Теория государства и права. Шпаргалки (А. В. Петренко, 2012). Первобытная демократия тгп
2.4. Военная демократия
Возникновение государства – это достаточно длительный исторический процесс, который нельзя рассматривать как одномоментный акт. По мысли Ф. Энгельса, между догосударственной организацией и государством есть переходный период, называемый “военной демократией”. В Большом энциклопедическом словаре относительно понятия “военная демократия” сказано так: “термин, введенный в научный оборот для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя”1.
Военная демократия в учебной литературе иногда определяется как протогосударство, т.е. такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу. Заметим, термин “военная демократия” ввел американский этнограф Л. Морган для характеристики древнегреческого общества в период перехода от родовой общины к сложноорганизованному обществу.
Институтами военной демократии были: военный вождь, совет вождей и народное собрание. Развитие грабительских войн заметно возвышало роль военного предводителя. Вокруг него объединялись воины, составляющие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое постепенно становилось собранием воинов. Известно и то, что все важные решения, также как и ранее, принимались на народном собрании.
Постепенно военный предводитель наделялся функциями правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились советниками и наместниками.
2.5. Особенности возникновения государства у различных народов
Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга. Такими государствами были: Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древний Рим и др. По-видимому, процесс возникновения государств сам по себе сложный и длительный и его трудно детально изучать в силу его исторической удаленности. Вместе с тем в юридической литературе выделяют в основном два пути возникновения государства – восточный (азиатский) и западный.
Восточный (азиатский) путь возникновения государства. В этих климатических регионах государства возникали в долинах крутых рек (Нила и др.), в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности значительно повысить производительность труда.
Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии. Все это превышало возможности отдельных родоплеменных образований и соответственно определяло необходимость их объединения под единым началом централизованного управления. Появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления, состоящий из представителей родоплеменной знати. Иными словами, внутри общины выделилась особая группа должностных лиц выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Такова модель возникновения восточного (азиатского) государства.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно различались. Однако им свойственны общие, характерные причины появления этих государств:
- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей больших территорий;
- стремление к единому, централизованному руководству этими массами.
Примечательно следующее: все восточные государства были абсолютными монархиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная собственность на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение.
Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древней Греции. По мере развития частной собственности возрастает экономическое неравенство: у аристократов концентрируется много земельных наделов, рабов, скота, орудий труда. Объем этого богатства значительно больше, чем у рядовых общинников.
Влияние экономически сильной группы становится все более значительным. Она стремится ослабить роль народного собрания, передать власть своим представителям. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.
В связи с изменением социальной структуры общества, в целях подавления возможного сопротивления новым властителям, обеспечения порядка сборов налогов создается система государственных органов в совокупности составляющих механизм государства. Как видно, возникновение афинского государства явилось следствием естественного разложения первобытнообщинного строя и последующего социально-экономического развития общества (классическая форма).
Римское государство также возникло в результате естественного разложения первобытнообщинного строя и последующего социально-экономического развития общества. Вместе с тем длившаяся 200 лет борьба между патрициями и плебеями ускорила процесс формирования государства, которое могло снять остроту противоречий этих социальных групп, ввести их в рамки общего порядка, способствовать стабильности общества.
Завоевание германскими племенами впоследствии общинных территорий Римской империи ускорило образование германских государств. Очевидно, существовавшая у этих племен организация власти не обеспечивала управление покоренными народами, что явилось импульсом к созданию германского государства.
Государственно-организованное общество восточных славян формируется в результате тех же социально-экономических процессов, которые привели к возникновению государства у других народов. Вместе с тем здесь существенное значение имела необходимость защиты восточных земель от постоянных разрушительных набегов кочевых племен.
studfiles.net
ТГП ответы - Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права
ТГП является общественной наукой, изучающей государство, его механизм, функционирование государства и права. Все юридические науки изучают государственно-правовые явления, но в отличие от них, ТГП не ставит перед собой цель изучения каких-либо конкретных явлений. ТГП является историко-теоретической юридической наукой и в системе юридических наук занимает ведущее место, так как разрабатываемые в ТГП понятия и категории используются всеми юридическими науками (например: норма права, источник права). С другой стороны развитию ТГП способствуют и достижения других юридических наук, а также других неюридических общественных наук (философия, социология, история)
Предметом ТГП является общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система юридических категорий, понятий, используемых всеми юридическими науками.
Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания
Методология – это наука посвященная выработке методов, принципов и подходов к познанию, а также совокупность приемов и способов изучения науки.
Общенаучные методы:
1 . материалистическая диалектика – данный метод исходит из того, что окружающий мир объективен, реален и находится в развитии. Субъект мышления является источником заблуждения.
2 . анализ и синтез. Анализ – мысленное деление какого-либо явления на составные части. Синтез – процесс соединения воедино каких-либо частей.
3 . Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Индукция – умозаключение от частного к общему.
4. формальная логика – она позволяет уяснить истинный смысл содержания правовых норм при толковании закона.
Частнонаучные методы:
функциональный – позволяет уяснить значение какого-либо гос. правового явления исходя из анализа направлений деятельности этого явления.
системный – предполагает изучение любого явления как системы.
статистический – позволяет путем обобщения данных государственной правовой жизни выявить тенденции их развития.
социологический – предполагает случайную выборку данных с целью своевременного выявления динамики событий.
моделирование – позволяет прогнозировать предполагаемое развитие событий.
правовой эксперимент – позволяет проверить эффективность действия законов на ограниченной территории.
3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.
Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой
В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.
. Причины возникновения государства
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.
Все это привело к необходимости появления постоянно действующей организации власти, так как возникающие противоречия в условиях общины были неразрешимы.5. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная др.)Так как в науке отсутствует единство и общность взглядов на происхождение государства и ученные расходятся в установлении причин появления государства, существует несколько теорий происхождения государства:
- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.- патриархальная – основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)
- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.
- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.
-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.
- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.
- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.
- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.
Понятие и признаки государства, его сущность
Государство – это особая организация политической власти общества, которая осуществляет управление социальными, экономическими, духовными процессами жизни общества.
Признаки государства:
- это организация публичной власти, публичность выражается в наличии специального слоя людей, которые занимаются функциями управления.
- Территориальное деление населения и наличие определенной территории. Население связано с государством взаимными правами и обязанностями (гражданство)
- Монополия на издание законов, тесная связь с правом.
- Система налогов, пошлин, податей.
- Суверенитет власти.
- государственная символика (герб, гимн, флаг)
- гос. язык.
- валюта.
Сущность какого-либо явления предполагает выявление совокупности признаков, позволяющих отличить какое-либо явление от другого. Применительно к сущности государства речь идет о том, чтобы уяснить в чьих руках находится государственная власть и чьи интересы она выражает.
Существует несколько подходов к сущности государства:
- теологический – гос-во является следствием божественного происхождения.
- социологический – государство- явление социальное, существующее только в обществе и тесно связанное с ним.
- Либеральная концепция – госво – это ночной сторож, оно не вмешивается в социальные и экономич отношения, не управляет культурой и экономикой, а только охраняет покой граждан и порядок.
- марксистский – в нем подчеркнута классовая сущность гос-ва.
-общесоциальный – возникающие социальные протесты разрешает с помощью поиска компромиссов. Цель – создание среднего класса – опору любого гос-ва.
Понятие, структура и виды государственной власти
Государственная власть – является разновидностью социальной власти, которая предполагает подчинение какой-либо воле. Это публичные политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Структура государственной власти:
Субъект государственной власти – носитель гос. власти (глава гос-ва, классы, соц. группы, народ)
Объект государственной власти – на что или на кого направлена власть (классы, соц. группы, общество, народ) . Субъект и объект власти в демократических государствах совпадают.
Властеотношения – отношения, связанные с подчинением объекта субъекту власти.
Методы осуществления государственной власти ( принуждение, поиск компромиссов, убеждение, стимулирование..)
Ресурсы власти – материальные, информационные, правовые и иные средства, позволяющие обеспечить безусловное выполнение требований субъектов власти.
Виды власти:
-Верховная власть
-Законодательная власть
-Исполнительная власть
-Судебная власть
-Политическая власть
-Управленческая власть
-Публичная власть
-Символическая власть
Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология представляет собой особый вид классификации государств по определенным качествам, чертам и особенностям, присущим тем или иным государствам на определенном этапе их исторического развития.
Формационный подход основывается на общественно экономической формации (ОЭФ). ОЭФ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.
Типы общественно экономических формаций:
- первобытная ОЭФ – в ней еще не существует государство.
- рабовладельческая ОЭФ – ей соответствует рабовладельческое государство – это исторически первое государство, организация политической власти рабовладельцев. Функция такого государства – защита собственности рабовладельцев и угнетение рабов.
- феодальная ОЭФ – ей соответствует феодальное государство, ему соответствует феодальные производственные отношения, оно защищает интересы землевладельцев.
- капиталистическая ОЭФ – капиталистическое государство функционирует на производственных отношениях, основанных на частной собственности на средства производства и формальной зависимости рабочих от капиталистов.
- социалистическая ОЭФ – социалистическое государство возникает вследствие социалистической революции, общественные отношения складываются на базе общественной собственности и предполагает сотрудничество людей, свободных от эксплуатации.
- коммунистическая ОЭФ – в ней уже нет гос-ва.
Достоинства этого подхода:
Они заключаются в том, что смена исторических типов государства является прогрессивным явлением.
А недостатки в том, что это слишком общий подход к классификации, т к в основу положен лишь экономический критерий. И то, что не все гос-ва прошли таким путем, и акцент делается только на классовой борьбе противоположностей, а также не учитываются национальные и культурные особенности народов.
Цивилизационный подход. Историк Тойнби, изучая цивилизации, пришел к выводу, что им соответствуют некоторые виды государств. Под цивилизацией понимается относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Первично выделяют 21 цивилизацию, в наши дни осталось 8.
Достоинства:
Этот подход позволяет подходить с более широких позиций, он не так схематичен. Придает важное значение роли государства.
Минусы:
Само понятие цивилизации аморфно и размыто, Движущей силой прогресса является «творческое меньшество», упрощены реальные социальные процессы.
Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе
Политическая система- совокупность государственных и негосударственных институтов, формируемых обществом для осуществления политической власти и управления обществом.
Структура политической системы:
- государство, в лице его органов. Это единственная сила, которая способна объединить общество, разделенное на классы, социальные и этнические группы, способная примирить и разрешить возникающие здесь конфликты. Центральное место государства объясняется тем, что:
- гос-во выступает организацией, объединяющей все население на своей территории. Оно выражает интересы большинства, обладает публичной властью и может применить меры принуждения, обладает суверенитетом. Обладает монополией на издание законов, само определяет правила борьбы, взаимодействие всех элементов.
- политические партии – это общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос власти и местного самоуправления. Виды политич. Партий: легальные и нелегальные, кадровые и массовые и партии избирателей, правящие и оппозиционные, А также консервативные, клерикальные, либеральные, реформистские и радикальные.
- общественные объединения – это добровольные самоуправляемые организации, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для достижения общих целей.
- религиозные организации.
- органы местного самоуправления
- трудовые коллективы
- преступные сообщества.
Форма правления: понятие и виды
Форма правления – показывает каким образом формируется верховная государственныя власть, государство.
Виды:
- Монархия. – это когда верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит одному лицу – главе государства, т.е власть передается по наследству. Виды монархий :
1. абсолютная – концентрация исполнительной, судебной, законодательной власти в одних руках. Власть монарха священна, верховна и суверенна. Монархическая власть передается по наследству и бессрочно.
2. ограниченная монархия (Швеция, Норвегия, Испания) Здесь монарх является главой государства, не обладает фактически никакими полномочиями. Исполнительную власть осуществляет премьер министр, а законодательную власть парламент.
3. дуалистическая – монарх возглавляет исполнительную власть, но законодательная власть находится в руках парламента
4. выборная монархия.
- Республика – это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Виды республик:
- Президентская (США, Аргентина) – президент избирается населением и возглавляет правительство, является главой государства и власти в одном лице. Он не влияет на формирование парламента.
- Парламентская (Германия, Италия) – главой является президента, избираемый парламентом. Основные функции в этих республиках принадлежат председателю правительства. Президент может издавать правовые акты, но эти акты должен подписывать премьер министр.
- Смешанная (Франция, Россия) – главой государства является президент, но он не является главой исполнительной власти. Назначение председателя правительства происходит через соглашение с парламентом.
Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют друг с другом и с центром.
Виды:
Унитарное государство – его составные части являются административными центрами, не обладающими признаками самостоятельности. (Беларусь, Польша)
Признаки унитарного гос-ва:
- единая система законодательства, один уровень органов гос. власти, судебной власти, одноканальная система налогов, единое гражданство.
2. Федеративное государство – сложное государственное образование, возникшее в результате либо подписания договоров, либо принятия Конституции, составные части которого обладают признаками политической самостоятельности.
Признаки федеративного государства:
- двухуровневая система законодательства, двухуровневая система органов гос. власти, судов, многоуровневая система налогообложения, отсутствие права выхода из состава федерации.
3. Конфедерация – это временный союз государств, созданный для достижения определенных целей. (Австро-Венгрия)
Признаки конфедерации:
-отсутствие суверенитета, единого гос-ва, единой территории, единого законодательства, единого налогообложения и финансовой системы.
Политический (государственный) режим: понятие и виды
Политический режим показывает с помощью каких приемов и средств осуществляется государственная власть, он показывает атмосферу в обществе.
Виды:
1 . Демократия. Признаки:
-выборность органов государства и муниципальной власти
- идеологическое или политическое многообразие
- многопартийность (включая оппозицию)
- власть большинства
- незыблемость прав и свобод человека
- разделение властей
2 . Тоталитарный режим. Признаки:
- подавление инакомыслия
- господство идеологии
- стремление государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни.
3. Авторитарный режим. Признаки:
- культ личности
- концентрация властных полномочий в руках одного лица
- отстранение населения от управления обществом и государством
- приказная система управления
- утрата правосудия в защите прав и свобод личности.
topuch.ru
Теория государства и права. Шпаргалки (А. В. Петренко, 2012)
12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.
Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Племя – более крупное и позднее общественное образование, возникающее с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.
Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) – это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен – это объединения, возникавшие у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.
В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели так. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, состоявшее из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и получал свою долю. В любое время он мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов, а также жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже не обладали привилегиями. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине.
Специального аппарата управления или принуждения, власти, оторванной от общества, здесь еще нет.
kartaslov.ru
Теория государства и права как наука
Шабуров Анатолий Степанович
Понятие ТГП
Предмет ТГП
Методология изучения ТГП
Задачи и функции ТГП
Принципы изучения ТГП
ТГП в системе общественных и юридических дисциплин
ТГП как учебная дисциплина
ТГП – это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования гос-ва и права как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений.
Особенности ТГП:
Общественная наука (Сила абстракции преобладает над визуальным)
Юридическая наука (Право и государство взаимосвязаны), так как право есть письменный источник
Политическая наука (Сфера отношений между классами, нациями, т.е. в широком смысле)
Философская наука (Об общих закономерностях развития общества) (Только часть философии)
Теоритическая (Абстрактность)
Фундаментальность
Гуманитарная наука (Деятельность человека связана с изучением человека)
Методы изучения тгп
Бывают:
Всеобщие методы (Философские (Материалистический и идеалистический подходы)
Общие методы
Специальные
Специально-юридические
Частные
Всеобщие методы
Материализм – это первичным является материя, а уж потом сознание.
Идеализм – это наоборот
Материалистические подходы бывают диалектические и метафизические, но мы будем изучать право по диалектической материалистической философии.
Общие методы
Логические подходы.
Системно-структурный анализ. Гос-во состоит из частей и элементов. Расхождение от конкретного в абстрактному и наоборот. Все гос-ва развивались закономерно.
Индукция – составление из частей новое
Дедукция – составление из целого частей
Гипотеза
Классификация
Специальные методы
Социологический (Проведение опросов)
Формально-юридический
Статистика
Логические методы
Сравнительный (Сравнение разных подходов)
Кибернетический (Вход, выход, шумы)
Психологический (Например, дееспособность)
Математический
Противоречивые методы:
Моделирование
Экспериментальный
Частные методы
Интерпретационный (Толковый)
Юридикотехнический (Презумпции, фикции, и др.)
Историко-политический
Сравнительно-правовой
Юридикотехнические средства ( Например, нормативно-правовое изложение)
Юридические догмы (Не требуют доказательства, а закреплены в сознании)
Функции ТГП
Антологическая (Описательная) . Описывает явления гос-ва и права
Гносеологическая (Познавательная)
Эвристическая (Предсказательная)
Политическая – регламентация
Прогностическая (Будущее) (Например, развитие государства и общества)
Методологическая (Дает методику изучения)
Идеологическая (Установление идеологии)
Воспитательная
Теоритическая
Организационно-практическая
Принципы изучения ТГП
Всесторонность
Системность
Объективность данных
Плюрализм (Разные точки зрения, идеи и т.д.)
Историзм
Связь с практикой
Общество. Государство. Право. Общество. Его социальный институт. Власть и управление в обществе. Власть и управление в первобытном обществе. Основные теории происхождения государства. Марксистская теория происхождения государства. Типология государств. Общие тенденции и закономерности развития государства.
Общество
Общество – не группа, а система отношений.
Общество – это система отношений людей в процессе производства, и распределения материальных и духовных благ, и воспроизводства человека.
Власть и управление
Власть – это способность подчинять своей воле волю других.
Власть базируется на:
Силе
Уважении
Привычке
Управление – целенаправленное воздействие властвующих субъектов в целях достижения социально значимых целей.
Управление бывает общественным и публичным.
Первобытная община
Кровное родство. Что было рядом, тем и занимались. Род – единый социальный институт. Форма собственности: Община. Сначала был матриархат, а затем патриархат. Власть была общественной. Поведение регулируется социальными нормами. Обычаи. Мононормы. (Нормы едины по предписаниям, по характеру). Первые нормы были запрещающие (Табу). Потом обязывающие., а затем разрешающие. Самыми последними возникли правовые нормы. Расширение территорий привело к новой организации власти. Таким образом, возникла публичная власть.
Основные теории происхождения государства:
Теологическая.
Патриархальная. Суть: Гос-во разросшаяся семья.
Ирригационная. Эта теория возникла на анализе практической деятельности. Земля была общинная. Государство возникло из производственной необходимости.
Психологическая. Государство возникло из психики человека. Человек обладает сознанием и волей. У некоторых людей есть качество властвовать. Постепенная организация людей в группы с лидером.
Насилия. Кто-то осуществил насилие над кем-то. Одно племя захватило другое. И они давили, заставляя подчиняться своим правилам.
Договорная. Эта теория является господствующей. Суть: Никто никого не захватывал. Каждый сам по себе. У каждого была война против всех. Людям это наконец надоело и они собрались, чтобы договориться о том, чтобы поставить во главе кого-то.
Теория Гегеля. Государство это развитие абсолютного духа. Государство – это проводник общих духовных идей человека. Идеалистический подход.
Органическая. Государство было всегда. Суть: Общество состоит из людей, индивидов. А человек – существо имеющее органы. И у человека есть мозг. Весь организм ему подчиняется. Государство – организм. И функционирует также, как организм человека.
Расовая. Люди различны по расам. И одни подавляли других.
Спортивная.
Патримониальная.
Инцеста. Запрет кровосмешения. Поставили Табу на инцест. И появились надсмотрщики, которые стали следить, чтобы табу не нарушалось.
Марксистская. Классовая. Господствующая в юридической науке. Государство возникло с образованием классов. Возникли два враждебных класса. Поэтому государство возникло, чтоб держать эти классы в согласии. Энгельс показал, как шло разложение рода и образование государства. Первая стадия развала общины привел к тому, что образовались семьи. А с образованием семьи появилась частная собственность. Была военная демократия. Из-за неравенства между классами появлялись бунты. Государство мог создать только экономически господствующий класс. Государство есть машина экономически имеющего меньшинства для угнетения экономически неимущего большинства. Государство – сила в руках экономически господствующего меньшинства для подавления неимущего большинства. Классовая борьба между имущими и неимущими. Ленин говорил, что у Маркса главное было: Диктатура пролетариата.
studfiles.net
Демократия. Лазарев В.В. Общая теория права и государства
1C
Аграрное право
Адвокатура
Административное право
Анализ
Английский язык
Антикризисное управление
Арбитражный процесс
Аудит
Банковское дело
Банковское право
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учёт, аудит
Бюджетная система
Бюджетное право
Бюджетный учет
Внешнеэкономическая деятельность
Высшая математика
География
Государственное и муниципальное управление
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Гуманитарные дисциплины
Деньги, кредит, банки
Договорное право
Естествознание
Жилищное право
Земельное право
Инвестиции
Инновации
Информатика
Информационное право
История
История государства и права зарубежных стран
История государства и права России
История политических и правовых учений
История экономики
История экономических учений
Комментарии к нормативным актам
Коммерческая деятельность
Коммерческое право
Конкуренция
Конституционное (государственное) право России
Конституционное право зарубежных стран
Контроль и ревизия
Конфликтология
Корпоративное право
Криминология
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Медицина
Международное право
Международное частное право
Международные стандарты финансовой отчетности
Международные экономические отношения
Менеджмент
Метрология, стандартизация, сертификация
Микроэкономика
Мировая экономика
Муниципальное право
Налоги
Налоги и налогообложение
Налоговое право
Наследственное право
Национальная экономика
Нотариат
Планирование
Политология
Политэкономия, микро-, макроэкономика
Право
Правоведение
Право Евросоюза
Правоохранительные органы
Право социального обеспечения
Предпринимательское право
Прокуратура и прокурорский надзор
Психология
Психология труда
Разное
Регионоведение
Римское право
Рынок ценных бумаг
Семейное право
Социология
Статистика
Страхование
Страховое право
Таможенное право
Теория государства и права
Теория организации
Товароведение
Трудовое право
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-процессуальное право
Управление качеством
Управление персоналом
Философия
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы
Ценообразование
Экологическое право
Эконометрика
Экономика
Экономика и социология труда
Экономика недвижимости
Экономика предприятия
Экономика, управление предприятием
Экономика фирмы
Экономическая география
Экономическая теория
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Вождество и военная демократия как предгосударственные формы власти. — Теория государства и права
Понятие вождества. Термином "вождество» обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).
Вождество возникает в обществе, состоящем из племен, как бы отдельных сегментов. Когда же оно сегментировано, но сегменты не расположены в ряд, общество нуждается в координации. Затем появляется потребность в субординации этих поселений центру. Центральный орган, выполняя эту функцию, находится в привилегированном положении. И объясняется это не зловредностью и эгоизмом людей, руководящих из центра, и не какой-либо внешней силой, а объективным ходом вещей, той социальной ролью, которую им приходится выполнять.
Теория вождества является "западным изобретением". Но даже там ее развитие проходит в постоянных спорах. Что же касается российской науки, то она лишь только начала исследовать проблему вождества. В частности, предполагалось, что понятие Ф. Энгельса о военной демократии тождественно понятию вождества. Однако отличия здесь имеются и сводятся они к следующему:
1. При вождестве, опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления.
2. Военная демократия - это горизонтальная политическая структура, в которой существуют три не подчиненных друг другу органа управления (предводитель, совет старейшин, народное собрание). В вождествах уже отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества.
3. В вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую.
4. В вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.
Типология вождества. Вождества можно классифицировать по нескольким признакам:
А. По видам деятельности вождества делятся на теократические, военные и тропико-лесные.
Теократические вождества носили очевидный храмово-теократический характер. Они относятся к вождествам, возникшим в ходе самостоятельной эволюции.
Военные вождества возникли на периферии цивилизаций и в большинстве своем принимали ярко выраженный военно-иерархический характер.
Тропико-лесные вождества ориентированы на хозяйственное освоение территории.
Б. По строению распространено деление вождеств на простые и сложные.
Простые вождества представляли собой минимальную иерархическую структуру. Внешне они выглядели в виде группы поселений, иерархически подчиненных резиденции вождя, как правило, находящейся в более крупном поселении.
Сложные вождества состояли из нескольких простых вождеств. Численность населения измерялась уже десятками тысяч человек.
Элита и ряд других социальных групп постепенно перестают непосредственно участвовать в производственной деятельности. В некоторых сложных вождествах насчитывалось до трех уровней: вождества минимальные, или простые, - 1-й уровень, типичные, или сложные, - 2-й уровень и максимальные, или суперсложные, - 3-й уровень. Суперсложностью отличались "степные империи", например вождество Чингисхана.
Сложные или составные вождества возникают на более позднем этапе социальной эволюции.
Основные каналы власти. Говоря современным языком, речь сейчас пойдет о компетенции вождей или о функциях, которые они выполняли. Среди них главными являются:
1. Организационная функция. Появление вождества - это результат усложнения общественной жизни в связи с переходом общества к производящей экономике.
2. Перераспределенческая функция. Ее появление легче всего списать на эгоизм и жадность вождей. Однако, представляется, она была вызвана объективными причинами. Общественная система существовала в нестабильной обстановке и по существу была "игрушкой" в руках сил природы. Перераспределение - это один из механизмов повышения жизнеспособности общества в результате катаклизмов (войны, голода, холода, стихийных бедствий и т.п
3. Контроль за ресурсами. Вождь мог "дарить" имеющиеся ресурсы (например, землю, воду), тем самым повышая свой престижный статус, привлекать к обработке общественных или личных ресурсов пока под каким-либо благовидным предлогом и, наконец, имел право на лучшую долю ресурсов.
4. Контроль над обменом и торговлей. Скорее здесь идет речь о том, что вожди начинают давать разрешение соплеменникам на проведение этих видов деятельности, поскольку всеобщий запрет на общение с другими племенами существовал с момента зарождения общества, что называется на подсознательном уровне
5. Военная функция.
Таким образом, вождество - это самостоятельный тип власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, этапе его распада.
В рамках стадий развития социальной популяции вождество непосредственно примыкает к власти государственной и по праву может считаться ее предшественником или предгосударственной формой власти. Появление вождества - необходимый этап на пути развития государства.