Государства древнего востока. Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Характеристика стран Древнего Востока. Государства древнего востока


Характеристика стран Древнего Востока

 

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии – вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей – общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик.

Одними из первых, возникших на нашей страны и ее народов планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии – страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Страна с древнейших времен была заселена шумерскими и семитскими племенами. Шумеры, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей в IV тыс. до н. э., создали государство Шумер.

Семиты, жившие в V тыс. до н. э. в районе северной Африки, постепенно заселили Аравию, Сирийскую степь, а затем Месопотамию, где создали государство Аккад, а позже государство Вавилон. На восточном побережье Средиземного моря ими были созданы древнейшие государства на территории Сирии, Финикии, Палестины. К семитским народам в древности отно­сились египтяне, жители Аккада, Вавилона, Ассирии, амориты, ханаанеи, финикийцы, евреи, арамеи.

Еще в глубокой древности ими были одомашнены дикие свиньи, овцы, козы, крупный рогатый скот, ослы. Теплый климат, наличие воды и плодородной почвы способствовали одомашниванию примерно VI–VIII тыс. лет до н. э. ячменя, пшеницы, других культур, развитию сельского хозяйства. Эти племена дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончарном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производиться глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появившиеся с VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V–IV тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Образование государства и развитие экономики

Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства:

·        государство шумеров (Шумер) на юге и

·        государство семитов (Аккад) на севере.

Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство.

Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии:

·        дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья,

·        улучшило и транспортную и ирригационную сеть;

·        введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли;

·        рост земледелия, ремесел и торговли.

Все это способствовало укреплению финансов позволило содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов. Это создало возможность не только для укрепления своих границ, но и вести завоевательные войны. Войска Саргона дошли до Средиземного моря на западе и даже в Малую Азию.

Таким образом Саргон создал крупное государство, претендовавшее на гегемонию в Передней Азии.

Еще больших размеров достигло Аккадское государство в 2220 г. до н. э. при одном из царей династии Саргона – Нарамсине. При нем были присоединены Элам на востоке, районы Аравии на юге и Верхнего Тигра на севере.

Однако непрерывные войны, которые вели аккадские цари, истощили экономику государства и оно в 2007 г. до н. э. пало под натиском семитских кочевых племен аморитов, вторгшихся с запада, и эламитов, нападавших с востока.

После многолетних войн с эламитами победили амориты и создали в  1897 г. до н. э.  Вавилонское царство.  Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который вновь объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов – кодекс Хаммурапи.

 Этот кодекс – важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

Климатические условия растениеводства вызывали необходимость создания системы осушительных и оросительных каналов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины – отдельные ее участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами.

Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром (шекель равнялся примерно 8 г серебра).

Рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее.

Кодекс Хаммурапи защищал не только интересы рабовладельца, но и раба: в статье 282 кодекса устанавливалось наказание раба за неповиновение господину, а в статье 117 устанавливалось, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его надо было отпускать на свободу: статья; 116 гласила, что если сын свободного человека, взятый  в долговое рабство кредитором, умер в доме кредитора от дурного обращения с ним, то за это смерти мог быть предан сын кредитора.

Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям. Закон царя Эшнунны (примерно XX в. до н. э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за невыполненную работу.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, к установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. (Арендная плата вносилась натурой, частью урожая.)

В целях защиты интересов владельца земли в статье 62 кодекса Хаммурапи устанавливалось, что при понижении урожайности из-за плохой обработки земли арендная плата не уменьшалась и ее размер взимался, исходя из средней урожайности в данной местности. Для стимулирования разработки целинной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату на втором году аренды.

Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 га земли, жрец – 18 га, чиновник – 15 га, мелкий землевладелец – от нескольких сотых до 2 га.    тг

Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовых хозяйств, забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

Сельское хозяйство и его развитие

Основу экономики древневосточных государств хозяйство составляло сельское хозяйство.

На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки – рабочим скотом для земледелия.

Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже – плуга. Главная зерновая культура – ячмень давала урожай в среднем сам-36, а в хорошие годы урожай превышал сам-100.

Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива (примерно 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

Важной отраслью сельского хозяйства было садоводство, виноградарство, овощеводство. Особое внимание уделялось разведению финиковой пальмы, которая даже считалась священным деревом. Финиковая пальма широко разводилась, облагораживалась. Для повышения урожайности уже 4000 лет назад применялось ее искусственное опыление.

Государство всемерно поддерживало садоразведение и защищало сады. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф – полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду. Большое количество в стране садов, их хорошее состояние стало основой легенды о Месопотамии как о райском саде.

Развитие промышленности, ремесла, медицины

Развитие земледелия, ранее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужило быстрому выделению из сельского хозяйства ремесла как самостоятельной отрасли. Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет назад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства проникла и в Европу, однако в Средние века ее секрет был утерян и был открыт вновь лишь в 1933 г.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Торговля  и финансы

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах – внутри страны, а позже вывозить за пределы государства.

Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов).

В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана – олово, лазурит, обсидиан, из Сирии – кедровое дерево.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а, следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы.

Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра – шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20–30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в. до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыновья», в Ниппуре – династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.



biofile.ru

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Количество просмотров публикации ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - 317

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство,Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика -Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье(Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединœения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

I. IV-III тыс. до н. э. Три базовых центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В данный период возникают первые номовые государства.

II. II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется желœезо.

III. Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителœем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

referatwork.ru

Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока

Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н. э. дихотомию Восток — Запад.

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.

Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV–III тысячелетии до н. э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н. э.), пережили века.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н. э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.

Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты- налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тысячелетия до н. э. до второй половины XIX в. н. э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства — в V–IV вв. до н. э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.

В последние века до н. э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н. э. — III в. н. э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась здесь вплоть до начала XX в.

Специфические черты политической организации древневосточных обществ. Еще от "отца истории" Геродота (V в. до н. э.), который писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них, берет начало концепция "восточной деспотии". Утверждение, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII–XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".

Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV–II вв. до н. э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджа-сабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство — исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" — правителю.

Так, например, еще в древнем царстве (III тысячелетие до н. э.) египетским фараонам стал присваиваться священный титул "сына бога Солнца", вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. "Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель" говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о собственном посмертном существовании.

Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора — "сына неба".

И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на их исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. В Вавилоне царь предстает человеком, который, однако, в силу своей избранности богами наделен божественной царственностью, возвышающей его над людьми.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство — господствующая идеология Древнего Китая — прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданных. "Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон", — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. "Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим". Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии — Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений.

Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их общесоциально-значимой деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону (это и практика царских приказов "мишарум", освобождающих бедняков от долгов, и нормы права, ограничивающие долговое рабство трехгодичным сроком, и установленные проценты ростовщического займа и пр.). Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Усиление властных полномочий восточных правителей часто сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н. э. в Вавилоне и др.).

Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. На примере таких универсальных обычаев, как кровная месть и талион, в которых нашел отражение принцип равного воздаяния родового строя (око за око, зуб за зуб), по памятникам древневосточного права можно проследить, как эти старые обычаи наполнялись новым содержанием. Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.

Так, в Древнем Египте, стране "поголовного рабства", в условиях засилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.

В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право — это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существенной роли (конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение), индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения — дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Государства Древнего Востока. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.

Задачи урока:

  • повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;
  • закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;
  • в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.

ХОД УРОКА

Во время урока рассматриваются вопросы, связанные с государствами Древнего Востока - Междуречье, Финикия, Индия, Китай.

В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество правильных ответов и в конце урока выставляет себе оценку.

1. Определите словами месторасположение государств:

1. Междуречье - находится на северо-востоке от Египта, между реками Тигром и Евфратом

2. Финикия - находится на восточном побережье Средиземного моря.

3. Индия - располагается на юге Азии, на полуострове Индостан, реки Инд и Ганг.

4. Китай - располагается на Юго-востоке Азии, реки Хуанхэ, Янцзы.

? На какие две части делилось Междуречье в древности?

(север-Ассирия, юг- Вавилония)

? Где располагались финикийские колонии?

(по берегам Средиземного моря)

? На какой реке возникли первые поселения людей в Индии?

(на реке Инд)

? Какую реку Китая люди в древности называли рекой "тысячи бедствий", "горе Китая"?

(реку Хуанхэ)

2. Жили ли они?

Из предложенного списка имён, известных Вам из истории Древнего Мира, выпишите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жили и действовали), а в правую те, кто известен Вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.

Хаммурапи, Геродот, Шамаш, Ашшурбанапал, Иштар, Эа, Ганеша, Кир, Дарий I, Брахма, Конфуций, Хумбаба, Утнапишти, Цинь Шихуан.

Жили: Нет:
Хаммурапи (царь Вавилона) Шамаш (бог солнца в Междуречье)
Геродот (др. греческий историк) Иштар (богиня плодородия и любви)
Ашшурбанапал (Ассирийский царь) Эа (бог воды)
Кир (царь персов) Ганеша (индийский бог с головой слона)
Дарий I (правитель Персии) Брахма (бог в Индии)
Конфуций (Китайский мудрец) Хумбаба (страшный великан из сказания о Гильгамеше)
Цинь Шихуан (Китайский правитель) Утнапишти (имя человека из мифа о потопе)

3. Письменность стран Древнего Востока.

Назовите характерные черты письменности и материалы для письма, которые использовались в государствах Древнего Востока.

Междуречье - Клинопись (глиняные таблички, деревянные палочки)

Финикия - Каждый значок соответствовал отдельному звуку - 22 буквы, без гласных.

Индия - Выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали на листьях пальм (вырезали прямоугольные листы, на краях пробивали отверстие, протягивали шнур и связывали листы в пачки). Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи.

Китай - Кость, бамбук, шёлк, бумага (первый материал, предназначенный для письма, а не приспособленный как другие).

4. Рассказ с ошибками.

Прочти рассказ и найди в нём ошибки.

Река Евфрат самая полноводная в Китае. Река берёт своё начало в Гималайских горах и впадает в Персидский залив.

На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин.

Летом и зимой река разливается, затопляя оазисы и пирамиды, расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат древние индийцы называли "рекой тысячи бедствий".

Ответ:

Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив.

На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).

Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы и пирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли "рекой тысячи бедствий".

5. Четвёртый лишний.

Найди лишнее слово:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка.

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат.

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония.

4. Библ, Ур, Тир, Сидон.

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк.

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез.

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы.

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи.

Ответ:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка. (Полуострова, Африка - материк)

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат. (Реки, Мемфис - город в Африке)

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония. (Название одного и того же государства)

4. Библ, Ур, Тир, Сидон. (Города в Финикии, Ур-город в Междуречье)

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк. (Материалы для письма)

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез. (Правители Междуречья, Китая, Лидии)

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы. (Все изобретения китайцев в древности, шахматы - Индия)

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи. (Сделаны руками человека, Гималаи - горы)

6. Вставь пропущенное слово:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, пьяница станет :::::, а вор - ::::..

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - ::::., земледельцам - :::: слугам - чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За ::...

в) Порабощение :::::...

г) Продажа :::.. в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются ::::.цифрами.

5. ::::::. носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. "Высшая добродетель - ::::::..".

7. "Живёт :::: не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".

8. В Индии священными животными являлись ::: и :::.

9. Жизнь брахмана делится на периоды: :::::, обзаведения семьёй, и::::::.

10. Конфуций говорил: " ::::. - это то, чего люди жаждут, ::::- это то, что страшит людей".

11. Медь - :::.. - железо.

Ответ:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, а пьяница станет червяком, а вор - крокодилом.

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - красный, земледельцам - жёлтый, слугам - чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За долги.

в) Порабощение заключённых.

г) Продажа детей в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются индийскими цифрами.

5. Неприкасаемые носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. "Высшая добродетель - уважение к старшим".

7. "Живёт учёный не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".

8. В Индии священными животными являлись слон и корова.

9. Жизнь брахмана делится на периоды: учения, обзаведения семьёй, и отшельничества.

10. Конфуций говорил: " Богатство - это то, чего люди жаждут, бедность- это то, что страшит людей".

11. Медь - бронза - железо.

7. Объясни следующие выражения:

1. "Живой товар" - рабы

2. У кого "ухо находится на спине"? - у мальчика

3. "Железный век" - время, когда стали использовать железо. (научились выплавлять железо из железной руды)

4. Какой город называли "городом крови" и "логовищем львов"? - Ниневию.

5. Чем жителей Ассирии удивляли статуи "крылатых быков"? - тем, что у быков было 5 ног и казалось, что они делают шаг вперёд.

6. Где находится "царская дорога"? - это дорога, соединявшая крупнейшие города в Персидской державе, на ней через каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми для того, чтобы немедленно отправиться в путь.

7. "Царь леса" - так индийцы называли огромное дерево, в ветвях которого можно было заблудиться среди множества побегов.

8. Индийцы говорили: "Угощайтесь змеи, а нас не трогайте". Чем угощали змей древние жители Индии?

- раскладывали вокруг дома комочки вареного риса.

9. Кто такой "сын неба"? - В Китае так называли императора (царя).

10. Назови священное число в Междуречье?

- 60, вслед за жителями Междуречья мы до сих пор делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов.

11. Некоторые люди в Междуречье наживались на том, что давали своё имущество "в рост"? Каким образом?

- давали имущество под проценты.

12. "Глаза и уши царя"- кто это? - тайные осведомители Персидского царя Дария.

13. Кого стали называть "Просветлённый"?

-Будду, царевича Гаутаму.

8. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?

1. Стекло.

2. Пурпурная краска.

3. Письменность.

4. Ткань из хлопка.

5. Десять цифр.

6. Сахар.

7. Фарфор.

8. Порох.

9. Бумага.

10. Шёлковая ткань.

11. Чай.

12. Рис.

13. Компас.

14. Шахматы.

9. Объясни значение слов:

1. Урук - один из крупнейших городов в Междуречье.

2. Канал - был необходим для орошения полей и садов.

3. Клинопись - название письменности в Междуречье.

4. Жрецы - служители в храмах.

5. Закон - правила обязательные для выполнения каждым гражданином государства.

6. Аренда - взять на время что-либо (скот, земля).

7. Раб - человек, который принадлежал кому-либо, "говорящее орудие труда", человек без прав и свобод.

8. Боги - сверхъестественные силы.

9. Колонии - поселение вдали от страны.

10. Алеф - первая буква финикийского алфавита.

11. Держава - большое и сильное государство.

12. Сатрап - начальник одной из 20 областей Персии, собиравший налоги.

13. Будда - основатель буддизма.

14. Гунны - кочевые племена, жившие на севере от Китая. Для защиты от них китайцы строили Великую Китайскую стену.

10. Исторический диктант.

Распредели по странам приведённые ниже понятия:

1. Каста 13. Колония
2. Конфуций 14. Клинопись
3. Стекло 15. Морские разбойники
4. Брахма 16. "Неприкасаемые"
5. Евфрат 17. Гималаи
6. Хуанхэ 18. Библ
7. Ганеша 19. Вавилон
8. Таран 20. Шёлк
9. Бумага 21. Ганг
10. Тир 22. Шамаш
11. Компас 23. Цинь Шихуан
12. Алеф 24. Хаммурапи

Ответ:

1. Междуречье - 5, 8, 14, 19, 22, 24.

2. Финикия - 3, 10, 12, 13, 15, 18.

3. Индия - 1, 4, 7, 16, 17, 21.

4. Китай - 2, 6, 9, 11, 20, 23.

11. Подведение итогов:

Более 70 баллов - "5"

От 45 до 70 баллов - "4"

Менее 45 баллов - "3"

Список использованной литературы:

  1. "История Древнего мира", учебник для 5 класса средней школы. М., 1998.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также