Древние религии Греции и Рима

Клайд К. Смит

История Древней Греции, начиная с первого постоянного поселения земледельцев вплоть до поглощения ее Римом, охватывает период примерно в 6000 лет или более. Из всей этой громадной эпохи самое большее лишь последние 2000 лет могут считаться по-настоящему греческими, если судить с точки зрения языка.

История Древнего Рима, напротив, начинается в восьмом веке до н.э. и тянется до пятого века н.э., и на всем этом отрезке времени основным являлся латинский язык.

Для начала следует, прежде всего, обратить внимание на географию местности, где расположено великое внутреннее море - Средиземноморский бассейн. Это громадная, глубокая впадина, ограниченная горными складками. Землетрясения и извержения, разбросанных по всему побережью вулканов всегда были основной угрозой для жителей этих мест. И казалось, что эта гибельная сила исходит из центра моря. Отсюда и бог моря Посейдон, который, как сказал бы Гомер, одновременно "обнимает землю" и "трясет ее".

Средиземноморский бассейн разделяют на более мелкие пять больших островов: Сицилия (которая делит море пополам), Сардиния и Корсика, Крит (отделяет Эгейский бассейн) и Кипр.

Гористое побережье Средиземноморья оставляет мало земли, пригодной для развития цивилизации. Основным благом для развития Средиземноморья стало само море. Развитие мореплавания означало удобные пути и выгодную торговлю (и пиратский разбой), полагаясь только на звезды и попутные ветра - эти непредсказуемые природные силы, которые всегда предоставляли богатую пищу для развития религиозных верований человечества.

Отсюда и странники - греческое "планета" означает "странник" - небесные принимались странниками морскими за сверхъестественные силы, указывающие им путь. Поэтому в греческом (и латинском) появились: Зевс (Юпитер), Афродита (Венера), Арес (Марс), Гермес (Меркурий) и Хронос (Сатурн). Они, вместе с солнцем и луной, определяют часы, дни и времена года, определяют человеческую жизнь и ее экономическую основу.

Эгейский бассейн

Когда землетрясения разрушили юго-восточные горные хребты, первоначально соединявшие Балканский полуостров с Анатолийским, образовалось Эгейское море с цепочками островов, бывших ранее горными вершинами.

Климат в районе Эгейского моря почти не менялся со времен доисторических. Примерно только одна десятая часть всей земли была достаточно ровной для обработки. Вид растительности определяется высотой, географической широтой и близостью моря, но и человек может сказать тут свое слово. Одним из основных последствий сельскохозяйственной деятельности человека на ландшафт было постепенное уничтожение лесов. Их место занимали зерновые культуры, пшеница и ячмень.

Доисторическая религия в Греции

Гористость полуострова является причиной того, что на территории Греции нет такого количества и таких же эффектных свидетельств пребывания человека в длительную эпоху палеолита, как в степях Евразии. И все же ее леса и заросли кустарников были открыты для охотничьих забав, к тому же существовали удобные проходы через Македонию в долины Тессалии или через Эпейрос к Ионическим островам.

В Эгейском бассейне пока не найдено следов захоронений, типичных для стоянок эпохи неандертальцев в Евразии. Их реакция на тайну деторождения тоже неизвестна, если только она не заключалась в так называемых "Венерах" (статуэтках женщин с гротескными формами). В противном случае остается лишь описывать их технологические достижения, орудия труда, способ строительства жилищ и охотничье искусство, опираясь на остатки скелетов и коллекции орудий труда, изготовленных около 70000 лет назад и найденных, начиная с 1960 г. в Македонии в Петралоне, и в Эпейросе в Пантанассе.

Самым древним из известных земледельческих поселений является Ниа Никомедия в Македонии, датируемое началом конца семнадцатого столетия до н.э.

Когда ячмень и пшеница появились в континентальной Европе и Средиземноморье, с ними пришли те, кто умел их возделывать. Для образа мышления этих людей были характерны наблюдения за сменой времен года и ритуалы, связанные с подготовкой, севом, уходом и сбором урожая или кормлением, выпасом, уходом и доением скота. И в этом заключена основа для всего последующего развития религиозных верований.

Влияние перехода к земледелию в эпоху неолита прежде всего можно определить по росту плотности населения, от, самое большее, одного человека на каждые десять квадратных миль (16 км2) в эпоху охоты и собирательства, до десяти и даже ста человек на одну квадратную милю (1,6 км2) в земледельческий период. Для Эгейского бассейна всегда был характерен недостаток места; рост населения всегда являлся критическим фактором, причиной социальной нестабильности, что приводило к миграциям и практике убийства нежелательных детей путем оставления их на произвол судьбы.

Парфенон
Парфенон в Афинах был посвящен покровительнице города, Афине Парфянской.

Минойско-микенская цивилизация

Новой технологией, завершившей толчок к развитию цивилизации, явилось развитие обработки металлов. Золото и серебро до сих пор использовались лишь изредка в качестве украшений. Но теперь (3000-2000 г. до н.э.) открытие способов плавки и изготовления сплавов - особенно бронзы и олова - сделало возможным изготовление намного более прочных орудий труда, чем прежние, что позволило очищать и обрабатывать более трудные земли.далее

Храм и город-государство

Микенская эпоха закончилась в разрушительной ярости, вызванной человеческими стараниями примерно в 1100 г. до н.э.. и вместе с ней не только дворцы и искусство их возведения, но и письменность "линия бета'' канули во тьму. Новая страница в истории классической Греции открывается уже в новом мире с приходом алфавитной письменности.далее

Эллинистический мир-государство

Насмешки над богами в пьесах Аристофана (около 450-385) в то время не вызвали сколько-нибудь существенной критики, несмотря на то, что в официальных государственных документах продолжали присутствовать посвящения богам. Но после поражения Афин в войне, против Сократа были выдвинуты следующие надуманные обвинения: непризнание богов, почитаемых в государстве, и предложение новой божественности или просвещенного атеизма, отвращающего молодежь от исполнения ее гражданских обязанностей.далее

Загадка Запада

В то время как греческий мир вступил в железный век, сшитая на живую нитку конфедерация двенадцати укрепленных этрусских городов на северо-западе Италии пребывала на уровне культуры поздней бронзы. Этруски имитировали одновременно греческие вазы и бронзу Ближнего Востока, смешивая их темы. Таким же образом ими были заимствованы и смешаны греческие и восточные боги и мифы. Подобно грекам, этруски переняли семитический алфавит, на котором составлены их надписи, особенно на гробницах. Теперь, когда этрусские религиозные тексты утеряны, более поздние предания римской эпохи создали этрускам репутацию "народа, который более всех других отличался приверженностью к религиозным обычаям".

Экспансия римской республики

Рим - начало

Историческим событием, ознаменовавшим начало действительного подъема Рима, можно считать разграбление города в 387 г. до н.э. галльскими мародерами, которые заодно помогли изгнанию этрусков. До этих пор Центральное Средиземноморье страдало от постоянного соперничества между обосновавшимися на юге Италии греками, финикийцами, чей центр располагался в Карфагене, и этрусками. Центром конфликта была Сицилия. Именно нарушение сложившегося баланса сил позволило Риму действовать быстро и, обнажив меч, основать колонии, построить дороги и в течение всего лишь одного столетия распространить свое владычество на всю Италию к югу от реки По.далее

Империя - римский мир

Когда Вергилий (70-19 гг. до н.э.) написал в честь императора Августа "Энеиду", в которой назвал его прямым потомком основателей Рима. Август не только восстановил жилище Ромула, но и - строго соблюдая установленные приличия,- безропотно взвалил на себя обязанности древней должности верховного понтифика pontifex maximus, поставив тем самым собственную персону во главе всей религиозной истории города. Результатом явился храм Рима и Августа в Остии. В течение всей истории империи все, даже старые государственные боги, за исключением главных - Юпитера, Юноны и Минервы - уступали дорогу безудержно растущему культу власти имперского дома.далее

Разделы


Обзор решетки mohlenhoff mohlenhoff.org.