Когда возникла преступность была ли преступность в первобытной общине. Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 1. Преступность и ее основные характеристики. Когда возникла преступность была ли преступность в первобытной общине


Преступление и обычай в обществе дикарей. Избранное: Динамика культуры

Современный антрополог, вступающий на стезю полевых исследований в полном теоретическом вооружении, которое определяет круг проблем и интересов, а также, возможно, и их первоначальное понимание, не может, да и не хочет ограничивать наблюдения конкретными фактами и подробностями. Он видит свою задачу в том, чтобы выяснить общее положение вещей, разрешить некоторые принципиальные затруднения, обозначить спорные вопросы в намеченной общей перспективе. Например, он делает некоторые выводы относительно того, чем первобытное сознание отличается от нашего и в чем оно похоже на него; живет ли дикарь постоянно в мире сверхъестественных сил и опасностей или, напротив, у него светлые дни бывают так же часто, как у каждого из нас; является ли клановая солидарность всеохватной и универсальной силой, или же язычник может быть столь же эгоистичным и самодостаточным, как любой христианин.

Описывая результаты проведенных исследований, современный антрополог, естественно, намерен внести в описание установленных фактов свой более обширный, хотя иногда неоднозначный и непроверяемый, опыт. Он хочет представить во всех деталях обычаи, верования и организации в рамках общей теории первобытной культуры. Эта небольшая книга показывает, что получается, когда полевой исследователь уступает этому соблазну. В свое оправдание, если оно вообще необходимо, я хотел бы подчеркнуть настоятельную необходимость в теории антропологического правоведения, в особенности такой теории, которая возникает из реального общения с дикарями. Я также должен отметить, что в этой работе абстрактные выводы и обобщения опираются на описания конкретных фактов. И последнее – по месту, но не по значению, – что я хотел бы подчеркнуть: моя теория не строится на догадках или гипотезах, но является попыткой сформулировать проблему на основе точных понятий и прозрачных определений.

Обстоятельства, при которых моя работа получила право на жизнь, также имеют определенное значение. Вначале материал был подготовлен и выводы сформулированы в ответ на приглашение Королевского Института Великобритании, где вечером в пятницу 13 февраля 1925 г. был прочитан доклад на тему «Силы закона и порядка в первобытном обществе» («Forses of Law and Order in a Primitive Community»). Как часто бывает, я вскоре понял, что материал, которым я располагаю, как и многие выводы, просто не могут полностью уместиться в рамках часового доклада. Некоторые из них я опубликовал в журнале «Nature»{189}. Дополненный этими материалами доклад и превратился в предлагаемую читателю работу.

Я хотел бы выразить благодарность Совету Королевского Института за любезно предоставленную мне возможность пользоваться его библиотекой и разрешение воспроизводить выдержки из протоколов его заседаний. Я признателен сэру Ричарду Грегори, издателю «Nature», за разрешение перепечатать упомянутые статьи. Я чувствую себя обязанным ему также за ту помощь и то благорасположение, которые я ощущал и прежде в своей работе.

При подготовке этой книги я пользовался компетентной помощью со стороны д-ра Раймонда Ферта, который проводил исследовательскую работу в Лондонской школе экономики на кафедре этнологии. Я мог оплачивать его помощь благодаря гранту, полученному от «Мемориала Лауры Спелман Рокфеллер». Ученый совет этого института в последнее время уделял большое внимание содействию антропологическим исследованиям как важной составной части развития социальных наук. Изучение быстро исчезающих туземных племен есть одна их тех обязанностей цивилизации – ныне активно участвующей в уничтожении первобытной жизни, – которыми слишком часто пренебрегают, к великому сожалению. Эта задача не только имеет величайшее научное и культурное значение, но она также не лишена и заметного практического смысла, поскольку ее решение могло бы помочь белому человеку управлять дикими племенами, использовать и «улучшать нравы» дикаря с наименее разрушительными последствиями для культуры последнего.

«Мемориал Лауры Спелман Рокфеллер» своим просвещенным интересом к антропологии как ветви общего древа социальных наук заслужил глубокую благодарность нынешних и будущих гуманитариев, которые сохранят вечную память о благородной женщине, в чью честь он был основан.

Б. М.

Нью-Йорк Сити

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Тема 1. Преступность и ее основные характеристики

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 16Следующая ⇒

1. Понятие преступности и ее основные признаки.

2. Основные характеристики преступности и их показатели:

2.1. Состояние преступности.

2.2. Уровень преступности.

2.3. Динамика преступности.

2.4. Структура преступности.

3. Латентная преступность и методы ее выявления.

4. Социальные последствия преступности.

5. Современное состояние преступности в Республике Беларусь в целом и в отдельных регионах: оценка и анализ.

 

Методические указания

При изучении данной темы студенты должны уяснить, что в криминологической литературе существует множество определений преступности, отражающих весь спектр криминологических школ, направлений и теорий, но остановиться необходимо на том, которое, на их взгляд, представляется наименее дискуссионным и наиболее полно характеризует это негативное социальное явление. Знакомясь с признаками преступности, особое внимание следует обратить на те из них, которые вызывают острые дискуссии среди криминологов. Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении. Рассматривая основные характеристики преступности и их показатели, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из них характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последних публикациях, в СПРАВКАХ информационно – аналитических центров МВД РБ и УВД областей (городов, районов). Студент должен уметь рассчитывать основные показатели преступности, анализировать статистические данные, давать им обоснованную оценку. Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие, каковы социологическое и криминологическое значение данного явления, виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности. Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности, возможности и пути установления «цены преступности». Особое внимание следует уделить понятию территориальных различий преступности («географии преступности»). Необходимо изучить особенности преступности в Республике Беларусь и в отдельных ее регионах в современный период.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, формы статистической отчетности, справки о состоянии преступности информационно-аналитических центров МВД РБ и УВД областей.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию (письменный опрос в начале занятия в течение 10–15 минут по 2 вариантам):

1. Современное состояние преступности в Гродненской области.

2. Современное состояние преступности в Республике Беларусь.

Проблемные вопросы

1. Что такое преступность?

2. Выделите основные признаки преступности.

3. Как соотносятся понятия «преступление» и «преступность»?

4. Когда возникла преступность? Имеет ли место преступность в животном мире? Была ли преступность в первобытной общине?

5. Как вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все правовые запреты?

6. Поддается ли преступность какому – либо воздействию? Возможно ли целенаправленно и эффективно воздействовать на преступность?

7. Каковы основные характеристики преступности?

8. Что такое состояние преступности?

9. Что такое уровень преступности? Назовите его основные показатели.

10. С какого возраста определяется уровень преступности и коэффициент преступной активности? Можно ли выводить показатели, игнорируя возраст уголовной ответственности?

11. Что такое структура преступности, и каковы основания структурирования?

12. Что такое динамика преступности? Назовите ее основные показатели.

13. Каковы факторы, влияющие на динамику преступности?

14. Что такое общественная опасность и каковы ее показатели?

15. Что такое «цена преступности»? Каковы ее слагаемые?

16. Что такое «география преступности»? Каково значение анализа региональной распространенности преступности?

17. Каково понятие латентной преступности?

18. Чем можно объяснить наличие латентной преступности?

19. Каковы основные методы выявления латентности?

20. Что означает «дать криминологическую характеристику преступности»?

21. Как вы понимаете тезис Платона о том, что преступность – это болезнь общества.

 

Задания

1. Определить уровень преступности для региона с населением 400000 человек, где лица в возрасте старше 14 лет составляют 80%, если в регионе в 1999 г. было зарегистрировано 1920 преступлений.

2. В регионе с населением 520000 человек в 1998 году было осуждено 1450 человек. Жители региона в возрасте старше 14 лет составили 80%. В 1999 г. в этом регионе было осуждено 1800 человек. Прирост населения к концу 1999 г. составил 12%, жители старше 14 лет составляли в этом году 82% от общего числа жителей. В 2000 г. в том же регионе было осуждено 2100 человек. Прирост населения составил 8%. Жителей старше 14 лет в этом году было 81%.

Определите:

а) коэффициенты судимости для данного региона за 1998–2000 гг.;

б) прирост в % коэффициента судимости к предыдущему году для 1999 и 2000 гг.

3. В одном из регионов республики в течение 10 лет было зарегистрировано следующее количество преступлений: 1989 год – 406; 1990 – 395; 1991 – 411; 1992 – 435; 1993 – 425; 1994 – 456; 1994 – 490; 1995 – 438; 1996 – 445; 1998 – 495.

Определите величину абсолютного роста преступности по годам за десять лет: темп роста преступности; темп прироста преступности.

Изобразите схематически динамику преступности в регионе, выбрав систему координат: по горизонтали – год, по вертикали – % прироста.

4. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней, низкой), и объясните почему: дача взятки, получение взятки, побег из места лишения свободы, незаконная порубка деревьев и кустарников, убийство, изнасилование, мошенничество, кража, грабеж, порча земель, нарушение ветеринарных правил, хулиганство, захват заложника, хищение путем использование компьютерной техники, клевета, уклонение от уплаты таможенных платежей, на рушение правил торговли, нарушение правил пожарной безопасности, шпионаж, уклонение от призыва на военную службу.

5. Определите удельный вес рецидивной преступности в Республике Беларусь за последние пять лет (по годам) и проанализируйте динамику этого показателя.

6. Определите структуру наказуемости в Республике Беларусь за последние три года (осуждено к смертной казни; к лишению свободы, в том числе до 1 года, до 5 лет, до 10 лет, свыше 10 лет; к исправительным работам и т. д.)

 

Деловая игра

Игра проводится с использованием метода «Торнадо». Преподаватель делит учебную группу на три подгруппы. Первой группе предлагается привести аргументы в защиту утверждения «Преступность является вечным спутником человечества. Общество без преступности невозможно ни при каких условиях». Вторая группа должна опровергнуть данное утверждение. Задачей третьей группы является формулирование 10 вопросов (по 5 каждой из малых групп) с целью уточнения и прояснения позиций первых двух групп.

Тема 2. Детерминанты преступности

1. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность.

2. Характеристика основных факторов преступности и механизма их действия.

3. Детерминанты различных видов преступности.

4. Детерминанты преступности на современном этапе развития общества.

5. Виктимологические факторы преступности.

 

Методические указания

Детерминанты преступности – одна из наиболее сложных проблем криминологии. Прежде всего, необходимо уяснить сущность, содержание и соотношение понятий «факторы, влияющие на преступность», «детерминанты преступности», «причины преступности», «условия преступности». Важно понять, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений. Эти противоречия присущи любому обществу на любом этапе исторического развития. Но если в силу ряда конкретно-исторических условий и обстоятельств они приобретают особые формы и остроту, это предопределяет неблагополучие с преступностью. При изучении темы необходимо усвоить классификацию причин и условий преступности, их различие и соотношение по механизму действия на преступность. Особое внимание следует уделить анализу детерминант преступности в нашем государстве на разных этапах исторического развития, а также соотношению и различию детерминант преступности, детерминант различных видов преступности и детерминант конкретного преступления. Важным вопросом данной темы является вопрос о виктимологических факторах преступности, их влиянии на возникновение криминогенных ситуаций. На основе изучения данной темы учащиеся должны развить у себя «криминологический взгляд» на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящие в республике процессы и события с точки зрения их способности влиять на нравственное состояние общества и поведение людей, в том числе противоправное. При подготовке к семинарскому занятию студенты на основе рекомендованной литературы должны самостоятельно изучить сущность и содержание основных зарубежных и отечественных концепций причин преступности и изложить одну из них в форме реферата.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, видеофильм.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Проблемные вопросы

1. Дайте развернутое определение следующих понятий:

1.1. «причинность»;

1.2. «детерминанты преступности»;

1.3. «факторы, влияющие на преступность»;

1.4. «причины преступности»;

1.5. «условия преступности».

2. В чем состоит различие понятий «причины» и «условия» преступности? В чем проявляется их взаимодействие?

3. Что Вы понимаете под социальной сущностью причин и условий преступности?

4. Как Вы понимаете систему криминогенных детерминант? Ее уровни?

5. Почему нельзя отождествлять детерминанты совершения преступления и детерминанты существования преступности? Каково их соотношение?

6. По каким основаниям и на какие виды можно классифицировать детерминанты преступности? Каково практическое значение классификации?

7. Может ли выступать фактором преступности деятельность следующих лиц: работника милиции, работника прокуратуры, судьи, адвоката?

8. Должен ли суд при принятии решения по уголовному делу учитывать ситуацию в стране и причины преступности? Обоснуйте ответ.

9. Каким образом данные о причинном комплексе преступности в стране могут быть использованы защитником в судебном заседании?

 

Задания

1. Ранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:

· отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

· негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

· изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

· изменение половозрастного состава населения;

· усиление миграционных процессов;

· изменение форм и отношений собственности;

· сокращение расходов на учреждения образование и культуры;

· эффективность правоохранительной деятельности, проявляющаяся, в уровне зарегистрированных преступлений;

· изменение уровня потребления алкоголя;

· рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

· ослабление семейных связей, рост числа разводов;

· усиление социальной напряженности;

· усиление социального и иного неравенства между людьми;

· дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

· расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;

· изменение структуры и характера производства, безработица;

· инфляция.

2. Определите, какие из выше перечисленных обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

3. Объясните, как выше перечисленные обстоятельства могут влиять на преступность в целом и совершение конкретных преступлений.

4. Укажите, какие факторы определяют тенденции преступности в Республике Беларусь в современных условиях.

5. Сравните и проанализируйте детерминанты преступности в нашей Республике в следующие периоды:

а) 1917–1935 гг.; б) 1936–1941 гг.; в) 1941–1945 гг.; г) 1946–1960 гг.;

д) 1961–1985 гг.; е) 1986–1991 гг.; ж) 1992–1995 гг.; з) 1996–2001 гг.

6. Проанализируйте и обсудите преимущества и недостатки объяснения причин и условий преступности:

а) в теориях «классической школы», биологического, социологического и психологического направлений;

б) в современных криминологических теориях: биологических, уголовно-со­циоло­гических, уголовно-психологических.

7. Назовите причины и условия преступления, используя данные уголовного дела: 9 сентября 2000 года около 5 часов утра Лосева И. Э. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Ляшевича И. В. родила живого доношенного ребенка – мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Ляшевича, Лосева неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Лосева попросила у Ляшевича ножницы и отрезала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Ляшевича найти веревку. Ляшевич отрезал часть от бельевого шнура и подал Лосевой, чем она и задушила ребенка.

Вечером того же дня Ляшевич и Лосева сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на правую сторону колеи железнодорожного пути.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Лосева вину в совершении преступления полностью признала и пояснила, что с Ляшевичем сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитии предприятия, где он работает. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку нигде не работала и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Ляшевичем не был зарегистрирован, а сделать аборт она опоздала.

Лосева И. Э., 1975 года рождения, имеет среднее специальное образование, ранее не судима.

8. Дайте характеристику причин и условий, способствующих совершению неосторожных преступлений, и охарактеризуйте роль личности и ситуации в неосторожных преступлениях.

Барташевич Н. Н., 43 лет, имевший высшее образование, работавший инженером завода автомагнитол, был хорошим семьянином.

В один из дней, позвонив домой, он пообещал жене, что вернется домой пораньше, и они смогут сходить в театр всей семьей. В тот день шел сильный дождь, был туман, в связи с чем видимость на дороге была ограниченной. Рассчитывая на свой большой опыт вождения машины (более 20 лет) и желая выполнить обещание, Барташевич вел машину со скоростью 90 км в час. На одном из поворотов водитель впереди идущей машины «АУДИ» неожиданно затормозил, без включения сигнала поворота занял левый ряд и подготовился к повороту налево. Дистанция между машинами была чрезвычайно мала, и Барташевич, во избежание столкновения с «АУДИ», стал резко тормозить и взял вправо. Но из-за скользкой дороги и высокой скорости машину сразу занесло, остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который шел по краю дороги.

 

Деловая игра

1.Проводится с использованием методики «Мозговая атака». Необходимо перечислить факторыпреступности в нашей стране (в обсуждении участвуют все студенты группы), для этого каждый студент должен назвать хотя бы один криминогенный фактор. Преподаватель составляет список предложенных факторов на доске.

2. Проводится с использованием методики «защита диссертации». Студенту из числа желающих предлагается подготовить выступление на 5–7 минут по одной из тем «Преступность как результат изъянов человеческой природы», «Преступность как следствие недостатков экономической организации общества и неоптимальной политической системы» Из числа студентов преподаватель назначает двух официальных оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы. В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета, которые могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идеи или критиковать ее. После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

 

Тема 3. Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования. Механизм индивидуального преступного поведения

1. Понятие лица, совершившего преступление, как объекта криминологического исследования.

2. Биологическое и социальное в структуре личности субъекта преступления.

3. Структура и основные характеристики лиц, совершивших преступления.

4. Типология и классификация лиц, совершивших преступления.

5. Причины и условия конкретного преступления и механизм его совершения.

6. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности.

7. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

 

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо прежде всего, разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Студенты должны правильно представлять себе соотношение понятий: «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», « преступная личность», «обвиняемый», «криминогенная личность» и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. Студенты должны обратить внимание и на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социальнообретенными нравственно-психологическими его свойствами и качествами; во-вторых, общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации. Необходимо изучить вопрос, являющийся дискуссионным в криминологии, о соотношении социального и биологического в личности субъекта, совершившего преступление, и определить свое отношение по данной проблеме. Следует ознакомиться с элементами, составляющими структуру личности субъекта совершившего преступление. Студент должен знать характеристику социально-демографических, социально-ролевых и социально-психологических признаков личности субъекта, совершившего преступление. Особое внимание следует обратить на типологию и классификацию лиц, совершивших преступление. Студенты должны уметь классифицировать лиц, совершивших преступления, используя материалы конкретных уголовных дел. Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход (общее понятие личности преступника; групповое понятие, характеризующее различные категории преступников; конкретный человек, совершивший преступление). Каждый из этих уровней имеет определенное теоретическое и практическое значение, о котором нужно знать, чтобы уметь использовать в будущей профессиональной деятельности.

Проблема лиц, совершивших преступления, во многом связана с проблемой механизма индивидуального преступного поведения. Анализируя социально – психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах его проявления, установить те из них, которые в большей мере предопределяют преступное поведение личности. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, следует иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор. Студенты должны уяснить, что причины конкретного преступного поведения формируются под воздействием негативных нравственно-психологических свойств личности в результате неблагоприятных условий нравственного формирования индивида и внешних обстоятельств (конкретной ситуации), порождающих намерение совершить преступление. Поэтому особое внимание следует уделить тем факторам, которые влияют на происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида; понятию, содержанию и субъективному восприятию ситуации совершения преступления.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, архивные уголовные дела.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Проблемные вопросы

1. Что такое личность?

2. Какие качества личности Вы знаете?

3. Каждый ли человек является личностью?

4. Когда и при каких обстоятельствах формируется личность человека?

5. Поддается ли личность изменению?

6. Можно ли изучить и познать внутренний мир другого человека?

8. Какие методы изучения личности Вам известны?

7. Можно ли оценить личность человека по его внешности?

8. Возможно ли по мимике, жестам, манере поведения понять: правду ли говорит человек?

9. Какие методы воздействия на личность Вам известны?

10. Существуют ли неисправимые преступники?

11. Что такое личность преступника?

12. С какой целью исследуют личность преступника ученые?

13. Для чего проводится типология личности преступника?

14. Какие криминогенные качества Вы знаете?

15. Можно ли выявив у человека криминогенные качества однозначно спрогнозировать, что он совершит преступление?

16. Что такое механизм преступного поведения? Для чего необходимо его изучать?

17. Что такое мотивация преступного поведения? Для чего необходимо ее исследовать?

Задания

1. Ознакомьтесь с архивным уголовным делом и составьте по его материалам криминологическую характеристику личности осужденного, отразив в ней социально-демографические, социально-ролевые и социально-психологические свойства личности.

Укажите, какие сведения, необходимые для его криминологической характеристики, в материалах дела отсутствуют, и из каких источников их можно было бы получить в процессе расследования и судебного разбирательства.

2. В целях изучения криминологической классификации преступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

а) Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

б) Л., 32 лет, ранее судимый за хулиганство и мелкое хищение, женат, работает разнорабочим в строительной организации. Характеризуется отрицательно: опаздывает на работу, употребляет спиртные напитки в рабочее время, оказывает отрицательное влияние на молодых рабочих. По месту жительства характеризуется отрицательно: пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время проводит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик.

По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, завистливый. В характеристике из колонии, где Л. отбывал наказание, указывается, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После того как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Л. идти в магазин отказался. В ответ на настойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутылкой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

в) П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает на мебельной фабрике. По работе характеризуется в основном положительно, учится в среднем специальном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его «отметить» переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С., приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доставить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа дубленку и деньги, которые нашел там же. Украденную дубленку П. продал.

г) Д., 32 лет, по специальности шофер, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает, посещает спортивные мероприятия, увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.

В день совершения преступления у Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы и попросили его заменить неожиданно заболевшего шофера. Д. согласился, но предупредил, что у него имеется билет на футбол и в 17 часов он закончит работу, поскольку матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав по телефону машину технической помощи для буксировки неисправного автобуса в парк, Д. ожидал прибытия машины до 20 часов. Вернувшись в гараж, Д. узнал, что «его» команда проиграла, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16–17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал. «Иди и воспитывай своих детей» В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, выражает сожаление о случившемся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.

д) Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование среднетехническое. Работает техником-смотрителем в РСУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

е) Дробышевский, 52 года, по специальности токарь, по месту работы характеризуется положительно, ранее не судим, умышленно причинил своей жене Понкратовой А. В. тяжкое телесное повреждение в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшей.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах. В сентябре 1999 года Дробышевский, находясь у себя в квартире, после совместного распития спиртных напитков со своей женой Понкратовой, когда последняя стала предъявлять ему в грубой оскорбительной форме необоснованные претензии по поводу низкой заработной платы, при этом выражаясь грубой нецензурной бранью, оскорбляя его мужское и человеческое достоинство, не вступал в ссору и пытался оправдаться перед своей женой, убедить ее в том, что его вины в получении низкого заработка нет. Однако Понкратова продолжала скандалить, назвав Ануфрикова «ничтожеством, а не мужчиной». В ответ на это оскорбление Дробышевский, вскочив со стула, мгновенно выхватил из ящика стола кухонный нож и нанес потерпевшей удар в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения.

В судебном заседании Дробышевский вину свою признал полностью и пояснил, что с женой проживает около 5 лет, отношения всегда были хорошими, ссоры случались, но незначительные. В день преступления жена приготовила обед, они выпили вдвоем бутылку вина, и жена стала ругать его по поводу получения низкой зарплаты, оскорбляла, выражалась нецензурно. А после того, как она сказала, что содержит его на свою пенсию, на него что-то нашло, охватила ярость, он мгновенно схватил нож, нанес жене удар в грудь, а затем опомнился и испугался. Тут же хотел вызвать скорую помощь, но жена не разрешила и попросила позвать племянницу, что он и сделал. В содеянном раскаивается.

ж) Краснова, мать троих малолетних детей, работница ателье по пошиву верхней женской одежды, после примерки увидела, что заказчица вышла из примерочной, оставив дамскую сумку. Воспользовавшись отсутствием заказчицы, Краснова похитила из сумки 30 тысяч рублей.

Краснова Н. И., 43 года, образование средне-специальное, ранее не судима. По месту работы характеризуется положительно, пользуется уважением в коллективе. Факт совершения преступления объяснила своим тяжелым материальным положением, тем, что она воспитывает одна троих детей, денег совсем не хватает.

з) Судимый три года назад за мошенничество, Матяс работал коммерческим директором негосударственной автотранспортной организации. Он систематически получал взятки с водителей за наиболее доходные рейсы по области. С помощью бухгалтера постоянно недоплачивал водителям заработную плату, обращая разницу в свою пользу. Ежемесячно уклонялся от уплаты налогов, в декларации о доходах всегда указывал заниженный уровень прибыли.

Прибывшему по жалобе одного из уволенных водителей налоговому инспектору дал взятку в крупном размере.

3. Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1) Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2) Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3) На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Читайте также:

lektsia.com

1. Предмет криминологии. Криминология. Избранные лекции

1. Предмет криминологии

Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen – преступление и греческого logos – наука, учение. Впервые он появился в 1885 г. благодаря труду итальянского ученого Р. Гарофало, так назвавшего свою книгу. С тех пор это название никем практически не оспаривалось.

Естественно, вначале необходимо определить предмет криминологии. Вопрос о предмете криминологии, как и любой другой науки, имеет важное значение прежде всего потому, что науки различаются именно предметами. Можно сказать, что предмет любой науки – это тот круг проблем и вопросов, которыми занимается только данная наука. Если у науки нет своего предмета – это не наука, а если этот предмет изучается рядом наук, т. е. круг вопросов и проблем соответствующего характера изучается рядом дисциплин, значит, их предметы еще не установились. Другое дело, что предмет данной науки может вызвать среди ученых вполне объяснимые споры теоретического, методологического характера. При этом в науковедении остается неизменным взгляд на предмет как на нечто устоявшееся, лежащее в основе, главное для этой отрасли научного знания.

Итак, о предмете криминологии. Коротко его можно определить так: криминология – это наука о преступности. Но мне кажется, что это слишком общее определение. Наверное, его можно конкретизировать, описав, какие основные элементы включает в себя криминология как наука. Я предлагаю следующее более подробное определение, с которым согласно большинство отечественных и зарубежных криминологов: криминология – это наука о преступности, ее причинах, личности преступника, преступном поведении, путях и способах борьбы с преступностью. Следовательно, можно выделить пять основных элементов, составляющих предмет криминологии: преступность, ее причины, личность преступника, преступное поведение, а также пути и способы борьбы с преступностью.

Есть и иные определения предмета криминологии, но все они сводятся к перечисленным пяти элементам.

Разумеется, можно дать еще более развернутое и детальное определение, чем приведенное. Но все прочие составные части, которые можно упомянуть, укладываются в рамки предложенного мною определения. Поэтому, на мой взгляд, нужно иметь в виду оба определения: и первое краткое, и более развернутое. Коротко остановимся на каждом из этих определений.

В центре внимания науки криминологии, конечно же, преступность. Каковы основные характеристики этого явления? Когда преступность появилась в обществе? Является ли это явление вечным или преходящим? Каковы количественные и качественные особенности преступности? Эти вопросы будут подробно рассматриваться в дальнейших разделах. Сейчас я хотел бы остановиться на наиболее важных характеристиках преступности. Существуют разные точки зрения на то, является ли преступность вечной или преходящей, т. е. присуща ли она определенному этапу человеческой истории или является неотъемлемой чертой развития человечества. Марксистская криминология, из недр которой мы все вышли (имеются в виду ученые, исследователи старшего поколения), считала, что преступность – явление преходящее, что она появилась в тот период развития общества, когда возникло материальное неравенство людей, разделение их на классы, на бедных и богатых, на эксплуататоров и эксплуатируемых; соответственно, когда такое общество неравных возможностей и неравного достатка будет ликвидировано, т. е. с построением коммунизма, преступность исчезнет. При этом оговаривалось, что она будет исчезать постепенно, очень долго и мучительно. Но всем известно, что коммунистическое учение оказалось иллюзией, такой же иллюзией оказалась и мысль о преходящем характере преступности.

Если обратиться к работам этнологов, мифологов, антропологов и историков, посвященным исследованию далекого прошлого человечества и современных социальных ископаемых – людей, до сих пор ведущих первобытное существование, то окажется, что явление, которое мы теперь именуем преступностью, присутствовало и при примитивных общественно-экономических отношениях. Преступления совершались и совершаются, меняются только их названия. До появления первого уголовного кодекса писаных законов существовали твердые, признаваемые всеми членами сообщества, родом, племенем, народом правила, нарушение которых каралось очень строго. Это было право обычая и традиции. Я думаю, мы должны ориентироваться не только на писаные законы общества, но и на определенные правила, за нарушение которых люди наказывают. Анализ современного состояния преступности в совокупности с приведенными выше рассуждениями убеждает в том, что преступность такое же вечное и естественное явление, как болезни, зачатие, рождение и смерть.

Мы можем рассмотреть сущность преступности и основные рычаги, которые ею управляют. Но это – другая проблема, а сейчас, переходя к вопросу о причинах преступности, хотелось бы отметить, что криминологи и прошлого, и настоящего сосредоточены главным образом на вопросе, почему люди совершают преступления. Какие явления и процессы нашей жизни, жизни отдельной страны, отдельного общества, отдельного народа или отдельной личности порождают преступления? Думается, это совершенно справедливая постановка вопроса, поскольку крайне важно знать, почему люди сейчас, как и в древности, совершают преступления. Если мы сумеем ответить на этот вопрос, имеющий огромное практическое значение, мы сможем попытаться создать наиболее эффективные меры борьбы с преступностью.

Хотелось бы перевести вопрос о причинах в несколько иную плоскость, поставив на первый взгляд абстрактную проблему. Почему люди вообще совершают преступления, почему не добиваются своих целей с помощью действий, не запрещенных моралью и правом? И сейчас, и в XVIII в., и до нашей эры, и в древних Египте, Риме, и в первобытном обществе… Даже первобытное общество отнюдь не было свободным от преступлений. Думаю, подобная абстрактная формулировка вопроса небезынтересна и для практики и, несомненно, для теории науки. Можно предложить такой вариант ответа: всегда, в любом обществе, в любые времена и в любую эпоху были, есть и будут люди, недовольные своим положением, своим статусом, своими возможностями. Причем это недовольство нужно понимать в самом общем смысле слова. В виду имеется не только недовольство материальным положением, порождающее зависть, гнев и возмущение, которые иногда влекут за собой корыстные преступления, но и другие интимные переживания, тоже вызывающие недовольство, например сексуальные переживания различного рода. Эти переживания, как показывают исследования, порождают ряд преступлений, причем самых кровавых, которые в глубине психики бессознательно детерминируются.

Поэтому есть все основания воспринимать несогласие людей со своим статусом и недовольство им, понимаемое в широком социальном и даже интимном аспекте, причиной того, почему они всегда совершали, совершают и неизбежно будут совершать преступления. Разумеется, это весьма пессимистический вывод, но криминологи, как и представители многих других научных специальностей, например историки, должны быть пессимистами: нельзя возлагать несбыточные надежды на криминологическую науку или правоохранительную деятельность. Строить иллюзии – весьма опасное дело, как показала практика строительства коммунизма в нашей стране. Именно его строители и утверждали, что при социализме преступность будет постепенно сокращаться, а при коммунизме с нею будет покончено.

Изучение причин преступности неизбежно уводит в другие области жизни и соответствующие им отрасли научных знаний: экономику, политологию, социологию, психологию и т. д. Но они, разумеется, не являются предметом криминологии, и, хотя последняя использует их достижения и методологию, она не сливается с ними, поскольку у них разные предметы. Чем активнее криминология будет сотрудничать и взаимодействовать с другими науками, тем весомее и достовернее будут ее результаты.

Личность преступника и преступное поведение занимают в криминологии важное место. Без знания того, что представляет собой личность преступника, каковы причины и механизм совершения отдельных преступлений и вообще преступного поведения, немыслим успех в борьбе с преступностью. Несколько забегая вперед, хотелось бы констатировать: если мы не будем знать, что представляет собой личность преступника и от чего зависит преступное поведение, мы не сможем успешно бороться с преступниками и с преступностью. В каждом конкретном случае перед правоохранительными органами, перед всеми, кто ставит перед собой задачу предупреждения преступлений, должен быть конкретный живой человек со своими страстями, переживаниями, горем, драмами и мотивами, которые могут быть и грязными, и мерзкими, но тем не менее это его влечения, это его жизнь, всегда неповторимая. Мы это должны знать и учитывать, иначе просто ничего не получится.

Надо отметить, что криминологические школы отличаются друг от друга именно взглядами на личность преступника, причины и механизмы преступного поведения. До сих пор идут споры о том, кто такой преступник, и в частности, можно ли говорить о личности преступника или только о лицах, совершающих преступления. Думается, что о личности преступника надлежит рассуждать как о некой абстрактной модели, являющейся объектом и научного познания, и практического профилактического воздействия. И тот, и другой подходы чрезвычайно важны. Для изучения личности преступника требуются особые знания, умения и навыки. Тем, кто ставит перед собой задачу научного исследования личности преступника, настоятельно рекомендую прежде всего обратиться к изучению живых людей, совершающих или совершивших преступления, и ознакомиться для начала со всеми материалами на них. Мне кажется, что без этого невозможно добиться успеха в криминологии, хотя хватает трудов, основанных только на литературе и принадлежащих авторам, которые видели преступников лишь на экране телевизора.

Обратимся к пятому элементу предмета криминологии – путям и способам борьбы с преступностью. Я уже высказал свое мнение, что с преступностью покончить невозможно, но это вовсе не означает, что с ней нужно мириться. Если искоренить полностью нельзя, то вполне можно сосредоточиться на проблеме сдерживания преступности, удержания ее на определенном, так сказать, цивилизованном уровне. Не надо стремиться к полной ликвидации преступности – это нереально; необходимо ставить и решать проблему противодействия преступности и удержания ее на некоем определенном уровне. Это не просто призыв: в цивилизованном обществе преступность обязана удерживаться в строгих рамках, чтобы число совершаемых преступлений, особенно тяжких, было максимально низким и незначительным. Это крайне важная первоочередная задача, имеющая реальные пути разрешения. Преступники должны быть четко отделены от непреступников, как зло от добра. Тогда станут невозможны нередкие в нашей стране случаи, когда за один обеденный стол садятся гангстеры, политиканствующие субъекты, воры в законе и работники искусства, а потом последние похваляются тем, как им повезло и какой интересный вечер они провели с гангстером. Я считаю, что подобные ситуации – просто позор для порядочного человека и общества, которое стремится к тому, чтобы его назвали цивилизованным.

Кстати, в связи с этим следует отметить, что одна из самых больших опасностей организованной преступности заключается именно в том, что элита преступных организаций как бы смешивается с остальными людьми, ничем не выделяясь из массы. Поэтому в обществе не вырабатывается особого отношения к преступности, а она должна вызывать презрение и даже ненависть. Совершенно недопустимо, когда преступники рвутся к власти, а некоторая, иногда немалая, часть избирателей их поддерживает. Всем нам известны случаи, когда воры и бандиты баллотируются в депутаты различного уровня власти.

Итак, если нельзя искоренить преступность, криминология должна вырабатывать пути, способы, формы и методы удержания преступности на том уровне, который условно можно назвать цивилизованным. Подразумевается невысокий уровень преступности, при котором граждане не боятся выйти из дома и не опасаются непрерывно за свою личную безопасность и имущество, как это происходит при сращивании воров и бандитов с прочим населением.

Криминология состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть включает в себя такие вопросы, как предмет криминологии, ее структура, история, методология, методы криминологических исследований; понятие преступности, ее природа и причины; личность преступника и преступное поведение; теория предупреждения преступности. Особенная часть посвящена проблемам, относящимся к отдельным видам преступности, например: преступности несовершеннолетних, корыстной преступности и т. д.

Структуру науки криминологии составляют и ее частные теории, например теория причин преступности, теория личности преступника, криминальная сексология, криминальная психиатрия. Наличие частных криминологических теорий говорит о зрелости этой науки: она уже достигла такого системного уровня, который позволяет выделять относительно обособленные и самостоятельные учения. Развитие каждого из них способствует прогрессу криминологии в целом.

Каждая наука ставит и решает свои специфические задачи. Каждая наука развивается в силу практически потребностей, а также, повинуясь логике и потребностям внутреннего развития. Как правило, плоды развития любой науки направлены на удовлетворение практических нужд. В этом отношении криминология не составляет исключения. Более того, как раз она в наибольшей степени (как, например, медицина) призвана помогать жизни, всегда должна быть направлена на обеспечение сохранности жизни, здоровья, чести, достоинства и собственности людей и государства. Теоретические изыскания криминологов являются необходимыми, поскольку обеспечивают достоверность рекомендаций, вырабатываемых для практического применения.

Несмотря на сталинские гонения и жесткий партийный диктат, криминологи и в советские годы многое сделали для понимания и объяснения преступности. Не будет преувеличением сказать, что криминология внесла весомый вклад в гуманизацию общества и общественных нравов, выявив корни преступности, раскрыв механизмы и истоки преступного поведения. Это позволило сформировать принципиально иное отношение к преступнику, в котором прежде всего стали видеть человека. А это было жизненно необходимо для тоталитарного советского государства, уничтожившего многие тысячи невинных жертв.

На современном этапе в условиях построения демократического общества перед криминологией стоят не менее сложные и ответственные задачи. Прежде всего, необходимо выяснить подлинные масштабы преступности, причины ее роста за последние 10–15 лет, вскрыть новые криминогенные факторы, связанные с растущей угрозой международного терроризма и организованной преступностью, а также с неблагоприятными процессами глобализации. Важной областью криминологических исследований остается личность преступника, причины и механизмы преступного поведения. Это направление криминологии уже не первый год топчется на месте. Не уделяется должного внимания познанию биологических (физиологических) факторов и бессознательной сферы человеческой психики. По мере нахождения ответов на подобные вопросы должна создаваться новая стратегия борьбы с преступностью, учитывающая противоречивые явления и конфликты, присущие не только нашей стране, но и всему миру. В связи с этим огромное значение приобретают прогностические функции криминологии. Вне всяких сомнений, прогноз преступности нужен не для удовлетворения любопытства больших начальников из политических кругов или правоохранительных органов, а для концентрации материальных средств и духовных сил общества, призванных на борьбу с преступностью. Государственные органы, общественные организации, институты гражданского общества просто обязаны прислушиваться к советам криминологов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

Учебное пособие

Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

Практикум

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

(занятия 1,2)

Вопросы:

  1. Понятие криминологии.
  2. Предмет и метод криминологии.
  3. Система криминологии.
  4. Криминология и другие науки.
  5. Задачи криминологии на современном этапе.
  6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
  7. Антропологические концепции причин преступности.
  8. Социологические концепции причин преступного поведения.
  9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
  10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

 

Задания:

  1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
  2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
  3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
  4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
  5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
  6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
  7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
  8. Охарактеризуйте методы криминологии.
  9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
  10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
  11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
  12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
  13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
  14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
  15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
  16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
  17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
  18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
  19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
  20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
  21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

 

Тема 3. Преступность

(занятие 3)

Вопросы:

  1. Понятие преступности.
  2. Количественные признаки преступности.
  3. Качественные признаки преступности.
  4. Латентная преступность.
  5. География преступности.
  6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

 

Задания:

  1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
  2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
  3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
  4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
  5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
  6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
  7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
  8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
  9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
  10. Что такое коэффициент преступности?
  11. Что такое динамика преступности?
  12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
  13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
  14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
  15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
  16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
  17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
  18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
  19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

 

Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения

(занятия 4,5)

Вопросы:

  1. Понятие личности преступника. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
  2. Характеристика личности преступника.
  3. Классификация преступников.
  4. Типология преступников.
  5. Механизм преступного поведения.

 

Задания:

  1. Что такое личность?
  2. Поддается ли личность изменению? Можно ли изучить и понять внутренний мир другого человека?
  3. Древние философы заметили, что человек существо особенное: думает он одно, говорит другое, а делает что-то третье. Верно ли это наблюдение? Возможно ли при этом понять человека, оказывать воздействие на его личность?
  4. Что такое личность преступника? В чем специфика личности преступника?
  5. Можно ли в настоящее время говорить об условности данного понятия?
  6. Что понимается под общественной опасностью личности преступника? В чем она может проявляться? В чем отличие личности преступника от личности непреступника?
  7. Для чего необходимо знание о личности преступника?
  8. Методики и достижения каких наук необходимо использовать при изучении личности преступника?
  9. Для чего личность преступника изучается на предварительном следствии?
  10. Изучается ли личность преступника в ходе судебного заседания? Обоснуйте свой ответ:

есть ли в этом необходимость;

возможно ли изучить личность в условиях судебного заседания;

каким образом суд может реализовать сведения о личности преступника.

  1. В ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемый Фролов Виктор Тимофеевич пользуется уважением в преступном мире и имеет кличку «Витя опасный». Как эта информация может быть использована в ходе следствия и суда? Как она может быть отражена в материалах уголовного дела?
  2. Что понимается под криминологической характеристикой личности преступника?
  3. Что понимается под социально - демографической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  4. Что понимается под социально-ролевой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  5. Что понимается под нравственно-психологической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  6. Что понимается под уголовно-правовой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  7. При анализе нижеприведенных примеров определите, все ли признаки, характеризующие личность преступника, нашли в них отражение.

Пример 1. Иванов, 50 лет, холост, образование основное общее, трудоспособен, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим за совершение краж и грабежей. Провел 20 лет в местах лишения свободы.

Пример 2. Сидоров, 45 лет, образование 4 класса, в прошлом недолго работал шофером, но за нарушения был лишен водительских прав. Разведен. Где находятся бывшая жена и дочь, не знает. Судим 4 раза за кражи. Освободившись из исправительного учреждения, на работу не устроился. Жил попрошайничеством и за счет случайных заработков (собирал и сдавал стеклотару). Жилья не имел. Заразился сифилисом. Алкоголик. Последнее преступление – кража колбасы и сыра из магазина. Назначенные наказания ни разу не превышали 3 лет.

  1. Что понимается под классификацией преступников? Каковы виды классификаций личности преступника и каково их практическое значение?
  2. Что понимается под типологией преступников? Применяются ли типологии преступников в практической деятельности?
  3. Какие типы преступников Вы знаете?
  4. Что понимается под формированием личности преступника?
  5. Может ли высокая тревожность личности быть прирожденной? Может ли это порождать неизбежность отклоняющегося поведения?
  6. Перечислите различные отрицательные качества личности, которые, по Вашему мнению, могут обусловить совершение преступления.
  7. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Крестова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений? Крестову нравится видеть страдания других. Ему это очень приятно. Даже когда он вспоминает о чем-то таком, у него улучшается настроение. А уж когда он сам бьет кого-то – «это настоящая жизнь»! Ему нравится угрожать, видеть, что человек его боится. Перед тем как избить, он наслаждается видом паники. Иногда у избитых он забирает вещи или деньги – право сильного. Но это не главное. Главное совсем в другом.
  8. Что такое механизм преступного поведения?
  9. Раскройте содержание мотивации преступления, как первого звена механизма преступного поведения.
  10. Какую роль играет конкретная жизненная ситуации в механизме преступного поведения?
  11. Раскройте содержание планирования и совершения преступления как звеньев механизма преступного поведения.
  12. Обоснованно ли выделение посткриминального поведения преступника как этапа механизма преступного поведения?
  13. Для чего нужно изучать механизм преступного поведения?

 

stydopedia.ru


Смотрите также