Юридическая Консультация. Функции первобытной власти
7 Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.
Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.
Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.
На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.
Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:
1) миф(сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
2) обычай– передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
3) ритуал– действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.
Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.
В заключение отметим, что правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало. как не знало и различия между правами и обязанностями.
Отличие государства от общественной власти родового строя:
1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;
2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;
3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.
studfiles.net
Функции органов государственной власти - Народный политический рейтинг
В чем заключаются функции государственной власти, как она возникла и что ей предшествовало? Какие функции у государственной власти в современной России? Как она разделяется?
Государственная власть, или власть политическая, возникла одновременно с появлением государства, то есть с момента заключения так называемого "общественного договора", если соглащаться с Гоббсом и Локком. На смену власти первобытной, когда равные члены общества подчинялись авторитетным вождям и старейшинам, начала строиться сложная иерархическая система, во главе которой обычно стоял единственный правитель - царь, король, монарх. Стали появляться функции органов государственной власти.
Власть стала разветвляться, а каждое ответствление - получать свои собственные функции. Изначально правительство создавалось для защиты прав и свобод граждан. Стали формироваться различные институты власти: исполнительная, законодательная, судебная, а также регулирующая внешние отношения государства. Правительство должно не только издавать законы для населения, но и само следовать им.
О первобытной власти
Первый существовавший способ организации отношений в обществе называется первобытно-общинный строй. Общины были родовыми, то есть в них входили представители одного рода, родственники. На следующем этапе роды стали складываться в племена, а они - в следующее по величине образование, союзы племен. Всей этой структурой руководили старейшины, которые были избраны от разных родов.
Таким образом, каждый род через своего представителя непосредственно участвовал в жизни общества и принятии важных решений. Чтобы как-то сдерживать и контролировать жизнь составлявших общины людей, существовала система ограничений и запретов. Если в государстве такую роль играли изданные законы, но в первобытно-общинном строе за эту функцию отвечали миф, ритуал и обычай.
Мифы - а их отголоски дошли и до нашего времени в форме пословиц и поговорок - создавали для первобытных людей картину мира. Они объясняли, почему так делать нельзя, а так - можно, почему происходит то или иное являение природы или катаклизм. Люди верили, что их жизнью руководят боги, и строили свое поведение, основываясь на представлениях о том, что хорошо для богов, а что их разгневает.
Обычаи нужны были. чтобы продемонстрировать наглядно модель поведения в конкретных обстоятельствах. Обычаи регламентировали действия людей, передавались из поколения в поколение и беспрекословно соблюдались. Приблизительно такую же функцию выполнял ритуал: необходимость определенных символических действий в связи с каким-либо явлением. Все эт создавало совокупность норм, регулировавших поведение первобытных людей до того, как появилось государство с законами.
О государственной, или политической, власти
Следующим этапом стало создание государства. Его существенное отличие состоит в том, что перестала быть важной родственная принадлежность участников общества, а в основу объединения здесь был положен принцип общей территории. Не важно, какой ты крови, - если ты живешь в определенном месте, ты принадлежишь к этому государству. Теперь власть уже не является выразителем интересов всего общества, как это было, когда в совете старейшин были представители всех родов. Государственную власть представляет интересы только определенной части населения.
Государственную власть осуществляют органы власти, которые состоят из различных учреждений. Обеспечивают их работу чиновники - госслужащие. Они не занимаются ничем другим, кроме управления жизнью государства, за что получают зарплату. Политическая власть предусмотрела меры, воздействующие на население: организовала места лишения свободы, создала силовые структуры и армию. Чтобы содержать весь этот аппарат. на который опирается государственная власть, с населения начали собирать налоги.
Функции государственной власти в РФ
В России государственная власть формируется из следующих инстанций: президент, правительство, Федеральное Собрание, суды. Они осуществляют функции всех трех видов власти: судебной, исполнительной, законодательной. Суды, соответственно, отвечают за первую, вторую реализует президент и правительство, третья отведена Федеральному Собранию.
Исполнительная власть
Президент - самая высшая инстанция исполнительной власти. В его функции входит обеспечение соблюдения Конституцией прав и свобод человека, он следит за сохранением независимости страны и ее целостностью, отвечает за согласованные действия органов госвласти и представляет РФ на международной арене и внутри страны.
Следующая в иерархии государственной исполнительной власти ступень - у правительства РФ. Председатель правительства и министры занимаются бюджетом страны, обеспечивает единую политику в рамках всего государства во всех сферах: от финансовой до научной и культурной. Они же занимаются обороной и госбезопасностью.
Законодательная власть
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, которое состоит из Госдумы и Совета Федерации. Функции разделяются также по двум палатам парламента. Нижняя палата - Государственная Дума. В ее функции входит: давать согласие на назначение председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение на посты главы Счетной палаты и другие руководящие функции. Кроме того, Госдума, конечно, утверждает законы. Это можно считать ее основной функцией.
Совет Ферации принимает решения в случаях, когда речь идет о геополитике, о чрезвычайном положении, регулирует участие вооруженных сил РФ, если война ведется не на территории страны.
Судебная власть
Суды (Конституционный, Верховный и Высший арбитражный) стоят во главе судебной системы РФ. В них обращаются в случаях, если местные суды не дали удовлетворительного результата. Конституционный суд толкует законы, прописанные в Конституции и производит сопоставление федеральных и местных законов с нормами Конституции. Верховный суд заведует делами общей юрисдикции, в частности, уголовными и гражданскими. Арбитражный суд решает экономические вопросы.
Автор: Администратор.
politicalrating.ru
Отличие государства от общественной власти первобытного общества
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.
Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.
Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.
Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.
Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.
На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.
Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:
Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;
Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.
Если первобытно - общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.
Специфика политической власти в следующем:
Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;
Теории происхождения государства
Социальная власть и регулирование в первобытном обществе
Отличие функций государства от функций государственных органов