Земледелие древних славян. Земледелие у славян: специфика и преимущества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Земледелие у славян: специфика и преимущества. Земледелие древних славян


Земледелие у славян — Славянская культура

Земледелие у славян Земледелие у славян: специфика и преимущества. Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики.Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.

Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.

На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.

Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.

Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» - значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.

Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.

Похожие статьи:

Традиции → Обряды славян

История → Куликовская битва и Куликово поле

Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Традиции → Славянские заговоры

История → Общинное устройство славянских племен

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Система земледелия у древних славян- "Радогост"

Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики. Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.

Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.

На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.

Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.

Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» - значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.

Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru

Земледелие у славян: специфика и преимущества

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики. Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.

Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.

На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.

Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.

Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» — значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.

Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.

Источник

slavicnews.ru

Земледелие у славян | Гипотезы и факты

Земледелие у славян: специфика и преимущества. Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики.

Земледелие у славян

Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.

Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.

На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.

Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.

Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» — значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.

Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.

gifakt.ru

Таблица: восточные славяне в древности

Удобная навигация по статье:

Таблица по истории России: восточнославянские племена в древности

Карта расселения восточных славянКарта расселения восточных славян

Восточнославянские племена существенно отличались от других племен, населявших европейскую равнину. Прежде всего историки отмечают различия в занятиях, способах обработки земли, верованиях, общественной устройстве и ремеслах. Проект FOX-calculator подготовил для вас подборку исторических таблица по теме: Восточнославянские племена в древности.

Историческая таблица: восточные славяне в древности (занятия, общественные строй и верования)

Восточные славяне в древности

Чем занимались восточные славяне в древности? Земледелие Охота Рыболовство Сбор меда и ягод
Общественное устройство славян в древности Родовая община Соседская община
Верования восточных славян в древности (язычество) Культ предков Поклонение явлениям природы и стихиям Земледельческие культы

 

Историческая таблица: занятия восточных славян в древности (земледелие)

Занятия восточных славян (земледелие)
Лесные районы Лесостепные районы
Подсечно-огневая система земледелия — способ

земледелия,

для которого характерна

предварительная расчистка пашни на предварительно очищенных от леса районах

Переложно-залежная система земледелия — способ использования земли, при котором почва восстанавливает своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения.

 

Историческая таблица: занятия восточных славян в древности (скотоводство)

Занятия восточных славян (скотоводство)
Крупный рогатый скот Мелкий рогатый скот Одомашненная птица Лошадь

 

Историческая таблица: основные виды промыслов восточных славян

Основные виды промыслов восточных славян
Охота на пушного зверя Собирательство (грибы и ягоды) Рыболовство Бортничество

Историческая таблица: ремесла восточных славян

Ремесла восточных славян
Кузнечное ремесло Гончарное ремесло Ткацкое ремесло Столярное ремесло Кожевенное ремесло

 

Типы жилищ восточных славян в древности

Землянка восточных славянЗемлянка восточных славянПолуземлянка восточных славянПолуземлянка восточных славянНаземное жилище восточных славянНаземное жилище восточных славян

Переложное земледелие у восточных славян

Переложное земледелие у восточных славянПереложное земледелие у восточных славян

Подсечно-огневое земледелие у восточных славян

Подсечно-огневое земледелие у восточных славянПодсечно-огневое земледелие у восточных славян

Видео-лекция по теме: восточные славяне в древности

fox-calculator.ru

Земледелие у славян — WiKi

Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию[1]. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты - рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Пахота

Сев

Сенокос

Жатва

Земледельческий цикл завершался в конце лета - начале осени разнообразными праздниками урожая (обжинки, капустник). Месяц жатвы приходился на август и назывался серпень[3]

Хранение урожая

Урожай хранили в житницах (сначала в зерновых ямах[4], а затем в амбарах и сараях).

ru-wiki.org

Восточные славяне в древности. Земледелие. Языческие боги



1. Покажите на карте (с. 27) места расселения славян и их соседей — финно-угорских и балтских племён. Какие государства располагаются на этих территориях в наше время?

Славяне жили на территории современных Польши, Чехии, Беларуси, Украины, Хорватии, Сербии, Болгарии, Боснии и Герцоговины, Македонии, Греции, частей Германии и России. Балтские племена жили на территории современных Литвы, Латвии, части России (например, Калининградской области), а также Германии (в Пруссии). Финно-угорские племена занимали территории современных Эстонии, Финляндии и части России (к северу и востоку от славян).

2. Расскажите об основных земледельческих работах древних славян. Какие трудности приходилось преодолевать земледельцам?

Главными трудностями были те, что славяне, как и жители Западной Европы, почти не знали удобрений, а также сложностью был краткий тёплый период года, когда можно было заниматься земледелием. В лесной зоне проблемой также был сам лес, который надо было вырубить прежде, чем начать земледелие. Потому в лесной зоне было распространено подсечно-огневое земледелие. При нём участок леса вырубали, ветки и большую часть деревьев сжигали. Пепел делал землю плодородной на несколько лет. Когда эти несколько лет проходили, участок оставляли и вырубали новый. В степной зоне было распространено переложное (заложное) земледелие. При нём также главным удобрением был пепел, только сжигали для этого траву. Кроме того, в степи почва была в принципе более плодородной, чем в лесу. Потому при переложном земледелии участок можно было использовать несколько десятков лет, а потом переходить на новый.

3. Какие верования называются языческими? Составьте схему «Языческие боги восточных славян». Какие явления природы и занятия людей отразились в верованиях славян?

Язычеством называется вера во множество богов. В языческих религиях между богами обычно устанавливались различные отношения, часто – своя иерархия.

Составьте схему «Языческие боги восточных славян». Какие явления природы и занятия людей отразились в верованиях славян?

4. В чём выражалось почитание богов у древних славян?

Богам служили жрецы (волхвы), которые приносили жертвы их идолам (деревянным или каменным изображениям) на капищах (специальных местах почитания, обычно состоящих из холма с идолом, окружённого рвом) и иногда произносили от лица богов пророчества. Приносили жертвы богам и простые верующие, а также устраивали в честь богов большие праздники со своими ритуалами.

5*. Подготовьте коллективное сообщение на тему «Как земля и труд людей кормили». Распределите роли и представьте высказывания от имени тех, кто возделывал землю, растил и кормил скот и птицу, занимался рыболовством и охотой и т. д. Нарисуйте орудия их труда.

На самом деле одни и те же люди возделывал землю, растили и кормили скот и птицу, ловили зверей и рыбу.

Земледельцы вспахивали землю, засевали её, ухаживали за урожаем, а потом собирали его. Их главными орудиями были соха (в те древние времена ещё не плуг), серп, цеп, вилы, грабли и др.

Когда люди растили скот и птицу, они в основном использовали свои руки, верёвки, ярмо, а также различные строения. Также применяли косы, чтобы собрать корм.

При охоте использовали силки и капканы гораздо чаще, чем лук, копьё, рогатину. Потому что силки можно поставить и проверить их через день, не тратя на это больше времени – зверь сам придёт в ловушку. Для активной охоты нужно время, чтобы зверя выследить и силы, чтобы его убить. По этой же причине главным орудием рыболова была не удочка, а сеть.

Нельзя также забывать о бортничестве, которое постепенного становилось пчеловодством. Для бортничества нужен был дым и какая-нибудь защита от укусов пчёл (обычно люди обвязывались пучками соломы). При пчеловодстве человек сам давал пчёлам место для жилья, потому их не надо было выслеживать в лесу. Вначале такими местами были не специально сделанные ульи, а колоды – куски деревьев, в которых выдалбливали дупла.

6*. Сравните верования и круг главных богов древних славян и древних германцев. Что было общим?

Общим был бог-громовержец. У славян это был Перун, у германцев – Тор. У обоих народов эти же боги были покровителями воинов. Но у славян, судя по всему, Перун возглавлял пантеон, а германцы в качестве главного бога почитали Одина. Также в мифологии обоих народов есть мотив мирового древа и другие общие черты.

resheba.com


Смотрите также