Конспект первобытное искусство. Конспект учебного занятия по теме `Первобытное искусство` (с использованием ЦОР)`
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект по теме "Искусство первобытного общества". Конспект первобытное искусство


Конспект по теме "Искусство первобытного общества"

Искусство первобытного общества

План:• искусство эпохи палеолита;• искусство эпохи мезолита;• искусство эпохи неолита;• искусство эпохи бронзы;• искусство эпохи железа.

Первобытное искусство – собирательное обозначениеразличных форм искусства первобытнообщинного строя.Основные формы искусства: произведения малых форм(мобильное искусство, роспись предметов быта) имонументальное искусство (живопись, графика, барельеф).Основные группы памятников: сюжетные, знаковые,ритмические (орнамент). Искусствовед Соколова писала:«Орнамент – подчерк эпохи».

Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).Поздний Палеолит - время первых религиозныйвоззрений, время окончательного сложения родовойорганизации общества. В начале позднего Палеолитапоявляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф,круглая скульптура. Краска наносилась в это времяпримитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) илинепосредственно руками. Она имела минеральноепроисхождение (окись марганца), первоначальноиспользовалась в готовом виде, затем специальноприготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась смедом или соком растений). Круглая скульптура создавалась измягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти всесюжеты посвящены животным. Основной район распространения настенной живописипалеолита можно считать территорию современной Франции иИспании. В Восточной Европе и Сибири бытовалапреимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). Итолько на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохиМадлен (20 - 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной краснойкраской.К более раннему периоду Ориньяк (35 - 20 тыс. до н.э.)относятся памятники: Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6см. Австрия (из серии так называемых «палеолитическихВенер»). Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция.Голова лани. Пещера Кастильо. Испания. Голова Оленя.Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможностькрасочной линии. Животное показывается в различных позах.Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры(Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк)изображают животных почти в натуральную величину.Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири -Мальта, Буреть.

Искусство Мезолита (10 - 6 тыс. до н.э.)Наиболее яркие памятники обнаружены на скалахВосточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе, вСредней Азии.Во всех этих местах, часто на открытых скалахвстречаются красочные и гравированные изображения людей иживотных небольшого размера. Красной, преимущественнотемно-красной или черной, наносится сплошной силуэт фигур(Сцена охоты. Альпера. Восточная Испания). В этот период создаются динамичные многофигурныекомпозиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загонаскота, сбора меда, танцев и т.п.). В мезолитских росписях напервый план выходит человек, его действия. Человеческаяфигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, нозато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения.Роспись на скале Валлторта, Испания).В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонахмногие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводыоставляли свои рисунки. Первобытный художник главноевнимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты.Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).Искусство рассматриваемого периода может бытьсравнимо с творчеством бушмеков, обитающих ныне на югеАфрики (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).

Искусство неолитаВременные рамки неолита менее определенные. ПоАлпатову этот период соотносится:В Европе около 10000 – 2000 до н.э.В Египте около 18000 - 3000 до н.э.В Америке 3000 до н.э.В Китае 2000 до н.э.На Ближнем Востоке 7000 до н.э.Человек постепенно переходит к оседлому образу жизни.Культовое действие в это время складывается из двухмоментов. Это или движение по направлению к какой-либоцели – процессия, или движение вокруг культового памятника,дерева, гробницы. Искусство неолита приобретает более глубокое смысловоевыражение. В геометризме проявилось стремление передатьоснову всех вещей, их душу. Появляются слова-знаки,обладающие многообразным значением. В некоторых языках«небо» означало и круг с намеком на окружность небосвода, исвод, и арку, и, наконец, шар. Подобно словесным знакам,графические начертания имели также многообразное значение.Постепенно развивается чувство основных ритмическихформ, чувство композиции. Возникновение орнаментаотносится еще к древнему каменному веку, но более полноеразвитие он получил в период оседлости. В орнаменте сосудовне встречаются растительные формы – это полосы, зигзаги,круги, волны (сосуды Южной Туркмении; сосуды из Тель-Арпачийа в Передней Азии; сосуды Трипольской культуры).Петроглиф – изображение высеченное или выбитое накамне.На территории России найдены петроглифы в районеОнежского озера (неолит III – начало II тыс. до н.э.). На камняхвидны изображения лосей, медведей, бобров. ПетроглифыПрибайкалья относятся к IV – III тыс. до н.э. (неолит). Онивыбиты тонкой выбивкой – «точечной ретушью», образующейузкие желобки. Контур подчеркивается обводкой краской.Петроглифы встречаются на Кольском полуострове, Беломморе, Урале (река Вишера), почти по всей Сибири (теченияАнгары, Лены, Томи, Енисея, Амура) и на Чукотке.Трипольская культура (Правобережная Украина) – этокультура земледельцев и скотоводов. До нас дошлиразнообразные образцы глиняной утвари, выполненной ихжелтой или оранжевой глины. Орнамент из спиралевидныхлиний наносился красной, белой и черной краской. Кроме животных в петроглифах этого времени показанчеловек, но его проработка уступает образу зверя (фигуралыжника из Норвегии, провинция Нордленд). Исключениесоставляют росписи Южной Сахары, так называемые фрескиТассили. Здесь отмечено стремление точно передатьопределенную позу, жест человека.Около 7500 лет до н. э. существовала культура древнихпоморов. Ученый Клаус выдвинул теорию, что существовалаединая древняя культура, охватившая Скандинавию, побережьеАтлантики, в том числе и американский берег.В период неолита появились первые свайные постройки -хижины на озерах Швейцарии.

Искусство эпохи бронзы (2 тыс. лет до н. э.)Металл, обнаруженный в эпоху неолита, начинает играть вжизни человека значительную роль. Люди научилисьизготовлять бронзу (сплав олова и меди). Усилиласьлокализация культур. Довольно скоро освоены были всетехники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка пометаллу. Из этого материала начинает отливаться и мелкаяпластика. Исчезают глиняные женские статуэтки, теперьантропоморфные изображения больше связаны с мужчиной.Мегалитические сооружения появились во многих местахЕвропы и Азии. Первые из них относятся еще к эпохе неолита.Они представляют собой сооружения культового характера изгрубоотесанных или необработанных каменных глыб.Различают три вида мегалитов: менгиры, дольмены, кромлехи.Менгиры бывают едва отесанные или выполненные в видемонументальной скульптуры. Во Франции они достигают 21м.Вишапы – монументальные изображения рыбы создаются вАрмении. Иногда каменные столбы завершены головойчеловека (Франция) или животного (Минусинская котловина,Южная Сибирь). Во Франции встречаются целые поляменгиров, найдены они и на Кавказе.Дольмены служили местом захоронения членов рода. Этосооружения из нескольких вертикальных блоков, перекрытыхплитой. Они получили распространение в Европе, Азии,Африке, В Крыму и на Кавказе, преимущественно вприморских областях.Кромлехи – сооружения из каменных блоков, образующихв плане круг или несколько концентрических кругов до 100м вдиаметре. Самый известный кромлех Стоунхендж в Англиисостоит из нескольких концентрических кругов каменныхглыб. Его диаметр 90м. Сохранились 125 каменных глыб.Главная ось ориентирована на летнее солнцестояние.Майкопский курган (Кубань) – богатейшее погребениебронзового века. Найдены курганы и в Закавказье (Лчашен,Кировокан, Триалети). Особой известностью пользуютсябронзовые топорики с гравированным рисунком,принадлежащие кобанской культуре (конец II тыс. – начало Iтыс. до н.э, Северный Кавказ, Осетия).

Искусство эпохи железа (I тыс. лет до н.э.)В эпоху бронзы ведущим видом творчества остаетсяприкладное искусство. Главенствующее положение вождяподчеркивается внешними признаками – одеждой, орудиями,украшением. Мелкая пластика из металла, связанная срелигиозными культами составлялась в целые композиции.Совершенствуется техника изготовления керамики.Железный век в Европе представлен различнымикультурами в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э.) натерритории Западной и Средней Европы и культурамилатенского периода (с 400 г. до н.э. до начала н.э.). НаБалканском полуострове культура железного века развивается уфракийских племен, на территории России – у скифскихплемен в Северном Причерноморье.В гальштаттском искусстве довольно часто встречаетсяскульптурное воспроизведение повозок в виде платформы, накоторой располагается группа людей, одна фигура выделяетсясвоими размерами (Повозка, Штретверг, Австрия, 6 век до н.э.,бронза).Скифская культура (7-2 вв. до н.э.) – это культура кочевых,полукочевых и земледельческих племен, живших в СеверномПричерноморье, на Кубани и на Алтае. Скифские племенабыли довольно активны. Ими предпринимались далекиепоходы в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай. Процесс развитияскифского общества протекал неравномерно. У скифовПричерноморья благодаря контактам с греческими городами-государствами в 3 веке до н.э. появилось первое государство сцентром в городе Неаполе Скифском (в районе Симферополя).По словам Геродота у многих скифских племен былобычай выкладывать за пределами города большие холмы изхвороста, на вершину которых водружался меч. Этомусооружению скифы и поклонялись, а залем предавали егоогню.В ранний период развития скифской культуры (7-6 вв. дон.э.) мастер, как правило, трактовал образ животного вобобщенных формах, стилизуя оттдельные второстепенныечасти, превращая их нередко в орнамент (Голова медведя.Бронза. Среднее Преднепровье; Украшение уздечки. Бронза.Среднее Преднепровье. 5 век до н.э.; Олень. Украшение щита.Золото. Костромской курган. Прикубанье. 6 век до н.э.; Пантера. Украшение. Золото. Келермесский курган.Прикубанье. 6 век до н.э.).

infourok.ru

Особенности первобытного искусства - Конспект лекции по культурологии

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта,  исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.

В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале  периода господства человека над природой. Наиболее сложными  сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи.

students-library.com

Конспект учебного занятия по теме `Первобытное искусство` (с использованием ЦОР)`

Конспект учебного занятия по теме «Первобытное искусство» с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: МагнитогорскОУ: МОУ СОШ №65Учитель: Тамгина А. И.Класс: 10

Предмет: Мировая художественная культураТема учебного занятия: Изобразительное творчество древнего человека

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок – ознакомление с новым материалом

Форма урока: лекция

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:1. Ознакомить учащихся с основными знаниями по данной теме. 2. Сформировать понятийный аппарат по теме, навыки практической работы со схемами, таблицами, навык составления опорного конспекта.3. Воспитывать интерес к данной теме, воспитывать эстетическое восприятие прошлого, формировать личность школьника путем воздействия различных видов искусства.

Оборудование: учебный класс с мультимедийным проектором; репродукционный материал по теме; слайд-фильм; альбомы.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. Мировая художественная культура, диск. Издательский дом «Питер», 2006 г. 2. История мировых цивилизаций, диск. Лаборатория мультимедиа, 2003 г.

Ход учебного занятия:1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Настроить уч-ся на восприятие нового материала.

КомпетенцииметодыформыИспользуемые ЦОР

знанияумения

Знать правила поведения на уроке, подготовка к урокуУмение организоваться, умение готовиться к урокусловесныйфронтальный

Деятельность учителяДеятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к урокуПодготовка к работе. Слушают учителя, настраиваются на урок

2. Изучение нового материала 25 мин.

Цель этапа: Показать научно обоснованные реконструкции художественных композиций (документальные фотографии из слайд – фильма), вызвать эмоциональное восприятие исторических событий через «живое» созерцание.

Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала. КомпетенцииметодыформыИспользуемые ЦОР

знанияумения

Знакомство с материалом при просмотре слайд -фильма Анализировать полученную информацию. Работа с репродуктивным материалом.Эмоциональное восприятие Словесный (рассказ), иллюстративный, репродуктив-ная беседа (трансляция)Беседа,фронтальнаяСлайд-фильм (презентация) о изобразительном творчестве первобытного человека.Презентация с использованием документальных фотографий исторического пршлого.

Деятельность учителяДеятельность ученика

Материал: Где, когда и почему «началось» искусство – точно и просто ответить невозможно. Примерно с середины 19 века началась серия открытий. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные орудия труда и охоты. И во многих стоянках найдены предметы, которые иначе как художественные произведения назвать нельзя. Силуэты зверей, узоры ,загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах, странные человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных. Подобные памятники широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Испании, во Франции, на Урале, в Сибире, на Дону, в Италии, Англии, Германии, в Аджере, в Сахаре. Казалось бы, у этого примитивного человеческого

schoolfiles.net


Смотрите также