Первобытное общество славянских народов. I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСТОРИЯ РОССИИ ДО V ВЕКА Н.Э. Появление славянских племен. Первобытное общество славянских народов


Славяне на территории Беларуси

Древние общества на территории Беларуси

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX – V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V – начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать  индоевропейцы – многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе – славяне и германцы.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII – III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III – II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII – VI вв. до н.э. – IV – V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. – IV –V вв. н.э.).

В V – II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.

Таким образом, балтский период истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

Славянизация белорусских земель

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа – восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми  или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V – VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы  и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта – культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI – VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V – VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие – славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина – основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII – IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи – предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне – предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей – предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени – древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей – в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия – пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли – наделом.

В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы – холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.

В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки – Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада – место, где селились ремесленники и торговцы; и торга – места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.



biofile.ru

Происхождение славянских народов

Открытия археологов позволили говорить, что предки нынешних славянских народностей – праславяне известны с сер. II тысячелетия до н.э. Первые письменные сведения о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. (греческие, византийские, арабские историки). На основе этих сведений определялись следующая территория расселения западные, южные и восточные славяне жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера, до середины течения Днепра; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря.

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, которое называется первобытно-общинным.

Проблема этногенеза славян (этнос(греч.)-народ, генезис(греч.)-зарождение и развитие) относится к одной из самых сложных в науке. Для решения этой проблемы необходим синтез различных наук. Так, языкознание установила, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло часть славян. Славяне жили в центральной Европе и находились, прежде всего, с протогерманцами и протоитальянцами. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначения географических объектов, животных, растений. В целом языкознание локализировалось первоначальной территорией обитания славян, где-то в бассейне реки Вислы. Правда есть среди лингвистов сторонники другой концепции. Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы, особенно активно его отстаивает О. Н. Трубачёв.

Археология в изучение этногенеза славянских племен может оказать неоценимую помощь. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемые археологами, — Черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтническом характере этой культуры. Черняховская культура была разрушена в процессе Великого переселения народов, которое приходится на IV-V вв. С северо-запада в Приднепровье пришли готы. Волна за волной из просторов центра Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекли в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары.

Во времена Великого переселения народов славяне продвинулись далеко на запад и юг. Славяне в V-VI вв. жили уже по Лабе (Эльбе), а местами и западнее ее. Они распадались на ряд этнических общностей, занимавших обособленные территории. По Висле и Варте до Одры (Одре) и Нейсе обитали племена польской группы. По верхней Лабе и ее притокам расселялись чешско-лужицкие группы. На нижней Лабе до Балтийского побережья жили многочисленные племена лютичей (вильцев) и ободрутов (бодричей). На побережных островах Балтики обитали племена балтийской группы. К V веку славяне оказались в лесной и лесостепной зоне, где была малая плотность населения, а поэтому славяне не вступали с местным балтийским и угро-финским населением, мирно сотрудничая с ними. Славяне несли с собой высокую земледельческую культуру, выработанную на юге.

Интересную точку зрения о праславянах выдвинул академик Б. А. Рыбаков. Опираясь на описание скифов в «Истории» Геродота, он утверждает, что уже тогда в среднем течении Днепра жили праславяне. Б. А. Рыбаков считает, что Скифия Геродота была населена различными племенами, ошибочно причисляемыми к скифам. Ученый полагает, что настоящий интерес представляют скифы-земледельцы, или, как их называет Геродот, «скифы-пахари». Для доказательства своей точки зрения он привлекает археологические материалы, которые позволили ему говорить о том, что в приделах Геродотовой Скифии на Среднем Днепре, на реках Буге, Днестре и Ворскле находилось земледельческие поселения, окрашенные целым рядом общих черт со скифской культурой, но отличавшиеся от скифов нескифским земледельческим хозяйством. Греки ошибочно, полагает. Б. А. Рыбвков, называли днепровских земледельцев скифами, тогда как сами они часто пользовались биографическим названием «борисфениты» (от греческого названия Днепра - Борисфен). Геродот приводит самоназвание днепровских земледельцев: сколоты – по имени мифического царя Кола-ксая (Солнце-царя). У сколотов в VII-VI вв. до н.э. было развито земледелие, скотоводство, ремесло, не границах с киммерийцами они воздвигли ряд крепостей. Но полнокровное развитие общества сколотов в VII-III вв. до н.э. было прервано нашествие сарматов во II в. до н.э. Следствием этого было исчезновение на четыре столетия праславянской государственности. Сарматское нашествие вообще сильно понизило уровень праславянской жизни, резкий подъем которой пришелся на эпоху императора Траяна (117-98гг. до н.э.).

Однако большинство исследователей не приняли эту точку зрения, считая, что ареал расселения праславян во времена Геродота, возможно, был невелик и захватывал в то время лишь северо-запад Украины. Практически все исследователи соглашаются в том, что славяне вышли из единой индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э., а отделение их от балтов произошло в I тысячелетии до н.э. Многие ученые полагают, что на территории Восточной Европы славяне появились в VII-VIII вв. н.э., а на Севере (будущая Новгородская земля) в V в.н.э.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

«Эти племена, славяне и анты, не управляемы одним человеком, но издревле живут в народовластии (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же.»

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, - отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Три ветви славян

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

- Венеды

-  Анты

- Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты – сильнейшие из обоих племен – распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В. В. Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства – праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И. И. Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Соседи восточных славян

Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами. Гуннская держава во главе с Атиллой, занимавшие земли между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась после смерти предводителя в 453г., и гунны были отодвинуты на восток. В середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и монгольские племена. Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары создали свою державу – Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления византийского императора Ираклия (610 - 641гг.). Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели тяжелое поражение в 626г., после чего Аварский каганат распался.

В середине VII века складывается Болгарское государство в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала на Дунай и оказалась среди многочисленного славянского населения. Пришельцы в 681 году создали Болгарское государство, а в последствии были ассимилированы славянами. Другая часть тюркоязычных болгар под предводительством хана Батбая, перекочевала на среднюю Волгу и нижнюю Каму, создала там государство Волжскую Булгарию.

Болгарское государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII–VIII вв. развивались феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство населения оставалась предана своим конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного Хазарского каганата стало государство Русь.



biofile.ru

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.

Разделы сайта: 

Каменный век: от палеолита к неолиту

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т.е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории людей, делят еще на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза - возникновения и развития "человека разумного". Согласно научному подходу, человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны.

Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке в последние десятилетия, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане покойника окружали рога горного козла. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток-запад.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповая пещера в Башкирии).

В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства.

Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашей территории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.

Скотоводство как вид хозяйственной деятельности сформировалось только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет ученым говорить даже о неолитической "революции". Расширяется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития - создаются крупные объединения родов - племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза. Во времена меди и бронзы в лесостепной зоне на территории нынешних Украины и Молдавии в III тысячелетии до н.э. господствовала так называемая трипольская культура, возникшая еще в конце IV тысячелетия до н.э. В степной зоне России наиболее древней была ямная, а в эпоху бронзы добавились катакомбная и срубная культуры, которые существенно различаются по типу погребального обряда и ряду элементов материальпой культуры. На Северном Кавказе во II тысячелетии до н.э. господствовала майкопская культура. Именно в это время происходит крупное общественное разделение труда - пастушеские племена начинают отделяться от земледельческих. Все эти народы известны нам по так называемым "археологическим культурам". Это понятие ученые употребляют уже для племен неолита и им обозначают совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, имеют общие особенности - в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т.д. Обычно археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности - группе родственных племен.

Век железа

Но для следующей эпохи нам известны и названия тех народов, которые обитали на территории нашей страны. В I тысячелетии до н.э. появляются первые железные орудия. Наиболее развитые культуры раннего железа известны в причерноморских степях - они оставлены киммерийцами, таврами - автохтонным населением Крыма, скифами, сарматами. Наши знания об этих народах довольно обширны не только потому, что уже раскопаны многочисленные археологические памятники, связанные с ними, но и потому, что они входили в соприкосновение с народами, обладавшими письменностью. Таковыми были древние греки. Уже во второй половине VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения. Это были колонии, которые основывались выходцами из той или иной метрополии, т.е. полиса материковой Греции. Есть разные объяснения причин эмиграции греков, но важно подчеркнуть, что на новых местах поселенцы воспроизводили те же формы социально-политического быта, которые были им привычны. Это были классические древнегреческие полисы с демократическим устройством (политическими правами пользовались только свободные). Правили выбранные на народном собрании архонты, вокруг города находилась земледельческая округа - хора. Вблизи Днепро-Бугского лимана возникает Ольвия, которую основали выходцы из города Милета. На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи - Пантикапей. Значительное количество греческих колоний было и на черноморском побережье Кавказа.

Грекам приходилось входить в определенные отношения с местными племенами. Киммерийцев со временем вытеснили скифы (родственные им племена - саки и массагеты - жили вплоть до Центральной Азии). Знаменитый греческий историк - "отец истории" - Геродот выделял у скифов, в целом принадлежавших к иранцам, ряд племенных группировок, которые различались и характером своих занятий. Скифы в тот период имели довольно развитые социальные отношения, их племенной союз сумел даже отразить попытку персидского царя Дария завоевать Причерноморье. У них была развита торговля, в их курганах, иные нз которых напоминают размерами небольшие египетские пирамиды, найдены выдающиеся произведения античного прикладного искусства.

Однако с III в. до н. э. на них начинают наступать родственные ираноязычные племена савроматов (сарматов), имевшие преимущество в вооружении - они были вооружены длинными железными мечами, позволявшими рубить прямо с коня, в отличие от скифов, которым для того чтобы пустить в ход свои короткие "акинаки", приходилось спешиваться. Во II-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья. В руках скифов остается степной Крым, где возникает новое царство - Неаполь Скифский, во главе со значительно эллинизированной скифской верхушкой. Цари скифского царства пытались подчинить себе греческие города-государства. Единственным реальным противником скифов могло стать Боспорское государство, возникшее на основе греческой колонии Пантикапей еще в V в. до н.э. Первоначально это был союз самостоятельных городов-государств (Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и др.). Но постепенно здесь устанавливается твердая центральная власть. Архонт Сиартох (304-284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. Но когда Херсонес. заключил с Боспором союз против наступавших скифов, выяснилось, что сил у этого государства для борьбы не хватает. Тогда херсонесцы обратились к Понтийскому царству - эллинистическому государству, ставшему к этому времени крупнейшим в Малой Азии. Понтийский царь Митридат VI Евпатор присоединил к своей державе Боспор и Херсонес, нанеся поражение скифам и таврам. Фактически все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако сам Митридат погиб в борьбе с Римом, а с его смертью рухнула и власть Понтийского царства над Северным Причерноморьем. Теперь сюда простер свою длань императорский Рим. Уже в III в. н.э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. он пал под ударами кочевников-гуннов,

Итак, в эпоху раннего железа можно говорить об этносах. Впрочем, определенные этническо-культурные области начинают складываться уже в эпоху верхнего палеолита. Однако материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен каменного, медного и бронзового веков, нет. Вообще, этногенез - процесс зарождения и развития того или иного этноса - одна из самых сложных проблем в науке. Корни происхождения того или иного народа теряются в глубокой древности. Многочисленные миграции, смешения, ассимиляции еще в большей степени затрудняют работу исследователя. В основу этнической классификадии народов положены лингвистические рязличия между ними, т.е. язык. В раннем железном веке на территории нашей страны обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, урало-самодийской, алтайской, кавказской. В семьях выделяют более мелкие подразделения - группы. Так, в урало-самодийской - самодийскую и финно-угорскую, в алтайской - тюркскую и ряд других; в индоевропейской: иранскую, романскую, германскую, балтийскую и славянскую.

"Откуда мы пришли..?"

Но как же выделились славяне из огромного индоевропейского массива? Вопрос этот архисложный. Для его решения необходим синтез разлячных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он ииел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то он затронул только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и протоиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы.

К сожалению, очень мало может дать такая наука, как антропология, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для нее наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Вот почему ведущая роль в этногенетических построениях отводится ретроспективному методу. От культур достоверно славянских надлежит продвигаться в глубь столетий к тем древностям, которые с ними связаны, а от них еще глубже и т.д. Одно из наиболее спорных звеньев в той цепочке, выстраиваемой археологами, - черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянским. Существует точка зрения и о полиэтничном характере этой культуры. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов, которое приходится на IV-V вв. н.э. Откуда-то с северо-запада в Приднепровье пришли готы (некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии выплескивались орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекали в движение народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары. В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателей, которые сообщают довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения готского епископа Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавенов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям Иордана можно доверять. Ими выделено три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а на территории нашей страны - Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иордана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фридбергская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Такова схема, которой придерживается часть современных исследователей. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных, все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. (И. И. Ляпушкин).

Этногеография Повести временных лет

Во всяком случае с IX в. мы уже имеем этногеографию восточного славянства, которую приводит древнерусский летописец. Повесть временных лет сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских, соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря поселились уличи и тиверцы. Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений совпадают с расселением того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами установления мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Сложнее было с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже предгосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и Внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар, во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Такими же тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на землю, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтничного населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавших с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стоялн викинги ("берговые вожди"), происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на Русь приходится на IX в.

Общественнополитический строй

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Сведения о племенных вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших "княженье в полях". Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцие градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития. На какой же социально-экономической базе основывалось общество восточных славян в этот ранний период?

Экономика

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования - от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно в древнерусском языке слово "скот" означает также и деньги.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" - дикая лошадь и др.).

Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество - добычу меда диких пчел. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян.

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. В специальных горнах руда восстанавливалась - доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые "крицы" обрабатывались кузнецами.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена с Востоком.

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения, проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах общины и удовлетворяющего общинные нужды. Восточнославянское ремесло VIII-IX вв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине, начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в Прибалтику.

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.

С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина и т.д.

Язычество древних славян

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно "населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой - маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли". В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.

Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

gumfak.ru

Славяне. Культура славянских народов. Общество. Управление. Суд

Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти первого тысячелетия нашей эры (VIII – IX века) у славян происходит процесс разложения первобытно-общинных отношений и формирование первых государств (см. Первые славянские государства). Достоверных сведений о быте славян более ранней поры почти не сохранилось. Античные и средневековые иностранные авторы характеризуют славян (венедов, энетов, антов, склавен) как племена воинственные, занимающиеся земледелием, ведущие к середине первого тысячелетия нашей эры оседлый образ жизни. Сведения, получаемые нами из этих источников, весьма скудны и, вероятно, не всегда адекватно оценивают реальное положение вещей. О раннем быте славян мы можем в некоторой степени судить по более поздним источникам.

Первобытно-общинный строй не мог бесследно уйти в прошлое. Продолжением родовых отношений в славянской духовной культуре стал коллективизм, который приводит к нивелированию отдельной личности. Это находит отражение в коллективных формах управления (крестьянская община, городское вече), которые обладают непререкаемым авторитетом и становятся носителями и защитниками традиции. Вечевое правление в ранний феодальный период было присуще не всем славянам. На систему управления у западных славян изначально большое влияние оказали немецкие феодалы, а у южных славян – военизированное племя тюркских булгар. Восточные славяне как отголосок родовых отношений долгое время сохраняли вече, представлявшее собой прямую демократию. Как свидетельствуют летописи, народные собрания были древним обыкновением в городах еще до установления княжеской власти, а позднее народ, хоть и покорился князьям, но имел некоторые вольности и в необходимых случаях сходился на общий совет. Вечевые собрания проходили нерегулярно: иногда в неделю их могло быть несколько, иногда за год не проходило ни одного. Собирались только по особо важным случаям: вторжение противника, военные неудачи, недовольство правлением властей. Остальные вопросы решались князем. Своей классической формы вечевое правление достигло в Новгороде и Пскове. Вече здесь имело законодательные функции (призвание князей), вело административную деятельность, избирая посадников, тысяцких, архиепископов, назначая воевод, принимая решения о строительстве городов; осуществляло судебные функции и т.д.

Несмотря на то, что от периода средневековья до нас дошло значительное количество документов, мы очень мало знаем о быте, нравах и характерах отдельных лиц. В летописях рассказывается история государств, а не история людей, которые эти государства создавали. Даже то немногое, что мы знаем о славянских князьях, наполнено мифами и домыслами. Не исключено, что среди первых правителей формирующихся славянских государств были воины-иноземцы, захватившие власть (Кий) и специально приглашенные на княжение (Само, Рюрик). В более позднее время система «выборных королей», в том числе и иноземных, существовала, например, в Польше (см. главу «Республика Польша»).

Отношения людей в обществе долгое время регулировались народным обычаем. К нему относились как к нерушимому, священному установлению. Чем древнее казался обычай, тем большим уважением он пользовался. Безусловно, с течением времени обычаи преобразовывались, современные устои, перемены в жизни племен не могли не накладывать на них свой отпечаток, однако происходило это исподволь, помимо сознания людей, в памяти которых «старина» как будто сохранялась. В общепринятой норме не допускались лишь радикальные изменения. По мере усложнения общественной жизни эти отношения всё же пришлось регулировать, потому что возникали конфликты, не вписывающиеся в рамки обычного права. Так, князь Игорь, пренебрегая стариной, попытался собрать с древлян повторную дань, что привело к его убийству. Его вдова, княгиня Ольга, предпринимает ряд законодательных мер, которые не отвечали обычному праву, но устанавливали силу и правоту власти. В этом «установлении справедливости» еще очень хорошо просматривается долгое время бытовавший у славян обычай кровной мести (рода, задруги). За содеянное преступление отвечал не один человек, а весь род, и он должен был либо выдать преступника, либо платить за содеянное коллективно. В Польше такой обычай (opole) существовал еще в XIII веке, в Чехии (honitva) – до конца XII века.

Установление правоты у древних славян долгое время тесно связано с представлением о божественной справедливости. Более важным было не установить виновность или невиновность человека, а выяснить, по божьему ли соизволению, или «попущению», всё произошло. В связи с этим славяне часто решают тяжбы судебным поединком («полем»), испытанием железом или водой. Судей, как таковых, славяне не имели. Спор первоначально разрешали старейшины рода, затем – князья. Иногда в суд вызываются свидетели (свѣдетель – тот, кто ведает, знает истину), видоки (тот, кто видел совершение преступления) или послухи (должны были засвидетельствовать добрую славу того, на чьей стороне они выступали). При этом сами свидетели должны быть людьми беспорочными. Так, в сказке о кукушечке-горюшечке очень хорошо отображен выбор свидетелей с её стороны: «Знаем мы твоего воробья – ябедника, клеветника и вредителя. Мужик поставит новую избу – воробей прилетит, дыр навертит. Мужик избу топит, а воробей тепло на улицу выпускает. Плох твой свидетель!» (1). Суд считался праведным только в том случае, если все обычаи были соблюдены, при этом необязательно истина должна была оказаться на стороне правого на самом деле. Победителю вручалась «правая» грамота, так как Бог оказался на его стороне; потерпевший поражение признавался виновным. Судебные поединки, как показывают письменные источники – летописи, судебники –  бытовали у славян примерно до середины XVI века.

С принятием христианства обычай получил подкрепление правовыми нормами, отраженными в Священном Писании, но «старина» еще очень долгое время продолжала существовать наряду с новыми законами. В славянских государствах в разное время составляются всевозможные сборники законов, которые должны регулировать правовые отношения. Так, например, Мефодий в конце IX века создает сборник административных законов "Закон судебныи людемъ", в Х веке у поляков появляется сборник "Мешко судья", в Киевской Руси X – XIII веков при судебных разбирательствах используют "Русскую Правду", позднее – "Мерило праведное", Судебники, "Соборное уложение" и другие.

___________________________Примечания1. Жар-птица: Русские народные сказки. Смоленск, 2002. С.117.

slawianie.narod.ru

Жизнь древних восточных славян

Расселение и занятия славянских племен на территории Украины

Название родственных народов "славяне"впервые появилось в произведениях византийского историка Прокопия Кессарийского "Война с готами" и императора Маврикия Стратега "Тактика и стратегия" (VI в). Славянские племена, составлявшие три ветви - западную, южную и восточную, с древнейших времен жили в Европе (о западных и южных славянах говорится в истории средних веков). Восточная ветвь славян - коренное население, проживавшее с незапамятных времен на значительной территории, включавшей границы современных Украины, Белоруссии и европейской части России.

Расселение славян в древности на территории современной Украины подтвердили археологические раскопки в бассейне Днепра. Найдено огромное количество поселений и могильников племен, живших в конце старой, а также при новой эрах по Днепру и его многочисленным притокам. В римских письменных источниках славяне упоминаются под названием венеды, в византийских и готских - склавины (славяне) и анты, в греческих они завуалированы в собирательных названиях - скифы, сарматы и гунны. Древнерусские летописи сообщают, что в V - VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы (см. карту-вклейку): полян (среднее течение Днепра), северян (бассейны Десны, Сулы и Ворсклы), древлян (днепровское Полесье), тиверцев (между Днестром и Прутом), уличей (между южным Бугом и Днестром, вплоть до Дуная и Черного моря), волынян и дулебов (бассейн Железные орудия труда Западного Буга и правых притоков славян второй половины верхней Припяти), хорватов (Карпаты).

Таким образом, вся территория нынешней Украины была заселена славянами, племена которых объединяла близость языка, хозяйства и культуры.

А чем занимались славяне в древности? На этот вопрос опять же дают ответ археологические раскопки и письменные зарубежные источники. Славяне вели оседлый образ жизни, и это способствовало развитию у них пашенного земледелия как основной отрасли хозяйства. Землю они обрабатывали усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу, лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде, зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали в печах-каменках.

Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства, как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.

В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки, озера, болота с зарослями камыша.

Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел: железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному, ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных нужд, так и для торгового обмена.

Развитию торговли у славян способствовало постепенное отделение ремесел от земледелия и скотоводства. Деньгами служили серебряные монеты, попадавшие к славянам в результате торговли с Византией, провинциями Западной Римской империи, греческими городами-государствами Северного Причерноморья, странами Азии и Ближнего Востока. В частности, в арабские страны славяне вывозили на продажу меха, мед, воск, хлеб, рыбу, кожи. Со временем торговля расширялась.

Развитие хозяйства у славянских племен способствовало их политическому объединению, создавало условия для формирования народности, подъему их материальной и духовной культуры.

Зарождение классов и возникновение государственных союзов славянских племен.

Развитие хозяйства послужило основой для существенных изменений в общественных отношениях славян. В результате распада первобытнообщинного строя родовые общины теряли свою прежнюю замкнутость и начали объединять не только родственников, но и соседей. Образовывались по существу новые объединения - территориальные или соседские общины, которые состояли из индивидуальных хозяйств отдельных семей. Пахотная земля и угодья общин часто распределялись между семьями, а произведенные продукты становились их частной собственностью.

"... Находившиеся до того в общем владении пашни и луга, - писал Ф. Енгельс, - стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникавшими теперь отдельными домашними хозяйствами, сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими".

Некоторые семьи накапливали значительные богатства, что усугубляло имущественное неравенство в общинах.

В древнем обществе славян происходили глубокие экономические и социальные изменения: первобытнообщинный строй разлагался, и в его недрах зарождались классовые феодальные отношения.

Старейшины родовых общин и их соратники постепенно сосредоточивали в своих руках власть и богатства, эксплуатировали свободных общинников. Кроме того, захваченных пленных они превращали в рабов и заставляли работать на себя. Однако рабовладельчество у славян не стало господствующим строем и носило патриархальный характер. Пленные-рабы часто считались членами семей общинников и становились свободными тружениками или возвращались на родину. В славянском мире не возникли условия для рабовладельчества.

В период формирования классов у славян рабовладельческий строй античного мира изжил себя. А уровень развития хозяйства у славян был уже таким, что эксплуатировать феодальнозависимых крестьян было более выгодно, чем рабов. Еще со времен первобытнообщинного строя для решения важных вопросов славяне созывали народные собрания - вече. Теперь они уже не играли главной роли. Государственные союзы племен, сформировавшиеся с появлением непримиримых между собой классов и в связи с необходимостью защиты от нашествий, возглавляли полновластные правители - князья, опиравшиеся на богатую знать и не считавшиеся с решением веча. Примером может служить государственный союз племен полян на среднем Поднепровье. На гористой южной окраине современного Киева (теперь там расположен Ботанический сад Академии наук УССР) находилась и столица полян - Бусов город, разрушенный завоевателями-персами Дария I (за 1000 лет до основания Киева в другом месте). На северо-западе образовался дулибоволынянский союз племен. Эти и другие союзы племен превращались в государственные образования - феодальные княжества.

На славянские земли часто нападали восточные кочевые племена: киммерийцы, скифы, сарматы, а позднее авары, хозары, печенеги, половцы и др. Поэтому славяне сооружали оборонительные земляные валы между реками, озерами и болотами, ставшие значительными препятствиями для вражеских нашествий. Эти валы получили название "змеевых". По народной легенде, славянские богатыри, победив в поединке своего лютого врага - Змея, запрягали его в огромнейший плуг и вспахивали такие большие борозды - валы. "Змеевые валы" в разрушенном состоянии сохранились до нашего времени на Киевщине, Черкащине, Полтавщине. Подобные сооружения под названием "Трояновые валы" существовали на Поднестровье. Их строительство потребовало огромнейших усилий.

Отважные и мужественные воины-славяне вели длительные и изнуряющие войны против нашествия восточных кочевников-завоевателей, а также армий рабовладельческих государств - Византии и Западной Римской империи, стремившихся захватить восточнославянские земли. "Выступая на войну, - писал византийский историк того времени Прокопий (VI в), - многие из них идут на врага пешком, держа в руках небольшой щит и дротик; панцирей они не носят..." Со временем вооружение славянских воинов изменялось: у них уже были железные мечи, копья, ножи, деревянные луки и их многочисленное войско наносило немало поражений врагам. Благодаря этому ослаблялся натиск вражеских сил с востока и запада на славянские земли, обеспечивалась их независимость.

Первые государственные образования - союзы славянских племен были предшественниками могущественной Киевской Руси. Именно такие объединения племен славян предшествовали образованию государства и народности, которые складывались в переходный к классовому обществу период.

Культура, быт, обычаи и верования славян

Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала), сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.

Верования славян называли язычеством. Наши предки обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце, Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".

Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти метров, затем устраивали

там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.

В наиболее изученном археологами прикладном искусстве прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей, домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда, оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в частности их труд и борьбу с врагами.

У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен византийцами троих славянских гусляров.

В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык", "не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у всех..." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах". По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.

Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.

Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что способствовало их объединению в государственные союзы на значительных территориях.



biofile.ru

ИСТОРИЯ РОССИИ ДО V ВЕКА Н.Э. Появление славянских племен.

1Наша страна изначально является славянским государством. И зарождение русской государственности связано именно с появлением славян на территории современной Белоруссии и Украины.

Появление прославян на территории Русской (Восточно-европейской) равнине связано с Великим переселением народов, начавшемся и продолжавшемся в первом тысячелетии нашей эры. Предки славян происходят от индоевропейской группы и стали выделяться в отдельные племена в начале пятого века. Прославяне пришли из Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, они двигались на запад, юг и восток.

Многие письменные источники того времени называют прославян «венедами» и указывают в качестве места их проживания территорию между местами проживания германцев, сарматами и угро-финами, то есть это земли между восточными приграничными территориями Византийской Империи и современными территориями Норвегии и Финляндии.

Славянские племена, располагавшиеся на территории современной Польши, мигрировали, в связи с ростом численности населения и необходимостью в освоении новых земель. В результате миграций и ассимиляции с другими племенами, согласно источникам Византийской Империи, к началу V века установились уже достаточно обособленные этнические группы: склавины, которые жили между р. Днестр и Средним Дунаем; анты, которые занимали территории между Днестром и Днепром; венеды, располагавшиеся в бассейне р. Вислы. Всего согласно современным источникам существовала порядка 150 – 200 наименований различных славянских племен, которые были объединены схожим бытом и культурой.

Быт древних славян

В середине V века славяне закреплялись на вновь занятых территориях Русской равнины. Поселившись в конкретных географических местах, славянские народы стали называть себя от имени мест, где одни обосновались. Славянские племена жили родоплеменной общиной, соответственно скот был общий и отсутствовало имущественное неравенство, но уже в то время существовала частная собственность, в частности племена жили в домах-землянках, которые были рассчитаны на одну семью. Поселения были не укреплены, в селении было от 8 до 20 домов, селения располагались недалеко друг от друга. В домах присутствовал очаг, если говорить о поселениях славян на запад, или печь, у славян на востоке. Каждое племя, община имело своего князя.

Основным занятием племен было земледелие, славяне выращивали пшеницу и просо, так же славяне занимались скотоводством. У племен, поселившихся на севере, основным занятием была охота. Среди закрепившихся на местах славянских племен можно выделить следующих: вятичи, которые жили в верхнем и среднем течении Оки; дреговичи — которые поселились между Припятью и Западной Двиной; кривичи – занимали территории верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана; полочане, занимали территорию современной Белоруссии, а так же словене, уличи, тиверцы.

Культура древних славян

Народы, жившие первобытной общинной, как правило, были язычниками, славянские народы были не исключением. Они обожествляли явления природы и поклонялись им. Сворог, Ярило, Перун, Велос, Мокошь, это все олицетворения неба, солнца, грозы и молний, плодородия, земли и так далее. У славянских племен не было общественных богослужений, славяне не строили храмов, в племенах не было богослужителей – жрецов. Боги изображались в виде фигурок, сделанных из камня или дерева. Идолов ставили в капищах (общедоступные места) а жертвоприношения назывались – требы.

У славян были свои языческие праздники. Как и вся культура, каждый праздник был связан с природным явлением или сменой сезона. Особенно большим праздником были проводы зимы и встреча весны, этот праздник сохранился и до наших времен и носит название Масленица. Весной у славян праздновались праздники связанные с птицами, славяне верили, что птицы принося счастье, весну, плодородие и урожай. Поэтому славянские племена пекли «жаворонков», отпускали всех птиц. Такие обряды символизировали освобождение природы после зимы. Так же Славяне отмечали праздник Ивана Купалы, в который проводили гадания с огнем и водой.

По окончании работ на земле в конце октября и начале ноября, славянские народы праздновали праздник посвященный богине плодородия и хранительницы домашнего очага – Мокошь. В эти дни женщины собирались, хвастались перед подругами шитьем и вышивкой.

В славянской культуре женщина занимала второстепенное положение в семье, во многих племенах славян, особенно произошедших от антов, было многоженство. В случае смерти мужчины, с ним хоронили и одну из его жен. Как правило, покойников славяне сжигали на костре, потом совершалась тризна, т.е. пиршество.

Похожие новости на сайте:

 

ruelect.com


Смотрите также