Викторина по первобытному обществу в 5 классе. Викторина по истории для 5 го класса используется на уроках обобщения и закрепления изученного материала
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории в 5 классе «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди». Викторина по первобытному обществу в 5 классе


Викторина по истории древнего мира (5 класс)

Урок – викторина

по истории Древнего мира для учащихся 5 класса

Тип урока: урок повторения и систематизирования знаний.

Форма проведения: урок - викторина

Задачи урока:

  • повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

  • закрепить знания учащихся по истории древнего мира;

  • развить у учащихся интерес к истории, к античной культуре;

  • создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в группе;

  • развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.

Структура урока:

  1. Оргмомент

  2. Приветствие команд

  3. Разминка

  4. Историческое ассорти

  5. Назови страну

  6. Физкультминутка

  7. Разгадай ребус

  8. Конкурс капитанов

  9. Подведение итогов урока и награждение команд

  1. Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.

  1. Разминка

1 команда

2 команда

1. Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

2. Строительный материал в Двуречье (Глина).

3. Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы)

4. Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (Знатные люди)

5. Знатные правители в Афинах (Архонты)

6. Древнеегипетская гробница (Пирамида)

7. Группы людей, на которые делилось население в Индии (Касты)

8. Небольшое самостоятельное государство в Греции (Полис)

9. Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы)

10. Переселенцы в Риме из других областей  (Плебеи)

11. Столетие (Век)

12. Должностное лицо из плебеев (Трибун)

13. Столица Месопотамии (Вавилон)

14. Рабы в Спарте (Илоты)

15.Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран)

1. Передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (Аренда)

2. Наука, изучающая развитие человеческого общества (История)

3. Знатный человек в Египте (Вельможа)

4. Правила, обязательные для всех жителей государства (Законы)

5. Значки для письма в Египте и Китае (Иероглифы)

6. Первый человек, согласно Библии (Адам)

7. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония)

8. Царь древнегреческих богов (Зевс)

9. Власть народа в Древней Греции (Демократия)

10. Плата населения в государственную казну (Налоги)

11. Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (Религия)

12. Правитель Египта (Фараон)

13. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент)

14. Книга в виде трубочки в Египте (Свиток)

15. Хранилище государственных денег (Казна)

  1. Историческое ассорти

Состоит из нескольких мини – заданий. В каждом задании участвует по 2 человека от команды. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы, оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.

Задание 1.

Участники по очереди называют имена богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.

Задание 2.

Участникам предлагается выбрать номер от 1 до 8, каждому номеру соответствует вопрос. Каждой команде достается по 4 вопроса:

  1. В какой стране были изобретены бумага и бумажные деньги?

/Индия, Китай, Вавилон, Египет/ (КИТАЙ)

2. Алфавит - это тоже изобретение человечества. Первый в мире алфавит состоял из 22 согласных букв, напоминавших изображение предметов, названия которых начинались с этих букв. В какой стране возник этот алфавит?/Египет, Древний Вавилон, Финикия, Греция/ (ФИНИКИЯ)3. В одной из стран в период древнего мира были созданы цифры. Европейцы называли их арабскими, так как узнали их от арабов. Но сами цифры возникли в другой стране. Где возникли арабские цифры?

/Индия, Рим, Греция/ (ИНДИЯ)4. В Древней Индии существовала игра, которая называлась "четыре рода войск". Как сейчас называется эта знаменитая игра? (ШАХМАТЫ)5. Система шадуфов для подъема воды при поливе посевов была создана в Вавилоне, Индии или Египте? (ЕГИПЕТ)6. Как называется река одной из восточных стран, которую местное население называло "блуждающей рекой" или "рекой тысячи бедствий"? /Нил, Ганг, Хуанхе/ (ХУАНХЕ)7. Что в Древней Египте называли "домами вечности", "вечными жилищами"? /Дворцы, гробницы, храмы/ (ГРОБНИЦЫ)8. Название древнейшего народа, обитавшего в Междуречье? (Шумеры)

Задание 3

Участникам нужно отгадать по 3 загадки :

Он был царем.

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми

(Фараон)

Не один год, не один раб

Ее строили за просто так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

(Пирамида)

Судьба его закинула надолго, далеко

От сына и жены прекрасной

Домой он торопился все быстрей,

Царь Аттики, прекрасный…

(Одиссей)

Царь в Вавилонии когда-то был,

Могущественным, знаменитым слыл

От рабства подданных он защитил

Законы царские он учредил.

(Хаммурапи)

Спешат все афиняне спозаранку

Занять места получше,

Чтоб ничего не пропустить,

Что будут все актеры делать

В честь бога Диониса,

И толпу развеселить.

Поспеши быстрее ты назвать

Зрелище, которое есть и сейчас.

(Театр)

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал

А тот, кого он выбирал

перед людьми ответ держал?

(Демократия)

  1. Назови страну

Командам раздаются карточки с буквами А, В,С. Ведущий задает вопрос и 3 варианта ответа. Команды должны поднять карточку с правильным, по их мнению, вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла карточку первой. За правильный ответ присуждается 2 балла. На вопросы, оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в предыдущем конкурсе меньшее количество баллов. Жюри наблюдает за быстротой ответа.

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

А.  Индия В. Египет С. Финикия

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

А. Египет В. Двуречье С. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.

А. Финикия В. Египет С. Индия

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.

А. Двуречье В. Индия С. Финикия

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

А.  Китай В. Индия С. Двуречье

7. Конкурс капитанов

Капитаны должны назвать главное слово, предварительно отгадав 4 вопроса. Первая буква каждого отгаданного слова ставится в соответствующую клеточку. За все 4 – 4 балла, за 3 – 3 балла, за 2 – 2 балла, за 1 – 1 балл. В случае, если главное слово капитан назовет, минуя один из вопросов, он получает + 2 балла.

I капитан:

Х

Р

А

М

1. « Желтая река», одна из двух великих рек в Китае? Хуанхэ

2. Пленник, человек без прав и свобод? Раб

3. Столица Греции? Афины

4. Рассказы о богах и героях? Мифы

II капитан:

Ж

Р

Е

Ц

1. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо? Жертва

2. Легендарный основатель Рима? Ромул

3. В древности эта страна называлась Та-Кемет. Как мы называем ее теперь? Египет

4.Он умел делать сразу несколько дел, и среди его убийц был приемный сын?

Цезарь

8. Подведение итогов урока и награждение команд

infourok.ru

Викторина по истории Древнего мира (5 класс)

МБОУ СОШ №10 Левобережного района г. Воронежа

ВИКТОРИНА « Вперёд в прошлое»

( по истории Древнего мира для учащихся 5 –х классов)

Проведена учителем истории

Исаковой В.М.

Воронеж, 2016 г.

Учитель истории приветствует присутствующих на викторине учащихся 5х классов, знакомит с гостями, членами жюри и «болельщиками», представляет команды. Предлагает капитанам представить свои команды.

Возможны следующие названия трём командам:

1 команда «ЭРУДИТ»

2 команда «Умники и умницы»

3 команда « О, счастливчик!»

КОНКУРС №1 « ДАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

Учащиеся поднимают лист с ответом. За правильный ответ – 1 балл

  1. Древнейшие орудия труда человека.

  2. Главное отличие человека от животного.

  3. Первое домашнее животное, прирученное человеком.

  4. На каком континенте появились первые люди?

  5. В какой стране находится река Нил?

  6. В честь какого фараона построена самая большая пирамида?

  7. Египтяне писали на папирусе, а на чём писали жители Междуречья?

  8. Священное животное Индии.

  9. Самое известное сооружение в Китае.

10.На каком полуострове расположена Греция?

11. Когда началась Троянская война

12. С каким чудовищем пришлось встретиться Одиссею при возвращении на родину?

КОНКУРС № 2 « Рассказ - победитель»

( За самый интересный рассказ – 3 балла).

Капитаны команд вытягивают листок с заданием.

Участникам предлагается составить небольшие рассказы, используя следующие слова:

Для одной команды: пшеница, поле, овёс, дикие козы, деревянные мотыги, серп, женщины, дети, собака

Для другой команды: лук и стрелы, яма, мамонт, охотники, река. мясо, шкура, водопой

Для 3 третьей команды: вода , рис, канал, поле, мотыга, земледелец, мука, обед, лепёшки

(Рассказы необходимо озаглавить).

КОНКУРС № 3. Сценки из древней истории.

За лучшее и интересное исполнение сценки – 5 баллов.

Команде, угадавшей, о чём или о ком идёт речь, – 2 балла.

По жребию командиры команд вытягивают «свою тему»:

« Охота», « Древние собиратели», « Побег Дедала и Икара с острова Крит».

Пока команды готовятся, ведущий проводит конкурс «болельщиков».

Когда появились первые люди на земле? Когда появился человек «разумный»? Учёные, какой специальности смогли восстановить внешний облик древнего человека? Почему первобытные люди не могли прожить в одиночку? Что помогло им выжить в ледниковый период? Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство? Египтяне боготворили животных, но особенно кошку. Почему? Почему пирамиды египтяне строили на западном берегу Нила?

Какие вы знаете названия местности, расположенной в долинах рек Тигр и Эвфрат? Почему деревянные двери были роскошью для жителей Междуречья? Почему при появлении финикийских кораблей детям и женщинам не разрешали близко подходить к их кораблям? Чем на весь мир прославился царь Лидии? И т.д.

КОНКУРС № 4. « Найди ошибку».

( За правильный и полный ответ – 5 баллов).

Участники по жребию вытягивают текст с ошибками.

Текст № 1.

« Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперёд тяжёлыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила молодая девушка: её сноп был самый большой.

_ « Нечестно! – сказал руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. « У тебя серп железный, а у других медные».

Но спор закончить они не успели. К полю двигалось стадо мамонтов.

В тексте 5 ошибок. Найдите их !

Текст № 2.

Помоги древнему путешественнику доказать, что он говорит правду.

« Древний путешественник вернулся на родину из Индии». Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая это удивительная страна! Там на кустах растёт белая шерсть».

Приятель принял эти слова за шутку: -Ну какой же ты выдумщик и враль!».

« Не хочешь – не верь!» - ответил путешественник. «Я видел своими глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то ,что они добывают мёд без пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах. А на вкус он слаще пчелиного мёда!

« Враньё»! - говорит его приятель. « Нет ничего слаще на свете пчелиного мёда».

Текст № 3.

Ученик 5 класса всегда готовил историю очень тщательно и иногда пересказывал прочитанное бабушке. Однажды он рассказал такую историю.

« В одном из городов Древнего Междуречья случился страшный пожар. Сгорели дома, деревья, погибло много людей. Сгорела и самая большая библиотека того времени. Но , о чудо! Когда закончился пожар, в обгоревших руинах лежали книги - все в целости и сохранности! Их можно было даже прочитать!».

Когда бабушка выслушала этот рассказ, она сказала: « Этого не может быть! В учебнике ошибка, опечатка!».

Права ли бабушка?

Пока команды обсуждают ответы, жюри сообщает результаты перед последним конкурсом.

АУКЦИОН

Что означает это слово? В переводе на русский язык оно означает «продажа имущества с публичного торга». (С.И.Ожегов. « Словарь русского языка»).

Итак, правила аукциона: побеждает на аукционе и приобретает предмет тот, кто даст последний уточняющий (дополнительный) ответ.

Разыгрывается первый предмет – БУМАГА

В какой стране появилась бумага? Какой был способ её изготовления?

Разыгрывается - ЧАЙ

Где впервые стали выращивать чай? С какой целью его сначала употребляли?

Следующий предмет - СОСУД ИЗ СТЕКЛА

Где впервые появилось стекло? Каким был первичный способ его изготовления? Что из него делали в древности?

А кому достанется КНИГА?

В какой стране появилась письменность? Как она называлась?

Перед Вами ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК.

Как в древности получали шёлк? В какой стране это было?

В заключение викторины жюри подводит итоги.

Награждается команда - победитель, лучший игрок.

multiurok.ru

Сценарий викторины по истории 5-6 классы.

Сценарий

внеклассного мероприятия для 5 – 6 классов

по истории Древнего мира на районном семинаре учителей истории и обществознания

« Исторический бой».

Учителя истории и обществознания

Цели и задачи мероприятия:

  1. В игровой форме повторить и закрепить материал.

  2. Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к исторической науке.

Участники игры:

Команды учащихся 5 – 6 классов.

Жюри из учителей школы.

Оборудование:

Черный ящик, чай, сахар, бумага, компас, цифры, шахматы;

Правила:

В игре участвуют две команды из учащихся 5-6 классов, Правильные ответы оцениваются в пять баллов.

Ход мероприятия

(Домашнее задание) – Визитная карточка: Команда придумывает название и девиз своей команды. В отведенном месте рисуют эмблему(герб).

Представления команд: название, эмблема, выбор капитанов.

1 этап: Конкурс капитанов.

1 команда:

- Коллектив древнейших людей – человеческое стадо.

- Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам – археология.

- Приспособление для подъема воды – шадуф.

- Высокий тростник, применяемый египтянами для письма – папирус.

- Гроб, в который клали мумию – саркофаг.

- Знаки-рисунки – иероглифы.

-Новое средство передвижения военных, внедренное ассирийцами – колесница.

- Главное занятие «человека разумного» - охота.

- Группа самых уважаемых людей, руководящие делами племени- совет старейшин.

- Век, в котором жили первобытные люди – каменный

2 команда:

- Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня) – идол.

- Первая столица Египетского царства – Мемфис.

- Вавилонский царь- законодатель- Хаммурапи.

- Священное животное, охранявшее вход в пирамиды – Сфинкс.

-Разведение животных называется – скотоводство.

- Первым прирученным животным была – собака.

- Первый металл, который люди научились плавить – медь.

- Одно из главных занятий древнейших людей – собирательство.

-Самым крупным животным, на которого охотились первобытные люди – мамонт.

- Первый алфавит изобрели – финикийцы.

2 этап « Исторический следопыт»

Командам дается задача. После совместного обсуждения капитан команды дает правильный ответ.

Вопросы:

« Пятно от костра»

- Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда-то горел костер.

Примерные ответы: Количество письменных источников ограничено, количество вещественных почти безгранично… Не только вещи, не только остатки жилищ и погребений, но и пятно от костра, оставленное человеком прошлого, может быть историческим источником.

= Наличие пятна от костра на месте стоянки древнейших людей свидетельствуют о том, что первобытные люди уже умели добывать и пользоваться огнем.

- Также можно определить, хотя бы приблизительно, по толщине пепла, долго ли жили на стоянке люди: день, год, сто лет или больше.

« Что такое лунный месяц»

В сказании первобытных охотников говорится, что солнце преследует луну, отрезая у нее куски мяса. А когда луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Подумайте, какое явление природы отражено в этом сказании? Как это природное явление помогало первобытным людям измерять большие отрезки времени?

Ответ: - В сказании отражена смена дня и ночи. Когда восходит солнце, становится все светлее и светлее и луну не видно.

- Согласно сказанию, солнце отрезает у луны куски мяса, обозначает смену лунных фаз. Сначала на небе виден молодой месяц, затем луна полнеет, наступает полнолуние, потом снова убывает. Постепенно на небе все меньше и меньше видно луны. Она доходит до размеров тоненького серпа. А первобытные люди думали, что солнце отрезает у луны куски мяса.

- « Люди разумные» много тысяч лет назад обратили внимание на непрерывно меняющийся вид луны на ночном небе. Они сумели высчитать число дней, за которое луна меняет свой облик и вновь возвращается в прежнее состояние. Так возникло представление о лунном месяце, счет времени по месяцам и неделям.

Любимые и нелюбимые цвета

Говорят, на вкус и цвет товарищей нет … А вот в Древнем Египте все землевладельцы считали два цвета очень хорошими, третий заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было разное отношение?

Ответ: желтый цвет был не любимым, черный и зеленый – любимыми. А все потому, что Египет был зажат с двух сторон непригодными для жизни людей песчаными пустынями – желтого цвета; плодородные почвы в долине Нила были черноземными, т.е. черного цвета, благодаря чему всю страну заполняли зеленеющие сады, огороды, заросли тростников, пальмовые рощи, пшеничные и ячменные поля.

Две шапки на одну голову

Вряд ли разумно надеть два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

Ответ: речь идет об объединении долины и дельты Нила в одно государстве около 3000 г. до н.э. и создании одной короны фараона Южного и Северного Египта.

3 ЭТАП: « Черный ящик». (По описанию нужно узнать предмет)

1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело лечебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. ( Чай).

2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. ( Бумага).

4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. ( Сахар)

5. Мы называем их арабскими, потому что заимствовали у арабов. А сами арабы признавали, что они получили их от индийцев. Дайте ответ: о чем идет речь? ( Числа)

6. Это изобретение появилось в Китае и в древни е времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. « Ложку» клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающую деревянную ложку, он закричал бы « Волшебство!» О каком изобретении идет речь? ( Компас).

7. Древний народ придумал нечто такое, что до сих пор занимает всех. Ученые выяснили, что они придуманы на основе действительного построения войск этого народа. ( Шахматы).

4 Этап: Отгадать кроссворд.

5 Этап: « Собери картинку»

Нужно собрать разрезанную картинку и объяснить , что на ней изображено. Каждой команде отдельная картинка.

6 Этап: Конкурс мудрецов – Каждая команда составляет афоризм из слов, написанную на отдельных листочках.

- Человек без знаний, что сосуд без напитка.

7 Этап: А знаете ли вы историю своей Республики?

- кто является предком калмыцкого народа?

- какая религия у калмыков?

- столица Калмыкии?

-сколько районов в нашей Республике?

- национальный струнный инструмент калмыков

- в каком жилище жили наши предки

- чем испокон веков занимались калмыцкие кочевники?

Подведение итогов:

В конце игры подчитываются и выводятся баллы и место. По каждой команде жюри выявляют лучшего игрока.

МКОУ « Уланэргинская СОШ»

2015-2016 учебный год

Сценарий внеклассного мероприятия

по истории среди учащихся 5-6 классов

«Исторический бой»

Подготовила: учитель истории

и обществознания

Эрдниева Г.И.

п. Улан - Эрге

infourok.ru

Конспект урока по истории в 5 классе «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Вольска Саратовской области»

412900 г. Вольск, ул. Коммунарная, д.30 А

тел. 7-81-80Раздел сборника «Конспект урока с использованием

здоровьесберегающих технологий»

Конспект урока по истории

в 5 классе

«Обобщающий урок по теме

«Древнейшие люди» (урок-путешествие)

Автор разработки:

Сагайдак Оксана Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №5 г. Вольска

Саратовской области»

2012 г.

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока

На уроках истории учитель формирует психическое (духовное), социальное физическое, здоровье обучающихся.

Формирование психического здоровья на исторических уроках очень важно. Здесь развивается мышление, память, нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром.

Все это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию.

Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся.

К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Во избежание усталости учащихся чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Организую выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объёма учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки.

  1. Положительный эмоциональный настрой учащихся.
Доброжелательно настроить ребят на урок. Использование стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся и интерес к уроку.
  1. Смена видов учебной деятельности.
Тестовые задания, опрос учащихся, беседа, составление рассказа по картинке, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы кроссворда, распознавание ошибок, творческая работа.
  1. Физкультминутка.
Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока.
  1. Разноуровневые задания.
Задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход в обучении.
  1. Гимнастика для глаз.
Расслабление мышц глаз (http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/lessons_health.php?page=16)

Тема: «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди» (урок-путешествие)Задачи урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Жизнь

первобытных людей»;

2. Способствовать развитию интереса у учащихся к изучению

истории древнего мира;Развитие творческих способностей;

3. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества,

здорового соревнования; интерес к предмету.

Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, цветные

жетоны.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый, здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: Урок-путешествие. Обобщение знаний.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)Эпиграф:

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследием дорожим.

Он не умел горшка слепить из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

В. БерестовХод урока

  1. Организационный момент
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

 Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 Пожелаем мысленно себе удачи и  тихонечко  присядем за парты.

(На предыдущем уроке ученики получили домашнее задание продумать одежду для себя, которая соответствовала бы одежде первобытного человека. Класс переодет в костюмы.)

  1. Сообщение темы урока
Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!И улыбку не забудь!

- Я предлагаю отправиться в путешествие. Сегодня на уроке мы перенесемся на сотни тысяч лет назад. Во времена жизни первобытных людей. Вы уже выглядите как древние люди.

  1. Основная часть.
- Условия жизни древнего человека требовали постоянного преодоления препятствий, борьбы с природой и животным миром. И только самый умный, находчивый, наблюдательный, осторожный оставался в живых. Я объявляю вам первое испытание. Взяли в руки листочки и ручки и отвечаем на вопросы.1) Тесты

1. Чем человек отличается от других животных:

а) он ходит на двух ногах;

б) он одевается;

в) он умеет изготавливать орудия труда;

г) его тело не покрыто шерстью.2. Как называется специально сделанная человеком вещь для рыхления земли, пошива одежды и т.д.?

а) дубиной;

б) орудием труда;

в) приспособлением;

г) рубилом.3. Как называется пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки древнего человека?

а) Альгамбра;

б) Альтамира;

в) Саутуола;

г) Чжоукоудянь.4. Что называется религией?

а) жертвоприношения;

б) изготовление фигурок богов;

в) рисунки в пещерах;

г) вера в сверхъестественные силы (душу, оборотней…)5. Какой вид человеческой деятельности появился позже всех?

а) рыболовство;

б) охота;

в) земледелие;

г) скотоводство.6. Какое животное было раньше всех приручено?

а) лошадь;

б) корова;

в) собака;

г) кошка.7. Как называются изображения богов и духов, сделанные из камня, дерева или других материалов?

а) масками;

б) идолами;

в) пугалами;

г) иконами.8. Как называется ручное изготовление различных изделий, орудий труда?

а) искусство;

б) работа;

в) ремесло;

г) мастерство.9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

а) в человеческом стаде;

б) в родовой общине;

в) в государстве.10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари;

б) жрецы;

в) старейшины.- Молодцы! Все справились. Но мы знаем, что человек не мог во времена жизни древнейших людей выжить в одиночку. И следующая наша задача - это превращение в первобытные племена. (Ученики выбирают цветные жетоны, с помощью которых и происходит деление на племена)

- Итак, у нас появилось 2 племени. 1 племя – «Человек разумный» и 2 племя – «Первобытные люди».

  1. Составь рассказ по картинке.
- А теперь задание для племен. Составить рассказ по картинке.1 племя - «Человеческое стадо» (рис. 1)

2 племя- «Охота на дикого медведя» (рис.2)

3. Продолжи фразу.

- В следующем испытании племена должны показать свой интеллект и знания. По очереди племена прослушивают вопросы и должны сразу же дать ответ. 1 племя

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Как назывался первый коллектив древнейших людей? (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал называться … («человеком разумным»)

4. Как называется умение изображать окружающий мир в красках? (Живопись)

5. Как называется глава рода? (Старейшина)

6. Как называется просьба к богу, духу? (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)2 племя

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Как называется вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти? (Религия)

5. Как называются несколько родовых общин? (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)4. Физкультминутка

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись.

Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»

Учитель. Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды.

Упражнение для шейного позвоночника — человек на охоте

Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.

Упражнение «Стрельба из лука»

Учащиеся представляют, что в их руках лук, и стреляют из него.

Упражнение для глаз

Сильно сжать веки, а потом их открыть.5. Кроссворд (рис.3)1. 2.3.4.

5. 6.

1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения.

2. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда.

3. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.

4. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей.

5. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей.

6. Несколько родовых общин, живущих в одной местности.6. Соотнеси рисунок. (рис.4)

Овладение огнем.

- Расставьте в последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.7. Текст с ошибками

- Найдите в тексте исторические ошибки.

  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
8. Гимнастика для глаз

 Для проведения гимнастики упражнение повторяем три раза.

- Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке. 9. Найди лишнее.

1 племя

1. Человек разумный охотился на:

а) диких лошадей, оленей, бизонов;

б) шерстистых носорогов, пещерных медведей, мамонтов;

в) зайцев, диких коз и других мелких животных;

г) тюленей и моржей.

  1. Чтобы боги или духи выполняли желание первобытного человека, он:
а) обращался к ним с молитвой;

б) приносил им жертвы;

в) делал идолов;

г) угрожал, стараясь их испугать.2 племя

  1. Орудиями древнейшего человека были:
а) рубило;

б) палка-копалка;

в) деревянное копье с заостренным и обожженным на огне концом;

г) лук и стрелы.

  1. Чтобы боги или духи выполняли желание первобытного человека, он:
а) обращался к ним с молитвой;

б) приносил им жертвы;

в) делал идолов;

г) угрожал, стараясь их испугать.

10. Орудия труда

Команды должны назвать орудия труда первобытных людей, изображённые на карточках.

1 племя -

(рис. 5) (рис. 6) (рис. 7)(Дубина, гарпун, лук и стрелы)2 племя -

(рис. 8) (рис. 9) (рис. 10)(Рубило, медный топор, серп)

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок
- Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что вы хоть немножко почувствовали себя в роли древнего человека. Поняли, как трудно было первым людям жить и выживать, с какими трудностями им приходилось встречаться. Я рада, что все были активны, показали сплочённость, дружбу, во всем понимали и поддерживали своих соплеменников.Список используемой литературы
  1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 16 изд. – М.: Просвещение, 2009;
  2. История. 5 – 9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах / авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007;
  3. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии / авт.-сост.: С.Г. Зубанова, Н.И. Чеботарева. – М.: Издательство «Глобус», 2009;
  4. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6 – 11 кл. В 2-х кН. Кн.1. – М.: Дрофа, 1996;
  5. Парфенов В.Н. Тесты по истории древнего мира. – Саратов: Лицей, 2003;
  6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок. Школьные технологии.–2004.–№2;
  7. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: Учитель, 2009.
Информационные ресурсы
  1. Научный журнал «Молодой ученый»: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1413/
  2. Сайт «Отцы и дети»: http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/lessons_health.php?page=16

ist.na5bal.ru

Викторина по истории для 5 го класса используется на уроках обобщения и закрепления изученного материала

ВИКТОРИНА

По истории на тему: «Путешествие по страницам Древнего мира»

для учащихся 5 класса

ВСЕГО баллов: 48.

Задание 1. Тесты. (12 баллов)

1. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад? 1) появился Человек разумный 2) люди научились обрабатывать металлы 3) люди перешли к земледелию и скотоводству 4) появились первые стоянки первобытных людей

2. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы привел:

1) к появлению государств

2) к строительству городов

3) к появлению религиозных верований

4) к отказу от занятий охотой и собирательством

З. Прочтите отрывок из книги и укажите название животного, о котором идет речь.

Ао подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков...

1) носорог

2) бизон

3) мамонт

4) африканский слон

4. Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших? 1) они имели излишки продуктов 2) они были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых» 3) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков 4) они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей

5. Какое животное человек приручил первым? 1) мамонта 3) собаку 2) носорога 4) обезьяну

6. Египет расположен: 1) между третьим и четвертым порогами Нила 2) вдоль побережья Красного моря 3) по берегам рек Нил и Евфрат 4) в Северо-Восточной Африке

7. Когда на территории Египта образовались первые государства? 1) 40 тысяч лет назад 2) в конце 4 тысячелетия до н. э. 3) около 3000 г. до н. э. 4) в I в. н. э.

8. Что является признаком государства? 1) выборы старейшины 2) образование родовых общин 3) наличие религиозных верований 4) наличие определенной территории и границ

9. Основное занятие финикийцев: 1) торговля собирательство 2)земледелие охота

10. Недостатком финикийского алфавита было: 1) большое число букв 2) большое число иероглифов 3) сложное написание клинописных знаков 4) отсутствие букв, обозначающих гласные звуки

11. Каста — это: 1) название города в Индии 2) земледельческое орудие труда 3) большое и сильное государство 4) группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству

12. Согласно буддистскому учению: 1) Гаутама создал касты из четырех лепестков лотоса 2) человек должен стремиться к богатству и удовольствиям 3) положение человека в обществе определяется его происхождением 4) духовное совершенство позволит человеку освободиться от бесконечного круга рождений

Задание 2 (5 баллов) Открытые вопросы

Вставьте в предложения пропущенные слова.А) Прошлое человечества изучает специальная наука __________.Б) Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют__________.В) Промежуток времени ровно в сто лет люди называют ______.Г) Время до рождения Иисуса Христа называют _______, а время после рождения Иисуса Христа называют ______.

Д) “Дар Нила”, “Кемет”, “Чёрная земля”. О каком государстве идёт речь?

Задание № 3. Логическая цепочка.(4 балла)

Определи последовательность событий.

А. появление соседской общины

Б. объединение общин в племя

В. образование человеческого стада

Г. появление первых государств.

Задание № 4 (6 баллов)

Установите последовательность возникновения основных занятий древних людей. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1. мотыжное земледелие

2. охота и собирательство

3. обработка металлов

4. скотоводство

5. плужное земледелие

6. ткачество

Соотнесите имя правителя с историческим фактом:

Задание № 5 (7 баллов)

Задание № 6. Найди пару (привести в соответствие столбцы) (4 балла)

Вспомогательная историческая наука

Что изучает

1. нумизматика

А) наука о времени

2. геральдика

Б) наука о мерах длинны, объема

3. метрология

В) наука о монетах (деньгах)

4. хронология

Г) наука о гербах

Ответы занесите в таблицу

1

2

3

4

Задание №7. Продолжить перечень (по 1 баллу за каждый правильный ответ) (3 балла)

Исторические источники бывают:

1) письменные 2) 3) 4)

Задание № 3. Закончи фразу.(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. Изготовление различных изделий называют…..

2.Верование в колдовство и в оборотней называют….

Ответы

Тесты

1.1

2.3

3.3

4.2

5.3

6.4

7.2

8.4

9.1

10.2

11.4

12.4

Ответы викторины по истории 5 класс

Задание 1.

1-б ,2-в, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б

Задание 2

А) История; Б) Исторические источники; В) Век;

Г) До н. э. и наша эра; Д) о Египте

Задание 3.

Ремесло, магия

Задание 4.

В-б-а-г

Задание 5.

  1. 3000 на 1000

  2. 2008 на 232

  3. 490 на 14

Задание 6.

Устные, вещественные, современные (фото, видео)

Задание 7.

1

2

3

4

в

г

б

а

Спасибо за внимание!

infourok.ru


Смотрите также