Живопись древнего египта. Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура - в чем взаимосвязь?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Живопись Древнего Египта. Искусство древнего Египта. Живопись древнего египта


Живопись древнего Египта: какая она

Живопись Древнего Египта, как и остальные виды искусства, находилась в постоянной зависимости от религиозных требований, что и выразилось в её особенном развитии, имевшем культовый характер. Традиционно она характеризуется строгой формализацией, следованием определенным каноническим схемам или художественным нормам, сложившимся ещё в эпоху Древнего царства, при первой и второй династиях. Так, фигура человека изображалась в профиль (вернее голова и нижняя часть тела - в профиль, а глаза и плечи - в фас). С другой стороны, следует сказать о высокой степени реализма, который преобладает в изобразительных описаниях объектов природы, сельскохозяйственной и другой практической деятельности человека. Основные цвета, которые применяли древнеегипетские художники, - белый, красный, синий, черный, желтый, серебряный и зеленый.

На первый взгляд может показаться, что живопись Древнего Египта оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, но это не так. Она развивалась и изменялась в зависимости от того, как развивалось и менялось само общество. И даже в строгих рамках канонического искусства некоторые художественные школы и отдельные мастера проявляли свои творческие идеи.Живопись Древнего Египта

Вообще изображение человека с точки зрения в анфас и профиль является одной из главных особенностей египетского искусства. Живопись Древнего Египта характеризуется сложными изображениями большинства опознавательных признаков и частей человека, которые были более обстоятельны, чем изображение любой реалистической позы, поскольку помогали Ка (или ку), второй оболочке человека, представлявшей его энергетического двойника или душу-двойника и обитавшей в гробнице, безошибочно узнать умершего и вселиться в него. Поэтому портретное сходство живописного или скульптурного изображения было очень важно. По идее мумия должна была стать пристанищем для Ка, но в случае её повреждения она вселялась в изображение. При изображении людей учитывалось их общественное положение. Оно описывалось такими элементами, как костюм, головные уборы, церемониальные аксессуары, которые находились в руках изображенного человека. Иными словами, живопись Древнего Египта, являющая чрезвычайно интересный и яркий образец искусства, ориентировалась исключительно на представление образов.Древний Египет искусство

Большинство живописных произведений (в темперной технике) рисовались на камне или штукатурке, состоящей из слоев гипса, соломы и глины. Как правило, художники работали в группах под руководством мастеров. Мастера наносили контуры и детали будущих образов, а художники их раскрашивали. Рисовали пигментами, которые получали в результате разнообразных химических процессов, все они были очень символичны. Как и в средневековой Европе, живопись Египта не относилась к конкретному типу человеческой деятельности - ремеслу или искусству. Иначе говоря, если воспринимать египетского художника в современном понятии, он не представлял творческую личность. Поэтому нельзя назвать имена каких-то конкретных художников, прославившихся своими выдающимися достижениями.

Учитывая чрезвычайную религиозность египетской цивилизации, большинство тем в живописи связано с изображениями богов и богинь, фараоны были одними из них. Такого художественного правила, как линейная перспектива, не существовало в представлении египетских художников. Главный акцент делался на размер фигуры, чем она больше, тем выше был социальный статус изображенного человека.Живопись Египта

Своего рода культурная революция произошла в стране в период царствования фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Невероятная религиозная реформа, заключавшаяся в приверженности монотеизму (единобожию), проведенная Эхнатоном, внесла радикальные изменения и в искусство. Оно стало натуралистическим, динамичным. Портреты египетской знати больше не идеализировались, а некоторые из них даже были карикатурны. Но после смерти Эхнатона всё вернулось к старым традициям, характеризующим в целом Древний Египет. Искусство по-прежнему определялось консервативными ценностями и строгим порядком вплоть до эллинистической эпохи.

fb.ru

Живопись Древнего Египта

Живопись Древнего Египта представляет собой плоско – выпуклый рельеф. Еще в додинастический период складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова – в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика, портретном сходстве. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей. На стенах гробниц в живописи изображаются все богатства, которыми обладал их владелец: красоты природы, события жизни погребенного.

Самые знаменитые росписи гробниц правителей (номархов) Среднего царства. Они очень живописны: мы видим фиговое дерево, покрытое плодами, которыми лакомятся обезьяны; на изгибающихся ветвях акации с тончайшим кружевом листьев сидят различные птицы. Художник отразил многообразие расцветок и поз. В изображении людей тоже появляются более свободные и живые позы и композиции, красивые цветовые сочетания, но без свето-теневой моделировки.

Архитектура Древнего Египта

Архитектрура Древнего Египта была актуальным видом искусства, отвечающего всем потребностям идеологии общества, заупокойного культа. А главной постройкой стал заупокойный храм, каноническая форма которого формировалась на протяжении тысячелетнего развития искусства Египта. Первоначально это был прямоугольной формы холм – мастаба.

В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц – ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера. К этому же периоду относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (или Хафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.

Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса – построена под руководством архитектора Химеуна. Её высота около 150 м, и сложена она из двух млн. 300 тыс. блоков. Стоящий у подножия пирамиды человек чувствуется песчинкой. Треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов.

После многочисленных войн и нашествий, в эпоху Среднего царства, Древний Египет вступил в Новое царство. Все это время шел поиск новых типов храмов и усыпальниц.

Первым, на рубеже эпох, памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа Iв Дейр-эль-Бахари.

Повторяет формы этого храма, но более знаменит и значительно превышает ее по объемам, – это полускальный храм царицы Хатшепсут. Три возвышающихся друг над другом яруса, соединенных широкими пандусами, завершающиеся пирамидой. Четырехгранные колоннады располагаются по периметру ярусов, их мерный ритм читается на фоне темных скал. Более 200 скульптурных портретов Хатшепсут создано для этого уникального храма. За основной частью храма в скале вырублено несколько открытых залов-дворов и погребальная камера.

Новое царство – эпоха последнего возвышения египетского искусства. Расцветает архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей с властью фараона, поэтому строятся не только заупокойные храмы царей, но и храмы-святилища.

Наибольшее распространение получает тип наземного храма с четким горизонтальным планом, включающим открытый, обнесенный по периметру колоннадой, двор (гипостильный двор), колонный (гипостильный зал) и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога по сторонам которой стояли сфинксы-львы с лицом фараона (дорога сфинксов). Вход окаймляют каменные пилоны – сужающиеся к верху в форме трапеции стены, разделенные посредине проходом. Перед пилонами возвышались обелиски, олицетворяющие солнечный луч и колоссальные, гигантские статуи фараонов. Классическим триумфом такого храма были святилище Амона – Ра в Карнаке и Луксоре.

Карнак был официальным святилищем. Это гигантское сооружение. Только гипостильный зал размером 102 м на 51 м, и высотой 21 метр. В 16 рядов как лес стоят 144 гигантских колонн папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных; иные из них таковы, что ствол колонны не могли бы обхватить пять человек. Ниже части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, - видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью.

В эпоху Нового царства появился скальный храм Рамзеса IIв Абу Симбеле. Восходящие лучи солнца освещают фасад: вырубленные в скале пилоны с четырьмя двадцатиметровыми сидящими фигурами фараона. Потом солнце проникает в первый зал с колоннами в виде фараона РамзесаII(называются осирическими статуями). Затем в следующие и само святилище, общая длина анфилады составляла 55 м. В дни зимнего и летнего солнцестояния солнце освещает фигуру РамзесаII, которая находится в святилище.

Для всего Нового царства характерен гигантизм, направленный на прославление официального культа и возвеличивание фараона.

studfiles.net

Живопись Древнего Египта | Блог художника

Живопись Древнего Египта

Тема обучения рисунку в Древнем Египте, о которой я писал ранее, вызвала интерес у некоторых пользователей. Оказывается меня читают любители истории искусств, которым есть что добавить по теме. Было бы глупо не попросить написать гостевую статью. Так и получилось, что Ольга Живило решила написать этот пост о древнеегипетской живописи, который вы можете прочитать ниже.

А это ссылки на статьи, которые вызвали интерес.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

История Древнего Египта занимает огромный по продолжительности период времени. Мне кажется, что современный человек совершенно не в состоянии охватить его каким-то мысленным взором. И хотя в искусстве, как и во всех сферах жизни, соблюдался незыблемый канон, всё равно за такую долгую историю наблюдались периоды, очень не похожие друг на друга.

Самое грубое деление можно свести к Древнему, Среднему и Новому Царствам. Мне хочется сейчас чуть-чуть заглянуть за завесу последнего — Нового (а это, чтоб вы понимали 16-11 века до н. э!!!). Живопись в это время продолжала подчиняться всё тем же правилам, о которых уже нам рассказал уважаемый автор блога. То есть по-прежнему наблюдался всё тот же знаменитый, узнаваемый древнеегипетский стандарт в изображении: ноги и лицо в профиль, а плечи — анфас. По-прежнему несоразмерны разные фигуры в одной композиции.

Живопись Древнего Египта

Но изменилось вот что: гораздо более жизненными и разнообразными стали сюжеты росписи. В какой-то мере можно уже говорить о появлении жанровых сценок: фигуры не застыли неподвижно и неестественно, они приобретают гибкость, в них чувствуется движение.

Значительно расширилась палитра красок. Во время Древнего Царства (а это, боюсь выговорить: 28-23 века до н. э.!) вопрос с цветом решался просто. Мужская фигура окрашивалась в красновато-коричневый цвет, а женская имела светло-желтый оттенок. Спустя шесть веков этих цветов оказалось уже недостаточно. Теперь в живописи наблюдаются и тона, и полутона, и разные оттенки. Исчезла схематичная условность окраски, теперь художники стараются передать более естественный цвет кожи. На лицах появляется румянец, а через прозрачную ткань одежды можно разглядеть прекрасный силуэт.

Да вы всё это увидите сами, если сравните.

Вот типичные образчики росписи времён Древнего Царства:

Живопись Древнего Египта

Образчик росписи статуй времён Древнего Царства — царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Египетский музей, Каир

А вот прекраснейшие, я бы сказала одухотворенные картинки более позднего периода:

Живопись Древнего Египта

Живопись Древнего Египта

Тутанхамон — имя этого фараона знает каждый, кто имеет уши. У меня лично история с гробницей Тутанхамона вызывает благоговение, близкое к экстазу! И моё опять-таки личное мнение: в истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей. Так вот, Тутанхамон тоже жил (совсем недолго жил, увы!) в период Нового Царства. А теперь посмотрите на картинку со спинки парадного трона фараона. Трогательно до слёз!

Живопись Древнего Египта

Мне бы хотелось пару слов сказать о художественном явлении уже совсем свеженьком. Происхождения всего-то 1-3 веков нашей эры. Конечно, в это время Египет уже не вполне египетский. Он уже пережил завоевание Александром Македонским и правление греко-македонской династии Птолемеев (из этого периода для нас самое культовое имя — Клеопатра). Власть фараонов с приходом этой эпохи завершилась.

Но к 1 веку н. э. и греки потеряли Египет, его аннексировала Римская империя. К чему я всё это сообщаю? Да к тому, чтобы лучше понять: тот Древний Египет, о котором мы говорили — закончился бесповоротно. Но не могли же традиции не сто-, а тысячелетней давности просто взять и исчезнуть! Конечно — нет. Поэтому новая эра в Египте началась с появления совершенно нового искусства. Оно представляло собой смесь греко-римско-египетских традиций.

Живопись Древнего Египта

Один из лучших образцов живописи этого периода — фаюмские портреты. Не буду описывать технику и назначение этого жанра: в интернете, в Википедии, в других источниках, любознательные найдут достаточно материала на эту тему. Мне хочется сейчас только обратить ваше внимание на этот прекрасный художественный жанр. Посмотрите на эти лица — от них невозможно отвести взгляд…

По прошествии столь длительного времени просто неизбежны разрушения и потери. Но каким-то чудом древнеегипетские памятники не исчезли для нас бесследно. Мы, современные люди не всегда оглядываемся назад. А ведь если задуматься, мы получили бесценный подарок!

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

blogproart.ru

Каноны живописи Древнего Египта

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу египетские художники рисовали довольно схематично.

drevniy-egipet.ru

Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура

Искусство Древнего Египта, история его возникновения и развития насчитывает более четырех тысяч лет. У исследователей и простых обывателей неподдельный интерес вызывает Древний Египет (живопись, монументальная архитектура и все, что с ними связано).

древний египет живопись

Пирамиды и храмы

Основу монументальных египетских сооружений в ту эпоху составляли пирамиды, гробницы и заупокойные храмы. Они служили не только местом погребения усопшего, но и призваны были возвеличивать его деяния и после смерти. Усыпальницы – одна величественнее другой, прекрасные монументальные росписи и рельефы – все это Древний Египет, живопись которого со своими характерными особенностями стала новой ступенькой в развитии художественного искусства после первобытнообщинного строя.

Искусство Древнего Египта

история искусства древнего египта

Явно выраженная идеологическая направленность на возвеличивание культа фараона и правящей верхушки - отличительная черта того периода. Это говорит о том, что художественное искусство Древнего Египта стало первым отражением классового неравенства. Наиболее ярко эти тенденции прослеживаются в монументальной живописи.

История искусства Древнего Египта (в частности, архитектура и живопись) имеет несколько этапов своего развития. С возникновением первых монументальных сооружений появилась потребность как-то их оформлять. Настенная живопись получила конкретную цель своего существования – заполнять искусственно созданное пространство, одновременно увековечивая подвиги людей. Постепенно начали вырисовываться традиции, связанные с оформлением заупокойных сооружений.

Древний Египет, живопись: каноны

  • Сочетание профильных и фасных изображений.
  • Пропорции фигуры практически соблюдены.
  • Социальное неравенство выражено разницей в масштабах изображаемых фигур.
  • Роспись представляет собой сцены, расположенные одна над другой поясами. Каждая сцена – это законченное целое и одновременно составная часть всей картины.

художественное искусство древнего египтаОтступления от сложившихся канонов были возможны только при изображении людей низших сословий.

Поскольку рабовладельческий строй – это основная форма государства Древний Египет, живопись (динамика ее развития) подчинялась влиянию правящей верхушки. Главной изображаемой фигурой был фараон. Он наделялся сверхмощным телом, портретные изображения идеализировались, а его величие подчеркивалось окружением богов.

Использовалось два вида техники нанесения настенной росписи. Они либо выполнялись темперой по сухой поверхности, либо путем вложения цветных паст в предварительно сделанные углубления. Краски были натуральные – минерального происхождения.

В искусстве Древнего Египта устоявшимся было и содержание росписей, и правила расположения их на стенах. Царь изображался большего размера, чем рабы, и был всегда неподвижен. Картины прославляли деяния фараона, и если они располагались на стенах гробницы, то являлись сценами ритуального значения, призванными доставить царю блаженство в загробной жизни.

Живопись и архитектура Древнего Египта и в настоящее время поражает воображение своим грандиозным размахом и яркими красками.

fb.ru

Живопись древнего Египта | Туристический портал

Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества.

Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии.

Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.

Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески.

Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново.

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников.

Правила изображения человека

Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики.

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим.

Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра.

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе.

Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики.

В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения.

Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного.

Правила изображения предметов

Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди.

Правила нанесения рисунка

Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.

Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне.

Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот - разворотом в три четверти.

При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих.

Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон.

Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным.

Техника нанесения рисунка

Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском.

Цвет в живописи Древнего Египта

Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. Желтый символизировал вечность. Синий олицетворял божественные волосы. Голубой служил символом Нила.

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу.

Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено - оранжевый.

Заключение

Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными.

Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

warps.ru

Живопись Древнего Египта. Искусство древнего Египта

Nenkheftka.jpgТалант египтян ярче всего проявился в различных видах искусства. Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия - пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке - в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни; позже они выродились, превратившись в чистые "виньетки", заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.

 

 

Статуэтка Ненкхефтка,Британский музей. Раскрашенный известняк

  Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа - и более распространенный барельеф, и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры.

sub_midl.gif 

 

Blue-Hippopotamus.jpg

Голубой гиппопотам.Статуэтка периода XII Династии из коллекции музея Лувр, Франция

Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. 1971-1928 до н.э.). Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя они и не менее монументальны, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III; стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.

Круглая скульптура уходит корнями в более глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом в качестве украшения гребней; их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.

При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия; особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда бесстрастно, величественно, холодно, спокойно. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты - таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба - времени IV династии), - все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таким образом, лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V династий. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III.

Искусство Амарны. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне - фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице Тутанхамона - зятя Эхнатона,- демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски - все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей

 

 

Как принято считать, монументальная живопись возникла во времена первобытнообщинного строя. Но в те времена она служила только для обустройства созданных природой пещер, и то, лишь  косвенно - потому что первобытные люди не стремились обустроить свое жилье  -  они просто рисовали охоту, праздники на стенах. Кроме того, у неё была конкретная цель, которая заключалась в гармоничном оформлении, которое увековечивало подвиги людей.

 

Архитектура Древнего Египта появилась не случайно. Она прошла длительный процесс эволюции, начиная с пещер, ям, шатров, постепенно переходя в глиняные хижины, заканчивая прекрасными дворцами и храмами. И все эти сооружения разукрашивались неповторимыми иероглифами и рисунками. Если не брать во внимание  простоту  изображения, то следует  заметить, что древние художники рисовали одни и те  же части тела  по-разному. В иераконпольской росписи животные изображены в профиль, а рога, то в фас, то в профиль - в  зависимости от того, как более точно может  быть передана форма рогов.  На том же изображении у людей  наблюдаются различные комбинации фасных и профильных видов разных частей  тела. Такой  нюанс изображения возник потому, что художники рисовали предметы не с натуры, а по памяти, и, как было отмечено раньше, акцентировали внимание на самых значимых моментах.

 

Очень точно изображается  то,  что кажется  самым важным для художника в конкретной сцене - оружие и руки для сражения и охоты, ноги. Важным аспектом является то, что  взаимоотношение действующих лиц выражается довольно примитивно - важность жрицы  или  богини отмечается в живописи Египта лишь большими габаритами фигуры. Наблюдаются почти правильные пропорции тела, просматриваются мускулы. Если автор желает изобразить разницу в социальных слоях действующих лиц, то она отображается в разнице пропорций фигур, более знатные люди изображались большими. Разные части тела отображаются в разном виде. К примеру, голова  и  ноги нарисованы в профиль, глаза и плечи в фас.

 

Проанализируем факторы, которые повлияли на развитие живописи Египта. К сожалению, их невозможно чётко отделить друг от друга или пронумеровать, так как один сказывается на другом, тот отображается на третьем, и в целом отражаются на культуре и живописи  Египта. Поэтому, определяя факторы, мы будем основываться на «переломных моментах» в искусстве  Древнего  Египта, а именно в живописи. На искусство Египта большое влияние имела правящая  верхушка общества, так как по типу государственного строя оно было рабовладельческим.

Период Древнего царства являлся периодом формирования главных форм культуры Древнего  Египта, начиная от простой формы государства. Как упоминалось выше, лидирующая роль в    искусстве принадлежала архитектуре. Помещение внутри первых гробниц и храмов Египта

украшалось главным образом колоннами. Стены украшали  цветными рельефами,  изображавшими подвиги фараонов. Царей в Египте изображали с  мощными телами и властными лицами, которые сохраняли основные портретные черты, но одновременно их  идеализировали. Редко, божественная суть фараона передавалась только внешними  средствами: фараон на рисунке находился вместе с богами, как равный им, или его охранял священный сокол своими крыльями.

 

Во время Древнего царства существовало два  варианта техники росписи по стенам: большинство росписей выполнялось минеральной краской по сухой поверхности, в нескольких же гробницах этот вариант комбинировался с вкладкой цветных паст в определенные углубления. Иллюстрация росписей диктовалась их  предназначением. К примеру, в заупокойных храмах фараонов и тоннелях, ведущим к ним, изображались сцены, славившие власть царя, его успешные походы. Так же имели место рисунки ритуального характера, задачей которых было преподнести владыке загробное блаженство. Как правило, образ фараона передавали более большим по размерам, чем остальные фигуры, чем по правилам канонов, сформировавшихся во времена плиты Нармера. Но образы охотников или рабов редко представляли с  плечами  в  профиль. Наверное, хоть таким способом художники Древнего  Египта имели возможность выразить малейший прогресс в понимании мира.

 

По росписям, обнаруженным в гробницах и храмах Египта прекрасно можно изучать историю страны. В росписях нашли своё место и классовая борьба, и быт, и религия и завоевания. Монументальная  живопись  являет собой огромную картину жизни общества,

Так же следует отметить, что искусство и живопись Египта оказали большое влияние  на

искусство других народов.

gorodnaneve.com


Смотрите также