Джон Хиннеллс
История зороастризма берет начало в третьем тысячелетии до нашей эры среди индоевропейских племен. Где-то к востоку от Европы примерно в 3000 г. до н.э. начала разделяться большая группа племен. Некоторые отправились на юг и осели в Греции и Риме, другие пошли на север и поселились в Скандинавии, остальные повернули на восток в Персию (современный Иран) и Индию. Благодаря этому общему происхождению древние языки этих стран имеют так много общего.
Для изучения зороастризма важна третья группа племен, поселившихся в Индии и Персии. Ученые называют их индо-иранцами. Сами себя они называли "Арии" (Арийцы), "благородные". Их переселение на восток шло двумя основными волнами. Первая, примерно в 2000 г. до н.э., пересекла северную Персию, оставив там лишь небольшую группу переселенцев. Основная масса направилась в северо-западную Индию, где они постепенно низвергли цивилизацию Индской Долины. Вторая волна индо-иранцев поселилась в Персии около 1500 г. до н.э.
Религия индо-иранцев явилась базой для зороастризма примерно так же, как религия древних израильтян для христианства. Индо-иранцы были кочевниками, передвигались со своими стадами, нигде не задерживаясь так долго, чтобы строить храмы, путешествовали налегке и поэтому не имели статуй богов.
Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвоприношений являлся огонь, взятый из обычного домашнего очага. Их образность была рождена ветрами и бурями, солнцем и дождями. Они не представляли своих богов в человеческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях - боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешительность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разозлились. Крестьяне не имели реальной надежды на жизнь после смерти, солнечный рай существовал только для тех, у кого были сила и богатство,- жрецов и князей.
Под именем Зороастр на Западе известен пророк из древней Персии, более правильное его имя Заратуштра. Обычно считалось, что он жил около 600 г. до н.э., однако лингвистические исследования все больше убеждают современных ученых, что это было примерно в 1200 г. до н.э., то есть он жил в эпоху, когда Персия выходила из каменного века. Это делает его первым из великих пророков всемирных религий.
Зороастр был выходцем из первой волны индо-иранцев. Люди его народа уже стали оседлыми земледельцами и опасались индо-иранских переселенцев второй волны. О жизни пророка известно немного. Он был жрецом (единственный, кстати, из всех великих пророков); был женат и имел нескольких детей.
В возрасте тридцати лет у него было первое из серии видений, которые вдохновили его на проповедь нового учения. Вначале его учение было отвергнуто, он подвергался преследованиям и вынужден был покинуть дом. Только через десять лет он смог обратить первого человека, своего двоюродного брата. Затем его учение встретило благосклонность местного царя Виштаспу, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где-то в северо-восточной Персии, на бывшем юге России (точное местонахождение неизвестно). Религия Зороастра со временем распространилась по всей Персии и стала официальной религией того, что на протяжении тысячелетия было одной из крупнейших империй мира.
Зороастрийцы верят, что их пророк был избран Богом, чтобы услышать исключительное откровение. Оно заключается в семнадцати гимнах (гатах). Очевидно, учение пророка не ограничилось только ими, но все, что дошло до наших дней, это лишь отрывок, который сохранил не знавший письменности народ только благодаря его стихотворной форме. Сейчас эти гимны составляют центральную часть главного обряда веры (ясны).
Возможно, самой характерной чертой учения Зороастра является придание особого значения персональной вере, вызванного, вероятно, тем убеждением, что Бог призвал его одного и явился лично ему. Все мужчины и женщины (в зороастризме оба пола имеют одинаковые обязанности) несут персональную ответственность за выбор между добром и злом. И в будущем их будут судить лишь по тому, как они распорядились своей свободной волей. Те, чьи добрые мысли, слова и поступки перевесят злые, отправятся на небеса, независимо от своего социального положения; те же, чьи злые мысли, слова и поступки перевесят добрые, отправятся в ад, опять-таки независимо от своего социального положения. Эта моральная демократия вызывала раздражение укоренившихся к тому времени жрецов и князей, считавших рай своей личной привилегией.
Аналогичное пророческое значение можно увидеть в знаке, избранном Зороастром для своей религии. Для индо-иранцев священный пояс из веревки был символом жречества, чем он и сейчас является для браминов в Индии. Зороастр сделал его и священную рубаху (изготовленную из хлопка и напоминающую жилет) символической броней, которую верующие после обращения должны носить постоянно, как напоминание о битве, которую они должны вести против зла.
Современный зороастризм считает этот символ выражением духовной сущности. Западные ученые обычно считают его символом Ахура-мазды (которого Зороастр называл "бог всеведущий").
Бог, учил Зороастр, был всеблагим Создателем всего на свете: солнца, луны и звезд, материального и духовного миров, людей и животных. Всеведущий Бог (Ахура-мазда) является всемилостивым повелителем, другом не только Зороастра, но и всех на свете.
Он никоим образом не отвечает за существование в мире зла; оно исходит от Духа Разрушения (Анхра-Майнью), в самой природе которого заложено насилие и разрушение. Это он создал демонов, он правит в аду и изначально противостоит Богу. Зороастризм не считает "Дьявола" падшим ангелом, так как, в конечном итоге, в этом случае ответственность за существование зла ложится на Бога (неприемлемая идея для зороастризма). Мир является ареной, где идет битва добра со злом. Мир и человечество созданы богом, чтобы помочь ему в этой битве.
Еще одним творением Бога являются Благородные Бессмертные (Амеша Спентас), известные как сыновья и дочери самого Бога. В некотором смысле они напоминают христианское понятие об архангелах (в котором, по мнению ряда ученых, чувствуется влияние зороастризма). Однако, подобно богам индо-иранских племен, в их природу заложены существенные абстрактные параметры, что видно по их именам. Их имена: Благое Намерение (Boxy Мана), Праведность (Аша), Набожность (Армайти), Власть Бога (Кшатра), Благость и Бессмертие (Хаурватат и Амеретат). Это не только небесные создания, но еще и идеалы, к которым должны стремиться праведники. Таким образом, осуществляя благое намерение вести набожную и праведную жизнь, люди приобщаются к власти Бога и обретают благость и бессмертие.
Каждый из Благородных Бессмертных покровительствует одному из шести творений Бога, и сам при этом представлен в нем. Эти творения: животные, огонь, земля, металл, вода и растения вместе составляют Совершенное Творение Бога. В важнейших культовых обрядах присутствуют все творения и, следовательно, Благородные Бессмертные, символически представляя оба мира, земной и небесный. Седьмым творением является человек, представитель Бога, который тоже участвует в обряде в лице жреца.
Зороастр учил, что изначально в мире было лишь добро, но к настоящему времени мир испорчен атаками зла. Он предвидел день, когда битва добра со злом достигнет высшей точки, когда добро восторжествует и мир будет восстановлен в том совершенном виде, который даровал ему Создатель. И в конце концов мертвые будут призваны и предстанут перед судом, грешники отправятся в ад, а праведники в своем совершенстве вечно пребудут с Богом.
Персеполис был главной резиденцией персидских царей династии Ахеменидов. Хотя в настоящее время он разрушен, сохранились некоторые детали, как этот прекрасный барельеф.
Первые 700 лет после смерти пророка окутаны тайной. Воссоздание ранней истории зороастризма невозможно по причине отсутствия источников, предположительно, он распространился по Персидскому плоскогорью, главным образом вместе с движением племен и племенными войнами. В седьмом веке до н.э. к власти в западной Персии пришли мидийцы, а в шестом веке до н.э. - персы. К этому времени зороастризм уже представлял значительную силу в этих краях.далее
Арабские полчища под знаменами новой мусульманской веры вторглись в Персию в 633 г. н.э. всего через год после смерти Магомета. Вначале они пришли просто грабить, но впоследствии повели борьбу за полное завоевание. Первоначально они намеревались просто внушить уважение к правилам ислама. Теоретически верующие, которых руководители ислама признавали "книжниками", т.е. получившими откровение от Бога (главным образом иудеи и христиане), могли продолжать исповедовать свою веру при условии уплаты дополнительного налога.далее
Десятый век был не только временем, когда "отцы-пилигримы" зороастризма отправились в Индию, это было и время литературной активности среди персидских зороастрийцев. Для поощрения, вдохновения и образования верующих было создано несколько текстов на языке Пехлеви, или среднеперсидском. Священная книга, Авеста, была написана на языке, понятном лишь нескольким образованным священникам. Были подготовлены переводы, краткие пересказы и толкования, а также тексты в защиту веры от мусульманского, христианского и индуистского учений. Хотя они были написаны в десятом веке, их все же можно рассматривать в качестве постулатов традиционного зороастризма. Эти среднеперсидские тексты разъясняют, развивают и систематизируют учение Зороастра.далее