Итоговые тесты по теме Первобытное общество и Счёт лет в истории; 5 класс. Первобытное общество тест
Итоговый тест по разделу "Жизнь первобытных людей". Вариант 1
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ "ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ"
ВАРИАНТ 1
1. Верно ли следующее утверждение?
Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
1) верно 2) неверно
2. С возникновением земледелия
1) появились первые религиозные верования
2) появились первые постоянные поселения
3) появились первые жилища
3. Все члены родовой общины
1) занимались земледелием и скотоводством
2) происходили от одного предка
3) участвовали в военных походах
4. Расположите в правильной последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) возникновение плужного земледелия
Б) появление первых людей на территории нашей Родины
В) обработка металлов
Г) появление людей разумных
Д) возникновение скотоводства
Ответ:
Б
Г
Д
А
В
5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей
Б) вождь 2) древнейший коллектив людей
В) собирательство и охота 3) глава племени во время войны
Ответ:
А
Б
В
2
3
1
6. Первобытные люди верили в существование (продолжите перечень)
1) души
2) оборотней
3) духов
4) богов
5) жизни после смерти
7. Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своём участке земли, урожай - это то, что
1) принадлежало большой семье
2) принадлежало только вождям и старейшинам
3) отличало родовую общину от человеческого стада
8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, - это
1) государство
2) племя
3) большая семья
9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Жизнью племени управлял совет старейшин. На время войны избирался вождь. Его и старейшин прославляли как знатных людей.
10. Разделение труда и обмен - что связывает эти явления?
1) разделение труда сделало обмен необходимым
2) обмен породил разделение труда
3) эти явления никак не связаны
этим цветом - выделены правильные ответы
istoriya-otvet.ru
Тест 5 класс. Первобытное общество.
Просмотр содержимого документа
«Тест 5 класс. Первобытное общество.»
Первобытное общество. 5 кл. 1 вариант.
I. Термины.
А) О каком термине идет речь:
1. Коллектив древнейших людей - _________________________________________
2. Несколько родов, живших в одной местности - ____________________________
3. Вера в жизнь после смерти, в душу, в колдовство -_________________________
Б) Дайте определение термина:
4. Вождь – это ______________________________________________________
5. Ремесло – это __________________________________________________________________
II. О каком событии идет речь?
1. 2 млн. лет назад - ______________________________________________________
2. 40 тыс. лет назад - _____________________________________________________
3. 10-9 тыс. лет назад - ___________________________________________________
4. 7 тыс. лет назад - _____________________________________________________
5. 5 тыс. лет назад - _____________________________________________________
10. Как вы считаете, существуют ли в современном обществе элементы первобытных верований? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Ключ к тесту:
2
4
3
2
1
1
5
1. христианство, гораздо позднее возникшая мировая религия.
2. бусы, украшение, не имеет сверхъестественных свойств.
3. удаление бородавки, медицинская процедура.
9. культ
10 свободный ответ
infourok.ru
Тест - Культура первобытного общества 2
--PAGE_BREAK-- Во всяком случае, именно у народов, по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров, сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа— живая. Камни, деревья, реки, облака— всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями,— значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населилземли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён простоне мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери. КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а то, чем . располагают учёные, может послужить основой лишь более или менее достоверных гипотез. Вот что писал об этом в своей книге «Магизм и единобожие» известный современный христианский мыслитель отец Александр Мень; «Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „венерами”. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо— едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника,— это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных примитивных племён, имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в „венерах” отразилось лишь стремление к реализму, то остаётся предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки. Разгадка необычайных черт в фигурках „венер” кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски— Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно— матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам”— дословно „мать”) подобно эвенкийской - Бугады Энинитын. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение. В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. „Та, которая рождает плоды земли”,— египетская Иси-да, малоазиатская Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе— Деметра, карфагенская Танит, сидонская Ас-тарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир,— всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова „Мать-земля” имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу „Хозяина неба”. Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По её мановениюраспускаются цветы и наливаются плоды. Её радость— это радость всего живущего; её глаза смотрят на нас с небесной лазури, её рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра. Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы, Она звучит горячим убеждением в известных словах Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик— В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... продолжение
--PAGE_BREAK-- Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцев заклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание о том, что „обряды плодородия” были учреждены женщинами. По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Да и кто как не женщина— живое воплощение мировой Матери— должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своём теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами... Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времён, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Все женские божественные лики— разновидность единой богини, и эта богиня— женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют. Богиня-Мать— всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры— это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов. ФЕТИШИЗМ Когда первые португальские мореплаватели вXV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами ). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет, И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы— человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл— деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной— оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель. ТОТЕМИЗМ Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род»)— система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом— мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей— своих родственников— от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем. продолжение
--PAGE_BREAK-- Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются. Тотемизм— это религия ранне-родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы— чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души новорождённых детей или вместилищем душ предков. Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар. В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля— наша мать,— говорят аборигены.— В ней наши сновидения, наши тотемы». Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у индийских племён, живущих изолированно в горных и лесных районах и не приобщенных к индуизму, сохраняется деление на роды, носящие названия растений и животных. Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли— колибри— верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей, покрытый зелёными перьями)— одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий. В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения (например, миф о Нарциссе). КУЛЬТ животных Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии— культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов. Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям. При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми, С этими поверьями связаны «звериные» и «птичьи» пляски, изготовление специальных масок, обычай надевать шкуры во время обрядов. Именно культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя, мясо которого съедают во время обряда умилостивления духа животного. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов— хозяев животных и обряды, посвященные им, На этот культ часто указывает само название племени, а также особое отношение к костям, шкуре, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими зверей, хранятся как амулеты и фетиши. Повсеместно распространены зооморфные (внешне похожие на животных) изображения в тамгах (так называют условные знаки, свидетельствующие о принадлежности человека к тому или иному роду; их ставили на оружие, одежду, ими метили скот), в татуировке, орнаментах, украшениях и т. д. ПРОМЫСЛОВЫЙ КУЛЬТ Наряду с тотемизмом у многих народов можно обнаружить промысловые культы— почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. С промысловыми культами связана вера в воскрешение зверей после смерти. К таким культам можно отнести культ медведя, распространённый у многих народов Северной и Восточной Азии: гиляков, ульчей, хантов, манси, айнов. Известен он и индейцам Северной Америки. Яркой иллюстрацией культа медведя служит медвежий праздник айнов— коренных жителей острова Хоккайдо (Япония). Охота на медведя была для них одним из основных занятий. Медвежатина употреблялась в пищу, печень животного использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Айны поклонялись медведю и в его честь устраивали праздник, во время которого совершалось ритуальное убийство зверя. Обряды по случаю умерщвления священного животного почти всегда связаны с верой в то, что оно обязательно оживёт, возродится, хотя бы в других таких же зверях. Миф об умирающем и воскресающем звере широко известен охотничьим народам, У земледельческих народов существует аналогичный миф об умирающем и воскресающем божестве растительности. КУЛЬТ РАСТЕНИЙ Кроме культа животных с тотемизмом связан и широко распространённый культ растений ~ фитолатрия. У многих народов мира существуют предания, согласно которым из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая и человеческие. В древних иранских верованиях семена жизни стряхивают с дерева собаковидные существа. Во всём мире распространено представление о том, что растение часто является двойником человека. Существует множество священных растений, таких, как баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис. Фольклор многих народов хранит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха (в Европе), Матери Маиса (в Америке), Матери Риса (в Индонезии). Им оказывают самые разные почести. продолжение
--PAGE_BREAK-- Мифы народов Полинезии изобилуют сюжетами о священных растениях. Они появляются по-разному: падают с неба, доставляются на землю из подземного или подводного мира, вырастают на могиле умершего предка, происходят от земной женщины (чудесное рождение). Растения у полинезийцев— начало человека, его предки; люди либо происходят от них, либо создаются из их корней, обрубков, черенков, листьев. Так, на острове Ниуэ бытует предание о том, что «человек произошёл от дерева— кордилины Ти-маталеа. Но это не лесное дерево, что растет рядом с другими, а одиноко стоящее Ти-маталеа. Вот почему и сейчас, когда женщина ждет ребёнка, ей всегда хочется дотронуться до кордилины, хочется поесть корня Ти. Её родители и муж готовят специальное кушанье из корня Ти, запекают его в земляной печи. Будущая мать поест печёного корня, и с этого часа ребёнок начинает быстро расти и крепнуть. Так заведено на острове Ниуэ, и так было с самого его сотворения. Два дня кушанье готовится в земляной печи, и по прошествии этих двух дней печь можно открывать. Корень Ти едят именно потому, что кордилина Ти-маталеа— предок человека, а ведь всё, что есть в родителе, должно переходить от него к ребёнку. Точно так же после рождения младенца молоко его матери питает его. Не исключено, что именно в культе растений надо искать истоки многочисленных мифов, обнаруженных практически у всех народов земли, о Мировом Древе, или Древе Жизни. АНИМИЗМ Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно отнести и анимизм (от лат. animus—«душа»). Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала более ранняя ступень религиозного сознания— аншлатизм (от лат. ani-matus—«одушевлённый»), когда существовала вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. Например, многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить. У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин поражает внезапной болезнью и поедает утопленников; духи Чол убивают невидимыми копьями во время дневного зноя (по-видимому, имеется в виду солнечный удар). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей. КУЛЬТ ПРЕДКОВ Одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов является сохранившийся у многих народов мира до наших дней культ предков (почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые почести и внимание, иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера в их постоянное покровительство. Формы проявления культа предков очень разнообразны. По-разному совершается погребальный обряд. Тела умерших зарывают в землю, кремируют. Существуют воздушные погребения (например, у некоторых племён Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляют на специальных помостах или деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), иногда труп носят с собой. Мифология многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с живыми людьми. Так, народы острова Лусон (Филиппины) считают, что душа., навсегда покинувшая тело человека, несколько дней бродит вокруг родного селения, заходит в свой дом и наблюдает за исполнением погребальных обрядов. Если дух: умершего удовлетворён жертвоприношениями и поведением участников обрядов, он впоследствии будет оказывать помощь и покровительство родственникам, если нет, то нашлет бедствия и болезни. Затем, переселившись в подземный мир, духи ведут образ жизни, мало отличающийся от земного. Они живут в домах, пользуются той же утварью, оружием, носят украшения, едят, пьют, спят, ссорятся. Время от времени духи напоминают о себе и об обязанностях живых заботиться о них, являясь им во сне или вызывая болезни, Тщательное соблюдение похоронного обряда считают своим священным долгом жители Центральной Индии из племени мунда. Если человек умер вдали от родного селения, родственники прилагают все усилия, чтобы перенести останки умершего и захоронить их на родовом кладбище. Если же похоронный обряд не совершен или совершен небрежно, душа умершего не воссоединится в потустороннем мире с душами предков и не будет покровительствовать своим живым родственникам. Именно с невозможностью правильно провести похоронный обряд связана вера мунда в Багаути— дух человека, убитого тигром. Редко удаётся найти останки человека, на которого напал тигр. Обычно хищник уносит свою добычу, и близкие погибшего не могут похоронить его по всем правилам. Такую душу не принимают души предков, она скитается вокруг деревни, где раньше жил этот человек. Чаще всего ею овладевают злые колдуны и ведьмы, тогда она становится злым духом Багаути, который приносит несчастья своим живым родственникам. У многих народов умершие делились очень четко на две категории. У восточных славян одну категорию издавна составляли «чистые» покойники, умершие естественной смертью (их называли обычно безотносительно к возрасту «родителями»), а другую— «нечистые»— те, кто погиб неестественной смертью: самоубийцы, утопленники, умершие от пьянства и колдуны. «Родителей» почитали, а «нечистых» покойников (мертвяков) боялись и старались обезвредить. «Нечистых» умерших называли упырями (вампирами), навьями, мавками. Их никогда не хоронили на общем кладбище. Чтобы они не встали из могилы, в неё часто вбивали осиновый кол. продолжение
--PAGE_BREAK--
www.ronl.ru
Проверочная работа "Первобытное общество" по истории древнего мира (5 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ТЕМА: «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
Какое событие произошло примерно 40 тыс. лет назад?
Какое событие произошло примерно 40 тыс. лет назад?
А. появился человек разумный
Б. люди научились обрабатывать металлы
В. люди перешли к земледелию и скотоводству
Г. Появились первые стоянки первобытных людей
2. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы привел к :
А. к появлению государства.
Б. к строительству городов
В. к появлению религиозных верований
Г. К отказу от занятий охотой и собирательством
3. Почему люди первобытные клали пищу и орудия труда в могилы умерших?
А. они имели излишки продуктов
Б. они были уверены, что все это пригодится их сородичам в «стране мертвых»
В. они хотели сохранить свои орудия труда для потомков
Г. Они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей.
6. Главным отличием человека от животного является его способность:
А. охотиться
Б. прожить в одиночку
В. делать орудия труда
Г. строить жилище
7. Племенем называли:
А. несколько родов живущих в одной местности
Б. коллектив родственников
В. жителей одного города
Г. коллектив охотников
8. В чем состояло преимущество земледелия перед собирательством?
А. земледелием можно заниматься круглый год
Б. земледелие более легкое занятие, чем собирательство
В. земледельцы постоянно меняют территорию проживания
Г. человек благодаря земледелию стал меньше зависеть от природы
9. В первобытное время человеческие коллективы возглавляли:
А. идолы
Б. старейшины
В. предки
Г. рабы
10. Какие орудия труда использовались первобытными людьми во время охоты?
Запишите буквы двух верных ответа из пяти предложенных.
а) дубина б) рубило в) серп г) копье д) плуг
11. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу из левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие: Определение:
А) неравенство 1) разделение общества на
богатых и бедных
Б) религия 2) поиск в лесах съедобных
растений и плодов
В) ткачество 3) вера в сверхъестественные
силы
4) создание изделий из волокон
Ответ: А-___, Б-___, В-___
12. Расположите в правильной последовательности следующие события.
А) выделение знати
Б) рост урожаев, появление излишков
В) переход от родовой общины к соседской
Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли
Ответ: ___; ___; ___; ___
kopilkaurokov.ru
Итоговые тесты по теме Первобытное общество и Счёт лет в истории; 5 класс - Оценка знаний учащихся - История и обществознание
Контрольная работа по истории Древнего мира для учащихся 5 класса по теме "Первобытное общество". Работа на бумажном носителе 2 варианта, состоит из трех частей, она позволит выявить знания учащихся по изученному материалу. В архиве имеется тест по теме "Счет лет в истории" (два варианта). При составлении работы были использованы материалы учебника "История Древнего мира", 5 класс. УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и личных архивов.
Счет лет в истории Тест В.1
1. Начерти ленту времени. Ответьте на вопросы и заполните задания.
А) Обозначьте на ленте времени точку отсчёта начала нашей эры. Какое событие положено в основу отсчёта нашей эры?
Б) Сколько прошло лет от рождения Иисуса Христа дtaо нынешнего времени?
2. Определите название периодов, которых не хватает в схеме «Лента времени»
Первобытность => _______?_____ => Средние века => Новое время =>_____?______
3.Расположите периоды времени в порядке возрастания
А.Эра, Б. год, В. тысячелетие, Г. месяц, Д. век, Е.день.
4. Москва была основана в 1147 году. В каком веке это было? Когда наша столица будет праздновать 900-летие?
5.Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до нашей эры. Сколько лет тому назад это произошло?
6. Какой год предшествует 65 году до нашей эры?
7.Установи соответствие дат и веков.
Дата
Век
1. 1242 г
А. XXI в.
2. 2016 г.
Б. I в.
3. 154 г.
В. XIII в.
4. 74 г.
Г. II в.
Счет лет в истории Тест В.2
1. Начерти ленту времени. Ответьте на вопросы и заполните задания.
А) Обозначь на ленте времени точку отсчёта начала нашей эры. Какое событие положено в основу отсчёта нашей эры?
Б) Сколько прошло лет от рождения Иисуса Христа до нынешнего времени?
2. Определите название периодов, которых не хватает в схеме «Лента времени»
___?____ => Древний мир => Средние века => __?___ =>Новейшее время
3.Расположите периоды времени в порядке убывания.
А.Эра, Б. год, В. тысячелетие, Г. месяц, Д. век, Е.день.
4. Наш город был основан в 1631 году. В каком веке это было? Когда братчане будут праздновать своё 400-летие?
5.Первая греческая Олимпиада прошла в 776 году до нашей эры? Сколько лет тому назад произошло это событие?
6. Какой год следует за 65 годом до нашей эры?
7.Установи соответствие дат и веков.
Дата
Век
1 74 г.
А. XXI в.
2.. 154 г.
Б. I в.
3. 1242 г
В. XIII в.
4. 2016 г
Г. II в.
Полный текст материала Итоговые тесты по теме Первобытное общество и Счёт лет в истории; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?Оставьте комментарий
Оставить комментарий
pedsovet.su
Тест по теме: "Первобытное общество"
1.
В каких районах земного шара археологи обнаружили следы древнейших людей?
в Западной Европе
в Восточной Африке
в Северной Америке
в Западной Австралии
2.
Около 40 тысяч лет тому назад человек стал таким, как сегодня, и получил научное название:
"человек разумный"
"человек грамотный"
"человек умелый"
"человек прямоходящий"
3.
Как назывался первобытный коллектив людей, где осуществлялся обычай "один за всех и все за одного"?
племя
стадо
соседская община
родовая община
4.
Какие животные стали лёгкой добычей человека после изобретения гарпуна?
птицы
рогатый скот
мелкая рыба
крупная рыба
5.
Что составляло основную добычу первобытных людей сорок - двадцать тысяч лет тому назад?
зайцы, собаки, куницы
волки, лисицы, зайцы
мамонты, пещерные медведи
лошади, олени, бизоны
6.
Назовите главный отличительный признак "человека разумного".
прямая походка
высокий лоб
подбородочный выступ
надбровный валик
7.
Какое занятие, по мнению историков, приносило пищу древним людям?
ремесло
охота
земледелие
собирательство
8.
Когда первобытный человек, ответственный за поддержание костра, терял огонь, то такого человека...
заставляли в одиночку добывать огонь снова
заставляли охранять огонь всю жизнь, предворительно добыв его всем племенем
изгоняли из коллектива
убивали
9.
По какой причине зародились религиозные верования у первобытных людей?
из-за боязни хищных зверей и лесных пожаров
из-за попытки понять явления природы
по причине отображения явлений природы с помощью рисунков
по причине необходимости изготовления орудий труда
10.
Кого первобытные люди считали хранителями домашнего очага?