Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Происхождение зодчества. Строительная деятельность в первобытном обществе. Архитектура древневосточных цивилизаций (Двуречье, Египет). Основные типы сооружений, методы их возведения, синтез искусств.
Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов. Зарождение архитектуры в первобытном обществе
Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов
Зарождение архитектуры в первобытном обществе.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.
Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры.
Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.
В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.
Мегалиты (от мега... и ...лит) - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
ДОЛЬМЕНЫ
Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.
МЕНГИРЫ
Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:
- менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.
- менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.
- менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м.
КРОМЛЕХИ
В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.
Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан).
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян.
Дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.
Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.
Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".
АНТИЧНОСТЬ
Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.
Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство, по сути, являлось довольно реалистичным.
Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера дорического, ионического.
Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.
Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.
ВИЗАНТИЯ
На Востоке родился и эволюционировал" так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.
Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" – он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.
Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.)
При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах, и будут массово использовать и по сей день.
После крещения Руси в 998г. в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и т.д. школ.
studlib.info
Происхождение зодчества. Строительная деятельность в первобытном обществе. Архитектура древневосточных цивилизаций (Двуречье, Египет). Основные типы сооружений, методы их возведения, синтез искусств.
Зарождение архитектуры в первобытном обществе
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений:религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.
В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV-III тыс. до н. э., позднейшие - XIV-XV веками н. э.
Мегалиты - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), К мегалитам относятся дольмены, менгиры, ДОЛЬМЕНЫ
Дольмены-"ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.
МЕНГИРЫ
Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:
- менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.
- менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.
- менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м.
КРОМЛЕХИ
В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.
Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).
Градостроительство в Древнем Двуречье
Строительная техника. Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич обожженный и глазурованный. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение.
Нехватка камня и дерева в южной Месопотамии заставила строителей изобрести иной, чем, например, в Египте, способ устройства перекрытий. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. В более поздний период, особенно в VII в. до н. э., сводами перекрывались даже внутренние пространства жилых домов. В отличие от Египта, где столб был важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет второстепенную роль.
Культовые сооружения образовывали целые комплексы, доминантой которых являлся зиккурат — высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.
Города и дворцы. Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами.
Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон. В первом тысячелетии до н. э., в период владычества ассирийцев, развиваются города Ашшур и Ниневия. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений.
Самым большим городом времен золотого века месопотамской культуры был Вавилон, окруженный несколькими крепостными стенами. В плане город представлял собой квадрат со стороной 2 км. Общая толщина стен 25 м. Сеть улиц была прямоугольная. Святилище бога Мардука, так называемая Вавилонская башня, была поставлена на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м. По существу это был семиступенчатый зиккурат.
Жилые дома имели центральный дворик, где в основном проходила жизнь семьи. Через него освещались и проветривались все помещения. Прямоугольные в плане дома Перекрытия были плоскими, дома чаще всего — двухэтажными.
В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром, а акведук, по которому Вавилон снабжался водой, имел длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона, и был для своего времени техническим чудом. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях3.
В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. Дворцы, например, летний дворец Саргона в Харсабаде, к северу от Ниневии, ставились на высокие кирпичные платформы. Наиболее значительные здания — дворец, связанный с ним зиккурат, и комплекс храмов — располагались на высокой искусственной террасе, имевшей собственные крепостные сооружения и служившей цитаделью. Это фактически был город в городе.. Прямоугольный в плане дворец состоял из группы помещений для приемов, располагавшихся по одну из сторон главного дворца, интимной части жилища правителя (гарема) и хозяйственных помещений — по другую сторону дворца. Внутри храмы и дворцы были богато украшены золотом и эмалями. На плоских крышах дворцов устраивались сады.
Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила Наиболее древние памятники архитектуры Древнего Египта сосредоточены в дельте реки.
Этапы истории архитектуры Древнего
Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)
Среднее Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)
Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)
Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)
Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)
В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность.
Древнее Царство
Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.
Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов. В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса ,Хефрена и Микерина в гизском некрополе под Каиром. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером.
Среднее царство
Положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине.Фигуры не располагаются строго по фризам, свободно размещены в пейзаже, среди холмов пустыни, изображаются картины сбора папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.
Новое Царство
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами .Аллея сфинксов приводила к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.
Украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Колонны имели мощные капители (декоративное завершение) и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы воспроизводя фантастический каменный лес. И в то же время египетские храмы Многообразие рельефов и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой.
Архитектура позднего царства и эллинойского египта
Греческая колонизация дельты Нила, вторжения персов и войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта.
Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.
\
Ансамбль Акрополя в Афинах.
2ая пол. Vвека до н. э.
Поселения в данном месте существовали еще в до-архаическое время, но никаких построек не сохранялось.
Сооружения Афинского Акрополя:
1. ПРОПИЛЕИ арх. Мнесикл 437-432гт. до н. э. Парадный вход на Акрополь, решен в виде лестниц и пандусов, ограниченных с двух сторон колоннадой дорического ордера. Центральные колонны раздвинуты для проезда колесниц. Внутри Пропилей - Ионический ордер.
2. ХРАМ НИКИ АПТЕРОС арх. Калликрат проект 449г., строительство 421г. до н. э. Амфипростиль, на главном фасаде четырехколонный портик ионического ордера. Габариты 5,4 на 8,2м. Храм воссоздан методом -АНАСТИЛОС ( из подлинных элементов). Ионический ордер в Греции имеет базу.
3. ПИНАКОТЕКА собрание картин.
4. БИБЛИОТЕКА
5. СТАТУЯ АФИНЫ ПРОМАХОС «с Фидия высота – 12 м. Выполнена в хризолифантнльной технике (мрамор, золото)
6. МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ 2-го ГЕКАТОМПЕДОНА
7. ПАРФЕНОН арх. Иктин, Калликрат 447-432гг. до н.э., ск. Фидий. Здесь создатели храма ближе всего подошли к гармонии форм. Вершина греческого зодчества 8 на 17 колонн дорического ордера. Сознательное искривление стилобата и стереобата, для ликвидации зрительного искажения - КУРВАТУРА., крайние колонны расположены ближе друг к другу, чем центральные- ИНТЕРКОЛУМНИУМ. Внутренняя колоннада двухъярусная, а 4 колонны в Парфеноне - ионические. Вост. Фронтон- рождение Афины из головы Зевса. Зап. Фронтон- Спор Афины и Посейдона за господство в Аттике. Фриз- Панофинейское шествие.
8. СТАТУЯ АФИНЫ ПАРФЕНОС ск. Фидий
9. ЭРЕХТЕЙОН арх. Архилох, Мнесикл 421-406гг. до н.э., храм посвящен Афине и Посейдону. Расположен на сев. Стороне Акрополя. Выполнен в ионическом ордере. Асимметричный план - редчайшее явление в арх. Др.Грецни. южный фасад - портик Кариатид.
ТЕЗЕЙОН арх. Калликрат храм посвящен Гефесту
1 Парфенон
2Гекатомпедон
3Эрехтейон
4Статуя Афины Промахос
5Пропилеи
6Храм Ники Аптерос
7Элевсинион
Бравронейон
Халькотека
Пандросейон
Аррефорион
Афинский алтарь
Святилище Зевса Полиея
Святилище Пандиона
Одеон Герода Аттического
Стоа Эвмена
Асклепион
Театр Диониса
Одеон Перикла
Теменос Диониса
Святилище Аглавры
22 Архитектура Древнего Рима. Периодизация истории, география расположение.Конструктивно-композиционные решения. Основные памятники. Римский гений более всего проявился в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям – арке и своду. Египтяне и греки тоже использовали арочные структуры, но делали это преимущественно в гражданских и подземных сооружениях. В Месопотамии сводчатые постройки встречались довольно часто, но непрочность высушенного на солнце кирпича препятствовала увеличению размеров сводов. В Риме возводили огромные своды из камня или, чаще, из бетона; связующим веществом служил вулканический пепел – пуццолана. Бетон заливали в деревянные формы – опалубку. Когда бетон застывал, формы удаляли, но поскольку их создание требовало немалых средств и времени, оптимальным решением было использование одних и тех же простейших структур. Если арка или свод возводились в камне, необходимо было сооружать временные деревянные конструкции-кружала, поддерживавшие свод до завершения работ. Применение стандартных форм и здесь оказалось более экономичным.
Именно в инженерно-строительном деле римляне достигли наивысших результатов. Римские дороги пронизали всю территорию огромной империи и были настолько хороши, что служили еще в течение многих веков после падения Рима. Водоснабжение городов империи осуществлялось через систему акведуков. По ним вода из дальних источников поступала в города; трубы проходили через ряды длинных аркад, обеспечивавших ровный пологий уклон водовода. И сейчас каменные арки акведука Аква Клавдия возвышаются в полях неподалеку от Рима. В испанской Сеговии глубокое ущелье пересекают две высокие аркады – одна на другой, а в южной Франции по тройной аркаде Пон дю Гар, построенной над речным потоком, вода попадает с гор в город Ним.
Храмы. При возведении храмов римляне использовали с некоторыми изменениями схемы, выработанные греками и этрусками. Архитектурная типология храма Юпитера Капитолийского в Риме с целлой и нависающей над ней кровлей, по-видимому, восходит к постройкам этрусков. К трем греческим ордерам римляне добавили тосканский, представляющий собой несколько упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединены черты ионического и коринфского ордеров. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобны греческим. Так, храм Фортуны Вирилис – это типичный простиль, а т.н. Мезон Карре в Ниме – псевдопериптер (целла во всю ширину храма, на боковых фасадах коринфские полуколонны приставлены к стене вплотную). Как и многие другие римские храмы, Мезон Карре поднят на платформу, или подиум, в него можно войти, поднявшись по лестнице, только со стороны одного из торцевых фасадов.
Совершенно иной облик у Пантеона. Этот круглый в плане храм увенчан полусферическим куполом диаметром 43 м. Изнутри в массивные стены цилиндра врезано семь ниш, внутрь ведет единственный дверной проем. Храм скомпонован так, что, если мысленно продолжить линию купола вниз, получится шар, касающийся пола храма в своей нижней точке. Через девятиметровое в диаметре отверстие в вершине купола Пантеона в здание проникает свет. Углубления-кессоны покрывают внутреннюю поверхность купола, и ритмический повтор их рядов подчеркивает логику работы бетонной конструкции. Пол и стены выложены плитами цветного мрамора. Полный взлет купола можно видеть только в интерьере, тогда как снаружи виден лишь самый его верх: нижняя часть утоплена в толщу цилиндра стен для погашения бокового распора. К цилиндру примыкает коринфский портик входа.
Постройки форумов. Повседневная деятельность римлян протекала в правительственных, судебных и торговых зданиях форумов. Вдоль священной дороги римского форума веками строились храмы и базилики. На форум Траяна можно было попасть через триумфальную арку, за которой открывался обширный прямоугольной формы двор, окруженный колоннадой. В середине каждой из длинных сторон площади за колоннадой были устроены полукруглые помещения-экседры. Дальнюю сторону двора замыкала базилика Ульпия, в этом прямоугольном в плане здании с экседрами на обоих торцах находились биржа и суд. Пройдя базилику насквозь, можно было оказаться в следующем дворе, где установлена колоссальная колонна Траяна (единственная часть всего комплекса, сохранившаяся до наших дней) и храм Божественного Траяна. Полукруглое завершение – апсида храма является конечной точкой движения по главной оси форума. Перед нами образец чисто римской планировки с четко выраженной системой осей.
Базилики перекрывались стропильной деревянной кровлей или сводом. Стропильные перекрытия имелись у базилики Ульпия и у базилики Юлия, построенной Цезарем на римском форуме.
Базилики имели прямоугольный план, их внутреннее пространство было разделено колоннадами на протяженные нефы. В них служители закона встречались со своими клиентами, а торговцы заключали сделки. Примером сводчатой базилики может служить базилика Максенция на римском форуме. Ее обширное внутреннее пространство было перекрыто тремя крестовыми сводами. Крестовый свод обладает рядом конструктивных преимуществ перед другими системами перекрытий – легко стыкуется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами; в отличие от цилиндрического свода, опирающегося на боковые стены, нуждается только в четырех угловых опорах; если в здание, перекрытое цилиндрическим сводом, свет может поступать только с торцевых сторон, то постройка с крестовым сводом позволяет организовать освещение с любой или даже со всех четырех сторон. В базилике Максенция крестовые своды высоко подняты над боковыми нефами, перекрытыми цилиндрическими сводами. Базилика представляет собой крупнейшее сооружение на Форуме, но в своем нынешнем состоянии составляет лишь треть первоначальной структуры. Театры и амфитеатры. Среди других форм римской архитектуры важное место занимали амфитеатры и театры. Почти 50 000 зрителей могли собраться в амфитеатре Флавия в Колизее, выстроенном неподалеку от форума, чтобы посмотреть на бои гладиаторов. Ряды зрительских мест поднимались ступенями от овальной арены, поддерживаемые сложной системой сводов; фасад, состоящий из трех рядов аркад, украшен ордерными элементами: приставными колоннами и пилястрами, вертикальные ряды которых перемежаются горизонталями антаблементов.
Термы. Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.
Триумфальные арки. По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой
фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.
Жилые дома. В Помпеях, на много веков оказавшихся погребенными под слоем пепла, сохранилось много античных жилых построек. В домах поскромнее вестибюль вел в атрий – дворик, посреди которого был устроен маленький бассейн для сбора дождевой воды. Портики двора вели в жилые помещения и столовую. Напротив входа, за атрием, располагался таблинум, сердце дома, где хозяин принимал близких друзей и где поклонялись божествам домашнего очага – ларам и пенатам. В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттиев вокруг атрия размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более удаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Снаружи украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильный двор в дом попадало достаточно света. Скульптура, мраморные рельефы и фрески украшали нарядные покои, во дворике нередко сооружали фонтаны. Поздняя римская архитектура. Раздвигая границы покоренных земель, завоевывая Галлию, Испанию, Британию, Грецию, Северную Африку и страны Ближнего Востока, римские легионы несли с собой достижения римской цивилизации, в том числе характерные для Рима архитектурные формы
. Акведуки и храмы, термы и театры распространились по всему средиземноморскому миру. Эпоха господства Рима длилась несколько столетий, но уже в 3 в. начался упадок империи. Изменился и характер римской архитектуры. Дворец Диоклетиана в Сплите на берегу Адриатического моря напоминает по своему устройству римский военный лагерь. С трех сторон он был окружен оборонительной стеной с башнями, а прямоугольник его плана разделен на четыре части улицами, пересекающимися под прямым углом. В архитектуре дворца Диоклетиана непреложные каноны нарушены. Колонны держат уже не горизонтальный архитрав, а арку. Часто колонны вообще играют сугубо декоративную роль: поставлены на выступающую из стены консоль и более не являются силовым звеном конструкции. Многие традиционные детали заменены новыми, трактованными более свободно элементами классического ордера. Такого рода трансформации ознаменовали начало нового этапа в развитии европейской архитектуры.
studlib.info
Архитектура древнего мира. Зарождение зодчества. Часть 1.
История строительной деятельности человека, послужившей основой для возникновения архитектуры, начинается с того времени, когда неандертальцы, не довольствуясь созданными природой укрытиями,стали приспосабливать эти укрытия для временного и постоянного обитания.
Для среднего палеолита (мустьерская культура) характерны следующие основные изменения, происшедшие в жизни людей: приобретение навыков и усовершенствование способов добывания огня, изготовление одежды из шкур, улучшение техники обработки кремня, а отсюда и общее усовершенствование орудий труда и охоты. Возникают зачатки искусства и домостроительства.
Потребность строить вызвала и другую потребность - создавать необходимые для этого орудия.
По данным Днестровской археологической экспедиции Академии наук Украинской ССР (1955-1958 гг.), на стоянке Молодово 1, расположенной близ села Молодова в Черновицкой области, внутри ограждений из крупных костей мамонта были прослежены остатки 15 кострищ. В качестве строительного материала здесь были использованы черепа, лопатки, тазовые кости, бивни, нижние челюсти и кости конечностей мамонтов.
Люди того времени устраивали свои стойбища не только в гротах, пещерах и под навесами скал. Им приходилось жить и на равнинах, где надо было сооружать не только летние, преимущественно легкие и временные жилища, типа ветровых заслонов и шалашей, но и зимние, более капитальные жилища — землянки, которые представляли собой небольшие углубления в земле грубо овальной формы.
Тепло в таких жилищах поддерживалось кострами, которые разводили в особых очажных ямах, устраиваемых непосредственно в грунтовом полу, в углублениях, обложенных камнями.
Всему этому способствовало уже появившееся у неандертальцев элементарное разделение труда по полу, возрасту и опыту, которое явилось результатом естественного усложнения самого процесса труда и связанных с ним орудий.
Появление скобеля, характеризуя начавшуюся специализацию строительного инструмента, в то же время наглядно свидетельствует о том, какого рода сооружения и какого строительно-технического уровня могли быть с его помощью осуществлены.
Судя по характеру этого инструмента, они не были велики и представляли собой весьма грубые по отделке и примитивные по форме углубления в земле или выложенные из крупных костей мамонта, камня и земли ограждения (Мо- лодово V), покрытые жердями, ветвями, травой и шкурами. Так же должны были выглядеть и самые примитивные наземные сооружения этого времени — шалаши.
На стадии ранней мустьерской культуры первобытный коллектив охотников насчитывал— как об этом можно судить, в частности, по плотности заселения пещеры Киик-Коба (Крым) - от 30 до 50 человек и занимал площадь около 70 м2. Эти расчеты были сделаны археологом Г. А. Бонч-Осмоловским (1940). По мнению П. П. Ефименко (1953), такая группа могла доходить до 100 единиц, а по расчетам Ю. И. Семенова (1966) ее минимальный состав был равен 35-40, максимальный 75-90 и оптимальный 50-60 человекам. В соответствии с этими данными и должно складываться представление о размерах интересующих нас обиталищ, которые существовали в период мустьерской культуры.
Вероятно, наиболее ранние из них, пока еще не сказывалось значительное влияние оледенения, представляли собой открытые стойбища, затем появились навесы, ниши, гроты, расселины, пещеры, западины, землянки и, наконец, наземные, первоначально очень небольшие, затем более крупные, а к концу этого периода и большие жилища типа Молодово 1. Обнаруженные здесь 15 кострищ указывают на то, что в данном случае мы уже имеем признаки появления значительного по размерам общинного жилища, которое стало затем характернымдля жилых сооружений эпохи верхнего (позднего) палеолита.
Последнее обстоятельство объясняется тем, что к этому времени, т. е. в позднейший мустьерский период, когда неандертальцы были на грани превращения в людей современного физического типа, их коллектив представлял собой значительную по своему численному составу первобытную родовую коммуну. Таким образом, неандертальцы были не только первыми гоминида- ми, создавшими самый ранний социальный коллектив, но и первыми людьми-строите- лями, создавшими самое раннее человеческое жилище.
Из сказанного следует, что появление жилищ у европейских неандертальцев было связано главным образом с необходимостью укрыться от холода. Но эту причину нельзя считать единственной, так как этот тип людей в указанное время распространился по всему земному шару, в том числе и на африканском континенте, в тропиках и субтропиках, где, как известно, общее похолодание не оказало существенного влияния на изменение климата. Ледниковой эпохе стран умеренного пояса в тропиках и субтропиках соответствовала эпоха, связанная с частыми и обильными дождями.
В этом районе земного шара климатические условия не могли служить прямой побудительной причиной для возникновения домостроительства и активизации деятельности людей в этом направлении, так же как в теплые периоды шелльской и ашель- ской культуры. Здесь развитие строительства, естественно, шло более медленными темпами и определялось специфическими, своеобразными формами естественной среды, производства (охоты), быта и семейнородовой организации; они не могли не отличаться от тех условий, в которых находились охотничьи группы их собратий, живших в зоне окружения ледника, добывавших себе средства к существованию в местностях с холодным, сырым, дождливым летом и довольно морозными зимами, нуждавшихся в теплом, вместительном, прочном и постоянном капитальном жилище.
На африканском континенте, даже в Сахаре, в период мустьерской культуры текли полноводные реки, флора и фауна отличались богатством и разнообразием. Естественно, что у обитателей этих мест, благодаря обилию готовых даров природы, собирательство по отношению к охоте продолжало сохранять большой удельный вес, и поэтому здесь не могло возникнуть особого стимула к интенсивному усовершенствованию охотничьих, а значит и других, в том числе и связанных со строительством, орудий труда. Чтобы защитить себя от дождя и ветра, достаточно было устроить легкий ветровой заслон, подобный тому, который дожил у племени Ведда до нашего времени, или сделать навес из крупных пальмовых листьев, воткнув их черенками в землю, или соорудить настил на ветвях крупного дерева, покрыв его над головой более мелкими ветвями и травой, или, наконец, построить на земле небольшой шалаш из воткнутых в землю жердей, покрытых ветвями, листьями, травой или корой, а иногда еще и присыпанных поверх этого землей, примерно так, как это делалось у новахов, обитавших среди индейцев юго-запада Северной Америки.
Более крупные по своим масштабам жилые сооружения в этих широтах появились тогда, когда общий баланс не только растительной, но и животной пищи стал значительно сокращаться и охотники вынуждены были существенно видоизменить и усовершенствовать характер своих орудий охоты и труда. Об этом мы скажем позже, а пока, чтобы закончить описание самой ранней стадии возникновения строительной деятельности, необходимо отметить, что в это же время появились и самые ранние и примитивные виды мемориальных сооружений — неандертальские погребения.
Установлено, что для погребения своих покойников неандертальцы преднамеренно создавали специальные ямы-могилы. Так, во Франции в пещере Мустье (департамент Верхняя Гаронна) был обнаружен скелет юноши, погребенного в углублении в позе спящего на правом боку. У его левой вытянутой руки лежали скребок и рубило. Во Франции же в пещере Ла-Ферраси было найдено шесть скелетов, лежавших в искусственных углублениях; одну из этих могил перекрывала каменная плита. Эти углубления в земле, сделанные в целях захоронения, позволяют предположить, что в это же время неандертальский человек мог делать такие же углубления и для сооружения жилищ (землянок).
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970