Ткацкий станок первобытных людей. Возникновение текстильного производства в первобытнообщинном строе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Интернет-магазин национальных ремёсел. Ткацкий станок первобытных людей


История изобретения ткацкого станка | Великие открытия человечества

История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки.  Ткацкий станокИ лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы, чтобы нити не спутывались.

В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая — по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу — четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени.

Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть уток через всю основу, а не через каждую нить в отдельности. Ручной ткацкий станокТак был придуман ремез — приспособление для разделения нитей. Это был деревянный стержень, к которому крепились четные или нечетные нижние концы нитей основы. Потянув ремез, мастер отделял четные нити от нечетных и пропускал уток через всю основу. Правда, обратно следовало пройти каждую четную нить в отдельности. Чтобы решить эту проблему, к грузикам на концах нитей привязывали шнурки. Другой конец шнурка прикрепляли к ремезам. К одному ремезу крепили концы четных нитей, ко второму — нечетных. Теперь мастер мог отделять нечетные и четные нити, потянув за один или второй ремез. Теперь он делал лишь одно движение, перебрасывая уток через основу. Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, но до XVIII в. мастер по-прежнему проводил уток через основу вручную.

Лишь в 1733 году суконщик из Англии Джон Кей изобрел механический челнок для ткацкого станка, что стало революционным прорывом в истории развития текстильной промышленности. Механический ткацкий станок Эдмунда КартрайтаПропала необходимость перебрасывать челнок вручную, появилась возможность выпускать широкие ткани. Ведь раньше ширина полотна была ограничена длиной руки мастера. В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Несовершенство первых механических станков Картрайта до начала XIX века не представляло большой угрозы для ручного ткачества. Однако станок Картрайта стали улучшать и модифицировать и к 30-м годам XIX века число машин на фабриках увеличивалось, а число обслуживающих их работников стремительно уменьшалось.

В 1879 году Вернер фон Сименс создает электрическую ткацкую машину. В 1890 году англичанин Нортроп изобрел автоматический способ зарядки челнока, а в 1896 году его фирма представила первый автоматический станок. Конкурентом этому станку стала ткацкая машина без челнока. Современные ткацкие станки полностью автоматизированы.

mirnovogo.ru

История развития ткачества

Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

Возникновение ткацкого станка

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека.Первый ткацкий станок был вертикальным.11 Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть - большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки “гребенки” бердо, челнок с нормальной нитью.

Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.

Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди них наибольшее значение имело изобретение Дж. Кеем в 1733 году так называемого самолётного челнока. В конце 18 века в Великобритании Э. Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования.

Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В кон. 19 и начале 20 вв. были созданы станки с автоматической сменой челноков.

Наиболее удачное решение проблемы автоматической смены уточной шпули в челноке принадлежит англичанину Дж. Нортропу (1890). Однако челночные ткацкие станки имеют существенные недостатки: малый размер уточной паковки; свободный, с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка лишь одной уточной нити и др. В начале 20 века появилось несколько конструкций бесчелночных станков, в которых уточная нить сматывалась с больших неподвижных паковок и особыми механическими устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого типа создали в 1926 году Габлер (Германия), советский инженер В.Е.Леонтьев в 1936 году и др. В 1927 году С.А.Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого ткацкого станка;в 1949 году В.А.Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный станок.

russia.myinsales.ru

История первых ткацких станков

20.08.2013

история ткачестваОколо 1550 г. до н.э. в Египте ткачи заметили, что все можно улучшить и сделать процесс прядения проще. Был придуман способ для разделения нитей – ремез. Ремез – это стержень из дерева, с привязанными к нему четными нитями основы, а нечетные нити свободно свисали. Работа тем самым стала быстрее в два раза, но все равно оставалась очень трудоемкой.

Поиск упрощения получения ткани продолжался, и около 1000 г. до н.э. был придуман атоский станок, где ремезы уже отделяли четные и нечетные нити основы. Работа пошла в десятки раз быстрее. На этом этапе это уже было не плетение, а именно ткачество, стало возможным получать самые разные переплетения нитей. Дальше в ткацкий станок вносились все новые изменения, например, движением ремеза управляли педалями, а руки ткача оставались свободными, но принципиальные изменения техники ткачества началась в 18 веке.

В 1580 году Антон Моллер усовершенствовал станок для ткачества- теперь на нем можно было получать несколько кусков материи. В 1678 году французский изобретатель де Женн создал новый станок, но особого распространения он не получил.

И в 1733 году англичанин Джон Кей создал первый механический челнок для ручного станка. Теперь не нужно было вручную перебрасывать челнок, и теперь можно было получать широкие полосы материи, станок уже обслуживался одним человеком.

История ткачестваВ 1785 году Эдмунд Картрайт усовершенствовал станок с ножным приводом. В 1791 году станок Картрайта был улучшен Гортоном. Изобретатель ввел устройство для приостановке батана челнока в зеве. В 1796 году Роберт Миллер из Глазко создал приспособление для продвижения материала посредством храпового колеса. До конца 19 века это изобретение оставалось в станке для ткачества. А способ Миллера прокладки челнока работал более 60 лет.

Надо сказать, станок Картрайта вначале весьма несовершенен и не представлял угрозы для ручного ткачества.

В 1803 году Томас Джонсон из Стокпорта создал первую шлихтовальную машину, что полностью освободило мастеров от операции шлихтования на станке. Джон Тодд в это же время ввел в конструкцию станка ремезный ролик, упростивший процесс подъема нитей. И в этом же году Вильям Хоррокс получает патент на механический ткацкий станок. Хоррокс не тронул деревянную станину старого ручного станка.

В 1806 году Петер Марланд ввел замедленное движение батана при прокладке челнока. В 1879 году Вернер фон Сименс разработал электрический ткацкий станок. И только в 1890 году после того Нортроп создал автоматическую зарядку челнока и наступил реальный прорыв в фабричном ткачестве. В 1896 году этот же изобретатель вывел на рынок первый автоматический станок. Затем появился ткацкий станок без челнока, что многократно увеличило производительность труда. Сейчас станки продолжаются совершенствоваться в направлении компьютерных технологий и автоматического управления. Но все самое важное для развития ткачества было сделано гуманитарием и изобретателем Картрайтом.

www.ultratkan.ru

Экспонат школьного музея | Старица-Волга

БУРОВА ЕКАТЕРИНА, ЛЕБЕДЕВА ЛЮБОВЬ,

учащиеся 9 класса МОУ «Васильевская СОШ».

Научный руководитель  ТОЛМАЧЁВА Г. М.,

Преподаватель МОУ «Васильевская СОШ».

 

ЭКСПОНАТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ –

ТКАЦКИЙ СТАНОК

 Всё меньше  остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться  с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так  как завтра уже будет поздно, просто не будет  и этих людей.

В качестве основных источников были  использованы:

— Экспонат школьного музея — ткацкий станок

— Воспоминания Башилина Ивана Александровича

Для описания истории возникновения ткачества использовали   Интернет-ресурсы, сведения энциклопедий.

    В нашем школьном краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Башилиных.  Длительное время он лежал на чердаке и когда Иван Александрович Башилин узнал, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передал станок музею. Он был в разобранном состоянии. Собрать ткацкий станок помогла Петунина Тамара Михайловна, председатель ветеранов Васильевского сельского поселения. Подробного описания экспоната у нас не было, поэтому мы  решили узнать историю ткацкого станка.

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТКАЦКОГО СТАНКА

Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Ткацкий станок относится к числу изобретений, которые появились у разных народов независимо друг от друга.  Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей.  Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры. Первый ткацкий станок был вертикальным.   Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок. Нити основы  натянуты горизонтально (отсюда и название ткацкого станка).

 Его основная часть – большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика;  две ножные педали; вертикальные рамки “гребенки” бердо;  челнок с нормальной нитью. Такой ткацкий станок  с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.  Во многих крестьянских домах Иверовской волости  Старицкого уезда Тверской губернии, как и в других уездах, имелся такой ткацкий станок.

 

 Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла. Изобретение ткацкого станка Фридрих  Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 векам. Среди них наибольшее значение имело изобретение Джеймсом Кеем в 1733 году, так называемого самолётного челнока.

В конце 18 века в Великобритании Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования. Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В конце 19 и начале 20 веков были созданы станки с автоматической сменой челноков.  Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

младшего сына Башилина Ивана Александровича (умер в октябре 2010 года) мы узнали, что семья Башилиных состояла из отца — Башилина Александра Яковлевича, 1902 года рождения, матери — Башилиной (Журавлёвой в девичестве) Марии Андреевны 1903 года рождения,  пятерых сыновей и одной дочери. Все уроженцы села Васильевское Старицкого уезда Тверской губернии. В настоящее время в живых  никого не осталось.

Александр Яковлевич  работал председателем сельского совета, Мария Андреевна в полеводстве. Во время Великой Отечественной войны отец воевал на Ржевском направлении, получил ранение и был направлен в госпиталь в город  Подольск. Погиб в 1943 году при прямом попадании снаряда при раздаче пищи солдатам. Похоронен  Александр Яковлевич под Смоленском. Мария Андреевна ходила пешком в  город  Подольск повидаться с отцом. Умерла Мария Андреевна в 1981 году. Всю свою жизнь проработала в колхозе.

 Как ткацкий станок попал в дом, Иван Александрович не помнит, говорит, что у многих односельчан были такие станки. В долгие зимние вечера мама ткала на нём половики и полотенца.  Половики ткала только для себя и своих родственников.

На продажу Мария Андреевна  работу не делала. Станок, переданный в школьный музей в хорошем состоянии, и может быть использован в работе.   Размеры ткацкого станка следующие:   длина – 103 см,  ширина – 77 см, высота – 134 см.

Вся беда в том, что нет таких мастериц, которые научили бы нас этому мастерству.

Экскурсию для младших школьников проводит Лебедева Любовь.

 Итак, изучив имеющиеся документы и сопутствующие материалы, мы узнали  биографические сведения о семье Башилиных,  передавших в школьный музей ткацкий станок.  К сожалению, сейчас нет возможности узнать, кто изготовил этот станок и при каких обстоятельствах он появился в доме.

 Однако есть несколько ниточек, которые могут повести  нас дальше. Так, например, разыскать оставшихся ещё в живых соседей, односельчан, так как многие уехали кто в  г. Москву, а кто в г. Санкт — Петербург. Возможно, кто-то и откликнется на нашу просьбу?

 Думаем, что наша  работа не завершена. А с теми сведениями, которые нам удалось собрать,  мы  поделимся с одноклассниками, ребятами из других классов, родителями и гостями школы.

Поделиться ссылкой:

на Ваш сайт.

starica-volga.ru

Его одежда в древности - Путешествие по Прихоперью

В древности

_DSC0056-1Для чего люди одеваются?

Во-первых, одежда защищает нас от  опасностей окружающего мира, в каком бы виде они не проявлялись. Эта защита психологическая.

Ртищево. Празднование Масленицы 2013 г. Фото С. Мункина.

Во-вторых, без одежды мы бы в средних широтах не жили – холодно. Ареал распространения человечества ограничился бы тропиками. Впрочем, без одежды и человек превратился бы в обезьяну.

В-третьих, стыдно. Это понятно. Но не всем.

1052650_1208412157Обратимся к далекой истории человека, когда то жившего на территории современного Прихоперья. Так как же он одевался?

Первая одежда, судя по всему, появилась около ста тысяч лет назад и представляла собой выделанные шкуры животных. Очевидно, что первое, что люди хотели и пытались защитить одеждой — это интимные зоны. Таким образом, первая одежда — это набедренные повязки. Кроме того, в то же время появляются такие элементы одежды как нарукавники и наколенники для защиты от возможных повреждений.

hlopok-shkyraАрхеологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Шкуры, снятые с убитых мужчинами на охоте животных, обрабатывали, как правило, женщины с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. Подобные орудия труда можно при желании найти даже на окраине города Ртищево. Таким сланцевым скребком с острыми краями сперва соскребали со шкуры остатки мяса и сухожилия с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами. Затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Позже кожу стали дубить с помощью отваров коры дуба и ивы, в России квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу. Но древний человек о замшевых перчатках вряд ли думал.

Как одевались. Шкуру или кожу  просто набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба — отверстие для головы.

Разновидность первойstitched clothing сшивной одежды. Повседневная меховое одеяние эпохи позднего палеолита

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян. Для обуви использовались также древесная кора и дерево.

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежду было непросто сшить при помощи костяных игл. Поэтому в теплых краях люди делали только набедренные повязки. В холодных краях поневоле приходилось шить для защиты от холода меховую одежду с капюшоном. Это требовало большого умения и долгого труда. Не сразу научились шить одежду с рукавами и штаны.

Постепенно от использования выделанных шкур перешли к состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных.  Самым древним способом обработки шерсти было валяние. Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Там войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ. В наших краях до момента прихода сюда кочевых народов (сарматов, скифов, гуннов, половцев, татар и ногайцев) войлок использовался в меньшей степени.  

normal_germany-0452-muenchen-dt-museum-Gewichtswebstuhl-20100210К крупным достижениям позднего палеолита (45-30 тыс. лет тому назад) относится изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения нитей вначале вырабатывалось из дикорастущих растений – крапивы, дикой конопли и из лыка деревьев. Потом стали прясть нити из шерсти овцы, т.е. фактически осваивалось плетение. Неолитические ткани нам особенно хорошо известны по их остаткам на свайных поселениях и отпечаткам на сосудах. Изобретение прядения имело большое значения для рыболовческого хозяйства, так как дало возможность изготавливать сети.

С появлением ткачества и прядения началось производство глиняных  пряслиц – круглых поделок с отверстиями – противовесов для веретен. Они особенно часто встречаются на поселениях эпохи поздней бронзы.

В эпоху неолита, начало которого считается середина десятого тысячелетия до н.э., человек обладал уже множеством навыков для создания гардероба и в археологи находят самые разные виды одежды из кожи: безрукавки, рубахи, чулки! Кроме того, появляется тканная, а к середине неолита появляются и такие почти современные элементы как распашная, т.е. расстегивающаяся посередине рубаха.

С начала мезолита (X-VIII тыс. до н.э.), когда древний человек прочно обосновался в наших краях, прекратив кочевку вслед удаляющемуся на север леднику, началась другая эпоха.  Ученые говорят, что тогда обозначился переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, то есть началась «неолитическая революция», ставшая началом истории цивилизации древнего мира.

Наши предки, живя оседло, могли спокойно заниматься ремеслом, используя веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено Принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах. Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды

2Ткачество также было делом женщин и это был тяжелый и кропотливый труд. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

natural-man.ru

Возникновение текстильного производства в первобытнообщинном строе

Согласно современным археологическим данным истоки текстильной техники обнаруживаются в самых отдаленных эпохах первобытно-общинного строя. Суровые условия природы, окружавшей человека ледникового периода ранней коммуны, заставляла его в процессе борьбы за существование искать средства предохранения тела от холода, т. е. создавать себе одежду.

Сырье

Шкуры животных. При преобладании охотничьего хозяйства наиболее важным материалом, который находился в распоряжении человека и мог быть использован для этой цели, была шкура убитого животного. Таким образом, техника добывания пищи сделала возможным переход к меховому производству, т. е. к обработке животных шкур с волосами. Снятую с туши шкуру вычищали от мездры, сначала при помощи каменного скребка, затем тупых ножей и, наконец, гладильных камней, разглаживавших всю шкуру, освобожденную от жира. Обезжиренная шкура просушивалась при помощи провяливания в теплых пещерах, что придавало ей нужную гибкость и мягкость; теперь шкура была готова для употребления в качестве одежды. «Одеяния из шкур, носившиеся дикарями древнего мира, сгнили бесследно уже. много тысяч лет тому назад." Однако по находимому в земле громадному количеству орудий из острого камня, служивших для выделки кож, мы можем судить, как распространено было их употребление». Повсеместный характер обработка шкур приобретает с момента появления «сколотой» техники отделки камня, которая давала возможность производить в неограниченном количестве нужные для данной цели орудия труда.

Древесные материалы. Не менее древним, чем ношение шкур, является использование человеком для одежды древесных материалов, в первую очередь мха и коры деревьев. Деревянные орудия, распространенные в период ранней коммуны наряду с каменными, давали возможность снимать со стволов деревьев кору в виде больших кусков, которые потом размягчались, выбивались деревянными колотушками, кроились, склеивались или сшивались отдельными кусками. Эти технические приемы известны и у современных австралийских и полинезейских племен, находящихся на стадии ранней коммуны. Так, например, в Бразилии, где произрастает так называемое рубашечное дерево, «человек отрубает ствол или толстую ветвь в 4—5 футов длины и снимает кору с нее в виде цельной трубки. Ему затем остается только размочить и разбить ее до мягка, прорезать в ней дыры для просовывания рук, чтобы после этого надеть как готовую рубашку. Из более короткой трубки можно изготовить женскую юбку». У австралийских племен техника обработки коры сводится к следующему: «сняв кору, ее намачивают, затем при помощи раковин соскабливают все зеленые части; длинные, узкие полосы приготовленной таким образом коры накладывают одна на другую и обколачивают при помощи деревянных молотков с нарезками. От ударов кора превращается в мягкую войлокообразную массу, немного напоминающую грубое сукно».

Получение растительного войлока привело, по-видимому, к зарождению в дальнейшем зачатков бумажного производства, которое, таким образом, имеет общие корни происхождения с текстильным производством.

Материальными памятниками существования древней одежды являются для нас как различные орудия, находимые в археологических раскопках (скребки, шилья, иглы), так и открытые наскальные изображения людей с надетыми на тело «костюмами». Знакомство со способами изготовления войлока из коры вызвало стремление человека расширить сырьевые ресурсы, перенося освоенные приемы техники на обработку других волокнистых веществ, например листьев, стеблей растений, жил, прутьев, тростника и т. д., которые могли служить не в качестве самой одежды, а лишь элементами ее.

Примитивным способом образования одежды из таких элементов должно было явиться плетение, продукт которого с самых ранних периодов служил, очевидно, не только для текстильных, но и для строительных целей (плетень из ветвей). С другой стороны, различные плетеные материалы распространялись и в производстве посуды, образуя на этапах позднего родового общества специальное корзиночно-плетеночное дело. Переход к плетению для тек стильных целей был связан с необходимостью «заштопывания» случайных дыр и разрывов в одежде из древесной коры, что требовало вплетения узких лубочных полос и прядей в основной материал.

Освоение основных приемов плетения необычайно расширило ассортимент изготовляемых плетеных вещей. Здесь мы находим и рыболовные сети, и сумки для переноски продуктов, и головные шнурки, и ручные браслеты и многие другие предметы.

Плетение несомненно предшествовало являлось исходным пунктом собственно текстильной техники, т. е. прядения и ткачества. Так, в способе так называемого «ступенчатого плетения» мы раскрываем тот прием сочетания вертикальных прутьев или полос с горизонтальными, идущими попере менно над первыми и перекрывающими их, на котором базируется принцип простого ткачества. Развитие техники плетения, требовавшей приготовления одинаковых по прочности" и однородных по форме волокон, должно было привести в результате к открытию способа искусственного образования прочной пряди волокон путем скручивания нескольких естественных и сцепленных друг с другом волокон в единую нить. Переход от использования готовых стеблей растений, жил и волос животных к искусственному получению нити, ссучиваемой пальцами человека, и можно считать моментом появления прядения, как технического приема. Первоначальными объектами прядения было, по-видимому, витье веревок и канатов. Таким образом, к концу эпохи ранней коммуны, когда при все увеличивающейся роли производящего хозяйства продолжало еще господствовать в системе производительных сил присваивающее хозяйство, человечеством были освоены уже такие элементы текстильного производства в широком смысле слова, как примитивная обработка кожи, использование древесной коры, стеблей, листьев и животных волос, с последующим свойлачиванием их, плетение прутьев, полос и лент, сшивание (иглами, проколками, шильями) одежды, уменье вить веревки и ссучивать элементарным образом нити.

На раннем этапе поздней коммуны (от 15000 до 5000 г. до н. э.), в связи с хозяйственным переворотом, обусловившим переход к производящему, по преимуществу, хозяйству, с изобретением механических способов получения огня, гигантски усилившим власть человека над животным царством, а также в связи с расширением сырьевой базы вследствие укрепления земледелия и скотоводства, — возникает текстильное производство в собственном смысле слова, опирающееся на накопленные и развитые в предшествующие эпохи элементы техники изготовления одежды и различных предметов из волокнистых материалов. Наряду с дикорастущей крапивой — в качестве важнейшего прядильного и масляничного растения, «одомашненного» из дикорастущих сортов луба, — в хозяйственный обиход азиатских и отчасти европейских племен входит лен. Важнейшими районами развития льноводства были передняя Азия, Египет, при альпийские и придунайские области, Средиземноморье и южные области нынешней территорий СССР. Другим важнейшим лубочным растением становится конопля, доставлявшая пеньку, масло и наркотические средства. Развивавшееся мелкое скотоводство (козы, овцы, ламы в Америке снабжало текстильное производство различными видами шерсти.

Прядение. Примитивное прядение осуществлялось без всяких механических орудий, исключительно путем использования естественных органов; человека. Точно таким же образом и некоторые современные племена «берут растительное волокно, или шерсть, или волос и скручивают их, катая между ладонями или одной рукой по бедру».Этот способ, понятно, отличается крайней медленностью процесса; работы и имеет результатом неравномерность крутки нити в разных, ее частях. В других случаях нить, по-видимому, получалась путем простого склеивания элементарных волокон. На это указывает существующий еще и сейчас в Китае способ образования нитей растения рами при помощи обмакивания волокон в рисовом отваре или клее для их параллельного укладывания в нить, концы которой ткач скручивает большим и указательным пальцем, используя тот же клей. Для данного способа также характерна низкая производительность труда «прядильщика».

Первым механическим приспособлением в прядении была, по-видимому, палка, служившая для намотки нити, свисавшей и спутывавшейся при длительном процессе прядения. Такую функцию у современных австралийских племен выполняет, например, палочка с крестообразной перекладинкой, предназначенной для намотки не только пряжи, но и шнура и бичевок.

Недостаточность употреблявшихся способов крутки при помощи пальцев руки, ладони и бедра приводит человека поздней первобытной коммуны в длительном (продолжавшемся тысячелетия) процессе накопления хозяйственного опыта к мысли использовать палку, служившую раньше лишь наматывающим приспособлением, также и в качестве орудия дополнительной крутки. С этого времени палка начинает превращаться в веретено, которое, получив вращательное движение, не повисало на натянутой нити, а покоилось в руках прядильщика. Такой способ прядения, по мнению ряда этнографов, существует у бразильского племени бакаири и у некоторых современных австралийских племен, которые во время прядения катают веретено левой рукой взад и вперед по бедру. Индейцы се верных и южных районов американского материка прядут нити из овечьей шерсти и хлопка, пользуясь деревянными спицами.

В прядении индейцев Педжестунда наматывающее и крутильное приспособление диференцировано; кручение выполняется веретеном, один конец которого держат высоко над бедром в правой руке и вращают, а намотка производится насаженной на веретено катушкой. Наоборот, в кустарном прядении деревенских прях южной Италии (в частности, в районах Сицилии и Неаполя) веретено срослось с катушкой в единый инструмент, выполняющий последовательно операции крутки и намотки. Здесь веретено, внешне напоминающее катушку, «имеет вместо заостренной — цилиндрическую форму и снабжено двумя кольцами—одним наверху, а другим посередине, между которыми и наматывается выпряденная нить. На верхнее кольцо надет проволочный крючок, который служит для проведения нити и для прикрепления выпряденного кольца. Пряха приводит веретено во вращательное движение посредством катания конца веретена по колену с помощью правой ладони». Такой •способ очень непроизводителен и требует для получения крепкой нити значительно большей затраты времени, чем при обычном веретенном прядении.

«Работа, нужная для достижения какой-нибудь незначительной цели, бывает часто, вследствие недостатка инструментов, несоразмерно велика и отнимает силы человека вместо того, чтобы укреплять его». Поэтому переход от катания веретена к свободному его вращению на натянутой нити знаменовал собой очень крупный сдвиг в текстильной технике доклассового общества. С этого времени процесс прядения при помощи веретена не претерпевает в своих существенных чертах никаких изменений вплоть до настоящего времени. Он ведется следующим образом: к особой деревянной палке пряслу прикрепляется сырой материал кудель, т которой левой рукой прядильщица непрерывно вытягивает и слегка ссучивает пальцами группу волокон, в то время как ее правая рука приводит «щелчком» во вращательное движение веретено, повисающее на вытянутой пряди волокон и скручивающее волокно в крепкую нить. Когда нить достигает такой длины, что правая рука перестает доставать веретено, прядение останавливается, и выпряденная нить наматывается на поверхность веретена, причем ненамотавшийся конец ее захлестывается петлей на веретено. После этого опять начинается операция вытяжки новой группы волокон, их скручивание и т. д. Таким образом процесс веретенного прядения состоял из трех основных моментов, сохраняющихся и в машинном прядении: вытягивания волокон, их скручивания и намотки готовой нити на веретено.

Дополнительным моментом при ручном прядении обычно было смачивание время от времени нити слюной, являющейся для волокон клейким веществом, сообщающим нити гладкость и блеск. Прядение посредством свободно вращавшегося веретена не только ускорило процесс изготовления нити, а следовательно и повысило производительность прядильного труда, но и обеспечивало большую равномерность крутки нити. Дело в том, что если в вытянутой пряди волокон оказывались участки более растянутые и мелкие, то они благодаря непрерывному вращению веретена скручивались сильнее, чем остальные, и, являясь более прочными, вызывали дополнительное растягивание соседних участков, пока эти последние не уравнивались по тонкости с предыдущими. В результате этого нить получалась ровной и прочной во всей ее длине.

Веретенное прядение требовало от прядильщика значительной сноровки и искусства, так как необходимо было постоянно сообразовывать количество вытягиваемого волокна и темп вытяжки с меняющейся скоростью вращения веретена, приводимого в движение пальцевым импульсом.

Изобретение веретена представляло собой, с точки зрения развития принципов механической технологии, огромное достижение первобытнообщинного строя. Наряду со сверлильными инструментами, колесом, воротом и ручным жерновом оно явилось одним из важнейших объектов применения вошедшего в арсенал техники поздней родовой коммуны ротационного принципа.

В связи с происшедшим первым крупным разделением труда в обществе отделением земледелия от скотоводства в отдельных зонах намечается диференциация текстильного производства по видам сырья. У скотоводческих племен преобладает использование волокон животного, у земледельческих волокон растительного происхождения. У древних перуанцев в Америке, выращивавших породы лам, развиваются методы изготовления шерстяных материй, так же как и у кочевых народов средней и южной Африки.

Древние египтяне, после того как они осели в долине Нила, специализируются в текстильном деле главным образом на обработке льна. Их полотняные изделия еще за два тысячелетия до н. э. пользуются всеобщей известностью в странах Востока. В Сирии,. где рядом со льном и коноплей произрастал дикий хлопчатник, очень рано появляются изделия из хлопчатой бумаги. По свидетельству греческого историка Геродота (V в. до н.э.) в Индии в его время изготовлялись прекрасные хлопчатобумажные ткани, еще совершенно неизвестные странам Средней Европы.В римскую эпоху знаменитый ученый — естествоиспытатель Плиний (I в. н. э.) отмечает существование специальных хлопковых плантаций у финикиян и египтян. Американские племена, находившиеся в период испанских завоеваний на последних стадиях родового строя, были уже хорошо знакомы с культурой хлопчатника.

Развитие орудий прядения шло параллельно с прогрессом приемов и методов, применяемых в приготовительных операциях обработки волокон. Эти операции складываются на последних ступенях поздней коммуны (домашняя и сельская община) в определенную систему работ, отличную в производствах пряжи из лубяных волокон и из шерсти. Так, при обработке льна процесс работы состоял из следующих звеньев.

Созревшие стебли льна выдергивались вручную, затем — после обрезки головок — вымачивались, сушились на солнце и подвергались колочению. Орудием для последней операции были деревянные рубчатые колотушки с длинными рукоятками. Выколоченный (мятый) лен трепался при помощи сучкообразных палочек или ножей-трепал, в результате чего волокно разрыхлялось и освобождалось от примесей. Полученный после трепания продукт распадался на три группы:

1) костру (древесные частицы),

2) паклю и очесы (короткие волокна, перемешанные с мелкой кострой, пылью и т. д.),

3) длинные волокна, беспорядочно расположенные в пучке.

Только последние две группы шли на дальнейшую обработку, причем главное значение имело в производстве пряжи использование длинных волокон. Для того, чтобы расположить последние в пучке параллельно и освободить от оставшихся коротких волоконец, лен подвергали дальше многократной проческе, для каковой цели служили различные орудия, например ребра и расщепленные кости животных, деревянные пластинки с дырочками или зубьями и ручкой (найдены в свайных постройках), деревянные или костяные гребни, шишки ворсянки (репейника) и деревянные карды. После чесания волокно было готово к прядению.

Культура льноводства восходит в Египте к 4-му тысячелетию до н. э.; расцвет льняного производства здесь отмечен приблизительно 22 в. до н. э. Не менее древней была обработка льна в Месопотамии.

Что касается изготовления шерстяной пряжи, то оно с самого своего возникновения отличалось некоторыми специфическими чертами. Шерсть выщипывалась из овец, коз, лам и т. п. животных руками, в связи с чем эта операция была весьма мучительной для животного, кожа которого обливалась при этом кровью. У туземцев Фарерских островов этот варварский способ сохранился до настоящего времени. После разбора по сортам шерсть разрыхлялась крючковатыми деревянными или костяными орудиями и затем расчесывалась теми же примитивными приспособлениями, которые употреблялись и для льняных волокон.

Готовая пряжа (как из льна, так и из шерсти) перематывалась в мотки при помощи крестообразных деревянных палочек-мотовил. В некоторых случаях пряжу, для придания ей более чистого вида, по-видимому кипятили, отбеливали золой и высушивали.

Ткачество. Переходя к вопросу о возникновении ткачества, необходимо прежде всего подчеркнуть, что наиболее примитивные формы его, непосредственно выросшие из техники плетения, остаются нам до настоящего времени в точности неизвестными. Несомненно, что первоначальное плетение вовсе не требовало искусственной пряжи и осуществлялось при помощи сырых материалов, находимых в готовом виде в природе. О переходных ступенях от плетения к ткачеству дает представление вертикальная ткацкая рама, употребляемая племенем бакаири. Все сооружение состоит из двух врытых в землю деревянных столбов, вокруг которых обматывается толстая хлопковая нить, образующая основу. Поперечные нити утка продеваются через, основу при помощи палочки, на, которую эти нити намотаны. Здесь «ткань представляет род циновки, сделанной из ниток. Но так как последние не могут сами оставаться вытянутыми подобно твердым Камышевым стеблям, то приходится натягивать их на раме, откуда получается основа, и затем обвивать их поперечной нитью утка, продергивая или выдергивая ее при помощи пальцев или палочки». Такой тип ткацкой рамы существовал в древней Мексике, как видно из старинного ацтекского изображения, и в древнем Египте, как показывает

При большом количестве нитей основы работа по продергиванию каждой нити утка представляла собой очень длительную процедуру. У племени баттаков на Суматре при заготовлении материи на такой раме «половина этих нитей (основы, Е. Ц.)у поодиночке чередуясь с другой половиной, вытягивается рукой работницы и отделяется поперечной перекладиной от второй половины, чтобы протянуть между обоими рядами поперечную нить; после вплетения поперечной нити начинается та же работа с отделением другой половины продольных нитей; она повторяется столько раз (несколько сот), сколько раз вплетается поперечная нить, — работа эта очень утомительна».

Несмотря на всю элементарность этого первобытного способа ткачества, самый факт эмансипации ткацкой техники от плетения имел огромное значение, являясь первой ступенью к созданию ткацкого станка, изобретение которого Энгельс считает одним из важнейших достижений последних этапов родового общества, средних ступеней варварства.

До сих пор точно не установлено, какая форма ткацкого станка вертикальная или горизонтальная предшествует исторически одна другой. По-видимому, мы не имеем в этом отношении единообразия, если речь идет о различных народах. Так, у современных африканских племен, как это засвидетельствовано многочисленными путешественниками и этнографами, первоначальной формой является станок с вертикальной рамой. Зато в древнем Египте, например, конструкция станка с горизонтальной рамой существовала за тысячелетия раньше, чем с вертикальной рамой. Это объясняется тем, что, как указывает Энгельс, у различных кочевых пастушеских племен различные бытовые условия жизни порождали и соответствующую форму ремесленных орудий.

Главным неудобством станка с вертикальной рамой была необходимость продергивать нить утка снизу вверх, что заставляло вырабатывать ткани очень незначительной ширины. Для получения широких материй приходилось сшивать вместе несколько узких полос, выработанных на вертикальной раме. Этот первоначальный тип восточного или с вертикальной рамой станка заменяется в дальнейшем у народов, ремесленная техника которых быстро прогрессировала, станком с основой, натянутой в вертикальной плоскости, но прикрепленной к горизонтальным перекладинам, положенным между двумя вертикальными столбами. Здесь уток пропускался уже слева направо и обратно, вследствие чего ширина ткани определялась только длиной рук ткача и возможностью его передвижения вдоль рамы.

Такой станок для периода свайных построек в Швейцарии был реконструирован известным этнографом доктором Гейерли. в нем, привязанные к верхнему горизонтальному брусу, натягивались при помощи глиняных грузил, подвешенных к концам всех нитей. При ширине ткани в 50—80 см, получить нужную для одежды длину ее в 3—4 м было невозможно. Это побудило в дальнейшем ткачей оставлять известный запас нитей основы на верхнем брусе, так чтобы их легко было по мере выработки материи отматывать и спускать вниз, натягивая посредством перетянутых вверх грузил. Так возникает приспособление, из которого вырастает значительно позднее (в эпоху западноевропейского феодализма) навой ткацкого станка. Наличие этого приспособления сделало, в свою очередь, необходимым съемку готовых частей ткани в процессе работы, для чего стал употребляться, в конце концов, нижний брус, превратившийся, таким образом, в товарный навой (товарный валик).

Значительно труднее было устранить другой недостаток примитивных ткацких станков с вертикальной рамой — их крайне низкую производительность вследствие требовавшегося при каждом пропуске нити утка перебора пальцами или палочкой (а иногда и иглой) половины всех нитей основы. Одним из наиболее простых приспособлений, имевших целью облегчить отделение четных нитей основы от нечетных, т. е. образование зева, было натягивание основы на раме в два ряда задний и передний. Такой прием наблюдается в ткацкой технике бакаиров, а также в кустарном производстве украинских ковров — килимов и рогож. Другой способ заключался в оставлении в зеве специальных палочек, позволявших сразу поднимать все четные или нечетные нити. Гейерли так описывает этот способ: «Возьмем тот момент работы, когда ткач или ткачиха при помощи уточной палочки поднимает все нечетные нити основы, чтобы пропустить уточную нить; тут под ними возникает клинообразное пространство, так называемый «зев». Если теперь, прибив нить, оставить палочку в том же положении, то приходилось только по одиночке поднимать четные нити. Когда очередь вновь доходила до нечетных нитей, то палочку просто поднимали вверх, а вместе с ней сразу поднимались и все нечетные нити. Это уже на целую половину облегчало всю работу тканья. Еще удобнее было, если палочка делалась широкой и плоской. Когда поднимали четные нити и вплетался уток, то палочка клалась на плоскую сторону. Наоборот, когда надо было поднять нечетные нити, то палочка становилась на узкую сторону, т. е. по своей высоте, и образовывался зев. Больше трудностей представляло искусственное получение второго зева. Нельзя ведь было просто ввести еще одну вторую палочку для поднимания четных нитей, потому что первая палочка лежала на пути и мешала образованию зева».

Эта проблема была разрешена с изобретением особой гребенки, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через последние пропускались все четные нити основы, нечетные же свободно проходили между зубьями гребня, подвешенного на подобие качелей на верхнем брусе станка. Когда нужно было выдвинуть на первый план четные нити, ткач тянул («дергал») к себе гребенку; при образовании второго зева гребень отодвигался назад от своего нормального положения, чем и достигалась перемена нитей основы. Это устройство сохранилось в настоящее время в рогожном производстве, где образование зева осуществляет бердо с глазками для одного ряда нитей и со щелями — для другого.

Еще удобнее, чем в вертикальной раме, было применение гребня в горизонтальном станке, вследствие того, что здесь для подъема берда с одной группой нитей приходилось только тянуть за веревку, необходимое же затем опускание этой группы нитей осуществлялось простым падением берда, оттягивавшим своей тяжестью нити, продетые через глазки, вниз.

Переход к производству более плотных тканей из тонкой пряжи, не выдерживавшей дергания грубым гребнем, и невозможность при значительном увеличении количества нитей основы приспособить для образования зева гребень достаточной величины, заставили ткачей перейти (вероятно в эпоху сельской общины) к ремизному аппарату в форме нитяных планок. Однако развитие этого принципа относится уже к эпохе рабовладельческого общества, поэтому мы сейчас на нем не будет останавливаться.

Если из гребня развились ремизки, то это же орудие явилось исходным в создании берда, как инструмента для прибоя протянутой уточной нити. Первоначально прибой осуществлялся плоской дощечкой, которую ткач держал за рукоятку и которая служила, вероятно, одновременно и для пропуска уточной нити и для последующей ее забивки (концом дощечки). Затем эта последняя функция перешла к гребню. Для лучшей раскачки гребень стал прикрепляться к батану, подвешивавшемуся к верхнему брусу станка. Что касается палочки, на которую наматывалась нить утка, то она представляла собой на первых этапах развития ткацкой техники простое веретено. Неудобство, связанное с задеванием такой палкой нитей основы при быстрой прокидке утка, заставляло делать ее как можно более узкой, в результате чего наиболее употребительной становится, в конце концов, игла, применявшаяся уже раньше в операциях сшивания тканей. Один конец ее заостряется (для лучшего скольжения), другой — более толстый — служит для намотки утка.

Дальнейшая эволюция выражается в заострении обоих концов иглы и в устройстве в них ушков, через которые пропускаются нити утка попеременно при прокидке вперед и назад. В этой двусторонней игле, применение которой значительно ускорило темп работы на ткацком станке, мы имеем по существу уже прототип будущего челнока. Такой примитивный челнок, в сочетании с устройством для образования зева, встречается, например, у племени баттаковна Суматре. В их ткацком деле «существует более сложное приспособление, где соединение продольных нитей... и вплетение поперечных нитей совершается сразу, и где челнок, с которым женщины баттаков очень ловко обращаются, весело бегает туда и назад».

Наиболее поздним изобретением в ручном ткачестве, выходящем уже из рамок первобытнообщинного строя был, по-видимому, навой, большей частью отсутствующий в ткацких станках народов, находящихся на ступенях сельской общины, и даже в римском станке рабовладельческой эпохи. Очевидно, вплоть до последних этапов родового общества, основа привязывалась в ткацких станках к задним перекладинам (в горизонтальном типе) или к верхнему брусу (в вертикальном типе).

Итак, основные элементы ручного ткачества: рама, товарный валик, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок, созданы были техникой доклассового общества.

Происхождение не простых (миткалевых), образуемых подъемом определенных групп нитей основы.

По мнению некоторых археологов производство таких тканей могло предшествовать изготовлению миткалевых материй, так как при отсутствии ремизного аппарата оно требовало в операции перебора нитей основы меньшей затраты труда, чей при отборе всех четных и нечетных нитей. Для образования нескольких зевов приходилось отбирать нити, находящиеся друг от друга в равных интервалах: например, 1, 5, 9, 13, 17, 21; 2, б, 10, 14, 18, 22; 3, 7, 11, 15, 19, 23; 4, 8, 12, 16, 20 (4 зева) и т. п. «Ткач, который работает более чем двумя зевами, ткет киперную или атласную ткань. По видимому, обитатели свайных построек уже дошли до этого, потому что в Иргенгаузене у Преринона найдены киперные ткани».

С развитием ремизного аппарата в простых ткацких станках тот же принцип получил применение и в производстве киперных тканей; стали привязывать отобранные группы нитей к отдельным палочкам, попеременным дерганием которых и достигалось образование нескольких зевов. В простом ткачестве такой способ употребителен, например, у племени даяков с острова Борнео. На их ткацких станках с вертикальной рамой «при вплетении так называемой уточной: нити — ткачихи не принимают своими примитивными ткацкими челноками одну продольную нить за другой, но эти продольные нити» е 1,3, 5, 7, 9, 11 таких нитей связываются маленькими узлами при помощи поперечной палочки, так что при протягивании этой палочки между четными и нечетными продольными нитями образуется свободное пространство, через которое проводят ткацкий челнок рукой. Далее, уточная нить крепко прижимается гребнеобразным инструментом к протянутым прежде уточным нитям, а затем ткачиха принимает деревянным ткацким станком продольные нити 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. и протягивает их вперед, так что теперь между этими нитями и нитями 1, 3, 5, 7, 9 и т. д. образуется свободное пространство, через которое протягивают ткацкий челнок с новой уточной нитью. Как видим, этот способ очень утомительный и отнимает много времени. Он требует от ткачихи большой находчивости и ловкости».

Крашение. Если происхождение основных областей текстильного производства — прядения и ткачества, опирающихся на механические орудия, мы можем восстановить в довольно последовательной связи, то о технике крашения тканей, имеющей дело с химической аппаратурой и химическими веществами, в родовом обществе мы знаем гораздо меньше.

Несомненно, что первоначально переход от простой одежды к крашеной был связан с развитием разнообразных форм татуировки тела, служившей целям украшения. Приемы окраски тела переносились в дальнейшем на одежду, и это стало принимать систематический характер с появлением тканей в качестве постоянного вида одежды.

Мы должны различать разрисовку материй от ее крашения, причем первая, по-видимому, зародилась раньше, чем второе.

Из минеральных красок, употреблявшихся у племен поздней коммуны, наиболее распространенным был красный глинистый железняк, находившийся в большом количестве на поверхности земли, и некоторые другие цветные минералы.

Древним китайцам (приблизительно за 4000 лет до н. э.) были известны некоторые красители естественного и животного происхождения, например растительное индиго, кермес (красный краситель, входящий в один из видов червеца) и так называемый китайский зеленый или локао, встречающийся в некоторых разновидностях крушины и принадлежащий, согласно новейшим исследованиям, к флавоновым производным. Черной краской для тканей, как показывают микроскопические анализы остатков древних материй, служил растертый уголь, смешанный с жиром, или черные споры грибов. Желтая краска добывалась из дикой резеды, синяя из растения, известного под названием синильника. По свидетельству Геродота (V в. до н. э.) племена, населявшие в то время Кавказ, употребляли в качестве красильного вещества раздавленные и растертые в воде листья, содержащие, по видимому, какие-то бродящие жидкости. Красным красителем нередко служила кровь убитых животных или павших в бою врагов, которой пропитывали одежду или намазывали свое тело. В качестве клеющих веществ (прикрепляющих красок) пользовались жирами и различными соками растений, содержащими сахар.

Наилучшим образом требованиям стойкости окраски удовлетворяли хлопчатобумажные ткани; поэтому, наибольшие достижения в красильном деле мы наблюдаем у народов жарких климатических поясов, давно знакомых с культурой хлопчатника. Малая Азия, Египет и, в особенности, Индия являются, по видимому, родиной разрисованных и крашеных тканей, распространившихся отсюда в эпоху рабовладельческого общества ко всему культурному Востоку и в странах южной Европы.

Вероятно здесь, как и в Китае и Японии, зародились первые способы набивки тканей, т. е. нанесения на них стандартных рисунков путем специальной подготовки подлежащих окраске и неокрашиваемых мест. Переход к этим методам от простого вырисовывания всех линий узора вызвал огромное повышение производительности труда красильщика.

Другой, распространенный главным образом в южной Азии, прием носит название бандана и заключается в завязывании при помощи узелков тех мест ткани, которые желают предохранить в дальнейшем от действия краски. При этом уже после нанесения узора одной краской можно новой комбинацией узелков и последующим опусканием ткани в чан со второй краской получить другой по цвету и форме узор. Этот метод позволял производить разноцветные ткани, отличавшиеся порою высокими художественными достоинствами.2

Способы восковой набивки и бандана в настоящее время применяются малайскими племенами на острове Суматра и острове Ява. Первый способ широко распространен и в современной Индии. Узорчатые ткани, изготовленные при помощи восковой набивки, называются в Японии «шибори», а на острове Ява — «икат».



biofile.ru

Прядение и ткачество, а также войлок. / Гостевая / НеПропаду

Как и обещал полная статья о прядении, ткачеству и войлоку. Немного истории: Ткачество было изобретено человеком в эпоху неолита — около 8 тысяч лет до нашей эры. До зарождения ткацкого ремесла первобытные люди одевались в шкуры животных, которые сшивали нитями, изготовленными из жил тех же животных.

Ткачество — изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения. Ткацкому процессу предшествует процесс прядения. Из коротких шерстинок или растительных волокон прядут нити, скручивая шерстинки или волокна между собой. Затем нити переплетаются. При этом продольные нити образуют основу ткани, а поперечные нити располагаются перпендикулярно основе и образуют уток. Переплетенные нити основы и утка образуют тканевое полотно.

Ткачество как ремесло возникло в результате перехода человека от кочевого к оседлому образу жизни, от собирательства к одомашниванию животных и возделыванию растений.

Технология ткацкого производства сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Прежде чем получить пригодную для изготовления ткани нить, надо знать, из чего ее можно получить. Многие домашние животные покрыты шерстью, но далеко не всякая шерсть подходит для ткацкого производства. Все растения состоят из волокон, но не любые растительные волокна пригодны для ткачества.

Выводя новые породы животных, древние люди научились выделять и закреплять в следующих поколениях полезные для себя признаки — например длинную шерсть у овец. В растениеводстве происходило то же самое. Методом проб и ошибок люди открыли для себя, что некоторые растения пригодны для изготовления из их волокон прочных нитей. Одни из древнейших растений, применяемых для получения сырья для ткачества — это лен-долгунец, конопля, джут, кенаф (все они относятся к так называемым лубяным культурам) и хлопчатник. К слову — в Индии хлопчатник культивировался уже около 3 тысяч лет до нашей эры.

Кроме шерсти животных и волокон растений, для изготовления тканей используется натуральная нить животного происхождения — выделяемый гусеницами тутового шелкопряда шелк. Шелковая нить образует кокон, в котором происходит метаморфоз шелкопряда. Поэтому гусеницу шелкопряда разводят в искусственных условиях.

Выращенное и собранное с поля растение подвергали многоступенчатой обработке — разрыхлению, трепанию, смешиванию, вычесыванию, вытягиванию. Затем готовое волокно пряли в нить, скручивая его руками при помощи простейшей прялки. Прялка представляла собой деревянный гребень, на котором закрепляли пучок волокон. При прядении готовая нить наматывалась на веретено — конусообразную деревянную палочку.

В результате прядения беспорядочно спутанные непрочные волокна переплетались и обретали достаточно высокую прочность. Полученную нить отбеливали, окрашивали в нужный цвет растительными красками. Затем из подготовленных нитей ткали полотно.

Освоив ткачество в глубокой древности, человечество не расставалось с этим ремеслом никогда. Для облегчения производства были изобретены станки — и для прядения, и для производства тканей. Ручной ткацкий станок, представлявший собой простую деревянную раму, на которую натягивались нити основы, и перемещаемую вручную поперечину-челнок с закрепленной на ней нитью утка, — одно из древнейших орудий труда. Остается лишь поражаться изобретательности древнего мастера, впервые придумавшего это немудреное, но вполне эффективное устройство. Станок позволил не только ускорить производство ткани, но и добиться получения достаточно тонкого полотна с ровной поверхностью.Войлок:(система вложена)Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов.

Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.

Первые войлоки выполняли из натуральной шерсти естественного цвета. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос.

Войлок обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкие войлоки использовали в качестве головных покрывал, из толстых делали доспехи, обувь, покрытия для юрты. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и др. Основные из них сохранились до настоящего времени.

Носителями иранской техники изготовления войлока с использованием вкатанного узора были народы Средней Азии, которые и сегодня выполняют кошмы точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком -стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывали шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы. Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями.

Если валянием небольших изделий обычно занимались женщины, то изготовление крупных предметов считалось, в основном, мужской работой. Так, например, готовое к валянию полотнище для юрты навивали на палку и зашивали в кожу. Затем палку привязывали к стременам оседланного коня, который возил ее по полю до тех пор, пока войлок не сваляется.

Славянские народы собственно войлоки не изготавливали. Зато им были знакомы так называемые полувойлоки -тканые и потом подвалянные материалы. Классическим результатом применения этой техники является сукно, из которого с давних времен делали верхнюю одежду.

Использовали войлок и для покрытия головы. Так, головные уборы различных форм, изготовленные из овечьей шерсти, хорошо известны многим народам Поволжья и Приуралья. Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. В некоторых районах, например, в Оршанском, производство мужских шляп приобрело характер кустарного промысла.

Интересна и история появления валенок в России, которая относится к середине XIX в., когда валяные сапоги являлись исключительно праздничной обувью, считались ценным приобретением для каждой семьи. С развитием промысла обрядовое назначение валенок менялось: в одних районах праздничные валенки становились повседневными или рабочими, в других бытовали валяные сапоги, предназначенные только для праздников или работы. В конце XX в. валенки из некогда модной и престижной обуви превратились сначала в повседневную, а затем в обувь для детей и стариков. Однако до сих пор в суровые зимы многие жители деревень надевают вместо современной модной кожаной обуви полюбившиеся валенки.

На Кавказе и сегодня сохраняются практически все способы изготовления и декорирования войлоков и войлочных изделий. Мозаичный, когда из двух разных по цвету полотнищ войлока, положенных один на другой, по одному лекалу вырезается узор, разно- цветные элементы которого меняются местами и сшиваются в готовое изделие.

А счас собственно технология:Войлок. Для этого шерсть укладывали слоями на циновку, ткань.Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.Потом Войлочный валик зашивали в кожу или в прочную тканью привязывали к гужевому скоту, который протаскивал около 2км.

Нить. изготовление ниток из шерсти является очень трудоемким процессом. Первичная обработка шерсти состоит из ряда технологических операций. Первая операция это — мойка шерсти. Сначала руно замачивают в воде, оставляя на несколько дней в пруду или большом деревянном лохане, затем промывают в холодной речной воде. Для лучшего очищения от грязи, шерсть топчут ногами и бьют палками-колотушками. Иногда шерсть промывают в зольной воде. Помытую шерсть сушат на солнце в развешанном виде или расстилая на палатах. Сухая шерсть подвергается дальнейшей обработке. Очищается от прилипших растительных семян, отбирается по цвету. Затем при помощи лукообразного инструмента (рис. 1) разрыхляют клочки спутанной шерсти, для этого струну этого инструмента погружают в шерсть и, ударяя по ней палочкой, приводят ее в колебательное движение, способствующее разрыхлению шерсти и выпадению из нее посторонних примесей. В зависимости от назначения вымытая сухая шерсть белого цвета подвергалась отбеливанию. Для этого специальную белую глину, измельченную на ручной мельнице, перемешивали с водой и в полученный раствор окунали шерсть. Известен и другой способ, когда предварительно обожженный и измельченный до порошкообразного состояния минерал — шелковистый гипс растворяют с кислым молоком и в эту смесь погружают шерстяную пряжу для отбеливания. Следующая операция заключается в расчесывании шерсти. Для расчесывания шерсти пользуются деревянным треугольной формы инструментом, на верхний острый угол которого насажен металлический наконечник с двумя рядами острых стальных зубьев. рис. 2… Сидя на полу, одновременно оперируя двумя руками, распускать пучок за пучком вычесываеть шерстяные волокна. В процессе двух, иногда и трехразового вычесывания длинные шерстяные волокна располагаются параллельно друг к другу, а некачественные короткие и спутанные волокна в виде отходов остаются между зубьями гребня. Первые идут на изготовление высококачественной пряжи, а вторые используются при производстве войлока. Расчесанная шерсть путем прядения превращается в длинные и прочные нити — пряжу. Технологический процесс прядения осуществляется при помощи ручного веретена, которое со II-тысячелетия до н. э. остается в неизменном виде. рис. 3…

Инструмент для разрыхления шерсти.

Рис. 1. Инструмент для разрыхления шерсти.

Рис. 2. Гребень для расчесывания шерсти.

Рис. 3. ВеретеноПри помощи этого древнего и незамысловатого инструмента, прядут пряжу. Из пучка шерсти пальцами одной руки вытягивает часть волокон, которая скручиваясь и утончаясь, виток за витком, наматывалась на вращающееся другой рукой веретено. Кроме веретена существовали два вида прялок. На одной из них прядут пряжу преимущественно для сукноткачества. Эта деревянная вертикальная стойка с горизонтальной вставкой в верхней части, укрепленная на каменной подставке. рис. 4. Более усовершенствованная и производительная ручная прялка со сравнительно сложным устройством наиболее широко применяется для к пряжи. Принцип ее работы основан на вращательном движении колеса диаметром 50 см. Правой рукой приводилось во вращательное движение колесо, одновременно левой регулировалось формирование пряжи на веретене. рис. 5…

Рис. 4. Ручная прялка.При производстве ворсовых изделий в зависимости от назначения шерстяная пряжа делится на три вида: основная, узорообразующая и уточная. Скручиванием нескольких нитей пряжи получают пряжу для основы, обладающую достаточной прочностью. Уточная пряжа бывает слабой крутки, потоньше и менее крепкой чем пряжа основы. Узорообразующая пряжа от двух первых отличается более рыхлой, толстой и пушистой нитью. Для безворсовых изделий пряжа для основы и утка бывает более однородной, но тоже достаточно крепкой крутки.В ручном производстве около 50% трудовых затрат приходилось на трудоемкие вспомогательные процессы подготовки пряжи, наиболее трудоемкие из них — расчесывание и прядение шерсти. За день, работая (с утра до вечера, мастерица может расчесать только 1 кг шерсти. На ручное прядение из этой шерсти пряжи уходит еще больше времени.Важным звеном технологической цепи подготовки сырья является процесс окрашивания пряжи, требующий от человека большой затраты труда и времени. Индивидуальные знания о красящих свойствах многих материалов, умения и навыки их обработки, накопленные в результате собственных опытов в совокупности с полученными по наследству от предыдущих поколений сведениями о красках, позволяет людям получать из подручного сырья красители различных тонов и оттенков.Как известно, все компоненты, необходимые для окраски пряжи, мастерицы получают сами из местных природных материалов известными им традиционными способами. Например, поташ для кубовых красителей получают из золы растений произрастающих на солончаковых почвах. В качестве протравы часто используют фруктовые кислоты. Высококачественные красители самых разнообразных цветов, обладающие достаточной прочностью и стойкостью к воздействиям различных внешних факторов, мастерицы в основном получают из листьев, коры, плодов и корней травянистых растений и плодовых деревьев. Из листьев тутового дерева, грецкого ореха, яблони, айвы, из коры граната, дикой сливы получают краску от самого бледного до самого интенсивного коричневого цвета. Желтый цвет получают из цветов седого клевера, а из растения — карачуп получают черную краску. Зеленый цвет получают погружением пряжи окрашенной в желтый цвет в раствор индиго (синий). Красный цвет получают из корней растения, известного под названием марена. В зависимости от способа обработки и времени сбора отвар марены окрашивает пряжу в различные оттенки красного цвета от светло-розового до бордового. Притом разные части корня дают разную окраску. Сердцевина дает ярко-красный, ядро — красный; заболонь с корой — коричневый. Другим известным растением для получения красителя желтого цвета является шафран. Для окраски шерстяной пряжи в различные оттенки синего цвета применяют кубовый краситель — индиго. С конца XIX — начала XX вв. в ковроделии начали использовать и яркие и маркие анилиновые красители.Следующим необходимым в производстве видом сырья является хлопок. В современных коврах часто нити для основы и утка вырабатываются из хлопка. Хлопчатобумажная пряжа по сравнению с шерстяной имеет ряд преимуществ. Она легче обрабатывается, облегчает процесс ткачества, не боится моли и позволяет ткать изделия высокой плотности. В старину во многих странах возделывали коноплю, из которой и из ее пряжи ткали мешковину и простые паласы больших размеров. Во многих селах занимались изготовлением конопляных тканей для удовлетворения домашних потребностей и частично для продажи. Стебли конопли собирали осенью еще в зеленом виде и связывали в снопы, высушивали в копнах на поле или под навесами дома. Затем подбирали стебли одинаковой длины и связывали в лучки. Пучки эти замачивали в водоемах в течение 12—18 дней. Затем, предварительно высушив, пучки конопли укладывались на каменные или деревянные подставки и частыми ударами по ним колотушками отделяли лубяное волокно от древесины стеблей. Полученное волокно трепали, мяли и гребнем из толстых куриных перьев вычесывали. Пряли так же и как шерсть, вытягивая и скручивая в нити необходимой толщины при помощи веретена и прялки. В зависимости от назначения конопляную пряжу подвергали специальной обработке, крахмалению и отбеливанию. Пряжа из конопли отличалась особой прочностью и шла на изготовление многих материалов первой необходимости.

Так с нитками разобрались, сейчас непосредственно ткацкий станок. Лучше горизонтальный, так как он более продуктивен и технологичен, но сложнее в изготовлении.: Процесс его работы заключается в следующем:Наглядная схемаНити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть Принцип работы ткацкого станкапробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.

Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.

Вырабатываемая ткань огибает грудницу 12 и наматывается на товарный навой 13.

Ну вот в принципе и все. Кидайтесь тапками. Извиняюсь за задержку. (вызывали на работу: на трассовый участок)Админам. Если хотите удаляйте недописанную статьюИ ещё отступление от темы к предыдущей статье: Моя овечка.нить из пуха:Ну и похвастаюсь, сам отковывал. Вот скажите почему быстро тупится, сталь рессоная зиловская:

nepropadu.ru


Смотрите также