Джон Хиннеллс
В истории религии Митра, возможно, единственный бог, которому поклонялись в четырех разных религиях. Его появление в индуизме и зороастризме объясняется тем, что обе они происходят от индо-иранской религии, частью которой был Митра, а в манихействе он появился благодаря форме, которую эта религия приняла в Персии.
Основной вопрос, на который ученые не могут ответить точно, состоит в том, какова связь между вышеназванными формами поклонения Митре и римским культом Митры. Принято было считать, что римляне переняли персидский вариант культа, но все больше ученых начинает склоняться к тому, что римский культ был новой западной религией, с легким налетом персидского и восточного учений, призванным сделать его более привлекательным для большого количества людей, очарованных культами Востока.
Первое упоминание о римском Митре можно найти у поэта Statius, умершего в 96 г. н.э. Самые ранние из известных храмов были построены в середине второго века, и строительство продолжалось до пятого века. Храмы обнаружены на таких окраинах, как Уэльс на западе, у Стены Адриана в северной Англии, Dura на Евфрате и Александрия в Египте. Районами наибольшей концентрации были город Рим и его порт Остия, а также пограничные районы империи, особенно вдоль Дуная и Рейна.
Похоже, что наибольшее число новобранцев поставляла армия, но приверженцами культа были и торговцы, и чиновники. Как военные, так и гражданские обращенные занимали видное общественное положение, судя по надписям, довольно высок был процент центурионов и офицеров. На портрете митраиста в одном из храмов изображен чисто выбритый, очень респектабельный молодой мужчина. Пол имеет значение - женщин в общины не принимали.
Чрезвычайно сложно воссоздать верования и обряды митраистов. Не сохранилось ни одного текста, написанного мит-раистом, только комментарии посторонних наблюдателей, в основном христиан, которые (за исключением, возможно, только неоплатоника Порфирия) были в большинстве предубеждены и невежественны. Неизвестно и о существовании какой-либо "Молитвенной Книги" митраистов. Поэтому основным источником информации могут служить только археологические находки, молчаливые камни и стереотипные надписи-посвящения какой-нибудь статуи или храма. Религиозная иконография заведомо трудно поддается расшифровке, и это особенно справедливо в случае с митраизмом.
Митраистские храмы были обычно маленькими и по виду напоминали пещеру, имитируя так называемую "пещеру мира", созданную Митрой, в которой небесный свод покрывал землю. С каждой стороны от центрального прохода располагались скамьи, на которых сидели обращенные. Напротив основного входа находился главный культовый рельеф, обычно вырезанный на свободно поставленном камне, хотя в Италии были найдены несколько расписных изображений. Часто вдоль центрального прохода и возле главного рельефа устанавливались небольшие жертвенники, на которых курились благовония.
Темой главного культового рельефа практически всегда был Митра, убивающий быка. Этот акт всегда представлен с замечательным постоянством соблюдения деталей. Бог обычно ставит левое колено на спину быка, правой ногой опираясь на копыто животного, левой рукой заворачивает ему голову вверх и закалывает его правой. Собака бросается на текущую из раны кровь, то же делает и змея, в то время как скорпион хватается за половой орган. По обеим сторонам основной группы стоят два факельщика, один с поднятым факелом, другой с опущенным. Как объяснить эту сцену при отсутствии какого бы то ни было объяснительного текста - настоящая проблема. Принято было считать это вариацией зороастрийского мифа о сотворении мира: только здесь не "Дьявол", а Митра отнимает первичную жизнь, от которой произошло все живое. Но было доказано, что это маловероятно - если не вообще невозможно.
В настоящее время большинство ученых придерживаются мнения, что эту сцену надо воспринимать как астрологическую аллегорию, потому что многие из символов используются в астрологии - змея (hydra), собака (camis), бык (taurus), скорпион (scorpio), вот только некоторые из них. Точно сказать, что изображено с астрологической точки зрения, пока никто не может, но, похоже, что это часть карты неба, или звездная карта, показывающая путь спасения души.
Каждая община верующих подразделялась на семь степеней посвящения. В порядке возрастания это были: Ворон, Невеста, Солдат, Лев, Перс, Скороход Солнца, Отец. Продвижение по степеням считалось отражением вознесения души через небесные сферы, привязывающие ее к материальному миру. Отцом был человек почитаемый и мудрый, довольно аскетичного склада, который отвечал за дисциплину в группе. Есть основания предполагать, что по мере продвижения по степеням обращенный допускался к более глубоким уровням духовного знания, и культовый рельеф мог иметь более чем одно толкование.
Ясно, что члены каждой степени исполняли различные культовые обязанности. Главным обрядом, о котором имеются сведения, был пир, на котором члены общины имитировали трапезу Митры и Сола (солнца) у тела убитого быка. Был также ритуал, который митраисты не проводили никогда, хотя во многих книгах утверждается обратное. Это "тавроболиум", известный в римской религии ритуал, в котором посвящаемый спускался в яму, над которой перерезали горло быку, омывался кровью и пил ее. Митраистские храмы чересчур малы, чтобы привести туда быка, и все говорит о том, что им этого и не было нужно. Совершенно ясно, что акт перерезания горла быку мог проводить только бог, хотя посвященные и могли имитировать последовавшую за тем ритуальную трапезу. В одной надписи говорится о Митре, спасающем своих приверженцев, проливая бессмертную кровь, следовательно, он был единственным, кто мог их спасти. Они приобщались к процессу спасения путем участия в трапезе (из хлеба и вина, естественно) и соблюдения личной дисциплины по мере продвижения через семь степеней.
Отмиранию митраизма в большой степени способствовало распространение христианства. Христиане имели особые причины ненавидеть Митру - Тергуллиан охарактеризовал митраизм как дьявольскую, по его мнению, имитацию истинной религии. Везде, где только христианам удавалось проникнуть в митраистский храм, они разрушали все, и рельефы в первую очередь.
Статуи из храмов Митры изображают бога, убивающего быка.