Как улучшить свою память? Используйте метод древних греков. Как тренировались древние греки
Где и зачем тренировались греки?
Борьба была самым любимым видом спорта в Древней Греции. На заднем плане два гелланодика (судьи).
Большую часть дня молодые греческие спортсмены проводили в гимназионе, который включал в себя палаистру, школу борьбы, и дромос, беговой круг. Название «гимназион» произошло от слова «gymnos» — «обнаженный». На соревнованиях спортсмены выступали в обнаженном виде. Женщины не имели права входить в гимназион и смотреть на спортсменов.
Агоны проводились в большом количестве. Те, у кого было время и желание, могли попробовать свои силы в гимназионе ближайшего крупного города.
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. В отличие от обычной борьбы, которая проводилась в соответствии со
строгими правилами, в вольной борьбе, панкратионе, было разрешено практически все. Противника можно было пинать, бить, душить,
ставить подножку и ломать кости. Запрещалось
только кусаться и царапаться.
В крупных агонах имели право принимать участие только профессиональные спортсмены, знавшие все правила соревнований. На тренировки и обучение уходили многие месяцы. Победители получали достойную награду.
Венок из листьев священного дерева имел чисто символическое значение, но почести и материальные блага, на которые мог рассчитывать победитель Олимпийских или Дельфийских игр, были значительны. Ему предоставлялось бесплатное питание во дворце в течение всей жизни, щедрое денежное вознаграждение из государственной казны, освобождение от налогов, почетное место в театре и личная статуя. «Прославлен как атлет», — говорили в Элладе, когда хотели выразить восхищение известным человеком.
ГЕЛЛАНОДИКИ. Так называли судей Олимпийских игр,
которые приняли
присягу и хорошо знали правила соревнований. Они наблюдали за
тренировками атлетов,
следили за ходом соревнований, дисквалифицировали
и наказывали
спортсменов. Гелланодики вручали
награды и заносили имена победителей в официальные списки.
Какая участь ждала проигравших?
«Главное — участие», — говорят сегодня. «Главное — победа, — возразил бы греческий атлет, — участь побежденных — позор и насмешки». Зрители громко смеялись над борцами, которые уползали с места боя с поломанными ногами и руками. Особое веселье вызывали изуродованные ударами лица боксеров, которые лишались глаза или уха и которых уносили с ринга еле живыми. Сегодня боксерские перчатки немного смягчают силу удара. Античные боксеры обматывали руки и предплечья кожаными ремнями, в которые были вделаны острые железные шипы.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Как тренировались атлеты прошлого
Казалось бы, какое нам дело до того, как тренировались люди 75-100 лет назад? Да и я в прошлой статье написал, что мир с тех пор сильно изменился. Прогресс, наука, новые методики… Однако, скоро Вы увидите, что опыт тренировок тех времен имеет для нас, обычных физкультурников, огромное значение.
Да, мир изменился. Но я говорил об этом в контексте того, что раньше атлеты сначала набирали мышечную массу. А потом, если было нужно, сбрасывали лишний жир. Сейчас большинство из нас имеют изначально лишний вес (жир уж точно!). Так что эта СТРАТЕГИЯ нам не подходит. Однако, нам отлично подойдет их тактика тренировок.
В «Стратегии построения красивого телосложения» одним из постулатов являлось то, что современная фитнес-индустрия лжива. Стероиды + агрессивный маркетинг «рулят»! Однако, до конца 50-х не было ни первого, ни второго. И значит, мы можем с уверенностью рассматривать успешный опыт, не боясь, что нас обманут.
Не менее важным для нас является так же тот факт, что атлеты тех времен не походили на современных фриков с помоста «Олимпии». Героев прошлого отличали широкие плечи, узкая талия, прорисованный пресс, стройные мускулистые ноги. Практически греческий идеал. Тела воинов, а иногда даже и греческих богов. Вы же хотите себя видеть такими? Или вам больше нравится образ современного культуриста — с пузом, чрезмерно раздутыми мышцами и огромными непропорциональными ляжками (которые у них считаются сейчас как раз пропорциональными)?
Если вы выбираете действительно красивое тело, то скоро вы узнаете:
На что делать акценты в своих тренировках, чтобы получить тело вашей мечты.
Как часто нужно тренироваться, чтобы постоянно прогрессировать.
Как применить полученные знания в домашнем тренинге. Это важный пункт. Скоро узнаете почему.
Не буду затягивать предисловие и перейду к самому главному.
Атлеты достероидной эпохи в тренировках делали акцент на развитие силы.
Дело в том, что изначально эти ребята были… цирковыми артистами. Они и боролись, они и выполняли тяжелоатлетические движения плюс силовые трюки, они и поражали людей своими мышцами. Только потом это всё вылилось в разные виды спорта (борьба, тяжелая атлетика, бодибилдинг). Чем больше проходит времени, тем дальше эти дисциплины друг от друга. Хотя до сих пор есть представители «старой школы», которые, как минимум, в тренировках объединяют тяжелоатлетические и бодибилдерские методики.
Так вот эти Люди из прошлого достаточно чётко для себя уяснили: ЧЕМ ТЫ СИЛЬНЕЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ ВЫГЛЯДИТ ТВОЯ МУСКУЛАТУРА. Без всяких ученых и масштабных исследований. Только практика и опыт. Другое дело, как достичь этой силы.
Мы можем взять определение силы, как физического качества (подробности в статье «8 качеств или 1 секрет красоты»):
Ты тем сильнее, чем больший вес сможешь одолеть в упражнении. Или, в отсутствии свободных весов, чем сложнее технически упражнение можешь сделать (например, отжимание на одной руке сложнее, чем отжимание на двух).
Атлеты прошлого «заморачивались» на поднятии веса. Но точно так же, эмпирическим путем, они установили, что если постоянно брать максимум на один раз:
а) Технически сложно прогрессировать на каждой тренировкеб) Мышцы слабо поддаются гипертрофии (это во многом следствие пункта а)
Таким образом появилась система подходов и повторений. Которой мы пользуемся до сих пор. Только современный стероидный бодибилдинг развил эту технику до невероятных объемов этих самых подходов и повторений на каждую группу мышц. В прошлом было не так.
Тогда атлеты выполняли в среднем по 2-3 подхода (не считая разминочных) из 4-8 повторений. Часто упоминается схема 3х5 (некоторые называют ее 5х5, но там включены 2 разминочных подхода с более легким весом). Нам на самом деле не так важно четкое количество. Но важно четко понимать, что они делали небольшое количество подходов, с относительно небольшим количеством повторений, однако с большим весом. Так как вес был действительным критерием силы, сила была причиной роста мышц (и остается по сей день), то тяжесть штанги, так сказать, определяла…
Основной набор упражнений
Изначально основных упражнений было всего… ОДНО. Оторвал штангу от земли и поднял ее на головой. Кто смог поднять больше, тот самый крутой. Ни жима лежа, ни, тем более, каких-то разводок гантелей, ни, ещё более тем более, каких-то тренажеров. Штанга и пол. Всё. Однако, скамья (а с ней жим лежа) скоро появилась. Так же основное движение разбилось на несколько составных, но, тем не менее, естественных движений — тяга, присед и жим. Подробности о значимости этих движений можно прочитать в статье «Базовые движения человека: тяни, толкай, лягай«.
Поскольку эти движения и правда вполне естественны для человека, то в них и вес можно поднять (толнуть, потянуть, лягнуть) больший, и прогресс шел быстрее. Я сейчас использую обобщенные знания (в прямом смысле — что было общего у атлетов прошлого). То есть каждый делал акцент на своем, но основные упражнения можно всё же выделить:
Жимы:
Жим над головой стоя(армейский жим)
Жим лёжа
Отжимания и отжимания на брусьях
Тяги:
Становая тяга
Тяга к поясу в наклоне
Подтягивания
Приседы:
Приседания со штангой на плечах
Приседания со штангой на груди
Приседания на одной ноге
Многосоставные движения:
Подъем на грудь
Подъем на грудь и жим над головой
Приседания и жим штанги (сейчас это называют «трастеры»)
Так же спортсмены выполняли всякие атлетические трюки, но это больше было использование приобретенной силы, чем ее развитием.
Всякие там подъемы на бицепс, подъемы штанги перед собой, разводки гантелей и т.д. тоже присутствовали. Но не у всех и не всегда. Они носили скорее вспомогательный характер.
Вы, наверняка, уже заметили, что все это методологически относительно просто. Для многих вообще ничего нового. Мол, и чем ты, Дима, хочешь нас удивить? Но я не хочу вас удивлять. Я призываю вас задуматься о силе простоты, вернуться в ту эпоху, где не врали на каждом шагу, и пересмотреть ваш собственный путь. Не завязли ли вы в обещаниях авторов стероидных бро-сплитов, супер-современных методиках увеличения объемов и интенсивности, использовании «изолированных» упражнений с легким весом? Кстати, о сплитах и объемах. Настало время рассмотреть частоту тренировок героев достероидной эпохи.
Как часто тренировались атлеты прошлого?
И сразу отвечу — 3 раза в неделю!
С небольшой оговоркой, мы говорим о силовых тренировках, на которых атлеты выполняли тяжелые базовые упражнения с большими весами. Между ними они тоже пластом не лежали. Мало того, что работа была в основном физическая. Так ещё нужно было оттачивать технику своих номеров, заботиться о здоровье (делать кардио, растяжку, гимнастику). Всё это скорее являлось частью восстановления, чем какой-то реально значимой нагрузкой.
Особой магии в цифре 3 никакой нет. Просто между тяжелыми тренировками оставляли день для отдыха. Так как неделя у нас 7-дневная, и 1-2 выходных, то их старались уделить семье или делам по хозяйству. А зачем нужен день отдыха?
Многие знают, что современные качки тренируются каждый день (некоторые по 2 раза). Но, якобы, они же тренируют каждую группу мышц отдельно. Поэтому, можно сказать, что на каждую мышцу приходится одна-две тренировки в неделю. Сказать-то можно, а вот считать это правдой нельзя.
Смотрите, те же плечи работают во всех жимовых движениях (в жиме лежа и разводках на грудь тоже). Бицепс работает во всех тяговых движениях. А вот становая тяга — это упражнение на ноги или на спину? Я там сверху использовал сочетание «изолированные» упражнения». Не зря в кавычках. Нельзя изолировать какую-либо мышцу. Так или иначе она работает. Даже, если просто стабилизатором корпуса или для удержания траектории снаряда. Так что, если упражнение односуставное, это не означает, что в нем работают только мышцы вокруг сустава. Напрягаться может всё, вплоть до сфинктера.
А связки? А суставы? Поясница в конце-концов? Как их можно выключить из любой силовой работы? Ну, фиг с ним. Пусть будет гипотетически возможно тренировать отдельно грудь, отдельно плечи, бицепс, трицепс, спину, квадрицепсы бедра, бицепсы бедра, голень и ягодицы. Но… нервная система! Ее нет отдельно на каждую мышцу. При этом любая тренировка — это боль, преодоление, стресс. Тут как быть?
Вот атлеты прошлого нашли ответ — день отдыха между силовыми тренировками. Современные атлеты нашли другой путь — стероиды. И многие даже не понимают, что именно они, а не какой-то там хитровыдуманный сплит, позволяют им часами зависать в зале и прогрессировать.
Был ли сплит (разделение тренировок по группам мышц) в достероидную эпоху?
Ну, в какой-то мере был. Хоть и на каждой тренировке прорабатывалось все тело (сейчас такой тип тренинга называется фуллбади), акценты могли быть расставлены по-разному. То есть с точки зрения состава упражнений все три тренировки могли отличаться друг от друга. Или по очереди чередовали две. Хотя были и те, например, Стив Ривз, кто 3 раза в неделю делал один и тот же комплекс.
Разбиение условно могло выглядеть так: на одной тренировке выполнялся жим стоя, на другой жим лежа; на одной тренировке подтягивания, на другой тяга штанги в наклоне; на одной тренировке приседания, на другой становая тяга; на одной тренировке отжимания на брусьях с акцентом на трицес, на другой с акцентом на грудь (немного меняется положение корпуса) и так далее. Четких указаний на этот счет не было, все было крайне индивидуально. А общее, напомню, было все то, что сказал выше:
Тренировки с акцентом на развитие силы (2-3 подхода в упражнении по 4-8 повторений).
Тяжелые базовые движения (тяги, жимы, приседы). Причем часто по одному упражнению из каждой категории за тренировку.
Тренировки 3 раза в неделю (день отдыха между тренировками).
«Это, конечно, всё очень хорошо! Но что нам это дает? Ведь дома у нас не тренажерный зал! Где взять огромные веса для становой тяги? Где взять стойки для приседаний? Где в квартире уместить скамью для жима лёжа?» — скажете вы. И будете правы. Так как наш проект о домашних тренировках. Поэтому, друзья, двигаемся дальше.
Как применить опыт атлетов прошлого к домашним тренировкам?
Тут я позволю себе некоторое отступление. Эта статья из цикла «Тело мечты». Этот цикл в целом посвящен развитию «Тела воина» (подробнее в статье «Стратегия построения красивого телосложения»). Может со временем мы тут доберемся и до «Тела античного бога». Обе эти фазы следуют за этапом ОФП (или «Телом охотника»). Так что информация из данного материала нацелена на людей, которые более-менее уже привели себя в форму, умеют подтягиваться и отжиматься в классическом стиле, развили сердечно-сосудистую систему всяким HIIT-тренировками. В общем стали такими, как в свое время могли начинать атлеты прошлого, до того, как стали этими атлетами. Если вы еще не прошли фазу ОФП, то рекомендую вам свою книгу «Фитнес дома: трансформация тела за 84 дня» (с помощью нее вы быстро приведете в состояние, готовое к тяжелой силовой работе). А, чтобы вы не подумали, что я тут тупо вымогаю деньги, могу сказать, что почти все материалы этого сайта, а исключением данной рубрики, посвящены фазе общей физической подготовки — берите любую программу и работайте по ней. Просто в своей книге я предложил наиболее приемлемую на мой взгляд схему, которая точно работает (проверено уже сотнями людей).
Теперь по-существу вопроса.
Самое главное, что вы должны понимать: вес снаряда — это не единственный вид сопротивления, который развивает тело. С учетом того факта, что у тела есть и собственный вес. И у нас достаточно форм упражнений для каждого вида базового движения (тяги, жимы, приседы), сопротивление в которых будет держать их выполнение в диапазоне 4-8 повторений.
Например, если вы можете отжиматься более 8 раз в классическом стиле, то поставьте ноги на возвышение. Или отжимайтесь так, чтобы больщие пальцы рук соприкосались друг с другом. Можно отжиматься на одной руке (сначала от стола, потом от стула, потом с пола с колен, потом в упоре лежа). Можно отжиматься с хлопком, а можно с хлопком за головой. Те же самые прогрессии есть и у приседаний, и у подтягиваний, и у подъемов ног. Есть так же прогрессии в горизонтальных подтягиваниях и вертикальных жимах (в стойке на руках).
На этом сайте представлены несколько прогрессий в этих движениях: смотрите в разделе «Об упражнениях». Всяко найдете ту форму, которая для вас будет являться работой на силу. Освоите один уровень, переходите на второй.
Например, выбрали на тренировку по одному жимовому движению, одному притягивающему и одному на ноги. И поехали по этап прогрессии. Получилось 3х8? Переходим к следующему уровню сложности в этом упражнении.
Есть и другой вариант — с использованием подручного веса. И это тоже даст вам невероятную прибавку к силе. Возьмем подтягивания, отжимания на брусьях (используем стулья со спинками) и приседания на одной ноге. Получилось 3х8 в упражнении? Берем рюкзак, кладем туда бутылку с водой (песком) или любой другой груз. Для подтягиваний и отжиманий рюкзак вешаем на спину, для приседаний пистолетиком держим перед грудью. Получилось? Кладем еще бутылку на следующей тренировке. Думаете это просто? Если да, то ошибаетесь.
Так что вот вам, пожалуйста, 2 нормальных варианта, как работать на силу в домашних условиях. Это может быть не так весело, как всякие попрыгушки HIIT или работа в разных объемных протоколах… Но это очень эффективно. И, помните, чем вы сильнее, тем лучше вы выглядите. Однако, тут нельзя забывать про питание (а на фазе «Тело Воина» это вообще самое главное!). Но об этом мы поговорим позже.
Ваш домашний тренерДмитрий Гудков
P.S.: комментарии на сайте отключены из-за большого количества всякого спама. Если есть какие-то вопросы, милости прошу в нашу группу ВКонтакте: https://vk.com/trainathome
trainathome.ru
древнегреческие истоки физической культуры и культа тела
Роль Древней Греции и влияние философов на формирование современной культуры фитнеса и мускулистого тела. Античные тренировки и диета для мышц.
Древняя Греция - родина фитнеса
Во многих языках до сих пор прослеживается влияние греческих корней фитнеса - английское слово gym, испанское gimnasio и португальское academia отсылают к античному спортзалу. Французское слово culturisme и английское fitness появились значительно позже.
В Афинах, столице Древней Греции, действовало три публичных gymnasium, обучавших науке, философии и физической культуре: Лицей (Lyceum), Академия (Academy) и Киносарг (Cynosarges). Первую основал философ Платон, вторую его ученик - Аристотель.
Стандарты греческой красоты
Важно помнить, что современные белые статуи из мрамора, воспринимаемые многими как памятники Древней Греции, в подавляющем большинстве случаев являются более поздними римскими копиями, а оригинальные статуи изготавливались из бронзы.
Очевидно, что полированный метал более подходит для демонстрации мускулистого и рельефного тела, чем мягкие линии мрамора. Сам типаж идеального мужчины скорее близок к голливудскому олицетворению греческих богов, чем к статуи Давида (1504 год).
В здоровом теле здоровый дух
Мыслители Древней Греции были уверены, что существует неразрывная связь между интеллектом, физически развитым телом и здоровьем. Среди высшего класса демонстрация разносторонних знаний и демонстрация своего тела были неразделимы.
Интересно, но само слово gymnasium образовано от слова gymnos («голый») - по сути, гимназией называлось место, где мужчины тренировались обнаженными. Женщины не допускались ни в гимназии, ни на спортивные соревнования, ни в публичные школы.
Arete
Греческий термин arete обозначает состояние, в котором человек находится в наивысшей точке своего интеллектуального и физического развития. При этом исключительно гармония души, тела и разума позволяет достичь arete и наслаждаться жизнью максимально полно.
Для жителей Афин гимназии были не только спортзалом в современном понимании этого слова, они были важнейшей частью повседневной жизни, поскольку именно там люди совершенствовали себя не только упражнениями, но и философскими рассуждениями.
Философия и фитнес
Платон считал, что физические тренировки должны занимать как значительное место в образовании подростков, так и большую часть повседневной жизни взрослых. При этом он был уверен, что физические упражнения способны лечить болезни.
Интересно, но падение Древней Греции и главенство Католической церкви на сотни лет разделило душу и тело. Многие века считалось, что тело является лишь временным пристанищем души, и значит совершенствовать себя физически совершенно не нужно.
Древнегреческая диета для мышц
Примерно в 460 году до нашей эры многократный чемпион классических Олимпийских игр Дромеус (Dromeus of Stymphalus) разработал специальную «мясную диету» для набора мышечной массы, быстро ставшую популярной благодаря своей эффективности.
Согласно этой диете, в основе повседневного питания должно лежать мясо и другие белковые продукты, а также овощи как источники клетчатки, что весьма близко к современным диетам для набора мышц. Алкоголь в виде вина допускался лишь в исключительных случаях.
Тренировки Спартанцев
Кроме силовых упражнений, выполняемых с весом тела, система тренировок Античной Греции включала в себя упражнения с мячом и обручем, бег как марафонский, так и на дистанцию 190 м (в том числе с мешками песка), метание копья и диска, прыжки в длину.
Большое значение имели различные виды боевых искусств - рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем. Особое внимание подобным тренировкам уделялось в Спарте при обучении мальчиков искусству быть настоящим воином.
Философы Древней Греции считали, что совершенное тело является прямым дополнением к совершенному разуму. Силовые тренировки и работа над своей физической формой занимала важнейшую роль в повседневной жизни мужчин высших классов.
muskulatura.info
Военная подготовка спартанцев - Civilization War
Когда рождался мальчик, его показывали старейшинам племени, а те решали, воспитывать его или оставить умирать в расщелине горы Тайгет. Дома мальчика учили обходиться простой пищей и не бояться темноты или оставаться одному. Мать купала сына в вине, чтобы «закалить» его тело.
Военная подготовка начиналась для молодого спартанца в пятилетнем возрасте, когда он становился «мальчиком», или пайдионом (paidion — дитя). Этот статус он сохранял на протяжении 6 лет, а затем покидал дом и селился в казарме. Его обучали пиррихе (pyrriche) — танцу с оружием, благодаря которому мальчик получал навыки движения в бою (Афиней, 630, I). Он также учил наизусть все песни Тиртея, которые пели в походах. Его записывали в группу таких же мальчиков, которая должна была соревноваться с другими подобными группами. Обучали его и чтению и письму. По достижении десятилетнего возраста он начинал участвовать в музыкальных, танцевальных и спортивных состязаниях.
Статуэтка лакедемонского воина из Агиос Космас, Кинурия. Это была спорная территория, лежащая между Лакедемоном и Аргосом.
В возрасте 12 лет мальчик становился «юношей» или мейракионом (meirakion, от meirax — подросток, мальчик). Сложность физических упражнений возрастала. Юноша должен был коротко стричь свои волосы, ходил босой, чтобы закалить свои ноги для битв. Туника у него отбиралась. Единственной одеждой и зимой, и летом был тонкий плащ — это должно было приучить легко переносить и жару, и холод. Но большую часть времени юноша проводил полностью обнаженным. Жил он в казарме, спал рядом со своими товарищами по группе на ложе, сделанном из тростника. Этот тростник сами юноши руками выдергивали из земли в долине реки Еврот. Зимой позволялось устилать ложе пухом семян чертополоха, поскольку этот материал способен сохранять некоторое количество тепла.
Пища была очень скудной, чтобы приучить юношу хорошо справляться с чувством голода. Считалось, что такая диета делает юношу не только стройным, но и высоким. Юношам позволялось разнообразить свое питание при помощи воровства: хитрость, которая при этом развивалась, могла пригодиться на войне. В случае поимки их ожидало жестокое наказание — не столько за кражу, сколько за нерасторопность. Каждый спартанский юноша имел взрослого покровителя, который назывался «любовником» и который отвечал за его поведение. Согласно Ксенофонту (Лаконская полития, 2, 13), который в своей работе восхищался внутренним устройством Спартыы, такие связи запрещались, если они базировались исключительно на физических отношениях. Впрочем, Ксенофонт не ожидал от читателя особого доверия к этим словам. Нет никаких сомнений в том, что педерастия была обычным явлением, и что большой процент взрослого мужского населения практиковал гомосексуализм. Однако государство не могло поощрять холостую жизнь, поскольку было заинтересовано в постоянном восстановлении и увеличении количества воинов. И если гражданин, достигнув определенного возраста, не женился, он подвергался публичной унизительной процедуре. Поэтому царь Агесилай — пылкий любитель юношей — предстает перед нами счастливым семьянином. Бисексуальность подобного рода была весьма распространена во многих древнегреческих государствах.
Когда юноше исполнялось 18 лет, он становился полноправным гражданином — иреном (eiren или iren). Свой первый год в новом качестве он должен был посвятить обучению юношей. Затем ему следовало присоединиться к одному из спартанских товариществ, члены которого питались совместно. Такое товарищество объединяло обычно 15 человек разного возраста. С какого возраста взрослому спартанцу позволялось жить дома со своей женой, пока не выяснено. Но до 30-летнего возраста ему не разрешалось разговаривать на рыночной площади со своими товарищами.
Свободное от военных походов время спартанец посвящал танцам, пиршествам, охоте, физическим упражнениям и общению. По утверждению Плутарха (Ликург,22, 2) спартанцы были единственными людьми в мире, для которых война была желанным отдыхом от подготовки к войне. Спартанец считался годным к воинской службе за пределами Лакедемона в течение 40 лет после достижения совершеннолетия (Ксенофонт, Греческая история, 5,4, 13), хотя нам известно о некоем Гипподаме, который в 364 г. до н.э. погиб в битве в возрасте 80 лет.
Каждый спартанец за два года до достижения им 30-летнего возраста мог быть записан в секретную службу криптию (kripteia — тайная). При вступлении в должность эфебы каждый раз объявляли о начале карательной акции против илотов, в ходе которой илотов убивали без всякой жалости. Время от времени (по-видимому, когда возникала угроза мятежа) они посылали группы молодых людей из криптии в сельскую местность. Днем эти молодые люди, вооруженные лишь кинжалами и снабженные небольшим запасом продовольствия, прятались, а по ночам выходили на дороги и убивали всех повстречавшихся им илотов. Иногда они убивали самых сильных илотов в то время, когда те работали в поле. Мы ничего не знаем о деятельности таких групп в обычное время. Возможно, они охраняли дороги от банд грабителей, собирали информацию и обеспечивали безопасность в сельской местности.
Каменная статуя лаконского воина, найденная на Самосе. Напряженные отношения между Самосом и Спартой вылились в 520-х годах до н.э. в агрессию со стороны Лакедемона.
ciwar.ru
Тренировки воинов Cпарты
Метод тренировки воинов Cпарты
Автор: matroskin83
Ещё со школьной скамьи, с уроков истории, многим запомнились рассказы о непревзойдённых воинах Спарты, об их стойкости в бою и пренебрежении к тяготам походной жизни. Как пример исполнения воинского долга, можно вспомнить битву при Фермопилах (480 год до н.э.), когда 300 спартанцев под предводительством царя Леонида три дня сдерживали у горного прохода почти стотысячное войско царя персов Ксеркса. Воины Спарты полегли практически все, но, по словам современника тех событий Геродота из Афин, персы потеряли около 20 тысяч человек.
Может, последняя цифра является и преувеличением историка, но факт остается фактом: подвиг спартанцев укрепил боевой дух воинов во всей Древней Элладе, подвигнул их оказывать достойное сопротивление захватчикам.
Чем же объясняется такая стойкость и боевая выучка воинов Спарты? Ведь не зря современники утверждали, что каждый из них мог с успехом противостоять в открытом поединке 2-3 опытным бойцам. Оказывается, существовал свой метод тренировки воинов Спарты.
Физическая подготовка будущего воина начиналась, как это ни покажется странным, ещё задолго до его появления на свет. Поскольку мальчики и девочки в Спарте с определенного времени воспитывались вместе, то будущие матери постоянно выполняли гимнастические упражнения, умели быстро бегать, метать копьё и диск, сражаться на мечах и даже бороться. Словом, они перед беременностью получали то, что сейчас медицина обозначает термином «репродуктивное здоровье».
По этой причине дети рождались в большинстве своём здоровыми. Но всё равно отец был обязан предъявить новорожденного в лесху – место заседаний старших членов филы (родовой или территориальный клан). Если у младенца обнаруживали какой-либо физический изъян, его бросали в «апотеты» — так называли пропасть возле горы Тайгет. Но, когда малыш оказывался крепким, то его отец получал земельный надел (совсем, как наш «материнский капитал» при рождении ребёнка).
На 7 году жизни мальчика вместе с его ровесниками зачисляли в «агелу». Все члены отряда принимали пищу вместе, причём её выдавалось настолько ограниченное количество, что дети жили постоянно впроголодь. Голод, считали спартанцы, обеспечит сухое телосложение и гибкость всех членов.
Скудная пища понуждала ребят к воровству, на что воспитатели смотрели сквозь пальцы, а то и поощряли. Подростки, например, учились нападать на сторожей садов и огородов, обезоруживать и связывать их. Старшие юноши могли даже подкараулить и убить илота (крестьянина, наподобие крепостного).
Но зато тех, кто попадался на горячем, нещадно пороли плетьми и наказывали голодом. Как указывает древнегреческий историк и философ Плутарх, это делалось с целью заставить воспитанников своими силами бороться с лишениями, становиться людьми смелыми и хитрыми.
Поощрялись и драки между членами агелы – но только тогда, когда происходили они «не во гневе», а при ясном сознании. Дерущиеся обязаны были прекратить схватку по первому же приказанию наставника. Примечательно, что старшим агелы назначался не тот из мальчиков, кто был наиболее сильным или отличался в драках, а самый понятливый и сообразительный (например, тот же организатор набегов на огороды и сады). Это говорит о том, что в Спарте отнюдь не отдавали предпочтение грубой силе – во внимание всегда принимался стратегический и тактический талант лидера.
Воинская выучка не ограничивалась обучением мастерству индивидуального боя с применением меча, копья или лука. Как один из действенных методов тренировки воинов Спарты, являлось обучение их ведению боя в составе фаланги. Она представляла собой плотно сомкнутый строй, в котором воины укрывали тела за щитами. Брешь в фаланге следовало немедленно закрывать. Преимущества такого построения спартанцы убедительно доказали у Фермопил, пользовались им и в других государствах Древней Греции.
Спали мальчики также вместе в своеобразной казарме. Причём подстилкой им служили стебли жесткого тростника, который они должны были голыми руками, без применения каких-либо инструментов, наломать у реки Еврот. Перед вступлением в отряд их стригли наголо, к тому же они круглый год обходились безо всякой одежды. Только гораздо позже им разрешали носить гиматий – прямоугольный кусок ткани. Лишь иногда они могли искупаться в речке. Не позволялось пользоваться и факелами – чтобы привыкали ориентироваться в темноте.
Чтению, письму и арифметике отводилось совсем мало времени. Преподавался лишь необходимый минимум, чтобы в будущем гражданин государства мог вести свои дела. Главным же считалось беспрекословное послушание, дисциплина, воинская выучка, способность выживать в самых жестких условиях. Также мальчиков заставляли подолгу молчать – с тем, чтобы они высказывали свои мысли кратко и содержательно.
Но зато, что удивляет, много внимания уделялось музыке и песням. Правда, нужно учитывать, что здесь спартанцы ни на йоту не отходили от древних канонов. Приемлемыми были лишь те песни, которые прославляли древних героев и их подвиги, причем исполнялись они только в традиционной манере, способной разжечь боевой дух воспитанников (несколько напоминает бравурные военные марши времён Второй мировой войны).
Ближе к концу обучения, годам к 18-19, молодой человек был обязан пройти криптию — своеобразный обряд инициации (посвящения во взрослые). Год юноша проводил в горах, скрываясь ото всех, добывая пропитание и спасаясь от холода лишь своим умением. Таким методом тренировки воинов Спарты осуществлялся естественный отбор самых выносливых и стойких. Только успешно завершив криптию, спартанец становился полноправным гражданином государства и уже мог участвовать в «фитилиях» — совместных трапезах мужчин. Не прошедшие всех ступеней воспитания просто не получали гражданских прав.
Но и в дальнейшем молодой воин не прекращал совершенствоваться. Поскольку, согласно уложениям знаменитого законодателя Спарты Ликурга, которых граждане города-государства неукоснительно придерживались на протяжении почти пяти веков, им возбранялось заниматься ремеслами или торговлей, то всё свое время они отдавали физическим упражнениям и тренировкам. Также нередко мужчины собирались в гимнасиях и лесхах, где вели беседы преимущественно о нравственности, добродетелях и пороках (но никогда о торговых или денежных делах).
Все мужчины от 20 лет и практически до преклонного возраста считались военнообязанными. Многие из них предпочитали проводить время в казармах, нежели в своих домах. В случае войны Спарта быстро могла собрать военные силы, в которые пехотинцами набирали и легковооруженных илотов. В бой спартанцы шли в одеждах красного цвета – чтобы враги не могли увидеть, что воин получил ранения.
Со времён Спарты возникло и крылатое выражение «Со щитом или на щите!», которым женщины напутствовали идущих на битву воинов. «Со щитом» — означало возвращение с победой, «на щите» — гибель в бою, поскольку павшего приносили домой на щите. Возвратиться без щита мог только трус – значит, он бросил наиболее тяжелую часть своего вооружения и убежал с поля боя.
Воинский кодекс в Спарте чтился превыше всего – как позднее это было у самураев Японии, рыцарей воинствующих орденов во времена Средневековья, казаков Запорожской Сечи и так далее.
kino-voina.ru
Как улучшить свою память? Используйте метод древних греков
Когнитивные нейрофизиологи просканировали мозг 23 «чемпионов мира» по хорошей памяти, пытаясь раскрыть секрет их невероятных способностей к запоминанию. Используя эти результаты, ученым удалось повысить способности мозга в области памяти обычных людей в течение 40 дней.
Вы также можете попробовать те методы, которые применялись в исследовании. Оно было опубликовано в научном журнале Neuron.
Результаты МРТ мозга людей с удивительной памятью
Исследователи из университета Radboud в Нидерландах решили изучить мозг людей с исключительной памятью, используя структурную МРТ. К их удивлению, сканирование показало, что физическая структура мозга испытуемых не была более крепкой. Вместо этого они заметили значительные различия в характере связей мозга. В частности, существует подмножество 25 соединений, которые, как представляется, сильно дифференцированы у людей с отменной памятью.
«Чемпионы» в области памяти сказали, что они использовали мнемонические стратегии обучения, чтобы оттачивать свои навыки запоминания. Это заставило исследователей задуматься: может ли ум с помощью обучения получить эти очень редкие модели соединений, и, следовательно, демонстрировать «нечеловеческие» возможности?
Забытая методика
Они пригласили 51 человека с типичными навыками памяти и использовали для них программу «локусов обучения». Эту методику впервые применили древние греки и римляне. Слово «локусы» с латыни переводится как «места». Основной предпосылкой является необходимость визуализировать физическое пространство, возможно, улицу или парк, и помнить место в нем определенных слов, предметов или понятий, пока вы «проходите» это пространство в своем воображении.
Тренировка занимает 30 минут в день и длится в течение 40 дней. До тренинга участники могли вспомнить в среднем от 26 до 30 слов. После они вспоминали в среднем 65.
Результаты исследования
Затем исследователи провели еще одно сканирование МРТ, чтобы увидеть, изменились ли изучаемые 25 соединений каким-либо образом. Оказалось, произошло укрепление связей между двумя областями мозга: медиальной префронтальной корой головного мозга и правой дорсолатеральной префронтальной корой. Эти области связаны с новыми знаниями, относящимися к ранее существовавшим, и стратегическим обучением, соответственно.
«Имеет смысл, что эти связи будут затронуты, — сказал автор Мартин Дреслер, доцент кафедры когнитивной нейронауки в своем заявлении. — Это именно те способности, которые участники использовали при методе локусов для запоминания».
fb.ru
Подготовка атлетов к Олимпийским играм
Тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетом к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств - силы, выносливости, ловкости. Уже в те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и 4-дневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.
Постепенная профессионализация спорта в Элладе, которая достаточно четко прослеживалась, начиная с V в. до н.э., способствовала постоянному совершенствованию организации и методики подготовки атлетов. До приезда в Олимпию для участия в Играх атлеты были обязаны регулярно, в течение 10 месяцев, тренироваться в гимнасиях под руководством работавших там профессиональных тренеров. Подготовка приобретала регулярный и напряженный характер, в ней широко использовались не только знания и опыт, накопленный в спорте — его техника, тактика, методика развития различных качеств, но и современные данные медицины — профилактика и лечение травм, специальная диета, массаж и др.
Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными, призами и подарками поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.
В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкратионисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом, мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен — силы или точности ударов, устойчивости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие). В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни.
Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.
В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.
При подготовке спортсменов к тренировкам и соревнованиям, а также для восстановления сил особенно широко использовался массаж.
В античный период теплые ванны и бани у греков считались местами, где спортсмены изнеживались, антигимнастичсским вызовом. Считалось, что расслабление в банях отрицательно сказывается на подготовке атлетов и их закалке Начиная ч 1 в. до н.э. в эллинистическо-римский период отношение к бане стало меняться. Под влиянием римских традиций баня начинает играть для спортсменов все более важную роль.
Следует сказать, что в Древней Греции нередко обращалось внимание на негативные проявления излишнего увлечения подготовкой и участием в соревнованиях. К примеру, Эврипид отмечал, что однообразная специализированная диета спортсменов не способствует нормальному образу жизни. На это же указывал и Гиппократ, говоривший, что однообразная тренировка и диета представляет опасность для физиологии человека, приводит к его деградации; избыточное развитие мускулатуры нарушает симметрию, приводит к физической дестабилизации, отставанию и ослаблению других способностей.
Тренировка атлетов в гимнасиях осуществлялась профессиональными учителями (тренерами). Они обучали молодых атлетов технике видов спорта, давали указания по выполнению упражнений и участию в соревнованиях. Тренер должен был иметь знания обо всем, что относилось к подготовке атлетов: массаже, дирте, гигиене, медицине. Он должен был быть хорошим физиономистом.
Уметь делать выводы о характере атлета и его темпераменте. Кроме этого тренер должен был постоянно контролировать его состояние.
Согласно Аристотелю, учитель, как и врач, не мог действовать без здравого смысла. Он должен был применять методы соответственные личности спортсмена, так как не всякий выдерживает или нуждается в одинаковых упражнениях.
В Древней Греции существовала традиция, согласно которой тренерами, как правило, становились известные атлеты, завершившие спортивные выступления. Несмотря на то, что знания тренеров в основном базировались на личном опыте, некоторые из них писали книги о методах тренировки, специальной диете, методике массажа и других проблемах подготовки атлетов. Тренеры работали на профессиональной основе, также как скульпторы, архитекторы, артисты театра. Работали они по частным контрактам или по контрактам, заключенным с городскими властями. Во II в. н.э. в гимнасиях стали появляться официально нанятые врачи, которые наряду со своими прямыми обязанностями, часто занимались тренировкой атлетов.
Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они назывались «гимнастис», «педотрибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, а алиптис занимался подготовкой атлета к соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.
Во времена А. Македонского и Римской империи сенсационность, коммерциализация и требования атлетов больших вознаграждений изменили систему ценностей О.И. О.И. были остановлены в 393г. Феодосием 1, в 426 по приказу Феодосия 2 все сооружения были разрушены.