3. Архитектура Греции периода эллинизма. Архитектура древней греции эллинизм
Эллинистическая архитектура | Архитектура Древней Греции
Глава «Эллинистическая архитектура» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Расширение тематики и средств художественной выразительности наряду со снижением идейной значимости характерной для архитектуры эпохи эллинизма. Поражает размах эллинистического строительства как в отношении размеров, так и в отношении количества сооружений; в это время заново реконструированы и построены сотни новых городов (один Александр Македонский согласно преданию, основал на пути своих завоеваний 70 «Александрий»). Строительство ряда новых городов диктовалось необходимостью создания широкой сети торговых и военных опорных пунктов для освоения новых территорий и обеспечения торговых путей на эллинистическом Переднем Востоке.
Карта 3. Эллинистические монархии около 300 г. до н.э.
Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культурным центром всего эллинистического мира, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.
В области строительства новых типов сооружений эпоха эллинизма, хотя и не делает существенного вклада, за исключением библиотек, дворцов монархов и некоторых видов культовых (монументальные алтари и гробницы) и инженерных (гавани, маяки) сооружений, но приводит к существенному обновлению ранее сложившихся, особенно таких общественных зданий, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.
Искусство «эллинизированных» восточных народов, имевших древние традиции (Египет, Финикия, Сирия и др.), хотя и получило новый толчок в своем развитии, сохранило, однако, и свои выработанные веками художественные черты. Так, например, египетские храмы в эпоху Птоломеев следуют в основном типам, выработанным Новым царством, а греческие влияния получают отражение в более свободной композиции ансамбля, живописной трактовке капителей и более разнообразном чередовании колонн различных ордеров (храмы в Эдфу и Дендера и ансамбль храмов на острове Филе).
В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система:
Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются, друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же).
Коринфский «ордер» не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Олимпейон в Афинах, достроенное уже в эпоху господства римлян (рис. 1). В коринфскую капитель часто вводятся элементы восточных стилей: например египетского в Башне Ветров в Афинах или персидского в так называемом портике Быков на острове Делосе; в композицию коринфских капителей пропилей в Элевсине были введены изображения крылатых грифонов с туловищем льва. Проникание этих элементов в классическую систему греческого ордера свидетельствует об обратном влиянии восточного искусства на греческое. Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в ее верхней части (около 2/3 высоты).
1. Афины. Храм Зевса Олимпийского, II в. до н.э.
Широкое и разнообразное применение получают перистили, т. е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.
Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к ее высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах — до 1/10).
Стройность и легкость колонн сочетается со значительным расширением интерколумниев до 4 D в перистильных композициях и до 3,5 D в периптеральных. Высота капителей и антаблемента в ордерах также значительно уменьшается. Детали ордеров, особенно в перистилях, отличаются изяществом и утонченностью архитектурной проработки, сложностью очертания обломов, тонкостью профилировки и орнаментальных порезок, близкой по своему характеру к проработке деталей интерьера.
Обработка квадровой стены при помощи членения ее ордером пилястр или полуколонн получает в эллинистический период почти такое же широкое распространение, как и перистиль.
В отношении материалов и конструкций эллинистическое строительство мало чем отличается от строительства предшествующей эпохи, если не считать усовершенствования транспортных и грузоподъемных механизмов и более широкого применения разнообразных облицовочных материалов. Известны также единичные примеры клинчатых арок и цилиндрических сводов.
В прямой связи со строительством богатых жилых домов, дворцов и вилл находится развитие садово-паркового и прикладного искусств — декоративной скульптуры, резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, металлопластики, терракотовых статуэток, посуды и мебели. Особенно славилась своими обширными и великолепными парковыми ансамблями, расположенными в центре города, Александрия Египетская (Мусейон и роща Дикастериона) и Антиохия в Передней Азии с ее известным всему греческому миру парком Дафны, достигавшим 80 стадий в окружности (около 15 км). Парки эллинистических городов украшались фонтанами, бассейнами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками и т.п.
Значителен вклад эллинизма в развитие новых форм синтеза искусств в архитектурных ансамблях и в отделке интерьера жилых и общественных зданий. Эллинистические мастера более свободно сочетают скульптуру и живопись с ордерными композициями и стеной не только во фризах, фронтонах и метопах, но и в других частях зданий (цоколи, интерколумнии, базы колонн, глухие балюстрады). Большого богатства и разнообразия достигла декоративная отделка стен и полов жилых зданий живописью и цветной мозаикой со сложными орнаментальными и сюжетными изображениями.
antique.totalarch.com
3. Архитектура Греции периода эллинизма
http://arx.novosibdom.ru/node/468
Эпоха эллинизма — время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.
Культовая эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам. В этот период создается диптер — тот же прямоугольный в плане храм, что и периптер, но обнесенный не одним, а двумя рядами колонн. Самый большой из них — Олимпейон (41х108 м) — был начат еще в VI в. до н. э., активно строился в 174—173 гг. и закончен уже во II в. н. э. Он представляет собой диптер коринфского ордера с отношением колонн по фасаду 8:20. В храме Аполлона в Дидимах около Милета соотношение колонн (каждая из которых более 20 м высоты) 10:21. Эллинизм знал и храм-ротонду, то есть круглый в плане храм; например Арсинойон на Самофракии с диаметром ротонды 19м. Сложное развитие гигантской разноликой державы в эпоху эллинизма породило создание многих художественных школ в скульптуре. Они возникли на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории собственно Греции. На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ. Эпохой эллинизма условно можно назвать время после смерти Александра Македонского с 323 г. до н. э. до 31 г. до н. э. (дата знаменитого сражения при мысе Акций, где римский флот Октавиана разбил египетские суда Антония и Клеопатры), но более общепринято считать время с конца IV по I в. до н. э. Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту пору активно систематизировались знания, опыт, накопленный даже не столетиями, а тысячелетиями. Одна Александрийская библиотека насчитывала 700 000 рукописей — свитков пергамента и папирусов. Постоянные завоевания давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения в больших городах вроде Антиохии, Александрии, Пергама. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства: Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии и простоявший 1500 лет, и Колосс Родосский — бронзовое изображение бога солнца Гелиоса в 32 м высотой, исполненное учеником Лисиппа скульптором Харесом, не случайно стали называться чудом света. Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Мелос (скульптор Агесандр; 120 г. до н. э.), известная более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Мелос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики. Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный портрет, в котором вполне отчетливо стремление не столько к передаче характерных особеностей внешнего облика модели, сколько к воплощению духовного мира (например, портреты Аристотеля и Менандра). Полноправным в скульптуре стало бытовое направление, иногда натуралистического толка, характерного, например, для александрийской школы («Старик, вынимающий занозу из ноги»), иногда более лирическое, поэтичное, как, например, терракотовые статуэтки из Танагры. На смену идеалам высокой гражданственности эллинизм принес иные решения: замечательные по наблюдательности изображения детского тела («Мальчик с гусем», скульптор Боэф), сложные образы декоративной скульптуры, связанной с расцветом паркового искусства и строительством загородных вилл (изображение Нила с шестнадцатью детскими фигурками — аллегориями 16 локтей, на которые река поднимается во время разлива, неизвестный мастер). В память победы пергамского царя над галлами в Пергаме был воздвигнут алтарь Зевса, ставший одним из главных памятников пергамского акрополя (около 180 г. до н. э., создатели Дионисад, Орест, Менекрат и др.). На окаймляющем цоколь алтаря рельефном фризе длиной около 130 м и высотой в 2,3 м победа выражена символически в образах борющихся между собой богов и гигантов. Гиганты гибнут, отчаяние, страдание читается в их фигурах, но они полны благородства и величия духа. Преувеличенность эмоций, подчеркнутая динамика, грандиозность образов усиливаются благодаря сложной светотеневой моделировке. Пергамская школа оставила примеры не менее выразительной и полной драматизма круглой скульптуры. «Галл, убивающий себя и свою жену», «Умирающий галл» — в этих памятниках примечательно то, что, передавая настроение трагической обреченности, эллинистический мастер не утрирует, не окарикатуривает изображение врага, создавая его мужественным и прекрасным в последней борьбе и перед лицом смерти. Этнические черты демонстрируются всегда очень ненавязчиво. Огромной славой пользовалось найденное в XVI в. произведение периода позднего эллинизма — скульптурная группа, изображающая Лаокоона с сыновьями. Троянский жрец Лаокоон наказан покровительницей греков Афиной за то, что предостерегает беспечных троянцев от введения в город оставленного греками деревянного коня. Скульптурную группу исполнили родосские мастера Агесандр, Афинодор и Полидор в 40—25 гг. до н. э. В моделировке тел Лаокоона и его сыновей много дробности, сухости, в их позах — излишней театральности, что вообще, видимо, было характерно для родосской школы периода позднего эллинизма, те же черты дробности и одновременно гигантомании в более ранней работе — «Фариезский бык».
studfiles.net
Архитектура Древней Греции эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)
Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.
Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).
В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл. Скульптура или скульптурный рельеф используются с целью придания архитектуре большой пластической насыщенности и богатства. В ряде случаев они приобретают настолько самодовлеющее значение, что оказывают решающее влияние на композицию здания и построение его архитектурных элементов (Пергамский алтарь Зевса, башня Ветров). Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III—I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры.
Разнообразные достижения эллинистического зодчества были унаследованы Римом. Градостроительная культура, планировка городских ансамблей и форумов, театральные здания и спортивные сооружения, базилики, перистили жилых домов, вилл и дворцов, гавани и маяки, различные приемы декоративной отделки зданий и синтез искусств — все эти произведения римской архитектуры несут на себе неизгладимую печать влияния эллинистической архитектуры и искусства. Особенно сильно сказалось это влияние во времена завоевания, Греции Римом и в позднереспубликанский период, когда римская архитектура становится как бы вариантом эллинистической. Под влиянием архитектуры эллинизма в отдельных городах Великой Греции (Помпеи и др.) складываются своеобразные черты греко-римской архитектуры, где местные италийские традиции сочетаются с греческими, образующими такой же своеобразный стилистический «сплав», как и во многих восточных и южных провинциях империи Александра, где эллинистическая культура столкнулась с местной. Через посредство Рима эллинизм сыграл большую роль в формировании византийской архитектуры и через нее оказал влияние на все последующее развитие архитектуры Западной и Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.
Несмотря на невиданный размах строительства и достижения строительной техники, несмотря на богатство эллинистических городов, жилых и общественных зданий, слабые стороны эллинистической архитектуры заключались в утрате ею больших общественных идеалов, которые питали архитектуру и искусство архаического и классического периодов, а также в отказе от ограничивающих личный произвол художника закономерностей искусства, которые позволяли выразить идеалы эпохи в совершенной художественной форме.
Демократические идеи греческого классического полиса, получившие выражение в строгой и сдержанной архитектуре его общественных сооружений и ансамблей, уступили место подчеркнутой репрезентативности, богатству и величавости сооружений, воздвигаемых эллинистическими монархами и наместниками. И даже там, где эллинистическая архитектура следовала заветам классики и более ранних периодов, эти произведения нередко несут на себе печать эпигонства или холодного академизма.
В архитектуре эллинизма частым явлением стало применение различных ордерных систем, которые окончательно утратили связь с породившими их народными традициями и теми приемами композиции сооружений, с которыми они были когда-то органически связаны. B поисках остроты и разнообразия архитекторы обращаются не только к наследию предшествующего классического периода, но нередко и архаики, используя давно забытые приемы бесфризового ионического антаблемента, псевдодиптерального расположения колонн, украшения основания колонн скульптурным рельефом и др. Отдельные композиционные приемы в ордерных построениях утрачивают свою связь с породившим их конструктивным началом, таков, например, прием решения угловой опоры в периптеральных композициях в виде анта, декоративные пилястры и т.д.
Эллинистическое искусство оставило большой след в истории человеческой культуры, и самое большое его достижение заключалось в том, что этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа.
Главы подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Архитектура Греции периода эллинизма — Мегаобучалка
Период культуры эллинизма. Культура обусловлена деятельностью Александра Македонского – объединение Греции и земель государств Восточных деспотий. Архитектура эллинизма как синтез архитектуры Древней Греции (классической архитектуры) и архитектуры Восточных деспотий. Появление новых типов зданий. Строительство и реконструкция городов. Принципы использования ордера.
ОТВЕТ:
Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.
Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).
В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл. Скульптура или скульптурный рельеф используются с целью придания архитектуре большой пластической насыщенности и богатства. В ряде случаев они приобретают настолько самодовлеющее значение, что оказывают решающее влияние на композицию здания и построение его архитектурных элементов (Пергамский алтарь Зевса, башня Ветров). Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III—I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры.
Эллинистическое искусство оставило большой след в истории человеческой культуры, и самое большое его достижение заключалось в том, что этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа.
Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культурным центром всего эллинистического мира, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.
В области строительства новых типов сооружений эпоха эллинизма, хотя и не делает существенного вклада, за исключением библиотек, дворцов монархов и некоторых видов культовых (монументальные алтари и гробницы) и инженерных (гавани, маяки) сооружений, но приводит к существенному обновлению ранее сложившихся, особенно таких общественных зданий, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.
В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система:
Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются, друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же).
Коринфский «ордер» не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Олимпейон в Афинах, достроенное уже в эпоху господства римлян. В коринфскую капитель часто вводятся элементы восточных стилей: например египетского в Башне Ветров в Афинах или персидского в так называемом портике Быков на острове Делосе; в композицию коринфских капителей пропилей в Элевсине были введены изображения крылатых грифонов с туловищем льва. Проникание этих элементов в классическую систему греческого ордера свидетельствует об обратном влиянии восточного искусства на греческое. Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в ее верхней части (около 2/3 высоты).
Широкое и разнообразное применение получают перистили, т. е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.
Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к ее высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах — до 1/10).
Стройность и легкость колонн сочетается со значительным расширением интерколумниев до 4 D в перистильных композициях и до 3,5 D в периптеральных. Высота капителей и антаблемента в ордерах также значительно уменьшается. Детали ордеров, особенно в перистилях, отличаются изяществом и утонченностью архитектурной проработки, сложностью очертания обломов, тонкостью профилировки и орнаментальных порезок, близкой по своему характеру к проработке деталей интерьера.
Обработка квадровой стены при помощи членения ее ордером пилястр или полуколонн получает в эллинистический период почти такое же широкое распространение, как и перистиль.
В отношении материалов и конструкций эллинистическое строительство мало чем отличается от строительства предшествующей эпохи, если не считать усовершенствования транспортных и грузоподъемных механизмов и более широкого применения разнообразных облицовочных материалов. Известны также единичные примеры клинчатых арок и цилиндрических сводов.
В прямой связи со строительством богатых жилых домов, дворцов и вилл находится развитие садово-паркового и прикладного искусств — декоративной скульптуры, резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, металлопластики, терракотовых статуэток, посуды и мебели. Особенно славилась своими обширными и великолепными парковыми ансамблями, расположенными в центре города, Александрия Египетская (Мусейон и роща Дикастериона) и Антиохия в Передней Азии с ее известным всему греческому миру парком Дафны, достигавшим 80 стадий в окружности (около 15 км). Парки эллинистических городов украшались фонтанами, бассейнами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками и т.п.
Значителен вклад эллинизма в развитие новых форм синтеза искусств в архитектурных ансамблях и в отделке интерьера жилых и общественных зданий. Эллинистические мастера более свободно сочетают скульптуру и живопись с ордерными композициями и стеной не только во фризах, фронтонах и метопах, но и в других частях зданий (цоколи, интерколумнии, базы колонн, глухие балюстрады). Большого богатства и разнообразия достигла декоративная отделка стен и полов жилых зданий живописью и цветной мозаикой со сложными орнаментальными и сюжетными изображениями.
megaobuchalka.ru
Культовое зодчество Древней Греции эпохи эллинизма
Храм Аполлона Дидимейского. Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Святилище и храм Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре. Святилище Деметры в Элевсине. Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме. Святилище Асклепия на о. Кос. Ансамбль храмового комплекса Афины Линдосской в г. Линдос на о. Родос. Храм Зевса Сосиполия в Магнесии. Храм Артемиды в Лycax. Портик Быков в комплексе святилища Аполлона на о. Делос. Храм на мысе Тенар. Святилище Афродиты Зефириты. Мистеральный храм кабиров. Арсинойон на о. Самофракия. Алтарь храма Афины в Приене. Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре. Алтарь Зевса в Пергаме
В эллинистическом мире культовое строительство велось в огромных масштабах, особенно в резиденциях монархических государств. Однако по своему идейному и художественному содержанию оно уже не занимает того ведущего положения, которое в греческом полисе классического периода ему было обеспечено теснейшей связью между религией и городской общиной. Под влиянием новых культов, с одной стороны, и новых градостроительных принципов, с другой, появляется множество новых композиционных вариантов храма и существенно изменяется его архитектурный облик. Благодатную почву для осуществления своего стремления к огромным масштабам, пышному великолепию и богатству архитектурных форм эллинистические зодчие находят в обновлении и перестройке колоссальных ионических храмов: в Эфесе — Артемисиона, восстановленного после пожара, в Дидимах под Милетом — святилища Аполлона.
Храм Аполлона Дидимейского, начатый строительством около 313 г. до н.э. архитекторами Пеонием из Эфеса и Дафнисом из Милета и достроенный в последующие века, может служить примером нового варианта ионического диптера огромных размеров (109,4X51,13 м; рис. 46—49). Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Высота колонн достигала 20 м. Здесь гипетральная целла превратилась в огромный двор, который был окружен высокой, расчлененной ионическими пилястрами стеной.
Между пилястрами тянулся фриз с изображением лиры — музыкального инструмента Аполлона. В глубине двора помещался храмик (эдикула), в котором хранилось древнее бронзовое изваяние бога Аполлона. Как предполагают, эдикула представляла собой небольшой простильный храмик ионического ордера. За глубоким многоколонным пронаосом находилось на более высоком уровне недоступное для молящихся помещение для оракула, которое открывалось в пронаос огромным порталом на высоте 1,5 м от пола и сообщалось с нижележащим за ним гипетральным двором парадной лестницей. По сторонам его располагались две узкие, перекрытые цилиндрическими сводами служебные лестницы.
В силу длительного времени строительства (около 150 лет) детали наружного ордера не одинаковы. Угловые капители украшены скульптурными бюстами Зевса и Аполлона, разнообразны по форме и рельефу базы и плинты огромных наружных колонн. Опоясывающий здание гигантский наружный фриз имел скульптурный рельеф. Полуколонны зала оракула со стороны гипетральной целлы были коринфского ордера и отличались изысканным рисунком.
50. Афины. Храм Зевса Олимпийского. План, капитель
Новое явление в области культового зодчества — единственный пример сооружения храма в коринфском ордере, храм Зевса Олимпийского в Афинах, так называемый Олимпейон, начатый еще в VI в. до н.э., строившийся во II в. до н.э. и законченный римлянами во II в. н.э. (рис. 50). Олимпейон наряду с ионийскими диптеральными храмами побережья Малой Азии является одним из крупнейших храмов Греции (107,75 Х 41,1 м по стилобату). Колонны храма выполнены из пентелийского мрамора и отличаются большим великолепием и в то же время сдержанностью форм. Их капители относятся к лучшим образцам коринфского ордера — здесь, безусловно, сказалось влияние более ранних периодов греческого искусства. Впервые в мировой архитектуре коринфский ордер выступает как монументальный ордер, формирующий колоссальный периптеральный объем. Благодаря (Применению коринфского ордера композиция храма получила присущие эпохе великолепие и пластическое богатство.
Для многих храмов эллинистического времени характерны некоторые новые черты, в значительной степени обусловленные расположением храмов в городском ансамбле. Храм размещается в глубине прямоугольного храмового участка, причем нередко задний торцовый фасад примыкает к стене, огораживающей участок. Храм (чаще всего простильного типа) возвышается на высоком подножии (подии), имеет глубокий пронаос, сообщающийся с целлой высоким порталом между двумя стенками-парапетами,— прием, получивший применение и в архитектуре эллинистического Египта, например в храме в Эдфу и др. Таким образом, храм, включенный в композицию замкнутого перистильного двора и тяготеющий к симметричному расположению, рассчитан по преимуществу на фронтальное восприятие в отличие от периптера классического периода, воспринимаемого как свободно стоящий пластический объем. Характерными примерами могут служить святилище Зевса в Приене, храм в Ассосе и святилище Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре.
Святилище и храм Артемиды Левкофриены (рис. 51—54), построенные во II в. до н.э., входили в ансамбль городского центра малоазийского города Магнесии на р. Меандр. Поставленный в глубине большого прямоугольного участка, огороженного стенами, храм Артемиды Левкофриены был построен крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма — Гермогеном. В состав комплекса входил также монументальный алтарь, стоящий по оси храма со стороны его главного входа. Ионический псевдодиптер имел значительный размер (31,3X57,7 м) и по особенностям композиции принадлежал к уникальным сооружениям своего времени.
Отличительные черты этого храма заключаются, во-первых, в возрождении иногда встречавшегося в архаическом периоде и получившего широкое распространение в эллинистическое время псевдодиптер а, в котором пространство портика преобладает над пластическим объемом целлы, что вполне отвечает «перистильному» облику эллинистического ансамбля. Во-вторых, этот храм выстроен по принципу евстильного расположения колоннады, согласно которому центральный пролет на торцовых фасадах (2,75 D) шире остальных (1,5 D), что как раз отвечает характерному для эллинизма стремлению к фронтальности композиции. Это подчеркивается и членением самого пространства целлы — пронаосу придана глубина, почти равная глубине наоса; благодаря этому размеры последнего сильно сократились, а культовая статуя приблизилась к входной двери пронаоса.
Форма капителей колонн характеризуется подтянутостью волют к стволу колонны, что подчеркивает прямую, с легким утонением вверх столпообразную форму колонны (так называемая «гермогеновская капитель»). Богатый скульптурный фриз, опоясывающий храм, изображал битву греков с амазонками; каменные парапеты, отделявшие пронаос от портика, также были украшены скульптурой и орнаментом. Храм имеет типичные для эллинистического периода пропорции ордера — стройные колонны, легкий верх с относительно малой высотой антаблемента и фронтона, облегченного тремя небольшими проемами. К такому же типу псевдодиптерального храма нужно отнести несколько меньший по размеру (40X23 м), но близкий по композиции, только без евстильного расположения колонн, храм Аполлона Сминфея в Троаде, поставленный на высоком 10-ступенчатом стереобате (ср. также храм в Сардах).
Небольшой храмик Диониса в Теосе, также близок к храму Артемиды Левкофриены по постановке здания в глубине священной ограды, членениям целлы и капителям с типичными для Гермогена (который, возможно, был его автором) подтянутыми к стволу колонны ионическими волютами. Малые размеры храма обусловливали его периптеральное строение.
55. Элевсин. Пропилеи. Капитель. Реконструкция
В святилище Деметры в Элевсине, культ которой привлекал массы паломников на протяжении всей эллинистической эпохи и после завоевания Греции римлянами, в середине I в. до н.э. было построено эллинистическое по духу, оригинальное по формам сооружение — Малые пропилеи. Оно было поставлено на месте ворот в крепостной стене VI в. до н.э., окружавшей святилище в архаическую эпоху. Боковые стенки пропилей были сильно вынесены вперед (рис. 55). Центральный проем в поперечной стене, служивший проездом (боковые проходы были прорублены позднее), был обрамлен стройным двухколонным портиком, перекрытым фронтоном. Колонны портика, коринфские по замыслу, имели совершенно необычные шестигранные капители: место угловых волют заняли мифические крылатые звери — шестигранная абака имела вогнутые стороны. Антаблемент также необычен: дорический фриз, сочетавшийся с ионическими зубчиками и расчлененным на три фасции архитравом, имел украшенные скульптурой триглифа и метопы.
56. Пергам. Святилище Афины Никефоры. План храма, фасад, портик входа в святилище
Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме (III в. до н.э.) относятся к описанному выше типу перистилыных композиций, за исключением расположения храма (относящегося еще к IV в. до н.э.) не по оси перистильного двора, а под углом к ней (рис. 56). Это можно объяснить рельефом местности и направлением наружной подпорной стены акрополя над верхними рядами театра. В соответствии с тем, что колоннада храма воспринимается со стороны двора не торцом, а сбоку, пропилон главного входа поставлен асимметрично с ориентацией на этот фасад. Дорический периптеральный храм относительно небольшого размера (22,5х13 м) имеет ряд особенностей, типичных для эллинистической архитектуры: вытянутые пропорции ордера, низкий, легкий антаблемент, гладкие стволы колонн с каннелированной шейкой. По найденным пьедесталам можно судить, что на площади перед храмом стояло много скульптур. Среди них были известные многофигурные группы, поставленные в ознаменование победы над галлами. Святилище Афины обрамлено с трех сторон двухэтажными портиками дорического (внизу) и ионического ордеров, выполненными из белого мрамора. Четвертая сторона не была застроена, ив промежутках между храмом и портиками открывается великолепный вид на долину и театральную чашу.
Нижний, дорический, ордер перистиля имел сильно вытянутые пропорции (7,35 D), низкую капитель с тонким эхином, широкие интерколумнии (4 D) с тремя триглифами в каждом. Ионические колонны верхнего яруса, увенчанные антаблементом с ионическим архитравом с фасциями и дорическйм триглифным фризом с ионическими сухариками под карнизной плитой. Между колоннами верхнего этажа проходила глухая балюстрада. Выполненные в технике высокого рельефа изображения военных доспехов на балюстраде дают документальное представление об оружии пергамцев и их врагов. Внутренние колонны двухнефного северного портика имели гладкие стволы на аттических базах и капители с пальмовидными листьями; они были расставлены вдвое реже наружных колонн (около 5 м), что свидетельствует о деревянных перекрытиях верха.
Двухэтажный перистиль святилища Афины создавал торжественное обрамление площади и храма, по контрасту с монументальными формами которого он воспринимался еще более легким и стройным. Этому отвечали и пропорции портиков с резким убыванием членений снизу вверх.
57. Остров Кос. Святилище Асклепия. Генеральный план
Святилище Асклепия на о. Кос (III—II вв. до н.э.) интересно как ранний пример расположенного на террасах ансамбля, где наметилась дальнейшая эволюция эллинистических регулярных ансамблей к строго симметрическим композициям, развивающимся в глубину от входа до главного сооружения и получившим распространение в римской архитектуре (рис. 57).
58. Остров Родос. Линдос. Пропилеи. План и виды руин (а — на колоннаду; б — на лестницу)
С еще большей последовательностью и размахом осуществлен этот принцип в ансамбле храмового комплекса Афины Линдосской в г. Линдосе на о. Родосе (рис. 58). Храмовый ансамбль, состоящий из входного портика, пропилеев, перистиля предхрамового двора (II в. до н.э.) и храма покровительницы города Афины Линдосской (330 г. до н.э.), развивается по единой композиционной оси в двух основных уровнях: от нижней террасы, обрамленной П-образным дорическим портиком, к верхней, образованной пропилеями и перистилем предхрамового двора. Они связаны между собой врезанной в крутой склон холма огромной (более 20 м ширины) лестницей, начинающейся за колоннадой пропилеев.
Оригинальной, необычной для других комплексов эллинизма особенностью композиции является и сильное развитие входной его части, образуемой как бы сдвоенными пропилеями. Это придает сооружению особую торжественность и делает входную группу построек доминантой композиции комплекса. Ясно выраженное осевое, глубинное построение пространства удачно контрастирует с растянутыми вширь портиками нижних и верхних пропилеев. При этом глубинность и многоплановость построения подчеркнута кулисным принципом расположения колоннад портиков одного за другим и друг над другом с изменением их размеров и масштабности — более крупных по размеру и членениям внизу и более мелких и легких вверху. При подобии их форм и ордерной структуры этот прием усиливает эффект глубины пространства и иллюзию сильного перспективного сокращения.
59. Магнесия. Храм Зевса Сосиполия. Деталь ордера, план, вид на агору
Фронтальность в композиции эллинистических храмов проявляется не только в изменениях периптера, но и в различных вариантах простильного типа, как, например, в своеобразном ионическом храме Зевса Сосиполия в Магнесии (рис. 59), в котором передний фасад — четырехколонный простильный, а задний — двухколонный в антах. В этой постройке, сочетающей два типа храмов, глубокий пронаос по своим размерам близок к наосу, раскрытому почти на всю его высоту огромным дверным проемом (высота 4,8 м), обрамленным тонко профилированным наличником. Ордер колонн гермогеновского типа ясно обнаруживает родство со стоящим поблизости в святилище Артемиды храмом, построенным Гермогеном. Об этом же свидетельствует тонкость прорисовки обломов и орнаментальных украшений антаблемента и наружных антов.
60. Лусы. Храм Артемиды. План
Другой вариант, неизвестный до того греческой архитектуре, дает храм Артемиды в Лycax (Аркадия; рис. 60). Это своеобразный четырехколонный храм в антах, у которого задний фасад аналогичен переднему и напоминает обнаженное ядро периптерального храма — трехчастную целлу с пронаосом, наосом и опистодомом (III—II вв. до н.э.). Подобно храмам Геры в Олимпии, Аполлона в Бассах и др., он имеет неглубокие ниши у продольных стен наоса, образуемые выступами поперечных стен.
61. Делос. Портик Быков. План, разрез, капитель
Портик Быков, входящий в комплекс святилища Аполлона на о. Делосе, был построен афинянами около 315 г.до н.э. Это совершенно необычное для греческой архитектуры сооружение имело сильно вытянутую форму плана с размером сторон 67X9,2 м. Возможно, что сооружение, представляющее собой единый большой зал вытянутых пропорций, предназначалось для исполнения ритуальных танцев, сопровождавших празднества в честь Аполлона. Входом в здание служили четырехколонный простильный портик дорического ордера и неглубокий пронаос. За наосом располагался адитон для культовой статуи, отделявшийся от последнего двумя столбами с дорическими полуколоннами, которым отвечали такие же полуколонны на боковых стенах. Капители прямоугольных столбов, обращенных внутрь, были сделаны в виде половины туловища коленопреклоненных быков и напоминали капители колонн персепольских аиадан. Наос освещался высоко поднятыми над землей оконными проемами, разделенными импостами на три части.
Среди традиционных типов антовых храмов, построенных в эпоху эллинизма, также наблюдается тенденция к более разнообразной их трактовке. Небольшие антовые храмы близ Курно на мысе Тенар (I в. до н.э.) и храм Асклепия в Акраганте (262 г. до н.э.) имели сильно расширенный центральный интерколумний, а в храме Артемиды Лафрии в Мессене между антами и двумя центральными колоннами коринфского ордера располагались стенки, образующие глубокие вертикальные ниши, обогащающие пластику фасада.
По-новому трактован и тип дорического периптера в храме на мысе Тенар, расположенном рядом с упомянутым выше. Число колонн (7X6) обусловило почти квадратную в плане форму храма и целлы в виде единого большого зала, не имеющих его обычных подразделений. Угловые опоры сделаны в виде своеобразных столбов, сочетающих форму антов и полуколонн. С торцовых фасадов храм воспринимался как четырехколонный в антах, а сбоку напоминал обычный периптер. Дорические колонны имели прямоугольные базы — единственный, известный нам в эпоху эллинизма пример этого необычного приема *. Формы ордера и пропорции храма типичны для эллинистической архитектуры: широкая расстановка колонн (4 D), легкий антаблемент и низкий фронтон.
* Единственный пример дорического ордера на базах — храм Зевса в Акраганте — относится к V в. до н.э.
Несколько иной вариант подобного решения угловой опоры, где прямоугольный столб, соединенный с полуколоннами, образует анты с обеих фасадных сторон, наблюдается в небольшом периптеральном храмике без целлы — святилище Афродиты Зефириты (рис. 62) близ Александрии Египетской (III в. до н.э.).
Появление новых типов культовых сооружений, связанное с приспособлением греческих композиций к новым культам, может быть показано на двух примерах из архитектурного ансамбля святилищ кабиров на о. Самофрака и Аполлона на о. Делос.
63. Остров Самофракия. Мистериальный храм кабиров. План ансамбля. Фасад
Мистеральный храм кабиров (около середины III в.до н.э.) — шестиколонный дорический простиль с глубоким портиком и очень удлиненным планом в форме трехнефной базилики с полуциркульной апсидой (рис. 63). В соответствии с ярко выраженной фронтальной композицией храма входные ступени были только с трех сторон портика. Наиболее своеобразна в храме трактовка ордера и его пропорций. При обычных прежде отношении диаметра ствола колонн к ее высоте (около 1:7) и ширине интерколумниев (около 2 D) высота капители и выступ абаки по отношению к диаметру колонны значительно уменьшены, что подчеркивает особую стройность и в то же время мощь стволов колоннады портика. Антаблемент предельно облегчен (ширина архитрава, как и фриза, равна почти 1/2 нижнего диаметра колонны), что еще более усугубляется легкостью профилировки карниза и фронтона. Привлекает внимание тонкий, хрупкий эхин под абакой, свойственный ордерам эллинистического периода. Передний фронтон храма был украшен скульптурой и прорезными акротериями. В храме был применен необычный для греческой архитектуры прием облицовки мрамором стен, сложенных из местного грубого камня. Храм кабиров во многом предвосхищает композицию некоторых более поздних римских храмов, включая апсиду для установки культовой статуи.
Арсинойон на о. Самофракия — круглая мраморная постройка, сооруженная около 281 г. до н.э. и представлявшая извне двухъярусный цилиндр с наружным диаметром 19 м, перекрытый конической крышей (рис. 64). Нижний ярус являлся как бы цоколем, над которым возвышались 44 невысокие (2,35 м) несшие перекрытие опоры, имевшие снаружи вид дорических пилястр, а изнутри — коринфских полуколонн с соответствующим антаблементом. Мощный наружный антаблемент венчал все здание в целом и, как в дорическом ордере, относился к его высоте, как 1:6,5. Судя по надписям, храм посвящен «Великим богам» и был целиком возведен из сквозных квадров фасосского мрамора на известняковом фундаменте (реконструкция не вполне надежна).
В образованных между столбами верхнего яруса проемах, по всей вероятности, были вставлены тонкие просвечивающиеся мраморные плиты, для чего в толще стены сделаны пазы. Освещение внутреннего пространства могло осуществляться и через мраморную черепицу кровли, уложенную в виде рыбьей чешуи. Балюстрада в основании наружных пилястров и между коринфскими полуколоннами имела скульптурные украшения в виде изображения бычьих голов и жертвенных чаш (рис. 65). В интерьере храма опоясывающий все здание коринфский ордер с антаблементом, отнесенным к его высоте (в отличие от наружного антаблемента), служил как бы легким переходом к внутренней поверхности конической кровли, которая могла иметь легкие деревянные кессоны. Благодаря резкому убыванию двухъярусного членения стен снизу вверх и размельченным членениям верхнего яруса создавалась иллюзия более высокого внутреннего пространства. Это ощущение усиливалось также контрастным сопоставлением относительно крупных квадров стен и ортостатов гладкого нижнего барабана с мелкими членениями второго яруса как внутри, так и снаружи здания. Иллюзорное увеличение масштабности здания является одной из характерных черт эллинистической архитектуры, известной и по другим памятникам (Пергамский алтарь Зевса и др.). Ансамбль обогащался статуей Ники Самофракийской (рис. 66).
К новым типам культовых сооружений относятся также монументальные алтари, которые воздвигались в виде отдельных сооружений, как, например, алтари в Приене и Магнесии на Меандре или грандиозный алтарь Зевса в Пергаме.
Алтарь храма Афины в Приене (III в. до н.э.) относится к уже развитому парадному типу алтарей. При малых размерах его композиция еще несложна. Эта высокая платформа, на которую ведет парадная лестница. Жертвенник обрамлен с трех сторон стеной, к которой изнутри и снаружи приставлены колоннады. Стена, расположенная позади алтаря, сложена из мраморных квадров и не имеет приставленных колонн. Характер форм ионического ордера и бесфризового антаблемента обнаруживает явное стилистическое родство со стоящим рядом храмом Афины Полиады.
67. Магнесия на Меандре. Святилище Артемиды Левкофриены. Алтарь, план; реконструкция общего вида, разрез, детали ордера
Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н.э.) имеет обрамляющую жертвенник ионическую колоннаду, которая со стенами, окружающими верхнюю площадку алтаря, образует псевдопериптер (рис. 67). П-образные выступы, фланкирующие лестницу входа, окружены с двух сторон колоннадой. Вход на верхнюю террасу решен в виде двойной колоннады. На торцовых выступах, фланкирующих лестницу, обращенную к храму Артемиды Левкофриены, находились горельефные скульптурные группы. Ионический фриз был украшен изображениями голов жертвенных животных между гирляндами. Относительно небольшие размеры сооружения (23,06X15,67 м) подчеркнуты крупными квадрами кладки цоколя и упрощенной профилировкой обломов.
68. Пергам. Алтарь Зевса. Реконструкция фасадной части, план
Алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н.э.) — площадка для жертвенника, возвышающаяся на огромном стилобате (близком по форме к квадрату размером 36X34 м), украшенном 120-метровым в длину фризом, на котором в ознаменование побед пергамских царей над варварами (галлами) была изображена борьба богов и гигантов (рис. 68, 69). Широкая лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь. Одна ионическая колоннада шла по цоколю снаружи, выступая по обеим сторонам лестницы, другая — окружала самый жертвенник; между ними находилась глухая стена, с трех сторон обрамлявшая жертвенную площадку. Сооружение стояло на четырехступенчатом стилобате. Цоколь имел сильно профилированную базу и сильно выступающий вперед карниз, венчавший ленту скульптурного фриза.
Предполагают, что жертвенник, стоявший в центре колоннады на верхней площадке алтаря, представлял собой трибуну 3—4 м высоты,, на которую вели две симметричные лестницы.
Сохранились фрагменты второго фриза, который размещался, по всей вероятности, на стене, обрамлявшей центральную площадку алтаря между колоннадами. Это был живописный рельеф, изображавший приключения сына Геракла — Телефа, с фигурами на фоне пейзажа.
Главный вход в святилище, изолированное от других сооружений каменной оградой, находился с восточной стороны алтаря, обращенного, как и все другие общественные сооружения акрополя, на запад. Для того чтобы подойти к торжественной лестнице, нужно было обогнуть значительную часть алтаря, рассчитанного на обозрение украшавшего его рельефа.
Значение фриза — одного из лучших памятников эллинистической скульптуры, исполненного в технике высокого рельефа, полного динамики и светотеневых контрастов,— приобретает в этой композиции настолько самодовлеющую роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Парадная, эффектная роскошь этого сооружения, изощренность его форм и профилировки, утеря чувства меры в сочетании скульптурных и архитектурных элементов говорят о начале глубокой раздвоенности между тектоническими и декоративными началами в архитектуре, характерной для позднего эллинизма.
Большое культовое строительство велось в Передней Азии на территории древних эллинизированных государств Египта, Двуречья, Сирии, Персии и др., где восстанавливались старые и строились новые культовые здания обычно в традиционных для этих народов формах.
Глава «Культовое зодчество» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Сравнительный анализ архитектуры Древней Греции и эллинизма — Мегаобучалка
Время расцвета архитектуры Древней Греции и эллинизма. Сравнение роли ордера в архитектуре Древней Греции и эллинизма; сравнить периптер и перистиль; новые типы зданий и сооружений и планировочные решения городов.
ОТВЕТ:
Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.[1] Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.
Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса обыкновенно устраивался опистодом. Как и в большинстве храмов, расположение входа традиционно было на восточной стороне. Периптер сложился к началу VII в. до н.э. и стал наиболее распространённым типом храма в период архаики.Понятие ввёл Витрувий, им же дана типология древнегреческих храмов: мегарон, простиль, амфипростиль, периптер,диптер.
Самый знаменитый из сохранившихся периптеров — Парфенон афинского Акрополя (447—438 гг. до н.э.). К использованию внешниx форм периптера обращались aрхитекторы западноевропейского классицизма, неоклассицизма и ампира XVII—XIX вв..
Перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» идр.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т.п.
Открытая часть перистиля зачастую отводилась под имплювий. Сообщение перистиля с атрием организовывалось через два узких коридора и более широкую проходную горницу. У древних римлян перистиль являлся средоточием интимной семейной жизни.
Перистильный двор – это составная часть большинства жилых и общественных строений периода Античности, известен с 4 в. до н. э. и является составной частью греко-римского дома.
В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система:
Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются, друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же).
Коринфский «ордер» не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Олимпейон в Афинах, достроенное уже в эпоху господства римлян. В коринфскую капитель часто вводятся элементы восточных стилей: например египетского в Башне Ветров в Афинах или персидского в так называемом портике Быков на острове Делосе; в композицию коринфских капителей пропилей в Элевсине были введены изображения крылатых грифонов с туловищем льва. Проникание этих элементов в классическую систему греческого ордера свидетельствует об обратном влиянии восточного искусства на греческое. Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в ее верхней части (около 2/3 высоты).
Широкое и разнообразное применение получают перистили, т. е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.
Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к ее высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах — до 1/10).
Стройность и легкость колонн сочетается со значительным расширением интерколумниев до 4 D в перистильных композициях и до 3,5 D в периптеральных. Высота капителей и антаблемента в ордерах также значительно уменьшается. Детали ордеров, особенно в перистилях, отличаются изяществом и утонченностью архитектурной проработки, сложностью очертания обломов, тонкостью профилировки и орнаментальных порезок, близкой по своему характеру к проработке деталей интерьера.
Обработка квадровой стены при помощи членения ее ордером пилястр или полуколонн получает в эллинистический период почти такое же широкое распространение, как и перистиль.
Города:
Одним из главнейших городов в эллинистическую эпоху была Александрия, основанная в 332—331 гг. в устье Нила. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану; широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра.
Еще более скудными, чем об Александрии, сведениями располагаем мы о столице Сирии — Антиохии на Оронте, основанной Селевком I Никатором после победы при Ипсе (301 г. до н. э.). Под городом находился грандиозный увеселительный царский парк в Дафне. Такие парки, украшавшиеся павильонами и соединявшиеся с виллами в одно целое, в высшей степени характерны для эпохи эллинизма. Ни один из таких ансамблей до нас не дошел; получить о них некоторое представление мы можем лишь по изображению на помпейских фресках.
Значительно обильнее наши сведения о небольшом малоазиатском городе Приене, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в.
Город состоял из акрополя, расположенного на высоком скалистом холме и тоже укрепленного стенами нижнего города.
Нижний город был распланирован по принципу Гипподома: широкие, прямые, пересекающиеся под прямыми углами улицы были расположены правильной сетью. Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, несколько выше, на склоне холма акрополя,—театр.
Рыночная площадь, представлявшая собой продолговатый прямоугольник, с трех сторон была обнесена колоннадой и рядом лавок, с четвертой стороны замыкалась расположенной по другую сторону главной улицы священной стоей.
Стоя была сооружена около 150 г. на месте более ранней постройки и представляла собой длинную узкую галерею, разделенную на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной. Своей открытой, т. е. обрамленной колоннами стороной стоя была обращена в сторону рынка.
К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. экклесиастерий — здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны места для магистратов, с трех других — места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие того, как это было в театре, с той, однако, разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений. Экклесиастерий вмещал до 500 человек.
Столица небольшого, но довольно богатого, могущественного и культурного эллинистического государства, Пергам, дает нам представление о распланировке эллинистического акрополя.
Этот город, сильно разросшийся в эпоху эллинизма, первоначально сосредоточивался на довольно высоком холме. Уже с середины III в. город начал увеличиваться, примерно через столетие он уже раскинулся по склонам холма, очистив вершину его для общественных зданий акрополя и дворца царя.
Распланировка пергамского акрополя строится на иных принципах, чем распланировка афинского Акрополя второй половины V в. Здесь нет той свободной расстановки зданий, которую мы наблюдали в эпоху классики, но вместе с тем он не строится по системе пересекающихся под прямым углом линий, как улицы Приены. Здания пергамского акрополя располагаются веером, обступая котловину театра.
ГОРОДА ПЕРИОДА АРХАИКИ ЗАСТРАИВАЛИСЬ ХАОТИЧНО!
megaobuchalka.ru
Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма
Гробница в Белеви близ Эфеса. Эфесский трофей. Гробница Ферона в Акраганте. Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах. Саркофаги из Сидона
В эпоху эллинизма область мемориального зодчества как в количественном, так и в тематическом отношении значительно расширяется. Заказчиками выступают цари, общины, храмы и богатые частные лица, сооружающие пышные памятники во имя прославления победоносных войн и других событий, полководцев и государственных деятелей.
Эти памятники довольно часто представляют собой монументальные архитектурные произведения, богато украшенные скульптурой и живописью, либо многофигурные скульптурные группы значительных размеров. Они представляют собой довольно яркие примеры синтеза искусств.
Особенно велико количество этих сооружений и гробниц было в восточных и южных странах эллинистического мира (Сирия, Персия, Двуречье, Египет), где древние местные традиции мемориальной архитектуры сочетаются с греческими.
70. Гробница в Белеви. План, фасад, детали ордера
Гробница в Белеви близ Эфеса (III в. до н.э.) может служить примером довольно крупного надгробного монумента, напоминающего по своему типу мавзолей в Галикарнасе (рис. 70). Квадратный в плане монумент (30X30 м) имел форму двухъярусного параллелепипеда, увенчанного, по всей вероятности, пирамидальной крышей, либо гладкой, либо ступенчатой, как в Галикарнасе. Глухой нижний ярус представлял собой природный скалистый массив, облицованный квадрами мрамора, в котором была вырублена погребальная камера. Цокольный этаж завершался дорическим фризом, над которым возвышалась колоннада коринфского ордера, окружающая целлу поминального зала. Нижний ярус монумента, как и колоннада, имел многоступенное основание.
71. Эфес. «Трофей»
Другой монумент в Эфесе, так называемый Эфесский трофей, памятник военной «победы, относится к римскому времени и является типичным примером эллинистическо-римского мемориального сооружения. Он реконструируется как круглая двухъярусная башня на рустованном квадратном цоколе (рис.71).Первый ярус представляет собой гладкий цилиндр, опоясанный дорическими полуколоннами, стоящими на обрезе круглого цоколя. Верхний ярус — круглый периптер со стройными колоннами ионического ордера и глухой цилиндрической целлой внутри — имеет большую высоту и увенчан сильно развитым и богато декорированным антаблементом с гладким аттиком над ним, завершающим композицию. Постройку венчала коническая кровля, на вершине которой, подобно памятнику Лисикрата в Афинах, по всей вероятности, возвышался прославляемый скульптурный трофей. Из стен целлы выступали тяжелые каменные кронштейны, подчеркивающие монументальность цилиндрического массива, составляющего ядро памятника, окруженного легкой колоннадой.
В архитектуре монумента наряду с эллинистическими много римских черт — применение бетонной техники в сплошных массивах, увеличение пропорций ярусов снизу вверх, применение венчающего аттика, тосканско-дорического ордера с розетками на шейке капителей.
72. Акрагант. Гробница Ферона. Общий вид
Гробница Ферона в Акраганте (рис. 72), построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.
Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придает силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.
73. Дельфы. Памятник Хариксену
74. Дельфы. Пьедестал памятника Аристиены
Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах (рис. 73, 74) — двухколонные монументы, посвященные государственным деятелям, являются интересным примером применения ионического ордера в качестве пьедестала, как предполагают, конного скульптурного памятника. Такого рода памятников было воздвигнуто не менее десяти в одних только Дельфах.
Основанием парных колонн, поддерживавших отрезок безфризового ионического антаблемента, служил простой трехступенчатый стилобат, иногда с профилированным цоколем. Колонны имели упрощенную аттическую базу с плинтом. Применение эффектного приема прозрачного пьедестала придавало памятнику исключительную легкость и живописность силуэта и вновь появилось в Италии в эпоху Возрождения.
75. Сидон. Саркофаг Александра
Саркофаги из Сидона (рис. 75) архитектоническим строем своих форм, заимствованным у эллинистического зодчества, представляют несомненный интерес как своеобразные примеры синтеза искусств. Так называемый саркофаг Александра (IV в. до н.э.) скомпонован из элементов ионического храма с фигурным фризом, изображающим сцену сражения. Крышка саркофага решена как кровля храма, покрытая мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи и опирающаяся на карнизную плиту с симой, украшенной львиными головками, с зубчиками и орнаментированным фризом под ней. Основание саркофага с его крупно профилированными обломами и богатой резной орнаментацией скомпоновано из элементов аттической базы ионического ордера. Поверхности скульптурного фриза с изображением битвы, образующие стенки саркофага, слегка наклонены внутрь, что придает его формам монументальность. Углы крышки — кровли украшены скульптурными фигурами. лежащих львов, а сима — многочисленными акротериями. Саркофаг отличается исключительным пластическим богатством и разнообразием форм, скульптурных украшений и орнаментальной резьбы, типичных для эпохи эллинизма и ее декоративных тенденций.
В саркофаге Плакальщиц тектоническая основа замысла проявилась еще более ярко. Саркофаг задуман как ионический псевдопериптеральный храм, стоящий на высоком цоколе. В интерколумниях расположены стоящие во весь рост и опирающиеся на низкие парапетные стеночки крупные фигуры плакальщиц, исполненные в технике высокого рельефа. Несоответствие высоты фигур, слишком крупных по отношению к высоте ордера, не только способствует раскрытию идеи — выражению скорби, но и типично для многих памятников эллинистической архитектуры, где роль скульптуры становится преобладающей (Пергамский алтарь Зевса, алтари в Магнесии и Приене).
В мемориальной архитектуре восточных и южных провинций особенно сильно сказались традиции местной архитектуры. В этом отношении типичен пример катакомб Ком-эль-Шукафа (рис. 76) в Александрии Египетской. Здесь египетские и эллинистические архитектурные и декоративные формы свободно сочетаются, образуя своеобразный художественный «сплав». Это сказывается в применении наряду с греческими египетских типов колонн, пилястр и капителей. Построение пространства катакомб следует традициям египетских скальных гробниц и храмов с их правильной симметрией и геометризмом, отделка же поверхности стен погребальных камер и переходов рельефами и живописью восходит к греческим эллинистическим принципам отделки интерьеров жилых домов и дворцовых сооружений (трехъярусное членение стен на цоколь, поле стены или пилястры, антаблемент и т.д.).
Глава «Мемориальные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)