Контрольная работа по истории первобытного общества. Контрольная работа для 5 классов по истории Древнего мира «История первобытного общества»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Контрольная работа по теме "Эпоха первобытного общества". Контрольная работа по истории первобытного общества


История и культура первобытного общества

Содержание

Задание 1. Осветите проблему: «Основные характеристики образа жизни первобытных людей: хозяйство, общество, мироощущение, искусство»

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

Что такое миф?

В чём сущность анимизма?

Каковы основные особенности первобытного искусства?

Задание 3. Объясните термины: «род», «племя», «фетиш», «табу», «магия»

Задание 4. Выполните тесты:

. Тотем - это:

а) оберегающий предмет;

б) животное, опасное для рода;

в) общий знак племени;

г) священный камень;

д) животное - прародитель.

. Сущностью неолитической революции является:

а) освоение огня;

б) переход к земледелию и скотоводству;

в) изобретение лука и стрел;

г) начало применения металлов;

д) строительство оросительных систем.

. В наскальных росписях чаще всего встречается?

а) сцены битвы;

б) сцены охоты;

в) изображения лиц;

г) изображения рук;

д) изображения животных;

е) всё перечисленное

Список использованной литературы

Задание 1. Основные характеристики образа жизни первобытных людей: хозяйство, общество, мироощущение, искусство

Первобытное общество - период в истории человечества до изобретения письменности. Соответственно, информацию об этом периоде получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, палинология.

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной осёдлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало изобретение языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.

Сначала первобытные люди пользовались огнём, получаемым при пожарах, от ударов молний и т.д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия труда, бытовая утварь, украшения находились в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ей без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Восходящие к Энгельсу марксистские представления о раннем первобытном обществе содержат предположение, что первоначально половые отношения между людьми внутри коллектива были беспорядочными (промискуитет). Однако эта идея не является общепризнанной.

Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Коллективная охота требовала сплочённости всех её участников. Поэтому возник запрет на половые отношения между членами коллектива в период, предшествовавший охоте, и самой охоты. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины заставляло её членов искать половых партнёров в других. Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет половых отношений между членами каждого из первобытных коллективов. Так каждая праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету пришёл групповой дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины.

Естественным кормильцем человека была его мать - вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины - братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестёр и детей последних. Они жили в общинных жилищах.

Лишь затем возникла парная семья - образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью - пожизненное единобрачие отдельных пар.

Специалисты в настоящее время считают, что во времена палеолита и неолита (50-20 тысяч лет тому назад) социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X-III тысячелетия до н.э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения. На рубеже V-IV тысячелетий до н.э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племён типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной - внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники.

Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди были влиятельны благодаря своим личным качествам, а заем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоёв общества - вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что давала им природа: солью, редкими камнями и т.д. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди (это явление получило название дарообмена). Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племён, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди - предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.

Стали возникать вождества - политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племён, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами, и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.

Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце IV - начале III тысячелетия до н.э.

Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Такие племена существуют даже в настоящее время.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа. Религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т.п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

первобытный общество культура искусство

Задание 2. Миф

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях, это определённое представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры. Миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе. Исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её ранее развитие всестороннее влияние.

Сущность анимизма

Анимизм - это вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввёл немецкий учёный Г.Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тэйлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Тэйлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений. Однако эта теория не выдержала критики, поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тэйлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации, то есть разделения мира на материю и душу, протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрейзер), эпоха аниматизма, оживотворения всей природы (Р. Маретт, Л.Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль), но эта систематика религий носит абстрактный характер.

От тэйлоровского понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение «анимисты». К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Океании - приверженцев традиционных местных религий.

Смысл в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Основные особенности первобытного искусства

Искусство возникло в палеолите. В верхнем палеолите оно представлено анималистической пещерной живописью, антропоморфной скульптурой малых форм из кости и камня, гравировкой и барельефом на кости, каменных плитах и роге. Первые произведения первобытного искусства (гравировка на кости) найдены в 30-х годах XIX века. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году испанский археолог М. де Саутуола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамиры нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей. Это был первый памятник полихромной палеолитической живописи. В настоящее время известно около сорока пещер с остатками палеолитической живописи. Наиболее ранние изображения - контурные и однотонные, более поздние, как правило, многоцветные, передают объём и форму. Мастерство древних художников отразилось в умении передать динамику и характерные особенности животных. Палеолитическое анималистическое искусство достигло высокого уровня. Однако древним художникам было чуждо понятие художественной перспективы, поэтому фигуры нарисованы в одной плоскости и не связаны единым сюжетом, не соблюдены размеры и пропорции рисунков.

Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, кровь). В XII тысячелетии до н.э. пещерная живопись выполняется с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. На наскальных рисунках в основном изображались сцены боёв животных и человека, животных, позднее богов. Вся первобытная живопись наносилась в соответствии с культами. Позднее пещерная живопись стала стилизованной. Некоторые образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило, украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Задание 3. Объясните термины: «род», «племя», «фетиш», «табу», «магия»

Род - коллектив родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства ведётся по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родоплеменное деление сохранилось у некоторых народов.

Племя - тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа - самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племён, завоевания и переселения вели к смешению племён и возникновению более крупных этнических общностей. Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху.

Фетиш - неодушевлённый предмет, наделённый сверхъестественными свойствами. Наиболее распространённые фетиши - амулеты, обереги, талисманы. В переносном смысле - то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

Табу - в первобытном обществе система запретов на совершение определённых действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов, личные контакты и т.п.), давших начало многим позднейшим социальным и религиозным нормам.

Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе.

Задание 4

1. Тотем - это:

а) оберегающий предмет;

б) животное, опасное для рода;

в) общий знак племени;

г) священный камень;

д) животное - прародитель.

. Сущностью неолитической революции является:

а) освоение огня;

б) переход к земледелию и скотоводству;

в) изобретение лука и стрел;

г) начало применения металлов;

д) строительство оросительных систем.

. В наскальных росписях чаще всего встречается?

а) сцены битвы;

б) сцены охоты;

в) изображения лиц;

г) изображения рук;

д) изображения животных;

е) всё перечисленное.

Список использованной литературы

1.Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М.: Высш. шк. 1990;

2.Культурология / под ред. А.Н. Марковой. - М., 2004;

.Культурология / под ред. А.А. Радугина. - М., 2007;

.Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие. - М., 2000.

Теги: История и культура первобытного общества  Контрольная работа  Культурология

dodiplom.ru

Контрольная работа по теме "Эпоха первобытного общества"

Урок № 9 6 класс Дата____________

Тема: Обобщение по теме «Эпоха первобытного общества»

Цель: обобщить знания учащихся по теме, воспитать уважение к развитию культуры других народов, систематизировать знания учащихся по теме.

Тип урока: обобщение новых знаний

__________________________ Ход урока _________________________________________

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Исторический диктант. Дать ответ на вопрос ДА или НЕТ.

  1. Ледник – это, снег дождь и вода. Нет.

  2. Неандерталец возник около 100 тыс. лет тому. ДА

  3. Использовал ли неандерталец огонь? ДА

  4. Религия – это вера в сверхъестественные существа и поклонения им. ДА

  5. Эволюция – это постепенное развитие. ДА

  6. Перед кроманьонцем был австралопитек. НЕТ

  7. Мамонт – это маленькое животное с большими иголками. НЕТ

  8. В. Городцов открыл подземную, водную и космическую культуры. НЕТ

  9. Способ жизни, при котором приходится постоянно переселять с места на место, называется – кочевым. ДА

  10. Загонная охота – это охота одного человека. НЕТ

Работа по карточкам.

Карточка 1.

Дайте определение понятий: эволюция, общество, деньги, матриархат.

Дайте ответ на вопросы:

  1. Какие мифы о возникновении вселенной и Земли вы знаете?

  2. Представьте, что вам удалось побывать в пещере неандертальцев. Что вы мы могли увидеть? Что поразило вас больше всего?

  3. Соотнесите понятие и их определение:

  1. Кризис а) разведение скота для использования в хозяйстве

  2. Орудие труда б) предмет, приспособление для облегчения трудовой деятельности.

  3. Скотоводство в) означает определенную степень развития, в переводе от латинского означает цивилис - достойный, воспитанный.

  4. Цивилизация г) упадок чего-либо, остановка развития

Карточка 2.

Дайте определение понятий: производящее хозяйство, торговля, религия, патриархат.

Дайте ответ на вопросы:

  1. Для чего людям необходима письменность?

  2. Охарактеризуйте дриопитека и австралопитека по плану: а) внешность б) образ жизни в) жилища.

  3. Посчитайте, используя ленту времени: 1. Древний полководец Александр Македонский родился в 365 году до н.э. сколько бы ему исполнилось в этом году? 2. В 395 году произошел распад на Западную и Восточную Римские империи. Сколько лет прошло с этой даты до 2016 года?

Карточка 3.

Дайте определение понятий: ледниковый период, род, ремесло, идол .

Дайте ответ на вопросы:

  1. Почему деньги упрощают обмен товарами?

  2. Составьте распорядок дня женщины или мужчины (на выбор), живущих в родовых общинах.

  3. Соотнесите понятие и их определение:

  1. Эволюция а) ученый, исследующий происхождение человека, остатки ископаемых

  2. Гомо сапиенс б) информация о древности, которую получают в результате раскопок.

  3. Археологические источники в) человек разучный

  4. Антрополог г) постепенное, на протяжении миллионов лет развитие живых организмов от простейших форм к современности

Карточка 4.

Дайте определение понятий: тотемизм, государство, производящее хозяйство, рисуночное письмо.

Дайте ответ на вопросы:

  1. Объясните, что такое присваивающий способ хозяйствования.

  2. Собака – это волк, который решил жить среди людей. Как вы думаете, почему? Был ли от этого людям толк?

  3. Посчитайте, используя ленту времени: 1. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э., посчитайте, сколько прошло лет от первых Олимпийских игр до 2016 г? 2. В 395 г. произошел раздел римской империи на Западную и Восточную, а в 476 г. распалась окончательно Западная Римская империя. Подсчитайте сколько лет прошло между этими датами?

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание

infourok.ru

Первобытное общество - контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ

1. Периодизация Античности и протоантичности

2. Религиозные верования первобытных общин

3. Особенности развития первобытного общества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Крито-микенский период - предыстория Античности

Крито-микенский (конец III–II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория Античности.

2) Полисный период.

Полисный период (XI–IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

3) Эллинистический период.

Эллинистический период. (IV–I вв. до н. э.) - Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

3.1) Первый эллинистический период (334–281 до н. э.) - походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

3.2) Второй эллинистический период (281–150 до н. э.) - расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

3.3) Третий эллинистический период (150–27 до н. э.) - кризис и распад эллинистической государственности.

4) Римская империя.

Римская империя. (27 до н.э.-476 н.э) – Становление, расцвет и падение одной из величайших Империй Древнего Мира.

4.1)Ранняя Империя. Принципат (27/30 г до н. э. – 193 г. н. э.) – первые императорские династии, заговоры и борьба за трон.

4.2)Кризис III века (193–284 гг.) – варвары на престоле Римской Империи.

4.3)Поздняя Империя. Доминат (284– 486 гг.) – принятие христианства, разделение империи на Западную и Восточную, падение Римской Империи.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Другая сторона верований – поклонение силам природы. Она была порождена бессилием человека перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества. Не имея возможности понять многие её законы, он пытался объяснить их, наличием в природе духов, принося жертвы которым, человек мог получить их благосклонность.

Сюда же можно отнести веру в существование «потустороннего мира». В большинстве случаев, она заключалась в том, что смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий.

Особенности развития первобытного общества можно проследить в чередовании эпох (веков).

Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

-Палеолит

-Мезолит

-Неолит

Медный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) – период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4–3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век – период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 – 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

-Ранний бронзовый век

-Средний бронзовый век

-Поздний бронзовый век

Железный век – период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

1. Всемирная История. Том 1 [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar. ru/hist1-1/index.htm

2. Римская Империя [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Римская_империя

3. Античность [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Античность

2dip.su

Первобытное общество - Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Периодизация Античности и протоантичности

2. Религиозные верования первобытных общин

3. Особенности развития первобытного общества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Периодизация Античности и протоантичности

 

  1. Крито-микенский период - предыстория Античности

Крито-микенский (конец IIIII тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория Античности.

  1. Полисный период.

Полисный период (XIIV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

  1. Эллинистический период.

Эллинистический период. (IVI вв. до н. э.) - Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

3.1) Первый эллинистический период (334281 до н. э.) - походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

3.2) Второй эллинистический период (281150 до н. э.) - расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

3.3) Третий эллинистический период (15027 до н. э.) - кризис и распад эллинистической государственности.

  1. Римская империя.

Римская империя. (27 до н.э.-476 н.э) Становление, расцвет и падение одной из величайших Империй Древнего Мира.

4.1)Ранняя Империя. Принципат (27/30 г до н. э. 193 г. н. э.) первые императорские династии, заговоры и борьба за трон.

4.2)Кризис III века (193284 гг.) варвары на престоле Римской Империи.

4.3)Поздняя Империя. Доминат (284 486 гг.) принятие христианства, разделение империи на Западную и Восточную, падение Римской Империи.

 

2. Религиозные верования первобытных общин

 

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого тотема и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Другая сторона верований поклонение силам природы. Она была порождена бессилием человека перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества. Не имея возможности понять многие её законы, он пытался объяснить их, наличием в природе духов, принося жертвы которым, человек мог получить их благосклонность.

Сюда же можно отнести веру в существование потустороннего мира. В большинстве случаев, она заключалась в том, что смерть означала обычно простой уход души из тела человека в мир предков. Страна мёртвых часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в подземном мире, или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий.

 

3. Особенности развития первобытного общества

 

Особенности развития первобытного общества можно проследить в чередовании эпох (веков).

Каменный век древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

-Палеолит

-Мезолит

-Неолит

Медный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός медь + греч. λίθος камень) или энеолит (лат. aeneus медный + греч. λίθος камень)) период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Прибли

www.studsell.com

Контрольная работа Первобытное общество

СОДЕРЖАНИЕ

1. Периодизация Античности и протоантичности

2. Религиозные верования первобытных общин

3. Особенности развития первобытного общества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Периодизация Античности и протоантичности

  1. Крито-микенский период - предыстория Античности

Крито-микенский (конец III–II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория Античности.

  1. Полисный период.

Полисный период (XI–IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

  1. Эллинистический период.

Эллинистический период. (IV–I вв. до н. э.) - Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

3.1) Первый эллинистический период (334–281 до н. э.) - походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

3.2) Второй эллинистический период (281–150 до н. э.) - расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

3.3) Третий эллинистический период (150–27 до н. э.) - кризис и распад эллинистической государственности.

  1. Римская империя.

Римская империя. (27 до н.э.-476 н.э) – Становление, расцвет и падение одной из величайших Империй Древнего Мира.

4.1)Ранняя Империя. Принципат (27/30 г до н. э. – 193 г. н. э.) – первые императорские династии, заговоры и борьба за трон.

4.2)Кризис III века (193–284 гг.) – варвары на престоле Римской Империи.

4.3)Поздняя Империя. Доминат (284– 486 гг.) – принятие христианства, разделение империи на Западную и Восточную, падение Римской Империи.

2. Религиозные верования первобытных общин

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Другая сторона верований – поклонение силам природы. Она была порождена бессилием человека перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества. Не имея возможности понять многие её законы, он пытался объяснить их, наличием в природе духов, принося жертвы которым, человек мог получить их благосклонность.

Сюда же можно отнести веру в существование «потустороннего мира». В большинстве случаев, она заключалась в том, что смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий.

3. Особенности развития первобытного общества

Особенности развития первобытного общества можно проследить в чередовании эпох (веков).

Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

-Палеолит

-Мезолит

-Неолит

Медный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) – период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4–3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век – период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 – 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

-Ранний бронзовый век

-Средний бронзовый век

-Поздний бронзовый век

Железный век – период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная История. Том 1 [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar. ru/hist1-1/index.htm

  2. Римская Империя [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Римская_империя

  3. Античность [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Античность

bukvasha.ru

Контрольная работа для 5 классов по истории Древнего мира "История первобытного общества" - VEKOR.RU

Контрольная работа № 1

для 5 классов по истории Древнего мира

Тема: История первобытного общества

Вариант 1

1. Верно ли следующее утверждение?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.

а) верно б) неверно

2. Древнейшие люди

а) общались с помощью слов и жестов

б) обладали членораздельной речью

в) не умели разговаривать

3. Основное занятие древнейших людей, поиск съедобных кореньев, плодов, ягод – это

а) охота б) собирательство в) земледелие

4. Продолжите предложение:

Древнейшие люди появились более ……………………

5. Жизнь первобытного земледельца и скотовода

а) продолжала во всем зависеть от природы

б) стала зависеть от его образования и воспитания

в) стала зависеть от его труда и умения

6. Древние художники изображали в пещерах и на скалах

а) оленей б) оборотней в) охотников г) бизонов д) земледельцев

Найдите и укажите номер слова лишнего в этом перечне.

7. Расположите в правильной последовательности действия древних земледельцев

а) серпами срезали колосья

б) каменными топорами рубили деревья, выжигали кустарник

в) вскапывали землю при помощи мотыги

г) растирали зерно в зернотёрках

8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. Эти слова запишите под обозначенными номерами:

Появление ___________(1) и ________________(2) изменило жизнь людей. Раньше они добывали то, что ____________________________(3) . Теперь они научились производить то, что им было необходимо. Их жизнь зависела теперь не столько от ______________(4), сколько от собственного __________________(5).

9. Решите задачу. Основание Рима произошло в 753 году до н.э. Сколько лет назад это было?

10. Перерисуйте схему и заполните её:

Остатки прошлого, сохранившиеся до нашего времени, называются

историческими источниками

Изучением исторических источников

занимаются исторические науки

Контрольная работа № 1

для 5 классов по истории Древнего мира

Тема: История первобытного общества

Вариант 2

1. Верно ли следующее утверждение?

Древнейшие люди жили в жарких странах, таких, как Восточная Африка.

а) верно б) неверно

2. Древнейшие люди

а) были очень похожи на современных людей

б) ничем не отличались от обезьян

в) очень напоминали обезьян

3. Освоение огня, орудия труда это то

а) чем древнейшие люди отличались от обезьян

б) чем древнейшим людям не удалось овладеть

в) что умели добывать обезьяны

4. Продолжите предложение:

40 тысяч лет назад появился ………………………….

5. Земледелие, скотоводство, обработка металлов – это занятия

а) позволившие первобытным людям выжить в борьбе с природой

б) которые отличают людей разумных от древнейших людей

в) появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изменившие жизнь людей

6. В земледельческих работах применяли

а) мотыгу б) плуг в) каменный топор г) гончарный круг д) серп

Найдите и укажите номер слова лишнего в этом перечне.

7. Расположите в правильной последовательности действия древнего ремесленника

а) изготовление корзин из прутьев, обмазанных глиной

б) плетение корзин из тонких прутьев

в) лепка горшков из глины

г) обжиг глиняных изделий в огне очага

8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. Эти слова запишите под обозначенными номерами:

У человека разумного зародилась вера в существование _________________(1) сил. Люди полагали, что в лесу, в горах, в степи обитают _____________(2). Люди старались их задобрить и приносили им _______________(3) – часть охотничьей добычи. Люди верили, что у человека есть ______________(4), которая после смерти отправляется в «_______________» (5).

9. Решите задачу: Александр Македонский умер в 323 году до н.э. Сколько лет назад это было?

10. Перерисуйте схему в тетрадь и заполните её:

Занятия древнего человека

П

охота

ремесло

рисваивающее хозяйство Производящее хозяйство

vekor.ru

Контрольная работа по теме: "Первобытное общество"

Контрольная работа составлена на основе учебника Вигасина "История Древнего мира". Представляет собой тестовую работу с вариантами ответа

Просмотр содержимого документа «Контрольная работа по теме: "Первобытное общество"»

Контрольная работа на тему «Первобытное общество».I Вариант

1.Первое орудие труда первобытного человека:

А) заостренный камень Б) плуг

В) мотыга Г)лопата

2.Древнейшие люди добывали пищу…

А)собирательством и охотой Б)земледелием и скотоводством

В)занимаясь земледелием Г) собирательством и скотоводством

3.Важнейшим достижением древнейших людей было овладение

А) водой Б) огнем В) приемами обработки металла

4.Женщины в родовых общинах занимались…

А)охотой Б)собирательством В) приготовлением пищи

Г) рыбной ловлей Д) заботой о детях Е) изготовляли орудия труда

5.Первые земледельцы при обработке земли использовали

А)мотыгой и серпом Б)луком и стрелама В)гарпуном Г) лопатой

6.Несколько родовых общин, живущих в одной местности составляли

А) нацию Б) народ В) племя

7.Какой металл научились обрабатывать первым

А)сталь Б)медь В) железо Г) бронза

8. Человек, который избирался племенем для ведения военных действий назывался

А) вождем Б) старейшиной В) знатью

Контрольная работа на тему «Первобытное общество».II Вариант

1.Первое орудие труда первобытного человека:

А) заостренный камень Б) плуг

В) мотыга Г)лопата

2.Древнейшие люди добывали пищу…

А)собирательством и охотой Б)земледелием и скотоводством

В)занимаясь земледелием Г) собирательством и скотоводством

3. Обработка металлов впервые появилась в…

а) Западной Азии б) Китае в) Америке г) Африке

4.Древнейшие люди охотились на….

А)мамонта Б) шерстистых носорогах В) крокодилов

Г) пещерных медведей Д) слонов Е) диких лошадей

5.Земледелие зародилось на территории

А)Западной Азии Б) России В)Северной Америки Г) Восточной Азии

6.Самых опытных и мудрых членов родовой общины называли…

А)старейшинами Б)жрецами В) царями

7.Способствовало развитию земледелия изобретение «тяжелой мотыги»…

А) плуга Б)палки-копалки В)лопаты Г) гарпуна

8.Место где стояли идолы назывались

А)городом Б) святилищем В)поселением

multiurok.ru


Смотрите также