечивали быт скифов: мясо, молоко, кожа и шкуры, кость и рог—все шло в потребление, а позднее и в обмен. Передвижения племен с большими стадами проходили вдоль рек: летом, спасаясь от бескормицы в выгорающих степях, — на север, в лесостепную зону; зимой—на юг, в дельты Дона, Кубани, Днепра, где даже в суровое время года можно было прокормить скот.
Весь быт скифов был приспособлен к кочевой жизни. Жилищем служила кибитка или наземное разборное сооружение типа юрты. Взрослое мужское население почти всю жизнь проводило в седле, видимо, поэтому предметы конской упряжи составляют едва ли не самую частую находку в ранних погребениях скифов.
За последнее время на Дону найдено немало памятников ранне-скифской культуры.
В 1959 году при раскопках кургана на окраине города Аксая был обнаружен клад VIII—VII веков до н. э., состоящий из двух наборов конской упряжи: бронзовых удил, псалиев' и блях. Погребения VI века до н. э. встречены в курганах у хутора Верхнеподпольный (1967), у поселка Койсугский (1967— 1968) и у города Константиновска (1968). В последнем погребении был найден интересный памятник раннего скифского искусства — костяная пластинка с гравированным изображением оленьего стада и напавшего на него хищника, по-видимому, пантеры.
В середине VII века до н. э. скифы через Кавказ проникают в Переднюю и Малую Азию, где участвуют в политической борьбе древневосточных держав: Урарту, Ассирии, Мидии и даже Египта. Согласно Геродоту они в течение 28 лет господствуют в Азии, но затем, вытесненные сильным государством мидян, в начале VI века до н. э. возвращаются в причерноморские степи.
За эти годы в среде скифов произошли перемены. Кочевники-скотоводы, жившие в VII веке до н. э. большими родовыми общинами с совместным производством и потреблением, где частная собственность на скот уживалась с родовыми традициями, побывав на юге и познакомившись с государствами Востока, резко изменились. В походах сложилась мощная военная организация с многочисленной администрацией, выделяющейся своим общественным и имущественным положением. Верхушка усвоила приемы эксплуатации, право наследования, пышный быт и имела больший вкус к грабительским набегам, чем к разведению скота.
Вернувшиеся племена подчиняют себе оставшихся на местах скифов и создают первое в Причерноморье классовое общество. Геродот называет этих скифов царскими и сообщает,
И что остальных скифов они считали своими рабами. Дон был восточной периферией этого государства, а центр находился в низовьях Днепра.
В конце VI века до н. э. неудачный поход персидского царя Дария I в Северное Причерноморье укрепил авторитет скифов. Расцвету скифской культуры способствовали и связи с многочисленными греческими колониями, возникшими к этому времени на Черноморском побережье.
О могуществе скифских вождей говорят царские курганные погребения VI— IV веков до н. э. в низовьях Днепра и Дона. В отличие от бронзового века, когда огромные курганы возводились в течение многих веков (их подсыпали после каждого нового погребения простого общинника в насыпь), скифские курганы сооружались единовременно и только над останками одного представителя знати. Большинство таких курганов ограблено еще в древности, но некоторые дошли до нашего времени нетронутыми.
В дельте Дона наиболее известна группа курганов скифской или савроматской знати V—IV веков до н. э. у станицы Елизаветинской. В 1960 году при доследовании одного из больших курганов здесь была обнаружена каменная гробница с большим количеством предметов из меди, железа, кости, серебра я золота. В числе прочих находок были золотые обкладки ножен меча и горита (футляра для лука) с рельефными изображениями как сцен античной мифологии, так и традиционных для скифов сцен борьбы животных. Эти изделия, а также многочисленные амфоры, чернолаковые и краснофигурные сосуды, бронзовые предметы вооружения, найденные в этом и других курганах Нижнего Дона, были изготовлены греческими мастерами, но использовались скифской знатью. Немало встречается в погребениях предметов и скифского производства. Это огромные бронзовые котлы на высоком поддоне и с двумя вертикальными ручками. В отличие от клепаных котлов позднего бронзового века они литые. В кургане найдено много предметов из кости, в художественной обработке которой скифы были непревзойденными мастерами своего времени, а также бронзы, железа.
Замечательны найденные образцы оружия скифов: копье с железным втульчатым наконечником, железный короткий меч— акинак и небольшой сложный лук со стрелами. Скифские стрелы имели литые бронзовые наконечники с двумя, а позднее с тремя лопастями. Изготовлением этих предметов занимались ремесленники, жившие в обширных и хорошо укрепленных городищах, возникших к этому времени на Днепре и Дону (Елиза-ветовское городище).
В конце IV века до н. э. скифы потерпели ряд поражений на Балканском полуострове. Это отразилось на их могуществе. Начиная с III века до н. э. на Дон с востока проникают сарматские племена. Сарматы — потомки родственных скифам савроматских племен — к моменту прихода на Дон находились наиболее низкой ступени развития, чем их предшественники — скифы. Однако под влиянием новых условий их общество быстро менялось. Знакомство с классовым строем скифов н греческих городов способствовало распаду родовых отношений, выделению знати.
Особенно четко прослеживается по курганным захоронениям имущественное расслоение у сарматских племен. По левому и правому берегам Дона известно немало погребений сарматских воинов. Часто они встречаются в курганах более ранних эпох и содержат обычные предметы обихода — лепные сосуды, бусы из стекловидной пасты, бронзовые зеркала, железные мечи и наконечники стрел с трехлопастной головкой и длинным черешком, вместо втулки.
Но вместе с тем известны и курганы знати. Обычно погребения в них ограблены, но благодаря тризне — поминальному обряду, после которого в насыпи, вокруг могилы, расставлялись многие вещи—до нас дошли великолепные изделия того времени.
В Новочеркасске в 1864 году при строительстве водопровода был разрыт курган Хохлач с богатой тризной. Здесь, кроме бронзовых и серебряных сосудов, происходящих из Южной Италии, был обнаружен золотой головной убор женщины — диадема, украшенный вставками из резного камня и золотыми фигурками животных.
В 1962 году под Новочеркасском, в Садовом кургане, были найдены остатки еще одной богатой тризны. Археологами был обнаружен большой серебряный сосуд — лутерий, в который были вложены восемь серебряных позолоченных чаш с рельефными изображениями, золотые украшения конской узды — фа-лары и некоторые другие предметы.
Можно перечислить немало замечательных изделий этой эпохи, случайно найденных на Дону в разное время: у хутора Федулова, станицы Мигулинской и в других местах. Во время раскопок в 1960—1961 годах на левом берегу Дона, у станицы Багаевской, также были найдены великолепные бронзовые сосуды, завезенные главным образом из средиземноморских областей.
Очевидно, к тому времени, к которому относятся найденные изделия (I век до н. э.— I век н. э.), сарматы были втянуты в бурную политическую жизнь Северного Причерноморья и более отдаленных территорий. Военные походы обогащали знать, и богатые погребения — такое же явное свидетельство этого, как и рядовые могилы сарматов-воинов — доказательство того, что далеко не всем участникам походов доставались слава и богатство. Военные предприятия дробили сарматские племена, перемешивали различные родовые коллективы.
К I веку н. э. на Дону, кроме сарматов, живут меоты, аланы и другие племена. Некоторые из них переходят к оседлости, образуя поселения. Целая сеть таких поселений была расположена по берегам Дона, в его низовьях в I—III веках н. э.: Кобяково, Кизитиринское, Ростовское, Темерницкое, Гниловское, Хапров-ское, Подазовское и др. Все они группировались вокруг торгового и опорного пункта греков на Дону — города Танаиса, возникшего вблизи устья реки в III веке до н. э. Донские поселения, судя по отсутствию укреплений, находились в политической зависимости от Танаса.
Оседлые поселенцы занимались разведением скота, сеяли просо, ячмень, пшеницу, ловили рыбу. Излишки продуктов шли на обмен. Ремесло было развито слабее, многие изделия, особенно украшения и некоторые виды орудий, они получали путем обмена. Самым развитым было гончарное ремесло.
На Кобяковом, Гниловском, Подазовском поселениях найдены остатки печей для обжига керамики. Часть местных керамических изделий тоже шла на обмен, но уже не в Танаис, где была своя керамика, более высокого качества, а в северные и северо-восточные степные районы, к кочевникам.
Дома здесь строились из глины и камыша, прямоугольной или округлой формы (сказывались пережитки кочевой жизни, когда жилища имели форму юрты). Только в редких случаях употреблялось каменное строительство, заимствованное у греков.
Умерших хоронили на кладбищах-некрополях, расположенных вблизи. В соответствии с обрядом покойного снабжали оружием, украшениями, посудой, напутственной пищей. Различия в обрядах подчеркивают пестроту населения городищ Нижнего Дона в то время.
В середине III века н. э. жизнь на всех перечисленных поселениях замирает, та же участь постигает и Танаис. Этот процесс связан с появлением в Приазовье кочевников готов.
infourok.ru
История и культуры Подонцовья эпохи энеолита
неолит - медно-каменный век (5-4 тыс. до н.э.) - в Украине связывают с появлением в Поднепровье и Поднестровье поселений трипольской культуры. На Левобережье в то время происходили свои исторические события, связанные со скотоводами разнокультурных групп степных племен. Истории и культурам энеолита Подонцовья посвящен очередной материал очерков истории края.В последнее время заметно возросла активность луганских археологов в изучении энеолитических памятников на Северском Донце, получены большие и значимые в научном отношении материалы, позволившие наметить археологические культуры, которые "участвовали" в событиях истории Подонцовья в 5-3 тыс. до н.э.В археологических памятниках энеолита Подонцовья находятся признаки практически всех культур, известных на юго-востоке Европы. Среди них особое значение принадлежит среднестогов-ской культуре (дальше - ССК). Формирование культуры, надо полагать, происходило в междуречье Днепра и Дона. В этом же пространстве находится Подонцовье, поэтому есть все основания говорить о местном характере ССК на Северском Донце. Поселениям ССК свойственны неукрепленные, обычно в низких поймах или надпойменных террасах, небольшие поселки. Могильники находятся вблизи поселений.
Рис.10
Историческая роль ССК состоит в том, что она являлась основным компонентом в образовании будущей ямной культуры. Керамика ССК включает в основном две формы сосудов - горшки и миски, реже находят кубки, миниатюрные сосуды. Горшки и кубки всегда высокогорлые, низ (дно) остродонный, орнаментом оформлены только верхние части сосудов. Эти признаки характеризуют как бы классический тип посуды ССК (рис. 10). Хозяйство населения ССК предположительно носило производящее направление, но эту точку зрения разделяют не все. Ряд ученых первостепенное значение в этой культуре придают роли речного, в особенности моллюскового, собирательства, простейшему рыболовству. И все же о скотоводстве, главным образом, коневодстве, следует говорить; во времена энеолита лошадь уже была домашним животным, и это наиболее ранние признаки приручения лошади европейцами. С проблемой приручения лошади тесно связан и вопрос использования их для верховой езды. В пользу последнего говорят находки псалий - специальных костяных приспособлений для управления лошадью с помощью узды. Кроме скотоводства, на поселениях ССК отмечены орудия для охоты, прослеживаются следы зарождения земледелия. В заключение, назовем наиболее достоверные, известные в Подонцовье памятники ССК. К ним относят поселения Клешня (оз.Клешня), оз.Зановское, с.Подгоровка, с.Новоселовка. На части из них уже были проведены раскопки, другие представлены не более чем местонахождениями, которых у нас более 30. Заметный след в истории энеолита Подонцовья оставила новоданиловская (НДК) культура, обнаруженная Н. Е. Макаренко в 1930 г. при исследовании Мариупольского могильника. Она в большей мере известна по захоронениям. Ее погребения отличались особым набором предметов (прежде всего, изготовленных из кости). Погребения устроены в грунтовых ямах, стенки которых иногда обставляли плитами или же могли накрывать камеру. Скелеты чаще всего лежат на спине, в скорченном виде, ноги подняты в коленях кверху, руки вытянуты вдоль туловища, голова ориентирована на восток. При погребении умершего посыпали порошком охры, в качестве инвентаря клали ножевидные пластины, медные бусы, посуду, украшения из клыков вепря, раковины. В 60-80 гг. ХХ в. в Луганской области было открыто несколько новоданиловских захоронений. Например, в 1973 г. был изучен курган на территории Луганского сельхозинститута, в котором оказалось 5 захоронений: 3 - катакомбных, 1 - ямное, 1 - энеолитическое. Энеолитическое выполнено в яме прямоугольной формы 2,7х2,35 м, стенки которой оформлены кусками мергеля. В ней обнаружены три скелета. Все они лежат в ряд на спине, руки сложены на тазе, ноги полусогнуты, но очевидно, что при захоронении они были подняты в коленях вверх. Скелеты взрослых людей, в особенности в области черепов, грудной клетки, таза и стоп, обильно посыпаны охрой. Самой удивительной особенностью этой могилы был инвентарь, состоящий из 33 предметов, в их числе: 22 изделия из кремня - ножевидные пластины с ретушью (ножи) и без нее (заготовки), каменный абразив, изделия из кости и рога (флейта, зооморфное навершие на посох-жезл, подвеска), три кремневых топорика, два тесла, скребок. Разнообразный и в то же время многочисленный набор вещей, в особенности пластин, подводит к мысли о "захоронении" с умершими людьми "клада" предметов, принадлежавших в основном одному из погребенных, скорее всего тому, который размещен в средней части могилы. Пластины сделаны из кремня наивысшего качества. Такой материал происходил из месторождений у Лутугино или Зимогорье. Новоданиловские древности раскрыты на могильнике у г.Александровск, на левом берегу р.Лугань. Здесь находился древний некрополь. Всего раскрыто 29 погребений, часть из которых оказалась энеолитическими. В Подонцовье раскрыты захоронения в специальных каменных конструкциях - кромлехах, которые представляли собой архитектурное сооружение, гробницу умершего. Редкий и оригинальный кромлех обнаружен на могильнике у с.Пионерское в Станично-Луганском районе. Размеры каменной конструкции 4,5х5 м, высота 1 м, камни стоят вертикально, но с наклоном вовнутрь, создавая впечатление, что ими был обставлен небольшой курган. Внутри кромлеха прослеживается неглубокая, прямоугольной формы погребальная яма. Погребальное сооружение из крупных кварцитовых плит, уложенных в виде круга, было доисследовано в пгт. Петровка. В центре гробницы находился скелет в красной охре. Возле головы найдены миниатюрный глиняный горшок с ручкой, большой кремне