Спарта древнее государство. Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Спарта: государство и традиции. Спарта древнее государство


Спарта — википедия орг

Доисторическая эпоха

На лаконские земли, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заняли Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами, Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклу из рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла).

Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Наряду с господствующими дорийцами и спартанцами, население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков (др.-греч. περίοικοι) — лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов — лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргосскими и аркадскими городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.

Архаическая эпоха

С победой в Мессенских войнах (743—723 и 685—668 гг. до н. э.) Спарте удалось окончательно покорить Мессению, после чего древние мессенцы были лишены своих земельных владений и обращены в илотов. О том, что внутри страны в это время не было покоя, свидетельствует насильственная смерть царя Полидора, расширение полномочий эфоров, что повлекло ограничение царской власти, и высылка парфений, которые под начальством Фаланфа основали в 707 году до н. э. Тарент. Однако, когда Спарта после тяжелых войн победила аркадян, особенно, когда вскоре после 660 год до н. э. заставила Тегею признать свою гегемонию, и по договору, который хранился на поставленной вблизи Алфеи колонне, вынудила заключить военный союз, с тех пор Спарта считалась в глазах народов первым государством Греции[4]. Спартанцы импонировали своим почитателям тем, что пытались свергнуть тиранов, которые с VII века до н. э. появлялись почти во всех греческих государствах[5][6]. Спартанцы способствовали изгнанию Кипселидов из Коринфа и Писистратов из Афин, освободили Сикион, Фокиду и несколько островов Эгейского моря. Тем самым спартанцы приобрели себе в разных государствах благодарных и знатных сторонников.

Дольше всего соперничал со Спартой за первенство Аргос. Однако, когда спартанцы в 550 году до н. э. завоевали пограничную область Кинурии с городом Фиреей[7], царь Клеомен около 520 год до н. э. нанес аргивянам решительное поражение при Тиринфе[8], и с тех пор Аргос держался вдали от всех областей, которыми руководила Спарта.

Классическая эпоха

Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей, а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса. В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию[9]. Также союзные государства не платили Спарте взносы (др.-греч. φόρος), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте (др.-греч. παρακαλειν). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес[10], но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты. С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну, завершившееся Тридцатилетним миром.

Рост могущества Афин и их экспансия на запад в 431 году до н. э. привели к Пелопоннесской войне. Она сломила могущество Афин и привела к установлению гегемонии Спарты. Одновременно начали нарушаться устои Спарты — законодательство Ликурга.

Из стремления неграждан к полноправию в 397 году до н. э. произошло восстание Кинадона, не увенчавшееся успехом. Устоявшуюся в Греции власть Агесилай пытался распространить и на Малой Азии и успешно воевал против персов, пока персы не спровоцировали Коринфскую войну в 395 году до н. э. После нескольких неудач, особенно после поражения в морском сражении при Книде (394 год до н. э), Спарта, желая воспользоваться успехами оружия своих противников, уступила по Анталкидову миру царю Малую Азию, признала его посредником и судьей в греческих делах и, таким образом, под предлогом свободы всех государств, обеспечила за собой первенство в союзе с Персией. Только Фивы не подчинились этим условиям и лишили Спарту преимуществ позорного мира. Афины с победой при Наксосе в 376 году до н. э. заключили новый союз (см. Второй афинский морской союз), и Спарта в 372 году до н. э. формально уступила гегемонии. Ещё большее несчастье постигло Спарту в дальнейшей беотийской войне. Эпаминонд нанес окончательный удар городу восстановлением Мессении в 369 году до н. э. и образованием Мегалополя, поэтому в 365 году до н. э. спартанцы были вынуждены позволить своим союзникам заключить мир.

Эллинистическая и римская эпоха

С этого времени Спарта быстро начала приходить в упадок, а вследствие обеднения и обременения долгами граждан законы обратились в пустую форму. Союз с фокеянами, которым спартанцы послали помощь, но не предоставили действительной поддержки, вооружил против них Филиппа Македонского, который появился 334 год до н. э. в Пелопоннесе и утвердил независимость Мессении, Аргоса и Аркадии, однако, с другой стороны, не обратил внимания на то, что не были отправлены послы в Коринфские сборы[11]. В отсутствие Александра Македонского царь Агис III с помощью денег, полученных от Дария, пытался сбросить македонское иго, но потерпел поражение от Антипатра при Мегалополисе и был убит в бою. То, что мало-помалу исчез также и знаменитый спартанский воинственный дух, показывает наличие укреплений города при приступах Деметрия Полиоркета (296 до н. э) и Пирра Эпирского (272 до н. э).

Попытка Агиса IV в 242 год до н. э. выработать с уничтожением долговых книг новый раздел поземельной собственности и увеличить число граждан, которое снизилось до 700, оказалась неудачной из-за корысти богатых. Осуществить это преобразование удалось в 226 до н. э. Клеомену III только после насильственного уничтожения эфора. Для Спарты в это время наступила, пожалуй, новая эра процветания, — Клеомен был близок к тому, чтобы установить свою власть над Пелопоннесом, но союз ахейцев с Македонией привел Антигона Досона в Пелопоннес. Поражение при Селласии в 222 год до н. э. и затем смерть Клеомена в Египте положили конец государству Гераклидов. Антигон, правда, великодушно оставил спартанцам их независимость. После царствования незначительных правителей (Ликург, Хилон) восстали тираны, которые пользовались дурной славой, Маханид (греч.)русск. (211—207 годы до н. э) и Набис (206—192 годы до н. э).

Оба должны были уступить Филопемену, который в 192 год до н. э. включил Спарту в Ахейский союз, но в 189 год до н. э. строго наказал восставших спартанцев. Между тем 195 год до н. э. началась лаконская война. Жалобы угнетённых были услышаны римлянами, которые долгое время поддерживали взаимные распри, пока не признали своевременным покорить Грецию в 146 год до н. э. По Павсанию в римский период 18 городов Лаконии принадлежали к Элевтеролаконам (греч.)русск., которых император Август освободил от владычества Спарты[12][13].

В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.

«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно такой отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом)[источник не указан 304 дня]. По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях[источник не указан 304 дня].

В отличие от других греческих государств, спартанцы не имели военных формирований, составленных из любовников[en][15].

www-wikipediya.ru

Спарта (государство) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

В предании, возможно, отразилась история переселения дорийских племен в конце II тыс. до н. э. на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений. К сер. 8 в. до н. э. жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское население было превращено в рабов — илотов, дорийцы из других общин — в периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов.

Илоты были самой униженной группой населения Спарты. Они обрабатывали землю спартиатов, поделенную на участки – клеры, и выплачивали хозяевам определенную часть урожая. Илоты считались рабами не отдельных граждан, а всего государства в целом. Они могли заводить семьи и владеть некоторым имуществом. Отношения спартиатов с илотами регулировались законом, а не основывались на произволе непосредственного хозяина. Илоты имели относительную экономическую свободу, т. к. спартиаты, по-видимому, не вмешивались в их хозяйственную деятельность. Их положение было в общем стабильным, среди них встречались даже зажиточные люди.

Положение лаконских и мессенских илотов не было одинаковым. Из числа первых спартиаты брали домашнюю прислугу, в опасной ситуации проводили набор в войско с условием последующего освобождения; на мессенцев был возложен тяжелый налог — половина урожая. Сами спартиаты больше опасались мессенских илотов: они были многочисленнее лаконских, к тому же осознавали свое этническое единство. Обоснованность этих опасений спартиатов показало восстание 464 г. до н. э., длившееся 10 лет и известное как Третья Мессенская война. После подавления восстания спартанцы начали проводить регулярные криптии — репрессии против илотов: ежегодно илотам официально объявлялась война, спартанская молодежь отправлялась ночью за пределы города и убивала встречных илотов; спартиаты регулярно казнили самых физически сильных илотов. Так, во время Пелопоннесской войны в 5 в. до н. э. было одновременно убито около 2 тысяч илотов.

Другой значительной группой населения Лаконики были периэки, свободные жители городов, зависимых от Спарты. Так как спартанские цари считались царями всех лаконцев, в периэкских городах они имели особые участки земли — темены. Царю выплачивался особый «царский» налог. Главной обязанностью периэков была служба в спартанской армии, большую часть которой они составляли уже во время Пелопоннесской войны. Во многих городах стояли спартанские гарнизоны с гармостами во главе, которые надзирали за жизнью города. Периэкские общины были полностью отстранены от участия во внешней политике. Пока Спарта была сильным государством и обеспечивала защиту подчиненным городам, периэки терпели свое неполноправие. Большинство общин сохраняло верность Спарте в тяжелые моменты Третьей Мессенской войны и борьбы с Фивами. От спартанского господства периэкские общины избавились лишь во 2 в. до н. э. благодаря Риму.

Организация внутреннего устройства самой Спарты приписывается ее легендарному правителю Ликургу, реально же складывалась постепенно. Если Ликург и был исторической фигурой, то, вероятнее всего, провел лишь политическую реформу. Верховной властью в государстве обладала апелла — собрание всех граждан. Апелла утверждала или отвергала предложения, выработанные герусией, советом старейшин, состоявшим из 28 выбираемых пожизненно геронтов и двух царей. Геронты, помимо прочего, судили уголовные преступления. Старейшин выбирали из наиболее знатных или отличившихся спартиатов. Цари были судьями, главнокомандующими и верховными жрецами, имели право объявлять войну и заключать мир, в их ведении находилась внешняя политика. Во время войны они имели право жизни и смерти над воинами. В 8 в до н. э. царями Феопомпом и Полидором была учреждена должность эфора. Эфором мог стать любой гражданин сроком на один год. Первоначально пять эфоров занимались судом по гражданским делам в отсутствие царей. Постепенно их власть усилилась, они стали контролировать деятельность герусии и царей — с 6 в. до н. э. они председательствовали на герусии.

Спартиаты называли себя «общиной равных», гомеев. В 30 лет мужчины становились гражданами. Но даже взрослые граждане не могли распоряжаться собой, а должны были подчиняться общим правилам. Граждане были наделены равными участками земли — клерами, которые нельзя было завещать, дарить или продавать. Все спартиаты были обязаны участвовать в общих трапезах — сисситиях. Участники должны были вносить одинаковую сумму денег и продуктов, на трапезах все ели одинаковую пищу. Сисситии поддерживали идею равенства граждан и способствовали их сплочению, были центром общественной жизни, осуществляли контроль над своими членами. Однако прокламируемого равенства не было уже в 8 в. до н. э. Часть спартиатов постепенно теряла свои клеры и, соответственно, полноправие, не могла участвовать в сисситиях. Выделялись богатые семьи, о чем свидетельствует увлечение коневодством, что было признаком большого богатства.

На поддержание системы было направлено особое воспитание спартиатов — агогэ. С семи лет мальчиков забирали у родителей в особые отряды — агелы («стада») под надзор воспитателей-педономов. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой — лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически.

Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя погибших в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый спартиат мечтал попасть в отряд трехсот, который в битве сражался рядом с царем. Спартанское войско было единственным профессиональным во всей Греции, т. к. спартанцы не занимались ручным трудом, проводя все время в военных занятиях и охоте.

Военная мощь Спарты давала ей возможность активно влиять на ситуацию в Греции. Покорение во второй половине 6 в. до н. э. Аркадии положило начало Пелопоннесскому союзу. Затем в него вступают Коринф, Мегара, Эгина. Спарта, как и Афины, претендовала на роль гегемона Греции. Очень важным было участие Спарты в Греко-персидских войнах, особенно в таких эпизодах, как защита в 480 г. до н.э. Фермопильского прохода тремястами спартанцев и семьюстами добровольцев во главе с царем Леонидом, битва при Платеях 479 г. до н.э., в которой участвовало 10 тыс. лаконских воинов. После Греко–персидских войн обострились отношения между Спартой и Афинами. Спарта опасалась роста могущества Афинского морского союза, к тому же эти государства поддерживали разные формы управления: Спарта — олигархические, Афины — демократические. Противоречия привели к Пелопоннесской войне между двумя могущественными государствами, в которой верх одержала Спарта.

Пелопоннесская война оказала огромное влияние на весь греческий мир и в том числе на Спарту. Так как основные военные действия велись на море, в Спарте появилась новая должность командующего военно-морскими силами — наварх, которую занял Лисандр. Благодаря личным контактам Лисандра и персидского царевича Кира Спарте удалось получить финансовую помощь Персии в исполнение Третьего спартано-персидского договора 411 г. до н. э., согласно которому Персия брала на себя финансирование всех военных расходов Спарты. В Ионии Лисандр создал гетерии — тайные общества, целью которых было свержение демократических режимов и возрождение олигархий. Втайне он обещал поддержать людей, преданных лично ему. Лисандр действовал так ловко, что создал ситуацию, в которой он был незаменим, и был выбран навархом во второй раз вопреки закону.

В ходе Пелопоннесской войны формировалась система взаимоотношений с полисами, находившимися под влиянием Спарты. В городах, попавших под контроль Спарты, ставился военный гарнизон во главе с гармостом. После победы в войне перед Спартой встала проблема как поступить с греческими городами – бывшими союзниками Афин. Все полномочия по созданию послевоенного устройства были даны Лисандру. Он попытался закрепить успехи Спарты насаждением декархий. Декархией называлась такая форма правления, при которой власть была сосредоточена в руках десяти человек. Хотя формально она считалась олигархией, по сути была ближе к тирании. Преследуя далеко идущие цели, Лисандр делал декархами преданных ему людей. Власть Лисандра была столь велика, что в некоторых полисах его начали почитать как бога и воздвигать ему алтари.

Усиление Лисандра обеспокоило правящие круги Спарты, и он был устранен с ведущих позиций. Декархии были ликвидированы. Однако Лисандр продолжал участвовать в большой политике. При его поддержке царем стал Агесилай. Вместе с ним Лисандр отправился в Малую Азию на войну с Персией; перед отправлением Агесилай, уподобляя себя Агамемнону, собирающемуся отплыть в Трою, принес жертву в Авлоне. Однако вскоре они рассорились, Лисандр был вынужден вернуться в Спарту. Впоследствии он активно выступал за войну с Фивами, в которой и погиб. После гибели Лисандра стали известны его планы по реформированию царской власти. Он предполагал сделать ее выборной, доступной каждому спартиату, чтобы иметь возможность самому стать царем. С этой целью он пытался подкупить оракулов в Дельфах, Додоне и даже в египетском Аммоне. Потерпев в этом неудачу, он создал тайную организацию — «большую гетерию» для переворота.

Лидером противников политики Лисандра был царь Павсаний. Он сумел изменить грубую политику по отношению к греческим полисам, прежде всего Афинам, где при его содействии была ликвидирована власть тридцати тиранов. В своей деятельности он, судя по поддержке эфоров, пользовался одобрением большинства спартиатов. Во внутриспартанских делах он ратовал за возврат к ликурговым порядкам, в частности, выступал против присутствия золота и серебра в Спарте, которое было туда допущено при Лисандре. За мягкое отношение к Афинам Павсания дважды безуспешно пытались осудить. Павсаний также вынашивал планы реорганизации политической системы. Они предполагали существование одного царя и подчинение ему эфоров. В итоге от противостояния Павсания и Лисандра выиграл Агесилай, стремившийся проводить внешнюю политику Лисандра и внутреннюю Павсания. В правление этого царя стало ясно, что Спарта вступила в полосу кризиса. Победа в Пелопоннесской войне была и высшей точкой спартанского могущества, и, вместе с тем, началом его гибели. Причина кроется в том, что спартанцы не смогли изобрести других средств гегемонии, кроме хорошо известных им военных, силовых.

После войны, когда приток персидского золота прекратился, для поддержания созданной системы Спарта ввела, по образцу Афинского морского союза, союзную кассу и обязала подчиненные полисы вносить в нее определенную сумму — форос, который на самом деле поступал непосредственно в спартанскую казну. Чинимое гармостами и дикархами насилие вызывало протест греческих городов. Вскоре Спарте пришлось вступить в борьбу с Беотийским союзом во главе с Фивами. Решающее сражение произошло в 371 г. до н. э. при Левктрах, в котором спартанское войско потерпело поражение. В результате этой войны от спартанского господства была освобождена Мессения. Затем от Спарты отложилась Аркадия с главным городом Мегалополем. Позднее в 4 в. до н. э. Спарта потерпела поражение в борьбе с Македонией, потеряло ряд территорий, но тем не менее сохранила свою независимость.

После распада державы Александра Македонского Спарта продолжала конфликтовать с Македонией и своими старыми противниками – Мессенией, Аргосом, Мегалополем. В 3 в. до н.э. ей пришлось считаться с мощным Ахейским союзом. Упадок внешнего могущества Спарты во многом объясняется внутренними причинами — прежде всего кризисом «общины равных». В течение 5 и 4 вв. до н.э. благодаря закону Эпитадея о разрешении продавать клеры значительная часть земель сосредоточилась в руках у немногих богатых семей, так что количество полноправных граждан сократилось в несколько раз. Приходилось даже освобождать и вооружать для военной службы илотов, образовавших новую группу населения — неодамодов. Сказалось поступление в Спарту огромных денежных средств в виде добычи, персидской помощи, взяток спартанским должностным лицам.

Сисситии богачей стали роскошными и обильными, большинство спартиатов не могло более в них участвовать. Обедневшие спартиаты назывались гипомейонами, то есть «меньшими». Они либо занимаются трудом, что было непозволительно полноправному гражданину, либо поступают в наемные войска. Эти люди стремились изменить свое положение к лучшему и представляли подходящую среду для заговоров, о чем свидетельствует раскрытый в 399 г. до н. э. заговор Кинадона. Коллегия эфоров по мере сужения круга полноправных граждан становится олигархическим органом. В борьбе с царями, которые опирались на недовольные группы населения, эфоры приобретали все большую власть. Они вмешивались во внешнюю политику, распоряжались казной, жестко контролировали деятельность царей, присваивали себе право мира и войны.

За проведение реформ в интересах обедневшего большинства взялись спартанские цари, выдвинув лозунг возврата к ликурговым порядкам. Агис IV предполагал устроить передел земли, с тем чтобы создать 4500 спартанских клеров, увеличить число граждан за счет периэков и иностранцев. После убийства Агиса его дело продолжил Клеомен III. Он вступил в борьбу с Македонией и Ахейским союзом, в войне с которым погиб. После череды правителей, воевавших со старыми врагами Спарты при поддержке Рима, престол захватил Набис. Он изгнал или убил многих знатных и богатых спартиатов, а их земли и имущество поделил между бедняками и наемниками. Он также освобождал и наделял землей илотов. Во внешней борьбе Набис опирался на союз с Римом. Но после того, как римляне покончили с гегемонией Македонии, между ними и Набисом возник конфликт, в котором спартанец потерпел поражение. Он продолжил борьбу в союзе с сирийским царем Антиохом. В 192 г. до н. э. Набис был убит, а Спарта присоединена к Ахейскому союзу. Когда спартиаты вновь не поладили с ахейцами, римляне использовали это как повод и, победив ахейцев, подчинили всю Грецию. Спарта утеряла свое значение и стала рядовым городом в составе провинции Ахайя, хоть и получила статус союзника Рима.

  • Волков А. В. Спарта. Со щитом и на щите. - М.: Вече, 2005.
  • Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах. - СПб.: Алетейя, 2004

megabook.ru

Спарта Википедия

Спарта
Λακεδαίμων (Лакедемон)
The Parthenon at the Acropolis in 2004.jpg XI век до н. э. — 146 год до н. э. Vexilloid of the Roman Empire.svg
Sparta territory.jpgТерритория Древней Спарты
Столица Спарта
Язык(и) древнегреческий, дорийский диалект
Религия Древнегреческая
Форма правления аристократическая республика, олигархическая республика
Династия Агиды, Эврипонтиды
Цари Спарты
 - XI век до н. э. Аристодем
 - IX век до н. э. Ликург (регент)
 - 491 — 480 до н. э. Леонид I
 - 262 — 241 до н. э. Агис
 - 235 — 222 до н. э. Клеомен
 - 207 — 192 до н. э. Набис (узурпатор)
История
 - XI век до н. э. возникновение города-государства Спарта
 - IX век до н. э. введение законодательства Ликурга
 - 480 до н. э. подвиг 300 спартанцев у Фермопил в войне с персами
 - 431 – 404 до н. э. Пелопоннесская война и утверждение в Греции гегемонии Спарты
 - 195 до н. э. Лаконская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу
 - 146 до н. э. Подчинение Спарты Риму

ru-wiki.ru

Древняя Спарта: государство и традиции.

В противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В ХП-Х1 веках до н.э. в небольшую область на полуострове Пелопоннес - Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз, образовали совместную общину. Возглавлялась она двумя царями - дорийским и ахейским.Маленькая Лаконика (300 км') оказалась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты.Земли Мессении стали общей собственностью победителей. Ее население было обращено в рабов - илотов. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой Общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Их занятие -.военная служба. Свободное же время посвящалось "хороводам, пирам, празднествам,' охоте, гимнастике".

Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства.

Обрабатывали землю илоты. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались определенной податью.

На эту подать существовали вся община и каждый ее участник в отдельности. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своего дохода.

Основателем спартанских порядков считался Ликург. Ему приписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери только пилой. Законодатель рассчитывал, что это простое жилище никто не пожелает украсить ложами на серебряных ножках или роскошными покрывалами.

Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены.

Существенную часть деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение.

С семилетнего возраста и до 20-летнего мальчики и юноши жили вне своих семей, вместе ели и спали, вместе занимались физическими упражнениями и военным делом. Им давали грубую одежду, заставляли ходить босиком зимой и летом, поручали трудные работы. Их плохо кормили, чтобы возбудить сметливость, и строго наказывали за обнаруженное воровство. Малейшее недовольство сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Говорить кратко, а больше молчать считалось непременной добродетелью.

Юношам стремились привить восхищение спартанскими порядками, выработать у них высокомерное презрение к илотам.

Илоты отдавали своим господам половину урожая. Остальное было их собственностью. Этим они отличаются от рабов в строгом значении этого понятия и приближаются к крепостным. Илоты считались собственностью государства так же, как и земля.

Каждый год Спарта объявляла илотам войну. За этим следовали криптии: молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося на дороге, в лесу, в поле.

В отличие от прочих рабов Греции илоты были коренным населением своей страны. Земля, которую они обрабатывали, была некогда их землей, жили они в своих домах, в своих старинных поселках. Управлялись своими людьми.

Илотов в Спарте было около 200 тысяч, в несколько раз больше числа спартиатов. Но каждый раз поднятое ими восстание терпело неудачу. Тем не менее Спарта постоянно чувствовала грозящую ей опасность.

'По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой.

От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание, совет старейшин и, как уже говорилось, два царя.

Первый из этих органов - народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть.

Голосование в собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных лиц производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным.

Герусия рассматривала и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам.Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год.Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин и предлагали им вопросы для обсуждения. Они руководили всей внутренней и внешней политикой. Они следили за неуклонным исполнением законов. Они могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией

Вопрос №25

Боги Древней Греции.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм (многобожие).При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть

Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен

Посейдон — брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней

Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении

Афродита — идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Арес — бог войны

Артемида - В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью

Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка

Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства

Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов

Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия

Гестия — богиня домашнего очага

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии являетсяантропоморфизм— человекоподобие богов.

Вопрос №26

Конфуций и его учение.

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Учение. Конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Вопрос №27



infopedia.su

СПАРТА (государство) - это... Что такое СПАРТА (государство)?

СПАРТА (государство)

СПАРТА (Лакедемон), древнегреческое государство и город на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот (область Лаконика). Наряду с Афинами самое могущественное государственное образование в Древней Греции. В греческих мифах рассказывается, что предки героя Геракла были из Микен, города на Пелопоннесе. После смерти Геракла его сыновья — Гераклиды, т. е. потомки Геракла — решили вернуть себе Пелопоннес. Согласно воле бога Аполлона, это смогло сделать только третье поколение Гераклидов. После завоевания Пелопоннес был разделен на три части, одна из которых — Лаконика — досталась двум братьям, Проклу и Эврисфену. От них произошли два царских рода — Агиады и Эврипонтиды. В предании, возможно, отразилась история переселения дорийских племен в конце II тыс. до н. э. на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений. К сер. 8 в. до н. э. жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское население было превращено в рабов — илотов, дорийцы из других общин — в периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов. Илоты и периэкиИлоты были самой униженной группой населения Спарты. Они обрабатывали землю спартиатов, поделенную на участки – клеры, и выплачивали хозяевам определенную часть урожая. Илоты считались рабами не отдельных граждан, а всего государства в целом. Они могли заводить семьи и владеть некоторым имуществом. Отношения спартиатов с илотами регулировались законом, а не основывались на произволе непосредственного хозяина. Илоты имели относительную экономическую свободу, т. к. спартиаты, по-видимому, не вмешивались в их хозяйственную деятельность. Их положение было в общем стабильным, среди них встречались даже зажиточные люди. Положение лаконских и мессенских илотов не было одинаковым. Из числа первых спартиаты брали домашнюю прислугу, в опасной ситуации проводили набор в войско с условием последующего освобождения; на мессенцев был возложен тяжелый налог — половина урожая. Сами спартиаты больше опасались мессенских илотов: они были многочисленнее лаконских, к тому же осознавали свое этническое единство. Обоснованность этих опасений спартиатов показало восстание 464 г. до н. э., длившееся 10 лет и известное как Третья Мессенская война. После подавления восстания спартанцы начали проводить регулярные криптии — репрессии против илотов: ежегодно илотам официально объявлялась война, спартанская молодежь отправлялась ночью за пределы города и убивала встречных илотов; спартиаты регулярно казнили самых физически сильных илотов. Так, во время Пелопоннесской войны в 5 в. до н. э. было одновременно убито около 2 тысяч илотов. Другой значительной группой населения Лаконики были периэки, свободные жители городов, зависимых от Спарты. Так как спартанские цари считались царями всех лаконцев, в периэкских городах они имели особые участки земли — темены. Царю выплачивался особый «царский» налог. Главной обязанностью периэков была служба в спартанской армии, большую часть которой они составляли уже во время Пелопоннесской войны. Во многих городах стояли спартанские гарнизоны с гармостами во главе, которые надзирали за жизнью города. Периэкские общины были полностью отстранены от участия во внешней политике. Пока Спарта была сильным государством и обеспечивала защиту подчиненным городам, периэки терпели свое неполноправие. Большинство общин сохраняло верность Спарте в тяжелые моменты Третьей Мессенской войны и борьбы с Фивами. От спартанского господства периэкские общины избавились лишь во 2 в. до н. э. благодаря Риму. Внутренняя организацияОрганизация внутреннего устройства самой Спарты приписывается ее легендарному правителю Ликургу, реально же складывалась постепенно. Если Ликург и был исторической фигурой, то, вероятнее всего, провел лишь политическую реформу. Верховной властью в государстве обладала апелла — собрание всех граждан. Апелла утверждала или отвергала предложения, выработанные герусией, советом старейшин, состоявшим из 28 выбираемых пожизненно геронтов и двух царей. Геронты, помимо прочего, судили уголовные преступления. Старейшин выбирали из наиболее знатных или отличившихся спартиатов. Цари были судьями, главнокомандующими и верховными жрецами, имели право объявлять войну и заключать мир, в их ведении находилась внешняя политика. Во время войны они имели право жизни и смерти над воинами. В 8 в до н. э. царями Феопомпом и Полидором была учреждена должность эфора. Эфором мог стать любой гражданин сроком на один год. Первоначально пять эфоров занимались судом по гражданским делам в отсутствие царей. Постепенно их власть усилилась, они стали контролировать деятельность герусии и царей — с 6 в. до н. э. они председательствовали на герусии. Спартиаты называли себя «общиной равных», гомеев. В 30 лет мужчины становились гражданами. Но даже взрослые граждане не могли распоряжаться собой, а должны были подчиняться общим правилам. Граждане были наделены равными участками земли — клерами, которые нельзя было завещать, дарить или продавать. Все спартиаты были обязаны участвовать в общих трапезах — сисситиях. Участники должны были вносить одинаковую сумму денег и продуктов, на трапезах все ели одинаковую пищу. Сисситии поддерживали идею равенства граждан и способствовали их сплочению, были центром общественной жизни, осуществляли контроль над своими членами. Однако прокламируемого равенства не было уже в 8 в. до н. э. Часть спартиатов постепенно теряла свои клеры и, соответственно, полноправие, не могла участвовать в сисситиях. Выделялись богатые семьи, о чем свидетельствует увлечение коневодством, что было признаком большого богатства. На поддержание системы было направлено особое воспитание спартиатов — агогэ. С семи лет мальчиков забирали у родителей в особые отряды — агелы («стада») под надзор воспитателей-педономов. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой — лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя погибших в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый спартиат мечтал попасть в отряд трехсот, который в битве сражался рядом с царем. Спартанское войско было единственным профессиональным во всей Греции, т. к. спартанцы не занимались ручным трудом, проводя все время в военных занятиях и охоте. Борьба за гегемониюВоенная мощь Спарты давала ей возможность активно влиять на ситуацию в Греции. Покорение во второй половине 6 в. до н. э. Аркадии положило начало Пелопоннесскому союзу. Затем в него вступают Коринф, Мегара, Эгина. Спарта, как и Афины, претендовала на роль гегемона Греции. Очень важным было участие Спарты в Греко-персидских войнах, особенно в таких эпизодах, как защита в 480 г. до н.э. Фермопильского прохода тремястами спартанцев и семьюстами добровольцев во главе с царем Леонидом, битва при Платеях 479 г. до н.э., в которой участвовало 10 тыс. лаконских воинов. После Греко–персидских войн обострились отношения между Спартой и Афинами. Спарта опасалась роста могущества Афинского морского союза, к тому же эти государства поддерживали разные формы управления: Спарта — олигархические, Афины — демократические. Противоречия привели к Пелопоннесской войне между двумя могущественными государствами, в которой верх одержала Спарта. Пелопоннесская война оказала огромное влияние на весь греческий мир и в том числе на Спарту. Так как основные военные действия велись на море, в Спарте появилась новая должность командующего военно-морскими силами — наварх, которую занял Лисандр. Благодаря личным контактам Лисандра и персидского царевича Кира Спарте удалось получить финансовую помощь Персии в исполнение Третьего спартано-персидского договора 411 г. до н. э., согласно которому Персия брала на себя финансирование всех военных расходов Спарты. В Ионии Лисандр создал гетерии — тайные общества, целью которых было свержение демократических режимов и возрождение олигархий. Втайне он обещал поддержать людей, преданных лично ему. Лисандр действовал так ловко, что создал ситуацию, в которой он был незаменим, и был выбран навархом во второй раз вопреки закону. В ходе Пелопоннесской войны формировалась система взаимоотношений с полисами, находившимися под влиянием Спарты. В городах, попавших под контроль Спарты, ставился военный гарнизон во главе с гармостом. После победы в войне перед Спартой встала проблема как поступить с греческими городами – бывшими союзниками Афин. Все полномочия по созданию послевоенного устройства были даны Лисандру. Он попытался закрепить успехи Спарты насаждением декархий. Декархией называлась такая форма правления, при которой власть была сосредоточена в руках десяти человек. Хотя формально она считалась олигархией, по сути была ближе к тирании. Преследуя далеко идущие цели, Лисандр делал декархами преданных ему людей. Власть Лисандра была столь велика, что в некоторых полисах его начали почитать как бога и воздвигать ему алтари. Спартанская гегемонияУсиление Лисандра обеспокоило правящие круги Спарты, и он был устранен с ведущих позиций. Декархии были ликвидированы. Однако Лисандр продолжал участвовать в большой политике. При его поддержке царем стал Агесилай. Вместе с ним Лисандр отправился в Малую Азию на войну с Персией; перед отправлением Агесилай, уподобляя себя Агамемнону, собирающемуся отплыть в Трою, принес жертву в Авлоне. Однако вскоре они рассорились, Лисандр был вынужден вернуться в Спарту. Впоследствии он активно выступал за войну с Фивами, в которой и погиб. После гибели Лисандра стали известны его планы по реформированию царской власти. Он предполагал сделать ее выборной, доступной каждому спартиату, чтобы иметь возможность самому стать царем. С этой целью он пытался подкупить оракулов в Дельфах, Додоне и даже в египетском Аммоне. Потерпев в этом неудачу, он создал тайную организацию — «большую гетерию» для переворота. Лидером противников политики Лисандра был царь Павсаний. Он сумел изменить грубую политику по отношению к греческим полисам, прежде всего Афинам, где при его содействии была ликвидирована власть тридцати тиранов. В своей деятельности он, судя по поддержке эфоров, пользовался одобрением большинства спартиатов. Во внутриспартанских делах он ратовал за возврат к ликурговым порядкам, в частности, выступал против присутствия золота и серебра в Спарте, которое было туда допущено при Лисандре. За мягкое отношение к Афинам Павсания дважды безуспешно пытались осудить. Павсаний также вынашивал планы реорганизации политической системы. Они предполагали существование одного царя и подчинение ему эфоров. В итоге от противостояния Павсания и Лисандра выиграл Агесилай, стремившийся проводить внешнюю политику Лисандра и внутреннюю Павсания. В правление этого царя стало ясно, что Спарта вступила в полосу кризиса. Победа в Пелопоннесской войне была и высшей точкой спартанского могущества, и, вместе с тем, началом его гибели. Причина кроется в том, что спартанцы не смогли изобрести других средств гегемонии, кроме хорошо известных им военных, силовых. После войны, когда приток персидского золота прекратился, для поддержания созданной системы Спарта ввела, по образцу Афинского морского союза, союзную кассу и обязала подчиненные полисы вносить в нее определенную сумму — форос, который на самом деле поступал непосредственно в спартанскую казну. Чинимое гармостами и дикархами насилие вызывало протест греческих городов. Вскоре Спарте пришлось вступить в борьбу с Беотийским союзом во главе с Фивами. Решающее сражение произошло в 371 г. до н. э. при Левктрах, в котором спартанское войско потерпело поражение. В результате этой войны от спартанского господства была освобождена Мессения. Затем от Спарты отложилась Аркадия с главным городом Мегалополем. Позднее в 4 в. до н. э. Спарта потерпела поражение в борьбе с Македонией, потеряло ряд территорий, но тем не менее сохранила свою независимость. Против всехПосле распада державы Александра Македонского Спарта продолжала конфликтовать с Македонией и своими старыми противниками – Мессенией, Аргосом, Мегалополем. В 3 в. до н.э. ей пришлось считаться с мощным Ахейским союзом. Упадок внешнего могущества Спарты во многом объясняется внутренними причинами — прежде всего кризисом «общины равных». В течение 5 и 4 вв. до н.э. благодаря закону Эпитадея о разрешении продавать клеры значительная часть земель сосредоточилась в руках у немногих богатых семей, так что количество полноправных граждан сократилось в несколько раз. Приходилось даже освобождать и вооружать для военной службы илотов, образовавших новую группу населения — неодамодов. Сказалось поступление в Спарту огромных денежных средств в виде добычи, персидской помощи, взяток спартанским должностным лицам. Сисситии богачей стали роскошными и обильными, большинство спартиатов не могло более в них участвовать. Обедневшие спартиаты назывались гипомейонами, то есть «меньшими». Они либо занимаются трудом, что было непозволительно полноправному гражданину, либо поступают в наемные войска. Эти люди стремились изменить свое положение к лучшему и представляли подходящую среду для заговоров, о чем свидетельствует раскрытый в 399 г. до н. э. заговор Кинадона. Коллегия эфоров по мере сужения круга полноправных граждан становится олигархическим органом. В борьбе с царями, которые опирались на недовольные группы населения, эфоры приобретали все большую власть. Они вмешивались во внешнюю политику, распоряжались казной, жестко контролировали деятельность царей, присваивали себе право мира и войны. За проведение реформ в интересах обедневшего большинства взялись спартанские цари, выдвинув лозунг возврата к ликурговым порядкам. Агис IV предполагал устроить передел земли, с тем чтобы создать 4500 спартанских клеров, увеличить число граждан за счет периэков и иностранцев. После убийства Агиса его дело продолжил Клеомен III. Он вступил в борьбу с Македонией и Ахейским союзом, в войне с которым погиб. После череды правителей, воевавших со старыми врагами Спарты при поддержке Рима, престол захватил Набис. Он изгнал или убил многих знатных и богатых спартиатов, а их земли и имущество поделил между бедняками и наемниками. Он также освобождал и наделял землей илотов. Во внешней борьбе Набис опирался на союз с Римом. Но после того, как римляне покончили с гегемонией Македонии, между ними и Набисом возник конфликт, в котором спартанец потерпел поражение. Он продолжил борьбу в союзе с сирийским царем Антиохом. В 192 г. до н. э. Набис был убит, а Спарта присоединена к Ахейскому союзу. Когда спартиаты вновь не поладили с ахейцами, римляне использовали это как повод и, победив ахейцев, подчинили всю Грецию. Спарта утеряла свое значение и стала рядовым городом в составе провинции Ахайя, хоть и получила статус союзника Рима.

Энциклопедический словарь. 2009.

dic.academic.ru

Спарта. Древнее государство на территории Греции, история Спарты кратко, государственный строй древней Спарты, обычаи, быт в Спарте

Остальной мир

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Случайные фото природы Все древние классики от Геродота и Аристотеля и до Плутарха сходились на том, что до прихода Ликурга к управлению Спартой существующие там порядки были безобразными. И что худших законов не было ни в одном из тогдашних греческих городов-государств. Ситуация усугублялась тем, что спартанцы должны были постоянно удерживать в повиновении массы коренного греческого населения некогда покоренных земель, превращенного в рабов или полузависимых данников. Само собой разумеется, что внутриполитические конфликты создавали угрозу самому существованию государства. В древней Спарте существовала причудливая смесь тоталитаризма и демократии. Основоположник «спартанского образа жизни» легендарный реформатор древности Ликург создал, по мнению многих исследователей, прототип как социал-коммунистических, так и фашистских политических систем ХХ в. Ликург не только преобразовал политическую и хозяйственно-экономическую систему Спарты, но и полностью регламентировал личную жизнь сограждан. Суровые меры по «исправлению нравов» предполагали, в частности, решительное искоренение «частнособственнических» пороков — алчности и корыстолюбия, для чего были почти полностью обесценены деньги. Ликурговы помыслы, таким образом, не просто преследовали цель навести порядок, но были также призваны решить проблему национальной безопасности Спартанской державы.

История возникновения Спарты Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете, в 404 до н.э. Спарта взяла верх.

Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение и Спарта стала терять былое могущество.

Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе спартанского государства издавна стояли два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с герусией - советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей.

Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу – наследственному царю Спарты.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты – рабы спартанцев.

Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов.

Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии.

Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз.

Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Спартанское воспитание Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети, как не могущие стать способными орудием государства, обрекались на гибель, для чего сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителям на воспитание, которое длилось до 6 лет.

Воспитание было крайне суровым. С 7 лет ребенок полностью принадлежал власти государства, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям, в ходе которых допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. Все городские мальчики разделялись на разряды и классы и жили вместе под наблюдением назначенных государством надзирателей. Надзиратели, в свою очередь, со всеми подчиненными находились под начальством главного надзирателя – педонома. Эту должность обычно занимал один из знатнейших и почетнейших граждан. Этим совместным воспитанием достигалось то, что все дети были проникнуты одним общим духом и направлением. Кроме гимнастики спартанцев учили в школе играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание. Для этого а также для развития в молодых спартиатах находчивости и ловкости, им позволялось безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его больно наказывали. Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими из реки Эврот. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови, и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

По истечении испытательного срока, в 15 лет подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пятиборье (пенатлон) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели и взрослые. Спартанские юноши обыкновенно ходили по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и, держа руки под плащом (последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и теперь называются «лаконичными».

В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и поступал в войско. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком.

В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином, мог законно жениться и участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. Брак заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и вводил в дом. Положение жены в Спарте было довольно почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты обнаруживала высокий патриотический дух.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей. Спартанки были известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей.

Обычаи и быт спартанцев Законы, касавшиеся частного образа жизни полностью были направлены на уничтожение неравенства.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин обязан был ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыра и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы. Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного.

В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.

Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра.

В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.

При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучение к грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву.

Такая самобытность в нравах и образовании, которую поддержали законы Ликурга, еще больше усиливала противоположность между спартанцами и всеми остальными эллинами, вела к еще большей отчужденности природного характера спартанско-дорийского племени. Поэтому, хотя и указывают на Ликургов закон, по которому ни один иностранец не мог оставаться в Спарте дольше необходимого времени и не имел права долго жить вне отечества, очевидно, что это был просто обычай, вытекавший из самой сущности вещей.

Природная суровость Спарты уже сама по себе удаляла от нее чужеземца, и если что и могло привлекать его туда, так это только одна любознательность. Для спартанца же любая сторона не могла иметь никакой заманчивости, так как там он встречал чуждые ему обычаи и условия жизни, к которым он приучался с самого детства относиться не иначе, как с презрением.

Кроме изложенных законов, устанавливающих умеренность, сохранность телесного здоровья, презрение ко всякого рода опасностям, существовали еще и другие постановления, непосредственно стремившиеся образовать из спартанцев воинов и храбрых мужей.

Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее. Багряная одежда, носимая спартанцами на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, - все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.

Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилках убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях, не смел ни покупать, ни продавать, одним словом, во всем выставлялся на всеобщее презрение и поношение.

Поэтому матери перед битвой напутствовали своим сыновьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» - значит, ожидаю твоего возвращения с победой. «На щите» - значит, путь лучше тебя принесут мертвого, нежели ты побежишь с поля боя и вернешься в бесславии.

Заключение Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства.

В сущности, Спарта была довольно отсталое аграрное государство, которое не только не заботилось развитием своих производительных сил, но, как это ни парадоксально, больше того, видело своей целью всяческое воспрепятствование ему. Торговля и ремесло считались здесь занятиями, позорящими гражданина, этим могли заниматься лишь пришлые (периэки), да и то в сравнительно ограниченных масштабах.

Однако отсталость Спарты состоит не только в структуре ее экономики. В сущности, здесь еще очень сильны пережитки родовой организации общества, полисное начало проявляется слабо, и не в последнюю очередь именно это обстоятельство мешает ей объединить Грецию. Впрочем, пережитки родовой организации, и слабость полисного начала накладываются на строгие идеологические ограничения. Античный полис жестко увязывает свои представления о свободе, кроме всего прочего, еще и с полной хозяйственной независимостью. Просто в Спарте, как, может быть, ни в каком другом греческом государстве, и общая отсталость и стремление к абсолютной экономической самодостаточности проявились в наиболее резкой и контрастной форме.

Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: эта репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на спартанское государство с нескрываемым восхищением, другие же клеймили царившие в нем порядки, считая их дурными и даже аморальными. И, тем не менее, именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем вечного соперника Спарты — демократических Афин.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

Спарта – древнее государство в Греции

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств — могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта — древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий — Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки — вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты — государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.

www.europetourism.su


Смотрите также