Первобытные музыкальные инструменты. История звука: какими были первые музыкальные инструменты в истории человечества?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЛЮДОВИК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ  или «24 СКРИПКИ КОРОЛЯ» . Первобытные музыкальные инструменты


Развивашка33 - Музыкальные инструменты

Музыкальные  инструменты 

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии. В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).

Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

С чего же начинались музыкальные инструменты?Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:

- Дудка из кости. - Флейта из кости.

    - Звериные рога.     - Труба из ракушек.     - Барабан из шкур животных.     - Трещетки из камня, древесины.     - Музыкальные луки (луки охотников)

Это интересно

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый "оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные  музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.

Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока — -законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем.

Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза... В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. Слуги сбились с ног, принимая все новых и новых гостей, но вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем не сравнимая музыка. Чарующие звуки, и громкие и в то же время нежные, лились непрерывно, казалось будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте. Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы: — Прекрасно, великолепно, брависсимо!!! — Что это?! — Это оркестр, — играя кружевами жабо, небрежно, будто о чем-то всем известном, отвечал Людовик.

— Оркестр? — Да, да, оркестр. Мой оркестр, — подчеркнул король, упирая на слово «мой», — я назвал его «Двадцать четыре скрипки короля».

Не всем тогда понятно было это греческое слово. Но даже те, кому было известно оно, удивленно пожимали плечами. Ведь «орхестрой» в Древней Греции называли полукруглую площадку театра, где размещался хор — непременный участник трагедий! и комедии.

 

Здесь же никакого хора не было. Музыка исполнялась инструментами. Однако, не желая выглядеть несведущими, знатные вельможи, их дамы, разодетые, разукрашенные, сверкавшие драгоценностями, понятливо закивали головами: — А-а-а, оркестр. Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.  Правда, и до этого времени музыканты часто собирались группами, чтоб музицировать, и, говорят, так любили заниматься этим делом, что во Флоренции вынуждены были издать постановление, запрещавшее после вечернего звона общинного колокола и до звона утреннего нарушать тишину исполнением серенад и матинад. Однако все эти музыкальные ансамбли не имели постоянного состава. Лишь тогда, когда закрепился постоянный состав музыкантов, исполняющих специально для него созданную композитором музыку, возник оркестр. У короля Людовика Четырнадцатого было сразу два оркестра: большой — для дворцовых концертов — «Двадцать четыре скрипки короля» и малый, сопровождавший его в походах, — «Шестнадцать скрипок короля». Впоследствии за четыреста лет жизни оркестры не раз видоизменялись и, в зависимости от состава музыкальных инструментов, получали то или иное название:  симфонический, струнный,  духовой,  шумовой. В народе тоже полюбили оркестр, и вскоре стали создавать самые разнообразные виды народных оркестров. Когда же в моду вошла эстрадная музыка, то особую популярность завоевал джаз-оркестр.

СТРУННЫЕ  СМЫЧКОВЫЕ. В оркестре они размещены на переднем плане:  слева от дирижера первые скрипки,  справа — вторые,  сразу за первыми скрипками виолончели  и рядом с ними альты.  Лишь контрабасы из-за своей величины стоят у стены, чтоб не загораживать другие инструменты и не мешать им.

Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае оно существует не одну сотню лет. Уже с самого своего появления Смычковые, а особенно скрипки,  приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом. В семействе Смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки — быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы. Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать. Особенно благоволят они к семейству Деревянных духовых

Любят вести беседу со старым фаготом и английским рожком. Редко бывает, когда альты вдруг начнут самостоятельно что-либо рассказать. Но тогда их голосом, сочным и немного суровым, можно просто заслушаться.

А вот виолончельне так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза... Последний представитель Смычковых — контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна и благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится-становится ворчливым и неприятным. Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из     инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех.     ДЕРЕВЯННЫЕ  ДУХОВЫЕ . В оркестре Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта —флейта-пикколо       

. Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех. Голоса Деревянньх духовых очень схожи с человеческими,  а флейта                    умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

Есть у кларнета старший брат  — бас-кларнет, который так же как альт, ценит дружбу с фаготом. Они и дружат-то потому, что сходны по характеру. Голоса бас-кларнета и фагота низкие и суровые.  Бас-кларнет и фагот часто ворчат и бывают всем и всеми недовольны.

Зато гобой               и его родной брат английский  рожок                  — прямая противоположность бас-кларнету и фаготу. «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз. Голос же английского рожка в отличие от гобоя — «задумчивый, немного грустный, мечтательный и достаточно возвышенный, чтоб обратить на себя должное внимание».

Они  иначе называют «Медь».  Медные духовые или Медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр — Духовой. Медь очень мощная и сильная группа оркестра. Одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. А их вместе взятых в оркестре бывает до восьмидесяти и более! Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным — тоже шумной группе.О трубе — главной представительнице Медных духовых — говорят, что там, где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и труба... Она неизменно принимала, да принимает еще и по сей день, живейшее участие в повседневной жизни человечества... Она присутствовала на всех празднествах и обрядах. В свое время она объявляла войну и сзывала войско на бой. Она же подавала знак к отступлению и возвещала торжество победителей». Может быть, оттого, что голос у нее звонкий и торжественный, гордый и надменный. Но наши гордые представительницы Струнных — скрипки — не признают «некоронованную королеву» трубу. Они считают ее плохо воспитанной. Ведь неприлично, говорят они, так громко разговаривать и тем самым привлекать к себе всеобщее внимание. Остальные члены семейства Медных столь же громогласны, но не так блестящи.Валторна  характером помягче, голос ее очень выразителен и часто по звучанию напоминает виолончель. Вот почему виолончель любит, когда ее пение поддерживают валторны.

Тромбон же может быть свирепым и злым. И даже, когда он играет сдержанно, голос его звучит «сурово, жестко и взволнованно. Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя» (Берлиоз).

Совсем недавно в симфоническом оркестре появилась туба. Она грузна и тяжеловесна. Быстрые мелодии исполнять хоть и может, но делает это с изяществом слона. Поэтому чаще в оркестре она дремлет и редко-редко вставит свой голос.

Первые представители этой большой семьи Появились 

в незапамятные времена, когда первобытный человек только-только начинал производить всевозможные орудия производства. тамтамы, (термин звукоподражательный, заимствован из Индии): ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга.  бубен,  тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола... На некоторых из таких инструментов  можно играть мелодии. Например, нежный голосок колокольчика звенит и переливается в оркестре. Волшебный голосок его завораживает, и слушаешь, слушаешь его, а наслушаться не можешь.  И даже челесту и рояль причисляют к семейству Ударных, только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные.

Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная)  похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой. Челеста - совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее. Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её волшебным звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» (1891) ,а  в балете «Щелкунчик» он поручил челесте сопровождать танец феи Драже. Еще о челесте. В отличие от остальных инструментов семейства Ударных она появилась на свет совсем недавно.В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста».. Челеста сродни роялю и даже немного похожа на него. Во всяком случае белые и черные клавиши она заимствовала у него. Правда, у челесты их намного меньше. И молоточки, обтянутые сукном или войлоком тоже очень схожи с молоточками рояля. Но вот струн, как у рояля, из которых эти молоточки извлекают звук, челеста не имеет. Вместо них у нее металлические пластинки.

Ксилофон На ксилофоне или похожем на него металлофоне, только игрушечном, ты вероятно играл, когда был совсем маленьким. Надо полагать, это самый древний инструмент. Появился, очевидно, тогда, когда первобытный человек впервые ударил палкой по сухому деревянному полену и услышал поющий звук. Взял полено поменьше, ударил, и услышал другой звук... В Южной Америке, Африке и Азии еще до недавнего времени находили множество таких ксилофонов. Они были настолько распространены — деревянные брусочки разной величины, связанные жгутами, что долгое время оставались неизменными. Для бродячих музыкантов ксилофон был удобен своей компактностью: для игры разложил на столе, кончил играть, свернул и пошел дальше. Лишь в XIX веке ксилофон приобретает современный вид. Играют на нем деревянными палочками — «козьими ножками».  А вот литавры издают грозный гул, который может длиться очень долго — до тех пор, пока не приглушишь его. В старину о них говорили, что «это — огромные грохочущие бочки, которые беспокоят честных стариков и старух, больных и немощных, и что сам дьявол изобрел и смастерил их». Звук литавр, мощный, гудящий, действительно может напугать человека и создать, конечно, соответствующее грозное настроение.  Как видно Ударные очень разнообразны ! по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника.

 Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они Ударные.

razvivashka33.ru

какими были первые музыкальные инструменты в истории человечества?

Звук - первое доступное каждому человеку чувство. История человечества может рассматриваться как история вмешательств человеческого рода во все окружающее: сперва достижение, после осмысление и изменение. Первые примитивные звуки, которые мог издавать первобытный человек, легли в основу формирования языка коммуникации между особями.

Существовавшая ранее система жестов стала служить скорее подспорьем для нового языка звуков. Прежний язык жестов строился на предметно-указательной основе и не был способен выражать эмоции или мысли "говорящего". Появление звукового языка знаменует первый этап - достижение. Осмыслением возможностей звука и претворением этих мыслей в жизнь человечество занято и по сей день.

Свою первую прочную позицию звук занял в музыке. Хотя словом "музыка" сложно назвать то, что звучало в то время. Первая религия - анимизм, то есть вера в духов, наделяла все окружающее дикаря властью, обратно пропорциональной человеческому пониманию: если природа удара кулаком по лбу была предельна понятна и прозаична, то появление дождя, шум ветра и вспышки молнии казались пугающими воплощениями могущественных сил.

Первобытный человек старался задобрить эти силы, отвести от себя беду, а порой и добиться кооперации, помощи и благоволения от них. Звук стал ему отличным помощником. В мистических ритуалах первых шаманов звук не только приобретал сакральное значение для человека, но и становился инструментом для взаимодействия с высшими силами. Этому инструменту требовалось физическое воплощение.

Первыми музыкальными инструментами несомненно служили простые предметы - камни, палки, а первой музыкальной основой являлась ритмика. С помощью смены ритмов, их ускорением и замедлением, частотой повторения ритмического рисунка достигалось околотрансовое состояние. Эффект изменения мироощущения у участников ритуалов явился неоспоримым доказательством могущества звука как музыки. Ритм создавал проявление физической общности людей как племени, показывал их силу и единение. Отсюда берут свое начало военные марши и религиозные песнопения.

Параллельно с ритмом развивалась другая составляющая музыки - высота и длительность нот. Смысловая нагрузка ритуалов - обращения, заклинания, проклятья - производилась с помощью голоса. Пение становилось неотъемлимой частью таких собраний. Со временем появились каноны, следуя которым шаманы новых поколений проводили ритуалы максимально приближенные к тем, которым научили их пращуры. Формировалась основа для будущего ремесла, а после и искусства.

Можно с определенностью сказать, что новизна - не самое главное, что ценилось в "музыке" того времени. Требовалась эффективность. Если племя после ритуала ожидала удачная охота или победа в противостоянии с врагами, то такой ритуал считался удачным. И только шаман мог быть ответственен за исход предприятия. Мало кому захочется повесить себе на шею такой хомут, но, как видно, находились и те, кто на свой риск или случайно менял ход действий. Эффективность ритуалов закрепляла за новаторами право оставить свою лепту в истории. Провал означал запрет и наказание.

Своеобразным прорывом можно считать создание первых музыкальных инструментов. Не адаптацию предметов, а именно их создание. Первыми рукодельными инструментами считаются духовые - флейты, вырезанные из кости примерно 67 тысяч лет назад. По найденным в 1995 году остаткам костяной флейты археологи смогли заключить, что это был инструмент, позволявший извлекать 4 ноты диатонической интервальной системы.

Еще долгое время духовые инструменты оставались доминирующими в музыке, но появление технологий обработки дерева и камня, а позже и металла явило миру первые ксилофоны - ударные инструменты, на которых можно было играть по нотам. Впереди у новых инструментов было прекрасное будущее - вплоть до 14 века нашей эры они оставались самыми популярными.

www.ruavtor.ru

Музыкальные инстр

Музыкальные  инструменты  Знакомство детей с историей музыкальных инструментов.

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.

Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной

записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).http://www.muz-urok.ru/muz_istorii/istor.gif

Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

С чего же начинались музыкальные инструменты? Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:

    - Дудка из кости.     - Флейта из кости.     - Звериные рога.     - Труба из ракушек.     - Барабан из шкур животных.     - Трещетки из камня, древесины.     - Музыкальные луки (луки охотников)

Это интересно Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные  музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.

http://www.muz-urok.ru/images/line5.gif
http://www.muz-urok.ru/images/023.gifО музыкальных инструментах:

 Людовик четырнадцатый или «24 скрипки короля»

 Симфонический оркестр     1.Струнные смычковые           2.Деревянные духовые     3.Медные духовые     4.Ударные     5.Необычные музыкальные инструменты Что рассказывают о себе сами инструменты

 АРФА

 Лазерная АРФА

 Рассказывает ФОРТЕПИАНО

 СКРИПКА дает интервью

 Беседа с БАЯНОМ

 Рассказ БАЛАЛАЙКИ

 ВАЛТОРНА

 Беседуем с ГОБОЕМ.  

Видео о музыкальных инструментах

 Как создается арфа

  

Знаменитые скрипичные мастера

 Антонио Страдивари

 Никколо Амати         

 Джузеппе Гварнери                

http://www.muz-urok.ru/images/line5.gif
Это интересно:

Найден самый древний музыкальный инструмент

Ученые считают, что им удалось обнаружить самый древний в мире музыкальный инструмент. Его возраст составляет более 35 тыс. лет. Остатки инструмента, напоминающего флейту, были найдены в пещере на юго-западе Германии.

http://www.muz-urok.ru/simf_orkestr/oldest-musical-instrument.gif  http://www.muz-urok.ru/simf_orkestr/oldest-musical-instrument-2.jpg

mognovse.ru

Музыка

 

Поиск по сайту:

Главная » Темы » Музыка

Современные ученые считают, что первые представители человека разумного, Homo Sapiens, появились в Африке примерно 160 тыс. лет назад. Где-то сто десять тысяч лет спустя первобытные люди расселились по всем континентам нашей планеты. И на новые земли они уже принесли музыку в ее первобытной форме. У разных племен музыкальные формы различались, но общие первоисточники однозначно прослеживаются. Отсюда следует, что музыка как явление зародилась еще на африканском континенте до расселения доисторических людей по миру. И было это минимум 50 тыс. лет тому назад.

Следующая эпоха в развитии музыкального искусства получила название «музыки древнего мира». Началась она с переходом на письменную традицию; следовательно, музыка этого периода уже фиксировалась в письменных источниках. Жаль, что лишь малое количество из них сохранилось до наших дней.

Термин «ранняя музыка» касается периода с 457 г.н.э. (дата падения Великой Римской Империи) и до середины 18-го века (завершение эпохи Барокко). Относится он исключительно к европейской музыкальной традиции.

Следующий этап в развитии европейской музыкальной традиции – эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая длилась на протяжении 14-16 веков. Это знаменательный период для развития европейской культуры в целом. Музыка в период Возрождения стала полноправным видом искусства, со своими течениями, законами развития и национальными особенностями.

Музыкальный инструмент – это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своим корнями в далекое прошлое.

Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля – Закса они получили название «хордофоны».

К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием

Язычковые инструменты – это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка – гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Ударные – самое многочисленное на сегодняшний день семейство музыкальных инструментов. Звук из инструментов этого типа извлекают посредством удара по поверхности звучащего тела. Звучащее тело может принимать различные формы и быть изготовлено из разнообразных материалов. Кроме того, вместо удара допускается встряхивание – по сути, опосредованные удары палочками, молоточками или колотушками по тому же звучащему телу.

Клавишным музыкальным инструментам характерна система звукоизвлечения при помощи рычагов, управляемых клавишами. Множество клавиш, расположенных в определенном порядке, получило название инструментальной клавиатуры.

Звучание электронных музыкальных инструментов происходит благодаря специальным электронным схемам, которые могут создавать и изменять частоту, длину и громкость музыкальных звуков. Звуковой сигнал проходит через усилитель и выводится на динамик, откуда и производится звучание. Не стоит путать электронные и электромеханические инструменты. В последних звучание происходит за счет механического воздействия на инструмент, звук от которого передается на звукосниматель, преобразующий его.

Гитара – самый распространенный струнный щипковый музыкальный инструмент с полым деревянным корпусом, выступающим в качестве резонатора, длинным грифом и струнами. Используется гитара во многих музыкальных жанрах, как сольный инструмент, так и как аккомпаниатор.

Арфа – самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Кларнет – деревянный духовой инструмент с одинарной тростью, широким звуковым диапазоном и мягким тембром. Может выступать как в качестве сольного инструмента, так и в составе оркестра или ансамбля. Кларнет может быть использован в произведениях любых музыкальных жанров.

Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха.

Кастаньеты – ударный музыкальный инструмент, который представляет собой две круглые полые половинки, соединенные шнуром. Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева, на сегодняшний день достаточно часто применяется для их изготовления стеклопластик. Особо распространенный музыкальный инструмент в Испании, Латинской Америке, Италии. В переводе с испанского название инструмента означает «каштан», но производится он из дерева ореха, гранадильо, палисандра, черного дерева и даже слоновой кости.

Фортепиано – один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле – горизонтально.

Синтезатор – музыкальный электроинструмент, звук которого создается при помощи генераторов звуковых волн. Бывают синтезаторы аналоговыми и цифровыми. В первых происходит изменение свойств электрического сигнала, во вторых необходима настройка центрального процессора.

Слово «композитор» происходит от латинского «compositio», что означает «создавать». В давнем XIII веке композиторами называли всех художественных деятелей, которые создавали что-то новое в искусстве. Со временем слово «композитор» закрепилось только за музыкальными деятелями. Произошло это где-то ближе к XVI столетию, и с тех пор это понятие относится только к музыке. Соответственно, композитор – это человек, сочиняющий музыку.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки. Профессия композитора требует музыкального таланта и глубоких знаний музыкальной композиции. Можно смело утверждать, что композитор – важнейшая фигура в музыкальном мире. Поэтому каждый знаменитый композитор в истории музыки оказывал весомое влияние на развитие музыки на каждом конкретном этапе.

Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Фактически музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов. В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой.

Скрипка – струнный инструмент смычкового типа, получивший широкое распространение в эпоху барокко (17 век). Тогда же появились первые профессиональные скрипачи.

Пианисты – это музыканты, специализирующиеся на фортепианном исполнении музыкальных произведений.

Понятие «духовная музыка» охватывает весь спектр музыкальных произведений религиозного характера. Такие произведения могут исполняться непосредственно во время религиозных богослужений и в повседневных церемониях.

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе – фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания.

Романс – это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Блюз – это жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев.

Электронная музыка – современный жанр, к которому относят музыкальные произведения, создаваемые при помощи электронных инструментов и современных технологий. Жанр электронной музыки относят к концу 20-го – началу 21-го веков, хотя первые электронные инструменты стали появляться еще в начале прошлого века. Этой музыке свойственно уникальное жанровое и стилистическое многообразие.

 

www.letopis.info


Смотрите также