Читать онлайн «Люди, идолы и боги». Идолы и боги первобытных людей
Страница не найдена
Каталог AAlib
Авторы:
АБВГДЕЖЗИйКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
404Запрашиваемая страница не найдена
Популярное:
Дина РубинаРусская канарейка. ЖелтухинДина РубинаРусская канарейка. Блудный сынЕвгений КомаровЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственников
Александра МарининаОборванные нити. Том 1Александра МарининаБой тигров в долине. Том 1
Александра МарининаОборванные нити. Том 3Мэг ДжейВажные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потомЕвгений КомаровНачало жизни вашего ребенка
Эрика Леонард ДжеймсНа пятьдесят оттенков светлееАлександра МарининаОборванные нити. Том 2
Обратная связь
aalib.org
Люди, идолы и боги читать онлайн, Донини Амброджо
Annotation
Как возникла религия? Каким образом примитивные верования первобытных людей смогли вырасти в целые мировоззренческие системы? Книга «Люди, идолы и боги», раскрывающая с марксистских позиций основные этапы развития религиозных представлений и вероучений, отвечает на эти вопросы.
Автор книги — член ЦК Итальянской компартии, генеральный секретарь общества «Италия-СССР». Крупный специалист в области истории религии, проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не «божественное откровение», а, как и другие религиозные направления, имеет земные корни и порождено определенной эпохой. Книга написана простым, образным языком.
Предисловие
Некоторые вопросы методологии
Марксизм и религия
Современные статистические данные
От истории мнимой к истории подлинной
Как возникает религия
Первобытная орда
Первобытная община и тотемизм
Культ мертвых
Магия и религия
Происхождение сверхъестественного
Классовый характер представления о чудесном
Симмак и св. Амброджио
Эволюция представления о чудесном
Тотем и табу
Животное — родич
Обряды посвящения
Животное — предок
Брачные и пищевые запреты
Появление персонифицированного бога
От животного-тотема к животному-богу
Анимизм и фетишизм
Теория маны
Душа-двойник и душа-дыхание (дух)
Критика анимизма
От тотема к фетишу
Успех термина
Обряды и культы австралийских племен
Цивилизаторы
Австралийский тотемизм
Культ предков
Религия Древнего Египта
Долина Нила
Монархи и жрецы
Реформа культа солнца, проведенная Эхнатоном
Народные мифы и официальный культ
От культов плодовитости к земледельческим культам
Пирамиды и Книга мертвых
Мистерии Исиды и происхождение рождества
Ассирия и Вавилон
Пережиточные языковые явления в религии
Миф о сотворении и грехопадении первого человека
Бог-господин
Политеизм и монотеизм
Гильгамеш и легенда о потопе
Вавилонские храмы-башни
Пасхальные мистерии в честь Мардука
Две религии Греции
Христианизация олимпийских богов
Дуализм социальный — дуализм религиозный
Животные в греческой мифологии
Мифологические отражения матриархата
Культы рабов. Деметра и Дионис
Ранний иудаизм
Палестина
Бедуины и кочевники
Еврейский монотеизм
Пророки Израиля
Ожидание мессии
Краткая история Библии
Религиозные аспекты великих восстаний рабов
Восстания в Азии, Сицилии и Италии
Царство мессии
"Прости нам долги наши"
Государство солнца Аристоника
Крест — казнь и прославление
Миф о спасении
Воздаяние — классовое понятие
Типичная терминология
Религии мистерий
«Раб божий»
На пороге христианства
Богатые и бедные
Апокалиптическая литература
Мессианство и христианство
Тысячелетнее царство и кризис античного мира
Виргилий и Сивилла
Манускрипты Мертвого моря
Пещеры и развалины Кумрана
Подземелья Мурабба'ат и Хирбет Мирд
Описание основных текстов
Новозаветная община
Идея «союза»
Учитель справедливости в кумранских рукописях
Эссены, фарисеи, саддукеи и зелоты
Христианский «Новый союз»
Иисус Христос. Миф и действительность
Евангельская легенда
Ограниченный характер мифологических сведений
Вифлеем или Назарет!
Провозглашение царства божия
Смерть и воскресение
«Блаженные и бедные»
Некоторые вопросы подлинной истории христианства
Проблема хронологии
Греческий и латинский языки
Христианство и рабство
Очистительные и крестильные обряды
Исповедание грехов
Церковное безбрачие
Магическое происхождение воздержания
Будда, Конфуций и Мухаммед
Принц Гаутама
Доктрина покорности
Конфуций и Лао Цзы
Аравийский полуостров до Мухаммеда
Коран
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
knigogid.ru
Читать онлайн "Люди, идолы и боги" автора Донини Амброджо - RuLit
Как возникла религия? Каким образом примитивные верования первобытных людей смогли вырасти в целые мировоззренческие системы? Книга «Люди, идолы и боги», раскрывающая с марксистских позиций основные этапы развития религиозных представлений и вероучений, отвечает на эти вопросы.
Автор книги — член ЦК Итальянской компартии, генеральный секретарь общества «Италия-СССР». Крупный специалист в области истории религии, проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не «божественное откровение», а, как и другие религиозные направления, имеет земные корни и порождено определенной эпохой. Книга написана простым, образным языком.
Оригинальное и глубокое исследование А. Донини будет полезно широкому кругу читателей.
Некоторые вопросы методологии
Научное исследование истории религии возникло относительно недавно, в Италии же оно только зародилось. Его развитию в нашей стране всегда препятствовали, с одной стороны, учения теологических школ, которые считают религию «откровением» и в истории религии, в движении к полному христианскому «откровению» видят большую или меньшую степень удаления от этого изначального сверхъестественного вмешательства, с другой стороны, предубеждения представителей абстрактного позитивизма. Последние нередко впадают в банальный антиклерикализм, рассматривая верования масс лишь как результат невежества и суеверия, обмана, который в той или иной степени осознанно используют касты священнослужителей.
Высокомерное и пренебрежительное отношение итальянской идеалистической школы к народу, который удерживают на уровне, не позволяющем перейти от наивной веры к более высокой стадии мышления, выражается также в постоянном стремлении сорвать всякое оригинальное исследование в области религии; подобные изыскания ограничиваются одним только изучением первоначального опыта человека[1]. Известно, что в 1908 году Бенедетто Кроче дошел до одобрения преследований Ватиканом католического модернизма, который пытался, хотя и весьма непоследовательно и нерешительно, открыть путь к большей конкретизации исследований религиозного развития человечества. Подобное положение сохранилось, оно и поныне тяжело довлеет над всей нашей культурой и усиливает монополию церкви в области изучения истории религии.
Между тем в истории религии, одной из наиболее поучительных и всеобъемлющих форм общественного сознания, отражается история самого общества. Именно поэтому история религии не могла стать наукой до тех пор, пока не приобрело научного характера изучение самой общественной жизни.
Не умея объяснять явления природы и общества, люди в какой-то мере все же осознавали окружающую их действительность в религиозных представлениях. Религия «является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни"[2],- указывал Энгельс в 1878 году.
Явления природы, законов которой люди еще не знают, представляются им слепыми и могущественными силами, и человек стремится воздействовать на них обрядами и в конце концов постепенно персонифицирует их.
«Страх создал богов», — читаем мы в одном хорошо известном фрагменте древнеримского поэта[3], и в этом утверждении, несомненно, есть доля истины, поскольку в первобытном мире не могло быть никакой более ранней, чем страх, формы представления о неизвестном. Но боязнь земного господина исторически предшествовала боязни господина на небесах. Она возникла, когда наряду с силами природы выступили новые общественные отношения, которые, казалось, господствовали над человеком извечно и с той же мнимой непостижимостью, что и природа. Человек страшился мук угнетения, боли, бедности — они-то и были подлинными социальными корнями религии, их и нужно иметь в виду при историческом изучении религии.
Однако современная наука должна рассматривать религию не только как отражение в области идеологии этого крайнего ничтожества человека, но и как выражение его протеста против этого фактического его убожества, которое не исчезнет до тех пор, пока человек не сделает свои общественные отношения такими же разумными, какими он желает сделать свои отношения с силами природы[4].
В религиозных верованиях масс часто выражается элементарная потребность в справедливости, жажда добра и счастья на земле. Во внушительных религиозных движениях, таких, как мессианство евреев, в культах таинств, в христианстве первых веков и в средневековых ересях отражаются подлинные и определенные революционные настроения, характер которых сохраняется, даже если чаяния верующих отвлечены поисками потустороннего выхода, иллюзорного или несомненно реакционного.