Теории происхождения первобытного искусства. 2. Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искусства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Теории происхождения и функции первобытного искусства. Теории происхождения первобытного искусства


7. Теории происхождения и функции первобытного искусства

Учёные предложили несколько гипотез возникновения первобытного искусства:

  1. «Искусство для искусства», или игровая гипотеза. По мнению её приверженцев, древнейшие изображения делались людьми в часы досуга просто ради удовольствия, для украшения, и не имели иного, более глубокого смысла.

  1. Магическая гипотеза. Суть её заключается в том, что палеолитическое искусство выводится из магических обрядов, в ходе которых оно и создавалось. Чаще всего его связывают с охотничьей магией или магией размножения.

  1. Мифологическая гипотеза. Рисунки на стенах пещер имеют мифологическое содержание и отражают «метафизические» представления их создателей, в частности, о дуализме мужского и женского начал, жизни и смерти и т. д.

4) Компенсаторная теория. Изображения объектов вожделения и манипуляции, над ними производимые, как бы компенсировали охотничью активность в реальной жизни.

5) Гипотеза демонстрации трофеев. Согласно этой гипотезе, палеолитическое искусство возникло и развивалось как средство демонстрации мужчинами охотничьих и иных успехов.

6) Экологическая, или демографическая гипотеза. Расцвет культуры рассматривается как одно из следствий социальных, а в конечном счёте - демографических и экологических изменений.

7) Гипотеза информационного взрыва. Суть её заключается в предположении, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм изобразительной деятельности могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных средств хранения и передачи культурной информации.

Функции:

  1. Мировоззренческая

  2. Коммуникативно-образовательная

  3. Эстетическая

8. Культурные и торговые контакты в Древнем Мире

С финикийцами торговля вступает в новый фазис развития. Раньше она почти не выходила из рамок простого обмена продуктами между различными государствами и племенами Востока; теперь она становится всемирной и делается морской по преимуществу. Лет за 1000 до н.э. финикийская торговля находилась в полном расцвете. Строго сохраняя тайну своих западных плаваний, они нераздельно царили на море от Индии до Ютландии, доставляя Западу произведения Востока и наоборот. Но упадок этой торговли наступил так же быстро, как и расцвет. Внутренние неурядицы и вражеские нашествия исчерпали силы маленького народа; его торговой монополии наступил конец, но одна из его колоний, Карфаген, впоследствии сделалась великой торговой державой.

Торговля у древних персов

Торговля у древних персов получила громадный толчок благодаря деятельности Дария Гистаспа. Он докончил канал Рамзеса и Нехо, произвел денежную реформу для облегчения обмена, покрыл свое громадное государство целою сетью дорог и промежуточных станций, которые столько же служили военным, сколько и торговым целям, исследовал течение Инда и берега омывавших его державу морей. Продукты Индии развозились караванами по всему государству; арабы были посредниками в сношениях с югом, греческие колонии малоазиатского прибережья, подвластные персам — с западом и севером.

studfiles.net

2. Теории происхождения искусства

Истина о природе происхождения искусства скрыта в глубокой древности. Многие ученые на протяжении столетий ищут ответы на вопрос о происхождении искусства, но до сих пор о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Истоками искусства можно считать первобытное общество, когда появились первые попытки изобразить окружающий мир. Такая передача своих представлений способствовала возникновению новой формы общения между людьми, а также первым зачаткам обучения, т.к. давала возможность сохранять и передавать знания и навыки.

В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических фактах (это открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этнографических исследованиях и исследованиях в языкознании (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры). Перечислим лишь некоторые из них:

1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина. Теория утверждает, что способность к искусству, к художественному творчеству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Ведь человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. По мнению исследователей многие сюжеты первобытного творчества задевают такие важные темы для человека, как материнство и смерть, а в ритмичных узорах первобытности (орнаментах) они находят подсознательный эротизм.

3. Игровая теория происхождения искусства. Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге – видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно. По мнению авторов, игра – это всегда подражание.

В какой–то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Ф. Шиллер считал игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор для того, чтобы творить, необходимы эти условия – свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную – свободного созидания. Самые ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

4. Магическая теория происхождения искусства была разработана С. Рейнаком. Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда.

5.Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации об окружающем мире от взрослых к детям. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

studfiles.net

ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА » Буквы.Ру Научно-популярный портал

121414 1534 1 ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА Шедевры человеческого гения — это отражения глубинных тенденций, происходящих внутри общества. Собственно, авторы нетленных произведений, как люди особой духовной конституции, натуры чувствительные, не могут равнодушно наблюдать внутренние процессы, происходящие в обществе — и выплескивают эмоциональный отзвук в своих творениях. Искусство является лишь непредвзятым зеркалом реальности, отражающим все детали и явления с поразительной остротой. История развития искусства отображает историю развития человечества.

Развитие мирового искусства, как и отдельно взятых стран и народностей, идет, как известно, не только по спирали, но и синусоидально.

Новые тенденции в искусстве, спады или падения его становятся своеобразным индикатором общечеловеческого прогресса или регресса в данный конкретный период времени.

В данной работе рассмотрены проблемы возникновения искусства, проанализированы основные теории и подходы к происхождению искусства и исследованы основные особенности первобытного искусства.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Поздние этапы происхождения искусства связаны с разложением первобытного строя. Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек — их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность — примитивный коллективизм.

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство — дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру.

В книге «Утро искусства»академик А.П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии. Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало. Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности — это труд. Но разве игра — не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первобытное или иначе называемое примитивное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись до сих пор у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты.

Обращение первобытного человека к новому для него виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления людей об окружающем мире, способствовало сохранению и передаче знаний и навыков, служило средством общения. Для первобытного человека искусство стало таким же универсальным инструментом духовной культуры, каким был заостренный камень в его трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль об изображении тех или иных предметов? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени у ученых существовало два противоположных взгляда на историю первобытного искусства. Одни считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей придерживается мнения, что и те, и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита или древнего каменного века. Каменный век — древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия и оружие изготовлялись из камня; делится на палеолит, мезолит и неолит.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» — примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня и кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII по XV тысячелетие до н.э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей, бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и массы шерсти (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.

В XII тыс. до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывавшие своды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, ставшую еще более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и др. — самое совершенное художественное произведение из того, что было создано человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например, маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в первоклассно оборудованный музей.

В дальнейшем изображения в целом утратили живость, объемность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н.э.) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительным движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанных между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а связующим веществом служили такие стойкие соединения, как яичный белок, кровь и, возможно, мед.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу забрасывая ее стрелами, наносят последний смертельный удар или удирают от разъяренного раненого животного. В это же время появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают масштабы композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, это скорее символы, которые служат только для того, чтобы изображать массовые сцены. Художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения, второстепенного, что помешало бы передавать и воспринимать сложные позы, движение, саму суть происходящего. Человек для него — это воплощенное действие.

Таяние ледников привело в неолите или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н.э.) в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах защищенных от внезапного нападения.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминает человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов, тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежным исполнением. Наряду со стилизованными фигурами встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали и т. д.), изображения оружия (топоры, кинжалы) и средств передвижения (лодки, корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть над временем. Он как бы положил начало новой форме бытия — художественной форме — развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство — это механизм мышления, необходимый для поддержания эффективной жизнедеятельности человека в широком диапазоне климатических и физических условий, внутривидовых и межвидовых отношений его, которые изменяются независимо от желания человека и которые изменяет сам человек или изменяются по отношению к человеку, когда он пытается расширить среду обитания за рамки «естественных» условий своего существования. Этот механизм стимулируется, с одной стороны, необходимостью существовать в изменяющейся естественным образом среде, а с другой стороны, он же стимулирует развитие инструментальных средств (биологических и не биологических) поддержания жизнедеятельности, если среда обитания изменяется быстрее, чем естественным образом мог бы приспособиться к ней человек (отсюда необходимость наук, промышленности и т.п.). Происходит искусство не из социальной потребности человека, но из тех параметров все-сущего, которые позволяют существование человека разумного, и одновременно в которых человек разумный может осуществлять себя как вид, расширяя пределы своего ареала обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

  2. Шестобитов В. У истоков искусства. М., 1971.

  3. Шурц Г. История первобытной культуры. СПб., 1910.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

bukvi.ru

2. Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искусства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством, обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит (35 – 18 тыс. лет до н.э.), когда ледник отступает на север. Среди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теориясчитает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2.Религиозная теориясчитает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3. Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4. Эротическая теориясчитает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5. Теория подражаниясвязывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

6. Иллюзионистская концепциясчитает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было необходимо как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. Поэтому человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе все окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений называется «анимизм» (от латинского слова «anima» - душа). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется «антропоморфизм».

Анимизм и антропоморфизм, были издревле присущи всем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, например, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

  1. Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

  2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

  3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

  4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

  5. Об умирающем и воскресающем боге

  6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

  7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали все члены общества. Ритуал психологически поддерживал «участие» человека в универсуме, в сложной жизни Вселенной, определял каждому свое место в нем. Поэтому искусство в первобытном обществе всецело было подчинено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный «язык» знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

  1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

  2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

  3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

  4. Железный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век, как наиболее длительная эпоха, делится на такие периоды:

  1. Палеолит (древний каменный век)

А). Нижний – 1.9 млн. лет до н.э. – 38 т.л. до н.э.

Б). Верхний – 38-35 т.л. до н.э. – 10 т.л. до н.э.

Верхний Палеолит подразделяется на такие периоды:

      • Шательперонский - 35-30 т.л. до н.э.

      • Ориньяк - 30-25 т.л. до н.э.

      • Граветтский - 25-18 т.л. до н.э.

      • Солютре - 18-15 т.л. до н.э.

      • Мадлен - 15-10 т.л. до н.э.

  1. Мезолит (средний каменный век) – 10 – 5 т.л. до н.э.

  2. Неолит (новый каменный век) – 5-4 т.л. до н.э.

Это временнóе деление на периоды носит условный характер: на разных территориях и в разных климатических зонах человеческое общество развивалось неравномерно, а многие сообщества до сих пор находятся на стадии первобытности.

В период Верхнего палеолита появляются первые изображения на стенах пещер: отпечатки рук, волнистые линии красного цвета (следы пальцев, так называемые «макароны»), на небольших кусочках камня, кости – гравюры животных и людей. Рисунки наносились с использованием природных красителей: охры, марганца, древесного угля. Наиболее богаты произведениями первобытного искусства периоды Солютре и Мадлен: появляются натуралистические изображения туров, лошадей и других животных на стенах пещер. Некоторые рисунки изображают полулюдей-полуживотных (возможно, колдунов или шаманов). В основе этих изображений лежала охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых «Палеолитических Венер» с утрированными признаками женского пола.

В период Мезолита изображения все чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные, и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов. В это время люди еще занимались в основном охотой и собирательством.

В период Неолита, когда климат в Европе становится значительно теплее, люди постепенно переходят к оседлому образу жизни, появляются зачатки ремесла и торговли. Основные археологические находки, относящиеся к этому периоду: керамические и деревянные сосуды, украшенные орнаментикой бытовые предметы и рукоятки оружия. Начинается строительство жилищ оседлого типа. Изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический «предок» племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер.

studfiles.net

Первобытное искусство палеолит: VIKENT.RU

Гипотезы возникновения первобытного искусства в палеолите по Л.Б. Вишняцкому [реферат]

Учёные предложили несколько гипотез возникновения первобытного искусства:

1) «Искусство для искусства», или игровая гипотеза.

По мнению её приверженцев, древнейшие изображения делались людьми в часы досуга просто ради удовольствия, для украшения, и не имели иного, более глубокого смысла. «Искусство по этой теории в своем начале есть незаинтересованная деятельность, развивающаяся из внутренне присущего человеку чувства прекрасного, чувства отвлечённого эстетического наслаждения, есть не что иное, как игра, замкнутая в самой себе и в самой себе содержащая цель и разрешение» (Гущин А.С.,1937).

2) Магическая гипотеза.

Магическая гипотеза в её классическом виде ориентирована, прежде всего, на интерпретацию пещерной живописи и появилась после серии выдающихся открытий в этой области. Суть её  заключается в том, что палеолитическое искусство (либо в целом, либо в значительной его части) выводится из магических обрядов, в ходе которых (или, по крайней мере, для которых) оно, как предполагается, и создавалось. Чаще всего его связывают с охотничьей магией или магией размножения, хотя возможны и иные варианты (охранительная магия, целительная и т. д.).  Магическая гипотеза, постепенно вытеснив игровую, господствовала в науке до середины 60-х годов и не утратила влияния по сей день.

3) Мифологическая гипотеза.

Новизна здесь заключалась в самом подходе к объекту исследования - пещерным рисункам, - которые стали рассматриваться не порознь, а как если бы они представляли собой некую систему знаков, где местонахождение, взаиморасположение и совстречаемость изображений подчинены определённым правилам, а сами изображения суть не простые слепки с натуры с очевидным значением (лошадь - лошадь, бизон - бизон и т. д.), а символы, смысл которых нуждается в расшифровке. Итогом расшифровки явилось предположение, что рисунки на стенах пещер имеют мифологическое содержание и отражают «метафизические» представления их создателей, в частности, о дуализме мужского и женского начал, жизни и смерти и т. д.

4) Компенсаторная теория.

Предполагается, что специфическое содержание древнейших изображений - женские фигурки, «осязаемые» гравировки символов вульвы, силуэты животных - было порождено стремлением подростков-кроманьонцев, с их замедленным (по сравнению с ровесниками-неандертальцами) вследствие неотении физическим созреванием, к овладению тем, что в действительности было для них недоступно. Изображения объектов вожделения - а некоторые из них рассматривают иногда как палеолитическую порнографию, всерьез сравнивая с картинками в определённых журналах - и манипуляции, над ними производимые, как бы компенсировали выключенность из сфер сексуальной и охотничьей активности в реальной жизни.

5) Гипотеза демонстрации трофеев.

Согласно этой гипотезе, палеолитическое искусство возникло и развивалось как средство демонстрации мужчинами охотничьих и иных успехов. Предполагается, что естественный отбор благоприятствовал тем индивидам, которые выставляли на всеобщее обозрение свои трофеи,  поскольку это демонстрировало их пригодность в качестве партнеров по спариванию и способствовало повышению статуса в мужских группах. «Выставки» медвежьих черепов в неандертальских пещерах при этом интерпретируются подобным же образом, и предполагается, что переход к изображениям, которые, в отличие от костей, не могли быть украдены или съедены (падальщиками, грызунами), давал их авторам - неоантропам - селективное преимущество. Таким образом, возникновение в палеолите фигуративной изобразительной деятельности ставится в связь с развитием одной из форм мужского социального поведения, которая обеспечила эволюционный успех современных людей и их превосходство над неандертальцами.

6) Экологическая, или демографическая гипотеза.

В рамках этой гипотезы даются разные - хотя и сходные - функциональные интерпретации настенного и мобильного искусства палеолита, а объединяет их то, что само распространение, расцвет последнего рассматриваются как одно из следствий социальных, а в конечном счёте - демографических и экологических изменений. При этом речь никогда не идёт непосредственно о происхождении искусства, что часто специально подчёркивается (хотя такая постановка проблемы не была бы несовместимой с сутью подхода), объяснению подлежит лишь резкая интенсификация отдельных видов изобразительной деятельности в тех или иных районах Европы (чаще всего это её юго-запад, т. е. юг Франции и север Испании) в середине или на заключительных стадиях  верхнего палеолита. Выстраиваемая для объяснения этого явления причинно-следственная цепочка в целом выглядит следующим образом: 1) ухудшение климата, наступление ледника о 2) сокращение количества жизненно важных ресурсов и площади пригодных для обитания человека территорий => 3) отток населения в «рефугиумы» с более благоприятными природными условиями, либо сначала, на первых стадиях ухудшения

7) Гипотеза информационного взрыва.

Наиболее, может быть, перспективная, она в то же время как гипотеза происхождения искусства наименее разработана. Суть её заключается в предположении, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм изобразительной деятельности могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных средств хранения и передачи культурной информации. Иными словами, «символика, начиная с её первобытных истоков,  позволяла фиксировать растущий фонд знаний человека о природе и о себе самом, массив представлений о соседних этносах и т. д.» (Фролов Б.А. 1992), позволяла преодолеть естественный «барьер памяти» путем создания средств памяти искусственной, «внешней»

Почти все охарактеризованные гипотезы (за исключением, может быть, 4-й и 5-й) выглядят достаточно реалистично и могут быть применены к каким-то конкретным материалам. Однако, признавая наличие в большинстве из рассмотренных подходов полезных для объяснения возникновения искусства идей, речь правомерно вести именно и только о палеолитическом искусстве или о форме искусства, т. е. о различных видах символического поведения, которые, как уже говорилось выше, могли в разных случаях и при разных обстоятельствах выполнять разные функции и лишь на каком-то этапе своего исторического развития в специфическом культурном контексте были объединены неким общим содержанием и стали восприниматься как разные стороны одного явления, одной сферы деятельности.

Вишняцкий Л.И., На подступах к искусству (палеолит), в Сб.: Стратум. Сборник символической индоевропейской истории, СПб, «Нестор», 1997 г., с. 12-16.

 

vikent.ru

Теории происхождения искусства.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

 

Функции искусства.

 

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.

Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства:

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии. В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

7. Эстетическая функция. Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не придти к выводу, что цель его отнюдь не «эстетическое наслаждение». Хотя и эстетическое начало и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, вместе с тем оно никогда не становится самоцелью.

 

 

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также