Мальчик неандерталец. Книга Неандертальский мальчик в школе и дома. Автор - Мальмузи Лучано. Содержание - Лучано Мальмузи (художник Николай Воронцов) Неандертальский мальчик в школе и дома
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литературное чтение в 3-й классе. Тема красоты в романе Л.Мальмузи "Неандертальский мальчик". Мальчик неандерталец


Неандертальский мальчик в школе и дома - Мальмузи Л.

Подробности Категория: Зарубежные писатели

Страница 1 из 24

Неандертальский мальчик в школе и дома

МОЯ СЕМЬЯ

Неандертальский мальчик

Холод – вот что вспоминается живее всего, когда я думаю о своем детстве. Собачий холод.А собак я вообще не помню. Волки были, это да. Ко­гда холод пробирал до костей, а от голода подводило живот, они, на свою беду, подходили слишком близко к хижинам. И дедушка Пузан ловил самого неосторож­ного из них и съедал со всеми потрохами.Хотя, к слову сказать, случись в доме какая-то еда, никого из нашей семьи не надо было упрашивать…Ах да, моя семья!Пора вам ее представить. Правда, когда я пытаюсь припомнить всех родственников, у меня ум за разум заходит.Ну-ка, поглядим… одиннадцать пап…Неандертальский мальчик на качеле

Нет, нет, я, как всегда, все путаю: это бабушек один­надцать! А пап – девять…Мой настоящий папа, Большая Рука, и еще восемь, которых я звал «дядями»…Правда, в стойбище Грустных Медведей мы, дети, называли дядями всех взрослых мужчин: куда бы ты ни пошел, всюду встречался какой-нибудь дядя, кото­рый незаметно за тобой приглядывал и в случае чего выручал.Проголодался? Зайди в первую попавшуюся хижину, и там дядя или тетя дадут тебе чего-нибудь пожевать. Соскучился?Великий одинокий охотник, дяденька Бобер, с тор­чащими наружу зубами, всегда готов рассказать тебе какое-нибудь из своих захватывающих приключений.Замерз?Тетушка Бурундучиха поднимет тебя, как перышко, волосатыми ручищами, и ты, счастливый, прикорнешь в ее горячих объятиях.Не спится? Чем-то огорчен? Плачешь?Почему бы тогда не пойти в пещеру к дяденьке Пеньку, который поперек себя шире: пара прыжков, две-три уморительные гримасы – и вот ты уже хохо­чешь, позабыв обо всем. А когда успокоишься, он до зари будет рассказывать сказки, придуманные тут же, на месте, специально для тебя.Чудесно жилось в нашем стойбище!Неандерталец древний человек
Все тебя любили, и ты никогда не чувствовал себя одиноким. Можно даже сказать, что Грустные Медведи были одной большой дружной семьей.А теперь я опишу вам моего дорогого папочку – все звали его Большая Рука, потому что была она у него толстая и крепкая, как дубина. Ударом кулака он мог повалить бизона, а человек от одного его тычка отлетал к соседней хижине.Такая сила помогла ему добиться в стойбище высо­кого положения: он стал вождем Грустных Медведей, и никто не оспаривал у него этого звания.Правда, время от времени находился какой-нибудь нахал, который ставил под сомнение папино право рас­поряжаться, но папа не принимал это близко к сердцу, а просто выходил, улыбаясь, в круг и опрокидывал на­глеца одним ударом.Да, да, папа Большая Рука в самом деле никого не боялся…Ну, почти никого.Когда, например, мама Тигра была дома, он стано­вился тихим, как ягненок.Мама Тигра – это моя мама. Обычно она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись. Тигрой ее прозвали за вспыльчивый нрав, а еще за голос, похо­жий на рев саблезубых.Папа Большая Рука очень красивый. Настоящий не­андерталец – когда он приходил в другие стойбища, все с него не сводили глаз.Неандерталец древний доисторический человек
Жирный, как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки такие длинные, что загребали по земле.А лицо до чего выразительное! Лба почти не было, а надбровные дуги так выступали вперед, что, когда шел дождь, даже не зажмуривался. Рот до ушей, огромный, с толстыми губищами; а нос – о, нос у него был самый красивый на свете: широкий, сплюснутый, волосатый.Волосами вообще-то вся наша семья не была оби­жена.Особенно дедушка Пузан.Летом в страшную жару, когда в луже посреди де­ревни оставалось на палец льда, он мог ходить, ничем не прикрываясь. Разгуливал себе нагишом, и никто и не замечал этого, – наоборот, все нахваливали его но­вую летнюю шубу.Теперь полагалось бы описать всех дядюшек и тету­шек, дедушек и бабушек, кузенов и кузин, но я боюсь запутаться, а к тому же…Во имя всех Горбатых Медведей! О стольком я уже поведал вам, а о себе не сказал ни слова.Правда, и говорить-то особо нечего.Я – мальчик Ледникового периода. Когда я родился, великое странствие моего народа подходило к концу и уже появились по соседству с нашими землями люди совсем, совсем на нас не похожие.«Бууу» – вот как меня звали. Но вы меня можете называть попросту Неандертальский мальчик.А теперь начинаем рассказ.

- Страница 1 -

www.planetaskazok.ru

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

В далекие времена последнего ледникового периода дети тоже ходили в школу. Им нужно было усвоить множество очень важных предметов: охо­та, рыбалка, собирание грибов и ягод, магический рисунок. Но особенно усердно юные неандертальцы занимались физкультурой. Приласкай мед­ведя, Подними каменюку, Убеги от тигра – игры хоть и забавные, но очень, очень опасные.

Содержание:

Лучано Мальмузи(художник Николай Воронцов)Неандертальский мальчик в школе и дома

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

МОЯ СЕМЬЯ

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

Холод – вот что вспоминается живее всего, когда я думаю о своем детстве. Собачий холод.

А собак я вообще не помню. Волки были, это да. Ко­гда холод пробирал до костей, а от голода подводило живот, они, на свою беду, подходили слишком близко к хижинам. И дедушка Пузан ловил самого неосторож­ного из них и съедал со всеми потрохами.

Хотя, к слову сказать, случись в доме какая-то еда, никого из нашей семьи не надо было упрашивать…

Ах да, моя семья!

Пора вам ее представить. Правда, когда я пытаюсь припомнить всех родственников, у меня ум за разум заходит.

Ну-ка, поглядим… одиннадцать пап…

Нет, нет, я, как всегда, все путаю: это бабушек один­надцать! А пап – девять…

Мой настоящий папа, Большая Рука, и еще восемь, которых я звал "дядями"…

Правда, в стойбище Грустных Медведей мы, дети, называли дядями всех взрослых мужчин: куда бы ты ни пошел, всюду встречался какой-нибудь дядя, кото­рый незаметно за тобой приглядывал и в случае чего выручал.

Проголодался? Зайди в первую попавшуюся хижину, и там дядя или тетя дадут тебе чего-нибудь пожевать. Соскучился?

Великий одинокий охотник, дяденька Бобер, с тор­чащими наружу зубами, всегда готов рассказать тебе какое-нибудь из своих захватывающих приключений.

Замерз?

Тетушка Бурундучиха поднимет тебя, как перышко, волосатыми ручищами, и ты, счастливый, прикорнешь в ее горячих объятиях.

Не спится? Чем-то огорчен? Плачешь?

Почему бы тогда не пойти в пещеру к дяденьке Пеньку, который поперек себя шире: пара прыжков, две-три уморительные гримасы – и вот ты уже хохо­чешь, позабыв обо всем. А когда успокоишься, он до зари будет рассказывать сказки, придуманные тут же, на месте, специально для тебя.

Чудесно жилось в нашем стойбище!

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

Все тебя любили, и ты никогда не чувствовал себя одиноким. Можно даже сказать, что Грустные Медведи были одной большой дружной семьей.

А теперь я опишу вам моего дорогого папочку – все звали его Большая Рука, потому что была она у него толстая и крепкая, как дубина. Ударом кулака он мог повалить бизона, а человек от одного его тычка отлетал к соседней хижине.

Такая сила помогла ему добиться в стойбище высо­кого положения: он стал вождем Грустных Медведей, и никто не оспаривал у него этого звания.

Правда, время от времени находился какой-нибудь нахал, который ставил под сомнение папино право рас­поряжаться, но папа не принимал это близко к сердцу, а просто выходил, улыбаясь, в круг и опрокидывал на­глеца одним ударом.

Да, да, папа Большая Рука в самом деле никого не боялся…

Ну, почти никого.

Когда, например, мама Тигра была дома, он стано­вился тихим, как ягненок.

Мама Тигра – это моя мама. Обычно она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись. Тигрой ее прозвали за вспыльчивый нрав, а еще за голос, похо­жий на рев саблезубых.

Папа Большая Рука очень красивый. Настоящий не­андерталец – когда он приходил в другие стойбища, все с него не сводили глаз.

Жирный, как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки такие длинные, что загребали по земле.

А лицо до чего выразительное! Лба почти не было, а надбровные дуги так выступали вперед, что, когда шел дождь, даже не зажмуривался. Рот до ушей, огромный, с толстыми губищами; а нос – о, нос у него был самый красивый на свете: широкий, сплюснутый, волосатый.

Волосами вообще-то вся наша семья не была оби­жена.

Особенно дедушка Пузан.

Летом в страшную жару, когда в луже посреди де­ревни оставалось на палец льда, он мог ходить, ничем не прикрываясь. Разгуливал себе нагишом, и никто и не замечал этого, – наоборот, все нахваливали его но­вую летнюю шубу.

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

Теперь полагалось бы описать всех дядюшек и тету­шек, дедушек и бабушек, кузенов и кузин, но я боюсь запутаться, а к тому же…

Во имя всех Горбатых Медведей! О стольком я уже поведал вам, а о себе не сказал ни слова.

Правда, и говорить-то особо нечего.

Я – мальчик Ледникового периода. Когда я родился, великое странствие моего народа подходило к концу и уже появились по соседству с нашими землями люди совсем, совсем на нас не похожие.

"Бууу" – вот как меня звали. Но вы меня можете называть попросту Неандертальский мальчик.

А теперь начинаем рассказ.

ПЛЕМЯ ГРУСТНЫХ МЕДВЕДЕЙ

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

Вот оно, мое стойбище, видите: на холмике, непода­леку от бурной реки.

Десятка три хижин, покрытых разноцветными шку­рами.

У Грустных Медведей довольно большое стойбище: так, по крайней мере, утверждает дяденька Бобер, кото­рый обошел весь свет. Другие племена живут неблизко. До ближайшего к нам стойбища Северных Буйволов три месяца пути, а путешествовать в наши времена, по­верьте, нелегко.

Лучано Мальмузи - Неандертальский мальчик в школе и дома

profilib.net

Неандертальский мальчик в школе и дома. Автор - Мальмузи Лучано. Содержание - Лучано Мальмузи (художник Николай Воронцов) Неандертальский мальчик в школе и дома

Лучано Мальмузи

(художник Николай Воронцов)

Неандертальский мальчик в школе и дома

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader0.jpeg

МОЯ СЕМЬЯ

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader1.jpeg

Холод – вот что вспоминается живее всего, когда я думаю о своем детстве. Собачий холод.

А собак я вообще не помню. Волки были, это да. Ко­гда холод пробирал до костей, а от голода подводило живот, они, на свою беду, подходили слишком близко к хижинам. И дедушка Пузан ловил самого неосторож­ного из них и съедал со всеми потрохами.

Хотя, к слову сказать, случись в доме какая-то еда, никого из нашей семьи не надо было упрашивать…

Ах да, моя семья!

Пора вам ее представить. Правда, когда я пытаюсь припомнить всех родственников, у меня ум за разум заходит.

Ну-ка, поглядим… одиннадцать пап…

Нет, нет, я, как всегда, все путаю: это бабушек один­надцать! А пап – девять…

Мой настоящий папа, Большая Рука, и еще восемь, которых я звал «дядями»…

Правда, в стойбище Грустных Медведей мы, дети, называли дядями всех взрослых мужчин: куда бы ты ни пошел, всюду встречался какой-нибудь дядя, кото­рый незаметно за тобой приглядывал и в случае чего выручал.

Проголодался? Зайди в первую попавшуюся хижину, и там дядя или тетя дадут тебе чего-нибудь пожевать. Соскучился?

Великий одинокий охотник, дяденька Бобер, с тор­чащими наружу зубами, всегда готов рассказать тебе какое-нибудь из своих захватывающих приключений.

Замерз?

Тетушка Бурундучиха поднимет тебя, как перышко, волосатыми ручищами, и ты, счастливый, прикорнешь в ее горячих объятиях.

Не спится? Чем-то огорчен? Плачешь?

Почему бы тогда не пойти в пещеру к дяденьке Пеньку, который поперек себя шире: пара прыжков, две-три уморительные гримасы – и вот ты уже хохо­чешь, позабыв обо всем. А когда успокоишься, он до зари будет рассказывать сказки, придуманные тут же, на месте, специально для тебя.

Чудесно жилось в нашем стойбище!

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader2.jpeg

Все тебя любили, и ты никогда не чувствовал себя одиноким. Можно даже сказать, что Грустные Медведи были одной большой дружной семьей.

А теперь я опишу вам моего дорогого папочку – все звали его Большая Рука, потому что была она у него толстая и крепкая, как дубина. Ударом кулака он мог повалить бизона, а человек от одного его тычка отлетал к соседней хижине.

Такая сила помогла ему добиться в стойбище высо­кого положения: он стал вождем Грустных Медведей, и никто не оспаривал у него этого звания.

Правда, время от времени находился какой-нибудь нахал, который ставил под сомнение папино право рас­поряжаться, но папа не принимал это близко к сердцу, а просто выходил, улыбаясь, в круг и опрокидывал на­глеца одним ударом.

Да, да, папа Большая Рука в самом деле никого не боялся…

Ну, почти никого.

Когда, например, мама Тигра была дома, он стано­вился тихим, как ягненок.

Мама Тигра – это моя мама. Обычно она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись. Тигрой ее прозвали за вспыльчивый нрав, а еще за голос, похо­жий на рев саблезубых.

Папа Большая Рука очень красивый. Настоящий не­андерталец – когда он приходил в другие стойбища, все с него не сводили глаз.

Жирный, как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки такие длинные, что загребали по земле.

А лицо до чего выразительное! Лба почти не было, а надбровные дуги так выступали вперед, что, когда шел дождь, даже не зажмуривался. Рот до ушей, огромный, с толстыми губищами; а нос – о, нос у него был самый красивый на свете: широкий, сплюснутый, волосатый.

Волосами вообще-то вся наша семья не была оби­жена.

Особенно дедушка Пузан.

Летом в страшную жару, когда в луже посреди де­ревни оставалось на палец льда, он мог ходить, ничем не прикрываясь. Разгуливал себе нагишом, и никто и не замечал этого, – наоборот, все нахваливали его но­вую летнюю шубу.

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader3.jpeg

Теперь полагалось бы описать всех дядюшек и тету­шек, дедушек и бабушек, кузенов и кузин, но я боюсь запутаться, а к тому же…

Во имя всех Горбатых Медведей! О стольком я уже поведал вам, а о себе не сказал ни слова.

Правда, и говорить-то особо нечего.

Я – мальчик Ледникового периода. Когда я родился, великое странствие моего народа подходило к концу и уже появились по соседству с нашими землями люди совсем, совсем на нас не похожие.

«Бууу» – вот как меня звали. Но вы меня можете называть попросту Неандертальский мальчик.

А теперь начинаем рассказ.

ПЛЕМЯ ГРУСТНЫХ МЕДВЕДЕЙ

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader4.jpeg

Вот оно, мое стойбище, видите: на холмике, непода­леку от бурной реки.

Десятка три хижин, покрытых разноцветными шку­рами.

У Грустных Медведей довольно большое стойбище: так, по крайней мере, утверждает дяденька Бобер, кото­рый обошел весь свет. Другие племена живут неблизко. До ближайшего к нам стойбища Северных Буйволов три месяца пути, а путешествовать в наши времена, по­верьте, нелегко.

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader5.jpeg Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader6.jpeg

Гляньте на долину – сплошное болото: зимой замер­зает, а весной растекается вязкой жижей, над которой кишат комары. А теперь обернитесь и посмотрите на горы: ели и березы простираются покуда хватает взгля­да; с вершин спускаются ледники, чуть ли не достигая холмов…

Бр-р… лучше сидеть в хижине, в тепле, завернув­шись в шкуры, и наблюдать, как на заре мама Тигра раздувает угли в очаге.

Осень едва наступила, а листья уже меняют цвет.

Небо светлеет; над верхними отверстиями хижин клубятся облака дыма. Странный тип отодвигает полог из шкур и выходит наружу, зевает, потягивается, гля­дит на небо, издает довольное ворчание. Подходит к луже в самом центре деревни, исследует лед у самого берега.

Потом встает на колени перед Тотемом-Луной, круг­лым белым валуном в форме мяча, целует его и прини­мается петь.

Тип этот – Полная Луна, деревенский шаман, он же знахарь: он весь увешан амулетами, сухие волосы его стоят дыбом, глаза блуждают.

Давайте-ка послушаем, какой он нам даст прогноз погоды:

Сегодня чудная погода,

И скоро солнышко взойдет;

Глаза протрите, лежебоки:

Кто ленится – тот не жует!

Неандертальский мальчик в школе и дома - any2fbimgloader7.jpeg

Каждый день все те же завывания, даже если идет дождь или снег. Правда, слова немного меняются:

Сегодня мерзкая погода,

Нас скоро снегом занесет;

Глаза протрите, лежебоки:

Кто ленится – тот не жует!

Люди в хижинах поворачиваются с боку на бок под теплыми шкурами и честят на все корки певца с его скрипучим голосом. Но потом раскаиваются, потому что у знахаря всюду уши и власть его безгранична.

Ну, Неандертальчик, вставай. Пора в школу, ры­чит мама Тигра, сдергивая с меня шкуры, – а я-то так под ними пригрелся.

Огонь в очаге едва теплится, я весь дрожу.

Школа!

Я про нее и думать забыл.

Вскакиваю, напяливаю шкуру мускусного быка.

И не подумайте, будто я рассказываю вам сказки.

«Школа в доисторическую эпоху? Невозможно: лю­ди тогда не умели писать», – возразите вы.

www.booklot.ru

Читать книгу Неандертальский мальчик в школе и дома Лучано Мальмузи : онлайн чтение

Лучано Мальмузи(художник Николай Воронцов)Неандертальский мальчик в школе и дома

МОЯ СЕМЬЯ

Холод – вот что вспоминается живее всего, когда я думаю о своем детстве. Собачий холод.

А собак я вообще не помню. Волки были, это да. Когда холод пробирал до костей, а от голода подводило живот, они, на свою беду, подходили слишком близко к хижинам. И дедушка Пузан ловил самого неосторожного из них и съедал со всеми потрохами.

Хотя, к слову сказать, случись в доме какая-то еда, никого из нашей семьи не надо было упрашивать…

Ах да, моя семья!

Пора вам ее представить. Правда, когда я пытаюсь припомнить всех родственников, у меня ум за разум заходит.

Ну-ка, поглядим… одиннадцать пап…

Нет, нет, я, как всегда, все путаю: это бабушек одиннадцать! А пап – девять…

Мой настоящий папа, Большая Рука, и еще восемь, которых я звал «дядями»…

Правда, в стойбище Грустных Медведей мы, дети, называли дядями всех взрослых мужчин: куда бы ты ни пошел, всюду встречался какой-нибудь дядя, который незаметно за тобой приглядывал и в случае чего выручал.

Проголодался? Зайди в первую попавшуюся хижину, и там дядя или тетя дадут тебе чего-нибудь пожевать. Соскучился?

Великий одинокий охотник, дяденька Бобер, с торчащими наружу зубами, всегда готов рассказать тебе какое-нибудь из своих захватывающих приключений.

Замерз?

Тетушка Бурундучиха поднимет тебя, как перышко, волосатыми ручищами, и ты, счастливый, прикорнешь в ее горячих объятиях.

Не спится? Чем-то огорчен? Плачешь?

Почему бы тогда не пойти в пещеру к дяденьке Пеньку, который поперек себя шире: пара прыжков, две-три уморительные гримасы – и вот ты уже хохочешь, позабыв обо всем. А когда успокоишься, он до зари будет рассказывать сказки, придуманные тут же, на месте, специально для тебя.

Чудесно жилось в нашем стойбище!

Все тебя любили, и ты никогда не чувствовал себя одиноким. Можно даже сказать, что Грустные Медведи были одной большой дружной семьей.

А теперь я опишу вам моего дорогого папочку – все звали его Большая Рука, потому что была она у него толстая и крепкая, как дубина. Ударом кулака он мог повалить бизона, а человек от одного его тычка отлетал к соседней хижине.

Такая сила помогла ему добиться в стойбище высокого положения: он стал вождем Грустных Медведей, и никто не оспаривал у него этого звания.

Правда, время от времени находился какой-нибудь нахал, который ставил под сомнение папино право распоряжаться, но папа не принимал это близко к сердцу, а просто выходил, улыбаясь, в круг и опрокидывал наглеца одним ударом.

Да, да, папа Большая Рука в самом деле никого не боялся…

Ну, почти никого.

Когда, например, мама Тигра была дома, он становился тихим, как ягненок.

Мама Тигра – это моя мама. Обычно она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись. Тигрой ее прозвали за вспыльчивый нрав, а еще за голос, похожий на рев саблезубых.

Папа Большая Рука очень красивый. Настоящий неандерталец – когда он приходил в другие стойбища, все с него не сводили глаз.

Жирный, как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки такие длинные, что загребали по земле.

А лицо до чего выразительное! Лба почти не было, а надбровные дуги так выступали вперед, что, когда шел дождь, даже не зажмуривался. Рот до ушей, огромный, с толстыми губищами; а нос – о, нос у него был самый красивый на свете: широкий, сплюснутый, волосатый.

Волосами вообще-то вся наша семья не была обижена.

Особенно дедушка Пузан.

Летом в страшную жару, когда в луже посреди деревни оставалось на палец льда, он мог ходить, ничем не прикрываясь. Разгуливал себе нагишом, и никто и не замечал этого, – наоборот, все нахваливали его новую летнюю шубу.

Теперь полагалось бы описать всех дядюшек и тетушек, дедушек и бабушек, кузенов и кузин, но я боюсь запутаться, а к тому же…

Во имя всех Горбатых Медведей! О стольком я уже поведал вам, а о себе не сказал ни слова.

Правда, и говорить-то особо нечего.

Я – мальчик Ледникового периода. Когда я родился, великое странствие моего народа подходило к концу и уже появились по соседству с нашими землями люди совсем, совсем на нас не похожие.

«Бууу» – вот как меня звали. Но вы меня можете называть попросту Неандертальский мальчик.

А теперь начинаем рассказ.

ПЛЕМЯ ГРУСТНЫХ МЕДВЕДЕЙ

Вот оно, мое стойбище, видите: на холмике, неподалеку от бурной реки.

Десятка три хижин, покрытых разноцветными шкурами.

У Грустных Медведей довольно большое стойбище: так, по крайней мере, утверждает дяденька Бобер, который обошел весь свет. Другие племена живут неблизко. До ближайшего к нам стойбища Северных Буйволов три месяца пути, а путешествовать в наши времена, поверьте, нелегко.

Гляньте на долину – сплошное болото: зимой замерзает, а весной растекается вязкой жижей, над которой кишат комары. А теперь обернитесь и посмотрите на горы: ели и березы простираются покуда хватает взгляда; с вершин спускаются ледники, чуть ли не достигая холмов…

Бр-р… лучше сидеть в хижине, в тепле, завернувшись в шкуры, и наблюдать, как на заре мама Тигра раздувает угли в очаге.

Осень едва наступила, а листья уже меняют цвет.

Небо светлеет; над верхними отверстиями хижин клубятся облака дыма. Странный тип отодвигает полог из шкур и выходит наружу, зевает, потягивается, глядит на небо, издает довольное ворчание. Подходит к луже в самом центре деревни, исследует лед у самого берега.

Потом встает на колени перед Тотемом-Луной, круглым белым валуном в форме мяча, целует его и принимается петь.

Тип этот – Полная Луна, деревенский шаман, он же знахарь: он весь увешан амулетами, сухие волосы его стоят дыбом, глаза блуждают.

Давайте-ка послушаем, какой он нам даст прогноз погоды:

 Сегодня чудная погода,И скоро солнышко взойдет;Глаза протрите, лежебоки:Кто ленится – тот не жует! 

Каждый день все те же завывания, даже если идет дождь или снег. Правда, слова немного меняются:

 Сегодня мерзкая погода,Нас скоро снегом занесет;Глаза протрите, лежебоки:Кто ленится – тот не жует! 

Люди в хижинах поворачиваются с боку на бок под теплыми шкурами и честят на все корки певца с его скрипучим голосом. Но потом раскаиваются, потому что у знахаря всюду уши и власть его безгранична.

Ну, Неандертальчик, вставай. Пора в школу, рычит мама Тигра, сдергивая с меня шкуры, – а я-то так под ними пригрелся.

Огонь в очаге едва теплится, я весь дрожу.

Школа!

Я про нее и думать забыл.

Вскакиваю, напяливаю шкуру мускусного быка.

И не подумайте, будто я рассказываю вам сказки.

«Школа в доисторическую эпоху? Невозможно: люди тогда не умели писать», – возразите вы.

И будете правы! Письменности у нас еще нет, это так, но рисовать мы умеем и вообще, что называется, не лыком шиты.

К тому же и предметы у нас от ваших отличаются: охота, рыбалка и собирательство – ведущие, но я бы не стал пренебрегать обработкой кремня, постройкой хижины, магическим рисунком, заклинанием…

Видите – и нам, детям Ледникового периода, есть над чем корпеть!

Насколько эти предметы трудные, я вам пока сказать не могу, сам сегодня иду в школу в первый раз.

Я так волнуюсь!

Выхожу из хижины и прямо перед собой вижу Умника: это мой лучший друг. Сидит у своей хибары, насыпал горку из снега и скатывает вниз какую-то деревяшку.

– Привет, Умничек, что это ты делаешь?

– Провожу эксперимент, – отвечает Умник и острым кремнем помечает что-то на дубинке для записей.

Умник выделяется среди ледниковых детей: на дерево ему нипочем не залезть, при ходьбе он быстро устает; бегает, как хромой тюлень; хижины, которые он строит, заваливаются от малейшего ветерка, зато…

Зато соображает он здорово и целыми днями задает вопросы:

– Почему птицы летают, а люди – нет?

– Как рыбы дышат под водой?

– Куда уходит солнце, когда наступает ночь?

– Почему вода не течет в гору?

– Как далеко от нас звезды?

– Почему Луна никогда с ними не сталкивается?

– Почему радуга отодвигается, когда я хочу потрогать ее?

– Почему гром гремит так громко?

– Почему огонь жжется?

– Почему вода гасит огонь, а не огонь сжигает воду?

– Почему мне приходят в голову все эти «почему»? Ночью, пока все спят, он ворочается под шкурами и придумывает уйму всяких хитроумных фокусов; потом, проснувшись, пробует, что из этого получится, и так поглощен своими экспериментами, что не замечает ничего вокруг. Из-за всего этого мы его и называем Умником.

– А для чего он, этот твой эксперимент? – спрашиваю я.

– Чтобы перевозить тяжести. Видишь, как эта деревяшка скользит по льду? А теперь представь себе большой кусок коры, куда мы положим шкуры и другие предметы. И не нужно будет так надрываться…

– Деревяшка катится вниз под горку, – замечаю я. – А наверх как ты се потащишь? В жизни, увы, не только вниз катишься, а и наверх саночки везешь!

Умник щиплет светлую бороденку и стирает зарубки с дубинки для записей.

Я дружески хлопаю его по плечу:

– Не горюй, что-нибудь придумаешь… Тем временем, сгибаясь под тяжестью дубленых кож, к нам подходит, отдуваясь и пыхтя, еще один мальчик.

– Неужели, Уголек, ты несешь в школу все твои рисунки? – участливо спрашиваю я.

– Хочу показать их учителю…

– Мог бы выбрать несколько штук. Не успел я договорить, как происходит катастрофа.

Споткнувшись о корень, Уголек кубарем летит на землю.

Мы бросаемся на помощь: бедняжки совсем не видно из-под тяжелых кож.

С трудом мы вытаскиваем его, исцарапанного, грязного, в синяках, – но, едва обретя дар речи, он спрашивает прерывающимся голоском:

– Рисунки… мои рисунки… пропали? Нет, утешаем мы друга, его шедевры не пострадали. Только голова.

– Вот он, груз культуры! – вздыхает Умник.

Чуть дальше нас догоняет Кротик.

Скорее, пытается догнать.

Кротик – самый близорукий из всех обитателей Вурмского ледника.

Двигаясь на наши голоса, он натыкается на деревянный шест Тотема-Солнца, потом падает на Тотем-Луну, отскакивает к хижине дяденьки Бобра и заваливает ее. Наконец спотыкается о камни очага и летит прямо в пепел.

Хорошо еще, что огонь погас!

Молния, мой приятель, подбегает к нему, помогает встать. Бедный Кротик похож на живого мертвеца: пепел пристал к слою бизоньего жира, которым мы мажемся каждое утро, чтобы уберечь лицо от холода.

В нашей компании Молния – самый хитроумный, самый смелый, самый неутомимый, самый великодушный. Девочки нашей деревни с ума по нему сходят, но он на них и не глядит, потому что глаз не сводит с Березки.

Вот только жаль, что Березка не глядит на него, потому что глаз не сводит с Умника, а тот на нее не глядит, потому что вечно питает в облаках: возникни перед ним сам мамонт, он и ухом не поведет.

Тем временем мы подошли к хижине Березки.

Березка – красивая ледниковая девочка, у нее длинные светлые волосы и бородка того же цвета (в нашем племени и у девочек растет борода, правда, не такая длинная, как у мальчишек). Она дочка шамана, Полной Луны, и его прекрасной половины, Луны-на-ущербе.

– Привет, Умничек, – щебечет Березка. – Хочешь сладкой смолки?

– Почем? – спрашивает Умник.

– Для тебя – даром! – улыбается девочка, хлопая густыми ресницами.

– Ну так и я возьму, – встревает Морж.

– А ты плати десять кремней, – ворчит Березка, протягивая ему смолки.

– Раз так, они мне не нужны, – бесится Морж, нахохленный, высокий, плотный, как медведь. Бьет девочку по руке – смолки падают на землю.

Молния бросается на защиту своей дамы: удар – и Морж валится в пыль. Свисток и Мячик приходят Моржу на подмогу…

Начинается куча-мала, но вот откуда ни возьмись появляется Рука-на-расправу-легка, один из старейшин, тот, кому вменено в обязанность наказывать непослушных ребят.

С ним еще двое, Испепеляющий Взглядом и Насупленный Лоб.

Рука-на-расправу-легка потирает свой кулачище, разминается перед работой.

– Что здесь творится? – гремит Испепеляющий Взглядом.

– Ничего… ничего, – бормочет Морж, торопясь встать. – Я поскользнулся…

Рука-на-расправу-легка несколько разочарован: крепенького, плотного Моржа лупить одно удовольствие. Не то что Мячика, в котором одни кости.

Испепеляющий Взглядом пронзительно смотрит на всю компанию и делает своим спутникам знак удалиться. Эти сопляки вечно хитрят, но рано или поздно он их застигнет с поличным…

Едва избежав опасности, все на время забывают обиды и раздоры.

Морж, Свисток и Мячик, ворча, вырываются вперед, а тем временем с другой стороны подходит Блошка, маленькая-маленькая ледниковая девочка, худенькая как щепка. Ей всегда холодно, она и сейчас дрожит, хотя солнце уже растопило иней.

Она покупает у Березки три сладких корешка и с улыбкой протягивает мне. Друзья, видя, как Блошка мне улыбается, ухмыляются тоже, весьма ехидно.

И правда, среди пашей компании прошел слушок, будто у меня с Блошкой любовь.

Глупые россказни.

Не то чтобы Блошка мне совсем не нравилась, поймите правильно. Она милая, ласковая, заботливая… но я… да, вот: мое сердце занято!

Хочу открыть вам один секрет.

Вы спросите, зачем я повернул в эту сторону и повел товарищей в школу более длинным путем.

Затем, чтобы пройти мимо хижины той девочки, которую я люблю.

Ее настоящее имя – Фрчпллттинплпнн (Цветок-что-расцветает-в-ночь-полнолуния), но, поскольку вам этого ни за что не выговорить, предлагаю звать ее просто Неандертальской девочкой.

Или Неандерталочкой.

Но… минуточку… Не могу поверить!

Гляньте-ка, кто это приближается с другой стороны!

Самый противный, самый мерзкий, самый наглый из ледниковых мальчишек…

Видите, видите, как он подбирается к хижине прекрасной Неандерталочки?

Я непременно должен успеть раньше него.

Сворачиваю направо, спускаюсь между двумя рядами хижин, притулившихся одна к другой, по, придя на место, оказываюсь липом к лицу с соперником.

Его зовут Фррлффф, что можно перевести как «желторотый юнец». Но я в моей истории дал бы ему другое имя, чтобы вы поняли, каков он из себя: я назову его Щеголек, потому что он из кожи вон лезет, лишь бы одеться помоднее.

И теперь, спускаясь к хижине Неандерталочки, он завернут в драгоценные шкуры и распространяет вокруг себя запах ароматных смол…

За ним даже плетется какой-то бедный родич, несет кусочки кожи для упражнений!

Бегу стремглав, потому что полог у входа в хижину моей красавицы приподнимается; бросаюсь наперерез Щегольку, ловко ставлю ему подножку, и он шлепается прямо в грязь.

А вот и Неандерталочка выходит из хижины, и я, остолбенев, не свожу с нес глаз.

Неандерталочка – самая пригожая ледниковая девочка; никто в наших краях не видывал краше.

Неандерталочка – цветок, раскрывшийся на вечной мерзлоте.

Неандерталочка – свет наших холмов. Неандерталочка – моя мечта… В самом деле, я влюблен не на шутку! С другой стороны, когда я ее опишу, вам, без сомнения, станет понятна моя неодолимая страсть.

У Неандерталочки чудесная фигурка: низенькая, как раз как надо, коренастая, массивная.

У нас это очень ценится: чем женщина ниже ростом, тем легче ей таскать тяжести. Не говоря уже о том, что для такой жены не нужно строить высокую хижину, а это большая экономия.

Рост идеальной ледниковой женщины должен быть примерно равен ширине бедер. А если у нее к тому же кривые ноги, чего еще остается желать!

Ведь кривоногая никогда не споткнется, идет себе и идет без устали, день за днем, несет на спине страшенную тяжесть…

Неандерталочка как раз такая.

Еще она волосатая, как тетушка Бурундучиха, и у нее прелестный носишко, по величине такой же, как у дедушки Пузана…

Беда в том, что многие добиваются ее расположения. Слишком многие!

Но среди всех моих соперников самый ненавистный Щеголек.

Вот он, молокосос, вылезает из лужи: с шуб капает, рожа перемазана в грязи.

Ваш покорный слуга бросается его чистить, но чем больше он старается, тем гуще залепляет вонючая жижа щеки, лоб и волосы Щеголька. Смотреть противно: в самом деле, Неандерталочка брезгливо отворачивается.

Один – ноль, приятель!

Предлагаю понести узелок моей красавицы, и она, с улыбкой, которая растопила бы и ледяное сердце, соглашается.

До школы уже недалеко.

Мы выходим из стойбища, узкой тропинкой поднимаемся в горы.

По пути к нам присоединяются Медвежонок и Улитка, издалека машут руками Сорока, Попрыгунья и Буйволенок.

В ШКОЛЕ ДЕДУШКИ ПУЗАНА

Школа совсем недалеко от стойбища.

Надо подняться по тропинке на скалы, между которыми протекает наша река, – и вот вы у входа в пещеру.

Там дожидается дедушка Пузан. Он заставляет нас обтереть шкурки росомахи, которые привязаны у нас к ногам вместо обуви, а потом, уже в пещере, надевает хорошую шубу из мускусного быка и превращается из дедушки Пузана в учителя.

Начинается перекличка. Старик вглядывается в знаки, вырезанные на дубинке для записей, потом заводит гулким басом (подходящий голос для такой аудитории!):

– Березка!

– Здесь.

– Уголек!

– Здесь.

– Сорока!

– Здесь.

– Свисток!

Раздается пронзительный свист.

– Ах вот оно что! Шутить вздумал? Ступай-ка в угол, негодник!

Свистку в угол совсем не хочется, он бросается наутек. Но с проворством, неожиданным для такой туши, старый учитель загораживает ему дорогу и хватает за шкирку.

Мячик, большой приятель Свистка, приходит на помощь:

– Он не виноват! Дедушка Пузан, припомни-ка, что ты сказал?

– Свисток…

– Вот именно. Он и свистнул. Логично?

– Логично, логично… – бурчит учитель, хватая Мячика свободной рукой. – Раз ты такой любитель порассуждать, составишь дружку компанию.

И ставит обоих в угол.

Хотя у нас в угол не ставят, а подвешивают!

Высоко-высоко прямо из скалы торчат жерди. Дедушка Пузан берет злополучных нарушителей за кожаные пояски и нанизывает их на палки.

Время от времени мы оборачиваемся, смотрим на них и хихикаем, поскольку подвешенные раскачиваются на ветерке и корчат уморительные рожи.

Дедушка Пузан заканчивает перекличку: сразу видно, какой он сердитый.

– Плохое начало! – гремит он. – Школа – дело серьезное. А лучше моей школы вы нигде не найдете.

– Еще бы, – срывается у меня с языка, – других-то нет.

Толстяк звереет: мечется туда-сюда, рычит что-то невнятное, оглядывает детишек, которые сидят на шкурах в первом ряду.

– Запомните раз и навсегда, я – учитель, и вы должны меня уважать! – вопит он. – Кто, как не я, раздаст вам в конце последней четверти Годовые Копья?

По пещере тут же проносится шепоток, ибо если мы что-то и принимаем близко к сердцу, так это пресловутые Копья. Дело в том, что их длина определяет не только успехи в школе, но и нашу будущую роль в стойбище. Получив длинное Годовое Копье, мальчики станут великими охотниками, девочки – собирательницами, важными и полезными для общины. И наоборот, короткое Годовое Копье показывает, что из тебя ничего путного не выйдет.

Теперь в пещере установилась мертвая тишина, и дедушка Пузан спокойно продолжает читать нотацию.

И не забывайте об этой штуке, – торжественно возглашает он, указывая на дубинку для записей. – Здесь я буду ставить вам отметки. Учитесь прилежно, иначе я попробую ее на ваших затылках. Этот классный журнал в случае чего может послужить и палкой!

– Дедушка, – спрашивает Березка, – а чем мы будем заниматься в этом году?

– Гм-м-м… да, программа. Ну, поглядим: для мальчиков, естественно, основной предмет – охота. В этом году мы проходим охоту на мелкую дичь. На следующий год поищем дичь покрупнее…

– Зубра? – радуется Буйволенок.

– Может быть, – отвечает дедушка Пузан. – Хотя я уже придумал нечто более занимательное.

– Дедушка, а девочки тоже будут ходить на охоту? – спрашивает Блошка.

– Еще бы, маленькая. Охота, конечно, мужское дело, но женщины должны знать, как добить зверя, освежевать его, прокоптить шкуру…

– Учитель, это правда, что с тобой на охоту ходить опасно? – не унимается Буйволенок.

– Кто тебе сказал? Все говорят…

– Да нет же, нет: я всегда о вас позабочусь.

– А Весенние Игры? – осведомляется Молния. – У Северных Буйволов такая команда…

– Дедушка, кто будет участвовать?

– Когда начнутся Игры?

Ну, ну, поспокойнее. Не все сразу. Во-первых, Весенние Игры начнутся весной…

– Вот так открытие, – бурчу я.

Но у дедушки Пузана острый слух. Он глядит на меня искоса и мерзко хихикает:

– Давай, давай, зубоскаль: увидишь, сколько состязаний придется на твою долю, Неандертальчик!

Я бы хотел участвовать в Прыжках через Бурный Поток! – звонко выкрикивает Кротик.

– Ты и потока-то не увидишь! – смеется Морж. Щеголь и Вонючка, противная девчонка, покатываются со смеху, а Кротик заливается слезами.

За него заступается Молния.

– Вот выйдем отсюда, я вам покажу! – грозится он.

– У-у-ух! Сейчас в штаны наложу со страху, – паясничает Морж.

Безобразно ведет себя этот Морж. Кто его знает, почему он такой злющий. Может, потому, что не такой красивый, как мы все. У нас в десять лет уже растут борода и усы, а у него лицо безволосое, гладкое как яичко. За это мы его, конечно, изводим, но он и сам напрашивается: вечно задирается, лезет на рожон и распускает руки.

Только Умник и Березка его защищают.

Умничек утверждает, будто в его лице есть признаки нового и будущее за такими, как он; Березка же считает, что все дети красивые, даже те, у кого не растет борода…

Тем временем дедушка Пузан поднял дубинку для записей, и в пещере воцарилась тишина. Урок продолжается.

– В этом году, кроме практических занятий по охоте и рыболовству, мы будем присутствовать при настоящей облаве, которую устроят взрослые охотники…

– Дедушка Пузан, а правда, что дяденька Бобер – самый лучший охотник? – перебивает его Медвежонок.

– Ну, не будем обобщать. Лучше бы мне промолчать из скромности, но в молодости я одолел… гм… тигра…

Мы, конечно, это прекрасно знаем, потому что долгими зимними вечерами, когда все рассаживаются вокруг огня, он раз сто описывал тот случай во всех подробностях. И все же, чтобы не огорчать старика, делаем вид, будто слышим об этом впервые:

– Ого!

– В самом деле?

– В самом деле, – кивает дедушка Пузан. – И представьте себе: безо всякой подмоги…

– Какой удалец!

– Куда там дяденьке Бобру! – восхищается Лучинка, чтобы сделать старику приятное.

Дедушка Пузан счастлив. Он поглаживает брюхо, выпирающее из-под шкур, и продолжает рассказ. Я замечаю, как, не переставая нас поучать, он достает кусок вяленого мяса, берцовую кость бизона, и обгладывает ее дочиста.

Он слишком стар, чтобы ходить на охоту с другими, поэтому и взял на себя попечение о подрастающих членах общины, которых обучает в своей школе.

За это ему то и дело перепадает лишний кусочек мяса, хотя трудно так сразу сказать, что дедушка Пузан понимает под кусочком.

Он в основном тем и занят, что набивает себе брюхо.

Ест он все подряд. Челюсти и зубы (случай не то что редкостный, а просто уникальный: в таком-то возрасте все зубы у него целы!) – самые безотказные части его организма: сам он горбатый, хромой, его одолевает артрит, но в том, что касается еды, он любого из молодых за пояс заткнет.

День за днем жует себе и жует.

Для наглядности приведу нашу меру веса: один медведь.

Бабушка Хворостина, например, весит пятую часть медведя; тетушка Жердь – третью; мама Тигра – две трети; папа Большая Рука – медведь с небольшим.

Дедушка Пузан весит полтора медведя в голодные времена, а в дни изобилия – почти два медведя!

– Увы, дети, – сетует он, – все вы знаете, что наше стойбище не слишком богатое и на школу отпускается мало средств. Сегодня, например, я должен научить вас, как приготовить зайца, но согласитесь, для того чтобы приготовить зайца, надо его иметь.

Мы киваем – рассуждение безупречное.

– Вот что: бегите в деревню и попросите у родителей учебное пособие. Первому, кто принесет зайца, поставлю высший балл на дубинку для записей.

С дикими воплями мы выбегаем из пещеры и всей толпою летим к стойбищу.

Но наши родные, хорошо зная прожорливость учителя, ничего не хотят слушать, и вскоре мы возвращаемся в школу с пустыми руками.

– Нет зайца – нет урока, – ворчит дедушка Пузан. И в наказание ведет нас в лес, на физкультуру.

«Вот здорово!» – скажете вы.

На самом деле ничего тут хорошего нет.

Десятки и десятки раз дедушка Пузан гоняет нас из леса в деревню, да не налегке, а с сухими сучьями и вязанками хвороста, которые мы складываем перед школой.

По вот наконец проходит под скалами Рука Загребущая, местный богатей, отец Щеголька.

– Не нужно ли тебе хвороста? – кричит с высоты дедушка Пузан.

Что ты за него хочешь?

– Зайца…

– Идет.

Зайца приносят, и вскоре начинается долгожданный урок стряпни. Дедушка Пузан учит нас, как раздувать огонь, подкладывать хворост, ворошить угли, накалять плиту из песчаника; наконец, как испечь зайца и съесть его целиком, до косточки.

Последнее он демонстрирует очень наглядно. Раз – и заяц исчез, даже костей не осталось.

– Видали? – облизывается учитель. – Настоящий ледниковый человек должен не только хорошо охотиться, но и искусно стряпать. Я в своей жизни никогда ничем не брезговал, и…

– И это видно! – вставляет Блошка. Все смеются.

Дедушка Пузан сначала хмурится, но потом хохочет вместе с нами.

– Ты просто завидуешь, – втолковывает он Блошке. – Надо бы научить тебя есть как следует, иначе ты за зиму превратишься в скелетик. – Потом, приосанившись, добавляет: – Ребята, урок окончен. Можете идти по домам. Но не забудьте: завтра наш первый поход. Захватите все необходимое. Наша школа – суровая школа жизни, в ней закаляются сильные духом ледниковые мужчины…

– А женщины? – пищит Блошка.

– И женщины закаляются, еще как, – заверяет дедушка Пузан, гладя ее по голове.

Потом вынимает из угла двоих подвешенных, которые качаются на ветру, замахивается на них дубинкой для записей, вонзает зубы в ребро бизона, припасенное на ужин, и следит, как мы гуськом спускаемся по тропинке в стойбище.

iknigi.net

Неандертальский мальчик в школе и дома читать онлайн, Мальмузи Лучано

Лучано Мальмузи (художник Николай Воронцов) Неандертальский мальчик в школе и дома

Лучано Мальмузи

В далекие времена последнего ледникового периода дети тоже ходили в школу. Им нужно было усвоить множество очень важных предметов: охо­та, рыбалка, собирание грибов и ягод, магический рисунок. Но особенно усердно юные неандертальцы занимались физкультурой. Приласкай мед­ведя, Подними каменюку, Убеги от тигра – игры хоть и забавные, но очень, очень опасные.

МОЯ СЕМЬЯ

Холод – вот что вспоминается живее всего, когда я думаю о своем детстве. Собачий холод.

А собак я вообще не помню. Волки были, это да. Ко­гда холод пробирал до костей, а от голода подводило живот, они, на свою беду, подходили слишком близко к хижинам. И дедушка Пузан ловил самого неосторож­ного из них и съедал со всеми потрохами.

Хотя, к слову сказать, случись в доме какая-то еда, никого из нашей семьи не надо было упрашивать…

Ах да, моя семья!

Пора вам ее представить. Правда, когда я пытаюсь припомнить всех родственников, у меня ум за разум заходит.

Ну-ка, поглядим… одиннадцать пап…

Нет, нет, я, как всегда, все путаю: это бабушек один­надцать! А пап – девять…

Мой настоящий папа, Большая Рука, и еще восемь, которых я звал «дядями»…

Правда, в стойбище Грустных Медведей мы, дети, называли дядями всех взрослых мужчин: куда бы ты ни пошел, всюду встречался какой-нибудь дядя, кото­рый незаметно за тобой приглядывал и в случае чего выручал.

Проголодался? Зайди в первую попавшуюся хижину, и там дядя или тетя дадут тебе чего-нибудь пожевать. Соскучился?

Великий одинокий охотник, дяденька Бобер, с тор­чащими наружу зубами, всегда готов рассказать тебе какое-нибудь из своих захватывающих приключений.

Замерз?

Тетушка Бурундучиха поднимет тебя, как перышко, волосатыми ручищами, и ты, счастливый, прикорнешь в ее горячих объятиях.

Не спится? Чем-то огорчен? Плачешь?

Почему бы тогда не пойти в пещеру к дяденьке Пеньку, который поперек себя шире: пара прыжков, две-три уморительные гримасы – и вот ты уже хохо­чешь, позабыв обо всем. А когда успокоишься, он до зари будет рассказывать сказки, придуманные тут же, на месте, специально для тебя.

Чудесно жилось в нашем стойбище!

Все тебя любили, и ты никогда не чувствовал себя одиноким. Можно даже сказать, что Грустные Медведи были одной большой дружной семьей.

А теперь я опишу вам моего дорогого папочку – все звали его Большая Рука, потому что была она у него толстая и крепкая, как дубина. Ударом кулака он мог повалить бизона, а человек от одного его тычка отлетал к соседней хижине.

Такая сила помогла ему добиться в стойбище высо­кого положения: он стал вождем Грустных Медведей, и никто не оспаривал у него этого звания.

Правда, время от времени находился какой-нибудь нахал, который ставил под сомнение папино право рас­поряжаться, но папа не принимал это близко к сердцу, а просто выходил, улыбаясь, в круг и опрокидывал на­глеца одним ударом.

Да, да, папа Большая Рука в самом деле никого не боялся…

Ну, почти никого.

Когда, например, мама Тигра была дома, он стано­вился тихим, как ягненок.

Мама Тигра – это моя мама. Обычно она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись. Тигрой ее прозвали за вспыльчивый нрав, а еще за голос, похо­жий на рев саблезубых.

Папа Большая Рука очень красивый. Настоящий не­андерталец – когда он приходил в другие стойбища, все с него не сводили глаз.

Жирный, как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки такие длинные, что загребали по земле.

А лицо до чего выразительное! Лба почти не было, а надбровные дуги так выступали вперед, что, когда шел дождь, даже не зажмуривался. Рот до ушей, огромный, с толстыми губищами; а нос – о, нос у него был самый красивый на свете: широкий, сплюснутый, волосатый.

Волосами вообще-то вся наша семья не была оби­жена.

Особенно дедушка Пузан.

Летом в страшную жару, когда в луже посреди де­ревни оставалось на палец льда, он мог ходить, ничем не прикрываясь. Разгуливал себе нагишом, и никто и не замечал этого, – наоборот, все нахваливали его но­вую летнюю шубу.

Теперь полагалось бы описать всех дядюшек и тету­шек, дедушек и бабушек, кузенов и кузин, но я боюсь запутаться, а к тому же…

Во имя всех Горбатых Медведей! О стольком я уже поведал вам, а о себе не сказал ни слова.

Правда, и говорить-то особо нечего.

Я – мальчик Ледникового периода. Когда я родился, великое странствие моего народа подходило к концу и уже появились по соседству с нашими землями люди совсем, совсем на нас не похожие.

«Бууу» – вот как меня звали. Но вы меня можете называть попросту Неандертальский мальчик.

А теперь начинаем рассказ.

ПЛЕМЯ ГРУСТНЫХ МЕДВЕДЕЙ

Вот оно, мое стойбище, видите: на холмике, непода­леку от бурной реки.

Десятка три хижин, покрытых разноцветными шку­рами.

У Грустных Медведей довольно большое стойбище: так, по крайней мере, утверждает дяденька Бобер, кото­рый обошел весь свет. Другие племена живут неблизко. До ближайшего к нам стойбища Северных Буйволов три месяца пути, а путешествовать в наши времена, по­верьте, нелегко.

Гляньте на долину – сплошное болото: зимой замер­зает, а весной растекается вязкой жижей, над которой кишат комары. А теперь обернитесь и посмотрите на горы: ели и березы простираются покуда хватает взгля­да; с вершин спускаются ледники, чуть ли не достигая холмов…

Бр-р… лучше сидеть в хижине, в тепле, завернув­шись в шкуры, и наблюдать, как на заре мама Тигра раздувает угли в очаге.

Осень едва наступила, а листья уже меняют цвет.

Небо светлеет; над верхними отверстиями хижин клубятся облака дыма. Странный тип отодвигает полог из шкур и выходит наружу, зевает, потягивается, гля­дит на небо, издает довольное ворчание. Подходит к луже в самом центре деревни, исследует лед у самого берега.

Потом встает на колени перед Тотемом-Луной, круг­лым белым валуном в форме мяча, целует его и прини­мается петь.

Тип этот – Полная Луна, деревенский шаман, он же знахарь: он весь увешан амулетами, сухие волосы его стоят дыбом, глаза блуждают.

Давайте-ка послушаем, какой он нам даст прогноз погоды:

Сегодня чудная погода,

И скоро солнышко взойдет;

Глаза протрите, лежебоки:

Кто ленится – тот не жует!

Каждый день все те же завывания, даже если идет дождь или снег. Правда, слова немного меняются:

Сегодня мерзкая погода,

Нас скоро снегом занесет;

Глаза протрите, лежебоки:

Кто ленится – тот не жует!

Люди в хижинах поворачиваются с боку на бок под теплыми шкурами и честят на все корки певца с его скрипучим голосом. Но потом раскаиваются, потому что у знахаря всюду уши и власть его безгранична.

Ну, Неандертальчик, вставай. Пора в школу, ры­чит мама Тигра, сдергивая с меня шкуры, – а я-то так под ними пригрелся.

Огонь в очаге едва теплится, я весь дрожу.

Школа!

Я про нее и думать забыл.

Вскакиваю, напяливаю шкуру мускусного быка.

И не подумайте, будто я рассказываю вам сказки.

«Школа в доисторическую эпоху? Невозможно: лю­ди тогда не умели писать», – возразите вы.

И будете правы! Письменности у нас еще нет, это так, но рисовать мы умеем и вообще, что называется, не лыком шиты.

К тому же и предметы у нас от ваших отличаются: охота, рыбалка и собирательство – ведущие, но я бы не стал пренебрегать обработкой кремня, постройкой хижины, магическим рисунком, заклинанием…

Видите – и нам, детям Ледникового периода, есть над чем корпеть!

Насколько эти предметы трудные, я вам пока ска­зать не могу, сам сегодня иду в школу в первый раз.

Я так волнуюсь!

Выхожу из хижины и прямо перед собой вижу Ум­ника: это мой лучший друг. Сидит у своей хибары, на­сыпал горку из снега и скатывает вниз какую-то дере­вяшку.

– Привет, Умничек, что это ты делаешь?

– Провожу эксперимент, – отвечает Умник и ост­рым кремнем помечает что-то на дубинке для записей.

Умник выделяется среди ледниковых детей: на дере­во ему нипочем не залезть, при ходьбе он быстро уста­ет; бегает, как хромой тюлень; хижины, которые он строит, заваливаются от малейшего ветерка, зато…

Зато соображает он здорово и целыми днями задает вопросы:

– Почему птицы летают, а люди – нет?

– Как рыбы дышат под водой?

– Куда уходит солнце, когда наступает ночь?

– Почему вода не течет в гору?

– Как далеко от нас звезды?

– Почему Луна никогда с ними не сталкивается?

– Почему радуга отодвигается, когда я хочу потро­гать ее?

– Почему гром гремит так громко?

– Почему огонь жжется?

– Почему вода гасит огонь, а не огонь сжигает воду?

– Почему мне приходят в голову все эти «почему»? Ночью, пока все спят, он ворочается под шкурами и придумывает уйму всяких хитроумных ф ...

knigogid.ru

Литературное чтение в 3-й классе. Тема красоты в романе Л.Мальмузи "Неандертальский мальчик"

Разделы: Литература

Цель:

  • расширить представление учащихся о красоте;
  • познакомить учащихся с  особенностями изображения героев в романе «Неандертальский мальчик».

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря.
  • Развитие умений анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения.
  • Развитие интереса к предмету.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

2. Воспитательные:

  • Формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.
  • Воспитание чувства прекрасного.

3. Познавательные:

  • Формирование умения понимать авторский замысел.
  • Формирование информационных умений.

    - обработка умений осмысления, преобразования, интерпритации полученной информации; - обработка умения работать с разными источниками информации;

  • Формирование общеучебного умения правильного, осознанного, выразительного чтения.

Оборудование:

У детей:

  • Книга Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик».
  • Бланк исследовательской работы.
  • Сочинение на тему «Моя мама - самая красивая».

У учителя:

  • Репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом бору», Айвазовского «Девятый вал», Левитана «Золотая осень», «Март».
  • Аудио запись песни «Живет на свете красота», П. Чайковский «Вальс цветов».
  • Таблички со словами.
  • Выставка рисунков.
  • Выставка вопросов по книге.

Форма урока: групповая.

Урок сопровождается компьютерной презентацией (приложение 1).

Форма, заполняемая учащимися в ходе исследовательской работы (приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети входят под песню «Живет на свете красота». Рассаживаются на 4 группы.

II. Актуализация знаний.

(Звучит гонг, барабан, звуки леса. Выходит ученик в роли шамана. Кадр №1).

1.

О, матерь  мира - а, Выйди из небесного шатра - а, Озари ночную тьму - у, Покажи нам далекие горы…….

2.  (Два ученика читают наизусть диалог саблезубых тигров.  Кадр №2)

- Р – р – р ! Говорю тебе опасности нет! - Ну а мне что-то это не нравится.  Гр - р- р … звук такой жуткий, прямо мурашки по спине. Ты только послушай! - Да это детеныши ледниковых людей! Помнишь прошлый раз? Так легко было их слопать. - Что было, то прошло. Эти, какие – то особенные: им ведом звук, пронзающий уши. И потом, их слишком много. - Но у них нет никакого оружия… Даже огня нет! - Р – р – р. Этот звук мне сердце рвет на части. - Ну тебя с твоим разорванным сердцем: я есть хочу… - Ничего, поголодать иногда не вредно. - Что за глупая прихоть – бросать такую добычу! - Ничего, ничего. Пошли, выспимся хорошенько.

3.

У: Холодно. Дети одни в диком ласу. Саблезубые тигры. Куда мы попали?

Д: В далекие времена, в ледниковый период. В книгу Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик». (Кадр №3)

4.

У: (Учитель обращается к выставке вопросов по книге)

Посмотрите, сколько вопросов возникло у вас после чтения книги. Но большинство из вас интересует:

  • Кого и почему неандертальцы считают красивым?
  • Неандертальцы все-таки красивые или нет?

Вопрос о красоте – вечный вопрос всех времен. И до сих пор не дано точного определения красоты. Может быть, сегодня нам удастся это сделать? Вы хотите попробовать?

Кто знает, что такое красота? И объяснить ее хотя – бы сможет? В ней сложность или простота? В ней строгость или пестрота? Кто разобраться мне поможет?

Д: Я! (рука поднята)

5. Итак, сейчас мы с вами не просто учитель и ученики, а исследователи и мы хотим получить ответ на ряд вопросов:

  • Что называют красивым?
  • Кого и кто считает красивым?
  • Почему люди ценят красоту?

(Вопросы записываются на доске.)

У: Что нам для этого нужно сделать?

Д:

- Собрать информацию - Эту информацию мы будем записывать в своей исследовательской работе.

У: А еще нам нужно определить, что мы будем изучать, т.е. выбрать объекты исследования.

1.

Природа

живаянеживая

2.

Произведения искусства

живопись музыкалитератураархитектураскульптура

3.

Человек

 

4.

Предметы быта

 

5.

Игрушки

 

III. Красота в живописи, литературе, музыке.

У: Начинаем собирать информацию. Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами.

1) Вспомните авторов и их произведения.

(Дети читают отрывки из стихотворений Пушкина, Лермонтова,  Тютчева, Сурикова, Некрасова, Есенина.)

2) Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки природы. (Чайковский «Вальс цветов»)

  • Кто считает из вас эту музыку красивой?
  • А кому она понравилась?

3) Красота природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Подойдите к той картине, которая вам понравилась, которую вы бы могли назвать красивой. Объясните свой выбор в образовавшейся группе. Озвучьте всем мнение группы.

4) Сядьте на место и попробуйте продолжить фразу в исследовательской работе: Красивым я называю то, что_______________________________________________________________________________________

У каждого своё представление о красоте. Прочитайте вслух.

(На доске: красота восхищает изумляет очаровывает радует).

IV. Аудиозапись.

Счастливая Рука: Эх вы! Ну что за дети! И откуда вы только взялись? Чему вас в школе учат? Разве не знаете, что красиво только то, что полезно?

Умник: Нет, ребята, красиво то, что красиво.

У: кто это говорил? Какой предмет он вел в неандертальской школе? Зачем неандертальским детям магический рисунок? Кадр №4. Давайте отправимся прямо сейчас на урок рисования в неандертальскую школу, чтобы добыть какую-нибудь информацию. (Чтение эпизода по ролям стр. 153-154)

Как вы думаете: Уголёк настоящий художник? Почему?

Д: Его рисунок оригинален, точен, как живой, вызывает смех радость (т.е. положительные эмоции).

У: Все видели в процессе наблюдения за козочками одну и ту же картину. Почему же у неандертальчика появился лев, а у Уголька дедушка Пузан?

Д: Человек по-разному воспринимает окружающий мир, фантазирует.

У: Значит наше предположение подтвердилось: мы по-разному воспринимаем красоту природы.

V. Пиктограммы.

1) У: я хочу поделиться с вами новой информацией. Где и когда бы ни жил человек, он пытался понять окружающий мир и передать свои знания будущим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах древних людей. (Кадр №5) Кто-нибудь знает, как они называются?

ПИКТОГРАММА - это способ передачи информации.  Но, к сожалению, эта информация иногда искажается, не точна.

2) Вспомните пиктограмму из книги «Неандертальский мальчик».  (Кадр №6). Как прочел ее Щеголек?

  • Когда идет дождь, все медведи прячутся в берлоги. А дедушка Пузан?
  • Дедушка Пузан – медведь. Когда он пойдет в лес, пусть как следует намокнет и свалится в яму.

Что же на самом деле там было написано?

  • Березка и Умник спрятали зверя в пещере Без Дна. Почему же так произошло?

Д: разные люди по-разному воспринимают объекты, рисунки и ту информацию, которую хотел передать художник.

VI. Красота человека.

1) А красоту человека мы тоже по-разному воспринимаем или одинаково? По внешним признакам легко отличить красивого человека от некрасивого. Дома я просила вас написат\ь сочинение о маме и принести её фотографию. Кто желает прочитать? Прикрепите свои сочинения и фотографии на доску. Теперь внимательно посмотрите на фотографии мам. Выберите самое красивое лицо. Готовы! А теперь продолжите фразу. Только отвечайте честно все хором:

На свете много мам, но знаю я Что нет красивей мамы, чем (моя)

Почему? Они же такие разные?

ВЫВОД: В человеке должно быть все красиво и внешность и душа.

2) Работа со словарем.

У: Ох, как трудно найти истину, чтобы узнать, кого красивым можно назвать. Есть еще какой-нибудь источник информации, который может нам помочь?

Д: Толковый словарь.

У: Прочтем словарную статью.  Теперь найдите эту статью в задании 3. Подчеркните ключевые слова.

(На доске запись)

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Современники

Приятный Стройный Гармоничный Внутреннее содержание Эффектный Прекрасный

3) Красота неандертальцев.

У: Теперь поближе познакомимся с неандертальцами. Кто это? (Табличка на доске. Кадр №7а)

Д: Это Неандертальчик у него тоже есть мама и папа, которых он любит и которые любят его.

Прочитаем о маме стр.8 (нежная, ласковая), о папе стр.8 (Кадр №7б)

Выберите ключевые слова, которые говорят о том, что он красавец.

На доске по мере ответов детей появляются слова:

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Современники

Приятный Стройный Гармоничный Внутреннее содержание Эффектный Прекрасный

Неандертальцы

Волосатый Жирный Горбатый Лба нет Руки длинные Рот до ушей Толстые губища Нос сплюснутый

4) Запишите, кого еще неандертальцы считали красивым.

(Неандерталочка, Березка, Молния) Чтение учениками отрывков и выбор ключевых слов.

Молния:

хитроумный великодушный смелый

Березка (стр. 21):

светлые длинные волосы бородка

Неандерталочка (стр.25):

коренастая массивная кривые ноги  

5) У: Запишите, кого считали некрасивым? Почему?

Д: Моржа, у него не было бороды  и волос на лице. (Чтение отрывка стр. 33-34)

У: Кто из мальчиков хотел бы дружить с Неандерталочкой и Березкой? Почему НЕТ?  А вы для них какие? (Тоже странные)

VII. Синквейн о красоте. (Кадр №8)

Варианты детских работ:

1. Красота 2. Душевная, земная 3. Радует, удивляет, вдохновляет 4. У каждого своя красота 5. Чудо

1. Красота 2. Естественная, душевная 3. Восхищает, удивляет, очаровывает 4. Красота вызывает праздник души 5. Счастье

У: Сумели мы дать точное определение красоте?Д: Нет. Еще не все объекты исследованы. У: Какие источники информации помогли чуть-чуть нам приоткрыть тайну красоты?Д: Музыка, живопись, литература, словарь.У: Где еще можно найти информацию?

  • В Интернете
  • В энциклопедиях

VIII. Домашнее задание для вас.

Задание к уроку:

1. Найдите в Интернете все о красоте и создайте электронный банк данных. Поделитесь информацией друг с другом. 2. Найдите информацию о красоте в других источниках. Подготовьте сообщение. 3. Напишите рассуждение на тему: «Почему люди ценят красоту?» 4. Найдите сказки о красоте и красивых людях.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также