Для первобытной культуры характерны мифологичность и синкретизм. ДревнейшаяКультура_Конспекты / КультураДревнейшегоМира_Конспект
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

для первобытной культуры характерны мифологичность и синкретизм. Для первобытной культуры характерны мифологичность и синкретизм


для первобытной культуры характерны мифологичность и синкретизм



Первобытный синкретизм это

В разделе Прочие искусства на вопрос Синкретизм первобытной культуры. заданный автором Kristu 33 лучший ответ это Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры.Можно выделить следующие проявления синкретизма:Синкретизм общества и природы.Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.Синкретизм различных сфер культуры.Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т. д. ) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота.Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т. д. ) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т. п.) . Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.ссылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Синкретизм первобытной культуры.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

КультураДревнейшегоМира_Конспект

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШЕГО МИРА

(конспект)

Палеолит (древнекаменный век) 40 тыс. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный век) 12 тыс. – 8-7 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный век ) 7 тыс. – 2 тыс. до н.э.

Эпоха бронзы около 2 тыс. до н.э.

Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм – основное качество культуры, характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен, так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности, нерасчленённости.

Синкретизм и синтез – не одно и то же, так как синтез – это слияние самостоятельно существующих объектов, а синкретизм – это состояние, предшествующее расщеплению целого на части.

Во-первых, синкретизм проявляется в слитности человека и природы. Первобытный человек отождествляет себя с животными, растениями, камнем, водой, солнцем и т.д.

С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм (с языка индейского племени оджибве – его род) – вера в первопредка, которым может быть зверь, птица, дерево, гриб и т.п.

Этим объясняется и первобытный анимизм (от лат. душа) – одушевление всего, что человека окружает: вещей, природных объектов, животных. То, чем занимается первобытный человек (охота, собирательство, воспроизводство рода, межплеменные войны) мыслится им как порождение природы. Такое мировоззрение было очень устойчивым – традиционалистским. Только развитие ремёсел, которые выдели человека из животного мира и постепенно стали производственной доминантой, помогло человеку осознать своё существенное отличие от природы, но происходит это уже за пределами первобытной культуры.

Несмотря на синкретизм производственной деятельности первобытного человека, формы этой деятельности были разными по своей направленности и способам осуществления. Культурная практика первобытного человека – это трёхсторонняя системное новообразование, которое соединило в себе 1)охоту, 2)собирательство, 3)изготовление орудий:

Практическая деятельность первобытного человека:

1. унаследованные от животных способы потребления природы: потребление флоры – собирательство; потребление фауны – охота;

2. изобретённый человеком способ преобразования природы – ремесло.

Во-вторых, синкретизм проявляется в нерасчленённости материальной, духовной и художественной подсистем культуры.

Духовное (идеальное) в первобытной культуре представлено двумя уровнями работы человеческого сознания: мифологическим и реалистическим.

Мифологический – это бессознательно-художественный способ работы сознания. Мифологическое мышление выразилось в практике обожествления животных (тотемизм).

Реалистическое – стихийно-материалистическое сознание. Благодаря ему первобытный человек различал свойства природных реалий (камня, дерева, глины, полезных и ядовитых растений и т.п.). Такой тип сознания называют так же практическим, обыденным. Некоторые (Б.Малиновский, М.Шахнович, П.В.Симонов) полагают, что такое сознание можно назвать научным отношением к миру, другие (В.П.Степин) считают его преднаукой.

Таким образом, первобытное сознание имеет двухуровневую структуру, оно практически-преднаучное (практическое) и научно-теоретическое (мифологическое).

В гносеологическом (от греч. познание) аспекте две разновидности сознания противостоят друг другу: мифологическое сознание догматично и консервативно, оно стремится увековечить имеющиеся в культуре представления о бытии, а практическое сознание способствует развитию познавательных (гносеологических) способностей человека и продвигает его вперёд. Но в аспекте аксиологическом (от греч. ценный) обе разновидности были идентичны: и мифологический, и практический типы сознания антиномичны, т.е. основаны на противоречиях (оппозициях) положительного (полезного) и отрицательного (вредного).

Третьим проявлением первобытного синкретизма является художественная деятельность, которая неразрывно вплеталась в материально-производственные процессы. Охота превращалась в поэтическое возвышенное действо и наоборот – игра в охоту превращалась в кровавый и жестокий ритуал. Отсюда – практика жертвоприношений. Чем труднее и опаснее охота, тем более ценной считается жертва. Именно риском человеческая охота изначально отличается от охоты животных: животное охотится на более слабого, а человек стал охотиться на значительно превышающего его по силе зверя. Кроме того, человек охотится коллективно.

Еда как коллективная трапеза знаменовала победу в охоте и приобретала праздничный характер. Именно потому, что трапеза и тризна – важнейшие ритуалы и на календарных, и на свадебных и похоронных церемониях, в русском языке «слово высокого стиля жрец и слово низкого стиля жратва – одного корня, а на росписях греческих гробниц и саркофагов представлены поминальные трапезы» (Е.Е.Кузьмина). Мера религиозного рвения и материальных затрат человека должна была равняться мере даров и благодеяний, которыми воздавал человеку бог. Поэтому с богом надо было делиться самым дорогим – пищей (жертвой).

«Художественно-обрядовая упаковка была универсальной технологией всех значимых производственных процессов» (М.С.Каган).

Наиболее значимые обряды – беременность и роды, рождение и детство, инициации, обручение и свадьба, похороны.

Символическим обозначением синкретизма может служить изображение на стенах палеолитических пещер кисти руки как носительницы физической и технической культуры и обретавшей всё большую общекультурную и эстетическую ценность. Образ руки стоит у истоков формирования образа созидающего человека.

Четвёртое проявление синкретизма – морфологическая нерасчленённость, т.е. недифференцированность родов, видов, жанров искусства. Первобытное художественное творчество – это «песня-сказ-действо-пляска» (А.Н.Веселовский).

Слитность всего сущего, отождествление различного сформировало одну из основных единиц художественного мышления – метафору.

Традиционность первобытной культуры

Первобытная культура – первая историческая форма традиционной культуры. Традиция господствует во всех родах деятельности и в культуре в целом. В силу этого все структуры бытия и быта, вкусы, обряды и т.п. были стабильными и передавались из поколения в поколение как абсолютный закон. Задачу, которую природа решает генетическими средствами, в первобытной культуре решает традиция, тем самым становясь победой культуры над временем. Подчинение норме, закреплённой традицией, стало культурной формой наследственной передачи информации. Тенденция избавиться от оков традиции возрастает по мере того, как прогрессирует цивилизация.

Традиционализм первобытной культуры появляется в отождествлении не только природного и человеческого, но и социального и индивидуального. Член первобытной общины равен её целому. У всех членов было одно общее групповое имя, все носили одну татуировку или раскраску тела, одну причёску, пели общую песню. Психологи называют такую ситуацию тождеством я и мы. Даже много позже, в Древнем Египте, слово люди обозначает только египтян, а в русском языке слово немцы очень долго обозначало всех иностранцев (не мы = немые). Показательно, что чужой человек обозначается как они, а природа – как ты, т.е. как свой.

Из тождества одного и всех рождается обычай кровной мести, вендетты, в дальнейшем перерастающий в национальные конфликты.

Тождество я и мы даёт основание охарактеризовать первобытную культуру как коллективно-анонимную.

Выделяются две причины возникновения тождества я и мы:

1) мифологический характер мышления, при котором всем членам общины навязывается единое миросозерцание, абсолютная истинность которого гарантируется его божественным происхождением;

2) отождествление культурного и общественного (социального). Социальность начнёт отделяться от культуры тогда, когда структуры, организующие жизнь общества, начнут приобретать самостоятельность (институционализируются): государство, суд, брак и т.п.

Традиционный характер первобытной культуры определил её длительное существование, более длительное, чем всех последующих исторических типов культуры. В дальнейшем начали проявляться силы, которые оказались более могущественными, чем власть традиции.

Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

Проблема перехода от древнейших культур к цивилизации – одна из наименее изученных.

Новый способ организации бытия различных народов – нелинейный процесс. Он обусловлен объективными возможностями, которыми каждая популяция (от фр. население) располагала в данной природной и климатической среде. Конкретный набор этих возможностей зависел от материально-производственной практики первобытного коллектива (например, «выбор» скотоводства или земледелия).

Археология располагает свидетельствами медленного, но неуклонного развития техники и технологии материального производства в период распада первобытной культуры. Протекает этот процесс неравномерно: меньше всего меняется собирательство, сильнее – охота (от нападения на зверя с дубинами и факелами до оперирования копьями, луком и стрелами), максимально глубоко изменяется ремесло (не только меняет свою технико-технологическую структуру, но и обеспечивает собирательство и охоту копалками, копьями, лопатами и т.п.). Развитие ремесла провоцирует развитие мышления и воображения. Этот процесс называют "идеальным", т.е. "построением в голове" предмета, прежде чем построить его реально (К.Маркс), "созданием моделей потребного будущего" (Н.А.Бернштейн), "опережающим отражением" (П.К.Анохин). Главное – производительная отрасль (ремесло) опережает в развитии потребляющие отрасли (собирательство и охоту), а силой, которая обеспечивает этот процесс, является человеческий интеллект.

Эти изменения привели к радикальным изменениям всей жизни - культурной – неолитической – революции (прибл. 7 тыс. до н.э). В результате на смену собирательству и охоте постепенно приходят скотоводство и земледелие. Переломное значение в истории материальной культуры имеет "железный век" (начался около 1000 года до н.э.).

Культура скотоводов-кочевников играла огромную роль в культуре Древнейшего мира. К кочевому типу культуры этнографы относят культуру скифов и сарматов (савроматов), евреев, монголов, казахов, туркменов, арабов и многих других древних народов. Долгое время к скифам относили племена, которые обитали в степях Причерноморья. Сейчас границы "скифского мира" определяются более широко: это "конгломерат разных племён", которые имели экономическую и культурную общность и жили на обширной территории Северного Причерноморья, Приазовья, Северного Кавказа (Б.Пиотровский).

Первые следы скотоводства археологи находят на рубеже У1-У тыс. до н.э. на территории Южного Египта и у обитателей Фаюмского оазиса.

Основная плоскость различия кочевой и земледельческой культур - в отношении их к пространству и времени.

Г.Гачев: "Кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением и свободно от окружающей среды, отличается от растения, которое навеки приковано к своему месту".

Но свобода кочевого народа есть в то же время несвобода и рабство. Он движется потому, что у него ничего нет. Это – движение в пространстве, а не во времени, т.е. – перемещение, а не развитие. Поэтому земледельческое бытие оказалось более прогрессивным, чем скотоводческое. Кочевники побеждали осёдлые народы, но, победив и оставаясь на завоёванной территории, они перенимали образ жизни побеждённых, ассимилировались осёдлыми народами и сохраняли кочевой образ жизни только в армии.

Характерные черты культуры скотоводов-кочевников:

1. В образе жизни кочевников стойко сохраняется модель жизни, сознания, поведения, которая сложилась в первобытной культуре – зооцентрическая и зооморфная (животное для кочевника – как солнце для земледельца). Ей присущ синкретизм, полисемантизм, вера в магические действия и обряды, фетишистское поклонение отдельным предметам, животным.

2. Технология общения с животными была предельно простой. Мышление скотовода-кочевника в организации отношений "человек-животное" консервативно, не требует развитого интеллекта. Навыки общения с животными могут быть переданы устно, поэтому у них не зародилась письменность.

3. Визуальные формы художественно-ремесленного творчества расширяли сферу своего присутствия в культуре. Эстетизация всей предметной среды – универсальная черта всех скотоводов-кочевников.

4. Структура жилища должна была обеспечивать мобильность – юрта, шалаш, вигвам. Скифы жили в повозках, кибитках.

5. Скульптура существовала в миниатюрных формах (ювелирное и прикладное искусство), использовалась в конструировании оружия, одежды воинов, конской сбруи.

6. Доминирование военной жизни над мирной обусловливает относительную агрессивность кочевых народов. Невозможность изолированного существования обусловила регулярные военные набеги на земледельческие оазисы. Отсюда – огромная роль коня как средства передвижения и, следовательно, – предмета культа (ритуальные захоронения коней). Пережиток тотемистического отношения к коню сохраняется очень долго. Лошадь – самая почитаемая жертва.

Становление цивилизации в земледельческих обществах

Второй путь, по которому пошли народы в условиях кризиса первобытнообщинного строя, – превращение земледелия в основу производственной деятельности. Условия, наиболее благоприятствующие этому, сложились в Двуречье, Индии, Китае, Индонезии, в Южной и Центральной Америке. Основные детерминанты процесса формирования земледельческих культур – состояние материальной культуры, практически-производственной деятельности людей.

Характерные черты земледельческих культур.

1. Если кочевые народы были сосредоточены на овладении миром животных, то земледельческие – на овладении миром растительным. Поливное земледелие потребовало объединения физических сил огромного количества людей. Это могло быть достигнуто 1)обращением в рабство и 2)новыми формами жёсткой социальной организации. Таким образом, возникли два механизма – государственно-политический и культовый.

2. В этой связи возник и новый тип правовой формы – писаные законы, которые имели не религиозный характер, а светский.

3. Потребность в таких юридически-этических акциях связана с тем, что новым центром всей жизни становился крупный город, который явился "концентратом" различных видов деятельности: государственно-чиновничьей, религиозной, ремесленной, торговой, научной, учебной.

4. Город явился носителем нового отношения земледельцев к природе: 1)изменился характер мифологии и 2)появились формы внемифологического отношения к действительности. Центральное место в сознании занял уже не зверь, а обожествлённое Солнце (Сурья - в индоиранской мифологии; Уту - в шумерской, Шаман - в аккадской, Ра и Атон - в египетской). Солнце играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и конкретную, утилитарно-практическую, хозяйственную роль силы, которая обеспечивает урожай, т.е. жизнь. В связи с культом Солнца в дальнейшем будет формироваться обширная солярно-метеорологическая мифология, развиваться циклические концепции.

5. В связи с тем, что в земледельческих культурах иная психологическая модель отношения к природе, они менее воинственны и агрессивны. Участие в войне – не душевная потребность, а общественная обязанность. Этим объясняется и то, что если в культуре кочевников сохраняется обряд жертвоприношения, то в земледельческих культурах одной из нравственных заповедей станет "Не убий!"

6. Меняется слой реалистического сознания. Изменения протекают на трёх уровнях: теоретически-научном, эмоционально-эстетическом, художественно-образном. Развитие практики потребовало углубления практического, обыденного знания. Отсюда – формирование науки как принципиально отличного от мифологии способа познания. Наука в разных регионах складывается в разных "пропорциях": в Индии преобладают гуманитарные знания (грамматика), в Китае – естественные науки (астрономия, медицина), в Вавилоне и Египте – математика, медицина, география, практическая химия, в культуре древних майя – сложнейшая система счёта и понятие нуля.

7. Изменение способа мышления повлекло за собой изобретение нового способа хранения и передачи информации – письменность, которую следует считать одним из атрибутов той ступени в истории культуры, которая называется "цивилизация".

8. Следствие появления письменности – развитие школ (культура Шумера).

9. Эстетическое восприятие начинает отделяться от утилитарно-мифологического отношения к вещам, появляется понятие "красота", которое связывается с понятиями "радость", "удовольствие" и трактуется в аспекте бескорыстия.

10. Самосознанием земледельческой культуры становится искусство.

5

studfiles.net

Синкретизм первобытной культуры. | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность проявляется на всех уровнях бытия и сознания. В этот период художественная деятельность и ее плоды вместе со всем духовным производством были “непосредственно вплетены” в материальное производство. Обычные хозяйственные предметы и повседневные действия имелидополнительное, сопутствующеемагическое и художественное значение. Содержание этих дополнительных смыслов порождаломифологическое сознание древнего человека, ибо всякая духовная жизнь первобытного общества определялась мифологической моделью мира.

Синкретизм сознания, обусловленный синкретизмом деятельности, порождает же синкретическую ментальную структуру — миф. Миф – … это система рациональных знаний об окружающем мире, отраженная в сознании человека средствами, соответствующими той стадии развития общества, в которую он возникает. Или, как определяют культурологи, Миф отражается в формах, изоморфныхбытию, на ранних этапах социокультурного развития в конкретно-чувственных образах, а в период Нового времени обогащенных абстрактно-рациональными знаковыми системами.

В итоге вся культура во все времена являетсяспособом опредмечиваниямифов.Первобытное искусство, возникавшее именно как средство опредмечивания мифов, превращало эти знания во всеобщее достояние, транслируемое изпоколение в поколение как система мировоззрения.

Уже на ранних этапах развития первобытного общества в изображении зверя и человека появляются первые черты двух стилей первобытного искусства: жизнеподобного и условного. Первоначально изображение зверя, как наиболее близкого человеку объекта окружающего мира, тяготело к натуральности, изображение же человека, члена родовой общины — к условности. По-видимому, здесь зарождалось разделениеизобразительности и выразительности: зверя надо изобразить, человека — выразить.

Выделение человека из мира природы, осознание им окружающей среды и себя самого в ней привели к формированию мифологического сознания – особого способа познания окружающего мира, основанного на духовной общности человека и природы и умении человека активно взаимодействовать с природными силами и стихиями.

Именно в это время формируются все известные виды художественного творчества. Человек начинает заниматься художественным творчеством не для украшения своего быта. Искусство становится жизненно необходимым человеку: при помощи ритуальных танцев и песнопений человек взаимодействует с миром природных стихий и духов; нанесение орнамента на предметы быта и одежды, а также в виде татуировок на тело человека выполняет функцию охраны, оберега, а также шифрует важную информацию, заменяя не созданную еще письменность.

Таким образом, искусство играет роль накопителя знаний человечества, обладает способностью передавать накопленный опыт из поколения в поколение, содержит в себе функции оберега и служит посредником между миром людей и окружающим их загадочным, нередко враждебным миром Природы, Космоса, непостижимых Сил, управляющих этим Миром.

Первобытное искусство дает нам возможность выйти на анализ ритуала, который имел в первобытном обществе, чрезвычайно большое социокультурное значение. Охотничья пляска развивалась от простой имитации охоты к ее символическому выражению с магической функцией. Она превращалась в сложное синкретическое образование, где текст, жест, звуковое оформление, изобразительные средства создавали мистериальную модель взаимоотношений: человек — мир, человек — социальный коллектив.

Первобытное общество уделяло особое внимание родовой памяти, и художественная культура выполнила здесь важную роль. Постоянное воспроизведение исходного текста, с одной стороны, освящало сам текст, превращая его в символ или даже в архетип, а с другой — предъявляло особые требования к средствам этого воспроизведения, формируя прочную художественную традицию.

В таких условиях идеальным способом вторичноговоспроизводства образов являлось так называемое «исполнительское искусство», наиболее полно выражавшееся в коллективной деятельности. Наличие у всего коллектива общей, идентичной памяти делало крайне трудным возникновение внутри данного типа художественной культуры каких-либо новых форм.

Тип художественного сознания не является врожденным и не наследуется генетический, поэтому возникала необходимость в трансляции культуры от поколения к поколению и обучение каждого нового члена родо-племенного коллектива. Это обучение осуществлялось, прежде всего, в обряде, именно в нем общество вырабатывало те механизмы, которые затем становились средствами социализации индивидуума. Таким образом, первобытное искусство являлось важным социально – воспитательным механизмом древнего общества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Разъясните особенности понятий «культура» и «цивилизация».

2. В чем состоит принципиальное отличие художественного творчества от духовной и материальной деятельности человека?

3. Как вы понимаете определение «культурный человек»?

4. Что такое синкретизм и где он проявляется?

5. Что такое миф? Раскройте суть явления.

6. Приведите примеры произведений искусства более поздних эпох, которые имеют целью:

а) изобразить что-либо или кого-либо

б) выразить мысль, идею, чувства и т.п.

7. Каким качеством обладает искусство, если его основные виды родились в магическом ритуале?

8. Выделите общие черты ранних форм функционирования культуры и фольклорного периода развития национальных культур; на примере русской фольклорной традиции?

 

 

refac.ru


Смотрите также