Музыкальные первобытные инструменты. Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура восточных славян, античных городов Северного Причерноморья. Му
Статья: Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытно-общинного строя. Музыкальные первобытные инструменты
Статья - Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытно-общинного строя
Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытно-общинного строя
Каранькова Ю.Н.
Эпоха первобытнообщинного строя составила самую длительную полосу в истории человечества. Сведения о ней наука черпает в археологических раскопках и оставленных первобытным человеком наскальных росписях и рисунках. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделилось в самостоятельный род деятельности, и было подчинено практическим целям. Музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь, и её важнейшим предназначением было объединение людей в общем трудовом усилии.
Первобытные люди наделяли музыку также магической силой, видели в ней средство, способное защитить от злых чар, принести успех начатому делу. Такие ритуальные действия – и не религия, и не искусство, они – и то и другое вместе. Именно таким предстаёт первобытное искусство – целостным, нерасчленённым – т.е. синкретичным.
Начальные стадии формирования музыки были связаны с выработкой навыков пения. Вокальное исполнительство явно доминирует. Оно было связано с пантомимной пляской, мимикой, жестом и представляло собой натуралистическое копирование природных интонаций: пения птиц, рёва животных, завывания ветра. Пляски и игры сопровождались ритмически организованными ударами и выкриками.
Прототипом музыкальных инструментов оказалось человеческое тело: если человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, то хлопанье в ладоши, удары ног по земле при пляске оказались прообразами ударных инструментов, которые являются самым ранним видом музыкальных инструментов. Впоследствии хлопанье в ладоши привело к использованию медных тарелок. Очень рано появились различного рода погремушки (тыквенные, например, где звук получался благодаря ударам косточек о внутренние стенки выдолбленной тыквы). Для изготовления музыкальных инструментов также использовалось дерево, шкура и кости убитого зверя и т.д.
Весьма распространённым был шумовой инструмент гуделка (у австралийцев — чуринга). Гуделка представляла собой овальную пластинку с просверленным у одной стороны отверстием, за которое она привязывалась к верёвке (палке). Размахивая ею над головой с меньшей или большей быстротой, дикарь варьировал характер и силу звучности – от лёгкого шума ветерка до ужасающего завывания. Эту устрашающую силу звучания использовали шаманы для воздействия на соплеменников, в силу чего гуделка приобрела грозное магическое значение. Древность гуделки доказана нахождением её в палеолитических раскопках.
Вслед за шумовыми инструментами возникают примитивные духовые – ракушки с просверлёнными отверстиями, различные свистульки и инструменты типа флейт. Наиболее архаические флейты – из костей животных убитого врага или животного и тростниковые. Костяные флейты занимали большое место в магических действиях.
От ударов по стволу дерева, игры над пустой ямой перешли к корытообразному деревянному барабану без мембраны. Он достигал громадных размеров: на нём можно было коллективно плясать. Использовались и барабаны из шкур убитых животных, которые расстилали между коленями и ударяли по ним руками.
Прототип современного ксилофона – ряд дощечек различной величины, которые укреплялись на тыквах – резонаторах. Такой инструмент под названием маримба существует и сейчас в Африке.
Позднее других появились струнные инструменты. Некоторые учёные считают прототипом лук, другие – полоску коры бамбука или другого растения.
Таким образом, поздний палеолит являет собой начальную стадию формирования музыки, а именно: зарождение первичных вокальных навыков, появление примитивных музыкальных инструментов. Первобытное искусство имело синкретичный характер, где музыка была тесно связана с пантомимной пляской и магическим ритуалом.
www.ronl.ru
Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытно-общинного строя
Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытно-общинного строя
Каранькова Ю.Н.
Эпоха первобытнообщинного строя составила самую длительную полосу в истории человечества. Сведения о ней наука черпает в археологических раскопках и оставленных первобытным человеком наскальных росписях и рисунках. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделилось в самостоятельный род деятельности, и было подчинено практическим целям. Музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь, и её важнейшим предназначением было объединение людей в общем трудовом усилии.
Первобытные люди наделяли музыку также магической силой, видели в ней средство, способное защитить от злых чар, принести успех начатому делу. Такие ритуальные действия – и не религия, и не искусство, они – и то и другое вместе. Именно таким предстаёт первобытное искусство – целостным, нерасчленённым – т.е. синкретичным.
Начальные стадии формирования музыки были связаны с выработкой навыков пения. Вокальное исполнительство явно доминирует. Оно было связано с пантомимной пляской, мимикой, жестом и представляло собой натуралистическое копирование природных интонаций: пения птиц, рёва животных, завывания ветра. Пляски и игры сопровождались ритмически организованными ударами и выкриками.
Прототипом музыкальных инструментов оказалось человеческое тело: если человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, то хлопанье в ладоши, удары ног по земле при пляске оказались прообразами ударных инструментов, которые являются самым ранним видом музыкальных инструментов. Впоследствии хлопанье в ладоши привело к использованию медных тарелок. Очень рано появились различного рода погремушки (тыквенные, например, где звук получался благодаря ударам косточек о внутренние стенки выдолбленной тыквы). Для изготовления музыкальных инструментов также использовалось дерево, шкура и кости убитого зверя и т.д.
Весьма распространённым был шумовой инструмент гуделка (у австралийцев - чуринга). Гуделка представляла собой овальную пластинку с просверленным у одной стороны отверстием, за которое она привязывалась к верёвке (палке). Размахивая ею над головой с меньшей или большей быстротой, дикарь варьировал характер и силу звучности – от лёгкого шума ветерка до ужасающего завывания. Эту устрашающую силу звучания использовали шаманы для воздействия на соплеменников, в силу чего гуделка приобрела грозное магическое значение. Древность гуделки доказана нахождением её в палеолитических раскопках.
Вслед за шумовыми инструментами возникают примитивные духовые – ракушки с просверлёнными отверстиями, различные свистульки и инструменты типа флейт. Наиболее архаические флейты – из костей животных убитого врага или животного и тростниковые. Костяные флейты занимали большое место в магических действиях.
От ударов по стволу дерева, игры над пустой ямой перешли к корытообразному деревянному барабану без мембраны. Он достигал громадных размеров: на нём можно было коллективно плясать. Использовались и барабаны из шкур убитых животных, которые расстилали между коленями и ударяли по ним руками.
Прототип современного ксилофона – ряд дощечек различной величины, которые укреплялись на тыквах – резонаторах. Такой инструмент под названием маримба существует и сейчас в Африке.
Позднее других появились струнные инструменты. Некоторые учёные считают прототипом лук, другие – полоску коры бамбука или другого растения.
Таким образом, поздний палеолит являет собой начальную стадию формирования музыки, а именно: зарождение первичных вокальных навыков, появление примитивных музыкальных инструментов. Первобытное искусство имело синкретичный характер, где музыка была тесно связана с пантомимной пляской и магическим ритуалом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://academicon.ru/
Дата добавления: 30.08.2012
www.km.ru
Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура восточных славян, античных городов Северного Причерноморья. Му
Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура восточных славян, античных городов Северного Причерноморья. Музыкальная культура Киевского государства. Древнерусские музыканты, музыкальные инструменты Тема урока. Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура восточных славян, античных городов Северного Причерноморья. Музыкальная культура Киевского государства. Древнерусские музыканты, музыкальные инструменты. Мотивация. Знание истории развития музыкального искусства родной страны делает вас эрудированными, интересными собеседниками, патриотами. Источниками украинской музыкальной культуры является древняя культура восточнославянских племен, культурное влияние соседних народов. По мнению ученых, древние проявления музыкального искусства в наших предков наблюдались уже примерно сорок тысяч лет назад. Среди найденных предметов обихода и художественных произведений того времени случаются первоначальные музыкальные инструменты или их изображения на посуде или драгоценностях. В Мариупольском могильнике 1931 найдено семь дудочок с птичьей кости периода неолита, а львовская археологическая экспедиция 1953 нашла на стоянке Молодово Черновицкой БЛАСТ флейту из рога северного оленя. Ученые считают, что это самый из всех известных палеолитических музыкальных инструментов. Он имеет один продольный искусственное отверстие и четыре оперечних в тонкой, специально обработанной Мундштучное части, а в нижней части - еще ява небольших отверстия. В ходе развития первобытного общества повышаются художественные запросы людей, совершенствование орудий труда сопровождается улучшением качества и разнообразием музыкальных инструментов, увеличением их количества. На северном побережье Черного моря было высокоразвитое искусство античных цивилизаций. Приморские степи заселяли скифы, cap-мать и другие племена. Исторические памятники свидетельствуют о тесных художественные взаимосвязи античных городов Причерноморья и племен, заселявших тогдашние украинские земли. Среди археологических находок скифского времени большую ценность имеют ювелирные изделия. Исторические источники свидетельствуют о многожанровый фольклор восточных славян, которые еще в дохристианские времена имели богатые обрядовые традиции, разнообразный музыкальный инструментарий. Зарубежные письменные памятники сообщают, что славяне умели играть на гуслях, лютне, свирели, бубнах, а также о церковных колокола, хоровое пение, танцы и хороводы под аккомпанемент музыкальных инструментов, сопровождали славянские богослужения. Основу духовной культуры любого народа составляет устное народное творчество, которому присущи национальная самобытность и неповторимость. Не случайным является выражение, что фольклор - это душа народа. Характерной чертой фольклора является синкретизм: поэтические тексты или поют, или произносят с определенной интонацией и ритмом с помощью мимики, жестов в сопровождении инструментальной музыки и танцев во время выполнения обрядовых действий. Народные песни, танцы, игры происходят из земледельческого культа славян, а потому связаны с той или иной порой года. Издавна они состояли в календарно-обрядовые циклы - весенний, летний, осенний, зимний. Пение веснушек всегда сопровождался хороводами, танками, играми в поле или на лесных полянах. Дети и молодежь выполняли разные обрядовые песни-игры с имитационными движениями, обращаясь с приветствием к природе - растений, птиц, животных, солнца. В конце весны - начале лета выполняли выразительные песни, в которых воспевалась природа, звучали мотивы любви. Позже образы нимф, русалок ожили в творчестве Т. Шевченко и Леси Украинский, операх А. Дарго-мижського, Н. Римского-Корсакова, М. Лысенко, М. Леонтовича. В июне, во время праздника Ивана Купала, пели древнейших купальских песен, в которых славили животворные силы природных стихий - огня, воды, солнца. Юноши прыгали через горящий костер, девушки гадали на венках, пуская их по воде. К зимнего цикла входили колядки (название происходит от имени славянской богини неба Коляды), щедривки (от Щедрого вечера перед Новым годом). В обрядах колядования и щедрование с приветствием хозяев и пожеланиям им здоровья и достатка участвовали дети, за которые традиционно вознаграждали лакомством. С давних времен песня - непременный спутник и в радости, и в беде - становилась неотъемлемым атрибутом семейной жизни людей. К архаическим относятся семейно-обрядовые песни: свадебные, колыбельные, плачи и причитания. Образный диапазон свадебных песен значителен: лирические и грустные, посвященные прощанию молодой с семьей, беззаботной юностью, или торжественные застольные, в которых возвеличивали молодых, веселые танцевальные. Тематика медленных и напевных колыбельных включая фантастические и сказочные сюжеты. Эмоционально напряженные речитативные плачи и причитания принадлежат к глубинной архаики. Народ относился к искусству «голосильниць» с глубоким почитанием. Эти музыкально-поэтические фольклорные образцы НЕ записывали, а варьируя, устно веками передавали из поколения в поколение. Поэтому в измененном виде традиции народных обрядовых песенных жанров дошли до наших дней. В то же время жанровые разновидности фольклора на территории Украины сохранились в неодинаковой степени. Так, в Карпатах наиболее распространены обрядовые песни, особенно частушки; на Приднепровье - исторические и лирические, песни, а на Левобережье - лирико-эпические. Государственное укрепление, установление культурных связей с соседними странами, введение христианства - вот определяющие факторы, способствовавшие расцвету музыкальной культуры Киевской Руси. Музыка играла важную роль в жизни простых людей, быту княжества, в церковных службах. В княжеские времена происходит постепенное обособление народной и профессиональной культуры - то есть культуры низов и княжества (властной верхушки). Наряду с древними обрядовыми песнями возникает новый фольклорный жанр - былины. Эта разновидность героического эпоса становится ведущим в народном творчестве времен Киевского Государства, но в дальнейшем исчезает из обихода. Былины воспевают исторические события, героизм защитников родной земли: князей, бояр, дружинников. Однако самым популярным был образ воина-богатыря из народа - Ильи Муромца. В походах князей звучала так называемая «ратный» музыка, военные оркестры использовали разные духовые инструменты - трубы, рога, свирели, Окары-ны, кувичкы, волынки, жалейка, а также ударные - бубны, накры, Тулум-бас, тарелки, колокольчики. Военные музыканты прославляли князей, чествовали послов иностранных государств на официальных приемах; музыка звучала на праздничных трапезах и во время веселых развлечений при княжеском дворе. В оформлении церковных богослужений, как и в фольклоре, некоторое время сосуществовали языческие и христианские обряды. Заимствованные из Византии церковные песнопения внедрялись благодаря приглашенным в Киев греческим и болгарским певцам. Главным центром культивирования церковных песнопений стала Киево-Печерская лавра. Постепенно, под влиянием местных народных традиций, они менялись, ведь местные певцы усваивали мелодии «с голоса», воспроизводя их из памяти. Таким образом, музыкальная культура Киевского Государства за короткий исторический промежуток достигла высокого уровня, она развивалась под влиянием европейской музыкальной культуры, одновременно питая свою самобытность. В период развития музыкальной культуры польско-литовский период византийские художественные ориентации изменялись на ренессансные, ведь в те времена на украинскую территорию волной покатились идеи западноевропейского Возрождения, отдельные вспышки которого были ощутимы в церковной музыке. В ее недрах в течение Х-XVI вв. развивался музыкальный профессионализм. В истории украинской церковной музыки условно можно выделить два периода и соответствующие им стили исполнения: монодич-ний (одноголосый) и партесный (многоголосый). Некоторое время, в течение перехода от одно голосся к многоголосие, эти стили сосуществовали. Еще со времен Киевской Руси воцарился знаменный распев - одноголосый унисонный пение с ограниченным диапазоном и строгим возвышенным составом. Мелодии, заимствованные из Византии, изменялись под влиянием местных народно традиций. Их записывали специальными знаками - крюками (от старослов. «Крюк», «знамя» - знак). При отсутствии линеек для записи высоту и продолжительность звуков фиксировали лишь ориентировочно. По месту происхождения распевы разделяют на киевский, лаврский, волынский (Почаевский), русский (галицкий), Прикарпатье (васи-лиянський), черниговский, греческий, болгарский, сербский и др. Стремление к большей выразительности церковной музыки способствовало возникновению партесного пения (от лат. - Партии, голоса). Тогда же происходит четкое разграничение четырех голосов хора по высоте и тембру на бас, тенор, альт и дискант. Тексты записывают близкой народу славяно-русском языке, мелодии - уже не крюками, а новым «киевским знаменем», то есть квадратными нотами на линейках (со второй половины XVI в.). Яркий и пышный партесный пение распространялся благодаря деятельности братских школ - Острожской, Львовской, Киевской, Луцкой и других, где церковное пение и музыкальная грамота принадлежали к обязательным учебным предметам. Сохранился нотный реестр библиотеки Луцкого братства, в который вошло около 300 партесных произведений более десяти авторов, является свидетельством высокого развития хоровой культуры Украины польско-литовской суток. Песня глубоко проникала в жизнь человека, сопровождая всю деятельность человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека - всюду присутствовала песня, заполняя труд и досуг, охватывая разные эмоциональные сферы. Поэтому семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские. Наибольшим разнообразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Они были неотъемлемой частью таких семейных обрядов как похороны, свадьбы. В древности существовали и коллективные военные стенания. На Руси даже была специальная профессия плакальщиц, которых нанимали для оплакивания. Плач входил в церемониального обряда поминовения умерших. Древнейшей частью свадебного обряда был плач невесты, оплакивает разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством. Музыкальная культура восточных славян не ограничивалось песенным творчеством. Рядом с ним была распространена и инструментальная музыка, струнная и духовая, о чем будет подробнее сказано далее. Одним из самых распространенных инструментов в Древней Руси были гусли. Византийские историки сообщают о трех славянских музыкантов VI в., Которые были захвачены в плен на пути в Хазарию. Эти музыканты оказались послами; в руках у них был струнный инструмент, который греки назвали кифарой. Ю. В. О музыкальной одаренности славян нередко говорят древние историки, а сохранившийся фольклор свидетельствует о богатейшей русской песенную культуру, ее жанровое разнообразие, своеобразие интонационного строя, были прекрасной основой для развития нового музыкального искусства в период формирования музыкальной культуры Киевской Руси. Расцвет русской культуры периода Киевской Руси был подготовлен всем предшествующим развитием восточнославянской культуры. Оригинальное, богатая песенная культура восточных славян повлияла на светскую и церковную народную музыку последующих времен, на профессиональную творчество русских композиторов. Все наиболее важные события жизни Киевской Руси тесно связаны с музыкой. Праздники - семейные (рождение или свадьба), общественные или земледельческие - сопровождались обрядовыми песнями, музыкой, танцами и зрелищами. С песнями отправлялись в военный поход. В сопровождении ритмических звуков барабанов и труб-зурне вступали в бой с врагом, с песнями праздновали победы. Песнями-плачами и причитаниями сопровождался погребальный обряд. На Руси издавна существовали профессиональные исполнители. Среди них особое место занимали певцы былин и преданий, которые в речитативно-декламационный форме «словил» - пели героически эпические песни. Наиболее яркий представитель таких исполнителей - Боян - певец XI в., Который жил при дворе Святослава Ярославича и которого вспоминает автор «Слова о полку Игореве». Боян воспевал деяния и подвиги Ярослава Мудрого, Мстислава Владимировича, Романа Святославича, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте - гуслях. Среди профессиональных музыкантов и актеров место занимали скоморохи-затейники.Путешествуя по городам и селам, они выступали на праздниках и торгах. Скоморохи искусно владели различными музыкально-исполнительными жанрам: были танцорами, фокусниками, актерами, водили медведей, играли на гуслях, трубах, флейтах, гудках и бубнах. Некоторые из них постоянно жили при княжеском дворе или при дворах крупных феодалов. Именно таких скоморохов, пожалуй, изображена на известной фреске в Софийском соборе в Киеве. В северной башне собора также изображение музыканта со смычковым инструментом, подобным скрипки (виолы), но еще с мало развитым грифом. Последняя деталь приближает его к древнерусским музыкальных инструментов - гудков, выявленных во время раскопок в Новгороде. Прямой параллелью к сюжету софийской фрески есть эпизод из повседневного обихода князя Святослава Ярославича, описанный Нестором в «Житии Феодосия Печерского»: «... И яко вниде в храм, идеже князь седя, и это виде многы играющий пред ним; овы гусленыа гласы испущающим, и инем мусикейскыя пискы гласящим, иныя же органный, и тако всем играющим и веселящимся, якоже обычай есть перед князем ». Автор говорит о придворном музыкальный ансамбль не как о чудо, необычное на Руси, а, наоборот, подчеркивает, что все скоморохи играли и веселились, «якоже обычай есть перед князем». Известной на Руси была и военная музыка. Летописные источники неоднократно упоминают трубы-зурны, или сурны, ударные инструменты: бубны-барабаны, накры, арганы. Так, 968 г.. Русский воевода Претич громкими звуками труб-зурне напугал печенегов, осадили Киев. Они убежали, думая, что это вернулся из Болгарии Святослав Игоревич с войском. Трубы и бубны вспоминает летописец в описании Липецкой битвы 1216 О большой популярности музыкального искусства на Руси свидетельствуют музыкально-танцевальные сюжеты в книжной миниатюре и произведениях прикладного искусства. Изображение гусляров и танцоров, кроме фресок в Софийском соборе, случаются на пластинчатых браслетах из Киева и других городов, они на серебряной чаши XII в. из Чернигова, среди миниатюр Радзивилловской летописи. В Новгороде обнаружены древнерусские смычковые инструменты - гудки. Эти находки имеют важное значение для изучения музыкальной культуры России. Корпус гудка сделан из дерева в виде овального удлиненного корытца с треугольной головкой, где содержались трех колышки для натяжения струн. Сверху корпус инструмента закрывался декой с вырезами.
allr.genskov.ru
Музыка древности: какой она была? Первобытное общество | Культура
Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки. Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.
А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России — здесь ситуация намного хуже.
Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».
Небольшая справка
Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уйальда в одноименном фильме 1997 года, кто-то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы. Недавно Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык.
Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.
Те, кто решит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением — музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.
Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что — у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала — откуда?
Музыка — ровесница человечества
Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?
Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.
Находки археологов — тоже большая тема для исследований. Каменные плиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива — струна), флейты из костей и рогов различных животных — это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.
Предполагается, что очень рано сложились и первые песни первобытного общества: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.
И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.
Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец — это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.
Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном — мелодии минорные (если кто помнит, минор — это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.
Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.
Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа — почему так происходит.
Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение — отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.
Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития — и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.
О музыке древних цивилизаций можно будет прочитать в следующий раз. А в комментариях можно послушать песни африканских племен и горловое пение.
shkolazhizni.ru
Самые первые музыкальные инструменты | Невероятный мир
Рубрика: Разное
Нет комментариев
История музыкальных инструментов восходит к истокам человеческой культуры. По всей вероятности, человеческий голос был первым музыкальным инструментом. Конечно, первые люди изобретали музыкальные инструменты, и, естественно, они разительно отличаются от существующих ныне. Согласно археологическим раскопкам, большинство ранних музыкальных инструментов были придуманы в эпоху раннего палеолита.
Первые ударные музыкальные инструменты (примерно 165 000 лет назад).
Ударным музыкальным инструментом является любой предмет, от удара по которому или от царапанья которого производится вибрация, собственно, искомый звук. Самым первым музыкальным инструментом был человеческий голос, но первые ударные инструменты, такие как камни, палки и прочее, были, почти наверняка, придуманы первыми людьми в начале эволюции человека разумного. Впоследствии для получения различных по громкости и тональности ударных звуков, эти первые ударные музыкальные инструменты претерпевали физические изменения.
Флейта Боба Флинка (примерно 67 000 лет назад).
Первый настоящий музыкальный инструмент, согласно археологическим раскопкам, был изобретен 67 000 лет. В июле 1995 года, словенским археологом Иваном Туроком на северо-западе Словении был обнаружен музыкальный инструмент, изготовленный из кости. Назвали этот инструмент флейтой Дивдж. Из себя он представлял трубочку с четырьмя отверстиями, на основании чего канадский музыковед Боб Флинк определил, что на этой так называемой флейте можно было проигрывать четыре ноты по диатонической шкале. Исследователи подсчитали, что возраст этой флейты составляет примерно 67 000 лет, что делает его старейшим известным музыкальным инструментом и единственным музыкальным инструментом, связанным с культурой неандертальцев.
Флейта, изготовленная из бивня мамонта ледникового периода (примерно 43 400 лет назад).
Второй древнейший музыкальный инструмент был обнаружен немецкими археологами. Это опять оказалась флейта длиной 18,7 сантиметров, вырезанная из бивня мамонта и имеющая три отверстия для пальцев. Надо сказать, что на этой флейте уже можно было воспроизводить достаточно сложные мелодии. Были найдены всего 31 флейта в пещере в горах близ Ульма на юге Германии.
Кстати, вырезать флейту из твердой слоновой кости гораздо сложнее, чем изготовить ее из костей птиц. Для этого кривой бивень мамонта необходимо разделить и тщательно выточить обе половинки, а затем аккуратно скрепить их, причем, швы музыкального инструмента должны быть герметичны.