Первыми овладели речью неандертальцы. Тест на тему "Происхождение человека"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест на тему Происхождение человека. Первыми овладели речью неандертальцы


Тест на тему "Происхождение человека"

Тест по теме: «Происхождение и эволюция человека».

Вариант 1.

1.К каким людям относится питекантроп?

а) древние, б) древнейшие; в) новые.

2.У каких людей возникли социальные отношения?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?

а) речь; б) дыхание; в) мышление.

4.К каким людям относится человек умелый?

а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким

5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.

6.Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?

а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.

7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?

а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.

8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:

а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.

9.Трудовая деятельность обеспечила:

а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.

10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?

а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей.

В1. Выберите правильные суждения:

1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4.Питекантроп относится к древнейшим людям.

5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Вариант 2.

1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить.

2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?

а) труд; б) мышление; в) изоляция.

3.К социальным факторам эволюции человека относится:

а) мутации; б) речь; в) естественный отбор.

4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:

а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук.

5.Какие из предков человека относятся к древним людям?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:

а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника.

7.Прямохождение человека привело к появлению:

а) речи; б) свода стопы; в) мышления.

8.К первым современным людям относятся:

а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы.

9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп.

10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?

а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты;

в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.

В1. Выберите правильные суждения:

1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.

2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.

3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов.

4.Неандертальцы – это древние люди.

5.Речь появилась раньше, чем общество.

Ответы

Вариант 1

1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в

В1 – 134

Вариант 2

1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

В1 - 134

infourok.ru

Урок-игра "Происхождение человека"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: Обобщить, систематизировать знания учащихся по вопросу происхождения человека, этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Оборудование и материалы: презентация, карточки (П), (Н), (А), компьютер, муляжи, бюсты.

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей урока. Заключительный урок по теме "Происхождение человека" пройдёт в виде игры. Класс разбивается на 5 команд. Команды получают контрольные листы, где сами отмечают свои баллы.

Туры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 итог
Макс. балл 1 2 3 4 4 4
4
15 4 41
Команда №                    

Вопрос происхождения человека всегда вызывал повышенный интерес и жаркие споры. В христианстве обезьяны - порождение дьявола, п. э. говорить о родстве человека и обезьян долгое время никто не решался. Однако наряду с креационизмом, появляются эволюционные взгляды. В последние 10 - 20 лет в изучении происхождения человека произошла настоящая революция.

Для этого имелись три причины:

  1. Широким фронтом идут массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Ископаемых остатков найдено за последние годы больше чем за 100 лет до этого.
  2. Сейчас разработаны надежные методы определения возраста горных пород, а значит и находящихся в них костей, основанные на анализе радиоактивных изотопов.
  3. Близость человека и обезьян стала оцениваться методом молекулярной генетики, оценивается сходство генов и белков.

Первый тур заключается в том, что команды должны указать учёных в соответствии с их заслугами.

Укажите ученых в соответствии с их заслугами. Слайд №3.

  • Впервые отнес человека к животным - ...
  • Впервые определил систематическое положение человека - ...
  • Впервые говорил о животном происхождении человека - ...
  • Научно обосновал животное происхождение человека - ...
  • Указал на роль труда в эволюции человека - ...

Через минуту команды дают ответы по очереди и за правильный ответ получают по баллу. (Ответы: Аристотель, Линней, Ламарк, Дарвин, Энгельс).

2. Укажите систематическое положение человека. Слайд №4.

1. Царство Животные

2. Подцарство Многоклеточные

3. Тип Хордовые

4. Подтип Позвоночные

5. Класс Млекопитающие

6. Подкласс Плацентарные

7. Отряд Приматы

8. Подотряд Человекообразные обезьяны

9. Семейство Гоминиды - прямоходящие приматы

10. Род Человек

11. Вид Человек разумный

Каждая команда даёт название двух таксонов под своим номером и получает по 2 балла. Проверка по слайду № 5.

3. Доказательства животного происхождения человека. Слайды № 6-10

Группа доказательств животного происхождения человека Что учитывает
1. Палеонтологические Находки древних и древнейших людей 
2.Эмбриологические Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных
3. Цитогенетические Сходство генетического аппарата 
4. Сравнительно - анатомические Учитывает данные сравнения внешнего строения
5. Физиологические Сходство физиологических процессов

Дайте описание доказательств животного происхождения человека по следующему плану:

1. Название группы доказательств.

2. Что учитывают данные доказательства.

3. Назовите конкретные примеры этих доказательств.

(Каждая команда описывает одно доказательство и получает 3 балла).

Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян. Слайд №11

Для работы в группах раздаются наборы муляжей черепов, головного мозга, кистей и т д.

1 команда. Назвать отличия черепа человека и человекообразных обезьян.

а) Череп сочленен с позвоночником в центре основания у человека, а у обезьян в задней части.

в) Мозговая часть черепа преобладает над лицевой у людей, а у обезьян наоборот.

с) Нет надглазничных валиков и теменного гребня в черепе человека, у обезьян есть.

д) Подбородочный выступ у людей развит, у обезьян нет.

е) Нос с высокой переносицей у человека, а у обезьян с низкой.

2 команда. Назвать отличия головного мозга человека и человекообразных обезьян.

а) Объем головного мозга человека 1400-1600 см3, а обезьян - 600 см3.

в) Поверхность коры больших полушарий 1250 см2, а обезьян - 360 см2.

с) Больше борозд и извилин.

д) Развиты лобные и височные доли.

3 команда. Назвать отличия скелета конечностей и туловища человека и человекообразных обезьян.

а) Позвоночный столб человека с S-образным изгибом, а позвоночный столб обезьян прямой или вогнутый назад.

в) Нижние конечности у человека длиннее верхних конечностей, а у обезьян наоборот.

с) У человека лучше развита кисть.

д) Таз у обезьян узкий, чашеобразный у человека.

е) Грудная клетка у человека расширена в стороны, у обезьян сужена с боков.

4 команда. Назвать черты сходства человека и человекообразных обезьян.

  1. На руках ногти.
  2. Выражение эмоций.
  3. Отсутствие хвоста.
  4. Строение ушных раковин и глаз.
  5. Четыре группы крови.
  6. Болезни и паразиты.
  7. Сроки беременности.
  8. Кожные узоры.
  9. Хромосомный аппарат и др.

(Максимальный балл - 4)

В каждом списке удалите лишнее. Слайд № 12

  1. Рудименты
    1. Остаток мигательной перепонки
    2. Околоушные мышцы
    3. Зубы мудрости
    4. Многососковость
    5. Аппендикс
  2. Атавизмы
    1. Многососковость
    2. Волосатость
    3. Копчик
    4. Хвостатость
    5. Сильно развитые клыки
  3. Биологические факторы антропогенеза
    1. Естественный отбор
    2. Изоляция
    3. Дрейф генов
    4. Речь
  4. Социальные факторы эволюции
    1. Труд
    2. Абстрактное мышление
    3. Наследственная изменчивость
    4. Общественный образ жизни

(Максимальный балл - 4)

(Многососковость, копчик, речь, наследственная изменчивость)

6. Верно ли суждение: Слайды № 12 - 15.

1. Человеческие расы относятся к 3 биологическим видам. (Нет, к одному).

2. Впервые описал австралопитека и дал им название "южная обезьяна" Раймонд Дарт. (Да).

3. Череп под №1470, обнаруженный антропологами Лики в Танзании, принадлежал человеку выпрямленному. (Нет, человеку умелому).

4. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие люди. (Да)

5. Находки кроманьонцев обнаружены на всех материках. (Да).

6. Первые находки синантропов были сделаны в Германии. (Нет, в Пекине).

7. Самые примитивные орудия чопперы (галечная культура) изготовлял человек умелый. (Да).

8. Неандертальцы получили своё название в честь реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).

9. Ручное рубило впервые появилось у неандертальцев. (Нет, у питекантропов и синантропов).

10. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем синантроп. (Нет, наоборот).

11. Для древнейших людей характерен каннибализм. (Да).

12. У неандертальцев впервые появились социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).

13. Австралопитеки изготавливали скрёбла, остроконечники. (Нет, не было орудий труда).

14. Расоведение - наука о расах. (Да).

15. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява останкам древнейших людей Дюбуа дал название гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).

16. Первыми овладели членораздельной речью неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).

17. Главным социальным фактором антропогенеза является речь. (Нет, труд).

18. Главным биологическим фактором антропогенеза является естественный отбор. (Да).

19. К биологическим фактором антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (Да).

20. Акселерация характерна только для женского пола. (Нет).

(Для каждой команды 4 суждения, за которые они могут получить по 4 балла за равильный ответ).

Узнай кто это: Слайды № 17 - 20

Проводится в виде физкультразминки: (П) - руки вперёд, (Н) - руки в стороны, (К) - руки вверх. (П) - питекантропы, (Н) - неандертальцы, (К) - кроманьонцы.

Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. (Н)

Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство. (К)

Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. (П)

Они весили примерно 30 - 50 кг, объём мозга 650 см3. Рука их была близка к человеческой, челюсти менее массивные. Изготавливали орудия труда - чопперы (галечная культура), строили несложные укрытия, занимались собирательством.

(4 балла)

Назовите ископаемого предка человека. Слайд № 21для фона

Команды поднимают карточки с буквами: (П) - палеоантропы, (Н) - неоантропы, (А) - архантропы.

  1. Кто из предков человека является самым древним. (А)
  2. Относится к виду человек прямоходящий. (А)
  3. Относятся к новым людям. (Н)
  4. Относятся к древнейшим людям. (А)
  5. Относятся к древним людям. (П)
  6. Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас. (Н)
  7. Ископаемые предки человека, у которых впервые встречаются захоронения. (П)
  8. Кто из предков человека жил первобытным стадом, пользовался огнём и не имел жилищ. (А)
  9. Синантроп являются: (А)
  10. Неандертальцы являются: (П)
  11. Кроманьонцы являются: (Н)
  12. Какие люди жили в эпоху великого оледенения. (П)
  13. Жили 30 - 40 тысяч лет назад. (Н)
  14. Жили 5 - 2 миллиона лет назад. (Австралопитеки) Карточки никто не поднимает.
  15. Жили 200 - 28 тысяч лет назад. (П) (15 баллов)

Проводится подсчёт баллов по контрольным листкам, которые команды заполняли сами.

Тем временем команды выполняют задания 9 тура, если есть время, либо проводится рефлексия.

Дайте краткое определение понятий.

  • Антропогенез - это :
  • Акселерация - это :
  • Рассизм - это...
  • Социальный дарвинизм - это:

Рефлексия

Участники команды

№ :

Как вы оцениваете свой уровень знаний по теме до игры Как вашу работу оценила команда после игры Оценка учителя
1      
2      
3      
4      
5      

Подведение итогов, выставление отметок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Задания 40 - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ - ЕГЭ 2018 - Произведения школьной программы

ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

Задания

Выберите один правильный ответ.

1. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе, начиная с

1) питекантропов

2) синантропов

3) неандертальцев

4) кроманьонцев

2. Человека разумного относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) 2 пары конечностей

2) 3 слуховые косточки в среднем ухе

3) 4 изгиба позвоночника

4) 5 отделов головного мозга

3. Специфическими чертами Человека разумного являются

1) наличие борозд и извилин в коре больших полушарий

2) использование предметов для достижения цели

3) бинокулярное зрение

4) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4. У человека рудиментарными органами являются

1) обонятельные луковицы

2) зубы мудрости

3) молочные железы

4) крестцовые позвонки

5. К виду Homo sapiens относят

1) австралопитеков

2) питекантропов

3) синантропов

4) кроманьонцев

6. К обезьянолюдям относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) питекантропа

4) неандертальца

7. К древнейшим людям относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) питекантропа

4) неандертальца

8. К древним людям относят

1) синантропа

2) питекантропа

3) гейдельбергского человека

4) неандертальца

9. К современным людям относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) питекантропа

4) неандертальца

10. В эпоху великого оледенения жили

1) кроманьонцы

2) неандертальцы

3) синантропы

4) австралопитеки

11. Прямохождение с опорой на руки было характерно для

1) австралопитека

2) питекантропа

3) синантропа

4) неандертальца

12. Человек умелый, изготавливавший орудия труда, относится к

1) австралопитекам

2) древнейшим людям

3) древним людям

4) новым людям

13. Первыми овладели членораздельной речью

1) синантропы

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) кроманьонцы

14. Каннибалами не были

1) кроманьонцы

2) синантропы

3) питекантропы

4) гейдельбергский человек

15. У монголоидов

1) цвет кожи смуглый с желтоватым оттенком

2) мягкие, прямые или волнистые волосы

3) нос не уплощен

5) губы толстые, вздутые

Выберите три правильных ответа.

16. К биологическим факторам антропогенеза относят

1) наследственную изменчивость

2) борьбу за существование

3) общественный образ жизни

4) трудовую деятельность

5) развитие речи и мышления

6) естественный отбор

17. К человекообразным обезьянам относят

1) макаку

2) шимпанзе

3) орангутана

4) павиана

5) гориллу

6) гиббона

18. Австралопитеки

1) жили 1 млн — 500 тыс. лет назад

2) вели стадный образ жизни

3) имели рост 120-140 см и вес до 50 кг

4) были всеядны

5) изготавливали орудия труда

6) умели добывать огонь

19. У европеоидов

1) узкое профилированное лицо

2) борода и усы растут плохо

3) глаза расположены горизонтально

4) верхнее веко закрыто кожной складкой

5) сильно выступающий нос

6) челюстная часть лица выступает вперед

20. У негроидов

1) плоское широкое лицо с сильно выступающими скулами

2) челюстная часть лица выступает вперед

3) борода и усы растут плохо

4) складка верхнего века развита слабо

5) губы тонкие

6) волосы мягкие, волнистые

21. Установите соответствие менаду характеристиками и этапами эволюции человека, к которым они относятся.

Ключи к заданиям

Задание 21



scribble.su

Тест на тему Происхождение человека

Тест по теме: «Происхождение и эволюция человека».

Вариант 1.1.К каким людям относится питекантроп?а) древние, б) древнейшие; в) новые.2.У каких людей возникли социальные отношения?а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?а) речь; б) дыхание; в) мышление.4.К каким людям относится человек умелый?а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.6.Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.9.Трудовая деятельность обеспечила:а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей.

В1. Выберите правильные суждения:1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.4.Питекантроп относится к древнейшим людям.5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Вариант 2.1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить.2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?а) труд; б) мышление; в) изоляция.3.К социальным факторам эволюции человека относится:а) мутации; б) речь; в) естественный отбор.4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук.5.Какие из предков человека относятся к древним людям?а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника.7.Прямохождение человека привело к появлению:а) речи; б) свода стопы; в) мышления.8.К первым современным людям относятся:а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы.9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп.10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты; в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.

В1. Выберите правильные суждения:1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов.4.Неандертальцы – это древние люди.5.Речь появилась раньше, чем общество.

ОтветыВариант 11-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-вВ1 – 134

Вариант 21-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-аВ1 - 134

15

globuss24.ru

Тест "Эволюция человека" 11 класс

Тест по теме: «Происхождение и эволюция человека».

(Урок №30)

Вариант 1.

1.К каким людям относится питекантроп?

а) древние, б) древнейшие; в) новые.

2.У каких людей возникли социальные отношения?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?

а) речь; б) дыхание; в) мышление.

4.К каким людям относится человек умелый?

а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким

5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.

6.Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?

а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.

7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?

а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.

8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:

а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.

9.Трудовая деятельность обеспечила:

а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.

10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?

а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей.

В1. Выберите правильные суждения:

1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4.Питекантроп относится к древнейшим людям.

5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Вариант 2.

1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить.

2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?

а) труд; б) мышление; в) изоляция.

3.К социальным факторам эволюции человека относится:

а) мутации; б) речь; в) естественный отбор.

4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:

а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук.

5.Какие из предков человека относятся к древним людям?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:

а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника.

7.Прямохождение человека привело к появлению:

а) речи; б) свода стопы; в) мышления.

8.К первым современным людям относятся:

а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы.

9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп.

10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?

а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты;

в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.

В1. Выберите правильные суждения:

1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.

2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.

3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов.

4.Неандертальцы – это древние люди.

5.Речь появилась раньше, чем общество.

Ответы

Вариант 1

1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в

В1 – 134

Вариант 2

1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

В1 - 134

infourok.ru

Тестовые задания - Урок 34 - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ - БИОЛОГИЯ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

 

Раздел IV. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

 

Тестовые задания

 

Задание 1: выберите один правильный ответ.

1. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе, начиная с

1) питекантропов                                 

2) синантропов

3) неандертальцев                               

4) кроманьонцев

2. Человека разумного относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) 2 пары конечностей

2) 3 слуховые косточки в среднем ухе

3) 4 изгиба позвоночника

4) 5 отделов головного мозга

3. Специфическими чертами Человека разумного являются

1)  наличие борозд и извилин в коре больших полушарий

2)  использование предметов для достижения цели

3)  бинокулярное зрение

4)  преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4. У человека рудиментарными органами являются

1)  обонятельные луковицы

2)  зубы мудрости

3) молочные железы         

4)  крестцовые позвонки

5. К виду Homo sapiens относят

1)  австралопитеков          

2)  питекантропов

3)  синантропов                

4)  кроманьонцев

6. К обезьянолюдям относят

1)  кроманьонца                

2)  австралопитека

3)  питекантропа               

4)  неандертальца

7. К древнейшим людям относят

1)  кроманьонца                

2)  австралопитека

3)  питекантропа               

4)  неандертальца

8. К древним людям относят

1)  синантропа

2)  питекантропа

3)  гейдельбергского человека

4)  неандертальца

9. К современным людям относят

1)  кроманьонца                

2)  австралопитека

3)  питекантропа               

4)  неандертальца

10. В эпоху великого оледенения жили

1)  кроманьонцы               

2)  неандертальцы

3)  синантропы                 

4)  австралопитеки

11. Прямохождение с опорой на руки было характерно для

1)  австралопитека            

2)  питекантропа

3)  синантропа                  

4)  неандертальца

12. Человек умелый, изготавливавший орудия труда, относится к

1)  австралопитекам          

2)  древнейшим людям

3)  древним людям            

4)  новым людям

13. Первыми овладели членораздельной речью

1) синантропы

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) кроманьонцы

14. Каннибалами не были

1) кроманьонцы

2) синантропы

3) питекантропы

4) гейдельбергский человек

15. У монголоидов

1) цвет кожи смуглый с желтоватым оттенком

2) мягкие, прямые или волнистые волосы

3) нос не уплощен

5) губы толстые, вздутые

 

Задание 2: выберите три правильных ответа.

16. К биологическим факторам антропогенеза относят

1) наследственную изменчивость

2) борьбу за существование

3) общественный образ жизни

4) трудовую деятельность

5) развитие речи и мышления

6) естественный отбор

17. К человекообразным обезьянам относят

1) макаку                        

2) шимпанзе                    

3) орангутанга

4) павиана

5) гориллу                       

6) гиббона

18. Австралопитеки

1) жили 1 млн. — 500 тыс. лет назад

2) вели стадный образ жизни

3) имели рост 120-140 см и вес до 50 кг

4) были всеядны

5) изготавливали орудия труда

6) умели добывать огонь

19. У европеоидов

1)  узкое профилированное лицо

2)  борода и усы растут плохо

3)  глаза расположены горизонтально

4)  верхнее веко закрыто кожной складкой

5)  сильно выступающий нос

6)  челюстная часть лица выступает вперед

20. У негроидов

1)  плоское широкое лицо с сильно выступающими скулами

2)  челюстная часть лица выступает вперед

3)  борода и усы растут плохо

4)  складка верхнего века развита слабо

5)  губы тонкие

6)  волосы мягкие, волнистые

 

Задание 3: установите соответствие между характеристиками и этапами эволюции человека, к которым они относятся.

 

Характеристика

Этап эволюции человека

1) время жизни 300-40 тыс. лет назад

2) рост приблизительно 180 см

3) объем мозга примерно равен 1400 см3

4) объем мозга примерно равен 900-1100 см3

5) высокий лоб

6) отсутствие подбородочного выступа на нижней челюсти

A) древнейшие люди

Б) древние люди

B) современные люди

 

Ключи к тестовым заданиям

 

Задания 1 и 2

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

4

2

4

2

4

3

3

4

1

2

№ вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

1

1

4

1

1

1, 2, 6

2, 3, 5

2, 3, 4

1, 3, 5

2, 3, 4

 

Задание 3

 

1

2

3

4

5

6

Б

В

Б

А

В

А

www.compendium.su

Происхождение человека - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА - БИОЛОГИЯ СПРАВОЧНИК - для старшеклассников и поступающих в вузы

Часть третья. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

 

Раздел VI. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

ТЕМА. Происхождение человека

 

Ч. Дарвин о животном происхождении человека. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Движущие силы антропогенеза. Значение общественной жизни в эволюции человечества. Развитие членораздельной речи и сознания. Роль факторов социальных (труд, общественная жизнь, сознание, речь, воспитание, образование) и биологических (наследственная изменчивость, естественный отбор) в эволюции человека.

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек). Древние люди (неандертальцы). Первые современные люди (кроманьонцы). Человеческие расы, единство их происхождения. Антинаучная реакционная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Общие указания. При изучении данной темы надо обратить внимание на то, что глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей. Отличительная черта человека — создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь то, что дает им природа. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора. В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. На протяжении многих миллионов лет шел отбор особей, способных к использованию орудий труда, более смекалистых, с более ловкими руками. Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда — рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Стадный образ жизни и трудовая деятельность делали необходимым постоянный обмен сигналами, что обусловило постепенное развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьяны в органы речи человека.

 

Задание 62

• Повторить имеющийся учебный материал.

• Проанализировать схему 64, рисунок 144.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 69.

 

Вопросы для самоконтроля

• Когда появились на Земле первые обезьяны?

• Какие ветви в эволюции обезьян начались от парапитеков?

• Какие направления в эволюции обезьян возникли от дриопитеков?

• От каких обезьян произошли человекообразные обезьяны?

• В каком периоде истории Земли появился человек?

• Какое систематическое положение в мире животных занимает человек и каково его научное название?

• Кого относят к древнейшим людям и по каким признакам?

• Какие признаки характерны для древних людей?

• К какому типу человека относят кроманьонца?

• Какие доказательства приводил Ч. Дарвин о происхождении человека от обезьяны?

• Среди какого вида людей возникло человеческое общество?

• В какой период формирования человека выделились человеческие расы?

• Какие люди впервые использовали огонь?

• Какие условия обитания оказали влияние на морфологию человека в различных частях земного шара?

• Какие признаки характерны для человеческих рас?

• Будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческом обществе?

• В чем реакционная сущность расовых теорий?

• Какие признаки свидетельствуют о происхождении человека от животного?

• Что такое рудименты и атавизмы?

• Как с позиций биогенетического закона доказать животное происхождение человека?

• До какой степени развития человек находился под воздействием естественного отбора?

• Почему изготовление орудий труда явилось решающим фактором в истории развития человека?

• Что способствовало появлению речи — второй сигнальной системы?

• Что такое социальные отношения и как они складывались?

• Как сформулировал Ф. Энгельс причины очеловечивания обезьян?

 

Схема 64. Родословная человека

 

 

Контрольная работа № 69

1. От кого произошли гиббоны и орангутаны (парапитеки, проплиопитеки, дриопитеки)?

2. От каких обезьян произошли человекообразные (проплиопитеки, дриопитеки, парапитеки)?

3. К каким людям относят питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека (древние, древнейшие, новые)?

4. Какие люди жили в эпоху великого оледенения (кроманьонцы, неандертальцы, синантропы, питекантропы)?

5. У каких людей возникли социальные (общественные) отношения (кроманьонцы, неандертальцы, синантропы)?

6. Что способствовало развитию руки как органа и продукта труда (прямохождение, мышление, подражание, строение руки, освобождение передних конечностей)?

7. Что появилось раньше — общество или речь?

8. Какие из признаков человека не наследуются (речь, дыхание, питание, мышление, коллективный труд, самозащита)?

9. К каким людям относится человек умелый — изготавливавший из камня орудия труда (древнейшие, древние, новые, первые)?

10. Какие из людей первыми овладели членораздельной речью (неандертальцы, кроманьонцы, синантропы)?

11. Какой человек стал именоваться человеком разумным (неандертальцы, кроманьонцы, синантропы, питекантропы)?

12. На каком этапе эволюции человека возникли расы (первые люди, древнейшие люди, древние люди, новые люди)?

 

Антропоиды

Гоминиды — прямоходящие приматы

Dryopithecus

Australopithecus

Homo erectus

Homo sapiens

Обезьяноподобное животное; возраст 18-9 млн лет

Человекообразная обезьяна; возраст около 5 млн лет

Человек прямоходящий; возраст 2 млн-500 тыс. лет

Человек разумный; возраст

500- 30 тыс. лет

Человек разумный; возраст 40 тыс. лет

Человек разумный; 10 тыс. лет

Дриопитек

Австралопитек

Древнейший человек (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.)

Древний человек неандерталец

Новые люди

Кроманьонец

Современный

человек

Внешний вид

 

Размеры небольшие; лазающие и ходящие в полувыпрямленном положении

 

Рост 120-150 см, масса 20-50 кг; прямохождение, рука — хватательный орган

 

Невысокий рост, массивный костяк

 

Невысокий рост (155-165 см), массивный костяк, коренастый, походка согнутая

Рост до 180 см, физический тип современного человека

 

 

 

Череп

Человекообразные черты в строении челюсти

 

Зубы по форме сходны с человеческими

 

 

 

 

Объем мозга 430-550 см3

 

Череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти

 

 

Объем мозга 700-1250 см3

 

Череп более высокий, лоб низкий, скошенный, сильно развитые надбровные дуги

 

Объем мозга около 1400 см3

 

Череп высокий, лоб прямой, без сплошного надбровного валика, развит подбородочный выступ

Объем мозга 1000-1600 см3

 

 

 

 

 

 

Объем мозга 1000-1800 см3

Орудия труда

Орудия труда отсутствуют

 

Систематически используют естественные предметы как орудие труда (кость, палка и т.д.)

Изготовляют примитивные каменные орудия труда (копье, сколотый камень, скребок, рубило)

Изготовляют обработанные каменные орудия труда (острия, скребки, ножи и др.)

Изготовляют сложные составные орудия труда из кости и камня

Изготовляют сложнейшие орудия труда и механизмы

Образ жизни

Стадный образ жизни

 

Стадный образ жизни, совместная охота

Общественный образ жизни; поддержание огня

Общественный образ жизни; использование огня. Строительство очагов и жилья. Первые захоронения

Родовая община. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия

Наивысшие достижения в науке, технике, искусстве

 

 

Словарь основных терминов и понятий

Австралопитеки (лат. «австралос» — южный, греч. «питекос» — обезьяна) — самые древние, переходные от обезьян к человеку формы высших животных, найденные в Южной Африке и вымершие около 2 млн лет назад. Их эволюция продолжалась очень долго — 3 млн лет. От них ведет начало эволюция человека, которая длилась в целом около 5 млн лет. Общим предком всех австралопитеков является австралопитек рамидус, за которым последовал австралопитек афарензис. Этот австралопитек дал разные направления эволюции: 1) австралопитеков — африканского, эфиопского, робустус и 2) человека — умелого, прямоходящего, неандертальского, разумного. Австралопитеки ходили на ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Есть находки, указывающие на использование ими огня. По ряду признаков австралопитеки были ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны.

Вторая сигнальная система — речь, умение мыслить словами. Учение об этом проявлении высшей нервной деятельности человека было разработано И. П. Павловым (1932), который рассматривал мыслительную деятельность человека как функцию головного мозга, свойственную только человеку. Первой сигнальной системой И. П. Павлов назвал врожденные (безусловные) рефлексы, которые свойственны как высокоорганизованным животным, так и человеку начиная с момента его рождения. Это реакции на кормление, купание, появление близкого человека, боль и т. д., возникающие под действием различных внешних раздражителей. Различие между дальнейшим развитием человека и животного заключается в том, чтсгчеловек начинает понимать слова, мыслить словами, а для животного слова остаются просто сигналом, состоящим из определенных сочетаний звуков. Когда человек начинает понимать слова, у него развиваются центры речи, расположенные в коре левого полушария головного мозга, а затем центры чтения и письма. Их функции заключаются в анализе и контроле того, что человек читает, пишет, произносит. Вторая сигнальная система характерна только для человека.

Доказательства животного происхождения человека — научно обоснованные, полученные на большом палеонтологическом материале с применением данных сравнительной анатомии и морфологии факты сходства зародышевого развития, единого плана строения тела, скелета, мышц, одинакового положения внутренних органов и их функций у человека и наземных позвоночных. Кроме того, у человека имеются рудименты и атавизмы. Много общих признаков у человека и человекообразных обезьян: отсутствие хвоста, возможность хождения на задних конечностях, плоские ногти на пальцах, пятипалая хватательная кисть, сходное строение зубов, вперед направленные глаза, близость состава крови и ее групп, общие болезни и 90% одинаковых генов, сходство эмоций (гнев, радость, плач, ласковое отношение к детенышам). Кроме того, у обезьян хорошая память и сообразительность, они могут доставать Пищу с помощью простейших орудий. Но в то же время они не могут изготовлять эти орудия сами. Именно здесь граница между человеком и его предками.

Древнейшие люди — ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида Человек умелый. Отдельные популяции этих людей стояли на разном уровне эволюции и находились в непримиримой борьбе, в которой побеждали более сообразительные и сильные, лучше владеющие изготовлением и применением орудий. Эти популяции побеждали и австралопитеков, и другие популяции человека умелого. Внутри популяций существовал каннибализм — поедание себе подобных. Древнейшие люди объединены в один вид — Человек прямоходящий (Homo erectus). Быстрое расселение этого вида началось около 2 млн лет назад и продолжалось 700 тыс. лет. Совместная трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга, размеры которого дали ученым основание предполагать, что эти люди должны были обладать настоящей, хотя и очень примитивной речью. Все эти преимущества человека послужили толчком к дальнейшему прогрессивному развитию. Различные находки останков человека этой стадии носят собственные названия. Наиболее известны следующие: питекантроп (обезьяночеловек), обнаруженный на о. Ява; синантроп (китайский человек), найденный в Китае; гейдельбергский человек, обнаруженный близ Гейдельберга (Германия), и др. После периода максимального расцвета 600-400 тыс. лет назад эти люди быстро вымерли, дав начало новой ветви — неандертальцам (древним людям).

Кроманьонцы — первые современные люди, относящиеся к виду Человек разумный (Homo sapiens). Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кроманьон. Затем их останки были найдены в Восточном Средиземноморье, в Передней Азии, на юго-востоке Европы. Отсюда кроманьонцы расселились по всей Земле и слились с наиболее прогрессивными неандертальцами. Произошло не только скрещивание генотипов, приведшее к повышению умственных способностей и физического совершенства, но и резкий подъем культуры. Появление кроманьонцев датируется 40-30 тыс. лет до н. э. Эти люди имели внешний вид современных людей, они строили жилища, шили одежду. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ими ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений. Кроманьонцы хорошо владели речью, у них зародилось изобразительное искусство (до нас дошли наскальные рисунки, резьба по кости и камню). Начиная с кроманьонцев, эволюция биологическая все больше переходит в эволюцию социальную (общественную). В результате прогрессивного развития кроманьонского человека появился современный человек с характерными расовыми признаками.

Неандертальцы — древние люди, предками которых были древнейшие люди. Название этого вида — Человек неандертальский (Homo sapiens neandertales) — связано с долиной Неандерталь в Германии, где впервые были найдены останки этих людей (XIX в.). Неандертальцы жили 800-40 тыс. лет назад. В ископаемом виде они найдены еще в четырехстах местах северного полушария Евразии. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха великого оледенения. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции: одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям; они явились тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по строению мозга и по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стадами, у них существовало разделение труда между мужчинами (изготовление орудий труда, охота, поддержание огня, защита) и женщинами (сбор диких плодов и корней). Речь еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. На протяжении нескольких десятков тысяч лет звероподобные неандертальцы занимали господствующее положение, и лишь 40-30 тыс. лет назад, началось усиленное развитие второй ветви неандертальцев, общественно и умственно более развитых. Но и эти люди находились еще под контролем естественного отбора: они боролись за жизнь ценой жизни своих соплеменников или людей из соседних стад, по-прежнему имел место каннибализм. Лишь те племена, где начинали сохранять стариков, учиться у них и перенимать жизненный опыт, получили преимущество в борьбе за существование. Коллективная жизнь обеспечила этой группе неандертальцев победу над звероподобными формами и явилась прогрессивной линией эволюции, в ходе которой появились современные люди — кроманьонцы.

Отличие человека от человекообразных обезьян — возникшие в ходе эволюции наследственные изменения, которые под контролем естественного отбора способствовали появлению приспособлений у человека к прямохождению, освобождению рук, развитию мозгового отдела черепа. Одновременно с этим у человека вырабатывались трудовые навыки, усовершенствовались строение и функции руки, головного мозга, речевого аппарата, развивалась мыслительная деятельность и возникла речь.

Положение человека в зоологической системе. В 1735 г. К. Линней поместил человека в отряд приматов; в 1809 г. Ж.-Б. Ламарк также определил место человека среди приматов; Ч. Дарвин в 1859 и 1871 гг. доказал животное происхождение человека. Совместными работами Т. Гекели (1863) и Э. Геккеля (1866, 1874) также было выяснено положение человека в зоологической системе: тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Человекообразные, семейство Люди, род Человек, представленный единственным видом — Человек разумный (Homo sapiens). В настоящее время на Земле насчитывается около 6 млрд человек.

Расы человека — формы вида Человек разумный, которые выделились при приспособлении кроманьонцев к различным природно-климатическим условиям земного шара. Так, жители тропических стран, подвергающиеся действию ультрафиолетового облучения, имеют темный цвет кожи, содержащей защищающий организм пигмент меланин, и пышные курчавые волосы, создающие теплоизоляционный слой, — это люди, относящиеся к негроидной расе. Люди монголоидной расы, живущие в открытых степях с сухими горячими ветрами, имеют суженные глазные щели. У людей холодных природных зон — европеоидная раса — узкий и более длинный нос, чем у представителей других рас, так как при вдыхании холодного воздуха происходит его необходимое прогревание в носовых ходах. Смешение рас (метизация) происходит постоянно, особенно на границах их ареалов, поэтому возникают промежуточные типы, сглаживающие различия между расами.

Социальная эволюция — общественная эволюция, пришедшая на смену биологической эволюции человека. В социальной эволюции человека выделяют три этапа. Первый — создание искусства как своеобразной формы познания и отображения мира (наскальные рисунки). Второй — приручение животных и развитие земледелия. В результате этих изменений человек начал осуществлять некоторый контроль над средой обитания. Третий этап — научно-техническая революция, начавшаяся с эпохи Возрождения (XV в.) и продолжающаяся до наших дней. За это время человек расселился по всей планете и проник в ближайший космос. Биосфера Земли, населенная людьми, превратилась в ноосферу — сферу разумной деятельности человека.

Человек умелый (Homo habilis) — первый вид человека на Земле, появившийся свыше 2 млн лет назад и живший одновременно с австралопитеком. Остатки человека умелого были найдены в различных местностях Африки. По признакам строения скелета (позвоночник, конечности, череп) человек умелый имеет много общего с человеком разумным. Так, большой палец стопы направлен параллельно остальным, конечные фаланги пальцев рук короткие и плоские. Головной мозг имел массу около 650 г. Этот вид приматов отнесен к роду человек не по морфологическим признакам, а главным образом потому, что человек умелый впервые в процессе эволюции начал сам регулярно и целенаправленно изготовлять орудия труда. Это были грубые галечные орудия, а также орудия в виде специально отточенных костей животных. Период жизни на Земле человека умелого называют периодом галечной культуры.

Человекообразные обезьяны — высшие приматы, произошедшие от парапитеков (греч. «пара» — возле, «питекос» — обезьяна). Парапитеки дали два направления эволюции: дриопитеков (древесные обезьяны) и проплиопитеков (предшественники больших обезьян). От дриопитеков пошли ветви эволюции к шимпанзе, горилле и австралопитекам. Австралопитеки (южные обезьяны) явились прогрессивной ветвью эволюции, вершиной которой стал человек. Проплиопитеки дали две ветви — гиббон и орангутан. Никакие из ныне живущих человекообразных обезьян предками человека не были.

www.compendium.su


Смотрите также