Духи для первобытных людей. Духовная культура первобытного человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Парфюмерия древнего мира. Духи для первобытных людей


Парфюмерия в древности. История парфюмерии.

Природа запаха таинственна, божественна по своей природе. Непостижимая для людей древности, она не раскрыта до конца и в наше время. Аромат, от которого трепещет душа - самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Это впечатление мимолетно, невесомо, но все же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Кому не знакомо ощущение блаженства, вызванного прикосновением свежего бриза, или наступлением поры, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, окутывая себя дыханием зелени и цветов.

Природа подарила человеку свежесть цитрусов, истому туберозы, тепло сандала, загадочное спокойствие ладана, чувственность амбры и мускуса. 50 веков усиленных поисков и открытий душистого сырья и способов его получения стимулировали развитие цивилизации. Попытки человека сохранить и передать благоухание природы способствовало появлению и развитию парфюмерии. Её история неразрывно связана с историей человечества.

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства - Аравия, которая долгие века, носит название "страны благовоний". Но что не вызывает сомнений, так это первое применение парфюмерии - религия. Когда человек открыл для себя "сок из дерева мирры, слезу бальзамических сладостных трав", прежде всего он принёс их в дар божеству.

История парфюмерии уходит своими корнями в глубокую древность, но точную дату её возникновения назвать никто не может. Само слово "парфюмерия" произошло от латинских "per" - через и "fumum" - дым. Это свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее. Благовонные курения сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское "седьмое небо" полны, по описаниям, благовонных запахов.

Использование благовоний в античном мире достаточно быстро вышло за рамки исключительно религиозного ритуала. Способы употребления благовоний адаптировались в частной жизни и стали необходимостью везде, где появлялась тенденция к более утонченному вкусу и быту. Искусство парфюмерии изучалось и культивировалось всеми народами, принимавшими друг от друга эстафету цивилизации.

Древние египтяне использовали различные пряности, деревья, их плоды и смолу в качестве ароматических материалов для окуривания богов и при изготовлении мазей и бальзамов. При подогревании эти вещества начинали источать аромат. Потом на замену простым веществам пришли специальные смеси, для которых были даже изобретены металлические сосуды с горящими углями. Немного позже древние египтяне стали готовить мази и бальзамы для лечебных и косметических целей. Сосудами для хранения в то время служили алебастровые вазы, флаконы из фаянса или сосуды для вина, а затем появилась и стеклянная посуда, украшенная разноцветными рисунками. Египетские женщины применяли парфюмированные масла для омоложения кожи, которые также были неотъемлемым атрибутом макияжа.

От египтян это искусство переняли иудеи, потом ассирийцы, греки, римляне, арабы и, наконец, преодолев хаос варварства и созрев для освоения присущих цивилизации искусств, - современные европейские народы.

Древние греки приписывали ароматам божественное происхождение и активно использовали их не только в повседневной жизни, но и в религиозных церемониях: усопших бальзамировали и погребали обязательно вместе с ароматическим флакончиком. Греческие сосуды для благовоний были более сложные, чем египетские: они изготавливались в виде животных и божеств.

Древние римляне также широко использовали парфюмерные мази и бальзамы как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Смешивая ароматические вещества с лечебными, жители Рима применяли эти смеси в медицине.

А вот арабы, в отличие от европейцев, больше ориентировались не на применение, а на торговлю пряностями. Они привозили душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова. Кстати, именно арабам принадлежит пальма первенства в изобретении перегонного куба.

Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских жрецов, так как только им в ту пору были известны секреты приготовления ароматических составов. Духи и косметика, которыми пользовались египетские красавицы, чтобы усилить впечатление от своей красоты, были если и не столь изысканны, как снадобья современных модниц, то, во всяком случае, столь же многочисленны.

Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте постоянно возрастало и наивысшей точки достигло в период правления Клеопатры. Эта царица использовала благовония в огромном количестве и сама была автором многих из них. Пренебрежительное отношение к аромату собственного тела в глазах утонченных египтян выглядело и как проявление грубости и варварства.

Евреи - древнейший из современных народов, долгое время, находясь в рабстве в стране высокой цивилизации, какой был Египет той эпохи, переняли все культурные достижения своих завоевателей. Среди множества искусств, перенесенных ими из Египта в свою страну, было и искусство парфюмерии.

"Масть и курение радуют сердце..." - восклицал в своих притчах мудрейший Соломон. В ту эпоху благовония были очень дороги, и древние евреи ценили их столь высоко, что включали в число даров царя. К примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему "такие пряности, какие никто до той поры не видел".

Еврейские женщины, как правило, отличались замечательной красотой. Однако, не довольствуясь присущим им от природы очарованием, женщины стремились усилить его с помощью разного рода косметики и благовоний. Наряду с ароматическими курениями, духами и притираниями, были вещества, создававшие "аромат одежд", которые помещались между одеяниями. Некоторые поклонники ароматных удовольствий роскоши ароматизировали даже свою постель.

Быт ассирийцев, которому были свойственны роскошь и утонченность, предполагал широкое употребление ароматических средств и косметики. Последний ассирийский царь Сарданапал, будучи свергнут с престола ворвавшимися в страну завоевателями, избрал для себя смерть, достойную восточного гедониста. Он приказал сложить костер из благовонного дерева, взошел на него вместе со своими женами и сокровищами и задохнулся в облаке ароматного дыма.

Одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами на древнем Востоке был Вавилон. Основными потребителями этих благовоний были сами вавилоняне. Геродот сообщает, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято умащать все тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения.

Великий завоеватель Александр Македонский, презиравший предметы роскоши, проведя некоторое время в Азии, стал по-иному относиться к этому благу цивилизации. Атеней сообщает, что Александр имел обыкновение орошать полы редкими духами и приказывал возжигать в своем присутствии благовонное дерево, мирру и другие виды курений.

В античной Греции наряду с использовавшимися для жертвоприношений ароматическими смолами, были широко распространены духи на масляной основе с запахом различных цветов, среди которых на первом месте была роза. Не пренебрегал благовониями даже циник Диоген и пользовался ими время от времени, хотя ванну считал излишней. Правда, из соображений экономии он наносил благовония на ноги, резонно объясняя: "Когда вы умащиваете духами голову, запах поднимается вверх, и от него получают удовольствие только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь, окутывает мое тело и достигает носа". Тех, кто занимался приготовлением благовоний - а это были в основном женщины - древние греки считали чародеями. Названия некоторым общепризнанным духам давались в честь их создателей. К примеру, авторство "мегаллиума" принадлежало парфюмеру по имени Мегалл.

С тех пор как римляне начали завоевывать греческие колонии на юге Италии, получившие название Великой Греции, они постепенно перенимали обычаи захваченных земель. В 454 году некий сицилиец по имени Менас принес в Рим моду брить бороду и открыл цирюльни. Эту моду подхватили самые блестящие патриции, и вскоре чисто выбритый подбородок и умащенные ароматическим маслом волосы стали обязательным признаком знатного человека; бороды же остались только у рабов и простолюдинов. Именно этим моментом следует датировать начало распространения благовоний в Риме. Этот процесс шел весьма быстро, и употребление благовоний достигло таких размеров, что изгнанный Триумвиратом и бежавший в Салерно Луций Флоциус попытался спрятаться, но был выдан запахом своих духов и казнен.

Римский император Отон был страстным любителем парфюмерного искусства: даже в военные походы он брал целый арсенал туалетных эссенций. Калигула расточал на приобретение благовоний невероятные суммы денег и нежился в ароматических водах. Страстным любителем ароматов был также Нерон. В его раззолоченном дворце в пиршественном зале под облицовкой из слоновой кости были спрятаны серебряные трубы, из которых на гостей обрушивался дождь благовонных эссенций. Мастерство парфюмерии при дворе византийского императора ценилось ничуть не меньше, чем при римском императорском дворе, так как в распоряжении византийцев находились все благовонные сокровища Востока. Пророк Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего радуют его сердце дети, женщины и благовония.

Хотя мусульманская религия, расколовшая Восточную римскую империю, сдерживала развитие изобразительного искусства, однако не создавала препятствий на пути научных исследований и многими ценными открытиями в области науки мы обязаны арабам. Авиценна, знаменитый целитель X века, открыл способ выделять из цветов и растений их ароматические и целебные элементы с помощью дистилляции, таким образом, нашел способ длительного сохранения летучего аромата и сделал его устойчивым. Благодаря научным исследованиям, Авиценне удалось выделить ценную жидкость, известную под названием розовой воды.

Особую страсть жители Востока питали и питают к мускусу. При строительстве мечети Зобаидов под Таурисом в приготовленной извести было растворено большое количество мускуса, который является самым стойким из всех благовоний, поэтому стены мечети испускают сильный аромат до сих пор.

Немногие страны мира могут сравниться с Индией в богатстве и многообразии цветов и растений. Розовое масло производится здесь с давних пор. История гласит, что любимая жена Джехан-Джира, гуляя однажды в своем саду, увидела на поверхности заполненного розовой водой канала несколько плавающих маслянистых капелек и приказала выловить их. Найденное вещество обладало таким великолепным запахом, что Джехан-Джир приказал найти способ приготовления, чтобы специально производить эту драгоценную эссенцию. Вторым "фаворитом" среди душистых растений был жасмин, который индийские поэты называли "лунным светом в рощах".

Из всех цветов путем дистилляции изготавливали ароматические эссенции. Излюбленными запахами индийцев являлся мускус, сивет, амбра, нард, ветивер, пачули, санталовое дерево.

В Китае ароматическими веществами пользовались с глубокой древности. Любимым запахом китайцев являлся мускус, который ценят не только за приятный аромат, но и за то, что, по их представлениям, он исцеляет все болезни. Перечень веществ, используемых в китайской парфюмерии, дополняют санталовое дерево, пачули, гвоздика, корица, камфора.

lambre.by

Духовная культура первобытного человека

ТОП 10:

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий - ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности. Ритуал служил средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентировал поведение людей, поддерживал внутригрупповую сплоченность. Надо заметить, что ритуал не только формировал социально приемлемое поведение, но и давал людям мощный энергетический импульс , поддерживающий культурные нормы в повседневной деятельности. Угасание этого импульса приводило к необходимости нового повторения ритуала , которое воспринималось как создание мира и жизни общины заново. Древнейшая и глубинная основа ритуала – символический переход между различными космическими и социальными формами бытия, вторжение священного мира в повседневность. Ритуал был своего рода мостом, по которому осуществлялся переход от профанного к сакральному и обратно. Постепенно ритуалы стали приобретать характер стереотипного поведения и превращаться в обычаи, которые по-прежнему являлись важным элементом управления в родовых общинах и племенах. В языке стереотип ритуала мог войти в поговорку, а потом превратиться во фразеологизм. Например, было время, когда клятву ели, т.е. ели землю, изображая породнение с ней, а потом данный обычай закрепился во фразеологизме «есть землю».

Можно выделить несколько типов ритуалов:

Имитативные ритуалы. Воспроизводят некоторый миф или его аспект. Такие ритуалы можно рассматривать как повторение действий богов, как символическое создание мира заново. Примером имитативного ритуала является ритуал начала нового года. Наличие ритуалов такого рода связано с представлением первобытных людей о том, что несчастья и беды, затрагивающие весь род, связаны с «порчей» мира, который, следовательно, нужно очистить, чтобы восстановить его изначальное совершенство.

Позитивные и негативные ритуалы. Первые связаны с освящением или обновлением предмета или человека, а вторые – с установлением запрета (табу). Функция негативных ритуалов состоит в нейтрализации реально существующей, но неведомой опасности. Пока табу соблюдается, опасность остается лишь потенциальной. Через систему позитивных и негативных ритуалов общество устанавливало определенные ценности и регулировало отношения людей друг к другу.

Ритуалы жертвоприношения. Чаще всего являлись одной из частей более широкого обряда. Выполняли функцию установления контакта с сакральным миром. Жертва (человек, животное, овощи, фрукты, хлеб, молоко и т.д.) воспринималась как посредник между двумя мирами. Считалось, что жертвоприношения - эффективный способ унять гнев духов и богов. Через принесение жертвы (разрушение ее структуры: поедание, сожжение, расчленение, зарывание в землю) символически снималось чувство вины за нарушение норм и запретов.

Ритуалы жизненных кризисов (перехода) сопровождали события, связанные с изменением социальной структуры первобытной общины (рождение, смерть, переход мальчика во взрослые члены племени). Эти ритуалы имеют четкую структуру: отделение от прежнего статуса (символическая смерть, возвращение в младенчество или материнскую утробу), переход (подготовка к жизни в новом статусе) и воссоединение с новой социальной группой (новое рождение). Ритуалы перехода закрепляли статусно-ролевую иерархию общины, способствовали установлению нового состояния социального равновесия применительно к произошедшим в племени изменениям, предохраняя общество от раскола и дестабилизации. Ведь при тождестве индивида и общины, каждая перестановка среди его членов чревата опасностями для всех. С помощью таких ритуалов человек получал информацию о своей будущей социальной роли и культурно приемлемых для нее формах поведения. Эта эмоционально проживаемая символическая «инструкция» позволяла обрести уверенность в успешном овладении новой ролью и уменьшала стресс при переходе в новую социальную группу, облегчая трудности адаптации к новой социальной роли. К примеру, погребальные ритуалы сначала делают горе явным, а затем жестко инструктируют близких о необходимости придерживаться нормального поведения. Ритуалы перехода являлись также массовыми зрелищами, вовлекали в эстетическую деятельность. Следует заметить, что степень разработанности одних и тех же ритуалов перехода в различных архаичных обществах неодинакова.

 

Формы религии

 

Среди исследователей религии нет однозначного мнения по поводу того, какие формы первобытных верований можно считать религией. Ряд исследователей не относят к религии магию (Дж.Фрэзер), фетишизм и тотемизм, называя их формой веры. Анимизм часто понимается как тип мировоззрения, включающий в себя различные религиозные культы. Нет единого мнения и относительно исторически первой формы религии. Э.Тайлор считал такой формой анимизм, Э.Дюркгейм – тотемизм, Дж.Фрэзер – веру в богов. Неясно также, являлась ли каждая форма верований общим для человечества этапом развития религиозных представлений.

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Э.Тайлор считал анимизм сущностью всякой религии. Анимизмом называется вера в существование духов, способных помогать или мешать человеку в его делах. Первоначально он существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Ветер, гром, деревья, источники, камни и т.п. наделялись собственной волей. Позже складывается представление о духах, которые проявляют себя через различные предметы и явления. Духи еще не противопоставлялись предметам и могли погибать вместе с ними или переселяться в другие вещи. Позже духи становятся самостоятельными сущностями. Относительно человека также возникает представление о существовании самостоятельной души, которая очень часто ассоциируется с дыханием или тенью. У африканских племен до сих пор сохранились обряды, защищающие тень от врагов и хищников. Зулусы считают, что тень после смерти становится домашним духом. В европейской традиции существовало представление о том, что у мертвых нет тени.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм- вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени. К примеру, у сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии (в том числе и тех, что жили на территории современной Беларуси и России), существовал культ оленя (лося). Первоначально олени как магические животные обеспечивали изобилие зверей, а с развитием земледелия стали подателями дождя. Известно большое количество мисок-чар для вызывания дождя трипольской культуры со стилизованным изображением двух оленей. Археологами на северо-востоке Европы были найдены шаманские бляшки с изображениями полулюдей-полулосей, а также украшения головного убора шаманов с головами лосей, на Беларуси также были найдены костяные фигурки лосей. В мифах и сказках народов Севера до сих пор сохранилось представление о женщине-лосихе, которая является матерью Вселенной. Эти представления закрепились в названиях созвездий («Большая Медведица», которая на русском Севере называется «Лосем»; у поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой»). Широко известны изображения оленей и женщин-лосих на славянских вышивках. Возможно еще более ранним был культ медведя. В Европе (в том числе России) были найдены неолитические статуэтки женщины-медведя, а также «медвежьи пещеры» культового назначения, относящиеся ко времени палеолита (мустьерская эпоха), в которых были захоронены медвежьи черепа и лапы. Медвежьи лапы с когтями долгое время являлись амулетами. Они упомянуты, к примеру, в литовской летописи при описании похорон легендарного князя Свенторога. Медвежья лапа еще в начале 20 в. вывешивалась подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота. Осознание родства человека и медведя четко прослеживается по этнографическим материалам: сказкам и «медвежьим праздникам». Существует обширный цикл сказок (в том числе и белорусских), главным героем которых является полумедведь-получеловек. На зимних святках и масленицу в составе ряженых был медведь-человек в вывороченном тулупе. Еще в 19 в. на территории Беларуси был зафиксирован праздник пробуждения медведя после зимней спячки – «комоедицы». Подобные праздники существовали в античности и назывались «комедии».

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей, которые считаются родственниками, хотя некоторые из них могут быть мифическими личностями. Такое поклонение предкам становится возможно только при наличии веры в бессмертие души и загробную жизнь. Смерть рассматривалась первобытным человеком как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. Через некоторое время они возвращались в мир, вселяясь в новорожденных детей , животных или растения (часто тотемные). Отношение к мертвым предкам двойственное. С одной стороны, умерший опасен, т.к. может навредить и забрать в свой мир. С другой стороны, он защитник и помощник. В любом случае, предок и место его погребения вызывали почитание и благоговение. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего. Причем все предки соединялись в силу специфики первобытного мышления в единого духа рода. Благодаря обожествлению предков, люди начинали испытывать трепетное отношение и к выработанным предками культурным нормам. Таким образом создавался механизм наследования социокультурных ценностей. Предок становился также «скрепой», объединяющей людей в социальную общность, создавая у племени чувство кровного единства, которое описывается полярными категориями «свой» - «чужой». С распадом родовой общины культ предков вытесняется другими формами религии. У восточных славян хранителем рода и защитником являлся обожествленный первопредок Чур (отсюда слово пращур и оставшееся лишь в детских играх заклинание «Чур меня!»). Белорусские праздники «радуница» и «деды» также являются отголоском культа предков. В современном мире культ предков наиболее распространен на севере и западе Африки, в Меланезии, на Тробрианских островах.

Одной из форм религии являлось поклонение природе. Сначала предметом поклонения была некая безличная сила, которая управляла всеми природными процессами. Эта высшая сила не воспринималась как что-то сверхъестественное, она скорее ассоциировалась с природными явлениями и человеческими способностями, которые выходили за рамки привычного, повседневного, носили экстраординарный характер. Поэтому счастливый, удачливый, обладающий необычными способностями человек воспринимался как обладающий этой силой. В большей или меньшей степени такая безличная сила присутствовала во всех объектах и людях. Позже возникает культ персонифицированных сил природы: Неба (у охотников и собирателей) и Земли (у древних земледельцев). Небо очень быстро населяется божествами, персонифицирующими его физические аспекты (молния, гром, солнце, луна, звезды). К примеру, на Беларуси был очень распространен культ Солнца, что нашло отражение, в частности, в орнаментальных элементах глиняной посуды (крест, круг). Солнечными божествами на Беларуси были Купала, Коляда, Богач, Ярила. Так постепенно осуществлялся переход к представлению о богах, который в поздней первобытности выступает в форме политеизма – веры во множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Обычно политеизм включает в себя также веру в демонические и потусторонние силы, действующие помимо богов.

Подводя итог, можно сказать, что развитие первобытных верований прошло путь от ощущения людьми своего родства с природой и ее очеловечивания к персонификации различных природных явлений, которые на стадии разложения первобытности превратились в богов. Для первобытной религии было характерно также одновременное сосуществование различных культов и верований.

 



infopedia.su

NMayerStarParfum: Символичское значение ароматов - Ольфакция

Ольфакция — наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации. В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» утверждается: кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей. И это во многом соответствует действительности. Обоняние — самое интимное из человеческих чувств, но очень запоминающееся. Запах помогает хранить воспоминания надежнее, чем зрение и слух. 

Человек способен распознавать больше оттенков запаха, чем звуков. Запахи играют огромную роль в нашей жизни.

В романе В. Набокова «Машенька» главный герой Ганин отчетливо помнит запах девушки, которую не видел больше десяти лет: «И духи у нее были недорогие, сладкие, назывались «Тагор». Этот запах, смешанный со свежестью осеннего парка…».

Запахи прочно связаны с эмоциями и слабо — с логическим мышлением, речью. Яркие, насыщенные эмоциями воспоминания вызывают именно запахи: Наполеон на острове святой Елены писал: «С закрытыми глазами я узнал бы мою Корсику по запаху». Очень трудно объяснить, что происходит, когда человек обоняет запах, как химические вещества воспринимаются носом. Но известно, что у вкуса и обоняния одна природа. Как правило, интимные части тела — под мышки, носогубные складки вырабатывают большую часть феромонов — особых «пахучих» химических веществ.

В Филадельфии создан центр изучения запахов, так как эта сфера чрезвычайно важна для человека. Ученые обнаружили, что восприятие запахов зависит от мотивировки.

 Главная — эротическая. Пол обнаруживают по запаху. Обонятельные сигналы дают возможность выявить тех, с кем можно спариваться.  Самое трудное — выявить индивидуальный запах.

За многие века люди выделили шесть основных запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый (как запах скипидара) и запах гари. Запахи — важная область восприятия человеком действительности. С помощью запахов издавна привлекали внимание человека: не только в повседневной жизни, но и в религиозной. Ибо запах, как и вкус, мы поглощаем. Но в отличие от пищи, если она нам не нравится — мы можем ее выплюнуть, с запахом так сделать невозможно. И неприятный запах мы отождествляем с предметом, его источающим.  С древних пор запахи были средством обольщения. Этим искусством владела Клеопатра. В ее распоряжении была целая парфюмерная лаборатория. Она точно знала, каким ароматом надо умастить волосы, каким — руки, каким губы, чтобы ее поцелуй не забывался никогда. 

Коко Шанель советовала женщинам наносить духи на те места, куда они хотели, чтобы их целовали. Правда, некоторые считают, что большинство сексуальных запахов многим людям кажутся неприятными. Поэтому ароматы часто называют чувственными.

Легенды о волшебной силе запахов — атрибут любой культуры. Колчан индуистского бога любви Камы был наполнен цветами вместо стрел. Афродита заставляла людей влюбляться друг в друга с помощью пряных ароматов. В древнем Иерусалиме девушка клала себе в башмаки немного мирры, и, если ей нравился молодой человек, она старалась незаметно прикоснуться к нему кончиком туфли. Считалось, что так можно возбудить страсть. И действительно, запахи могут возбудить крайнее тяготение к личности, источающей приятные запахи, что и является апогеем в романе Зюскинда.

Вера в силу запахов стимулировала поиск волшебных ингредиентов. Создатели ароматов понимали, что духи создают некую ауру, только смешиваясь с запахами тела. В 1959 году была изобретена «формула любви»: крохотная капля феромона, аттрактант — притягательный для самцов тутового шелкопряда. Запах феромона улавливается маленьким углублением, которое находится в ноздрях ближе к кончику носа. Феромоны быстро разрушаются в воздухе, плохо проникают сквозь одежду, действие их легко нейтрализуется косметикой и парфюмерией. Но их можно заместить другими запахами животного или растительного мира. Вещества животного происхождения — мускус, амбра, кастореум и цибетин веками использовались в парфюмерии. Запахи эти сами по себе неприятны для человеческого носа, но они прекрасно сочетаются с другими пахучими веществами, делая их и мягче и ярче одновременно. Кроме того, они позволяют им долго не терять своих свойств.

Некоторые цветы содержат особые, наркотические запахи, в которых есть нота разложения, гнили. Главный ингредиент этих запахов — индол. Но именно он придает таким цветам, как флердоранж, жасмин, сирень дурманящее воздействие.  Белая, восковая тубероза — один из самых дорогих цветков в парфюмерии. Аромат ее приобретает силу после захода солнца, поэтому туберозу называют «любовницей ночи». И используют этот запах в модных новых духах начала нашего третьего тысячелетия. Некоторые цветы не дают возможности извлечь из них аромат: фрезия, лилия, тюльпан, орхидея, жимолость, фиалка, сирень, ландыш. Имитируя их запах, необходимо синтезировать ароматы.

Восприятие запахов зависит от контекста. Кондитерские запахи — ваниль, корица, кардамон, карамель — для многих притягательны. Они напоминают им детство. Прямо противоположные запахи — «кислородные», чувственные. Это запахи талой воды с легкой примесью гудрона, мокрой древесины и прелой земли. Они вызывают чувство тоски, но одновременно ощущение восторга и предвкушения перемен.

giorgio-armani-acqua-di-gio-men Запах воссоздает определенное настроение. Ладан — это ароматическая смола деревьев рода босвелия в Южной Африке. Фимиам = тимьян = чебрец пахнут, считается, приятно на любой вкус. Есть запахи, повышающие бдительность — запах мяты, цветы из семейства лилейных.Именно из-за этого в рацион солдат американской армии включена мятная жвачка. Гелиотроп избавляет от хандры, лимонный аромат снимает усталость и успокаивает, сандалспособствует концентрации. Но следует помнить, что запах, поначалу вызывающий потрясение, потом становится будничной нормой, к нему привыкают. Запах — это составляющая гармонии, в его восприятии важен первый эмоциональный отклик. Важным элементом воздействия духов являются флаконы для них, их «одежда».

История благовоний начинается в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Еще древние шумеры возжигали ароматические смолы, чтобы умилостивить богов. В Древнем Египте благовония играли важную роль в религиозных церемониях. В Греции возжигали душистые смолы, чтобы разогнать злых духов, ублажить богов. Потом благовония стали использовать христиане во время обряда причастия. В Индию благовония попали в V в. до н. э. Сначала их использовали в ритуальных обрядах. Постепенно благовония стали куриться в жилых домах и храмах. В Японии XIII века среди аристократов были популярны благовонные игры. Суть их заключалась в том, чтобы правильно определить аромат горящего благовония. Китайцы использовали благовонные палочки в качестве часов.

Использовались благовония и как антисептическое средство. В Таиланде таким способом боролись с простудой. В Индии лечили проказу, ожоги, мозоли. Сегодня благовония также используются в этом направлении и применяют для этого ладан, мирру, сандал, амбру, базилик, клевер, жасмин, мускус, пачули. Индийская традиция изготовления благовоний обладает более сладким и пряным запахом. Их делят на три группы: успокаивающие, стимулирующие и освежающие. Китайские благовония обладают более тонким и нежным запахом. По форме они бывают в виде палочек или колец. Их украшают изображением драконов и святых и возжигают во время празднеств и религиозных обрядов. Тибетские благовония изготовляют в монастырях и используют для ритуального подношения божествам. В благовониях важное значение приобретает цвет, размер, количество и способ возжигания.

Современные исследователи показали, что определенные ароматы обладают способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию.  Американский психиатр А. Хирш установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение людей. Так, с помощью воздействия запахов он помогал людям сбросить лишний вес, с помощью запахов он научился повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или усыплять человека. Запахи способны влиять на производительность труда. Некоторые ароматы снимают депрессию, улучшают настроение. Это относится к запахам лаванды, шалфея, ромашки, лимона, сандалового дерева. А аромат жасмина, розы, лимона, апельсина, мяты и гвоздики возбуждают не меньше, чем крепкий кофе. В Японии это используют некоторые фирмы. В определенные часы по системе кондиционирования в служебные помещения закачиваются строго выверенные комбинации ароматических веществ. Это позволяет повышать производительность труда персонала на 50 %. Сегодня запахи эксплуатируются в бизнесе. Например, в продуктовых магазинах наибольший эффект дает свежий запах огурца или арбуза. В магазинах одежды — увеличить продажи помогают запах ванили, лаванды, базилики, мяты или лимона. Но у людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации.

На современном этапе изобрели целую индустрию запахов, в которой большое внимание уделяется упаковке. Один вид благовоний навевает мысли о дальних странах, давно ушедших временах. Знаковый эффект аромата — самый мощный и одновременно самый хрупкий компонент, составляющий атмосферу эпохи. Исторические смыслы парфюмерии очень подвижны. Не существует просто приятных или неприятных запахов. Все зависит от контекста, расшифровка запаха регулируется культурными установками. История запахов — часть истории культуры. Современный человек вряд ли будет восторгаться запахом пачулей. В эпоху Наполеона ни одна красавица не мыслила выход в свет без их теплого смолистого запаха. Дамы, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали. Их прокладывали пачулями, чтоб уберечь от моли. Парфюмеры стали выпускать духи, настоянные на пачулях. Можно утверждать, что от дам, изображенных на полотнах Энгра и Давида, пахло пачулями. К середине XIX века прошла мода на Восток. И запах пачулей стал восприниматься как символ дурного вкуса. Они были реабилитированы лишь в 1937 году модельером-сюрреалисткой Эльзой Скьяпарелли, придумавшей духи «Shocking». В 60-е годы пачулями увлеклись хиппи. В XVIII веке модной стала «кёльнская вода». Придумал этот одеколон итальянский парфюмер. В нее входили бергамот, лаванда, розмарин, настоянные на виноградном спирту. Французские солдаты, побывав в Кельне, привезли оттуда этот одеколон (вода из Кёльна). Престиж этого одеколона был связан с его недоступностью, иностранным происхождением и тайной аромата. Наполеон всегда имел при себе бутылочку с «кёльнской водой», который он носил за отворотом сапога. Он не только душился этим одеколоном, но капал его на сахар, в воду для ванны, для полоскания, считая, что он стимулирует работу мозга. Когда массовое производство спровоцировало утрату его элитарности, он превратился в популярную и дешевую марку.

Если в XVIII веке духи наносили на кожу, то в XIX веке полагалось душить предметы туалета: носовые платки, веера, перчатки, митенки, кружева. Белье в доме должно было благоухать свежим запахом лаванды.

Фото 1 - Дерзкий аромат лета! Духи делятся на мужские и женские. В начале XIX века такого разделения еще не было. Жозефина, жена Наполеона, любила запахи розы и мускуса. Наполеон же мускуса не переносил. Когда Наполеон расторг с ней брак, она в отместку надушила дворцовые апартаменты мускусом, и этот запах не выветривался до конца века. В 30-е годы XIX века духи начинают подразделяться на мужские и женские.  Мужские духи — с лесными запахами — кедра, сосны, дубового мха, отражая метафорику охоты. Допустимыми мужскими запахами являются запах благородных сигар и табака, чистого тела и виски. В конце XIX века табу на животные и цветочные запахи для мужчин было снято.  Женские запахи — царство тонких цветочных ароматов, ибо женщине предписывалась слабость, утонченность, деликатность чувств и поэтичность натуры. Отсюда метафорика женского образа — флоральность, она ассоциируется с невинным, слабым и прекрасным цветком. 

 Но в 1973 году были выпущены духи Charlie, которые акцентировали образ энергичной, самостоятельной и свободной женщины. Духи «Шанель № 5» появились в 1921 году и отражали пуристские и конструктивистские идеи, витавшие в атмосфере того времени. Они стали аналогом в парфюмерии «маленького черного платья» — воплощали тот же универсальный минимализм и чистый контур, обеспечивавшие постоянную востребованность стиля.

Запах — предельно эластичная культурная модель. Каждый раз она получает новое символическое наполнение в зависимости от требований момента.

Случалось ли, мой друг читатель,

Вам Блаженствовать и тонко длить мгновенья,

Безумно, долго, до самозабвенья

Вдыхая мускус или фимиам.

Обоняние было необходимо для первобытных людей. Постепенно оно развивалось, удовлетворяя религиозно-культовые и эстетические потребности. Уже на самом раннем периоде становления человеческого общества, когда люди научились добывать огонь, они бросали в него душистые ветки кипариса, кедра, можжевельника, вдыхая благовонный дым. Начиная с эпохи верхнего палеолита люди курят благовонный фимиам для богов — во всех конфессиях. Индийское слово храм в переводе с санскрита означает «дом фимиама». Греческий элизиум, христианский рай, и исламское «седьмое небо» полны благовонных запахов.

В Древнем Египте основными силами для культовых воскурений оставались смола, кедр, ладан и мирра. Нильская голубая лилия была знаком фараона. Ее запах использовался в качестве психотропного и эротизирующего средства.

 Постепенно благовония стали важным средством торговли. Когда Египет захватили персы, они усилили в обществе потребление благовоний. Завоевавший персов Александр, не знавший восточной роскоши, посчитал, что именно благовония и сопутствуют настоящему царствованию. Переведенная им из Мемфиса столица в Александрию стала центром производства и продажи благовоний. Здесь использовали ладан, кедр, мирру, сандал, амбру, мускус. Особенно производство благовоний интенсифицировалось при правлении Клеопатры. Когда Египет стал римской провинцией, потребность в благовониях в Римской империи возросла. Их использовали в банях, храмах. Христианство продолжило традицию использования благовоний. В Арабском халифате были разработаны новые химические технологии приготовления благовоний. Спирт, по-арабски алкоголь, первыми стали производить перегонкой арабы. Появление спирта сделало возможным создание современных парфюмерных изделий.

В Европе ассортимент эфирных масел включал все продукты, знакомые александрийским мастерам. Но постепенно появлялось много новых. Республика Венеция держала в руках торговлю с Востоком, естественно, не забывая о благовониях. На сегодняшний день Франция стала законодателем мод в парфюмерии, поставщиком духов и туалетных вод во все страны мира.   Обоняние — одна из важных способностей человека. У новорожденных оно особенно сильно развито. Но за один год жизни оно ослабевает на 40–50 % врожденного дара. В пожилом возрасте, особенно после утраты способности к деторождению, чувствительность обонятельных органов снижается. На этой врожденной естественной способности человека возникла ароматерапия. Воздействие ароматов используется для восстановления больных после травм, операций острых патологических кризисов. Так как ароматы антагонистичны уродству, они способствуют повышению комфорта, снятию разрушительных эмоций.

 Для каждого человека присущи определенные предпочтения в ароматах. Людям мечтательным, романтичным предпочтительнее ароматы сладковатые. Свежие ароматы больше привлекают людей, диагностирующих текущую полосу жизни как не самую удачную. Цветочные ароматы притягательны для людей, недовольных собой. Ароматы терпкие зовут за собой людей сильных и страстных. Ароматы бальзамические привлекают людей мыслящих. Горькие арматы свойственны натурам незаурядным. При этом надо знать, что натуральный аромат изменяет свой оттенок при соприкосновении с кожей человека: страх пробуждает кислинку в терпком аромате, страстное желание — пряные ноты в сладком букете.

Знаковый эффект аромата — самый мощный, но одновременно он и самый хрупкий.

Исторически смыслы запахов очень подвижны. Довольно широк разброс национальных предпочтений приятных запахов: у немцев приятные ассоциации вызывают запахи свежих, чистых простыней, леса трав. У японцев — предметы, связанные с ванной, цветы. Напротив традиционно неприятные запахи, в ряде случаев могут расцениваться вполне позитивно: бедуины смачивают тело мочой верблюда, эскимосы едят выдержанное мясо, а французы навязали свою любовь к резкому запаху заплесневелого сыра. Все же устойчивые ассоциации вызывают определенные неприятные запахи. Вариативность приятных запахов более высока. Для пикантности в ароматические композиции прибавляют толику неприятных запахов — женского или мужского пота для женских или мужских духов, запах горелой резины, горячего металла.

Дешифровка запаха, как правило, регулируется культурными установками. Так, созданный к 300-летию дома Романовых аромат духов «Любимый букет императрицы», после революции был переименован в «Красную Москву» и стал знаком советскости. 

Итак, запах получает символическое наполнение в зависимости от требований момента. Запах воплощает наше желание быть другими, меняться и играть.

Автор: Светлана Махлина

 "Семиотика культуры повседневности" http://lib.rus.ec/b/362517/read

nmayerstarparfum.blogspot.com


Смотрите также