Духовная первобытная культура. 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3.Первобытная культура как общественно-исторический феномен. Духовная первобытная культура


19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.

Возникновение культуры сокрыто от нас временем. Древний человек, занятый борьбой за существование, вдруг начал расписывать стены пещер, петь и танцевать, наряжаться в звериные шкуры, изображать в театрализованном действии охоту, произносить заклинания и т. д. В чём причина возникновения этих процессов и каковы их результаты? Эти и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью первобытного человека изучают многие науки: психология, археология, антропология, этнография, философия, история и другие.

Первобытная культура – это самый древний тип культуры.

Первобытная культура является фундаментом развития всех последующих культур.

Материальная культура древних людей. В эпоху палеолита (древнекаменный век) люди использовали под жилища пещеры: сначала только навесы, а затем стали селиться в достаточно глубоких пещерах с разветвленными внутренними ходами. Многочисленные стоянки пещерного типа открыты в Испании, Франции, Швейцарии, Австрии, на Балканском полуострове, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Иногда жилища создавались и на открытых местностях. Каркасом им служили кости крупных животных, покрытием ветви и шкуры. В каменном инвентаре стоянок эпохи палеолита найдены шила, иголки с ушками. Это говорит об изобретении шитья. Шитье было, конечно, грубым. Специалисты предполагают, что в качестве ниток использовались специально приготовленные сухожилия или растительные волокна. Простейшая одежда была из шкур животных.

Духовная культура. В первобытном обществе постепенно возникло понятие о красоте. Этнографы и специалисты других наук, изучающие современные первобытные общества (огнеземельцев, папуасов, бушменов, готентотов и др.) пришли к предположению, что первобытные люди украшали себя красками, ожерельями из зубов. Носили серьги. В носу делали перегородки из бамбуковых палочек. Считалось красивым делать отверстия в ноздрях. Была татуировка, по которой можно было определить, к какому племени относится человек.

Наряду с украшениями, первобытные люди узнали танцы и музыку. Танцы были бытовыми, ритуальными, охотничьими, военными, мужскими и женскими и т.п. Музыкальные инструменты – барабан, дудки, гуделки, свистелки, трубы, флейты.

Археологи открыли пещерные наскальные рисунки. Значит, первобытный человек мог рисовать. Масштаб не принимался во внимание. В первобытном искусстве отражены первые религиозные представления человека. Обожествляли животных, как главных источников пищи, охоты.

Ранние виды религиозных представлений:

  • тотемизм;

  • анимизм;

  • фетишизм;

  • магия.

Тотемизм - это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы носили имена своих тотемов, например, волка, медведя, змеи, тюленя и др. Тотем нельзя было убивать на охоте, употреблять в пищу. Животные эти почитались и являлись предметом культового поклонения. Им посвящались праздники и пляски.

Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые. Было представление о душе.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, предметов обихода или орудий труда (добычливое копье).

Магия - колдовство или чародейство. Магия делится на белую (охранительную) и черную (вредоносную). Категории магии: военная, лечебная, промысловая, любовная и др.

Апогеем духовной культуры первобытного общества было изобретение письменности.

Таким образом, у древнейшего человека от общения с природой возникали образы, которые находили выражение в слове, в музыкальных звуках, в рисунках. Они не были бездумным копированием окружающего мира, а закрепляли результаты трудового, жизненного опыта, расширяя и углубляя его представления о действительности. В первобытном обществе существовало безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу.

studfiles.net

Духовная культура первобытного человека

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий - ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности. Ритуал служил средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентировал поведение людей, поддерживал внутригрупповую сплоченность. Надо заметить, что ритуал не только формировал социально приемлемое поведение, но и давал людям мощный энергетический импульс , поддерживающий культурные нормы в повседневной деятельности. Угасание этого импульса приводило к необходимости нового повторения ритуала , которое воспринималось как создание мира и жизни общины заново. Древнейшая и глубинная основа ритуала – символический переход между различными космическими и социальными формами бытия, вторжение священного мира в повседневность. Ритуал был своего рода мостом, по которому осуществлялся переход от профанного к сакральному и обратно. Постепенно ритуалы стали приобретать характер стереотипного поведения и превращаться в обычаи, которые по-прежнему являлись важным элементом управления в родовых общинах и племенах. В языке стереотип ритуала мог войти в поговорку, а потом превратиться во фразеологизм. Например, было время, когда клятву ели, т.е. ели землю, изображая породнение с ней, а потом данный обычай закрепился во фразеологизме «есть землю».

Можно выделить несколько типов ритуалов:

Имитативные ритуалы.Воспроизводят некоторый миф или его аспект. Такие ритуалы можно рассматривать как повторение действий богов, как символическое создание мира заново. Примером имитативного ритуала является ритуал начала нового года. Наличие ритуалов такого рода связано с представлением первобытных людей о том, что несчастья и беды, затрагивающие весь род, связаны с «порчей» мира, который, следовательно, нужно очистить, чтобы восстановить его изначальное совершенство.

Позитивные и негативные ритуалы.Первые связаны с освящением или обновлением предмета или человека, а вторые – с установлением запрета (табу). Функция негативных ритуалов состоит в нейтрализации реально существующей, но неведомой опасности. Пока табу соблюдается, опасность остается лишь потенциальной. Через систему позитивных и негативных ритуалов общество устанавливало определенные ценности и регулировало отношения людей друг к другу.

Ритуалы жертвоприношения.Чаще всего являлись одной из частей более широкого обряда. Выполняли функцию установления контакта с сакральным миром. Жертва (человек, животное, овощи, фрукты, хлеб, молоко и т.д.) воспринималась как посредник между двумя мирами. Считалось, что жертвоприношения - эффективный способ унять гнев духов и богов. Через принесение жертвы (разрушение ее структуры: поедание, сожжение, расчленение, зарывание в землю) символически снималось чувство вины за нарушение норм и запретов.

Ритуалы жизненных кризисов (перехода)сопровождали события, связанные с изменением социальной структуры первобытной общины (рождение, смерть, переход мальчика во взрослые члены племени). Эти ритуалы имеют четкую структуру: отделение от прежнего статуса (символическая смерть, возвращение в младенчество или материнскую утробу), переход (подготовка к жизни в новом статусе) и воссоединение с новой социальной группой (новое рождение). Ритуалы перехода закрепляли статусно-ролевую иерархию общины, способствовали установлению нового состояния социального равновесия применительно к произошедшим в племени изменениям, предохраняя общество от раскола и дестабилизации. Ведь при тождестве индивида и общины, каждая перестановка среди его членов чревата опасностями для всех. С помощью таких ритуалов человек получал информацию о своей будущей социальной роли и культурно приемлемых для нее формах поведения. Эта эмоционально проживаемая символическая «инструкция» позволяла обрести уверенность в успешном овладении новой ролью и уменьшала стресс при переходе в новую социальную группу, облегчая трудности адаптации к новой социальной роли. К примеру, погребальные ритуалы сначала делают горе явным, а затем жестко инструктируют близких о необходимости придерживаться нормального поведения. Ритуалы перехода являлись также массовыми зрелищами, вовлекали в эстетическую деятельность. Следует заметить, что степень разработанности одних и тех же ритуалов перехода в различных архаичных обществах неодинакова.

studfiles.net

Духовная культура первобытного общества

Московский государственный институт электронники и математики(технический университет)

Кафедра культурологии

Реферат на тему

Студент группы СВ-21

Чебураев Илья

Москва 2001

План

  1. Анимизм, синтез фетишизма, тотемизма

a) Введение. Вопрос всеобщности религии

b) Понятие анимизма . Составляющие анимизма

c) Типичные примеры верования в душу и духов на ранней стадии развития религиозной культуры

d) Первобытная психология сновидений

e) Различие человеческой и животной души . Примеры веры в родство и переселение душ людей и животных

f) Отождествление растительной и животной духовности

g) Состояние фетишизма

h) Учение о вторичном воплощении душ. Примеры учений о будущей жизни

  1. Фетишизм и тотемизм

a) Теория вселения душ - ключ к настоящему фетишизму

b) Учение о фетишизме

c) Воззрения на различные предметы – фетиши

d) Идолопоклонство. Его место в истории религии

e) Духовные вещества, почитаемые в политеизме наряду с фетишизмом. Вымирание духовных влияний

  1. Основные догматы тотемизма

a) Понятие тотемизма

b) Туземная теория тотемизма

c) Формы культа животных

d) Египет, страна священных животных

e) Культ животных. Змеи символ высоких божеств

f) Переход от фетишизма к политеизму

g) Животные как воплощение известных божеств

  1. Выводы

Существуют ли теперь или существовали ли прежде племена людей, столь низкие по своей культуре, что у них не было никаких религиозных понятий? Практически это является вопросом, о всеобщности религии, на который в течение стольких столетий отвечали то утвердительно, то отрицательно и в обоих случаях с уверенностью, представляющей резкий контраст с бедностью приводимых доказательств.

Некоторые миссионеры, без сомнения, вполне понимают умы дикарей, с которыми им приходится иметь дело, и, в самом деле, от таких людей как Карнц, Добрицгофер, Шарльвуа, Эллис, Гарди, Коллеуэй, Уильсон и Уильямс, мы получили подробнейшие сведения о низших фазах религиозных верований.

Даже с большой затратой времени и труда и при полном знании языка не всегда легко добится от дикарей подобных сведений относительно их религии. Они скорее стараются скрыть от жадного и презрительного иностранца свое поклонение богам, тогда как оказалось, что ат все время скрывали целую характерную систему религиозных учений относительно душ и их переселений, относительно духов, делающих людям добро и зло, и великих богов, стоящих свыше этих духов.

Первое, что представляется необходимым при систематическом изучении религии примитивных обществ, - это определение самой религии. Если в этом определении требовать для религии верования в верховное божество или суд после смерти, поклонения идолам, обычаев жертвоприношения или других каких-либо более или менее распространенных учений или обрядов, то, конечно, придется исключить многие племена из категории религиозных. Но столь узкое определение имеет тот недостаток, что оно отождествялет религию скорее с частными проявлениями верований, чем с более глубокою мыслью, которая лежит в основе их. Целесообразнее всего будет просто принять за опредление минимума религии верование в духовных веществ .

Под именем анимизма здесь прослеживается присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической.

Анимизм характеризует племена, стоящие на весьма низких ступенях развития человечества и состовляет, в самом деле, основу философии как у дикорей, так и у цивилизованных народов.

Обыкновенно находят, что теория анимизма распадается на два главных догмата, состовляющих части одного цельного учения. Первый из них касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела. Другой – остальных духов, поднимаясь до высоты могущественных богов. Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом. Таким образом, анимист в его полном развитии включает верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

Из огромной массы факторов, собранных из наблюдения за жизнью самых разнообразных и наиболее отдаленных друг от друга человеческих обществ, можно выбрать типические подробности, позволяющие проследить древнейшее учение о душе, отношения отдельных частей этого учения к целому и процессы отбрасывания, видоизменения или сохранения этих частей при дальнейшем развитии культуры. Для понимания различных представлений о человеческой душе, или духе, полезно обратить внимание на их выражение: Дух, или призрак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее слово вошло в употребление для выражения души. Понятие о душе, как о дыхании может быть прослежено в семитической и арийской этимологии и доведено до главных источников мировой философии. Так у евреев «нефеш», дыхание, для обозначения «жизни, души, ума животного» и в латинских «анимус», «анима», «спиритус». Равным образом славянское «дух» перевело понятие «дыхание» в понятие о «душе или духе».

Туранские или татарские народы Северной Азии строго придерживаются теории отлетания души при болезни, и у буддийских племен ламы совершают обряд возвращения души с большой торжественностью. Когда у человека его разумная душа похищена каким-нибудь демоном, у него остается только животная душа, его органы чувств и памяти слабеют, и он начинает хиреть. Тогда-то лама берется вылечить его и со специальными обрядами заклинает злого демона. Если заклинание не привело к цели, это значит, что душа больного не может или не хочет вернуться обратно. Тогда больного человека выставляют в лучшем наряде, укращенного всеми его драгоценностями. Друзья и родственники обходят трижды его дом, ласково призывая душу по имени, между тем, как лама читает в своей книге описания адских мук и опасностей, грозящих душе, которая добровольно покидает тело. Под конец все собрание обьявлет в один голос, что отлетевшая душа вернулась и больной выздоровеет.

На низшей ступени культуры очень часто думают, что душа, покинувшая тело, является во сне другому человеку, который, по выражению оджибве, «видит ее во время сна». Эта же мысль явно высказывается в веровании у фиджийцев в то, что дух живого человека может покинуть тело, чтобы мучить во сне других. Воображение у них так рызыгрывается, что они едва могут отлчить сон от действительности, мысли во сне – от мыслей на яву, и потому они так часто лгут - разумеется, бессознательно, - уверяя, что видели вещи, которые никогда не существовали.

Отношение к видениям соотвествует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе, и эти два разряда явлений дополняют и подкрепляют друг друга.

Таким образом, на низкой ступени цивилизации люди всегда верят чрезвычайно живо и твердо в объективность призрачных человеческих образов, являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием образов, под влиянием умственного возбуждения и при употреблении наркотических средств.

Переходя теперь от рассмотрения души человека к душам животных, мы должны, прежде, ознакомится с представлением дикаря о природе этих душ - представлением, которое весьма отличается от воззрений цивилизованного человека. Это различие выясняется резче всего из ряда воззрений, свойственным диким племенам. Дикарь совершенно серьезно говорит о мертвых и живых животных как о мертвых и живых людях, приносит им дары и просит у них прощения, когда должен убивать их или охотится на них.

Понятие о принципиальном различии между человеком и животным, столь распространенное в цивилизованном мире, едва ли может сложиться у примитивных обществ.

Люди, которым крики зверей и птиц кажутся похожими на человеческую речь, а их поступки так же руководимыми мыслями, как и у человека, совершенно логично допускают существование души у зверей, птиц и пресмыкающихся наравне с людьми.

Что касается людей, дикарей и цивилизованных, которые верят не только в существование души у животных и людей, но также в их переселении. Так, например они думают, что душа могла жить прежде в человеческом существе, так что животное может в действительности оказаться их предком или некогда любимым другом.

Североамериканские индейцы верили, что каждое животное имеет свою душу и каждая душа – будущую жизнь. Душа канадской собаки отправлялась, по убеждению туземцев, служить своему хозяину в другой мир. У племени сиу привилегия иметь четыре души не ограничивалась лишь человеком, но распространялась и на медведя, наиболее человечного из животных.

В связи с учением о переселении душ философия Пифагора и Платона приписывает низшим животным бессмертые души, тогда как другие античные воззрения признают в животных только низший разряд души - «анима», а не человеческой – «анимус». Так, Ювенал говорит: «При происхождении таковых общий творец дал им только души, а нам также и дух».

Так как растения разделяют с животными явления жизни и смерти, здоровья и болезни, то довольно естественно было бы приписать им также некоторый род души. На низших ступенях культуры - по крайней мере, в обширной области земного шара,- душа растений отождествлялась в более сильной степени с душой животных. Даяки на острове Борнеоне только полагают, что люди и животные обладают жизненным началом, удаление которого от тела причиняет болезнь, а иногда и смерть, но они приписывают душу даже рису «душу риса» и совершают особые топржества для удержания этой души у себя, чтобы жатва была удачна.

mirznanii.com

Духовная культура первобытной эпохи

(мифология, искусство, мораль)

Древний человек, еще не способный к систематическим рассуждениям, жил в безотчетном ощущении вращенности в природу — без такого ощущения, без согласования своей жизни с природными ритмами он попросту не смог бы выжить. В природе прослеживаются истоки и мифологии, и искусства, обрядов и ритуалов. Замечено, что в любых культурах мифы антропоморфны (от греч. антропос — человек и морфос — форма): герои мифов, их характеры, поступки и отношения несут на себе естественный отпечаток создавших их людей — характеров, образа жизни, отношений в соответствующих культурах. Так, в греческих мифах боги гораздо более демократичны, действуя бок о бок с людьми, добиваясь любви земных красавиц, чем, скажем в египетских и вавилонских мифах и религиях: в их различиях отпечатались различия между демократическим устройством античных полисов и тоталитарным характером цивилизаций Египта и Двуречья.

Боги могут быть капризны, сварливы, злопамятны, мстительны, коварны — совсем как люди. В древнейших мифологических представлениях самых различных культур прослеживается такой, например, мотив: даже Солнце, верховное светило, вынуждено каждый день отвоевывать свое, пусть и законное, место у сопротивляющихся ему ночи и мрака, порядок устанавливается преодолением хаоса, в чем боги неоднократно прибегают к помощи своеобразного войска из мифологических существ более низкого ранга, каждое из которых выполняет свою, определенную функцию — как это происходит в общественной жизни.

Антропоморфность древнейших представлений о силах природы делала естественным стремление умилостивить, а может, даже запугать их. Вот как об этом писал З. Фрейд: «С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но… если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь…, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх… а может быть, ты даже не беззащитен…, почему бы не ввести в действие… против сил внешней природы те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе, почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить?» (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 29).

Вращенностью в природу порождены такие архетипические явления первобытной культуры, как анимизм, тотемизм и магия, фетишизм. Анимизм (от лат. аnima — душа) выражается в одушевлении, приписывании души также животным и растениям и даже предметам, которые мы привычно называем неодушевленными — камням, скалам, рекам и озерам. В частности, этим объясняется наиболее распространенный мотив древней наскальной живописи — там преобладают изображения животных — не только потому, что охота, а затем скотоводство занимали важнейшее место в первобытном укладе жизни. Изображение животных, умерщвленных людьми было выражением своеобразного «комплекса вины» перед ними: отняв у них физическое тело, люди пытались изображением сохранить их душу. Первобытные люди часто называли себя именем животного, считая его своим «братом». Этим объясняется и запрет на умерщвление и употребление в пищу определенных животных в тех или иных культурах. Такое животное называлось тотемным (от сев.-индейского «о тотеман» — его род). Роль тотема могли выполнять и природные объекты, и созданные человеком; им поклонялись, их задабривали своими подношениями и жертвами — в виде животных и даже людей. В жертву приносились молодые, сильные животные, здоровые юноши и девушки. Только так можно было предотвратить одряхление и упадок племени, оскудение мест его охоты, сбора плодов и злаков. Такое отношение к окружающим вещам и явлениям могло порождать их фетишизацию (от фр. fetiche — идол, амулет), фетишизация могла распространяться и на создаваемые людьми вещи (например, поклонение «золотому тельцу» живуче и по сей день, в весьма прозаичном выражении — денег). К первобытному фетишизму относится и вера в амулеты (от араб. hamala — носить), также весьма живучая.

Вращенностью в природу порождена и первобытная магия — определенными мистическими действиями специально обученные им люди пытались нанести урон, увечье, смерть или, наоборот, вылечить от хвори (так, втыкая иглу в сердце фигурки своего врага или врага племени, древний шаман насылал на него смерть). Можно заметить, что магия, привороты и отвороты достаточно распространены и в наш век компьютеров и космических ракет, более того, они вовсе не идут на убыль, если не наоборот. Причины живучести шаманства, магии, идолопоклонства — прежде всего социальные: в широком смысле — это результат отсутствия культуры, пустоты жизни, отчаяния и неверия. Разве не этими причинами объясняются современные, еще более дикие, чем в древности, формы идолопоклонства — исступленные драки футбольных фанатов (одно слово чего стоит!), истерические толпы на концертах рок-звезд, молодые люди, готовые во всем копировать своих кумиров и готовые завестись по любому поводу, ощущающие в себе силу в толпе таких же, как они, дикарей современной цивилизации.

Наблюдения над природой порождали также табу — запреты. Важно заметить, что любые предписания и запреты складывались естественным образом, проходя затем многовековую апробацию и поэтому максимально соответствуя требованиям, которые способствовали сохранению и приумножению человеческого рода. Именно поэтому к запретам на убийство себе подобных, воровство и т. д. добавлялись и табу на кровосмесительные связи — заметив, что в их результате рождаются дети с физическими и психическими отклонениями, наши древние предки пришли к выводу, что такие связи неугодны богам.

Неверие в магию, табу и тотемы могло привести к болезни, увечью и даже гибели. Сила веры в них столь велика, что даже в наши дни некоторые индейские племена безошибочно определяют виновных в тех или иных преступлениях: все члены племени съедают ядовитое растение, которое, после приема в большом количестве, вскоре отрыгивается (то есть невиновному оно не страшно), «хитрецы» же, желающие скрыть свою вину и поэтому съедающие его как можно меньше, обречены медленно переваривать его и в страшных муках погибают.

Важнейшее значение в древних обществах играл культ предков. Предписания старших — по возрасту и социальной роли — должны были неукоснительно соблюдаться. Стабильность общественной жизни обеспечивалась неизменностью сложившихся в ней порядков. Как замечает один из наиболее авторитетных исследователей древней культуры, Дж. Фрэзер, «представление о дикаре как наисвободнейшем из людей противоречит истине. Он — раб, но раб не какого-то отдельного господина, а раб прошлого, духов умерших предков, которые преследуют его от рождения до самой смерти и правят им железной рукой. Деяния предков являются для него настоящим неписанным законом, которому он слепо, без рассуждения, повинуется. (Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М., 1983. С. 51).

Важную и многоплановую функцию выполняло и первобытное искусство. Уже то, что древний человек, находящийся в непрерывной борьбе за существование, все же испытывал потребность в искусстве, которое не выполняло напрямую никаких практических функций (представляясь и сегодня многим лишь как некоторое украшение, наполнение досуга) говорит об очень многом. Судя по всему, досуга в современном понимании у первобытных людей не было, а потребность в искусстве была. Древнейшие памятники искусства датируются тем же возрастом, что и первые поселения. Это говорит о том, что эстетическое восприятие жизни является одним из важнейших культурообразующих факторов, делающих человека человеком — когда бы это ни было. Особенно об этом думается при взгляде на безликие и унылые бетонные склепы современных городов, на которых хочется вывесить табличку: «В этом доме жил и поэтому умер такой-то». Помимо ритуального значения, наполняющего любое действие древнего человека, искусство было для него важным, совершенно особенным средством самовыражения. Оно выполняло также функции познания, общения, даже защиты. Можно представить себе пляски наших предков вокруг костра с его завораживающим огнем, грубую нежность первобытной матери, баюкающей своей, нечленораздельной поначалу, песней младенца, засыпающего возле этого костра под украшенной нехитрым орнаментом звериной шкурой.

С культом матери-прародительницы связаны первые дошедшие до нас произведения изобразительного искусства. Это так называемые «первобытные Венеры» — статуэтки из глины и камня с гипертрофированными формами тела и угадываемыми головами. Насчитывая возраст 20-35 тысяч лет, они обнаружены на обширнейшей территории от Италии и Австрии до Чехии и России. Красочные изображения палеолитической эпохи обнаружены в пещере Альтамира в Испании. Целые картинные галереи с изображениями животных (до ста) найдены во Франции, в пещерах Ле-Комбатель. Секрет стойкости охры и других красок, использованных первобытным человеком, не открыт до сих пор.

Именно в первобытную эпоху родились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись, скульптура, архитектура. Обращает на себя внимание, что буквально все предметы домашнего обихода — примитивная одежда, посуда, орудия — украшены богатым орнаментом, настолько утонченным, что не верилось в его создание первобытным человеком. Исследования показали, однако, что в основе такого орнамента каждый раз лежали природные линии и узоры — линии, нанесенные природой на рога и шкуры животных, оперение птиц, листья деревьев, льдинки и снежинки. Имитация природы — в интонации и мотивах — составляла основу музыкальных инструментов, также сопровождавших жизнь наших древнейших предков. Простейшие флейты — свистульки из полых костей с отверстиями для пальцев (от трех до семи) обнаружены во Франции, Восточной Европе и России. Конечно, первобытный оркестр был богато оснащен трещотками и барабанами, позже появились струнные инструменты, также рожденные наблюдениями над природой.

В эпоху неолита и бронзы появляются изображения, передающие уже достаточно сложные и отвлеченные понятия, в том числе мифологические. Впервые использовался материал, созданный человеком — огнеупорная глина, изготовлялась керамика, производилась обработка металлов. Древние художники, за тысячелетия до открытия законов перспективы, научились передавать объем градацией живописных тонов. В поздний период первобытного общества появляются и художественные ремесла, продуктами которых были изделия из бронзы, серебра, золота, различных сплавов, искусно орнаментированные.

Наблюдения над природой ложились в основу архитектуры металлургии, земледелия, скотоводства. Первобытные люди обладали медицинскими познаниями, позволяющими лечить зубы, переломы костей и даже проводить своеобразные хирургические операции (в том числе на черепе). Возникали зачатки научных представлений, порожденных как практическими, так и мировоззренческими запросами, извечно присущим человеку стремлением к познанию мира. Такое сочетание отчетливо проявлялось в математике — геометрии (букв. землемерие — греч.), арифметике, астрономии. Играя важнейшую практическую роль (в вычислениях периодов разливов и засух, в мореплавании), астрономия занимала особое место еще и потому, что она как бы соединяла земной и небесный миры, постижимое и таинственное. Уже в древнейшие эпохи строились своеобразные астрономические обсерватории, одной из которых, судя по всему, является знаменитый Стоунхендж, возведенный из каменных глыб на территории Британии в период с 3000 по 1500 гг. до н. э.

 

lektsia.com

3.Первобытная культура как общественно-исторический феномен.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

Первобытная культура - 1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории; 2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной; 3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной, потому что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".

Первобытная культура во многом имела антропоморфный (человекообразный) характер. Она была синкретичной. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм.

Первобытная культура начинает свое развитие с возникновения родовой общины. Общекультурными принципами родовой общины были: кровное родство людей по материнской линии, что связано с особым отношением к женщине; экзогамия, или недопущение брачных отношений внутри рода.

В изучении первобытной культуры искусству принадлежит особая роль. В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность. Искусство — это показатель не только духовной, но и материальной культуры.

Что привело к разложению первобытной культуры? Разложение было связано с общественным разделением труда, появлением частной собственности возникновением государства и социального неравенства. Все это привело к исчезновению особенностей первобытной культуры.

4. Древнерусская культура как духовно-нравственный феномен.

 Корни древнерусской культуры. Русская средневековая культура имеет два корня — византийский (христианский) и восточнославянский (языческий). Из Византии с принятием христианства Русь получила письменность, литературу, архитектуру, живопись, музыку, книжное дело. Приведите примеры этому утверждению. Однако до христианизации восточные славяне на протяжении многих веков, как вы знаете, имели свою самобытную, языческую культуру. Обе религии долгое время боролись между собой за культурное господство. Христианство взяло верх, но полностью вытеснить язычество не смогло. Многочисленные пережитки язычества сохранились, например, в крестьянском быту. Периодизация древнерусской культуры. Христианская культура Древней Руси насчитывает как минимум семь столетий. Начало ей положило принятие христианства в 988 г. Конец пришелся на рубеж XVII—XVIII вв., когда в результате петровских преобразований на смену средневековой пришла светская культура нового времени. Семь столетий древнерусской культуры можно разделить на более короткие периоды. Первый — культура Киевской Руси — охватывает весь XI в. Тогда на русской земле работало много византийских мастеров. Это — время становления древнерусской культуры, ученичества русских у византийцев. Второй этап — XII — первая треть XIII в. — культура периода раздробленности. В это время возникли местные художественные школы. Теперь русские мастера сами строили храмы, писали иконы и фрески, украшали миниатюрами книги. Культурный подъем был прерван монголо-татарским нашествием. Оно принесло неисчислимые бедствия русской культуре: оказались разрушены сотни храмов, в огне пожарищ сгорели тысячи икон и книг, многие мастера погибли в сражениях, были уведены в плен. Только в конце XIV — начале XV в. начался новый подъем русской культуры, связанный с объединительной политикой Москвы. Это — начало культуры Московской Руси. Окончательное освобождение от монголо-татарского ига и образование централизованного государства предопределило взлет русской культуры на рубеже XV— XVI вв. Его символом стало возведение нового Московского Кремля. XVI столетие, несмотря на тяжелые войны и опричнину, оказалось одним из самых ярких в истории русской культуры. Памятниками ему навсегда останутся храм Василия Блаженного на Красной площади, первая русская печатная книга, замечательные изделия ювелирного искусства. XVII в. завершает историю древнерусской культуры. Он охарактеризовался борьбой старой, средневековой, культуры с нарождающейся, новой, которая в итоге одержала победу. Религиозный характер древнерусской культуры. Древнерусская культура мало похожа на современную. Главное ее отличие заключается в том, что она была религиозной по своему характеру. Что определяло лицо средневековой живописи? Икона и храмовая фреска. А архитектуры? Главным образом храм. Литературы? Богословская книга.А разве в быту люди не испытывали влияния религии? Христианство сопровождало человека в течение всей его жизни: от крещения до отпевания. А между этими крайними вехами — чуть ли не ежедневные посещения храма, молитвы, посты, поклонение иконам, чтение религиозной литературы и т. д. Почти вся культура, все виды искусства развивались в рамках христианской религии. Вместе с тем большое влияние на бытовую культуру народа, как вы знаете, имело язычество. Место человека в средневековой культуре. В центре внимания современной культуры находится человек. О ком пишет писатель? О человеке. Кого рисует художник, лепит скульптор! Главным образом человека. Иначе дело обстояло с культурой средневековой. Вспомните, кого чаще всего изображали на иконах и фресках. Бога, ангелов, святых. Именно они были главными персонажами средневекового искусства. А что же человек? В древнерусской культуре он занимал довольно скромное место. Да и человек этот был чаще всего религиозный подвижник, все поступки которого измерялись его отношением к Богу, к христианской вере. Изолированность древнерусской культуры. Мы живем в век свободного культурного обмена. Благодаря радио, телевидению, газетам, международной компьютерной сети все лучшее, создаваемое в области культуры в одном государстве, тут же становится известно в другом. В средние века было не так. Господствовала культурная изолированность. Вспомните, часто ли русская культура подвергалась влияниям извне. Только в начале своего исторического пути Русь получила мощный культурный толчок из Византии. Все другие, более поздние влияния периода средневековья были слабыми и эпизодическими. Что мешало этому? С одной стороны, экономическая и политическая обособленность средневековых государств. С другой — различия в вероисповедании: противостояние католического Запада и православной Руси, христианства и ислама.  Проблема традиции. Вы уже знаете, что характерной особенностью древнерусской живописи было строгое следование традиции (канону). Это в полной мере можно отнести ко всей средневековой культуре. Однажды выработанный образец, признанный церковью, становился примером для подражания. Вспомните хотя бы о требовании к иконописцам Стоглавого собора в 1551 г. писать, как писал Андрей Рублев. А ведь Рублев умер за сто с лишним лет до этого Собора. Следование традиции предопределило медленную изменчивость средневековой русской культуры. Столетиями бытовали одни и те же сюжеты в живописи. За века мало изменился облик православного храма. При изучении древнерусской культуры бросается в глаза вот еще какая ее особенность. Мы не знаем имен мастеров, которые построили киевскую Софию и украсили фресками храм Спаса на Нередице. Нам неизвестно имя автора «Слова о полку Игореве». Древнерусская культура во многом безымянна. И дело не только в том, что до нас дошло слишком мало письменных источников того времени. По средневековым религиозным представлениям творцом всего сущего признавался Бог. Он даровал человеку талант, способность к творчеству. Человек не может присвоить себе чужое, лично ему не принадлежащее. Вот почему авторские подписи под произведениями древнего искусства встречаются крайне редко. На рубеже XVII—XVIII вв. средневековая культура передала эстафету культуре нового времени, которую вы будете изучать в следующем учебном году.

5. Сущность западноевропейского средневекового культурного наследия.

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров (от лат. barba -- борода) в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.Но на самом деле фактические изменения в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.

Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций -- те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек -- это человек свободный, человек творческий. Что меняется с приходом христианства? Меняется абсолютно все -- представления о Боге, мире и самом человеке. Прежде всего, Бог обращен уже к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве. Бог -- это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное -- Бог свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир -- это уже не нечто враждебное, а напротив, мир -- это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего -- божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое целое, причем мир уже не выступает для человека как самостоятельная личность, отличная от Бога, а становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыта в глубинах самого человека. Вместе с этим представлением о мире продолжает развиваться наука о материальных законах мироздания. Но она уже воспринимается не как самостоятельная наука о бытии, а как наука о материальных закономерностях мира, в законах которого человек находит отражение собственных законов и учится использовать их в своих целях. Именно такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения и к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры западноевропейского Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости -- от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви

studfiles.net

Духовная культура первобытного общества — КиберПедия

Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире, развитие здравознания в обеих его формах - знания о том, как нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата (делознания) и знания о свойствах материальных объектов (вещезнания). Как сообщают этнографы, люди первобытного общества до мельчайших подробностей знали местность, в которой жили, ее природные ресурсы, животный и растительный мир. Им были известны качества камней, из которых они изготовляли орудия, повадки животных, на которых охотились, свойства растений, которые они употребляли в пищу. Они обладали медицинскими знаниями: умели лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.

Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.

Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда более поздней эпохи, является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

Исходным пунктом эволюции религии была, как указывалось в первом выпуске, магия. Возникнув, магия развивалась. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и т. п.), в основу других - связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и т. п.).

На мой взгляд, нужно прежде всего выделить магию действия, которую можно подразделить на два подвида. Первый и самый ранний подвид магии действия - магия содействия. В таком случае магические обряды лишь дополняют здравые действия, направленные на достижение желаемого результата. Цель магических действий состоит в том, чтобы обеспечить успех здравых действий. Эти магические обряды сопровождают здравые действия и по убеждению людей содействуют их успешному результату.

Второй подвид магии действия - магия самодействия. Магические обряды не сопровождают здравые действия, а их заменяют. По убеждению людей, одних только магических действий вполне достаточно, чтобы вызвать нужный результат. Такой характер часто носила вредоносная магия.

Другой основной вид магии - словесная, или вербальная магия. Если магия действия проявляется в обрядах, то словесная магия - в заклинаниях, заговорах и т.п. Она тоже подразделяется на магию сопровождающую, содействующую, когда цель заклинания состоит в обеспечении успеха здравых действий, и магию заменяющую, самодействующую, когда считается, что одних лишь заклинаний, заговоров достаточно, чтобы добиться желаемого результата.

Вместе с магией возник своеобразный вид знания - знание о том, какие обряды нужно совершить, чтобы обеспечить достижение желаемого результата, - обрядознание. Это знание было пустым, бесполезным - пустознанием.

Если вначале сверхъестественное влияние приписывалось только определенным человеческим действиям, то в дальнейшем им стали наделяться и объективные события. Так возникла вера в приметы - оменализм (от лат. omen - примета), а вместе с ней гадательная магия (мантика). Наряду с обрядознанием появился новый вид пустознания - суезнание, вначале знание о несуществующих свойствах реальных явлений, а в последующем - и о несуществующих в реальности вещах.

Следующий после оменализма шаг состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов - фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм, как уже говорилось в первом выпуске, зародились уже в эпоху палеоантропов.

Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Последний термин явно неудачен. Особые сверхъестественные существа понимались отнюдь не как духовные, а как весьма и весьма телесные объекты. Примерами демонов могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).

Первоначально сверхъестественные существа - демоны - мыслились как живущие рядом с людьми в том же самом мире. И лишь в дальнейшем оформилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного мира.

Своеобразным синтезом фетишизма и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется ли сверхъестественной силой изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону.

По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются специалисты по общению со сверхъестественными существами. К ним относятся шаманы - особые люди, которым приписывается способность, приводя себя с помощью различных средств (пение, пляска, удары в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами). Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.

Следующий шаг в развитии религии связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Зарождается многобожие, или политеизм (от греческого поли - много, теос - бог). Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных владык, правящих миром и распоряжающихся судьбами людей. Изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма (от греческого моно - один, единый; теос - бог).

С появлением демонизма и особенно политеизма наряду с мифами нерелигиозными возникли мифы религиозные, в которых рассказывалось о похождениях и делах демонов и богов.

В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.

1.3. Первобытное хозяйство: основные понятия

Существует лишь один путь, ведущий к выявлению внутренней объективной логики эволюции первобытного общества, — исследование развития его социально-экономической структуры. Именно социально-экономические отношения, а не производство в целом, в единстве всех его сторон будет в центре внимания.

Но прежде чем перейти к рассмотрению социально-экономических отношений первобытности, необходимо хотя бы коротко остановиться на производстве в узком смысле слова, т.е. на процессе собственно производства. Для обозначения собственного производства нередко используется термин «хозяйство».

Собственно производство всегда есть единство нескольких видов трудовой, производственной, или хозяйственной, деятельности. В применении к собственно первобытному и предклассовому обществу обычно различают две формы хозяйства: присваивающее и производящее. Присваивающим называют хозяйство таких народов, которые занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Как производящее характеризуют хозяйство тех народов, которые занимаются земледелием и животноводством.

Нетрудно заметить, что в основе этого деления лежит различие способов, которыми люди обеспечивают себя пищей. И охота, и рыболовство, и собирательство представляют собой присвоение пищевых ресурсов, которые доставляет природная среда. Это - разные виды добывающей, присваивающей деятельности. Суть земледелия и животноводства состоит в производстве, создании пищи.

Пища играла столь важную роль в жизни первобытных и предклассовых обществ, что все исследователи при характеристике их хозяйства прежде всего начинали с описания способов, при помощи которых члены этих обществ обеспечивали себя продуктами питания. При этом нередко оставалось в тени, что и в обществах с хозяйством, именуемом присваивающем, люди не только присваивали, но и производили в самом узком смысле этого слова.

Прежде всего они создавали средства труда, с помощью которых осуществляли присвоение. Ими производились разнообразные орудия охоты и рыболовства. И от того, насколько они были совершенными, в значительной степени зависел успех этих видов добывающей деятельности. Употребление средств труда было необходимо и в собирательстве.

Иногда, говоря о собирательстве, не принимают во внимание, что оно является специфически человеческим видом деятельности. Обезьяна, скажем, не занимается собирательством. Она просто кормится. Тем более не занимается собирательством корова. Она просто пасется. Подлинное собирательство имеет место только там, где сорванные дикорастущие плоды, выкопанные корни и т.п. в начале сосредотачиваются в руках индивида, т.е. собираются в буквальном смысле слова, а затем доставляются в лагерь, стойбище. Все это невозможно без использования корзин или каких-либо других переносных вместилищ, т.е. средств труда.

Основой любой человеческой деятельности по добыванию пищи является деятельность по созданию средств труда. Поэтому любая человеческая деятельность по присвоению пищи является не чем иным, как своеобразным видом собственно производства, а именно производством предметов потребления.

Но к числу предметов потребления относится не только пища, но и жилище, одежда, утварь, украшения. Все они, как и средства труда, создаются людьми. Многообразная деятельность людей по созданию вещей производства нуждается в обозначении. Однако в нашей этнографической литературе единого термина, который бы в равной степени охватывал все разновидности этой деятельности, не существует. Слово "ремесло" для этой цели явно не подходит, ибо предполагает наличие работников, для которых одна из разновидностей этой деятельности была бы профессией. В англоязычной этнографической литературе вся эта деятельность в целом нередко именуется мануфактурой. Но в русской научной литературе термин «мануфактура" уже имеет другой, причем достаточно четко определенный смысл.

Слово "мануфактура" на русский язык буквально переводится как "рукоделие". В обыденном словоупотреблении под рукоделием понимается не всякий ручной труд, а преимущественно лишь женский (шитье, вязанье и т.п.). На мой взгляд, вполне возможно использование слова "рукоделие" в качестве научного термина, обозначающего всевозможные разновидности деятельности по созданию вещей в первобытном и предклассовом обществе. Это производство было действительно ручным. Оно было рукоделием в буквальном смысле слова.

Чтобы завершить перечень основных видов трудовой или хозяйственной деятельности в первобытном и предклассовом обществе, следует упомянуть еще один. Это - собирание и переноска дров, разжигание и поддержание огня, доставление воды, приготовление пищи, уборка мусора и т.п. Все эти разновидности трудовой деятельности можно объединить под названием домоводства.

Таким образом, к числу основных видов трудовой, или хозяйственной, деятельности в первобытном и предклассовом обществе на ранних этапах его развития относятся рукоделие, охота, рыболовство, собирательство и домоводство. Позднее возникли земледелие и животноводство. Однако возникновение животноводства не всегда означает переход от присваивающего хозяйства к производящему. Люди довольно рано приручили собаку. Но это не вывело их за рамки присваивающего хозяйства. Известны народы, которые разводили оленей и лошадей, но использовали этих животных только для передвижения и/или в качестве средств охоты. Их хозяйство тоже не может быть охарактеризовано как производящее. О животноводстве как виде производящего хозяйства может идти речь только в том случае, если домашние животные используются в пищу, дают пищу или служат в качестве тягловой силы в земледелии.

В идеальном варианте развития производящее хозяйство возникает как комплексное: земледельческо-животноводческое. Но известны народы, у которых из этих двух видов деятельности существует одно лишь земледелие. В результате важную роль продолжают играть охота и/или рыболовство. И вообще даже с возникновением комплексного земледельческо-животноводческого хозяйства охота, рыболовство, собирательство сразу не исчезают. Они еще долгое время могут продолжать сохраняться, но уже как дополнение к основным видам хозяйственной деятельности.

Возникшее, скорее всего, на стадии позднего первобытного общества земледелие как в этом, так и в раннем предклассовом обществе было, как правило, ручным и подсечно-огневым. Его называют также огородным. Плужное, или полевое, земледелие возникло позднее.

Многие исследователи рассматривали переход к производящему хозяйству как важнейший рубеж в развитии доклассового общества, выделяя, например, стадии доземледельческой и земледельческой общины. Нельзя сказать, что они видели различие между этими, выделяемыми ими, стадиями только в формах хозяйства. Но они жестко связывали с каждой из этих форм определенные социально-экономические отношения.

Однако на деле такой жесткой связи не существует. С одной и той же формой хозяйства могут сочетаться далеко не одинаковые социально-экономические отношения. И, наоборот, одни и те же формы социально-экономических отношений могут быть связаны с различными формами хозяйства. С одной стороны, существовали такие земледельческие общества, в которых господствовали первобытно-коммунистические отношения. С другой, известны социоисторические организмы охотников, рыболовов и собирателей, которые уже достигли стадии предклассового общества.

Возникнув, земледелие на первых порах могло долгое время создавать нисколько не больше общественного продукта, чем его доставляли в благоприятных условиях те или иные формы присваивающего хозяйства. Потенциальные возможности земледелия раскрылись далеко не сразу. Но бесспорно, что только оно могло обеспечить переход к классовому обществу. Науке не известно ни одно классовое общество, которое базировалось бы на присваивающем хозяйстве.

Орудия в раннепервобытном, позднепервобытном и раннем предклассовом обществе в большинстве случаев изготовлялись из камня, дерева, кости, рога и раковин. Согласно археологической периодизации - это каменный век. Науке сейчас известны настоящие классовые общества, которые не знали никаких металлических орудий, даже медных. Но в большинстве случаев переход к использованию медных орудий произошел еще на стадии предклассового общества. Известны науке и предклассовые общества, в которых изготовлялись бронзовые и даже железные орудия. Таким образом, не существует жесткой связи не только между формами хозяйства и типом социально-экономических отношений, но и между социально-экономической структурой общества и уровнем развития техники.

Одна из характерных особенностей хозяйства доклассового общества состоит в разделении труда между полами. Наличие его отмечено у всех без исключения народов, находившихся на этой стадии. У каждого из них были виды хозяйственной деятельности, которыми занимались в основном либо только мужчины, либо только женщины. Помимо чисто мужских и чисто женских занятий существовали также виды хозяйственной деятельности, которыми могли заниматься представители обоих полов. Однако, как правило, одни из них считались мужскими, а другие - женскими. Если оставить в стороне земледельческие народы, то чисто мужскими видами деятельности чаще всего были охота, особенно на крупных животных, рыболовство, изготовление оружия, сетей, обработка камня, дерева, рога, кости, постройка хижин, лодок. К чисто женским занятиям у неземледельческих народов чаще всего относились собирательство, подготовка мяса и рыбы к хранению, изготовление циновок, корзин, веревок, материалов для одежды, шитье и починка одежды и обуви, сбор топлива, приготовление пищи.

1. См.: Первобытная периферия классовых обществ. М.,1978. С.5.

cyberpedia.su

Духовная культура первобытной эпохи

(мифология, искусство, мораль)

Древний человек, еще не способный к систематическим рассуждениям, жил в безотчетном ощущении вращенности в природу — без такого ощущения, без согласования своей жизни с природными ритмами он попросту не смог бы выжить. В природе прослеживаются истоки и мифологии, и искусства, обрядов и ритуалов. Замечено, что в любых культурах мифы антропоморфны (от греч. антропос — человек и морфос — форма): герои мифов, их характеры, поступки и отношения несут на себе естественный отпечаток создавших их людей — характеров, образа жизни, отношений в соответствующих культурах. Так, в греческих мифах боги гораздо более демократичны, действуя бок о бок с людьми, добиваясь любви земных красавиц, чем, скажем в египетских и вавилонских мифах и религиях: в их различиях отпечатались различия между демократическим устройством античных полисов и тоталитарным характером цивилизаций Египта и Двуречья.

Боги могут быть капризны, сварливы, злопамятны, мстительны, коварны — совсем как люди. В древнейших мифологических представлениях самых различных культур прослеживается такой, например, мотив: даже Солнце, верховное светило, вынуждено каждый день отвоевывать свое, пусть и законное, место у сопротивляющихся ему ночи и мрака, порядок устанавливается преодолением хаоса, в чем боги неоднократно прибегают к помощи своеобразного войска из мифологических существ более низкого ранга, каждое из которых выполняет свою, определенную функцию — как это происходит в общественной жизни.

Антропоморфность древнейших представлений о силах природы делала естественным стремление умилостивить, а может, даже запугать их. Вот как об этом писал З. Фрейд: «С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но… если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь…, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх… а может быть, ты даже не беззащитен…, почему бы не ввести в действие… против сил внешней природы те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе, почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить?» (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 29).

Вращенностью в природу порождены такие архетипические явления первобытной культуры, как анимизм, тотемизм и магия, фетишизм. Анимизм (от лат. аnima — душа) выражается в одушевлении, приписывании души также животным и растениям и даже предметам, которые мы привычно называем неодушевленными — камням, скалам, рекам и озерам. В частности, этим объясняется наиболее распространенный мотив древней наскальной живописи — там преобладают изображения животных — не только потому, что охота, а затем скотоводство занимали важнейшее место в первобытном укладе жизни. Изображение животных, умерщвленных людьми было выражением своеобразного «комплекса вины» перед ними: отняв у них физическое тело, люди пытались изображением сохранить их душу. Первобытные люди часто называли себя именем животного, считая его своим «братом». Этим объясняется и запрет на умерщвление и употребление в пищу определенных животных в тех или иных культурах. Такое животное называлось тотемным (от сев.-индейского «о тотеман» — его род). Роль тотема могли выполнять и природные объекты, и созданные человеком; им поклонялись, их задабривали своими подношениями и жертвами — в виде животных и даже людей. В жертву приносились молодые, сильные животные, здоровые юноши и девушки. Только так можно было предотвратить одряхление и упадок племени, оскудение мест его охоты, сбора плодов и злаков. Такое отношение к окружающим вещам и явлениям могло порождать их фетишизацию (от фр. fetiche — идол, амулет), фетишизация могла распространяться и на создаваемые людьми вещи (например, поклонение «золотому тельцу» живуче и по сей день, в весьма прозаичном выражении — денег). К первобытному фетишизму относится и вера в амулеты (от араб. hamala — носить), также весьма живучая.

Вращенностью в природу порождена и первобытная магия — определенными мистическими действиями специально обученные им люди пытались нанести урон, увечье, смерть или, наоборот, вылечить от хвори (так, втыкая иглу в сердце фигурки своего врага или врага племени, древний шаман насылал на него смерть). Можно заметить, что магия, привороты и отвороты достаточно распространены и в наш век компьютеров и космических ракет, более того, они вовсе не идут на убыль, если не наоборот. Причины живучести шаманства, магии, идолопоклонства — прежде всего социальные: в широком смысле — это результат отсутствия культуры, пустоты жизни, отчаяния и неверия. Разве не этими причинами объясняются современные, еще более дикие, чем в древности, формы идолопоклонства — исступленные драки футбольных фанатов (одно слово чего стоит!), истерические толпы на концертах рок-звезд, молодые люди, готовые во всем копировать своих кумиров и готовые завестись по любому поводу, ощущающие в себе силу в толпе таких же, как они, дикарей современной цивилизации.

Наблюдения над природой порождали также табу — запреты. Важно заметить, что любые предписания и запреты складывались естественным образом, проходя затем многовековую апробацию и поэтому максимально соответствуя требованиям, которые способствовали сохранению и приумножению человеческого рода. Именно поэтому к запретам на убийство себе подобных, воровство и т. д. добавлялись и табу на кровосмесительные связи — заметив, что в их результате рождаются дети с физическими и психическими отклонениями, наши древние предки пришли к выводу, что такие связи неугодны богам.

Неверие в магию, табу и тотемы могло привести к болезни, увечью и даже гибели. Сила веры в них столь велика, что даже в наши дни некоторые индейские племена безошибочно определяют виновных в тех или иных преступлениях: все члены племени съедают ядовитое растение, которое, после приема в большом количестве, вскоре отрыгивается (то есть невиновному оно не страшно), «хитрецы» же, желающие скрыть свою вину и поэтому съедающие его как можно меньше, обречены медленно переваривать его и в страшных муках погибают.

Важнейшее значение в древних обществах играл культ предков. Предписания старших — по возрасту и социальной роли — должны были неукоснительно соблюдаться. Стабильность общественной жизни обеспечивалась неизменностью сложившихся в ней порядков. Как замечает один из наиболее авторитетных исследователей древней культуры, Дж. Фрэзер, «представление о дикаре как наисвободнейшем из людей противоречит истине. Он — раб, но раб не какого-то отдельного господина, а раб прошлого, духов умерших предков, которые преследуют его от рождения до самой смерти и правят им железной рукой. Деяния предков являются для него настоящим неписанным законом, которому он слепо, без рассуждения, повинуется. (Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М., 1983. С. 51).

Важную и многоплановую функцию выполняло и первобытное искусство. Уже то, что древний человек, находящийся в непрерывной борьбе за существование, все же испытывал потребность в искусстве, которое не выполняло напрямую никаких практических функций (представляясь и сегодня многим лишь как некоторое украшение, наполнение досуга) говорит об очень многом. Судя по всему, досуга в современном понимании у первобытных людей не было, а потребность в искусстве была. Древнейшие памятники искусства датируются тем же возрастом, что и первые поселения. Это говорит о том, что эстетическое восприятие жизни является одним из важнейших культурообразующих факторов, делающих человека человеком — когда бы это ни было. Особенно об этом думается при взгляде на безликие и унылые бетонные склепы современных городов, на которых хочется вывесить табличку: «В этом доме жил и поэтому умер такой-то». Помимо ритуального значения, наполняющего любое действие древнего человека, искусство было для него важным, совершенно особенным средством самовыражения. Оно выполняло также функции познания, общения, даже защиты. Можно представить себе пляски наших предков вокруг костра с его завораживающим огнем, грубую нежность первобытной матери, баюкающей своей, нечленораздельной поначалу, песней младенца, засыпающего возле этого костра под украшенной нехитрым орнаментом звериной шкурой.

С культом матери-прародительницы связаны первые дошедшие до нас произведения изобразительного искусства. Это так называемые «первобытные Венеры» — статуэтки из глины и камня с гипертрофированными формами тела и угадываемыми головами. Насчитывая возраст 20-35 тысяч лет, они обнаружены на обширнейшей территории от Италии и Австрии до Чехии и России. Красочные изображения палеолитической эпохи обнаружены в пещере Альтамира в Испании. Целые картинные галереи с изображениями животных (до ста) найдены во Франции, в пещерах Ле-Комбатель. Секрет стойкости охры и других красок, использованных первобытным человеком, не открыт до сих пор.

Именно в первобытную эпоху родились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись, скульптура, архитектура. Обращает на себя внимание, что буквально все предметы домашнего обихода — примитивная одежда, посуда, орудия — украшены богатым орнаментом, настолько утонченным, что не верилось в его создание первобытным человеком. Исследования показали, однако, что в основе такого орнамента каждый раз лежали природные линии и узоры — линии, нанесенные природой на рога и шкуры животных, оперение птиц, листья деревьев, льдинки и снежинки. Имитация природы — в интонации и мотивах — составляла основу музыкальных инструментов, также сопровождавших жизнь наших древнейших предков. Простейшие флейты — свистульки из полых костей с отверстиями для пальцев (от трех до семи) обнаружены во Франции, Восточной Европе и России. Конечно, первобытный оркестр был богато оснащен трещотками и барабанами, позже появились струнные инструменты, также рожденные наблюдениями над природой.

В эпоху неолита и бронзы появляются изображения, передающие уже достаточно сложные и отвлеченные понятия, в том числе мифологические. Впервые использовался материал, созданный человеком — огнеупорная глина, изготовлялась керамика, производилась обработка металлов. Древние художники, за тысячелетия до открытия законов перспективы, научились передавать объем градацией живописных тонов. В поздний период первобытного общества появляются и художественные ремесла, продуктами которых были изделия из бронзы, серебра, золота, различных сплавов, искусно орнаментированные.

Наблюдения над природой ложились в основу архитектуры металлургии, земледелия, скотоводства. Первобытные люди обладали медицинскими познаниями, позволяющими лечить зубы, переломы костей и даже проводить своеобразные хирургические операции (в том числе на черепе). Возникали зачатки научных представлений, порожденных как практическими, так и мировоззренческими запросами, извечно присущим человеку стремлением к познанию мира. Такое сочетание отчетливо проявлялось в математике — геометрии (букв. землемерие — греч.), арифметике, астрономии. Играя важнейшую практическую роль (в вычислениях периодов разливов и засух, в мореплавании), астрономия занимала особое место еще и потому, что она как бы соединяла земной и небесный миры, постижимое и таинственное. Уже в древнейшие эпохи строились своеобразные астрономические обсерватории, одной из которых, судя по всему, является знаменитый Стоунхендж, возведенный из каменных глыб на территории Британии в период с 3000 по 1500 гг. до н. э.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также