История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Царица жертвоприношений и фламиника Юпитера. Жертвоприношения в древнем риме


Жертвоприношения. Рим и Карфаген. Мир тесен для двоих

Жертвоприношения

…Они принесли в жертву от имени государства двести сыновей знатных родов; и еще не менее трехсот принесли себя в жертву добровольно.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Свою религию карфагеняне привезли вместе со всем скарбом из Финикии. Их боги были суровы, а некоторые и весьма жестоки.

Верховным богом Тира (соответственно, и Карфагена) являлся Мелькарт. Он покровительствовал мореплаванию и финикийской колонизации. Мелькарт очень любил подвиги; его часто изображали борющимся со зверями или чудовищами – потому греки отождествляли Мелькарта с Гераклом. Часто одеждой воинственного бога служила львиная шкура.

Богиню Тиннит (Танит) почитали во многих финикийских городах, но ее культ стоял на втором плане – после богини Астарты, и лишь в Карфагене Тиннит пользовалась особым почетом. Богиня-дева, предстающая в образе луны, повелевала небом, управляла ветром и дождем, была покровительницей плодородия и деторождения. Символом Тиннит считался голубь; она изображалась в виде крылатой женщины с лунным диском в руках, прижатых к груди. В качестве средства передвижения богиня использовала льва.

К человеческим жертвоприношениям Тиннит имеет лишь косвенное отношение, поскольку часто изображалась в паре с богом Баал-Хаммоном, и принято считать их супружеской четой. Даже обязанности у них были схожие: муж Тиннит – бог солнца – отвечал за плодородие земли и мужскую силу человека. Баал-Хаммон изображался в виде могучего старца с посохом в руке, наконечником которого был колос или сосновая шишка – символы бессмертия и мужской плодовитости. Греки отождествляли Баал-Хаммона с Сатурном.

Именно с мужем Тиннит – этим благочестивым старцем – и связана самая жестокая и бесчеловечная страница истории Карфагена. Дело в том, что Баал-Хаммону требовались человеческие жертвы, причем бог был гурманом – его аппетит могли удовлетворить только сыновья из самых знатных карфагенских семейств.

Какой родитель желает отдать собственного ребенка на публичное сожжение в печи Баал-Хаммона, если он не закоренелый фанатик? Хитрые карфагеняне нашли выход: они тайком покупали детей рабов и выращивали их для этой цели. Когда приходило время великой жертвы, карфагеняне с радостными лицами отдавали «своих» детей на съедение богу. (Радоваться полагалось не оттого, что обманули бога, но сам процесс удовлетворения жестокой похоти Баал-Хаммона считался событием праздничным.)

Жертвоприношение совершалось следующим образом (по Диодору): «У карфагенян была медная статуя Сатурна, протягивающая вперед ладони рук, наклоненные к земле так, чтобы мальчик, которого на них клали с целью жертвоприношения, соскользнул и упал прямо в глубокую огненную печь».

В конце IV века до н. э. на Карфаген разом обрушились многие несчастья. В частности, в 309 году до н. э. карфагенское войско потерпело страшное поражение под стенами Сиракуз на Сицилии. Удача настолько окрылила сиракузского тирана Агафокла, что он перенес войну на африканскую землю. Ему удалось захватить Тунет – крупный город, подвластный Карфагену. Пунийцы спешно набрали новую армию и под руководством военачальников Бомилькара и Ганнона отправили навстречу грекам. И это карфагенское войско Агафокл разбил; Ганнон погиб. Узнав о бедах карфагенян, восстали подвластные им нумидийцы.

Мятеж нумидийцев удалось подавить, но следующая неприятность пунийцев ожидала на улицах самого Карфагена. В 308 году до н. э. Бомилькар решил захватить власть в свои руки: повсюду шли уличные бои, началась страшная паника, ибо карфагеняне решили, что в город ворвались греки Агафокла.

В таких обстоятельствах вполне естественной была мысль, что на Карфаген обрушился гнев богов. О том, что жертвоприношения Баал-Хаммону были не совсем должного качества, знало слишком много людей, а потому причину недовольства особо почитаемого бога нашли скоро. «И когда был проведен строгий розыск, то среди предназначенных в жертву были найдены дети, специально подмененные и поставленные на место других, – сообщает Диодор Сицилийский. – Взвешивая все это в уме и видя теперь врага, стоящего у их стен, они были охвачены таким приступом суеверия, как будто полностью отвергли религию своих предков. Чтобы незамедлительно исправить свое упущение, они принесли в жертву от имени государства двести сыновей знатных родов; и еще не менее трехсот принесли себя в жертву добровольно».

После такого жертвоприношения жизнь Карфагена начала налаживаться. Мятеж Бомилькара подавили, а его самого предали жестокой казни. Сицилийского тирана Агафокла не только выбросили из Африки, но и принудили заплатить большую контрибуцию.

Некоторые исследователи утверждают: поскольку история пишется победителями, римляне намеренно пытались очернить Карфаген, возводя на него небылицы. Дикий обряд прибавил немало дурной славы Карфагену и являлся одним из оправданий для римлян, стерших город с лица земли.

Однако в новейшее время археологи обнаружили в подвалах храма богини Тиннит большое количество керамических сосудов с прахом младенцев. Такие же погребальные урны во множестве найдены при раскопках других пунийских городов. Впрочем, то были «дела давно минувших дней»: во времена Пунических войн ни один античный автор не упоминает о человеческих жертвоприношениях у карфагенян – они, как и остальные народы, перешли на животных. А вот сами римляне, изо всех сил старавшиеся опорочить заклятого врага, гораздо позже карфагенян отказались от страшных жертв. Источники показывают, что в трудные времена римляне пытались добиться благосклонности богов изуверским способом. Один случай описывает Тит Ливий.

В 216 году до н. э. римляне потерпели поражение при Каннах. В дополнение к этому несчастью сразу две весталки, Отилия и Флорония, были уличены в блуде – последнее событие для богобоязненных римлян было едва ли не страшнее поражения в битве с Ганнибалом. Одна весталка покончила с собой, а вторую, по традиции, живой закопали в землю около Коллинских ворот.

«Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец таким бедствиям; пока что, повинуясь указаниям Книг, принесли необычные жертвы; также галла и его соплеменницу, а еще грека и гречанку закопали живыми на Бычьем рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже проводились человеческие жертвоприношения, совершенно чуждые римским священнодействиям».

Ливий, пытаясь оправдать римлян, скромно пишет о необычности жертвы, чуждости ее римским священнодействиям. Но из цитаты видно, что подобная практика была не такой уж и редкостью, если на Бычьем рынке существовало даже определенное место для обряда. И конечно, ни религия, ни законы не запрещали такие жертвоприношения. Более того, римляне действовали по указанию Священных книг. Несколько ранее, во время тяжелой войны с галлами (225–222 годы до н. э.), римляне подобным же образом пытались умилостивить богов.

Другой автор, Плутарх, также пытается смягчить недостойные деяния римлян:

«Обычно избегающие всего варварского и чужестранного и в своих суждениях о богах следующие насколько это возможно, греческой умеренности римляне тут, когда вспыхнула эта война, вынуждены были покориться неким прорицаниям в Сивиллиных книгах и на Бычьем рынке зарыли живьем в землю двоих греков – мужчину и женщину – и двоих галлов – тоже мужчину и женщину; по этой причине и до сих пор совершаются в ноябре тайные священнодействия, видеть которые грекам и галлам воспрещено».

А вот свидетельство Орозия о подобном мероприятии:

«В третий год (227 год до н. э.) могущественные понтифики нечестивыми жертвоприношениями бессовестным образом обагрили кровью несчастный город; ибо ведь децемвиры, следуя обычаю древнего суеверия, на Бычьем рынке погребли живыми галльского мужа и галльскую женщину вместе с гречанкой. Однако то магическое действо имело обратный результат, ибо те ужасные убийства чужеземцев, которые были совершены, римляне очистили от скверны позорной гибелью своих (воинов)».

О человеческих жертвоприношениях на Бычьем рынке сообщает и Плиний Старший. Но такого рода жертвоприношения римлян более известны нам в другой форме. В 264 году до н. э. Децим Юний Брут впервые устраивает гладиаторские игры в память о своем умершем отце. На Бычьем рынке было выставлено три пары бойцов, одновременно сражавшихся друг против друга.

Что есть битва гладиаторов – театр, спорт или самое настоящее человеческое жертвоприношение? Гладиаторский бой, устроенный Брутом, был призван умиротворить дух богов. Именно как погребальная жертва, заимствованная у этрусков, гладиаторские бои будут еще долгое время проходить в честь умерших. И не случайно первый бой состоялся именно на Бычьем рынке, который, согласно сведениям античных авторов, и был местом принесения людей в жертву.

Позже пролитие на арене крови гладиаторов станет любимым зрелищем римлян. Индустрия жестокого развлечения развивалась и требовала новых, необычных грандиозных жертв. Кровавые жернова уничтожат сотни тысяч жизней на потеху толпе. Накануне спуска воды из Фуцинского озера в 52 году Клавдий устроил навмахию (морскую битву), в которой участвовало 19 тысяч гладиаторов на 100 кораблях, разделенных на два враждебных флота: «сицилийский» и «родосский». И это только один бой!..

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

30. Многочисленность римских богов и богинь.

Боги называются pater, mater, смысл патриархально-нравственный; они слкедуют парами и есть между ними брак, но большинство из них бездетны. По индигитаментам, богинь было больше, чем богов. Со времени Нумы боги в Риме делились на классы и порядки. По Варрону, различаются боги высшие и низшие, известные (древние, боги индигитаментов) и неизвестные (новые, полубоги, или герои), и боги избранные (особо почитаемые). Упоминаются 12 главнейших богов.

По внутреннему значению боги могут быть поделены на богов неба и земли.

Янус и Юпитер, Юнона (жена Юпитера) – женская сила неба и небесного пространства, богиня рождения, покровит. Женщин и брачной жизни, жена главного царя и защитница цариц. Диана – богиня плодородия и охоты, Mater Matuta – богиня весеннего и летнего солнца, и самой весны. Марс (бог войны) и Квирин (отождествляется с обоженным Ромулом), Анна Перенна (обновление природы). Фаун и Фауна (добрый и добрая). Сильван (владыка лесов и садов, животных и стадов). Майя (богиня рождения и покровительница брака, чародества и пророчества). Кармента (оживление жизненных сил) и Ферония (жизнь, покровит. Мореплавания). Либер и Либера – освободители от бед зимы, животворящая сила и радость, позднее они отождествлялись с Дионисом и Персепоной. Известны боги огня – Вулкан (греч. Гермес) – владыка пожаров и избавитель от них, праздник в честь него соверш. В августе. Веста (греч. Гестия) – олиц. Домашний огонь или семейный очаг, позже стала покровительницей курий, города и всего государства. Наравне с Юпитером и Янусом.

Бог моря – Нептун. А также: богиня Салация (море, сол. Вода), Венилия (бури и ветры), Фонтус (реки и источники), Ютурна (жена Януса), Эгерия, Тиберин.

Боги земли: Теллум и Теллус (земля,или земной шар), Церера (земля-мать, плодородие).

Подземный бог – Оркус Также: Мана.

31. Жертвоприношения, молитвы, религиозные обряды древних римлян.

Первоначально у римлян не было храмов для жертвоприношений и богослужений. Местами для них служили возвышенности, рощи, луга, верховья источников. Долго не было и изображения богов. Их символами в природе были животные, деревья, камни. При Нуме стали создаваться храмы, где стали совершаться жертвоприношения. Там же стояло изображение бога, которому посвящен храм.

Молитвы и очищения, жертвы и возлияния богам повсюду сопровождали римлянина. Молящийся приближался к идолу с покрытой головой и коленопреклоненный, обнимал его руки и целовал. В торжественных случаях молитвы читались самим жрецом. Жертвы были как у греков, к ним римлянин приступал с венком на голове и в белой одежде. Были жертвы человеческие, они были оставлены, но редко к ним все же прибегали, даже в эпоху императоров. Волосы животных жертв обычно бросали в огонь, при тихом чтении молитв, а затем жертва закалывалась. Кровью окропляли алтарь, части мяса для богов сжигались на алтаре, а затем был пир. Жертвоприношение совершалось строго по схеме, нельзя было чего-то упустить.

Более всего у римлян был развито стремление знать волю богов. Ее усматривали и в явлениях неба, и в полете птиц, и в гадании на внутренностях животных, и в словах оракулов. Аугуры – класс жречества, следили за волей богов.

Употреблялись заклинания, наговоры, очень строго произносились слова, с определенной интонацией.

Была развита жреческая иерархия. Жречество – учреждение обще-гос. жизни. Жрецами были фламины. Назывались по именам богов, которым служили. Главные – фламины Рима, Юпитера, Марса и Квирина. Жертву Янусу в древности приносил сам царь. Вторая группа – аугуры. Третья – коллегии, или союзы-братства, следили за особенными торжественными обрядами известным богам.Во главе всех жреческих классов стояли понтифексы (сначала их 5, потом-16), следили за общим ходом богослужения, устанавливали праздничные дни, составляли календарь.

Вместе с иноземными богами появились новые культы: греческие, элевсинские и дионисовы мистерии, мистерии Митры, обряды в честь Цибелы, культ египетских богов и т.п.

studfiles.net

Человеческие жертвоприношения у древних культур. ТОП-10

Почти каждого из нас «передёргивает» при мысли, что можно принести в жертву человека для ублажения богов. Современное общество связывает фразу «человеческое жертвоприношение» с жестокими, демоническими, или сатанинскими ритуалами. Однако, у народов, которые в древние времена считались цивилизованными, богатыми, и образованными человеческие жертвоприношения считались вполне нормальным явлением. Ритуалы принимали разные формы от гуманных — глоток яда, до жестоких, сожжение или захоронение заживо. Ниже представлен список 10 древних культур, практиковавших человеческие жертвоприношения в ритуальных целях.

Карфагенские жертвоприношения

Карфагенская цивилизация парадоксальна в том, что она была одной из самых богатых и могущественных представителей древнего мира, но, несмотря на это, карфагеняне приносили в жертву младенцев. Многие историки считают, что, таким образом, общество пыталось получить благосклонность богов, а также управляло ростом населения. Ещё бытует мнение, что состоятельные карфагенские родители приносили в жертву младенцев специально, чтобы сохранить своё богатство.

По оценкам, в период от 800 до н. э. до 146 г. до н. э. приблизительно 20 000 детей были принесены в жертву.

Израильтянские жертвоприношения

Многие учёные твёрдо убеждены, что древние израильтяне выполняли «всесожжение детей» во имя древнего Ханаанского Бога, по имени Молох. Но не все древние израильтяне практиковали этот ужасный ритуал — специалисты считают, что его использовал один израильтянский культ, который посвятили свою жизнь поклонению Молоху.

Этрусские жертвоприношения

Цивилизация Этрусков населяла территорию, которая сейчас более известна как современная Тоскана. Занимались в основном фермерством и торговлей с Грецией и Карфагеном.

В течение многих лет, учёные не желали смириться с тем, что этруски не использовали человеческих жертвоприношений. Но когда археологи из миланского университета обнаружили важные улики в Тарквинии, Италия, было убедительно доказано, что Этруски действительно, приносили в жертву людей. Археологи нашли несколько человеческих останков взрослых и детей, принесённых в жертву, из низкого социального статуса. Помимо человеческих останков, археологи также обнаружили священное здание и каменный алтарь.

жертвоприношения династии Шан

Практика человеческих жертвоприношений была очень распространена в Древнем Китае, особенно в период правления династии Шан — первой китайской династии о которой есть письменные записи. Цель жертвоприношений была двоякая: политический контроль и религиозные взгляды.

Эксперты считают, что существовало три типа человеческих жертвоприношений, применявшихся в государстве Шан.

Кельтские жертвоприношения

Кельты также использовали человеческие жертвоприношения. Есть письменные труды римских и греческих историков, ирландские тексты, написанные во времена средневековья, и последние археологические находки, доказывающие существование жуткого ритуала. Страбон, греческий географ и философ, описал кельтский ритуал жертвоприношения, в своей книге «география».

Гавайские жертвоприношения

Древние Гавайцы верили, что, принося в жертву людей, они могут получить склонность бога Ку — бога войны и обороны, и добиться побед в своих воинах. Жертвоприношения проводились в храмах, называемых Хейо. Для своих ритуалов гавайцы использовали пленников, особенно вождей других племён. Тела принесённых в жертву людей они готовили или съедали сырыми.

Жертвоприношения жителей Месопотамии

В Месопотамии практиковали человеческие жертвоприношения как часть похоронных ритуалов королевских и «элитных» семей. Дворцовых слуг, воинов и т. д. приносили в жертву, для того чтобы после смерти хозяев, они продолжали служить им в загробном мире.

В течение многих лет, эксперты считали, что жертв убивали при помощи яда. Однако новые исследования показали, что их смерти были гораздо более жестокими.

Жертвоприношения Ацтеков

Ацтеки приносили человеческие жертвы для того, чтобы удержать солнце от смерти. Ацтеки сильно верили, что человеческая кровь была «священная» и что Бог солнца Уицилопочтли, ею питался.

Жертвоприношения ацтеков были жестоки и ужасными. В качестве жертв они использовали людей из других племён, которые были захвачены во время войны в плен, или добровольцев.

Египетские жертвоприношения

Многие Египтологи считают, что древние египтяне использовали человеческие жертвоприношения в целях схожими с жителями Месопотамии. Слуг фараонов или других ключевых фигур в основном хоронили заживо вместе с их инструментами, чтобы те продолжали служить фараону в загробной жизни.

Однако человеческие жертвы в конце концов были поэтапно отменены и заменены символическими человеческими фигурками.

Жертвоприношения инков

Инки прибегали к человеческим жертвоприношениям богам, в частности, предлагая своих детей, как способ предотвращения стихийных бедствий. Империя инков была отягощена множеством природных катаклизмов, в том числе вулканическими извержениями, землетрясениями и наводнениями. Инки верили, что природными катастрофами управляли боги, и чтобы заслужить их благосклонность нужно приносить им жертвы.

Хотя большинство жертв были пленники или заключённые, существовали дети, которые были воспитаны исключительно для ритуальных целей – принесения в жертву богам. Инки твёрдо верили, что в загробной жизни, эти дети будут жить лучше, и счастливей. Кроме того, будущие жертвы получали отличную пищу, в их честь устраивали праздники, и даже встречи с императором.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Царица жертвоприношений и фламиника Юпитера

Царица жертвоприношений и фламиника Юпитера

Приносить жертвы могли также еще две жрицы: фламиника Юпитера и regina sacrorum. Их статус резко отличался от статуса весталок: они были жрицами в составе супружеской четы. Их супруги — фламин Юпитера и rex sacrorum соответственно — были непременно патрициями и могли исполнять жреческие обязанности, только состоя в браке. После смерти жены фламин Юпитера должен был оставлять свой пост, разводиться ему, как правило, тоже не дозволялось. Плутарх прибавляет к этому{529}, что существует длинный список церемоний, которые фламин может совершать не иначе как в присутствии супруги. Чета фламинов была нераздельной парой и жреческие функции исполняла именно в этом качестве; посему надо полагать, что жреческая власть фламиники была прямым следствием такого союза.

О «царице жертвоприношений» известно довольно мало, но мы знаем, что на календы (первый день каждого месяца) она приносила в жертву Юноне свинью или овечку, а значит, участвовала в заклании.

На статусе flaminica Dialis интересно остановиться поподробнее: ведь другие фламиники (супруги фламинов Квирина и Марса) упоминаются очень редко. Можно ли предположить, что и те участвовали в подобных обрядах? Наряд фламиники включает некоторые обязательные предметы: фламмей (покрывало новобрачной), обувь из кожи жертвенного животного, тутул — особую прическу в виде высокого шиньона, подвязанного священными лентами, к которой во время принесения жертвы привязывали ветку граната{530}. Эти особенности трактуют как знак того, что фламиника символизирует не действительное, а потенциальное плодородие. Так же предлагается понимать и некоторые элементы обряда конфарреации{531} (бракосочетания фламинов), а именно: будущие супруги садились в приставленные друг к другу кресла, покрытые шкурой жертвенного агнца; обряд совершал великий понтифик при свидетелях, олицетворявших участие в нем разных слоев общества, чем удостоверялись обязательства супругов перед всем городом; самое главное — они делили священный хлеб, что, как и всякая совместная трапеза, было символом союза, но в данном случае речь идет о совершенно особом продукте: полбе (far), том самом злаке, из которого весталки делали соленую муку (mola salsa). Во фламины Юпитера можно было «взять» только мужчину, сочетавшегося браком по обряду конфарреации, из-за чего их бывало трудно подобрать{532}. Юридические требования к этому древнему обычаю брака — передачи под власть мужа (manus) — были таковы, что их пришлось смягчить, ограничив одной лишь религиозной областью.

Не будем задерживаться на многочисленных предписаниях и запретах, касавшихся фламиники и четы фламинов — например, на требованиях к их ложу, ножки которого должны были быть слегка обмазаны грязью в знак укорененности фламинов в Риме (фламин не мог и отлучаться от своего ложа больше чем на три ночи). Но факт, что фламиника должна была сама ткать ритуальное облачение своего супруга («лену»), к покрою, материалу и способу изготовления которой предъявлялись строгие требования, — не просто напоминание об идеале женщины — пряхи и ткачихи: только рука супруги может прикасаться к одежде фламина, как только он один может ложиться на супружеское ложе; чье-либо иное прикосновение оскверняет ее. В определенные периоды года вводились различные табу, связанные с запретом на бракосочетание и с поведением фламиники: в некоторые дни марта{533} и июня{534} она должна была ходить с распущенными волосами, а в мае — носить траур{535}. Возвращаясь к жертвоприношениям, скажем, что фламиника носила такой же жертвенный нож, как весталки, и некоторые жертвы приносила вместе с мужем. Кроме того, она должна была приносить в жертву Юпитеру барана по базарным дням (нундинам — «каждый девятый день»){536}, подражая служению фламина и дополняя его — фламин приносил в жертву овна каждые иды.

Таким образом, активная роль этих жриц, которая дополняла служение их мужей, бывших в числе почетнейших жрецов Рима, была весьма значительна: их жертвы приносились божествам, ведавшим ходом времени. Но за рамки общих ограничений на участие в жертвоприношениях они были выведены, возможно, именно благодаря единству их брачной четы, олицетворявшей чету идеальную, чистота которой служит залогом действенности обряда.

Эти случаи были далеко не единственными исключениями из правил. Право приносить жертвы имели и другие жрицы, хотя мы и не можем точно понять почему. Таковы были салийские девы, о которых известно очень мало. Они носили «апекс» (остроконечный колпак) и воинский плащ салиев — жрецов, приносивших жертвы при начале и окончании войны. Салийские девы, будучи женской частью этой корпорации, приносили жертвы в древнем царском дворце (вероятно, Регии). Совершали жертвоприношения и некоторые жрицы культов иноземного происхождения, прижившихся в Риме: Цереры на Авентине, Кибелы и Исиды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Жертвоприношение у индейцев. Жертвоприношения майя и ацтеков. Жертвоприношение – обряд, ритуал или праздник?!

Центральноамериканские цивилизации - единственные ныне известные цивилизации в мире, религия, которых поощряла жертвоприношение и принесение в дар богам жизней винновых и невинных. В Европе и Азии тоже были культуры, массово практиковавшие ритуальные убийства, но до Мезоамериканских цивилизаций им было далеко. Жертвоприношения майя носили не эстетический и не садистский характер, это была вынужденная мера и религиозная практика. Да и осуществлялись эти человеческие жертвоприношения не ради эстетического наслаждения.

Безжалостное убийство людей, кровавое и жестокое жертвоприношение людей, у европейцев и азиатов в свою очередь не было религиозным культом, не видели европейцы и смысла каким-либо образом запечатлеть эти события своей истории. Сохранились немногочисленные записи, с трудом дотягивающие до исторически достоверных. Индейские же обряды, в частности жертвоприношения ацтеков, хоть и не являлись праздником для местных жителей, однако, регулярно изображались, как на стелах, гравюрах и посуде, так и в записях, причем очень детально. В историческом аспекте нельзя ассоциировать обряды жертвования только с цивилизациями Нового Света или Америки, но и ставить их на один уровень также не стоит. Это были разные обычаи, культуры и традиции со своим подтекстом и идеологией.

Жертвоприношение – кровавый, но необходимый обряд.

По мнению уважаемого исследователя первобытной культуры и древних цивилизаций Эдварда Тейлора, жертвоприношение, как некий обязательный ритуал,  берёт начало в идентичной анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва богам есть способ общения и сближения с ними, жертвоприношение есть приношение даров божеству с целью установления взаимопонимания.

Жертвоприношения древнего мира

Однако кровавое и во всех смыслах ужасное жертвоприношение чуждое современному человеку - в древности явление столь же понятное, сколь и  молитва. Со временем отношение людей к этому обряду изменялось, как к церемонии, так и по отношению к лежащим в его основе мотивам. И конечно, практика жертвования именно человеческой жизни в наше время встречается весьма редко и что главное не легализована ни в одной стране мира.

Краеугольным камнем в этом вопросе для европейцев является разве что ветхозаветная история Иакова, изъявившего готовность принести в жертву Богу сына. Впрочем, в Ветхом Завете жертвоприношение встречается чаще, чем один раз. Так, царь народа моавитян, увидев, что поражение уже близко, принес в жертву на городской стене своего старшего и любимого сына. В Библии также говориться, что Яхве требует, чтобы все первенцы Израиля посвящались ему. Чем не жертвоприношение?! По мнению целого ряда исследователей и ученых, это означает, что когда-то в древности этих первенцев действительно приносили в жертву Богу. Другие полагают, что речь здесь идет скорее о духовном жертвовании, нежели о физическом акте уничтожения жизни. Однако, сути это не меняет. Жертвоприношение духовное или физическое остается жертвованием.  

Вообще, древние народы частенько приносили в жертву именно детей, используя, как их физическую и умственную беспомощность, так и чистоту их разума и тела. Жертвоприношение детей служило своеобразной разменной монетой в отношениях с богами. Когда в племени инков заболевал Царь, в жертву для его излечения приносился один из его сыновей, предположительно самый младший. Другие народы, правда, в этих целях (для жертвоприношения) чаще использовали военнопленных или преступников, так поступали, например, греки. Схожим образом действовали и племена, жившие на территории Европы задолго до рождения Христа. Жертвоприношение для них являлось нормой, однако, убить собственного ребенка или неповинного человека европейцы не решались, поэтому закупали рабов и приносили их жизни в дар богам.  

К слову, практика покупки людей для их дальнейшего жертвоприношения сложилась задолго до появления христианства; корни она берет еще в языческой вере. Современному человеку куда проще принять тот факт, что языческие жертвоприношения существовали, закрыв глаза на крестовый поход, во время которого в жертву религии было принесено неисчислимое число жизней. Однако, сейчас не об этом. Да, языческая вера была жестокой и многие боги, согласно верованиям древних народов, требовали подношений в виде человеческих жизней. Ярким примером жертвоприношения, бесцеремонного отношения к человеческой жизни, является Карфаген  264-146 годов до нашей эры. Во время Пунических войн Карфагеняне, терпевшие поражение за поражением, приписывали свои неудачи богам, точнее ссылались на божественный гнев. Гнев по предположению местных жрецов был не случаен. Карфаген в начале своей истории славился принесением невинных в жертву богу Кронусу, Но впоследствии от практики жертвоприношения дев, ни в чем неповинных юношей и детей Карфагеняне отказались.  Что в результате вылилось в божественное недовольство и поражения на военном фронте.  Древними правителями государства было принято решение нормализовать ситуацию, в результате чего было совершено жертвоприношение двухсот детей из знатных семей в угоду кровавому божеству.  Схожим образом поступили и спартанцы, практиковавшие жертвоприношения в начале своей истории, отказавшиеся со временем, а затем вновь взявшиеся за старое кровавое дело.

Жертвоприношения индейцев

Особого внимания заслуживает жертвоприношение жизней, жестокие ритуальные убийства, связанное с войной. Подобная кровавая практика (жертвоприношение во время войны) была особенно распространена среди племен индейцев Южной, Центральной и Северной Америки. Приносили людей в жертву богу войны индейцы ирокезы, произнося при этом молитву. С молитвой жертвоприношение проходило и у ацтекских племен: Во время войны они обращались с молитвой к Тецкатлипоке. К слову, для индейцев жертвоприношение было не просто вынужденной мерой для усмирения гнева богов и получения благословения, это была часть жизни, причем, как религиозной, так и социальной. Жертвоприношение для древних ольмеков, тольтеков или майя – это праздник на центральной площади, посмотреть и принять участие в котором приходили все без исключения жители города и окрестных деревень.

Майя и жертвоприношения, прославляющие богов.

Правитель майя, созывая воинов своего племени на битву, делал надрезы на теле и посвящал капли своей крови богам. Его жена также отдавала жертву своей плотью, чтобы снискать милость божеств. Но на этом жертвоприношения майя далеко не заканчиваются. В случаях, когда битва завершалась победой, боги жаждали крови побеждённых. Захваченные враги в обязательном порядке подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались мучительной смертью.

На самом деле индейцы не были такими уж кровожадными, как может показаться. Жертвоприношения майя являлись вынужденной мерой. Майянцы не злоупотребляли кровавыми обрядами, в отличие от ацтеков, которые действительно наслаждались обрядом жертвования по полной программе. Большинство жертв во время жертвоприношения майя  – это знатные военнопленные и, как правило, в честь победы за раз в жертву приносили не более трех человек. Жертвоприношения майя не проходили в таких масштабах, как это представлено, например, в фильме Апокалипсис Мела Гибсона, однако, частица правды присутствует даже в этой художественной картине. В фильме довольно-таки детально и правдиво показывается сам процесс жертвоприношения майя, да и вообще повседневная жизнь индейцев.

Однако, даже если майя не жертвовали людей в таких объемах, как это принято считать, они все равно очень и очень часто воевали, точнее будет сказать, что на протяжении всего существования цивилизации майя рубка там шла такая, что феодальная Европа бы захлебнулась в образовавшейся луже крови. Со временем практика жертвоприношений майя лишь расширилась, произошло это в постклассический период, и связано в первую очередь со значительным влиянием центрально-мексиканских народов. Жертвоприношения майя живописно описывались художниками, бурно проходили и отчаянно ждались. К сожалению, а может и к счастью на сегодняшний день практически не сохранилось свидетельств и фактов, описывающих, как именно происходили жертвоприношения майя, исследователям приходится предполагать и догадываться, опираясь на имеющиеся крупицы информации. У испанских хронистов и в записях конкистадоров есть описания, но это уж совсем позднее время, да и описаны они через призму христианской веры, что искажает истинную картину.

Жертвоприношения майя

Возвращаясь к самим жертвоприношениям майя. Смертью кончалась для пленников и ритуальная игра в мяч. Подобно римским гладиаторам на арене, пленники вели на больших полях борьбу не на жизнь, а на смерть. Кровь вообще была неотъемлемой частью не только жертвоприношений майя, но и многих других ритуалов майянцев, однако существовал и бескровный способ принесения жертв. В развалинах некогда величественного города Чичен-Ица, располагавшегося на полуострове Юкатан, находится так называемый "Священный Колодец", сенот. К жертвоприношениям майя в этом городе был особый подход. У индейцев Чичен-Ицы был обычай бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи. Колодец этот идеально сохранился до нашего времени, но сам город давно заброшен и разрушен.

Конечно, жертвоприношения майя проистекают из религиозных воззрений. С течением времени оформилось некоторые обряды, проведение которых требовало людских жертв. Это вовсе не значит, что все подряд обращения к богам заканчивались тем, что кого-нибудь да отправляли на тот свет. И ещё, жертвоприношения майя военнопленных, составлявшие значительную часть всех жертв, часто носили не религиозный, а, скорее, политический характер и даже социальный характер. Нужно же было как-то избавляться от представителей и преподносить урок тем, кто затеял предательство. Роль жертвоприношений майя здесь невозможно переоценить.

Принести человека в жертву с точки зрения древних майя далеко не тоже самое, что простое смертоубийство, тем более, если человек выбирался для такой цели, как умилостивить всемогущих богов. В этом случае жертвоприношение майя воспринималось, как сакральное убийство, таинство, быть причастным к которому – великая честь. Простое же убийство у майянцев каралось по всей строгости.

Жертвоприношения ацтеков и их обряды жертвования.

Поскольку для постоянного принесения жертв нужны были люди, государства-соседи нередко заключали между собой соглашение о периодическом возобновлении войны с одной целью - для захвата военнопленных. Жертвоприношения ацтеков отличались особым цинизмом. Эти индейцы многих своих пленников предварительно откармливали, а затем уже использовали их жизни и тела в качестве дара богам.

Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось “зомбирование жертв”; их убивали с помощью ножей из обсидиана, вулканического стекла. Неподалеку от места, где проводились жертвоприношения ацтеков, испанцами была обнаружена статуя бога Уицилопочтли. Тело этого бога, бога войны ацтеков, было опоясано змеем, сделанным из жемчуга и других драгоценных камней. Повернув налево от статуи, европейцы заметили, что все стены храма, где проводились жертвоприношения ацтеков, окрашены в красный, практически черный цвет. Лишь потом до них дошло, что первоначально место жертвоприношения не было окрашено в какой-либо цвет, роль краски играла кровь, литрами проливавшаяся из тел жертв.

Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, внимание испанцев привлекло большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они обнаружили, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами: это были черепа людей, убитых во время жертвоприношений ацтеков и ряда других кровавых обрядов. Один из солдат принялся их считать, но, в конце концов, сбившись, оставил это занятие.

Жертвоприношения ацтеков

Культы большинства богов у ацтеков были связаны с умерщвлением людей. Жертвоприношения ацтеков являлись не просто частью религии, они плотно переплелись с повседневной и обыденной жизнью. Так, на празднике богини земли, которую почитало племя ацтеков, плодородия, сексуальных грехов и покаяния, которую почитало племя ацтеков, в жертву приносили девушку, из кожи которой затем изготовляли куртку для жреца. Но и это далеко не апогей жертвоприношений ацтеков:  особым шиком отличался обряд весеннего жертвования в честь великого бога Тецкатлипоки. Во время этого жертвоприношения ацтеков в жертву богу заранее выбирали самого красивого из пленников, без каких-либо физических изъянов. Такой избранник считался воплощением божества на земле, а в его честь назначался праздник жертвоприношения, причем жертвовались его соратники, друзья и возможно родственники, также захваченные в плен. Его в течение года окружали роскошью и почестями, исполняли все его прихоти и капризы, кормили вкуснейшей едой, одевали в лучшие и самые дорогие одежды. Но, естественно, при этом строго присматривали за ним, чтобы тот не сбежал. Также избраннику награждался четырьмя женами-служанками. Но рано или поздно наступало время для жертвоприношения ацтеков: божественного пленника вели к храму, клали его грудью вверх и вырывали сердце у еще живого человека.

В качестве могли использоваться не только военнопленные. В испанских хрониках отмечено, что мексиканские правители могли покупать рабов вместо пленных. Такие жертвоприношения ацтеков считались менее эффективными. Однако, если во время войны не находилось достойных пленников, покупка рабов становилась необходимой мерой. Рабов для общих жертвоприношений ацтеков покупали и на Юкатане. Некоторые семьи только и существовали что за счет продажи детей для жертвоприношения ацтеков или попросту в рабство. Такая практика использовалась не только в Мезоамерики, но и в Азии, Африке и даже в Европе.

Человеческие жертвоприношения в “Старом Свете”, Африке и Азии.

Также предметом приношения богу солнца Амону-Ра становились пленники в Древнем Египте. После возвращения из многочисленных военных походов высокопоставленных пленников вешали зачастую напротив стен храмов. Человеческие жертвоприношения в Египте не могут похвастаться такой жестокостью, как в древней Америке, но там тоже убивали людей палицей на глазах у тысяч людей.

Очевидно, в древности редкий народ не прибегал к человеческим жертвоприношениям в военное время и при исполнении ритуалов погребения. Так поступали и древние славяне. Скифские племена добивали раненых бойцов и взгромождали их тела на укрепления для устрашения богов. Не совсем то, что понимают под словами человеческие жертвоприношения, однако, это в любом случае является жертвованием жизни, путь и не таким явным.

В  древней России также практиковались человеческие жертвоприношения, в частности публичные казни, такие как колесование, четвертование и сажание на кол. Последний способ человеческого жертвоприношения отличается особой жестокостью, поскольку жертва не умирала сразу,  а мучилась еще на протяжении нескольких дней.

Широко практиковались человеческие жертвоприношения у древних кельтов; отчасти это было связано с обрядом гадания. Использовалось жертвование жизни и в Индии, где людей убивали ради бога Шивы. Да и вообще человеческое жертвоприношение практиковалось в большинстве регионов мира, где-то в древности, где-то относительно недавно, каких-то пару сотен лет назад.

Жертвоприношение людей и человеческих жизней.

С жертвованием связано множество заблуждений. Так, многие современные историки ошибочно полагают, что в древнем мире жертвоприношение людей носило единичный характер, однако существует множество фактов, опровергающих это высказывание, и доказывающие, что жертвоприношение животных и людских жизней массово практиковалось, как у греков, так и у римлян. Хотя в некоторых античных культах, например, ликейского Зевса, жертвоприношение людей было основано на убеждении в том, что боги испытывают наслаждение, употребляя человеческую плоть. В большинстве же случаев жертвоприношений людей жертва приносилась из "идеологических" соображений, дабы выказать богу покорность и отвратить его гнев от всего народа.

Обряд жертвоприношения

По одному из древних законов Ромула богом преподносили в качестве дара преступников, виновных в измене. Жертвоприношение людей – преступников осуществлялось на центральной площади города скорее в назидательных целях, нежели, чтобы удовлетворить божественную нужду. Ритуальные жертвоприношения детей в Риме совершались на протяжении очень долго времени.  К счастью в период правления Юлия Брута и после него младенцев догадались поменять на головки мака или чеснока. В римской республике даже существовал специальный день жертвоприношений людей – “День Агейских жертвоприношений”, во время которого в Тибре топили мужчин старше шестидесяти лет.

В Греции обряд жертвоприношения практиковался в ахейские времена. Все знают миф о минотавре, которому приносили в жертву людей. А с чего это вдруг, спрашивается, такой миф появился? В реальности на Крите приносили жертвы богам стихий, а не минотавру. Такой ритуал жертвоприношения впоследствии переняла ахейская Греция, справедливости ради, стоит отметить, что здесь возможно отражен лишь обряд инициации. Эпизодические жертвоприношение людей  жизней совершались в Греции вплоть до 4 века до нашей эры.

Широко известный факт, что у многих народов мира при погребении знати и царей вместе с ними в могиле хоронили и людей, убитых или покончивших с собой, специально для сопровождения умершего в ином мире. Были подобные жертвоприношения и у славян. Южные и западные славяне при погребении знатных людей убивали коня, а иногда раба и даже жену погибшего или убитого на поле брани. В свое время при раскопках и Южной Месопотамии в подземном склепе, принадлежавшем знатной женщине по имени Пуаби были обнаружены воины охраны и служанки (рабыни) с музыкальными инструментами в руках. Это, конечно же, не жертвоприношение богам, но в своем роде является жертвованием, причем зачастую добровольным. Так ни на одной из жертв в погребении Пуаби не было найдено следов насильственной смерти. Скорее всего, все погибшие добровольно приняли яд, осознавая свою важную роль в жизни правительницы на Земле и после ее смерти. 

По материалам: 2013 лунный календарь.

Опубликовано 11 Апр 2013 в категории История индейцев

Обсудить на форуме

mayax.ru

Древний Рим: olenenyok

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

Казни в Древнем Риме.

olenenyok.livejournal.com

Жертвоприношение - это... Что такое Жертвоприношение?

 Жертвоприношение Жертвоприношение

ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за полученную помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Жертвоприношение совершалось также при исполнении клятв (клятва жертвоприношения), при заключении договора, жертвоприношения умершим - при погребении или у могилы. Объектом жертвоприношения было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные жертвоприношения: у земледельцев - плоды (Жертвоприношение начатков) или приготовленные из них кушанья - каши, печенья; в культе героев - мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлиянии. При воскурениях сжигались местные (лавр и т.п.) или драгоценные восточные благовония (ладан и т.д.). Кровавыми жертвоприношениями были приносимые в жертву животные, обычно свиньи, овцы, крупный рогатый скот, а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвящались данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т.д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при жертвоприношениях подземным богам, умершим, жертвоприношения при клятвах и очищении и при жертвоприношении с целью вопрошения о будущем). При жертвоприношении пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Жертвоприношение совершалось с соблюдением строгих предписаний относительной безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшиеся при этом утвари и участников жертвоприношения (облачения, культовая чистота совершающих жертвоприношение, заповедь молчания). Если происходили нарушения, жертвоприношение следовало повторить. Жертвоприношения совершались также в форме вотивных даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья: жертвоприношение волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой жертвоприношения был также лектистерний. Традиция единичный человек. Жертвоприношения. в греко-римском мире в истории врет (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой, погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н.э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех жертвоприношений, в т.ч. и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государственным властям, рассматривали отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве жертвоприношением считалась молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; так как Христос сам принес себя в жертву, жертвоприношение усматривали позднее также в Тайной вечере.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

.

Синонимы:
  • Египетские казни
  • Жрец

Смотреть что такое "Жертвоприношение" в других словарях:

  • жертвоприношение — жертвоприношение …   Орфографический словарь-справочник

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, форма религиозного культа, принесение божеству даров, обладающих реальной или символической ценностью для жертвующего, в том числе заклание животных (иногда людей). Смысл жертвоприношения в установлении или укреплении связи… …   Современная энциклопедия

  • Жертвоприношение — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, форма религиозного культа, принесение божеству даров, обладающих реальной или символической ценностью для жертвующего, в том числе заклание животных (иногда людей). Смысл жертвоприношения в установлении или укреплении связи… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Жертвоприношение — один из наиболее древних религиозных обрядов, преследующий целью установление или укрепление связи личности или общины с духами, обожествлёнными предметами и богами путём принесения им даров, которые для жертвователей обладают реальной или… …   Исторический словарь

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, жертвоприношения, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать жертвоприношение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ», Швеция Франция Великобритания, АРГОС ФИЛЬМ С.А./ШВЕДСКИЙ КИНОИНСТИТУТ, 1986, цв., 153 мин. Философская притча. «Посвящается сыну Андрею с любовью и верой» А.Тарковский «Я хотел показать, что человек может восстановить свои… …   Энциклопедия кино

  • жертвоприношение — жертва Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. жертвоприношение сущ., кол во синонимов: 9 • гекатомба …   Словарь синонимов

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, я, ср. Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • жертвоприношение —         ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ подношение даров богам, духам природы или духам умерших, очень рано принявшее форму строго регламентированного обрядового действа. Подобные ритуалы существовали уже во времена верхнего палеолита, о чем свидетельствуют… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

dic.academic.ru