Идолы и боги первобытных людей. Читать онлайн "Люди, идолы и боги" автора Донини Амброджо - RuLit - Страница 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Читать онлайн «Люди, идолы и боги». Идолы и боги первобытных людей


Страница не найдена

Каталог AAlib

Авторы:

АБВГДЕЖЗИйКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

404Запрашиваемая страница не найдена

Популярное:

Дина РубинаРусская канарейка. Желтухинкнига Русская канарейка. ЖелтухинДина РубинаРусская канарейка. Блудный сынкнига Русская канарейка. Блудный сынЕвгений КомаровЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственниковкнига Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
Александра МарининаОборванные нити. Том 1книга Оборванные нити. Том 1Александра МарининаБой тигров в долине. Том 1книга Бой тигров в долине. Том 1
Александра МарининаОборванные нити. Том 3книга Оборванные нити. Том 3Мэг ДжейВажные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потомкнига Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потомЕвгений КомаровНачало жизни вашего ребенкакнига Начало жизни вашего ребенка
Эрика Леонард ДжеймсНа пятьдесят оттенков светлеекнига На пятьдесят оттенков светлееАлександра МарининаОборванные нити. Том 2книга Оборванные нити. Том 2

 

Обратная связь

aalib.org

Люди, идолы и боги читать онлайн, Донини Амброджо

Annotation

Как возникла религия? Каким образом примитивные верования первобытных людей смогли вырасти в целые мировоззренческие системы? Книга «Люди, идолы и боги», раскрывающая с марксистских позиций основные этапы развития религиозных представлений и вероучений, отвечает на эти вопросы.

Автор книги — член ЦК Итальянской компартии, генеральный секретарь общества «Италия-СССР». Крупный специалист в области истории религии, проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не «божественное откровение», а, как и другие религиозные направления, имеет земные корни и порождено определенной эпохой. Книга написана простым, образным языком.

Предисловие

Некоторые вопросы методологии

Марксизм и религия

Современные статистические данные

От истории мнимой к истории подлинной

Как возникает религия

Первобытная орда

Первобытная община и тотемизм

Культ мертвых

Магия и религия

Происхождение сверхъестественного

Классовый характер представления о чудесном

Симмак и св. Амброджио

Эволюция представления о чудесном

Тотем и табу

Животное — родич

Обряды посвящения

Животное — предок

Брачные и пищевые запреты

Появление персонифицированного бога

От животного-тотема к животному-богу

Анимизм и фетишизм

Теория маны

Душа-двойник и душа-дыхание (дух)

Критика анимизма

От тотема к фетишу

Успех термина

Обряды и культы австралийских племен

Цивилизаторы

Австралийский тотемизм

Культ предков

Религия Древнего Египта

Долина Нила

Монархи и жрецы

Реформа культа солнца, проведенная Эхнатоном

Народные мифы и официальный культ

От культов плодовитости к земледельческим культам

Пирамиды и Книга мертвых

Мистерии Исиды и происхождение рождества

Ассирия и Вавилон

Пережиточные языковые явления в религии

Миф о сотворении и грехопадении первого человека

Бог-господин

Политеизм и монотеизм

Гильгамеш и легенда о потопе

Вавилонские храмы-башни

Пасхальные мистерии в честь Мардука

Две религии Греции

Христианизация олимпийских богов

Дуализм социальный — дуализм религиозный

Животные в греческой мифологии

Мифологические отражения матриархата

Культы рабов. Деметра и Дионис

Ранний иудаизм

Палестина

Бедуины и кочевники

Еврейский монотеизм

Пророки Израиля

Ожидание мессии

Краткая история Библии

Религиозные аспекты великих восстаний рабов

Восстания в Азии, Сицилии и Италии

Царство мессии

"Прости нам долги наши"

Государство солнца Аристоника

Крест — казнь и прославление

Миф о спасении

Воздаяние — классовое понятие

Типичная терминология

Религии мистерий

«Раб божий»

На пороге христианства

Богатые и бедные

Апокалиптическая литература

Мессианство и христианство

Тысячелетнее царство и кризис античного мира

Виргилий и Сивилла

Манускрипты Мертвого моря

Пещеры и развалины Кумрана

Подземелья Мурабба'ат и Хирбет Мирд

Описание основных текстов

Новозаветная община

Идея «союза»

Учитель справедливости в кумранских рукописях

Эссены, фарисеи, саддукеи и зелоты

Христианский «Новый союз»

Иисус Христос. Миф и действительность

Евангельская легенда

Ограниченный характер мифологических сведений

Вифлеем или Назарет!

Провозглашение царства божия

Смерть и воскресение

«Блаженные и бедные»

Некоторые вопросы подлинной истории христианства

Проблема хронологии

Греческий и латинский языки

Христианство и рабство

Очистительные и крестильные обряды

Исповедание грехов

Церковное безбрачие

Магическое происхождение воздержания

Будда, Конфуций и Мухаммед

Принц Гаутама

Доктрина покорности

Конфуций и Лао Цзы

Аравийский полуостров до Мухаммеда

Коран

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

knigogid.ru

Читать онлайн "Люди, идолы и боги" автора Донини Амброджо - RuLit

Как возникла религия? Каким образом примитивные верования первобытных людей смогли вырасти в целые мировоззренческие системы? Книга «Люди, идолы и боги», раскрывающая с марксистских позиций основные этапы развития религиозных представлений и вероучений, отвечает на эти вопросы.

Автор книги — член ЦК Итальянской компартии, генеральный секретарь общества «Италия-СССР». Крупный специалист в области истории религии, проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не «божественное откровение», а, как и другие религиозные направления, имеет земные корни и порождено определенной эпохой. Книга написана простым, образным языком.

Оригинальное и глубокое исследование А. Донини будет полезно широкому кругу читателей.

Некоторые вопросы методологии

Научное исследование истории религии возникло относительно недавно, в Италии же оно только зародилось. Его развитию в нашей стране всегда препятствовали, с одной стороны, учения теологических школ, которые считают религию «откровением» и в истории религии, в движении к полному христианскому «откровению» видят большую или меньшую степень удаления от этого изначального сверхъестественного вмешательства, с другой стороны, предубеждения представителей абстрактного позитивизма. Последние нередко впадают в банальный антиклерикализм, рассматривая верования масс лишь как результат невежества и суеверия, обмана, который в той или иной степени осознанно используют касты священнослужителей.

Высокомерное и пренебрежительное отношение итальянской идеалистической школы к народу, который удерживают на уровне, не позволяющем перейти от наивной веры к более высокой стадии мышления, выражается также в постоянном стремлении сорвать всякое оригинальное исследование в области религии; подобные изыскания ограничиваются одним только изучением первоначального опыта человека[1]. Известно, что в 1908 году Бенедетто Кроче дошел до одобрения преследований Ватиканом католического модернизма, который пытался, хотя и весьма непоследовательно и нерешительно, открыть путь к большей конкретизации исследований религиозного развития человечества. Подобное положение сохранилось, оно и поныне тяжело довлеет над всей нашей культурой и усиливает монополию церкви в области изучения истории религии.

Между тем в истории религии, одной из наиболее поучительных и всеобъемлющих форм общественного сознания, отражается история самого общества. Именно поэтому история религии не могла стать наукой до тех пор, пока не приобрело научного характера изучение самой общественной жизни.

Не умея объяснять явления природы и общества, люди в какой-то мере все же осознавали окружающую их действительность в религиозных представлениях. Религия «является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни"[2],- указывал Энгельс в 1878 году.

Явления природы, законов которой люди еще не знают, представляются им слепыми и могущественными силами, и человек стремится воздействовать на них обрядами и в конце концов постепенно персонифицирует их.

«Страх создал богов», — читаем мы в одном хорошо известном фрагменте древнеримского поэта[3], и в этом утверждении, несомненно, есть доля истины, поскольку в первобытном мире не могло быть никакой более ранней, чем страх, формы представления о неизвестном. Но боязнь земного господина исторически предшествовала боязни господина на небесах. Она возникла, когда наряду с силами природы выступили новые общественные отношения, которые, казалось, господствовали над человеком извечно и с той же мнимой непостижимостью, что и природа. Человек страшился мук угнетения, боли, бедности — они-то и были подлинными социальными корнями религии, их и нужно иметь в виду при историческом изучении религии.

Однако современная наука должна рассматривать религию не только как отражение в области идеологии этого крайнего ничтожества человека, но и как выражение его протеста против этого фактического его убожества, которое не исчезнет до тех пор, пока человек не сделает свои общественные отношения такими же разумными, какими он желает сделать свои отношения с силами природы[4].

В религиозных верованиях масс часто выражается элементарная потребность в справедливости, жажда добра и счастья на земле. Во внушительных религиозных движениях, таких, как мессианство евреев, в культах таинств, в христианстве первых веков и в средневековых ересях отражаются подлинные и определенные революционные настроения, характер которых сохраняется, даже если чаяния верующих отвлечены поисками потустороннего выхода, иллюзорного или несомненно реакционного.

www.rulit.me


Смотрите также