Достижения первобытных людей. Культурные достижения человечества первобытной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурные достижения человечества первобытной эпохи. Достижения первобытных людей


Достижения людей в период позднего палеолита.

Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1'Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную '• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |'6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также 'около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Похожие статьи:

poznayka.org

Достижения людей в период позднего палеолита — Мегаобучалка

Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1'Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную '• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |'6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также 'около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

megaobuchalka.ru

Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Из перечисленных предметов важнейшими орудиями труда были резец и скребок. Резец люди создали для производства орудий. Его использовали для изготовления орудий из твердых материалов – кости, рога. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень.

Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек. Крыши земляной были конические, состояли из жердей или костей крупных животных (например, бивней мамонтов), прикрывали сверху ветвями или шкурами животных.

Археологами обнаруживаются и специальные углубления в землянках – хранилища для особо ценных вещей – скульптурок женщин и животных, украшение из клыков хищников, орудий и оружия (например, наконечники копий) отличного качества.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков.

Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может отличить первое каменное орудие, которым пользовался при своём появлении человек разумный, от орудий его предшественника – неандертальца. Человек разумный совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Всё это серьёзные сдвиги в развитии производства, но они ещё не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры – изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурное, графическое, живописные геометрические знаки и также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, кости, рисунки на посуде посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названного по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости и гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены не однотипные женские статуэтки, а разные по стилю. Так же для этого периода характерны верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигурки изображали мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других животных, в том числе и хищников.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших точностей изучил повадки дикого животного, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому  так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

     Культура в эпоху палеолита. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.

Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для  третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического  изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

     Культура в эпоху мезолита и неолита. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла.

Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

     Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание  Петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее – сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Уже первобытный человек (Homo sapiens) был способен создавать изображения, обладавшие изумительной выразительностью, чему мы являемся свидетелями и сегодня, когда рассматриваем мно­гие хорошо сохранившиеся пещерные рисунки древнейших времен. Эти первобытные графические формы передачи ин­формации можно охарактеризовать как первые попытки создания языковой системы, основанной на изображениях.

Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг. до н. э. выражают человеческий опыт в форме рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние изображения фиксируют некоторые представления, историче­ские события, а также выполняют утилитарные функции конкретного сообщества обитателей пещер. Некоторые историки полагают, что целью этих древних пещерных произведений было также использова­ние их в качестве учебных пособий, а именно для обучения юношест­ва навыкам выслеживания добычи и религиозным ритуалам.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия, представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

     Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм  – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты  восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

     Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними.

Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось  тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.3. Тест

1. – А. Фетишизм – Вера в магическую силу неодушевлённых предметов

2. – Б. Татемизм – вера в существование связи людей с животным и растительным миром

3. – В. Магия – символические действия с заклинаниями и обрядами.

4. – Г. Анимизм  – наделение природных явлений человеческими качествами.

www.coolreferat.com

2.7. ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА : Наука в истории общества : Юридическая библиотека

Этот весьма короткий обзор техники и идей первобытного человека должен быть достаточен, чтобы показать то, как много было уже сделано к концу древ­некаменного века в деле использования человеческого разума для распростра­нения его власти над природой с помощью материальных орудий и через посредство деятельности общества по созданию традиций и ритуалов, обеспечи­вающих сохранение достигнутых успехов. Основы механики и физик и были заложены в изготовлении и употреблении орудий, основы химии—в употребле­нии огня, а основы биологии—в практическом и передающемся по наследству знании о животных и растениях. Общественное знание содержалось в языке и искусстве и систематизировалось в тотемизме с началом формального обуче­ния в церемониях посвящения.

Характер общества, обусловленный его зависимостью от охоты и собира­тельства, по существу, был общинным без какой-либо заметной специализа­ции и без разделения на классы.

Ограниченность охотничьей системы хозяйства

Высокий уровень технических и социальных достижений палеолитического человека был таким, что можно только удивляться, почему он не мог постоянно оставаться в этом положении. Действительно, с некоторыми народами, повиди- мому, так и случилось, но только в наиболее отдаленных местах, таких, как Арктика и центральная Австралия, или в тропических лесах. Однако до сих

* Игра слов: английское слово «spirit», кроме основного значения «дух», имеет еше значение «спирт», «алкоголь». Ср. «дух»—«духи».—Ред.

пор вызывает сомнение то, насколько эти последние являются сохранившимися со времен палеолита племенами, а пе представляют собой просто неолитические группы, отброшенные особо трудными внешними условиями назад, ко вторич­ной палеолитической охотничьей и собирательской культуре. Что касается остального, то палеолитическая техника была, вероятно, очень хорошо приспо­соблена для выполнения своей основной цели—охоты на ограниченное число видов диких животных в небольшом числе мест распространения их, в част­ности на открытых равнинах. Если условия, определяющие их обилие, изменя­лись либо в силу климатических изменений, пли же в результате истребитель­ной охоты самих членов племени, то стада вымирали и члены племени либо были вынуждены переселяться в более удобные районы, либо умирать на том же месте (как это происходило со многими племенами и присходит в наше время), или же учиться менять свою охотничью культуру на другую, что является гораздо более трудной задачей.

Существенная слабость общества, занимающегося охотой, заключается в том, что оно является паразитическим, живущим за счет охоты на животных. Оно в состоянии получить наибольшую пользу от животных, какой только они обладают, по не в состоянии господствовать над ними любым позитивным спо­собом, то есть такое общество могло убивать животных, но не могло кормить их или заставить размножаться. В действительности, вероятно, именно значитель­ная эффективность охоты в эпоху верхнего палеолита стала основной причиной исчезновения крупных животных во всех легкодоступных для охоты местах. Другой действенной причиной было изменение климата, вследствие которого открытые удобные для охоты места в некоторых районах заменились лесами, подобно тому как это было в Западной Европе, или пустынями, как это было в Африке. Конечно, охота приблизительно в конце ледникового периода пере­стала быть наиболее прогрессивным типом человеческой культуры, и хотя ее искусство и даже ее общественная организация были сохранены, они продол­жали существовать лишь как часть более богатой и более прогрессивной куль­туры, возникшей с изобретением земледелия.

Возможно, существовали также и внутренние причины, коренившиеся в форме палеолитического общества, которое сделало их менее способными бороться с окружающей их средой, но их все еще трудно анализировать. Перво­бытные общества на таком уровне материальной культуры в наше время редки, и их чисто внутренние трудности нам не известны из-за разрушающего влия­ния на них более развитых культур, в частности нашей культуры.

bookzie.com

Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Из перечисленных предметов важнейшими орудиями труда были резец и скребок. Резец люди создали для производства орудий. Его использовали для изготовления орудий из твердых материалов – кости, рога. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень.

Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек. Крыши земляной были конические, состояли из жердей или костей крупных животных (например, бивней мамонтов), прикрывали сверху ветвями или шкурами животных.

Археологами обнаруживаются и специальные углубления в землянках – хранилища для особо ценных вещей – скульптурок женщин и животных, украшение из клыков хищников, орудий и оружия (например, наконечники копий) отличного качества.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков.

Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может отличить первое каменное орудие, которым пользовался при своём появлении человек разумный, от орудий его предшественника – неандертальца. Человек разумный совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Всё это серьёзные сдвиги в развитии производства, но они ещё не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры – изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурное, графическое, живописные геометрические знаки и также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, кости, рисунки на посуде посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названного по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости и гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены не однотипные женские статуэтки, а разные по стилю. Так же для этого периода характерны верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигурки изображали мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других животных, в том числе и хищников.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших точностей изучил повадки дикого животного, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому  так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

     Культура в эпоху палеолита. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.

Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для  третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического  изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

     Культура в эпоху мезолита и неолита. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла.

Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

     Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание  Петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее – сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Уже первобытный человек (Homo sapiens) был способен создавать изображения, обладавшие изумительной выразительностью, чему мы являемся свидетелями и сегодня, когда рассматриваем мно­гие хорошо сохранившиеся пещерные рисунки древнейших времен. Эти первобытные графические формы передачи ин­формации можно охарактеризовать как первые попытки создания языковой системы, основанной на изображениях.

Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг. до н. э. выражают человеческий опыт в форме рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние изображения фиксируют некоторые представления, историче­ские события, а также выполняют утилитарные функции конкретного сообщества обитателей пещер. Некоторые историки полагают, что целью этих древних пещерных произведений было также использова­ние их в качестве учебных пособий, а именно для обучения юношест­ва навыкам выслеживания добычи и религиозным ритуалам.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия, представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

     Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм  – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты  восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

     Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними.

Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось  тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.3. Тест

1. – А. Фетишизм – Вера в магическую силу неодушевлённых предметов

2. – Б. Татемизм – вера в существование связи людей с животным и растительным миром

3. – В. Магия – символические действия с заклинаниями и обрядами.

4. – Г. Анимизм  – наделение природных явлений человеческими качествами.

en.coolreferat.com

Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Из перечисленных предметов важнейшими орудиями труда были резец и скребок. Резец люди создали для производства орудий. Его использовали для изготовления орудий из твердых материалов – кости, рога. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень.

Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек. Крыши земляной были конические, состояли из жердей или костей крупных животных (например, бивней мамонтов), прикрывали сверху ветвями или шкурами животных.

Археологами обнаруживаются и специальные углубления в землянках – хранилища для особо ценных вещей – скульптурок женщин и животных, украшение из клыков хищников, орудий и оружия (например, наконечники копий) отличного качества.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков.

Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может отличить первое каменное орудие, которым пользовался при своём появлении человек разумный, от орудий его предшественника – неандертальца. Человек разумный совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Всё это серьёзные сдвиги в развитии производства, но они ещё не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры – изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурное, графическое, живописные геометрические знаки и также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, кости, рисунки на посуде посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названного по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости и гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены не однотипные женские статуэтки, а разные по стилю. Так же для этого периода характерны верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигурки изображали мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других животных, в том числе и хищников.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших точностей изучил повадки дикого животного, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому  так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

     Культура в эпоху палеолита. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.

Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для  третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического  изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

     Культура в эпоху мезолита и неолита. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла.

Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

     Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание  Петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее – сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Уже первобытный человек (Homo sapiens) был способен создавать изображения, обладавшие изумительной выразительностью, чему мы являемся свидетелями и сегодня, когда рассматриваем мно­гие хорошо сохранившиеся пещерные рисунки древнейших времен. Эти первобытные графические формы передачи ин­формации можно охарактеризовать как первые попытки создания языковой системы, основанной на изображениях.

Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг. до н. э. выражают человеческий опыт в форме рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние изображения фиксируют некоторые представления, историче­ские события, а также выполняют утилитарные функции конкретного сообщества обитателей пещер. Некоторые историки полагают, что целью этих древних пещерных произведений было также использова­ние их в качестве учебных пособий, а именно для обучения юношест­ва навыкам выслеживания добычи и религиозным ритуалам.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия, представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

     Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм  – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты  восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

     Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними.

Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось  тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.3. Тест

1. – А. Фетишизм – Вера в магическую силу неодушевлённых предметов

2. – Б. Татемизм – вера в существование связи людей с животным и растительным миром

3. – В. Магия – символические действия с заклинаниями и обрядами.

4. – Г. Анимизм  – наделение природных явлений человеческими качествами.

ua.coolreferat.com


Смотрите также