Могила неандертальца в шанидаре. Отрывок из книги Александра Соколова «Ученые скрывают? Мифы XXI века»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цветы в пещере Шанидар. Кто виноват — Человек или пчёлы? Могила неандертальца в шанидаре


Цветы в пещере Шанидар. Кто виноват — Человек или пчёлы?

Как вы думаете, какие останки живых организмов встречаются почти в любой осадочной породе? Трилобиты? Зубы динозавров? Правильный ответ - споры и пыльца! Они есть там, где нет ни костей, ни зубов, ни археологии - ничего. Растения производят пыльцу в огромном количестве, а ветер разносит на многие километры; пыльца стойка к разрушению и может храниться в земле миллионы лет. А еще здорово, что споры и пыльцу различных видов растений – под микроскопом, конечно – можно отличить друг от друга. Поэтому палинолог – специалист по спорам и пыльце – может очень помочь археологам, антропологам, геологам.

Разработаны специальные шкалы, показывающие, в какой последовательности различные виды растений сменяли друг друга с течением времени в той или иной местности.  С их помощью можно определять возраст осадочной породы. По составу ископаемой пыльцы или спор можно реконструировать палеоэкологию – какие здесь когда-то были климат и ландшафт. Спорово-пыльцевой анализ позволяет также судить о хозяйственной деятельности человека… и получать весьма неожиданные результаты! 

Наверное, самая известная история на тему «неандертальцы + пыльца» – это «цветы на могиле из пещеры Шанидар». 

Пещера Шанидар в Ираке раскапывается с 1953 года, здесь найдены останки десяти неандертальцев — семи взрослых и трёх детей. Предполагается, что это намеренное погребение. Возраст останков — 60 тысяч лет.

Уникальный аспект — наличие в одной из могил большого количества цветочной пыльцы. Эта особенность была обнаружена в 1972 году французским палинологом Арлетт Леруа-Гуран, которая изучала образцы грунта из погребения Шанидар IV.  Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако 2 образца резко выделялись — в них оказалось множество скоплений пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зёрен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые цветки. Пыльца, образовавшая скопления, относилась к 7 видам растений — эти цветы и сейчас растут в Ираке.

Могли ли они случайно попасть в пещеру? — задался вопросом  археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 метрах от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни окаменевшие фекалии, по мнению археолога, не могли создать такую картину. В одном из образцов, помимо того, найдено крыло насекомого, возможно, бабочки. Не на могильные цветы ли она прилетела? Солецки интерпретировал находку как часть «эстетического погребального ритуала»: возложение трогательных букетиков на могилу усопшего товарища, либо подстилка из цветов и веток деревьев, на которую уложили покойника. Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки).

В статье 1991 г. Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. Вот растения, чья пыльца попала в могилу: тысячелистник, василёк летний, крестовник, мускари, хвойник безлистный, алтей. Все эти растения известны своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

Знание трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны, которые были частыми у неандертальцев. Итак, вполне возможно, что выбор данных растений обусловлен не эстетическим чувством, а их лечебными свойствами. Правда, почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили покойника? Все-таки без привлечения ритуала объяснение повисает в воздухе…

В течение ряда лет с тех пор раскопки в Шанидаре было невозможно вести. Угадайте, почему? Потому что это Ирак, детка. Наконец, специалисты снова получили доступ в пещеру. Новая статья в журнале Review of Palaeobotany and Palynology представляет первые результаты палинологических исследований в Шанидаре. 

Пыльца может попадать в пещеры самыми разными способами. Ее может заносить ветром, водными потоками либо водой, просачивающейся с поверхности; животными – на их телах, с пищей, или с экскрементами. Пыльца многих цветковых растений переносится насекомыми-опылителями.  В конце концов, пыльцу может заносить и человек. Каждый из источников отличается определенным характером распределения пыльцы в пещере: например, количество пыльцы, заносимой ветром, уменьшается по мере удаления от входа; скопления цветочной пыльцы могут образовываться там, где когда-то было пчелиное гнездо. 

В настоящее время в окрестностях пещеры Шанидар растут лиственные деревья, разнообразные травы,  дикие злаки. Лето здесь засушливое, а зимой много осадков.

До самого недавнего времени, зиму в пещере коротали местные жители – курды, вместе со своим скотом. Курды соорудили в пещере временные жилища, загоны для животных. Позже пещера перешла в ведение местной Службы древностей, и стала популярной среди туристов.  

 В апреле 2014 года ученые взялись изучить современный состав пыльцы, скапливающейся в пещере. С этой целью они собрали образцы грунта с пола пещеры и окружающей ее местности. Пробы были взяты из горизонтальных профилей  вдоль и поперек пещеры, по ее периметру, а также из отдельно выбранных точек,  в том числе из помета животных. Кроме того, образцы брались из других пещер в окрестностях Шанидара. 

В опубликованной статье авторы анализируют образцы только из одного профиля – вдоль пещеры (от задней ее части к входу). 

После непростой процедуры подготовки проб, с помощью оптического микроскопа исследователи определили количество и состав пыльцы в 12 образцах. 

Что получилось? 

В каждом образце присутствует от 120 до 500 пыльцевых зерен. При этом преобладают травянистые растения, затем идут деревья и кустарники. Состав растений весьма разнообразен – более 50 видов! Впрочем, значительная их часть – это единичные находки, и лишь немногие представлены во всех образцах. Прежде всего, это дуб, розовые, сложноцветные, злаки, латуковые и гвоздичные. Те же растения  встречаются и вне пещеры, т.е. состав пыльцы в пещере отражает общую картину в данной местности.

Значительное количество пыльцы культурных злаков в пещере может быть результатом деятельности местных жителей.

Что касается цветковых, опыляемых насекомыми, то  концентрация их пыльцы внутри пещеры выше, чем снаружи. Может быть, пыльцу в пещеру заносили пчелы? – предполагают авторы. В одном образце  цветочной пыльцы оказалось очень много  – возможно, в этом месте раньше находилось пчелиное гнездо. 

Но вернемся к нашим неандертальцам.  Как вы помните, 40 лет назад исследователи доказывали, что пыльца в могиле осталась от цветков, принесенных в пещеру людьми. Однако в современных поверхностных пробах из пещеры есть все те же виды растений, что и в старом исследовании Шанидара (за исключением алтея). При этом значительная часть пыльцы сложноцветных найдена в скоплениях по 2-5 зерен. Из этого авторы новой статьи делают вывод, что и кластеры, найденные Леруа-Гуран, могли образоваться естественным путем – не люди причина, а пчелы… Увы!

Статья заканчивается на нейтральной ноте:  дальнейшее изучение состава пыльцы в пещере и за ее пределами поможет точнее реконструировать древнюю экосистему Шанидара… 

Что же, про трогательные букетики на могиле неандертальца придется забыть? 

Однако! 

Что-то мне подсказывает, что 2-5 пыльцевых зерен (как в современных пробах) и более 100 (как у Леруа-Гуран)  – это, как говорится, две большие разницы. Мы попросили прокомментировать это исследование специалиста-палинолога, к.б.н., старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Наталию Рудую. Вот ее комментарий: 

«Авторы статьи 2015 г провели исследование методически правильно, но его результаты никак не опровергают утверждения Солецки 1975 года. Тогда, насколько я понимаю, были найдены  целые пыльники с большим количеством кластеризированной пыльцы, по 100 зерен. Пчелы столько не унесут!

Конечно, и в наших алтайских пещерах всегда астровых больше, чем в пробах, сделанных снаружи. Но в Шанидар-IV были кластеры, а в свежем исследовании такого нет. Пыльники, теоретически, могли разрушить, если бы авторы просеивали образцы  (при просеивании через сито на 250 микрон остались бы группы по 4-5 зерен, одна пылинка порядка 40 микрон). Но в описании исследования 2015 года про сито ничего не сказано, есть только про тяжелую жидкость. 

Кроме того, если бы это были пчелы — они пыльцу везут на своих ножках, она ведь там не обязательно в кластерах. А вот слипшаяся она действительно, когда в образец попал целый пыльник, то есть он еще не созрел и пыльца не вылетела сама, не оторвалась».

Таким образом, не будем торопиться отбирать у неандертальца васильки и гвоздики. Они так идут к его глазам!

Хочется верить, что  рано или поздно в регионе настанет затишье, раскопки продолжатся, и пещера Шанидар раскроет нам свои секреты.

 

Источники: 

  • Marta Fiacconi, Chris O. Hunt. Pollen taphonomy at Shanidar Cave (Kurdish Iraq): An initial evaluation // Review of Palaeobotany and Palynology, Volume 223, December 2015, pp. 87–93, doi:10.1016/j.revpalbo.2015.09.003 
  • Lietava, Jan. Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? // Journal of Ethnopharmacology. 35 (1992) 263-266. 
  • Solecki, Ralph S. Shanidar IV, a Neanderthal Flower Burial in Northern Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 28 November 1975, p. 880—881.

Благодарим за перевод оригинальной статьи Д. Третинко.

См. также:

antropogenez.ru

Возлагали ли неандертальцы на могилы своих сородичей цветы?. Биология

В одном образце цветочной пыльцы оказалось очень много—возможно, в этом месте раньше находилось пчелиное гнездо. Важно, что в современных поверхностных пробах из Шанидара встречаются все те же виды растений, что и в старых, «неандертальских» образцах (за исключением мальвы). Есть и скопления по 2–5 пыльцевых зерен. Из этого авторы статьи сделали вывод, что пыльца, найденная когда-то Леруа-Гуран в погребении Шанидар IV, могла попасть туда без участия людей, естественным путем — с помощью пчел.

Что же, про трогательные букетики на могиле неандертальца придется забыть? И все же что-то мне подсказывает, что 2–5 зерен (как в современных пробах) и более 100 (как у Леруа-Гуран) — это, как говорится, две большие разницы. Я специально проконсультировался со специалистом-палинологом—кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Наталией Рудой. Вот ее комментарий:

«Авторы статьи провели исследование методически правильно, но  его результаты никак не  опровергают утверждения Солецки 1975 года. Тогда, насколько я понимаю, были найдены целые пыльники с большим количеством кластеризированной пыльцы, по 100 зерен. Пчелы столько не унесут!»

Так пчелы или люди? А может, все-таки песчанки? Не будем торопиться и отбирать у неандертальца цветы мальвы. Они так идут к его глазам! Я уверен, что рано или поздно в этом сложном вопросе будет поставлена точка. Однако независимо от того, к какому консенсусу придут специалисты, цветам из Шанидара найдется место в художественных произведениях и научно-популярном кино. Массовые стереотипы инертны, а погребальный венок на могилке каменного века греет душу домохозяйкам, журналистам, учителям, преподавателям вузов и даже некоторым археологам.

Миф: Неандертальцы возлагали цветы на могилы своих сородичей.

Опровержение: Основание для утверждения—скопления цветочной пыльцы в могиле неандертальца Шанидар IV. Однако пыльца могла попасть в могилу разными путями. Например, в результате деятельности пчел, чье гнездо могло находиться над могилой. Споры о происхождении пыльцы в Шанидар IV продолжаются.

indicator.ru

ШАНИДАР СНОВА ПРЕПОДНОСИТ СЮРПРИЗЫ - smelding

Так мог выглядеть похороненный в пещере Шанидар. Источник реконструкции.

Умерший шестьдесят тысяч лет назад неандерталец, чьё погребение обнаружила в пещере Шанидар, в Ираке, экспедиция Р. Солецки в середине прошлого столетия - будем для краткости именовать его впредь Шанидаром - не мог, конечно, и предполагать, какая посмертная знаменитость его ждёт.К моменту открытия погребения сам факт захоронений у неандертальцев уже не был новостью - хотя, пожалуй, это погребение было самым роскошным из найденных могил людей его племени. Судя по остаткам пыльцы, могилу, вырытую в горной пещере, выстелили речными цветами. Кроме того, соплеменники положили старику в могилу каменные орудия и еду (от которой остались кости).

Для своей эпохи Шанидар был очень стар - ему было сорок пять-пятьдесят. Если я не ошибаюсь, останков более старых неандертальцев пока не найдено. А самым потрясающим было то, что Шанидар ещё в детстве лишился руки (точнее, серьёзно покалечил её) и получил травму позвоночника. Значит, племя неандертальцев десятилетиями кормило неспособного быть охотником. Что категорически расходилось с образом полузверей-каннибалов, какими тогда виделись - а многим видятся и посейчас - люди из каменного века. Я уже упоминал, что самое роскошное погребение следующего вида людей, кроманьонцев, могила из Брно, тоже принадлежало, как сказали бы сейчас, "инвалиду детства". судя по погребению, кроманьонец из Брно был шаманом. Интересно, кем был Шанидар? В любом случае, его могила серьёзно изменила наши представления об его виде. Неандертальцы были людьми - а не первобытными "социал-дарвинистами".

И вот недавно Шанидар снова ошеломил учёных. На сей раз предметом исследования стали... зубные камни Шанидара. По этим образованиям можно судить о рационе человека.

Так вот, можно считать установленным, что в питание Шанидара при жизни входил варёный ячмень. 

Да. Именно. Неандертальцы не просто употребляли растительную пищу - не так давно возникла было теория о том, что они были-де специализированным хищниками, на чём и погорели - но и подвергали её температурной обработке, варили кашу.

В чём, интересно? Или кидали в мешки из шкур раскалённые на огне камни, как то делали много позднее иные племена? Хотя... концепт посуды неандертальцам уже был известен. В Абрик Романи (Испания, около 50 000 лет назад) найдены остатки деревянного ковша, в Чиоарей-Бороштени (Румыния, ок. 55 000 лет назад) - каменные чаши, правда, использовавшиеся не для еды, а для хранения священной охры. Так что лично я не удивлюсь, если скоро на антропологических сайтах появятся сообщения о находке на неандертальской стоянке или в погребении глиняных черепков со следами огня на одной стороне и пищи на другой.

А Шанидар впролне мог бормотать, водя пальцем по пухлой ладошке заливисто хихикающей правнучки, что-то вроде "Сорока-ворона кашу варила, кашу варила, деток кормила"...

smelding.livejournal.com

Неандертальцы возлагали на могилы своих сородичей цветы - Ученые скрывают? Мифы XXI века - Александр Борисович Соколов - rutlib2.com

Неандертальцы возлагали на могилы своих сородичей цветы

У научно-популярных произведений есть серьезный недостаток – их авторы далеко не всегда сообщают читателю, где в их повествовании заканчиваются твердо установленные факты и начинаются гипотезы. Писателей можно понять! Если постоянно вставлять в текст «предположительно», «вероятно», «возможно», «некоторые специалисты считают, что…», будет неинтересно читать. Но получается, что те, кто должен бы нести в массы свет научного знания, одновременно с этим формируют новые научные мифы. Увы, нередко сами находясь у них в плену.

 

 

Интересно проследить, как труды писателей и режиссеров преобразили образ неандертальца за последние сто лет. Из сутулого, злобного и тупого троглодита наш герой превратился в доброго лесного эльфа – философа, друга животных и музыканта (не верите мне – посмотрите, например, французский фильм «Последний неандерталец» 2010 года). Неандерталец мечтает. Неандерталец осуждает варваров-кроманьонцев, творящих беспредел на его земле. Неандерталец скорбит об усопших товарищах. На могилу своей мамы он принес омытый слезами букетик незабудок. Зрители тоже подносят к глазам платочки.

Поплакали – и хватит. Давайте выяснять, откуда взялась история с букетиком.

Знаменитая иракская пещера Шанидар раскапывается с 1953 года. Археологи нашли в ней останки десяти неандертальцев – семи взрослых и трех детей.

Когда в 1972 году французский палинолог Арлетт Леруа-Гуран изучала образцы грунта из погребения Шанидар IV, она обратила внимание на удивительную деталь. Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако два образца резко выделялись – в них Леруа-Гуран нашла скопления цветочной пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зерен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые бутоны. Пыльца относилась к семи видам растений – эти цветы и сейчас растут в Ираке.

«Могли ли они случайно попасть в пещеру?» – задался вопросом археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 м от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни окаменевшие фекалии, по мнению археолога, для объяснения не подходили. Интересно, что в одном из образцов ученые нашли крыло насекомого, вероятно, бабочки. Не на могильные ли цветы она прилетела 60 000 лет назад? Солецки представил находку как часть погребального ритуала: букеты на могиле либо подстилка из цветов и веток, на которую уложили покойника.

Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки). В статье 1992 года исследователь Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. В шанидарской могиле оказалась пыльца тысячелистника, василька, крестовника, мускари, хвойника безлистного, алтея. Все эти растения славятся своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

Знание трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны. Но почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили усопшего? Или покойник сам наглотался цветов перед смертью?

Разумеется, картина будет неполна, если я не расскажу вам о последовавшей критике.

В статье, опубликованной в 1989 году в журнале Current anthropology, палеоантрополог Роберт Гаргетт усомнился не только в могильных букетиках, но и в наличии самой могилы. Автор критической статьи указал, что в Шанидар IV нет признаков погребальной ямы. Камни над скелетом, вероятно, просто осыпались с потолка пещеры, а ниша, в которой находились останки, вполне могла быть природной. Бедняга сам заполз в нее перед смертью. Доказательств погребения нет!

А что касается пыльцы, то есть очень простое объяснение – ветер! Ширина входа в пещеру 25 м, высота – 8 м, все хорошо продувалось, и потоком воздуха даже в дальний угол могло нанести и ветки, и бутоны цветов. Другой возможный вариант – растения притащили грызуны, чьих нор тут полно. А может, цветы выросли прямо в пещере? Через широкий вход значительная ее часть освещалась солнцем!

Гаргетт призывал исследователей к осторожности. Давайте сначала искать естественные причины, а потом уже привлекать такое сложное объяснение, как погребальный ритуал.

В 1999 году в Cambridge Archaeological Journal появилась статья, автор которой – археолог Джеффри Соммер – развивал тему грызунов, чьих нор в Шанидаре особенно много рядом с человеческими останками. Археозоологи Ричард Реддинг и Дуглас Лэй выяснили, кто выкопал норы в пещере: это были персидские песчанки Meriones persicus. А песчанки любят таскать в свои гнезда различные растения. По словам Соммера, в 1971 и 1973 годах Реддинг самолично раскопал несколько нор песчанок (правда, другого вида) и нашел в них множество цветочных бутонов.

Хорошо, но почему скопления пыльцы найдены только в двух образцах и отсутствуют в остальных 50 из других частей пещеры? И почему среди растений из могилы столько ярких цветов?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно было продолжать раскопки, однако обстановка в Ираке этому не способствовала – работы в пещере прервались. Наконец, в 2015 году журнал Review of Palaeobotany and Palynology опубликовал первые результаты новых исследований в Шанидаре.

Как вы уже поняли, пыльца попадает в пещеру многими путями. Ее заносит ветер, водные потоки, животные – на шерсти, с пищей или экскрементами. Пыльцу переносят насекомые-опылители и, в конце концов, человек. У каждого из источников – свой характер распределения пыльцы. Например, пыльцевых зерен, задуваемых ветром, больше у входа пещеры и меньше в глубине. А пчелы тащат пыльцу в определенное место – в свое гнездо.

В апреле 2014 года специалисты изучили 12 образцов современных отложений Шанидара. Выяснилось, что и сегодня в пещере продолжает скапливаться пыльца. В каждой пробе ученые обнаружили от 120 до 500 пыльцевых зерен, относящихся к нескольким десяткам видов растений. В том числе – цветковых, концентрация пыльцы которых внутри пещеры выше, чем снаружи. «Может быть, пыльцу в пещеру заносили пчелы?» – предположили авторы. В одном образце цветочной пыльцы оказалось очень много – возможно, в этом месте раньше находилось пчелиное гнездо.

Важно, что в современных поверхностных пробах из Шанидара встречаются все те же виды растений, что и в старых, «неандертальских» образцах (за исключением мальвы). Есть и скопления по 2–5 пыльцевых зерен. Из этого авторы статьи сделали вывод, что пыльца, найденная когда-то Леруа-Гуран в погребении Шанидар IV, могла попасть туда без участия людей, естественным путем – с помощью пчел.

Что же, про трогательные букетики на могиле неандертальца придется забыть?

И все же что-то мне подсказывает, что 2–5 зерен (как в современных пробах) и более 100 (как у Леруа-Гуран) – это, как говорится, две большие разницы. Я специально проконсультировался со специалистом-палинологом – кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Наталией Рудой. Вот ее комментарий:

«Авторы статьи провели исследование методически правильно, но его результаты никак не опровергают утверждения Солецки 1975 года. Тогда, насколько я понимаю, были найдены целые пыльники с большим количеством кластеризированной пыльцы, по 100 зерен. Пчелы столько не унесут!»

Так пчелы или люди? А может, все-таки песчанки? Не будем торопиться и отбирать у неандертальца цветы мальвы. Они так идут к его глазам! Я уверен, что рано или поздно в этом сложном вопросе будет поставлена точка. Однако независимо от того, к какому консенсусу придут специалисты, цветам из Шанидара найдется место в художественных произведениях и научно-популярном кино. Массовые стереотипы инертны, а погребальный венок на могилке каменного века греет душу домохозяйкам, журналистам, учителям, преподавателям вузов и даже некоторым археологам.

 

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

Шанидар первый. Часть третья. | Путешествия во времени

первобытные люди

В приложении к древнему человеку известную поговорку можно было бы перефразировать так: скажи, какие орудия ты изготавливаешь, и я скажу — кто ты. Предшественники неандертальцев брали камень, сбивали с него округлые, выпуклые бока и пользовались ядрищем как орудием. Поздний неандерталец поступал хитрее и разумнее. От большого камня, пригодного по форме и материалу, он отделял много тонких отщепов с острыми краями. А затем частыми мелкими ударами точно рассчитанной силы обрабатывал края отщепа. Одну сторону так, чтобы ее удобно было держать в руке, а другие затачивал: ими потом резали или скребли.

В Шанидаре археологи нашли обломки костей животных, золу в остатках очагов, каменные остроконечники, массивное округлое скребло, многочисленные отщепы — своеобразные полуфабрикаты в производстве каменных орудий труда. Отщепы — знак довольно высокого развития производственной деятельности шанидарцев.

Есть подозрение, что у них уже был разделен труд женщин и труд мужчин. Что дает основания так думать? У поздних неандертальцев преобладали две формы ножей — остроконечники и скребла. Их различия, а также некоторые современные этнографические данные (например, у эскимосов женщины и мужчины употребляют ножи разной формы) позволяют предполагать у неандертальцев естественное разделение труда. А в Шанидаре были найдены и остроконечники, и скребло!

Вообще орудий найдено не очень много. Да и те, вероятно, либо потеряны обитателями пещеры, либо брошены при обвалах. Древний человек был порядочным скопидомом, но это, ведь, так понятно: орудия были величайшей драгоценностью, требовавшей при изготовлении твердой руки и верного глаза, огромных затрат труда. По раскопкам в других местах известно, что даже сбившиеся, затупленные орудия наши предки не выбрасывали, а бережливо обрабатывали, сызнова затачивая их, — словно возвращали в ремонтную мастерскую.

И, наконец, самое важное: изученные к настоящему времени орудия, которые обнаружены в пещере на разных уровнях, весьма похожи по своему характеру. Они едины — по форме, по тонким и потому особенно доказательным приемам стесывания поверхности, ретуши краев. Едины, хотя их владельцы и изготовители жили тут в течение периода, который длился почти 20 000 лет.

Это уж необычно! Кто же населял Шанидар тысячи лет: люди единого типа или разного, но с похожей техникой обработки орудий? Сейчас ответ на этот вопрос можно дать лишь предварительный, так как основательно изучены еще не все скелеты, и в будущем, возможно, в оценке шанидарских находок произойдут какие-то изменения.

Но и сейчас уже выяснено немало. И, прежде всего, самое главное — в облике скелетов ученые нашли черты, которые позволяют утверждать, что в Шанидаре обитали люди, единые по своему складу. Все 20 000 лет!

Выше я говорил о том, что Передняя Азия была местом, где пролегали пути переселений древних предков современного человека. Но не Шанидар — доказательство этого! В других пещерах Передней Азии, например на горе Кармел, найдены многочисленные слои с разной техникой обработки орудий. И если это дает возможность предполагать относительно частую (с промежутками в сотни и даже тысячи лет) смену населения или смешение разных групп людей, то здесь не так. Люди Шанидара были удивительно постоянны в привязанности к своему жилищу.

Но, может быть, это ошибка? Ведь, найденные скелеты по времени отстоят друг от друга довольно далеко. Может быть, в иные времена пещера была необитаемой, а в другие в ней поселялись люди различных групп и лишь в общем сходные по своему облику? И именно от этих периодов до нас дошли скелеты и каменные орудия, создавая иллюзию непрерывности антропологического типа?

Нет, вряд ли. Разрывы в заселенности пещеры были наверняка, однако обитали в ней все-таки люди единого типа. Люди Шанидара обладали многими чертами «классических» неандертальцев. У них, например, был массивный надглазничный валик, невысокий свод черепа. Кости черепа были тяжелыми, резцы велики, а подбородочный выступ выражен слабо. В общем, достаточно архаичные черты.

Однако в облике людей Шанидара нашлось немало иных, прямо противоположных качеств. Скажем, вертикальный лоб, широкие и низкие глазные орбиты и многое другое. Такие черты присущи более поздним людям. Антропологи называют эти черты сапиентными.

На скелетах шанидарских неандертальцев найдены специфические черты, обнаруживаемые только у этой группы. Об этих особенностях здесь не стоит, пожалуй, говорить, так как очень уж они специальны. Например, уникальная черта, которой нет ни у одного скелета из других раскопок, — очень низко опущенное основание носовой впадины.

Такая особенность многое дает специалисту. Вспомните, о чем мы говорили чуть выше: единая или не единая группа людей населяла Шанидар в течение двадцати тысяч лет? Так вот, весьма своеобразное сочетание различных качеств, специфические черты на скелетах людей из Шанидара — карты в руки специалисту. Они подсказывают ему, что подобное сочетание могло возникнуть лишь в совершенно определенных условиях: в единой группе людей, причем такой группе, которая долгое время жила в изоляции.

Хорошо. Но как быть тогда с иной проблемой: «классических» неандертальцев? И можно ли говорить о смешении разных групп, о зонах смешения в Передней Азии, если именно тут (хотя и несколько в стороне от большой караванной дороги) единый тип шанидарских людей просуществовал 20 000 лет подряд?

Да, можно. Прежде всего, Шанидар мог быть только одним из многочисленных вариантов событий, развертывавшихся тогда на обширной и весьма разнообразной по своим ландшафтам территории Передней Азии. Жизнь разных групп древних людей нельзя представлять себе одинаковой: ведь они были разъединены, эти группы и обитали иногда в прямо противоположных условиях.

И второе, более важное. Неандерталоидные и прогрессивные черты — это сочетание, которое позволяет, вероятно, предположить такой ход событий. Смешение произошло, скажем, на побережье Средиземного моря задолго до заселения Шанидара. А впоследствии в окрестности пещеры забрела лишь часть людей этой группы, во время перекочевок отделившаяся от остальных. Если эти рассуждения верны, то исследования в Шанидаре должны, как будто, подкрепить третью точку зрения. Ту, которая предками современных людей называет сапиентных неандертальцев Передней Азии.

Может быть, все происходило так. Орда неандертальцев, отпавшая от своих сородичей, двигалась с юго-запада на северо-восток. Возможно она шла из района Кафзеха — пещеры на берегу Средиземного моря. При раскопках в Кафзехе были найдены останки неандертальцев, по ряду черт сходных с шанидарцами и — это интересно для нас — живших раньше, чем они. Близость некоторых черт и возможность связи по времени — это уже основа для предположений, пусть самых первых, еще недоказуемых.

И вот орда стала заселять долины в горах Загроса и наткнулась на Шанидар. Область ее обитания была большой, на это указывает сходство шанидарских орудий с орудиями из Биситун и Хазар-Мерд — эти два места расположены юго-восточнее Шанидара тоже в горах Загроса.

Возможно, что в те времена климат там был мягче, чем теперь, и вокруг Шанидара неандертальцы нашли обильную пищу. Потомки смешавшихся групп, уже обладавших, следовательно, какой-то подвижностью, шанидарцы утратили ее, попав в горы Загроса. Они словно повернули вспять, к своим далеким предкам. Тысячелетия орда жила здесь, разбившись на мелкие группки и семьи, которые кочевали внутри замкнутой территории. Кроме того, жизнь горцев, как известно, всегда отличалась большим постоянством, чем на равнине. В Шанидаре же перед нами — неандертальские горцы.

Понятнее становится и то, как могли шанидарцы реагировать на обвалы. Они со страхом покидали пещеру и, возможно, в следующий раз ее заселяла, случайно обнаружив, другая группа из орды. На многих неандертальских стоянках есть следы того, что их обитатели уходили от покойников — все равно, хоронили они их или нет. Они боялись покойников, и здесь, вероятно, было точно так же.

Могилы — обильный источник фактов для истории человечества. Они способны немало рассказать о живых: о тех, кто в них погребен, и о тех, кто их устраивал. Антропологическая характеристика людей, формы их верования в загробную жизнь, ритуал похорон, а, следовательно, и приблизительный показатель их духовного развития, богатство, уровень, которого достигли их ремесла, и многое другое.

К сожалению, в Шанидаре нет могил. Только возле скелета Шанидара I — опять он — были какие-то, увы, неясные намеки. Этот скелет был расположен в слое отложений, сдавленных сверху и снизу двумя мощными пластами обвалившихся скальных обломков. Камни повредили левую половину скелета, продавили и сдвинули череп, разъединили кости стопы. Все, как будто бы, ясно.

Может быть, что его завалило обломками уже после смерти, такая возможность не исключена.

Однако (и исследователи обратили на это внимание) было нечто настораживающее в расположении камней. Камни лежали над скелетом, но вокруг него земля оказалась чистой от них — даже от мелких осколков и даже оттенок там у нее был другой. У исследователей создалось впечатление, что камни были сознательно собраны и свалены в кучу над телом. Нельзя ли в этой куче камней, если она действительно была насыпана, увидеть знак какого-то примитивного, зарождающегося погребального обряда?

И тогда события давностью в 50 000 лет, над которыми ломают теперь голову ученые, можно представить себе, скажем, так. При землетрясении однорукий неандерталец попал под обвал. То ли он сторожил огонь и других неандертальцев не было в тот момент в пещере, то ли, заметив приближение катастрофы, они успели выскочить наружу и опередили сородича.

Переждав землетрясение, они возвратились в пещеру, полную пыли, заваленную обломками, изменившую прежний привычный вид. Взволнованные, испуганные, они торопливо собрали камни над телом погибшего. И спешно покинули пещеру — навсегда, ибо в их памяти она неясно связывалась с чем-то страшным и непонятным.

Однако нет, к сожалению, никаких других свидетельств того, что захоронение было — именно захоронение, совершенное по точно обозначенному ритуалу. А такой слабый намек дает немного, ведь случается, что и животные засыпают, зарывают мертвых.

Почему же все-таки, вернемся снова к этому вопросу, сородичи в свое время не бросили искалеченного Шанидара!? Альтруизм в первобытном обществе? Хотя вряд ли, ведь в ту пору насильственная смерть была правилом. Люди гибли от зверя, в столкновениях с чужаками. Что им было делать с людьми другой орды? Они не знали их и боялись. Лишь там, где исчезал или притуплялся страх, происходило сближение разных групп и тогда они могли учиться друг у друга. Поэтому-то так важно изучать возможные зоны смешения.

Шанидар I был сородичам нужен! Товарищество родилось из ощущения потребности в человеке. Он мог разделывать убитых зверей, обрабатывать дубины, поддерживать огонь. Но главное, наверное, даже не это — главным был, возможно, опыт, знания, накопленные им за свою жизнь. Когда стал цениться опыт — старость получила право на существование.

А чем именно шанидарец был ценен для своих сородичей — этого мы никогда не узнаем. Увы, на многие вопросы находки не могут дать ответа. А так хочется, чтобы они рассказывали больше!

Автор: Григорий Зеленко.

travel-in-time.org

Шанидар Википедия

Erbil governorate shanidar cave.jpg

Шанидар — пещера в мухафазе Эрбиль в Ираке, в которой были обнаружены останки неандертальцев. Примерный возраст находок 50—70 тысяч лет. Находится в Иракском Курдистане в горах Bradost (Загрос).

В коллективном погребении зрелого мужчины, двух женщин и ребёнка сохранились следы подстилки или покрывала из цветов и хвои которые характерны для этой местности в мае — начале июня. Это открытие Ральфа Солецки (Колумбийский университет) повлияло на процесс «очеловечивания» неандертальца. В другой шанидарской могиле был погребён мужчина-неандерталец 45 лет (преклонный по тем временам возраст) которому в молодости ампутировали правую руку и который позднее получил серьёзную травму головы. Оба этих недуга были успешно вылечены, что говорит о высоком уровне развития знаний. Отличительной особенностью шанидарских черепов было то, что надбровный валик не срастался в одну линию, а образовывал нечто наподобие бровей[1].

В верхнем палеолите здесь же появилась стоянка людей современного типа зарзийской культуры.

В эпоху эпипалеолита (ок. 9 тысяч лет до н. э.) здесь найдены слои шанидар-карим-шахирской культуры — древнейшей земледельческой культуры.

Шанидар — пещера, из которой получены интереснейшие находки переднеазиатских неандертальцев. Найдены 9 скелетов неандертальцев, причём многие обнаруженные скелеты несут следы тяжелых патологий — следы болезней и травм. Люди с такими недугами не могли бы выжить самостоятельно, что свидетельствует о развитой взаимопомощи в коллективе неандертальцев. Установлено, что некоторые неандертальцы в этой пещере были похоронены, а в захоронении

ru-wiki.ru

Возлагали ли неандертальцы на могилы своих сородичей цветы?

История. Исторические науки 5 июля 18:00

Отрывок из книги Александра Соколова «Ученые скрывают? Мифы XXI века».

Официальные историки нас обманывают: в древности существовали цивилизации гораздо более могущественные, чем наша. Доказано, что египтяне не могли построить пирамиды, древние британцы не сами воздвигли Стоунхендж, а человек — продукт генной инженерии инопланетян. Стоит ли верить этим утверждениям? Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу «альтернативщиков»? На эти и другие актуальные вопросы отвечает автор книги «Ученые скрывают? Мифы XXI века» Александр Соколов. Indicator.Ru публикует отрывок из книги.

У научно-популярных произведений есть серьезный недостаток — их авторы далеко не всегда сообщают читателю, где в их повествовании заканчиваются твердо установленные факты и начинаются гипотезы. Писателей можно понять! Если постоянно вставлять в текст «предположительно», «вероятно», «возможно», «некоторые специалисты считают, что…», будет неинтересно читать. Но получается, что те, кто должен бы нести в массы свет научного знания, одновременно с этим формируют новые научные мифы. Увы, нередко сами находясь у них в плену.

6255743133ce7255c51bba7c3f6f6171767eed02

Ученые скрывают? Мифы XXI века/ Александр Соколов. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017.

Интересно проследить, как труды писателей и режиссеров преобразили образ неандертальца за последние сто лет. Из сутулого, злобного и тупого троглодита наш герой превратился в доброго лесного эльфа — философа, друга животных и музыканта (не верите мне — посмотрите, например, французский фильм «Последний неандерталец» 2010 года). Неандерталец мечтает. Неандерталец осуждает варваров-кроманьонцев, творящих беспредел на его земле. Неандерталец скорбит об усопших товарищах. На могилу своей мамы он принес омытый слезами букетик незабудок. Зрители тоже подносят к глазам платочки.

Поплакали — и хватит. Давайте выяснять, откуда взялась история с букетиком. Знаменитая иракская пещера Шанидар раскапывается с 1953 года. Археологи нашли в ней останки десяти неандертальцев—семи взрослых и трех детей.

Когда в 1972 году французский палинолог Арлетт Леруа-Гуран изучала образцы грунта из погребения Шанидар IV, она обратила внимание на удивительную деталь. Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако два образца резко выделялись—в них Леруа-Гуран нашла скопления цветочной пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зерен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые бутоны. Пыльца относилась к семи видам растений — эти цветы и сейчас растут в Ираке.

«Могли ли они случайно попасть в пещеру?» — задался вопросом археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 м от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни окаменевшие фекалии, по мнению археолога, для объяснения не подходили. Интересно, что в одном из образцов ученые нашли крыло насекомого, вероятно, бабочки. Не на могильные ли цветы она прилетела 60 000 лет назад? Солецки представил находку как часть погребального ритуала: букеты на могиле либо подстилка из цветов и веток, на которую уложили покойника.

Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки). В статье 1992 года исследователь Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. В шанидарской могиле оказалась пыльца тысячелистника, василька, крестовника, мускари, хвойника безлистного, алтея. Все эти растения славятся своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

Читать далее.

nauchkor.ru


Смотрите также