К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima - дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим
Магия.Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно - «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное»
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других - имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым - метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии - охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии - в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.
Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов - это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.
Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии - половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Фетишизм. Разновидность магии - фетешизм (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма - могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем - его род). Тотетизм - это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже - явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
8.Синкретический характер первобытной культуры.
Заметнейшим явлением первобытной культуры является синкретизм – единство человека, общества, природы. Синкретизм – идентификация человека с природой в целом, либо с чем-либо частным в природе.
Расчленяя духовную жизнь первобытного общества, анализируя отдельные ее формы, не следует забывать о том, что мы имеем дело с явлением, представляющим собою в действительности нечто цельное, находящееся лишь в самом начале процесса расслоения на отдельные сферы общественного сознания – формирующуюся науку, этику, искусство, наконец, религию. Изучение отдельных граней этого многогранного феномена, конечно, необходимый этап, условие его научного познания. Однако адекватное понимание духовной жизни первобытного общества нуждается не только в анализе, но и в синтезе, который показал бы ее как единую и цельную систему.
Сложность первобытного общественного сознания как объекта исследования и вместе с тем его специфика во многом связаны с присущим ему синкретизмом.
Характерная особенность первобытного общественного сознания состоит в теснейшей связи религии с другими его формами, в том, что религия пронизывает собою все мировоззрение эпохи, являясь как бы его оживотворяющим центром.
Понятие первобытного синкретизма не ново, им давно пользуются, но в него не всегда вкладывается одно и то же содержание. Так, следуя А. Н. Веселовскому, под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки и т. д. Первобытное искусство обнаруживает органическую связь первобытного художественного творчества с жизнью общества, его трудовой и обрядово-религиозной деятельностью, социальную обусловленность и социальную функцию первобытного искусства. То же относится и к другим формам первобытного общественного сознания.
Эволюция культуры, подобно эволюции в природе, – при всей условности этой аналогии, ибо процессы в природе и обществе далеко не однозначны, – в известной мере сводится к дифференциации, расчленению первоначально интегрированных форм, или «синтетических типов», совмещающих в себе свойства и функции, обособившиеся в ходе эволюции.
Понятию первобытного синкретизма близко понятие интегрированности первобытной культуры. Наиболее яркое проявление этого феномена видится в культуре аборигенов Австралии. При этом высказывается предположение, что это свойство культуры находится в обратной связи с развитием материальной оснащенности общества. Чем более развито общество в материально-техническом отношении, тем менее интегрирована его культура. Степень интегрированности культуры является объективным показателем относительного развития общества.
Синкретизм форм общественного сознания – не механическое их соединение, а органическое единство, следовательно, особое качественное их состояние. Здесь целое не сводимо к сумме своих частей. Религия, искусство, этика, преднаука выступают как различные стороны недифференцированного или слабо дифференцированного целостного явления.
Олицетворением целостного, синкретического сознания, воплощением многообразных функций, связанных с высшими проявлениями духовной жизни, выступает Орфей, мифический поэт, музыкант, мистагог (учредитель мистерий), истолкователь воли богов и жрец. Его насильственная смерть и воскресение вносят в его образ черты древнего пророка и шамана, причастного архаическим ритуалам, магии смерти и возрождения природы – не случайно он зачаровывал животных звуками своей лиры.
Читайте также:
lektsia.com
Формы первобытных верований: - Религиоведение
Формы первобытных верований:
Религии доклассового общества
очень разнообразны.
○ Фетишизм – вера в силу и могущество
священной вещи (почитание неодушевленных материальных предметов, якобы
наделенных сверхъестественными свойствами).
Фетишем мог стать любой предмет, задевший
воображение человека – камень необычной формы, зуб животного, ювелирное
украшение – ему приписывают некоторые свойства, например: исцелять от болезни,
предохранять от врагов, помогать на охоте. За помощь фетиш благодарили, за так
называемый отказ – наказывали.
До наших дней дошло
множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому
предписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить
удачу. Способность отвращать беды приписывалась и талисманам. Но амулет носили
открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.
Фетишизм тесно переплетается
с другими формами верований и в первую очередь с тотемизмом.
○ Тотемизм – это система религиозных представлений о
родстве между группой людей и тотемом – мифическим предком, чаще всего определенным
видом растений, животных или явлении природы. Слово тотемизм происходит от
«от-отем», что на языке североамериканских индейцев означает «его род».
К тотему относились как к доброму и
заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников
– от голода, холода, болезней и смерти. Важно отметить, что тотем не
обожествлялся, его не наделяли свойствами и качествами бога, люди просто верят
в свое родство с ним. Близость между человеком и тотемом выражается прежде
всего в запрете (табу) убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при
исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для
укрепления магической связи с ним.
В белорусской культуре тотемизм сохранился в форме пережитков, ритуальных запретов. Народное творчество не только хранит устные образы тотемов, но и
«овеществляет» их в облике коньков и
петушков на крыше, утиц-солонок.
Тотемные символы остались в традиционных обрядах. Например, в свадебной лирике главные действующие
лица - жених и невеста - именуются
по-тотемному утка да селезень, сокол да лебедь
○ Анимизм
– (от лат. «душа») вера в существование души и духов, одухотворенность природы,
и присуща всем культурам человечества.
Эта вера возникла в ходе размышления
первобытного человека над такими явлениями как смерть, сон, галлюцинации,
транс.
Такие верования живы и сейчас. К примеру,
многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют
джунгли, горы, водоемы. Эти духи бывают добрые и злые. Им приносят
многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и
церемонии.
○ Магия – представления и обряды, в
основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления
объективного мира с помощью определенных действий.
По методам действия магия бывает:
Ø контактная, действующая путем непосредственного соприкосновения
носителя магической силы с объектом, на который направлено действие;
Ø инициальная – магический акт направлен на объект, недосягаемый для
субъектов магических действий;
Ø парциальная – воздействие оказывается на подобие объекта.
По целям воздействия: вредоносная,
военная, лечебная, любовная.
Магия является не только основой
религиозной обрядовости, но и фундаментальной составляющей общечеловеческой
культуры.
6
bookwu.net
Формы первобытных верований.
Количество просмотров публикации Формы первобытных верований. - 337
Концепции происхождения религии.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.
2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.
3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.
4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринᴦ. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.
6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.
7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.
8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.
9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.
10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.
11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции ʼʼпрамонотеизмаʼʼ. Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге ʼʼСтановление религииʼʼ. Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе ʼʼПроисхождение идеи Богаʼʼ. Суть концепции ʼʼпрамонотеизмаʼʼ состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. При этом научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества.
Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абстракций, в т.ч. религиозных.
Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был способен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потусторонний мир. Размещено на реф.рфГоворят об этом и наскальные рисунки.
Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Термин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде ʼʼО культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритииʼʼ. Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, дерево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элементы фетишизма сохранились до сих пор.
Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает ʼʼего родʼʼ). Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам нужно обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, напротив - на крайне важно сть, к примеру, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на базе тотемизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных.
К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и обрядов, в базе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д.
Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключенные и предметах или существующих от них. Анимистические представления возникали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти.
Преподавателю крайне важно отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий.