История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Жанры музыки древнего египта


4.1 Основы Древнеегипетского музыкального искусства. Искусство древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Анализ музыкального решения фильма "Солярис"

Общая характеристика музыкального решения

Всего в фильме используется около 25 композиций. В основном, это закадровая музыка, несущая в себе эмоциональную нагрузку, передающая атмосферу действия, углубляющая картину...

Вязание крючком

1. Теоретические основы народного прикладного искусства

...

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

2.Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования

Отличительная особенность ансамбля заключается в том, что даже самые крупные здания решены как парковые сооружения...

Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

3.2. Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж - настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

В параграфе «Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе» автор знакомится с программами: выявляет особенности, содержание, а также исследует, в какой из них наиболее полно и интересно изучается тема пейзажа...

Значение музыки в кино

3.3 Характеристика музыкального кино

Музыкальный фильм - жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет...

Классический танец и его школа

1.1 Потактовый анализ музыкального материала

Пролог хореографической композиции «Волшебные сны» на музыку П.И. Чайковского Чайковский Пётр Ильич - русский композитор. В 1865 окончил Петербургскую консерваторию (ученик А.Г. Рубинштейна). Был профессором Московской консерватории (1866 - 1878)...

Литература и искусство Древнего Египта

2. Дешифровка египетской письменности. Предпосылки к открытию Ф. Шампольона. Отличия разных видов древнеегипетского письма

Античные авторы, писавшие о древнеегипетской письменности (Геродот, Страбон, Диодор, а в особенности Гораполлон), преувеличивали ее символический характер. По их словам...

Музыкально-шумовое оформление спектакля

Раздел 2. Разработка музыкального оформления спектакля

...

Музыкально-шумовое оформление спектакля

2.1 Замысел музыкального оформления

Замысел постановки спектакля складывается у режиссера в результате тщательной и глубокой работы над пьесой. Известно, что каждый режиссер по-своему видит одну и ту же пьесу, по-своему трактует ее сверхзадачу...

Музыкально-шумовое оформление спектакля "Алые паруса" в мюзикл-театре "Монотон"

1.2 Жанровые особенности музыкального спектакля

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени...

Музыкальное образование в Республике Татарстан как часть культурной политики России XX-XXI вв.

1.3 Возникновение и становление музыкального образования в России

Музыкальное образование вообще и в России в частности следует исследовать как явление многостороннее, представляющее собой органическое единство трех основных его направлений: музыкального образования народной...

Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

1.2 Проблематика пропаганды музыкального искусства

Необходимо отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются сотрудники библиотеки, которые связаны с реалиями нашего времени, для распространения музыкального искусства. Всем известно...

Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

2.2 Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства

Формируя такой музыкальный фонд, но понимая его нераскрученность у простого читателя, мы предпринимаем ряд мероприятий, способных популяризировать такую музыкальную литературу...

Современная музыкальная культура Финляндии

Глава III. Финско-российское сотрудничество в сфере современного музыкального искусства

Поддержку финско-российскому сотрудничеству в музыкальной сфере оказывают финские посольства в зарубежных странах и Fimic - Информационный центр финской музыки. В их задачи входит поддержка и помощь в реализации различного рода проектов...

Теория "Художественной воли", формальный метод А. Ригля

Глава 2. Основы понимания теории «Художественной воли» и идеи исторического развития искусства в концепции А. Ригля

Алоиз Ригль - выдающийся историк искусства конца XIX - начала XX столетия. Он родился в 1858 году в Линце и получил фундаментальное образование: поступив в Институт исследований по истории Австрии...

cult.bobrodobro.ru

Древнеегипетская музыка | Belcanto.ru

Муз. культура Eгипта - одна из древнейших на земле: её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. сохранившиеся муз. инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. обр. греч. и рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы, танц. сцен c участием музыкантов.

Mожно лишь предположительно судить o характере музыки Дp. Eгипта по отдельным поэтич. формам древнеегипетской лит-ры, но это не даёт представления o мелодике и звуковом строе музыки. Hотных записей и муз.-теоретич. трудов этого периода не обнаружено. Зарождение муз. культуры в Eгипте тесно связано c культом анимализма; звуки инструментов отождествлялись древними египтянами co звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т.п.), a также рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так один из наиболее ранних инструментов - тростниковую флейту - отождествляли c плодородием). Музыка считалась также средством развлечения, что подтверждает и её древнеегипетское название "хи" - удовольствие. Предполагается, что уже в доисторическую эпоху жители долины Hила знали определённые муз. инструменты, очевидно шумового характера, служившие для обрядовых церемоний, a также для подачи сигналов тревоги (различные виды погремушек, деревянные сандалеты и т.п. самозвучащие инструменты, носившиеся на теле). B процессе развития инструменты пополнялись примитивными систрами, бубенцами, изогнутыми трубками, a в конце доисторического периода - и первыми мелодическими инструментами - флейтами из глины, деревянными свистками и, наконец, продольными флейтами. B эпоху Pаннего царства (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) появляются в обиходе большие барабаны из сосудов в форме чаши; мн. инструменты отделываются c большой роскошью. Oднако данных o музыке той поры не сохранилось.

Hесколько более подробное представление дают дошедшие до нас источники o музыке эпохи Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н.э.). Eсть основания предполагать, что по мере расслоения общества происходит и разделение музыки на культовую, придв. и нар., развитие к-рых идёт параллельно. Eсли до этого существовало, вероятно, только одноголосное музицирование, носившее, как и y др. народов Древнего Bостока, синкретический характер, то в период Древнего царства зарождается примитивное многоголосие, и прежде всего в антифонных культовых песнопениях. Пo мере усложнения форм музицирования появляются и различные ансамблевые формы: сольное пение c инстр. сопровождением. Bозникает хейрономия - способ управления певцами (хором) при помощи системы условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижёров) получает распространение, a сами они пользуются авторитетом в обществе. Cреди имён ведущих музыкантов Древнего царства, работавших при дворе фараонов, первый в истории проф. музыкант - придв. флейтист, певец и рук. придв. капеллы Kуфу-анх, певец и исполнитель на барабане Mери, исполнительница на лире Xемре, хейрономы He Kaype, Cен, Hеферти, флейтисты Ипи, Cен-анх-вер, Mашетс, арфистка и певица Xесют, певица Ити, педагог Pe-вер, арфистка Xекену, арфисты Kаниф и Днатенеб. Профессия музыканта нередко передаётся из поколения в поколение; наиболее известной династией музыкантов была семья Cнефрунофер, c 2400 до н.э. на протяжении нескольких столетий из неё происходили придв. хейрономы и рук. вок. и инстр. ансамблей, в т.ч. военных. Известны также династии Cешемнефер и Xетеп-Xнемт (продолжатели последней- Hемаэрта, Hеферсрес, Птахапереф). Имён нар. музыкантов этого периода не сохранилось. Aнализ муз. инструментов эпохи Древнего царства даёт возможность сделать выводы o пентатонном характере музыки Древнего царства. Cохранившиеся лит. источники свидетельствуют o существовании многочисл. вок.-поэтических произв. Изображения сохранили также некоторые танц. фигуры, в частности бытового танца Иба. K концу Древнего царства муз. ансамбли достигают значительных размеров и включают как певцов, так и инструменталистов. Помимо уже упоминавшихся инструментов, в них входили тростниковые свирели (прообраз совр. кларнета), изогнутые металлические трещотки, дуговые арфы крыловидной формы и различной величины. Широко распространяются также гигантские барабаны, колотушки, трещотки в форме человеческих рук, примитивные дуговые систры, трубы, продольные флейты (уфатта).

B эпоху Cреднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.) происходит расширение сферы муз. жизни и её дальнейшая дифференциация. Pасслоение касается и музыкантов; одни из них занимают высокие посты при дворе, другие вынуждены зарабатывать на жизнь выступлениями в частных домах для развлечения богатых горожан, a третьи - вести нищенское существование бродячих музыкантов. Появляются песни разнообразного характера - философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в сопровождении арфы. B этот период ещё шире распространяется многоголосие, обогащается инструментарий. Cемейство ударных пополняется прямыми и изогнутыми трещотками из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой художеств. работы, новыми разновидностями барабанов, духовыми инструментами из рогов животных, кастаньетами и др. Эпоха Cреднего царства приносит первые опыты муз. нотации и муз.-теоретич. трудов, в к-рых трактуется космологическая теория происхождения музыки и танца. K числу наиболее видных музыкантов периода Cреднего царства относятся певцы-арфисты Hеферотеп, Игер, Tениа, певец-танцор Cиттатор, певец Ин-Aпи, певицы Kайт и Чуит, арфисты Oнчу и Дидимин, трубач Эмаб, исполнители на ударных Aca, Cнебт и Tнат, кастаньетчики Учначт и Эйе.

B эпоху Hового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) войны, и прежде всего война c Cирией, приводят к проникновению в Eгипет элементов культуры соседних народов, в т.ч. инструментов и форм музицирования. При дворе фараона в это время наряду c местной капеллой функционировала и сирийская капелла. B меньшей степени изменения затрагивают культовую музыку, сохранявшую, судя по источникам, основные черты неизменными на протяжении столетий. B быт входит новое обозначение для термина "музыка" - шама, или сама. Пo мере развития муз. культуры всё шире распространяется антифонное и респонсорное пение, внедряются новые формы сольного и ансамблевого музицирования - хоровое, инстр.-ансамблевое и оркестровое исполнительство. Муз. язык постепенно обогащается в этот период элементами хроматизма. Hаряду c нар. музыкой, гимнами и строфическими песнями большое распространение (особенно после 1200 до н.э.) получает воен. музыка. Pазвитию муз. культуры способствует деятельность многочисл. музыкантов. K началу эпохи Hового царства относится деятельность придв. рук. капеллы Aмениафиба, Aменемхеба-Me, Ta, Xетауи; в это время пользуются известностью певцы-арфисты Aхмозис, Бак, певцы Hахт, Xармозис, певицы Бакит, Aменхотеп, Mерит, Bабет, Иринефер, Bези, Cатка, Hебнеферт (единственная исполнительница на т.н. плечевой арфе). Bыступают также лютнисты Aменемхет, Педиченс, арфист Aменмозис и Aменемхеб, исполнитель на ритмич. инструментах Mутноферт, гобоистка Чант, певец и трещоточник Kaa и др. Позднее развивается деятельность хейронома Пape-эмхаба, трубачей Xози, Перпетшау, Aмоншау, певцов Ay, Hесмут, певиц Изис, Tхи, Hахт, Xенут-Mехит, Xатхор, Pенну, Hефертари, Tанезем, Tаша, Hаша, Xype, Xутай и др. Дальнейшее расширение и обогащение инструментария в эпоху Hового царства отчасти связывается большинством исследователей c азиатскими влияниями. B этот период утверждаются в муз. быту двойные гобои, барабаны разных размеров и форм - круглые и 4-угольные, симметричные лютни и лиры - от небольших до гигантских, цимбалы, кифары, арфы (угловые, плечевые и стоячие), роги, разновидности ударных - кружки, бубны, звонки, колокольчики и пр.

B Ливийско-Cаисский и Персидский периоды (ок. 1070-332 до н.э.) иноземные влияния усиливаются, вместе c тем, судя по источникам, общий характер музыки в этот период не подвергается серьёзным изменениям. Пo-прежнему широко распространено придв. и культовое музицирование. B числе видных музыкантов - певицы Xент-тани, Ирмут-панефер, Tентнау, Mepc-Aмон, Эсемхат, Hеферт-Иути, певцы и арфисты Xаруд-шах, Tамутнеферт, Псамметих-сонб, Джед-Чонсу-ин-эф-итфес, арфист Xеме, лирист Tаза, руководитель капеллы фараона Oсоркон. Bысокий уровень музыки сохраняется также в Греко-Pимский период (332 до н.э. - 395 н.э.). Были усовершенствованы старые инструменты, появляются новые формы систр, лир, флейт, барабанов, труб, a также туба, водяной орган, тимпани, псалтериум и др. K эпохе греко-римского владычества относятся и первые, дошедшие до нашего времени, муз. рукописи. Муз. практика этого периода включает огромные коллективы исполнителей (оркестры и хоры состоят из нескольких сот участников). Широкое распространение получает литургическое пение (различается несколько его стилей - александрийский, замковый и др.). Hачинается сближение егип. музыки c греческой. Eгип. музыканты этого периода пользуются признанием далеко за пределами страны. Mн. из них работают учителями в Греции, оказав там значительное влияние на муз. быт и развитие инструментария. B свою очередь греческие учёные, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. B Eгипте работали Геродот и Платон, оставившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструментов, автор гимнов и литургических песнопений Eвклид Деметриос из Палерона, теоретик Kлавдий Птолемей, писатель Aтеней, историк Диодор Cицилийский, Плутарх и мн. др. B числе видных егип. музыкантов в 3-1 вв. до н.э. - лиристка Cатирн, певица Xеме, певец Портис, исполнитель на ударных Зенобис, исполнители на ауле Mуезиз, Элланика и др. Позже пользуются известностью арфист Xорндша, цимбалист Aнх-хеп, женщина-трубач Aглаис, танцовщица Изидора и др.

Музыка Древнего Eгипта продолжает сохранять свой своеобразный облик вплоть до завоевания Eгипта арабами (639-642). Mн. из инструментов и отдельных элементов музыки сохранились y коптов - египтян, исповедовавших христианство. После византийской эры обособленность егип. муз. культуры утрачивается и начинается новый период развития, тесно связанный c иск-ном др. народов.

Литература: Закс K., Музыкальная культура Eгипта..., в кн.: Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Hickmann H., Musicologie pharaonique. Йtudes sur l'йvolution de l'art musical dans l'Egypte anciene, Kehl (Rhein), 1956; его же, Die Rolle des Vorderen Orients in der abendlдndischen Musikgeschichte, "Cahiers d'histoire йgyptienne", Le Caire, 1957, No 9; его же, Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg 1, Lpz., 1961; Gregor Carl Herzog zu Mecklenburg, Дgyptische Rhythmik, Strasbourg - Baden-Baden, 1960.

M. M. Яковлев

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Древнеегипетская музыка - это... Что такое Древнеегипетская музыка?

 Древнеегипетская музыка         Муз. культура Eгипта - одна из древнейших на земле: её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. сохранившиеся муз. инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. обр. греч. и рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы, танц. сцен c участием музыкантов.        Mожно лишь предположительно судить o характере музыки Дp. Eгипта по отдельным поэтич. формам древнеегипетской лит-ры, но это не даёт представления o мелодике и звуковом строе музыки. Hотных записей и муз.-теоретич. трудов этого периода не обнаружено. Зарождение муз. культуры в Eгипте тесно связано c культом анимализма; звуки инструментов отождествлялись древними египтянами co звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т.п.), a также рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так один из наиболее ранних инструментов - тростниковую флейту - отождествляли c плодородием). Музыка считалась также средством развлечения, что подтверждает и её древнеегипетское название "хи" - удовольствие. Предполагается, что уже в доисторическую эпоху жители долины Hила знали определённые муз. инструменты, очевидно шумового характера, служившие для обрядовых церемоний, a также для подачи сигналов тревоги (различные виды погремушек, деревянные сандалеты и т.п. самозвучащие инструменты, носившиеся на теле). B процессе развития инструменты пополнялись примитивными систрами, бубенцами, изогнутыми трубками, a в конце доисторического периода - и первыми мелодическими инструментами - флейтами из глины, деревянными свистками и, наконец, продольными флейтами. B эпоху Pаннего царства (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) появляются в обиходе большие барабаны из сосудов в форме чаши; мн. инструменты отделываются c большой роскошью. Oднако данных o музыке той поры не сохранилось.        Hесколько более подробное представление дают дошедшие до нас источники o музыке эпохи Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н.э.). Eсть основания предполагать, что по мере расслоения общества происходит и разделение музыки на культовую, придв. и нар., развитие к-рых идёт параллельно. Eсли до этого существовало, вероятно, только одноголосное музицирование, носившее, как и y др. народов Древнего Bостока, синкретический характер, то в период Древнего царства зарождается примитивное многоголосие, и прежде всего в антифонных культовых песнопениях. Пo мере усложнения форм музицирования появляются и различные ансамблевые формы: сольное пение c инстр. сопровождением. Bозникает хейрономия - способ управления певцами (хором) при помощи системы условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижёров) получает распространение, a сами они пользуются авторитетом в обществе. Cреди имён ведущих музыкантов Древнего царства, работавших при дворе фараонов, первый в истории проф. музыкант - придв. флейтист, певец и рук. придв. капеллы Kуфу-анх, певец и исполнитель на барабане Mери, исполнительница на лире Xемре, хейрономы He Kaype, Cен, Hеферти, флейтисты Ипи, Cен-анх-вер, Mашетс, арфистка и певица Xесют, певица Ити, педагог Pe-вер, арфистка Xекену, арфисты Kаниф и Днатенеб. Профессия музыканта нередко передаётся из поколения в поколение; наиболее известной династией музыкантов была семья Cнефрунофер, c 2400 до н.э. на протяжении нескольких столетий из неё происходили придв. хейрономы и рук. вок. и инстр. ансамблей, в т.ч. военных. Известны также династии Cешемнефер и Xетеп-Xнемт (продолжатели последней- Hемаэрта, Hеферсрес, Птахапереф). Имён нар. музыкантов этого периода не сохранилось. Aнализ муз. инструментов эпохи Древнего царства даёт возможность сделать выводы o пентатонном характере музыки Древнего царства. Cохранившиеся лит. источники свидетельствуют o существовании многочисл. вок.-поэтических произв. Изображения сохранили также некоторые танц. фигуры, в частности бытового танца Иба. K концу Древнего царства муз. ансамбли достигают значительных размеров и включают как певцов, так и инструменталистов. Помимо уже упоминавшихся инструментов, в них входили тростниковые свирели (прообраз совр. кларнета), изогнутые металлические трещотки, дуговые арфы крыловидной формы и различной величины. Широко распространяются также гигантские барабаны, колотушки, трещотки в форме человеческих рук, примитивные дуговые систры, трубы, продольные флейты (уфатта).        B эпоху Cреднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.) происходит расширение сферы муз. жизни и её дальнейшая дифференциация. Pасслоение касается и музыкантов; одни из них занимают высокие посты при дворе, другие вынуждены зарабатывать на жизнь выступлениями в частных домах для развлечения богатых горожан, a третьи - вести нищенское существование бродячих музыкантов. Появляются песни разнообразного характера - философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в сопровождении арфы. B этот период ещё шире распространяется многоголосие, обогащается инструментарий. Cемейство ударных пополняется прямыми и изогнутыми трещотками из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой художеств. работы, новыми разновидностями барабанов, духовыми инструментами из рогов животных, кастаньетами и др. Эпоха Cреднего царства приносит первые опыты муз. нотации и муз.-теоретич. трудов, в к-рых трактуется космологическая теория происхождения музыки и танца. K числу наиболее видных музыкантов периода Cреднего царства относятся певцы-арфисты Hеферотеп, Игер, Tениа, певец-танцор Cиттатор, певец Ин-Aпи, певицы Kайт и Чуит, арфисты Oнчу и Дидимин, трубач Эмаб, исполнители на ударных Aca, Cнебт и Tнат, кастаньетчики Учначт и Эйе.        B эпоху Hового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) войны, и прежде всего война c Cирией, приводят к проникновению в Eгипет элементов культуры соседних народов, в т.ч. инструментов и форм музицирования. При дворе фараона в это время наряду c местной капеллой функционировала и сирийская капелла. B меньшей степени изменения затрагивают культовую музыку, сохранявшую, судя по источникам, основные черты неизменными на протяжении столетий. B быт входит новое обозначение для термина "музыка" - шама, или сама. Пo мере развития муз. культуры всё шире распространяется антифонное и респонсорное пение, внедряются новые формы сольного и ансамблевого музицирования - хоровое, инстр.-ансамблевое и оркестровое исполнительство. Муз. язык постепенно обогащается в этот период элементами хроматизма. Hаряду c нар. музыкой, гимнами и строфическими песнями большое распространение (особенно после 1200 до н.э.) получает воен. музыка. Pазвитию муз. культуры способствует деятельность многочисл. музыкантов. K началу эпохи Hового царства относится деятельность придв. рук. капеллы Aмениафиба, Aменемхеба-Me, Ta, Xетауи; в это время пользуются известностью певцы-арфисты Aхмозис, Бак, певцы Hахт, Xармозис, певицы Бакит, Aменхотеп, Mерит, Bабет, Иринефер, Bези, Cатка, Hебнеферт (единственная исполнительница на т.н. плечевой арфе). Bыступают также лютнисты Aменемхет, Педиченс, арфист Aменмозис и Aменемхеб, исполнитель на ритмич. инструментах Mутноферт, гобоистка Чант, певец и трещоточник Kaa и др. Позднее развивается деятельность хейронома Пape-эмхаба, трубачей Xози, Перпетшау, Aмоншау, певцов Ay, Hесмут, певиц Изис, Tхи, Hахт, Xенут-Mехит, Xатхор, Pенну, Hефертари, Tанезем, Tаша, Hаша, Xype, Xутай и др. Дальнейшее расширение и обогащение инструментария в эпоху Hового царства отчасти связывается большинством исследователей c азиатскими влияниями. B этот период утверждаются в муз. быту двойные гобои, барабаны разных размеров и форм - круглые и 4-угольные, симметричные лютни и лиры - от небольших до гигантских, цимбалы, кифары, арфы (угловые, плечевые и стоячие), роги, разновидности ударных - кружки, бубны, звонки, колокольчики и пр.        B Ливийско-Cаисский и Персидский периоды (ок. 1070-332 до н.э.) иноземные влияния усиливаются, вместе c тем, судя по источникам, общий характер музыки в этот период не подвергается серьёзным изменениям. Пo-прежнему широко распространено придв. и культовое музицирование. B числе видных музыкантов - певицы Xент-тани, Ирмут-панефер, Tентнау, Mepc-Aмон, Эсемхат, Hеферт-Иути, певцы и арфисты Xаруд-шах, Tамутнеферт, Псамметих-сонб, Джед-Чонсу-ин-эф-итфес, арфист Xеме, лирист Tаза, руководитель капеллы фараона Oсоркон. Bысокий уровень музыки сохраняется также в Греко-Pимский период (332 до н.э. - 395 н.э.). Были усовершенствованы старые инструменты, появляются новые формы систр, лир, флейт, барабанов, труб, a также туба, водяной орган, тимпани, псалтериум и др. K эпохе греко-римского владычества относятся и первые, дошедшие до нашего времени, муз. рукописи. Муз. практика этого периода включает огромные коллективы исполнителей (оркестры и хоры состоят из нескольких сот участников). Широкое распространение получает литургическое пение (различается несколько его стилей - александрийский, замковый и др.). Hачинается сближение егип. музыки c греческой. Eгип. музыканты этого периода пользуются признанием далеко за пределами страны. Mн. из них работают учителями в Греции, оказав там значительное влияние на муз. быт и развитие инструментария. B свою очередь греческие учёные, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. B Eгипте работали Геродот и Платон, оставившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструментов, автор гимнов и литургических песнопений Eвклид Деметриос из Палерона, теоретик Kлавдий Птолемей, писатель Aтеней, историк Диодор Cицилийский, Плутарх и мн. др. B числе видных егип. музыкантов в 3-1 вв. до н.э. - лиристка Cатирн, певица Xеме, певец Портис, исполнитель на ударных Зенобис, исполнители на ауле Mуезиз, Элланика и др. Позже пользуются известностью арфист Xорндша, цимбалист Aнх-хеп, женщина-трубач Aглаис, танцовщица Изидора и др.        Музыка Древнего Eгипта продолжает сохранять свой своеобразный облик вплоть до завоевания Eгипта арабами (639-642). Mн. из инструментов и отдельных элементов музыки сохранились y коптов - египтян, исповедовавших христианство. После византийской эры обособленность егип. муз. культуры утрачивается и начинается новый период развития, тесно связанный c иск-ном др. народов. Литература: Закс K., Музыкальная культура Eгипта..., в кн.: Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Hickmann H., Musicologie pharaonique. Йtudes sur l'йvolution de l'art musical dans l'Egypte anciene, Kehl (Rhein), 1956; его же, Die Rolle des Vorderen Orients in der abendlдndischen Musikgeschichte, "Cahiers d'histoire йgyptienne", Le Caire, 1957, No 9; его же, Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg 1, Lpz., 1961; Gregor Carl Herzog zu Mecklenburg, Дgyptische Rhythmik, Strasbourg - Baden-Baden, 1960. M. M. Яковлев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

  • Древнееврейская музыка
  • Древнеримская музыка

Смотреть что такое "Древнеегипетская музыка" в других словарях:

  • ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА — культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5 4 е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Египет —        1. древний раннерабовлад. госуд. в Африке, в долине Нила.          Исторический очерк.          Возникновение древнейшего египепского государства. Еще в эолитич. и палеолитич. периоды (сотни тысяч лет тому назад) Е. был заселен человеком.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Египет (Древний) — Египет( Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10‒6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Е.… …   Большая советская энциклопедия

  • Афроамериканцы — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне …   Википедия

  • Что? Где? Когда? — Эта статья  о телевизионной игре. О турнирах и о спортивной версии игры см. Что? Где? Когда? (спортивная версия). Запрос «ЧГК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Что? Где? Когда? …   Википедия

  • 42 (число) — 42 сорок два 39 · 40 · 41 · 42 · 43 · 44 · 45 Факторизация: 2×3×7 Римская запись: XLII Двоичное: 101010 Восьмеричное: 52 Шестнадцатеричное: 2a Нат …   Википедия

  • Гордон (телепередача) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гордон. Гордон Жанр Научно популярные и философские беседы Автор(ы) Александр Гордон Режиссёр(ы) Леонид Гюне Производство НТВ Ведущий(е) …   Википедия

  • Двенадцать — 12 двенадцать 9 · 10 · 11 · 12 · 13 · 14 · 15 Факторизация: 2×2×3 Римская запись: XII Двоичное: 1100 Восьмеричное: 14 Шестнадцатеричное …   Википедия

dic.academic.ru

Музыка Египта • ru.knowledgr.com

Музыка была неотъемлемой частью египетской культуры начиная со старины. Библия документирует инструменты, играемые древними евреями, все из которых коррелируются в египетской археологии. Египетская музыка, вероятно, оказала значительное влияние на развитие древнегреческой музыки, и через греков было важно для ранней европейской музыки хорошо в Средневековье. Современную музыку Египта считают арабской музыкой, поскольку это был источник для или влияние на другие региональные стили. Тональная структура арабской музыки определена maqamat, свободно подобным Западным способам, в то время как ритмом арабской музыки управляет iqa'at, стандартные ритмичные способы, сформированные комбинациями акцентированных и безударных ударов и отдыха.

Древний Египет

Древние египтяне приписали богине Бэт изобретение музыки. Культ Бэта был в конечном счете syncretised в тот из Hathor, потому что оба были изображены как коровы. Музыка Хэзора, как полагали, использовалась Осирисом в качестве части его усилия воспитать мир. Богиню льва Бэстет также считали богиней музыки.

Самые ранние существенные и представительные доказательства египетских дат музыкальных инструментов к Преддинастическому периоду, но доказательства более надежно засвидетельствованы в Старом Королевстве, когда на арфах, флейтах и двойных кларнетах играли. Ударные инструменты и лютни были добавлены к оркестрам Средним Королевством. Тарелки часто сопровождали музыку и танец, очень как они все еще делают в Египте сегодня.

Типично древняя египетская музыка была сочинена от фригийского доминирующего масштаба, фригийский язык измеряют, удваивают гармонический масштаб (арабский масштаб) или лидийский масштаб. Фригийский доминирующий масштаб может часто показывать измененное примечание или два в частях, чтобы создать напряженность. Например, музыка могла, как правило, быть в ключе фригийского доминирующего использования E примечаний E, F, соль-диеза, A, B, C, D и затем иметь ля-диез, B, ля-диез, G естественный и E, чтобы создать напряженность.

Средневековая музыка

Арабская музыка, как обычно говорят, началась в 7-м веке в Сирии во время омейядской династии. Ранняя арабская музыка была под влиянием византийских, индийских и персидских форм, которые были самостоятельно в большой степени под влиянием более ранней греческой, Семитской, и древней египетской музыки.

Египтяне в Средневековом Каире полагали, что музыка осуществила «слишком сильное влияние на страсти и исполнителей главной роли в веселость, разложение и недостаток». Мухаммед поэтому осудил его. Однако египтяне обычно очень любили музыку. Хотя, согласно E.W. Переулок, никакой «здравомыслящий человек» никогда не становился бы музыкантом, музыка была ключевой ролью общества. Торговцы каждого занятия использовали музыку во время работы, и школы преподавали Коран, напевая.

Музыка Средневекового Египта была получена из греческих, персидских и индийских традиций. Лейн сказал, что «самая замечательная особенность арабской системы музыки - подразделение тонов в трети», хотя сегодня Западные музыковеды предпочитают говорить, что тоны арабской музыки разделены на четверти. Песни этого периода были подобны в звуковом и простом, в пределах маленького ряда тонов. Египетская песня, хотя простой в форме, украшена певцом. Отличное изложение и дрожащий голос - также особенности египетского пения.

Профессиональных музыкантов мужского пола во время этого периода назвали (мн) Alateeyeh, или (исключительный) Alatee, что означает “игрока на инструмент”. Однако это имя относится к обоим вокалистам, а также музыкантам. Это положение считали дискредитирующим и непритязательным. Однако музыканты нашли, что пение работы или игра на вечеринках развлекли компанию. Они обычно делали три шиллинга в ночь, но зарабатывали больше гостями, дающими больше.

Профессиональных музыкантов женского пола назвали (мн) Алоим или Al’meh, что означает изученную женщину. Эти певцы часто нанимались по случаю празднования в гареме богатого человека. Они не были с гаремом, а в поднятой комнате, которая была скрыта экраном, чтобы не быть замеченной или гаремом или владельцем дома. Женщина Алоим была более высокооплачиваемой, чем исполнители мужского пола и более высоко оцененной, чем Alateeyeh также. Переулок связывает случай исполнительницы, которая так восхитила ее аудиторию, что она заработала к пятидесяти гинеям для работы одной ночи от гостей и хозяина, которых не считали богатыми.

Религиозная музыка в Египте

Религиозная музыка остается основной частью традиционных мусульманских и коптских торжеств, названных mulids. Mulids, как считается, в Египте празднуют святого особой церкви. Мусульманские mulids связаны с суфийским zikr ритуалом. На египетской флейте, названной ney, обычно играют в mulids. Литургическая музыка александрийского Обряда также составляет важный элемент египетской музыки и, как говорят, сохранила много особенностей древней египетской музыки.

Современный классический египтянин & поп-музыка

Египетская музыка начала записываться в 1910-х, когда Египет был все еще частью Османской империи. Космополитические османы поощрили развитие искусств, ободрительных женщин и меньшинств развивать их музыкальные способности. Падением Империи классическая музыкальная традиция Египта уже процветала, сосредоточенная вокруг города Каира. В целом современная египетская музыка смешивает свои местные традиции с турецким, арабским и Западными элементами.

Начиная с конца Первой мировой войны некоторые самые большие музыкальные звезды Ближнего Востока были египетскими. Современная египетская музыка прослеживает свое начало до творческой работы светил, такое как Abdu-l Hamuli, Алмэз и Махмуд Осман, которым все покровительствовал осман Хедайв Исмаил, и кто влиял на более позднюю работу самых важных египетских композиторов 20-го века: Сейед Дарвиш, Umm Kulthum, Мохаммед Абдель Уохэб, Абдель Хэлим Хафез и Закариия Ахмад. Большинство этих звезд, включая Umm Kulthum, было частью классической египетской и арабской музыкальной традиции. Некоторые, как Абд эль-Алим Хафез, были связаны с египетским националистическим движением с 1952 вперед.

Фольклорная музыка

Египетская народная музыка, включая традиционные суфийские dhikr ритуалы, является самым близким современным музыкальным жанром к древней египетской музыке, сохранив многие ее особенности, ритмы и инструменты.

Народ и возрождение корней

Египтяне даже использовали свои зубы в качестве инструментов, они будут издавать шум укола и использовали бы специальное мужество, чтобы издавать интересный шум с их зубами.

20-й век видел, что Каир становится связанным с возрождением корней. Музыканты со всех концов Египта поддерживают народные традиции, такие как те из сельских египтян (fellahin), нубийцев, арабов, берберов, цыган и бедуинов. Смеси народа и популярности также повысились с Каирской фабрики хита.

С эры Нассера египетская поп-музыка стала все более и более важной в египетской культуре, особенно среди многочисленного молодежного населения Египта. Египетская народная музыка продолжает играться во время свадеб и других традиционных празднеств. В последнем квартале 20-го века египетская музыка была способом общаться социальный и проблемы класса. Среди некоторых самых популярных египетских поп-певцов сегодня Мохамед Мунир и Амр Диэб.

Sawahli (прибрежная) музыка - тип популярной музыки от северного побережья и базируется вокруг simsimiyya, местного струнного инструмента. Среди известных певцов Абдо'л Искэндрэни и Аид эль-Ганнирни.

Саиди (верхний египтянин)

Египетские музыканты из Верхнего Египта играют форму народной музыки, названной saidi (Верхний египтянин). Les Musiciens du Nil Меткэла Кенави - самая популярная saidi группа и был выбран правительством, чтобы представлять египетскую народную музыку за границей. Другие исполнители включают Shoukoukou, Ахмада Исмаила, Омара Гарсави, Сохар Мэгди и Ахмед Мугэхид.

Нубиец

Нубийцы по рождению на юг Египта и северного Судана, хотя многие живут в Каире и других городах. Нубийскую народную музыку можно все еще услышать, но миграция и межкультурный контакт с египтянином и другие музыкальные жанры произвели новые идеи. Усилия Али Хасана Кубэна сделали его постоянным клиентом на сцене этнической музыки, в то время как социальная критика Мохамеда Мунира и сложная популярность сделали его звездой среди нубийцев, египтян и других людей во всем мире. Ахмед Муниб, наставник Мохамеда Мунира, был безусловно самым известным нубийским певцом, чтобы поразить египетскую музыкальную сцену, поющую на обоих египетских арабских языках его местный житель Нобиин. Хамза Эль Дин - другой популярный нубийский художник, известный на сцене этнической музыки, и сотрудничал с Kronos Quartet.

Западная классическая музыка

Западная классическая музыка была введена Египту, и, в середине 18-го века, инструменты, такие как фортепьяно и скрипка постепенно принимались египтянами. Опера также стала все более и более популярной в течение 18-го века, и Аида Джузеппе Верди на египетскую тему показалась впервые в Каире 24 декабря 1871.

К началу 20-го века, первого поколения египетских композиторов, включая Юсефа Грейсса, Абу Бакра Хэрэт и Хасан Рашид, начали писать для Западных инструментов. Второе поколение египетских композиторов включало известных художников, таких как Джамаль Абделрэхим. Представительные композиторы третьего поколения - Ахмед Эль-Саеди и Рэджех Дэоуд. В начале 21-го века, даже четвертые композиторы поколения, такие как Мохамед Абделвахэб Абделфэтта (Каирской Консерватории) получили внимание международного сообщества.

Реконструкция древней египетской музыки

В начале 21-го века, интерес к музыке фараонского периода начал становиться, вдохновленным исследованием таких музыковедов иностранного происхождения как Ганс Хикман. К началу 21-го века египетские музыканты и музыковеды во главе с преподавателем музыковедения Хэри Эль-Мэлтом в университете Helwan в Каире начали восстанавливать музыкальные инструменты Древнего Египта, проект, который является продолжающимся.

File:Broken Sistrum (1890) - египтянин TIMEA.jpg|Broken Sistrum

File:C+B-Music-Fig5-EgyptianSistrum.PNG|Egyptian Sistrum

Image:Louvres-antiquites-egyptiennes-p1010937 .jpg|Collection sistrums в Лувре

File:Egyptian - Sistrum - Уолтерс 541207.jpg|From художественный музей Уолтерса, 380–250 до н.э

File:C+B-Music-Fig8-EgyptianLongFlute египтянин.PNG|Ancient длинная флейта

File:C+B-Music-Fig22-EgyptianStringedInstruments египтянин.PNG|Ancient струнные инструменты

File:C+B-Music-Fig2-EgyptianWithTwoSidedDrum египтянин.PNG|Ancient с барабаном TwoSided

File:C+B-Music-Fig26-EgyptianBand музыкальная группа египтян.PNG|Ancient

File:C+B-Music-Fig15-LateStyleEgyptianLyre.PNG|Late разрабатывают египетскую лиру

File:C+B-Music-Fig1-EgyptianWomanPlayingDrum египетская женщина.PNG|Ancient, играющая на барабане

File:C+B-Music-Fig14-PeopleWithEgyptianLyre лира.PNG|Egyptian

См. также

  • Египетские Искусства отправляют Революцию

Примечания

Дополнительные материалы для чтения

  • Домик, Дэвид и Билл Бэдли. «Партнер Поэзии». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с Макконнэчи, Джеймсом и Дуэном, Orla (Эд)., этническая музыка, Издание 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр 323–331. Rough Guides Ltd, Книги Пингвина. ISBN 1-85828-636-0
  • Музыка в Египте: испытывая музыку, выражение культуры (2007) Скоттом Л. Маркусом, издательством Оксфордского университета, Нью-Йорк, ISBN 0 19 514645 X (бумага)

Внешние ссылки

  • Коптская православная музыка Египта в церкви святого Тэклы Хеймэнута
  • Арабская музыка и песни

ru.knowledgr.com

Музыкальная культура Египта - Статьи(материалы) - Каталог статей

Великолепная статья о формировании и становлении музыкальной культуры Египта!

Музыкальная культура Египта представляет собой интереснейшее явление мировой цивилизации. Ее истоки восходят к периоду 3000 лет до н.э. — 4 в. н.э.— времени возникновения, развития и расцвета цивилизации Древнего Египта. Позднее развитые местные традиции вступали в тесное взаимодействие с элементами других музыкальных культур: в процессе эволюции музыка Египта испытывала влияние тропико-африканской, греко-римской, аравийской, испано-апдалусской, персидской, турецкой и других музыкальных традиций.

Со времен завоевания государства арабами (VII в.) начался следующий этап в истории музыкальной культуры Египта. Процесс восприятия египетской цивилизацией элементов арабской культуры  (и в том числе музыкальной)  был сложным    и противоречивым.   В  сфере  музыкального    искусства    арабское влияние выразилось,  прежде всего, в   проникновении в   Египет арабских музыкальных традиций, инструментария и основ музыкальной теории. Распространение получили такие музыкальные инструменты, как уд  (лютня с пятью сдвоенными струнами), канун  (72-струнная    цитра в форме трапеции), нан   (тростниковая флейта), мизмар   (инструмент    типа    гобоя),    ребаб (одно- или двухструнный смычковый), дарабука, рикк, табл   (мембранофоны) и др. (и до настоящего времени в Египте не сложилось единой системы классификации музыкального инструментария, большинство инструментов    существуют    во    множестве разновидностей).

Выдающиеся ученые средневековья Ибн аль-Хайтан, аль-Мусаббихи (XI в.), А. Умайя (XII в.), Ибн Сана аль-Мульк, Алам абдин Куайсар, ан-Нувайри (XIV в.), аль-Магрази (XV в.) создали концепцию макама, понимаемого как общий принцип развертывания музыкальной ткани и как лад. Система макамов (макамат), получивших распространение в области музыкального искусства Египта, включает несколько десятков макамных ладов, из которых основными являются восемь (в отличие от 12 в музыкальных традициях других арабских стран): раст, баяти, сика, агам, накрис, нахауанд, хиджаз, курд, а остальные (наиболее употребительные среди них — саба, хуссайн, хузам, ирак, хиджазкар) — производными. В основе метроритмической организации музыки Египта лежит принцип «вазн» — ритмоформулы, характеризующиеся сочетанием акцентируемых («дум») и неакцентируемых («так») звуковых единиц (ритмическая линия проводится мембранофонами и идиофонами).

В музыкальной практике средневековья выделяется ряд вокальных и инструментальных жанров,  многие из  которых были принадлежностью как светской, так и духовной музыки (касыда, муашшах, лайяли, мауаль и таксим).  Эти музыкальные жанры  ассимилировали элементы местных традиций в  Сирии, Андалусии, Египте и др.  В  системе вокальных жанров  муашшах и касыда отличаются от мауаля и лайяли    более жесткой обусловленностью ритмической    и модальной     организации    и меньше, чем последние, опираются на импровизацию. Наиболее древним явлением арабской культуры считается касыда, развивавшаяся вначале как поэтическая    форма     в    традиционном творчестве бедуинов и ставшая основой и прототипом  практически  всех последующих  вокальных  жанров  арабов.   Элегический по характеру мауаль, возникший в IX—X вв. в Багдаде, в отличие от касыды, где солист нередко сочетается с хором, представляет собой чисто сольный жанр. По степени использования импровизированного начала мауалю близок лайяли, выполняюший функцию прелюдии или постлюдии по отношению к  другому, более определенному в структурном отношении жанру (в лайяли исполнитель как бы демонстрирует возможности данного лада). Муашшах, первоначально возникший как новый вид андалусской поэзии (X в.) и вскоре оформившийся как чисто музыкальный жанр, распространился в Египте с XII в. Муашшах является одним из наиболее строго организованных жанров в арабской музыке: он предполагает точное следование определенному макаму и дарбу (метроритмическая модель). Исполнялся муашшах хором, из которого время от времени выделялась сольная партия (ее расширение произошло лишь в начале XIX в., когда муашшах стал представлять собой чередование равных по протяженности и значению хоровых «мазхаб» или «хана уля» и сольных — «госн» или «дор» — эпизодов).

Из всего многообразия форм и видов музыки, распространившихся в Египте в период мусульманского завоевания, особого внимания заслуживают связанные с культовой практикой ислама традиции речитатирования Корана. Различаются два основных типа речитации Корана: тартиль (чтение текста без частых поворотов интонационно-мелодических фигур и почти не выходящее за пределы октавы) и тагуид (более распевная речитация с нередко повторяющимися мелодическими структурами и использованием иногда нескольких макамов). Существует ряд школ и направлений, отличающихся применяемыми макамами, манерами пропевания текста и др. (самой прославленной считается традиция старейшего и крупнейшего в мусульманском мире исламского университета Аль-Азхара, с которым связана деятельность многих известных речитаторов, в том числе Махмуда Собха и Альшама Муни, XVIII в.).

Особое место занимают традиции, связанные с духовным движением суфиев. Как известно, для суфизма не были характерны строгие ограничения по отношению к музыкальной деятельности, которые налагались ортодоксальным исламом. Важное значение в суфийском ритуале имеет мистическая церемония зикр, использующаяся в культовой практике мусульманских суфийских братств Ахмадийя, Евфайя, Шадилийя, Сенусийя {XIII в.) и включающая сольное и групповое пение, речитацию, а также игру на мембранофонах — дафе, таре и табле (зикры различных братств отличаются друг от друга не только в структурном отношении, но и в характере песнопений и т. д.). Необходимым условием проведения ритуала зикра являются особые круговые движения его участников с целью достижения ими состояния транса, при котором, как считается, происходит «постижение истины» («фана»).

Специфическими являются музыкальные традиции коптов. В сфере их культовой музыки выделяются так называемые херувимские песни, речитации священных текстов, исполняемые певцом-арифом в сопровождении пары медных тарелочек, а также гимны (нашид), исполняющиеся под аккомпанемент каманчи.

Включенная в систему культурных коммуникаций Арабского халифата музыкальная культура Египта периода средневековья испытывала влияние музыкальных традиций различных его районов — Персии, Средней Азии и др. (отчасти это выразилось в распространении музыкального инструментария, например лютни рубаб среднеазиатского происхождения).

В период правления мамлюков (1250—1517) наблюдался упадок форм придворного классического сольного исполнительства. Ансамблевое же музицирование, в том числе и военное, напротив, начало интенсивно развиваться (военные капеллы включали различные виды ударных и духовых инструментов, например трубы анфары, гобои зумуры, барабаны духули, литавры кус и др.).

В XVI—XIX вв. музыкальная культура Египта, входящего в состав Османской империи, впитала элементы, характерные для музыкальных традиций, складывавшихся в Турции. Закреплялись инструментальные ансамблевые формы башраф, самаи, дулаб, виды военной музыки, а также специфическая египетская форма тахмиля.

Рубеж XVIII—XIX вв.  ознаменовал собой начало процесса взаимодействия   египетской   музыкальной   культуры  с  музыкой Западной Европы.  Практика  военных оркестров западного типа, под музыку которых    проходили    многочисленные    парады войск, оперные представления, устраивавшиеся во время пребывания французского экспедиционного корпуса, возглавлявшегося Наполеоном Бонапартом, в египетских городах,    привели к образованию западноевропейского культурного пласта в музыке Египта. Это также способствовало    возникновению    в 60—70-е годы XIX в. в Каире традиции духовых    оркестров    западного типа   (наиболее известными их руководителями были Мухамад Закир Бек, автор военных маршей «Аббас», «Афрах-аль-Кубба» и «Аль Гавапем», и его ученик Мухаммад-аль-Баюни Афанди). Большая тембровая красочность и громкость звучания оркестров способствовали  их широкому применению в местах общественного отдыха  (характерными стали выступления оркестров в парках и  на  площадях  Каира).  При  французском  экспедиционном корпусе находилась также группа     ученых,    главной задачей деятельности в Египте которых было изучение египетской истории, культуры, географии. Среди них был Ж. Вийото, автор первой в Западной Европе работы о музыкальной культуре Египта.

В годы правления Мухаммеда Али  (1805—1848)  открылись первые музыкальные школы для подготовки музыкантов  военных оркестров, в которых преподавали педагоги из Германии, Франции, Италии. В то же время в основном сохранялась ориентация на традиции, идущие из Турции: для выступлений приглашались труппы турецких музыкантов; оркестр армии Мухаммеда Али (организованной по образцу османской) практически не отличался от турецкого мехтерхане. Подобную политику продолжал и преемник Мухаммеда Али — хедив Исмаил. Важным событием в эти годы стало открытие в Каире первого в Африке оперного театра (1869 г.), в котором состоялась премьера оперы Дж. Верди «Аида» (как известно, опера была заказана к церемонии торжественного открытия Суэцкого канала).

Европейское влияние на египетскую музыку усилилось в последней трети XIX в., особенно после превращения страны в английскую колонию. В это время в Египте открывались музыкальные школы западного типа, ставились оперы западноевропейских авторов, начинали работать итальянские музыканты.

Уже в первые десятилетия XIX в. значительно усилился процесс урбанизации музыкальной культуры Египта, демократизировались многие формы классического музыкального искусства. Вместе с тем достаточно сильное смешение элементов городской и сельской культуры происходило даже в таком крупном культурном центре, как Каир, где наблюдалось удивительное сочетание классических и «низовых», старых и новых, местных западных музыкальных стилей. Среди представителей нового направления выделялись исполнители Ахмед аль-Лайти (лютня), Амин Бузари (флейта) и др.

Период второй половины XIX — начала XX в. — время так называемого египетского возрождения, отмеченное подъемом национального самосознания, в области музыки характеризовался развитием двух основных тенденций: бурным расцветом жанра аль дор (адуар) и музыки, связанной с развитием театральных форм. Аль дор, ставший важнейшим музыкальным жанром XIX в., отличает опора па принципы макама и дарба; исполняется аль дор певцом мутрибом в сопровождении инструментального ансамбля и хоровой группы. Среди выдающихся исполнителей аль дора — Мухаммед аль-Маслуб (расцвет его творчества пришелся на середину XIX в.), Мухаммед Осман (последняя четверть XIX в.), Абд аль-Хамули (последняя четверть XIX — начало XX в.) и др.  Большинство музыкантов были выходцами из образованного слоя городского населения, обучавшегося в мусульманских школах медресе, где учение Корана было неразрывно связано с практикой его речитатирования, требовавшей известной музыкальной подготовленности (например, знания определенных макамов и т. д.).

Во второй половине XIX в. складывается модель специфического  «египетского концерта» — сахры,    представляющего    собой выступление певца-солиста в сопровождении тахта и вокальной группы. В разной последовательности сахра включает такие жанры, как самаи, дулаб, таксим, муашшах, лайяли, мауаль, дор и (позднее) тактука (строфическая песня на разговорном арабском языке), они объединяются в циклическую композицию уасла (концерт включает несколько уасла). Проводилась сахра как в специальных помещениях (павильонах), так и на открытых площадках, в кофейнях и т. п.

С конца XIX в. в новых формах развивалось театральное искусство Египта, получившее характерное выражение еще в период средневековья (форма театрального представления с музыкой сложилась в рамках традиционного кукольного театра карагез).

10—20-е годы XX в. были отмечены развитием популярного жанра так называемой арабской оперетты, представляющей в структурном отношении чередование музыкальных номеров, тандев и разговорных диалогов. Автором знаменитых музыкальных спектаклей «Шахразада», «Бубновая десятка» и «Аль-Ба-рука» является выдающийся композитор Сайид Дервиш (1892—1923). В его творчестве, отличавшемся острой социальной направленностью и актуальностью тематики, сложился новый тип музыкальной экспрессии, специфика которого заключалась в сочетании элементов различных стилей, использовании оркестра, состоящего из западных инструментов, и др.

В 1914 г. в Каире открылся музыкальный клуб, ставший впоследствии Школой восточной музыки, а с 1929 г. — Институтом арабской музыки — центром по профессиональной подготовке музыкантов в арабских странах. В 1927 г. по инициативе композитора Абу Бакра Хайрата было организовано Музыкальное общество Египта, в 1935 г. открылся Музыкальный женский институт.

С начала XX в. в Египет начали проникать новые технические достижения:  грамзапись,     радиовещание,    кинематограф. Первые образцы грамзаписи египетской музыки были сделаны рядом  европейских фирм — «Одеон»,  «Байдафон»,  «Полифон», но вскоре появились и египетские    фирмы    грамзаписи,    киностудии; в 1934 г. открылся Дом египетского радиовещания. Выдающимися  представителями  нового,  переломного для  египетской музыкальной культуры направления   стали певец, композитор, киноактер    и    режиссер    Мухаммед     Абд     аль-Ваххаб (р. в 1902 г.)  и певица Умм Кульсум  (1902—1975). Мухаммед Абд аль-Ваххаб получил известность    как    создатель     нового лирического песенного  стиля,  сочетающего    египетские   (влияние творчества Сайида Дервиша) и евроамериканские элементы. В    творчестве   другой     представительницы    этой     волны     откристаллизовался тип длинной песни — так называемой песни-монолога   (популярность Умм  Кульсум  вышла далеко за  пределы Египта: исполнительницу называли «музыкальным чудом», «звездой Востока», в АРЕ учреждена музыкальная премия им. Умм Кульсум, которая присуждается лучшим вокалистам).

Возросший интерес в странах Европы к проблемам музыки Востока, а также обеспокоенность арабских музыкантов судьбами своей музыкальной культуры вызвали необходимость организации первого Конгресса арабской музыки, состоявшегося в 1932 г. в Каире. На нем решались проблемы музыкального образования, изучения и популяризации арабской музыки. Конгресс во многом стимулировал рост интереса к своей музыке в арабских странах. В числе участников Конгресса были ведущие специалисты в этой области — крупнейшие композиторы и музыковеды: Р. д’Эрланже, X. Дж. Фармер, Б. Барток, А. Хаба, К. Закс, П. Хиндемит и др. Идеи конгресса получили дальнейшее развитие в музыкознании Египта: начиная с 40-х годов появляются работы по истории и теории арабской музыки ведущих египетских музыковедов: Махмуда аль-Хефии, Юсефа Шауки, Ахмеда Абу Офа, Хусейна Фаузи и др.

В 40—50-е годы складывается композиторская школа Египта, крупнейшими представителями которой являются авторы театральной, симфонической и камерной музыки — Абу Бакр Хайрат и Юсеф Грейс. В их сочинениях (одно из наиболее ярких среди них — симфоническая поэма «Египет» Ю. Грейса) впервые используются приемы письма, характерные для западной техники. Западное воздействие в области музыки выразилось также в широком распространении форм популярной музыки, во многом связанной с влиянием евроамериканской. В 1969 г. в Каире был создан первый в Африке джаз-бэнд (художественный руководитель и дирижер — Салах Рагаб). Традиции А. аль-Ваххаба и У. Кульсум развивают певцы и певицы—Шадья, Шамсахлям, композиторы-песенники Балих Хамди, Камиль Тауиль, Мухаммед Магхи и др. Популярность западной оперной традиции привела к появлению исполнителей — певцов и певиц — Габер аль-Бельтаги, Ратибы аль-Хефни, Кармен Закки; пианистов — Мину Рагеба, Рамзи Яссы, скрипача Хасана Шарары, виолончелистов — Фуада Рухайема, Мустафы Нагема, дирижеров — Ахмеда Эбейда, Юсефа ас-Сисси и др. В здании Каирской оперы (до того как оно было разрушено в результате пожара), в концертном зале им. С. Дервиша и в других залах и театрах проводились и проводятся концерты симфонического оркестра, оперной и балетной трупп Каира.

После июльской революции 1952 г. музыкальная культура получила новые импульсы к развитию. В 1955 г. был основан Союз профессиональных музыкантов, развивалось композиторское творчество, крупнейшими представителями которого стали известные композиторы Абд аль-Халим Нуэйра, Азиз аль-Шауан, Мухаммед Рифаат Гарана, Гамаль Абд аль-Рахим, Фуад аль-Захири, Халим аль-Даб, Гамаль Саляма и др. Особое внимание уделяется подготовке национальных кадров, которая ведется в ряде средних и высших учебных заведений страны — Каирской консерватории (основана в 1959 г.), Каирском институте арабской музыки, Каирском институте музыкального воспитания, Александрийском филиале Каирской консерватории, Каирской высшей музыкальной школе, Каирской балетной школе (основана в 1959 г., с 1967 г. — Высший хореографический институт) и других институтах.

Существенную помощь в постановке музыкального образования в Египте оказали специалисты из Советского Союза и других социалистических стран. В консерваториях страны работали советские музыканты — И. Беридзе (скрипка), А. Чиджавадзе (виолончель),               Дж. Михайлов (композиция), А. Орфенов (вокал) и др. Ряд египетских музыкантов обучались в музыкальных вузах СССР.

Большое место в современной культуре    Египта    занимают традиционные музыкальные формы, многие из которых развивались на протяжении столетий. Разнообразие их жанров, видов и стилей обусловлено этническими, социальными и конфессиональными различиями. Традиционные формы музыки жителей Нижнего и Верхнего Египта, Нубии, а также берберов, коптов, кочевников-бедуинов Ливийской и Аравийской пустынь    и жителей Синайского полуострова отличаются своеобразием ладовых систем, инструментария,  музыкальных жанров.  В  районах Нижнего Египта наиболее распространены    такие инструменты, как гобой   мизмар,  двойной   кларнет   аргуль, барабаны дарабука и табла балади, бубен рикк, тарелочки кусат и др.; типичным    инструментальным    ансамблем,     сопровождающим проведение традиционных праздников, является сочетание мизмаров и табла балади. Из песенных жанров выделяются трудовые  (в частности, рыбацкие), свадебные,    похоронные,    танцевальные с хлопками, песни по случаю дня рождения, а также лирические муали. В музыкальной практике жителей остальной территории Египта  широко    используются    флейты    саламийя (районы Верхнего Египта, Синайского п-ова,     у    бедуинов    пустынь),  пятиструнная  лира  тамбура   (Синайский  п-ов,  Нубия, побережье Красного моря)   и другие инструменты.    В области вокальной музыки особую роль играют эпические циклы «Айюбийя», «Халилийя» и др., исполняющиеся странствующими музыкантами    Верхнего    Египта      (характерна    дифференциация групп   музыкантов,   «специализирующихся»   на   исполнении   какого-либо одного определенного цикла).

Большое внимание в стране уделяется собиранию и изучению традиционного музыкального наследия; при министерстве культуры и информации создан Центр фольклорных исследований, при Академии арабской музыки функционируют комитеты по традиционной музыке и фольклору, вопросами традиционного музыкального искусства занимается Высший музыкальный комитет.

В АРЕ получают развитие профессиональные и любительские формы музыкального искусства; созданы песенно-танцевальные ансамбли (в их числе — Национальный танцевальный ансамбль Египта, Египетская национальная труппа народного искусства, Суэцкая фольклорная танцевальная труппа и др.). Важную роль в музыкальной культуре продолжает играть классическая музыка. Среди ведущих ее представителей — инструменталисты Мухаммед Али Гомаа (уд), Сами Нусейр и Камиль Абдалла (канун), Вахби Лабиб (най), певец Ибрахим аль-Хаггар, а также Оркестр арабской классической музыки (основатель — Абд аль-Халим Нуэйра).

Таким образов мы обращаем внимание на тот факт, что музыкальное искусство Египта резко отличается от привычной нам музыки и является явно специфическим. Отличается не только сама музыка (здесь не услышишь привычные нашей культуре мотивы), но и инструменты, и вообще принципы обучения музыке. Но, несмотря на это, в египетской музыке можно услышать все: симфоническую оркестровую музыку, оперы, инструментальную музыку и современные мотивы. Многие египетские исполнители-вокалисты, группы, музыканты, композиторы и дирижеры известны на весь мир. Их выступления не только прекрасно принимаются на всех известных музыкальных фестивалях, но и получают высокие, достойные только для настоящей истинной музыки, похвалы и награды. Музыкальное искусство Египта с каждым годом лишь совершенствуется и пока не известно каких высот достигнут египтяне и смогут ли они превзойти всех, возможно даже тех, кто когда-то заложил начальные истоки вообще такому понятию как музыка.

По материалам http://www.egypets.ru/culture/27/

laziz.ucoz.ru

Музыкальная культура Древнего Египта и Двуречья | ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ | МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА | Культура. Искусство. История

Материалы по теме: Изучение музыки Древнего Египта и государств Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные — тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи, отдельные упоминания в документах. Сведения приходится собирать по крупицам, и находят их порой в самых неожиданных местах — хозяйственных отчётах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.

Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных. Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи.

Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближённых на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню.

В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях (сцены ритуального пира или собрания богов). Музыкальные инструменты похожи на своих египетских «собратьев» — это арфы, лиры, лютни и флейты.

Музыкальное письмо

В 1967 г. при раскопках финикийского города-государства Угарита была найдена табличка XV в. до н.э. с текстом религиозного гимна. Это пока единственная запись музыки Двуречья. Слова гимна написаны на хурритском языке, а «ноты» — на аккадском. Расшифровку сделали специалисты из Бельгии, Великобритании, США и Чехии; в результате получилось четыре абсолютно разных произведения. Почему же столь сложно расшифровать даже такое маленькое музыкальное сочинение? Причину следует искать в особом способе записи музыки.

В Двуречье использовали клинопись — письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия — интервал. Как должны исполняться эти звуки — последовательно или одновременно, в тексте не указывалось. По поводу записи египетской музыки существуют разные предположения. Если с этой целью применяли иероглифы — рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию, — тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и особый способ обозначения звуков через жесты — хирономия (от греч. «хе'йр» — «рука» и «но'мос» — «закон»). Она практиковалась, вероятно, в хоровом пении и известна по изображениям на рельефах гробниц.

Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные произведения записывались неполно? Почему, создавая сложные системы письменности, древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный для музыки, подобно тому как европейцы пришли к созданию нотной грамоты? Вероятно, в сознании древних египтян и жителей Двуречья музыка была значительно теснее связана со словом, нежели в более поздние эпохи. К тому же характер музыки мог зависеть не только от содержания текста, но и от трактовки его исполнителем. Возможно, поэтому музыкант записывал лишь самые необходимые сведения, на основе которых он импровизировал.

В отличие от исторической хроники или поэтического произведения музыкальный текст был всего лишь своего рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращённом виде и, скорее всего, была понятна только исполнителю. Было развито хоровое пение; умение петь и управлять хором входило в обязанности писцов. При раскопках в городе Ур обнаружены клинописные «учебники» по пению. От II тысячелетия до н.э. до нас дошли термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры, — всего четырнадцать слов. Они встречаются в текстах из Ура, Ниппура, Ашшура и некоторых других древних городов. Расшифровать их удалось только в 60—70-х гг. XX в. И хотя учёные до сих пор спорят о том, каково было настоящее звучание древних интервалов и ладов, можно твёрдо сказать, что в Двуречье музыканты не только создавали и исполняли музыку, но и накапливали знания по музыкальной теории.

Источник: Н.Боровская, О. Живаева, А. Русакова, А. Тимофеев Язык музыки // Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68   Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2000.

Не можете заснуть ночью, а утром чувствуете себя разбитыми и уставшими? Наверное все дело в старом матрасе, который лишает вас комфортного сна.  Пришло время купить матрас - 24 часа в сутки вы будете спать спокойно.

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальная культура Древнего Египта и Двуречья" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

orpheusmusic.ru