Междуречье древняя цивилизация. . Государства Древнего Востока. Междуречье: рождение цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел II. Цивилизации древнего междурЕчЬя. Междуречье древняя цивилизация


2) Цивилизация Древней Месопотамии

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив. Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия. Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов. В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне. В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники". С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски. Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом. В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский. Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.  Из жизни народов Междуречья.

Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык. Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан. Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой. Иной была и их одежда. "Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков, да оно и понятно: при том рабском положении женщины, которое она имела на Востоке… Зато самые материи были великолепны. Азия издревле славилась выделкой тканей, особенно цветных и узорчатых." (П. П. Гнедич) Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой. Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми. Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили. Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины. "Частные жилища ассирийцев очень похожи на египетские: те же плоские крыши, открытые галереи, та же простота мотива. В деталях является новизна: капители колонн своеобразны, здесь впервые появляется волюта - завиток капители, занявший потом такое огромное место в ионическом ордере. В орнаменте есть самобытность и оригинальность…" (П. П. Гнедич) Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений. Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами. Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране. "Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда." 

studfiles.net

Раздел II. Цивилизации древнего междурЕчЬя

Страну, расположенную в древности по среднему и нижнему течениям рек Евфрат и Тигр, что на востоке Передней Азии, называли Междуречьем, по-гречески - Месопотамией. Еще одним принятым ее названием является Двуречье. Ныне здесь находится государство Ирак и протекает река Шатт-эль-Араб, образовавшаяся в результате слияния Тигра с Евфратом. Междуречье - плоская равнина, его центральная и южная части в древнейшее время были заболочены и непригодны для жизни людей. Только в VII тыс. до н. э. здесь появляются первые поселения оседлых земледельцев, которым было известно животноводство и земледелие, в V тыс. до н. э. -- первые следы ремесленной деятельности и металлургии. В отличие от Египта, Междуречье было открыто со всех сторон, что благоприятствовало частым этническим переменам в стране. Принято считать, что к IV тыс. до н. э. в Двуречье приходит новое население - шумеры, этническое происхождение которых неизвестно.

1. Шумер и Аккад. Основой хозяйства шумеров, которые освоили болотистую, но очень плодородную долину южного Двуречья, стало ирригационное земледелие. Была создана упорядоченная обводнительная система, которая позволила противостоять как заболачиванию местности, так и мощным разливам, нередко приводившим к сильным и разрушительным наводнениям, ставшим историческим основанием известного библейского мифа о всемирном потопе.

В хозяйстве жителей древнего Двуречья широко использовались запасы высококачественных глин и камыш. Важную роль играла также металлургия. В IV тыс. до н. э. шумеры освоили медь, а в III тыс. до н. э. - бронзу. Использование металлов, однако, ограничивалось изготовлением оружия (кинжалов, мечей, копий, шлемов).

В конце IV тыс. до н. э. возникают первые города-государства. Города были большими поселениями, первоначально насчитывавшими по нескольку тысяч жителей, а с течением времени и по нескольку десятков тысяч человек; они возникали как резиденции властей. Здесь собирались народные собрания, совершались жертвоприношения богам, заседали советы знати.

Главным сооружением города являлся храм, сооруженный в честь одного из шумерских богов. Храм был центром не только культа, но и хозяйственной и политической жизни. В ведении храмового хозяйства находились пахотные земли, склады для хранения сельско-хозяйственных продуктов, ремесленные мастерские и помещения для чиновников-писцов. При храме были также рабы, которые не имели особого хозяйственного значения.

Важную роль в жизни города играл правитель, которого в Шумере называли "большой человек". Для него сооружался дворец, ему воздавались особые почести и отводилась особая роль в некоторых ритуалах. Правитель являлся также верховным военачальником.

Города вели между собой непрерывные войны за расширение своей территории. Каждая успешная война приносила жителям города улучшение жизни, а правителям - укрепление власти и военного могущества.

Наиболее влиятельными городами Шумера были Урук, известный в Библии под именем Эрех, Ур, Лагаш, Ниппур и Киш. Среди правителей самым известным является правитель Урука, главный герой древнейшего "Эпоса о Гильгамеше".

Шумеры создали высокоразвитую городскую цивилизацию. Шумерский период в истории древнего Двуречья охватывает около полутора тысяч лет и заканчивается в конце III тыс. до н. э.

С древнейших времен соседями шумеров были семиты-аккадцы. Около середины III тыс. до н. э. они расселяются в центральной и северной части южного Двуречья. После того, как в XXIV в. до н. э. в городе Аккаде, что в центре Междуречья, воцарился Саргон I, политическая обстановка в регионе резко меняется. Саргон I порвал связь с общинными и прочими древними традициями, реформировал армию, основу которой вместо прежней тяжелой пехоты составили мобильные отряды лучников. Саргон I быстро завоевал Шумер, превратил города-государства в подчиненные ему административные единицы. Его армия успешно воевала в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, откуда аккадские купцы доставляли металлы. Могущество Аккада сохранялось в правление сыновей и внуков Саргона. Но затем серьезное поражение потомкам Саргона I нанесли цари Элама, а в XXIII в. до н. э. страна была завоевана пришедшими с северо-востока кочевыми племенами гутиев.

После того, как в XXI в. до н. э. гутии были изгнаны из южного Двуречья, господство шумеров здесь было восстановлено. На первое место среди городов вышел Ур, где у власти утвердилась новая династия. При ней сложилось сильно бюрократизированное деспотическое государство с жестким контролем центральной власти. Статус земледельца и ремесленника был низведен до рабского состояния. Они были объединены в отряды по специальностям и существовали за счет скромных продовольственных выдач из государственных складов. Их труд контролировали надсмотрщики. На таком положении находилось до 1 млн. работников. Всему произведенному велся строгий учет, например письменно учитывалась пара голубей, выданных на кухню. Была создана система годовой отчетности по местностям, городам, общинам. Очень строгой была полицейская служба. Но в XX в. до н. э. нашествие западно-семитских кочевников амореев положило конец господству Ура. В городах Двуречья к власти пришли аморейские правители.

2. Старовавилонское царство. С момента основания в XIX в. до н. э. Вавилон, несмотря на выгоднейшее географическое положение в самом центре Междуречья, долгое время оставался незначительной политической единицей. В это время наступило ослабление и традиционных политических центров. Но к XVIII в. до н. э., в регионе начался экономический подъем, стали процветать крупные государственные, храмовые и вельможные хозяйства.

В такой обстановке на политическую арену выходит вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Этот царь, успешно завоевав Двуречье сначала дипломатическими, а потом и военными действиями, намного превзошел прежних властителей Древнего Востока. Кроме политических и военных успехов, он является одним из основоположников мирового гражданского законодательства "Законов Хаммурапи".

Однако, из-за неразвитости товарного хозяйства, об экономической целостности государства при Хаммурапи говорить нельзя. Центральная власть, несмотря на строгие бюрократические меры, не могла обеспечить внешнюю и внутреннюю стабильность. Хотя царство Хаммурапи при его потомках существовало около 200 лет, его могущество было подорвано сначала поражениями от хеттов, а затем очередным нашествием кочевников-касситов с севера. Касситы около середины ХV в. до н. э. захватили Вавилонию, их вожди утвердили свои права на землю. Пришли в упадок ирригационные сооружения, Вавилония стала зависеть от Египта и других сильных держав.

Касситская династия правила в Вавилоне более 400 лет. В середине XI в. до н. э. с запада в страну стали вторгаться семитские кочевые племена арамеев. К VIII в. до н. э. они прочно утвердились на западе и севере Вавилонии, а на юге -- родственные им халдеи. Государство ослабло. Этим воспользовалась Ассирия.

3. Ассирийская держава. В конце II тыс. до н. э. ремесленники Междуречья изобрели печи, в которых воздух нагнетался мехами и достигались высокие температуры, что создало возможность выплавки железа. С началом Железного Века в VIII – VII вв. до н. э. усилилась Ассирия, расположенная в северном Двуречье. Основным населением этого государства были семитские племена ассирийцев. Религиозной столицей Ассирии был город Ашшур, а политической -- Ниневия.

Ассирийцы создали очень сильную армию, вооруженную железным оружием, с тремя родами войск: пехотой, конницей и колесницами. Благодаря этому Ассирия в VIII – VII вв. до н. э. завоевала южное Двуречье, Восточное Средиземноморье, побеждала Египет. Наибольшего могущества Ассирия достигла в VIII в. до н. э. при царе Саргоне II и сохраняла его еще во второй половине VII в. до н. э. при правлении Ашшурбанапала .

Ассирийцы были самыми жестокими и беспощадными завоевателями в Передней Азии. Они придумали сверхжестокие наказания для покоренных народов, что подробно расписано на рельефах на стенах ассирийских царских дворцов. Кроме непосредственных физических расправ с покоренными народами ассирийцы широко применяли депортацию - целые народы принудительно переселялись со своей родины в другие завоеванные ассирийцами страны.

В конце VII вв. до н. э. соседние страны объединились против Ассирии. Главную роль в сокрушении Ассирии сыграло возвысившееся созданное халдеями Нововавилонское царство. В 612 г. до н. э. была взята и сожжена Ниневия. Через несколько лет были разбиты остатки ассирийской армии.

4. Нововавилонское царство. Халдеи, семитский народ, населявший побережье Персидского залива, никогда не были полностью покорены ассирийцами. Около 630 г. до н. э. царем халдеев стал Набопалассар. Около 626 г. до н. э. он стал царем Вавилонии. Набопалассар начал восстанавливать ветшающую сеть каналов в городах, особенно в самом Вавилоне. Около 605 г. до н. э. на смену Набопалассару пришел его сын Навуходоносор. Именно он вытеснил египтян из Восточного Средиземноморья, разгромил Финикию и уничтожил Иудейское царство, а жителей его столицы - Иерусалима - угнал в плен в Вавилон. В результате Нововавилонское царство на полвека стало самым могущественным государством в Передней Азии.

Эта держава имело хорошо отлаженную административную систему. Хотя Навуходоносор должен был собирать чрезвычайно высокие налоги и дань, чтобы поддержать армию и вести грандиозное строительство, Вавилония была самой богатой страной в Передней Азии, а Вавилон -- самым большим городом Древнего мира. Существовавшие системы каналов были сохранены, а также построено много новых каналов, что привело к повышению плодородия земель. Процветала внутренняя и внешняя торговля.

Около 556 г. до н. э., вследствие неудачного правления потомков Навуходонсора, к власти в Нововавилонском царстве пришел арамейский царь Набонид. При нем могущество Вавилонии стало ослабевать, как вследствие усиления восточных соседей -- Мидии и Персии, так и противодействия вавилонских жрецов, которые были недовольны введением арамейских культов в качестве государственных в самом Вавилоне. Поэтому, несмотря на все усилия Набонида, Нововавлонскому царству пришел конец. В 538 до н. э. в Вавилон почти без боя вошли войска Персидского царя Кира, которого в городе поддерживали жрецы и купцы. Самого Набонида в это время в городе не было, а его сын Валтасар, как сообщает Библия, в это время пировал в царском дворце и не предпринял никаких оборонительных действий.

studfiles.net

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

В искусстве, политике, торговле, организации

либо выдающегося... То же самое произошло и в эпоху

общества

месопотамская цивилизация

оставила

господства железа. Для месопотамских судов характерны

примеры подлинного величия. Совершенно иначе дело

были скромный размер и общая незамысловатость

обстоит с ремеслом Междуречья. Конечно, страна

конструкции.

городов не могла обойтись без великого множества

Впрочем, кое-чтоиз ремесленных изделий

ремесленников. По документам и материалам раскопок

Междуречья всё-такиполучило громкую известность.

известно огромное число специальностей месопотамских

Например, при шумерах научились изготовлять стекло.

ремесленников: гончары, ткачи, литейщики, ювелиры,

Из него делали различные флаконы. Позднее из

корабелы,

виноделы, хлебопёки, парфюмеры,

стеклянной массы научились получать глазурь, а из

плетельщики корзин и циновок... Но их изделия

стекловидного сплава, внешне напоминавшего

редко славились высоким качеством и ни

 

 

лазурит, производили разного рода мелкие

в чём не превосходили достижения соседних

 

 

предметы. И вот эту мелочь с удовольствием

народов. В целом ремесло Месопотамии

 

 

покупали за пределами страны. Любили также

развивалось медленно, да и сам труд

вавилонскую одежду, отделанную золотой

ремесленника не пользовался уважением.

и серебряной нитями. Пожалуй, именно работа

Земледелец в глазах общества стоял выше

 

 

с благородными металлами лучше всего

ремесленника.

 

 

удавалась месопотамским мастерам. Их

Междуречье каждый год производило

 

 

творения, особенно художественное литьё,

 

 

отличались вкусом и изысканностью.

огромное количество глиняной посуды, но

 

 

 

 

 

ни совершенством формы, ни богатством

 

 

Много чего не хватало в Междуречье.

росписи сосуды месопотамских гончаров

 

 

По большому счёту страна была богата

не отличаются. Ткачи Междуречья

 

 

хлебом, финиками, шерстью и глиной. За

производили столько грубых шерстяных

 

 

всем прочим следовало ехать в дальние

тканей, что их вывозили за рубеж

 

 

страны. Без торговли жизнь Месопотамии

и торговали ими наравне с хлебом... Тонкие

 

 

приняла бы крайне примитивные формы,

полотняные ткани, роскошную, искусно

 

 

а то и вовсе замерла бы. Потому торговые

выделанную одежду приходилось покупать

 

 

и финансовые операции получили здесь раннее

у чужеземцев. Лишь во времена поздней

 

 

и бурное развитие. Ростовщичество, банковское

Вавилонии ткацкое дело дошло до высот,

 

 

дело, купеческие товарищества, кредитование

сделавших

товары ткачей популярными

 

 

и безналичный расчёт в древнем Вавилоне

у соседей. В эпоху господства меди и бронзы

 

 

стали обычным, повседневным делом. Торговцы

в металлургии Месопотамия оставалась бедна

 

 

и земледельцы были настоящей кровью страны,

этими металлами и на 100 % ввозила их.

 

Ваза из Лагаша

ремесленникам досталось более скромное

Поэтому местные мастера не создали чего-

 

Серебро.

место...

 

2400 г. до н. э.

studfiles.net

Цивилизация Месопотамии История

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо, Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш, Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы.

Бог Мардук и его культ Бог Мардук и его культ

В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями (кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу XIII века до нашей эры арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу VII века до нашей эры вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии.

В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

История древних цивилизаций →

Шумер →

godsbay.ru

. Государства Древнего Востока. Междуречье: рождение цивилизации

Тема 2. Государства Древнего Востока.

 Междуречье: рождение цивилизации

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией.  В переводе с древнегреческого языка слово "Месопотамия” значит "Земля между реками” или "Междуречье”.  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом.

Природно-климатические условия – Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало и деревьев.

Основные занятия – Земледелие, скотоводство, Ремесло. Осушение болот. Строительство каналов.

Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство. Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

Своих руководителей шумеры называли – «нубанда».

«Машки» - сборщики налогов.

«Дуггур» - казначеи.

«Галл – уку» - воначальники.

Дамкар» - руководители торговли.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш (3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел своюказну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

Что такое государство. На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад.

Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Культура Шумера

 Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография- древнейшее письмо с помощью рисунков. Позже, изображение было упрощенно. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.

infourok.ru

Цивилизация Междуречья. Цивилизации Древнего Востока

Цивилизация Междуречья

Можно сказать, хотя это и звучит парадоксально, что знаниями о шумерской цивилизации мы обязаны случаю. Начиная исследование Месопотамии, археологи думали совершенно о другом – а именно рассчитывали найти следы вавилонян и ассирийцев, о которых многое было уже известно из Библии и трудов классических авторов. Однако выяснилось, что в окрестностях Вавилона жил не один народ, а два. Да, археологам действительно удалось найти вавилонян; но, кроме этого, были обнаружены памятники и документы другого народа, до той поры неизвестного. Народ этот появился в Междуречье раньше вавилонян и ассирийцев и создал самую древнюю из известных на сегодняшний день исторических культур – культуру Шумера.

Выяснилось, что две культуры существовали в тесной взаимосвязи. Языки у двух народов были разные, и, хотя ничто не отрицало тесной связи, различие между ними было очевидно; специалисты говорили – и до сих пор, как правило, говорят – не только о двух народах, но и о двух культурах. Действительно ли это полностью оправданно? Исследование исторических документов, особенно самых ранних, показывает, что разные языки не всегда и не везде использовались в строгом соответствии с этнической принадлежностью авторов: некоторые шумеры писали по-семитски, и наоборот. Точнее было бы сказать, что использование одного из двух языков определялось местом и временем написания документа, а также его темой: в целом шумерский язык, как более древний, считался языком учености; он использовался в религиозных и литературных текстах даже после того, как закатилась звезда создавшего его народа; лишь постепенно он уступил место общеупотребительному языку, одержавшему в конце концов верх: вавилонскому и ассирийскому.

Таким образом, четкое различение этих двух культур оправданно лишь отчасти. Несмотря на разное происхождение и разный начальный уровень, они тесно связаны между собой. Поэтому нет смысла спорить, является ли цивилизация, о которой идет речь, шумерской или вавилонско-ассирийской: в первую очередь это месопотамская цивилизация.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История войн Древнего мира :: Древнейший мир :: Цивилизации Междуречья

Месопотамия (Междуречье) — область на месте нынешнего Ирака, между реками Тигр и Евфрат. Как и у египтян, у жителей Месопотамии именно реки были главными кормильцами людей. Как и на Ниле, на Евфрате строили различные гидротехнические сооружения для ирригации окрестных полей. Правда Евфрат намного меньше Нила, поэтому жители Междуречья могли строить не только ирригационные каналы, но и плотины, регулировавшие сток воды и как следствие защищавшие от разрушительных наводнений. Возникшая на этой благодатной земле цивилизация по возрасту сравнима с египетской и была не менее развита технически и культурно.

Шумер

Первой цивилизацией, существовавшей в Месопотамии, был Шумер. До сих пор не имеется точных сведений о происхождении народа шумеров и их этнической принадлежности; предположительно они мигрировали в Междуречье через Малую Азию или Кавказские горы 7 тысяч лет назад.

Шумеры не имели единого государства, они расселились в Нижнем Междуречье, основав ряд независимых городов. Плодородная земля родины обеспечивала шумеров практически всем необходимым. Единственное чего в Месопотамии было мало — руд металлов. Но судя потому, что местные жители активно использовали медные орудия, они торговали с соседями, живущими в горных странах, предположительно обмениваясь своим зерном на столь ценный металл. Интересно, что долгое время власть в городах принадлежала не военачальникам, а жрецам, которые владели значительными землями и богатствами. Жрецы, по-видимому, не были пацифистами, их города постоянно враждовали друг с другом, и в этих войнах оттачивалось воинское мастерство шумеров.

Шумеры располагали довольно современным для своего времени оружием: копья с медным наконечником, кинжалы, булавы. Стрелковое оружие шумерами, по видимому, не использовалось [6, 8]. Защитное вооружение выглядело внушительно: плотная шерстяная одежда с медными вставками, медный шлем и кожаный щит, окованный медью. Главной ударной силой служили колесницы, но, в отличие, от египетских они были четырёхколёсными и запрягались волами.

Шумерские воины использовали самый примитивный строй: в первой шеренге шли солдаты со щитами, за которыми пряталось несколько человек. Подобный строй, скорее всего, ломался с началом сражения.

Примерно в 2400 г. до н.э. власть в городе Лагаш захватил лугаль* Эанатум. Он начал беспощадную войну с другими городами за господство в Шумере. Однако эти «игры» военных были чрезвычайно разрушительны для экономики Шумера: солдаты уничтожали посевы и скот крестьян, забирали деньги из сокровищниц жрецов и, что ещё хуже, разрушали плотины, на строительство которых требовались долгие годы упорного труда. Против Эанатума постоянно поднимались восстания в родном Лагаше, которые беспощадно подавлялись силами солдат. Войны не прекратились и после смерти лугаля Лагаша и продолжали разорять Шумер.

Завоевание Шумера Аккадом

Огромный экономический вред, принесённый войнами, не мог не отразиться на обороноспособности городов–государств в Нижнем Междуречье. Этим решили воспользоваться их соседи — аккадцы. Они жили выше по течению Тигра. Они пришли в Месопотамию позже шумеров и многое у них переняли, в основном в землепользовании. Земли Аккада были довольно-таки плодородны, но людям всегда кажется, что у их соседей лучше, да и постоянного желания стать правителем мира никто не отменял. Это стало основной причиной войны, а ослабление Шумера дало хорошую возможность для её начала.

Завоевание Шумера аккадцами связано с именем Саргона I Древнего. Первоначально он захватил Киш — сильнейший город Аккада, и таким образом укрепил собственную власть на родине. После этого он начал создание сильной армии для захвата Шумера. К сожалению, мне неизвестно состояние аккадской военной организации до Саргона и я не могу даже предположить, развивалось оно под влиянием южных соседей или было самостоятельным продуктом интеллекта аккадцев. Тем не менее, армия, которой командовал Саргон, сильно отличалась от шумерской. Если шумеры предпочитали рукопашную схватку, то Саргон (а может даже ещё его предшественники) сделал ставку на дальнобойные луки. Хороший лучник мог делать 5–6 выстрелов в минуту, прицельно стреляя примерно на 200 метров [6, 10]. Точно неизвестно, были это длинные луки из тиса или уже были изобретены составные луки. Если сравнить их с английскими луками времён Столетней войны, то видно, что при одинаковой скорострельности (6 выстрелов в минуту) европейские луки позволяли прицельно стрелять на расстояния в полтора раза большие (320 м[4, 287]). Впрочем, точное сравнение провести затруднительно, нам же важно, что аккадцы могли начинать атаковать врага намного раньше последнего: шумеры в лучшем случае могли метнуть копьё на несколько десятков метров.

Это преимущество было реализовано Саргоном с блеском. За непродолжительный промежуток времени ему удалось завоевать Шумер, разгромив армии всех лугалей. Описания тех битв не сохранились, но можно предположить, что аккадцы обычно уничтожали врага на расстоянии. Вероятно, Саргон применял различные тактические приёмы для усиления этого полезного свойства своей армии, например, можно предположить, что он старался разместить своих солдат на возвышенности, что увеличивала дистанцию поражения для луков, да ещё и заставляло врагов подниматься в гору. Хотя я сомневаюсь, что в Месопотамии есть очень крутые холмы…

Завоевав Шумер, Саргон совершал различные походы на запад, есть основания предполагать, что он воевал в Сирии, Палестине и на Средиземноморском побережье. Однако, в самом Междуречье было очень неспокойно: местные жители и жрецы не приняли иностранного правителя и поднимали многочисленные восстания. И Саргон и его сыновья жестоко их подавляли, не считаясь с потерями мирного населения. Аккадское могущество держалось исключительно на силе оружия.

Расцвет и падение государства Аккад

Этот расцвет пришёлся на правление Нарамсина в конце XXIII в. Сила государства по-прежнему опиралась на мощь его армии. Нарамсин совершил многочисленные завоевательные походы на запад, восток и север, навёл порядок на родине и совершил ряд государственных преобразований. Это привело к сплочению государств — врагов Аккада и их выдвижению против Нарамсина. Однако их правители не согласовали совместную стратегию и были разбиты. После смерти Нарамсина Аккад был завоёван племенами, пришедшими с севера. Но создать собственное государство захватчики не смогли, в силу отсутствия навыков и знаний в подобных делах. Месопотамия временно пришла в упадок.

Вавилония

Следующим интересным для нас периодом в Месопотамии является 1792-1750 гг. до н.э. Это было время правления в Вавилоне Хаммурапи Великого. Ему приходилось противостоять врагам как на севере, так и на юге. Однако, будучи великолепным политиком и стратегом, он лестью и хитростью избегал конфликтов одновременно с несколькими противниками. Он предпочитал разбивать их по одиночке. В мировой истории он известен, как автор свода законов, регулировавших гражданские отношения в обществе. Солдатам в своде были посвящены отдельные статьи. При сборе армии, воин должен был являться лично, он даже не имел права взамен себя выставить полностью вооружённого наёмника. Уклонение от воинского долга каралось смертью. В армии существовала строгая иерархия между подчинёнными и командирами. За службу воины получали материальное вознаграждение: скот, земли, рабов и прочее, но они не могли его продать, передача по наследству разрешалась только в том случае, если сын сам становился военнослужащим. Подобные жёсткие меры подчеркивали особый статус воинского сословия, имевшего при этом и ряд серьёзных привилегий. Попавший в плен солдат, выкупался государством; присвоение имущества воина каралось смертной казнью. Эти законы способствовали усилению всего государства Хаммурапи, в том числе и его военной мощи.

Военная машина Хаммурапи оказалась намного совершеннее вражеских армий. При своём великом правителе вавилонцы подчинили себе всю Месопотамию. Хаммурапи пришлось воевать практически всё время своего правления. Эти войны были длительны и бескомпромиссны, противники несли огромные потери, как в людях, так и в экономике. И всё же организованность Вавилонского государства дала свои плоды, и окончательная победа осталась за Хаммурапи. В конце его правления проводилось восстановление ирригационной системы, совершались походы в Сирию, которая была завоевана либо полностью, либо частично [6, 19].

Однако, как и большинство империй, Вавилонская держалась на силе оружия и личности основателя. После смерти Хаммурапи престол достался его сыну Самсуилуну, который, по-видимому, способностей отца не унаследовал, и его государство начало постепенно приходить в упадок.

Концом империи, созданной Хаммурапи, стал примерно 1595 г., когда Вавилон был захвачен хеттами под руководством Мурсили I. Однако сами хетты не стали оставаться в Месопотамии и вернулись в Анатолию, оставив ослабленный Вавилон на завоевание народу касситов.

Ассирия

Другим сильным (и известным) государством Междуречья была Ассирия, расположенная в верховьях Тигра. Здесь надо сделать оговорку относительно имён ассирийских правителей. Мои источники предлагают разные варианты имён, которые отличаются друг от друга, хоть и несильно, но заметно. Чтобы хоть как-то сохранить историческую достоверность, я буду указывать оба известных мне имени. Основным для меня будут использованные А. Шишовым [6] (поддержим отечественного производителя!), а при первом упоминании очередного правителя, в скобках я буду давать имя указанное в «Всемирной истории» [4].

К сожалению, мне очень мало известно о первом периоде расцвета этого государства (1366–1076 гг. до н.э.). Первым могущественным правителем Ассирии был Ададмирали I (Ададнирари). Он со своими войсками достиг аж берегов Евфрата и, дабы увековечить сей подвиг, взял скромный титул «Царь Вселенной». Его сын Салманасар I (Шалманасар) расширил владения отца, но после этого начался период упадка Ассирии. Следующим достойным правителем стал Тиглатпаласар I.

Тиглатпаласар понимал, что окружённой со всех сторон врагами Ассирии необходима серьёзная государственная реформа, которую он в течении длительного времени проводил, набираясь опыта в делах военных и всём, что с этим связано. Собственно все преобразования сводились к превращению Ассирии в громадный военный лагерь. Государственный аппарат прежде всего занимался военными проблемами. Все доходы тратились на снаряжение для солдат и постройку крепостей и фортов. Устраивались многочисленные государственные арсеналы*. Служба в армии стала почётной для любого ассирийца. Мальчиков с самых юных лет готовили стать воинами.

Подобная великолепная организация страны и армии способствовали тому, что Тиглатпаласар успешно отбил набеги арамейских кочевников, а после перешёл к ответным действиям. Он долго, упорно и успешно воевал против «60 царей Наири» на севере, различных кочевников на западе и севере, Вавилона на юге. Последний Тиглатпаласар брал дважды, и дважды его разграблял. Покорённые племена на севере платили Тиглатпаласару огромную дань: 1200 коней и 2000 голов крупного рогатого скота в год. Нередко приходилось выбивать эту дань силой.

И все же подобная великолепная организация армии не спасла Ассирию от угасания. Солдаты Тиглатпаласара успешно отражали набеги кочевников, шедшие с северных гор, где ассирийцами было организовано множество оборонительных крепостей; однако они оказались беспомощны, когда племена арамеев вторглись через равнины Сирии. Ассирийцам банально не хватало мобильности, их пешие солдаты были не способны догнать стремительных кочевников. Отсутствие сильных конных отрядов оказалось существенным пробелом в военной организации Тиглатпаласара. Возможно, это связано с тем, что он набирался опыта при обороне горных перевалов, где его пехотинцы довольно успешно отражали набеги конников. Понятно, что ассирийский царь делал упор на проверенный тип войск — пехоту. В ассирийской армии того времени точно не было сколь-нибудь серьёзной кавалерии, да и та могла выполнять только разведывательные и посыльные функции. Затрудняюсь сказать, были ли у ассирийцев колесницы, мои источники об этом умалчивают. Я склонен считать, что они, если и были, то не играли существенной роли, к тому же кавалерия кочевников была бы намного маневреннее колесниц.

Как результат, сложилась уникальная ситуация — ассирийцы уверенно сидели в своих городах-крепостях, которые арамейцам были не по зубам, но на пространствах между городами господствовали неуловимые разбойники–кочевники. Из-за нарушения торговых связей Ассирия угасла и на некоторое время потеряла статус могучей державы.

«Его лицо обращено к пустыне»

Новое возвышение Ассирии связано с именем Ашшурнасирпала II (Ашшурнасирапли), правившего в 883-859 гг. «Всемирная история» указывает, что именно при нём произошла централизация власти в Ассирии [4, 58]. «История войн» об этом ничего не говорит, но возникает вопрос: как же тогда, называть то, что было при Тиглатпаласаре I, ведь и тогда были серьёзные реформы государства. Могу предположить, что подразумевалось восстановление централизованной власти. Так или иначе, но свои многочисленные победы Ашшурнасирпал мог одержать только при сильной власти в родной стране.

Будучи великолепным военным организатором, Ашшурнасирпал был сильной неординарной личностью. На всех изображениях у него суровое лицо с грозным взглядом [6, 57]. Под стать суровости лица Ашшурнасирпала были суровы его порядки. Если верить дворцовым рельефам, то к своим боевым подвигам царь относил и пытки военнопленных, например через сдирание кожи с живого человека. Можно предположить, что и со своими солдатами царь был столь же суров и сохранял в своих боевых частях образцовую дисциплину.

Ассирия тогда была окружена многочисленными врагами, но наиболее сильными оставались арамеи, взявшие под контроль мелкие города и государства Междуречья и Сирии. Надо заметить, что города эти были преимущественно не завоёваны, а добровольно перешли под протекторат* арамеев. За определённую дань кочевники охраняли торговые пути, чем ни мало способствовали развитию торговли, однако в культурном плане укреплявшееся владычество арамеев вело к регрессу.

Ашшурнасирпал учёл печальный опыт предков в борьбе с кочевниками и сделал очень важное изменение в ассирийской армии: для борьбы с «реактивными» кочевниками, он включил в состав войск кавалерию. Нетрудно догадаться, что именно сильная конница должна была стать основным оружием Ассирии против арамейцев.

За время своего длительного правления Ашшурнасирпал успел повоевать на всех четырёх сторонах света. В горах на востоке от Ассирии он на долго «успокоил» местные беспокойные племена. На севере ему пришлось противостоять многочисленным «царям Наири». Местные правители, видимо, забыли преподнесённый им Тиглатпаласаром I урок и пытались поживиться в Ассирии, поэтому Ашшурнасирпалу пришлось приложить немало сил, чтобы урезонить северных завоевателей. И всё же он не считал северных соседей своими основными врагами, и ассирийская армия не пыталась подчинить территории в горах и окончательно снять «северный вопрос».

Основные вооружённые силы Ашшурнасирпала II воевали на западе против исторических врагов Ассирии — арамеев. Посмею предположить, что Ашшурнасирпал считал единственным решением проблемы полное уничтожение арамеев, поскольку в противном случае они бы могли снова собраться с силами и возобновить набеги на Ассирию. Дальновидная и жестокая политика царя была с успехом реализована. Война ассирийцев и арамеев отличалась особой бескомпромиссностью. Впрочем, массовая резня арамейцев даст свои результаты, и более они не будут представлять серьёзной угрозы спокойствию царей Ассирии. В ознаменование своих побед над кочевниками Ашшурнасирпал приказал установить в одном из городов свою статую, с высеченной надписью, которая угрожающе для арамеев гласила, что «его лицо обращено к пустыне». Безусловно, что, если кочевники могли прочитать эту угрозу, у них должна была душа в пятки уходить от того, что такое суровое лицо контролирует их родную пустыню…

Война с кочевниками сопровождалась захватом городом в Сирии, однако при этом ассирийцы обходили стороной могущественный Дамаск, который был для них слишком серьёзным противником. В своих походах Ашшурнасирпал II дошёл до Средиземного моря, где обошлось без вооружённых столкновений, поскольку местные города благоразумно выплатили дань и признали господство Ассирии над собой.

Под конец своего правления Ашшурнасирпалу довелось воевать с Вавилоном. Однако целью той войны не было завоевание самого Вавилона, царь Ассирии только «объяснил» вавилонскому царю, что это он очень плохо поступил, когда решил спонсировать ассирийских врагов на севере Месопотамии.

Правление Ашшурнасирпала II стало периодом начала возрождения Ассирии, восстановления её военной мощи. Однако сейчас с высоты веков тяжело однозначно оценить внешнюю политику этого царя. Его безжалостная война с арамейцами уничтожила угрозу кочевников, но в тоже время она отняла слишком много сил и не было предпринято кардинальных мер в борьбе с жителями северного государства Урарту, которое тогда стремительно набирало силу.

Внешняя политика будет несколько изменена сыном Ашшурнасирпала Салманасаром III (Шалманасар), правившего в 859-825 гг. Он предпримет ряд походов как против Дамаска в Сирии, так и против Урарту на севере. И хотя Урарту не раз был разгромлен, ассирийцы полностью не ликвидировали это государство, и оно будет регулярно восстанавливаться. Что касается Дамаска, то его Салманасар так и не смог взять, хотя разбил сирийские войска в битве на реке Оронт.

В конце правления Салманасара возникнет смута, и Ассирия придёт во временный упадок и будет значительна «общипана» всё тем же Урарту, да и сирийские города не преминули выйти из состава империи. Таким образом, империя, созданная Ашшурнасирпалом II массовыми террором и жестокостью, уничтожила главных врагов Ассирии прошлого и познакомилась с главными врагами настоящего — Урарту; и вернулась в упадочное состояние.

Реформы Тиглатпаласара III

В 745 г. новым правителем Ассирии стал Тиглатпаласар III. Он был одним из лучших военных организаторов своего времени и, взойдя на престол, начал с реорганизации стержня всего ассирийского общества: армии. Надо заметить, что при Тиглатпаласаре III эта позиция армии, как важнейшей части ассирийского общества, была только усилена и, достигла своего максимума, пожалуй, даже максимально возможного предела.

Не знаю, в каком порядке он проводил свои реформы, но начну с управленческого аппарата. При Тиглатпаласаре война стала главным занятием ассирийского населения, соответственно и весь государственный аппарат работал на решение проблем армии. Деньги на все мероприятия руководства страны должна была поставлять именно армия своими грабежами и захватом новых территорий. Для эффективного управления на новых территориях вводились местные органы управления, подчинявшиеся только центру и все проблемы решавшие исключительно военной силой. Таким образом царь обеспечивал полный контроль своего государства, ликвидируя в зачатке все проявления недовольства.

Изменился и состав самой армии. Раньше она представляла собой, по сути, территориальное ополчение, собиравшееся в случае конфликта в окрестных территориях. Служить в армии могли только наиболее состоятельные граждане, поскольку вооружение шло за их счёт. Теперь же царская армия набиралась из разорившихся землевладельцев, которые вооружались государством. При этом всё остальное мужское население Ассирии, способное носить оружие, составляло ополчение.

Одним из важнейших преобразований стала замена бронзового оружия на железное.

Была систематизирована иерархическая структура армии. Все рода войск были чётко отделены друг от друга и имели свои конкретные задачи на поле боя. Наиболее привилегированным родом войск стали колесницы. Они были очень прочными, экипаж состоял из возницы и воина, вооружённого луком. Иногда к ним присоединялись ещё два щитоносца. Колесницы запрягались двумя-четырьмя лошадьми. Кавалерия, получившая значительное развитие при Ашшурнасирпале II несколько сдала свои позиции. Это можно объяснить тем, что кочевники более не представляли такой угрозы, как раньше, и нужда в маневренной коннице сильно уменьшилась.

Пехота получила строгое разделение на тяжёлую и лёгкую. Тяжеловооружённые копейщики были довольно медлительны, но великолепно отражали любые фронтовые атаки, обладали высокой маневренностью, что достигалось длительными тренировками и учебными манёврами. Безусловно, что вооружение царских воинов было высочайшего качества с максимальным использованием железа. Легковооружённая пехота использовала луки. Есть основания полагать, что луки ассирийцев были более тугими и соответственно более мощными и дальнобойными, чем у их противников [6, 69]. Эффект усиливался благодаря использованию прогрессивных железных наконечников для стрел.

В отличии от армий других стран, ассирийцы начинали бой не схваткой колесниц, а обстрелом вражеского построения лучниками. Видимо, подобное изменение стало результатом значительного улучшения качества вооружения лучников. «Дождь» ассирийских стрел должен был расстроить ряды противника и внести сумятицу. «Рыхлый» строй армии врага атаковался колесницами, чей удар был намного сокрушительнее, чем если бы он наносился по плотному строю. Деморализованный противник добивался тяжёлой пехотой. Если противник был очень силён и не хотел уступать, то решающий удар во фланг наносился тяжёлой кавалерией в плотном строю. Как правило, после этого не могла выстоять ни одна армия противника.

Из менее масштабных тактических приёмов можно заметить то, что в бою лучники часто стояли за линией копьеносцев под защитой их щитов как от прямого удара, так и дротиков, камней и стрел.

Великолепное взаимодействие разных родов войск в ассирийской армии обеспечивалось чётким делением солдат на отряды разной численности. Основной единицей был кисир. В каждом кисире было от 500 до 2000 воинов. Он делился на пятидесятки и десятки. Во время войны несколько кисиров объединялись в единую силу — эмуку — и получали единого военачальника.

Снабжение армии было организовано на высочайшем уровне. Я уже упоминал, что ассирийцы при Тиглатпаласаре перешли на использование железного оружия. Кроме того, само вооружение постоянно совершенствовалось в своих оборонительных и наступательных функциях. Создавались арсеналы со всем необходимым вооружением на случай войны.

Для быстрого доступа своих войск в зоны военных действий вся Ассирия была окутана сетью дорог. Камень использовался только для мощения наиболее важных дорог, в основном дороги в Ассирии были грунтовыми, но они находились под неусыпным контролем чиновников и военных отрядов, всегда были в великолепном состоянии. Строились мосты и почтовые станции. Это позволяло ассирийскому царю получать самую свежую информации о делах в империи и оперативно реагировать на неё выступлением в поход своей армии.

Кроме дорог ассирийские инженеры освоили строительство мощных крепостей и фортов. Соответственно, им удалось добиться высокой степени мастерства и в обратном деле: взятии крепостей. При осаде строились огромные тараны и высокие штурмовые башни с лучниками на верхней площадке. Если на пути армии оказывались водные преграды, «сапёры» строили мосты, плоты, иногда корабли. Интересно, что мосты были наплавными и укладывались на бурдюки, наполненные воздухом. Легковооружённые воины обычно переправлялись через реки вплавь на бурдюках.

Под конец упомяну такой пункт как разведку. Хоть он и стоит последним, но его важность нельзя недооценивать. Тиглатпаласар и его преемники отлично понимали ценность информации о врагах и щедро платили за неё звонкой монетой купцам и агентам на вражеской территории. Причём, по словам А.Шишова «исследователи военного дела впервые сталкиваются с агентурной разведкой именно в Ассирии» [6, 73].

Во время правления Тиглатпаласара III в Ассирии окончательно сформировалось милитаристское общество, главной целью и практические единственным источником доходов которого была война. Это общество смогло совершить огромные завоевания, но как и любое другое общество, основанное на страхе и жестокости, не выдержало испытания временем и было уничтожено.

Расцвет и гибель Ассирии

Во время правления Тиглатпаласара III (745-727 гг.) ассирийская военная машина проходила суровое испытание практикой восстановления границ. Первые шаги были сделаны в укреплении северных границ для защиты от набегов армий из Урарту. Ассирия ещё не была достаточно сильна, чтобы пытаться уничтожить это могущественное государство, однако внушительный «щит» из многочисленных крепостей на горных дорогах в Урарту позволял уже не беспокоиться о северной угрозе. Основные военные силы были направлены на очередное завоевание Сирии. В 732 г. Тиглатпаласару III удалось наконец взять Дамаск, который оставался неприступным для предыдущих ассирийских правителей. Разграбление мощного города-крепости окончательно утвердило власть Ассирии в Сирии.

Саргон II (722-705 гг.) оказался достойным продолжателем дела Тиглатпаласара III. На тот момент Урарту было единственным государством, которое угрожало сердцу Ассирии — столице Ниневии. Все остальные противники и думать не могли о походе вглубь Ассирии. Великолепно организованная армия Саргона без особых проблем вторглась на территорию Урарту, разбила армию этого государства и практически полностью его разграбило. Этот враг более не представлял ни угрозы, ни интереса. Другие завоевания Саргона связаны с Палестиной и Финикией, которые он долго и упорно завоёвывал. В этом деле ему пришлось противостоять не только коренному населению, но и Египту, фараон которого явно не желал видеть у своих границ могущественного конкурента. Результат для «детей Нила» был печален: объединённая армия Египта и филистимлян была разбита при Рафии. Фараону пришлось отправить Саргону дары, чтобы избежать кары за своё «глупое» решение противостоять «Царю Вселенной». Как результат, к концу правления Саргона в этом регионе были покорены крупные города Самария, Кархемыш и Тир, Иудейский царь в Иерусалиме спас своё государство только благодаря демонстративной покорности ассирийцам и выплате огромной дани: 300 талантов* серебра, 30 талантов золота, драгоценных камней, мебели, царских дочерей и придворных служанок. Наконец, в 710 г. Саргону II удалось захватить Вавилон. Этому предшествовала кровопролитная битва с кочевым племенем халдеев, которые сами желали поселиться на благодатных землях Месопотамии. Не трудно догадаться, что армия Саргона победила. Однако сам Вавилон был взят без особых проблем, поскольку его жрецы были недовольны своим царём. Жители Вавилона, руководимые своими жрецами, с ликованием встретили нового правителя.

Надо заметить, что многочисленные военные походы значительно уменьшили численность коренного населения Ассирии, и Саргон был вынужден в значительных количествах привлекать в свою армию наёмников из захваченных территорий и Скифии. До нас дошёл внушительный по объёму архив разведки Саргона, который позволяет сделать вывод, что разведывательное дело в Ассирии было на очень высоком уровне организации.

Правление следующего правителя Ассирии Синахериба (705-681 гг.) было очень бурным и богатым на события. Этому правителю дважды пришлось брать город Вавилон, причём в конце концов он приказал полностью затопить непокорный город в назидание врагам. Был совершён очередной поход в Иудею. Здесь ассирийцам снова пришлось встретиться с египтянами. но результат был тот же: уничтожение войск фараона и союзников. Царю Иерусалима снова пришлось откупаться от настойчивых завоевателей, но цена была намного больше: 30 талантов золота, 800 талантов серебра, большое количество прочих ценностей. Имеются сведения, что в Киликии (го-восточная часть Малой Азии) Синахерибу пришлось противостоять грекам. Синахериб был убит в результате заговора двух своих старших сыновей.

Не смотря на этот заговор, правителем Ассирии стал младший сын Синахериба — Асархаддон (680-669 гг.). Он жестоко отмстил всем заговорщикам, его братья были вынуждены бежать из страны. Чувствуя, что его империя держится буквально «на соплях», Асархаддон провёл ряд гражданских реформ усиливших власть Ниневии над покорёнными народами. Был восстановлен город Вавилон. Что касается военной политики, то она имела два вектора: север и юго-запад. На севере Ассирия постоянно повергалась набегам племён киммерийцев, скифов и мидян. Асархаддону удалось выдать свою дочь замуж за вождя «главного скифского племени», что автоматически сделало скифов союзниками. Набеги других племен отражались в многочисленных схватках, в которых победа обычно оставалась за ассирийцами, хотя в их армии становилось всё больше и больше наёмников, в основном тех же скифов. Что касается юго-запада, то здесь царю сопутствовал значительный успех. Он захватил Финикию и даже Египет. Впрочем, как и прежние завоеватели он столкнулся на берегах Нила с жесточайшим сопротивлением со стороны местного населения. В 668 г. Асархаддон умер во время одного из карательных походов против египтян.

Последним великим правителем Ассирии стал Ашшурбанипал (669-633 гг.). Он был вторым сыном Асархаддона, и должен был стать жрецом, однако его старший брат был рождён от вавилонской женщины, и национальность матери не устраивала ассирийских военачальников. Царём стал Ашшурбанипал, а его брат Шамашшумукин посажен править в Вавилоне. Там он вскоре поднял мятеж, и Ашшурбанипалу пришлось брать город штурмом. Старший брат совершил самоубийство. Это было летом 653 г. Надо заметить, что большинство восстаний в Вавилоне получали поддержку из соседнего Элама. Желая замирить город Ашшурбанипал предпринял поход против Элама. Это государство было полностью уничтожено и исчезло с карты мира. Однако на его место пришли новые племена, в первую очередь воинственные персы. Ашшурбанипал ещё некоторое время сможет ликвидировать волнения среди захваченных народов, но постепенно его империя начнёт угасать и распадаться. Египет отделится тихо и мирно, без какого-либо сопротивления со стороны ассирийцев. Наёмники стали неконтролируемы и бродили по разным частям некогда великого государства, не представляя серьёзной вооружённой силы. Сотрясаемая со всех сторон Ассирия оказалась не способна противостоять многочисленным врагам и постепенно растворится среди прочих государств этого региона.

Огромные завоевания подлинно милитаристского общества Ассирии дали ей огромные территории, но не нашли продолжения в виде длительной и эффективной экономической политики интеграции многих народов империи в действительно единое государство. Империя существовала только благодаря своей военной машине.

Ново-Вавилонское царство

Ново-вавилонское царство было основано бывшим ассирийским военачальником, халдеем по происхождению, Набопаласаром (626-605 гг.). После смерти Ашшурбанипала, ему удалось без проблем установить свою власть в Вавилоне в 626 г. После этого он объединился с царём Мидии Киаксаром и разработал план окончательного уничтожения Ассирии. Этот план был реализован в 612 г., когда была взята и разрушена столица Ассирии Ниневия. После этого вавилонцы и мидяне разделили сферы влияния и спокойно разошлись.

Сын Набопаласара Навуходоносор (605-561 гг.) был уже опытным военачальником и зрелым человеком, когда стал правителем Вавилона. Он стал проводить агрессивную экспансионную политику против народов, «осиротевших» после уничтожения Ассирии. Дисциплинированная и хорошо обученная армия Вавилона начала захват Сирии и восточного побережья Средиземного моря. Города, оказывавшие сопротивление, подвергались разграблению в назидание другим. Наиболее известна осада города Тир, длившаяся 13 лет. Дважды армия Вавилона брала Иерусалим, в последний раз город был сожжён, а значительная часть его населения угнана в Месопотамию (библ. «Вавилонский плен»). И хотя подпитка антивавилонских восстаний в Палестине шла из Египта, Навуходоносор так и не проведёт похода на берега Нила. Он обратится к мирной политике и начнёт значительное укрепление границ своего государства и столицы. По его приказу вокруг Вавилона будет воздвигнуто три линии стен и выкопаны широкие рвы.

Впрочем даже мощные фортификации не спасут Вавилонию, и она уже очень скоро падёт перед новыми завоевателями — персами.

war-strategy.narod.ru


Смотрите также