Живопись древняя греция. Архитектура и живопись Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Живопись древняя греция


ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА. История культуры древней Греции и Рима

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский стиль живописи — так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании (II–I вв. до н. э.). Возник он как подражание станковой живописи, из желания создать впечатление развешанных по стенам картин. Стены комнат расчленялись изображенными на них архитектурными элементами, чаще всего колоннами, а отдельные поверхности заполнялись красочными орнаментами. Интересно, что, как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали одновременно два стиля — простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные «аттицизм» и «азианизм» в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.

В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э, породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Торжествующий римский реализм опирается здесь на совершенную эллинистическую технику, что позволило выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям. Совсем иные черта характера запечатлел скульптор в аскетическом, волевом, жестком лице Цезаря.

Около 40 г. до н. э. в Риме появились тенденции к подражанию раннеклассическим мастерам греческой скульптуры периода, наступившего после греко-персидских войн. Это был своего рода «аттицизм» а пластике, виднейший представитель которого, грек Стефан, работал в Риме во времена диктатуры Цезаря. И его произведения, и скульптурная орнаментика храмов эпохи II триумвирата, и надгробные портреты 40—30-х годов I в. до н. э. несут на себе признаки приближавшегося римского неоклассицизма времен принципата Августа. Черты этого стиля видны уже в базальтовом портрете Октавии, сестры Октавиана Августа, в правильных, строгих линиях ее прекрасного лица.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Архитектура и живопись Древней Греции

2011-08-31

Наследие архитектуры Древней Греции находится в основе всего дальнейшего развития мирового искусства, которое с ним связано. Она выделялась соответствием форм, формировавших единое целое. Главной  конструкцией являлись блоки из камня, это был материал для строительства стен. Колонны, различные перекрытия, лежащие на опоре-колонне, подвергались обработке разными профилями, приобретали декоративные элементы, насыщались скульптурой.

 

Акрополь, что в переводе означает верхний город – яркий пример удивительной архитектуры Древней Греции. Он являлся возвышенной и укреплённой частью старинного города. Как правило, на Акрополе располагались храмы божеств-покровителей определённого города. Самым  известным является акрополь в Афинах, который располагается над всеми Афинами, его силуэт диктует силуэт всему древнему городу. Несколько слов необходимо отметить про святилище. В древние времена оно служило не только, как популярный культовый центр, но и как настоящий памятник  искусства, символ архитектуры Древней Греции.

 

Первые укрепления и постройки на скалистом выступе появились ещё задолго до прихода начала классического периода. Во времена архаики тут размещались удивительной красоты храмы, древние скульптуры, разнообразные остальные святыни. Архитектура Греции активно развивалась. В 447 году до нашей эры, по инициативе Перикла в Акрополе возникает новое строительство. Руководил всеми процессами опытнейший скульптор Фидий, он одновременно являлся главным автором художественной программы, которая легла в основу целого строительного комплекса. Фидий служил основным советником и был «правой рукой» Перикла в осуществлении широкомасштабной реконструкции Акрополя и придании ему современного стиля классики.

 

Фидий был выдающимся скульптором и архитектором Древней Греции, одним из самых востребованных художников. Фидий и аттическая школа скульптуры, возглавляемая им, занимали одно из ведущих мест в скульптуре высокой классики. В этом направлении наиболее полно и последовательно выражались передовые художественные идеи этой эпохи. Таким образом, было создано искусство, которое синтезировало всё то прогрессивное, что несли работы ионических, аттических и дорических мастеров скульптуры древней Греции включая Мирона.

 

Архитектура и живопись Греции были тесно связаны с философией. В основе древнегреческого искусства в целом, были заложены представления о силе и красоте человеческой природы. Она пребывала в единстве и равновесии со всей окружающей природной и социальными явлениями. Архитектура Греции развивалась по двум стилистическим потокам и в двух подтекстах: дорическом и ионическом. Они сложились в 7 веке до нашей эры. Дорический стиль являлся наиболее простым и лаконичным по своей форме. Главными отличительными его особенности были простота и строгость. Ионический стиль был более сложным и насчитывал больше деталей. Главными его чертами были большая разнообразность форм, легкость пропорций, изящество и относительная декоративность.

 

Оба эти стиля видны в храме бога-кузнеца Гефеста.  Если сравнивать архитектуру храмов древней Греции с храмами древнего Египта, то греки сооружали их небольшими по своим размерам, они были соразмерны человеку. По габаритам храм Гефеста почти в два раза меньше Парфенона, его чёткая, замкнутая колоннада характеризуется аналогичной монументальностью. Декорации храма повествуют о том, что и здесь, как и в Парфеноне, были отображены 10 из 12-ти подвигов Геракла. Также как и  Парфенон, храм Гефеста символизирует образец переработки дорического стиля.

 

Основанием для архитектуры сооружений Древней Греции являлась окаймленная площадка, которую называли стилобат. По внешнему краю сооружались многочисленные колонны, состояли из 3-х частей, а именно базы, ствола, капители. На схемах планов, храмы изображали собой прямоугольник, который по периметру окружили колонны, присутствовала и двускатная крыша. Вход украшали треугольным фронтоном. По центру этих уникальных экземпляров архитектуры Древней Греции располагалась статуя того божества, во имя которого построили и посвятили храм. Композиция архитектуры храмов Древней Греции разнообразна. Греки при строительстве памятников архитектуры использовали балочные перекрытия. Ордерная система греков является стоечно-балочной конструкцией. Ордера использовались не только в проектировке наружных портиков, но и во внутренних работах или в интерьерах.

 

Эпоха наивысшего расцвета скульптуры Древней Греции в период классики была и эпохой расцвета живописи для Греции. Именно к этому историческому периоду относится прекрасное новшество в живописи, утраченное впоследствии и вновь открытое, возрожденное только в эпоху Ренессанса. Первым, кто начал использовать в своей палитре полутона, был Аполлодор Афинский, за что его ещё называли Тенеписем. Работа со светотенью имела огромное значение.

 

Во времена «Илиады» и «Одиссеи» широко использовался геометрический орнамент. На протяжении 7-6 веков до нашей эры на вазах изображаются сцены из легенд и мифов, особенно популярны были героические подвиги Геракла или Троянская война. Возникает техника чернофигурной росписи, когда закрашенные черной краской фигуры резко выделялись на красном фоне глины.

 

В середине пятисотых годов до нашей эры рождается новый метод росписи ваз в живописи Древней Греции, который получил название краснофигурный. В этом случае фигуры принимают цвета глины, а фон покрывается черными красками. Этот метод раскрыл новые возможности изображения. Художники начали вырисовывать одежду с мелкими складками, использовать узоры каймы, тонкие локоны волос. Кроме Апполодора Тенеписца были широко популярны и другие художники - Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их высокое мастерство выражает эмоциональность и реализм. Однако в отличие от вазописи, монументальная живопись Древней Греции не развилась такими быстрыми темпами.

 

Изделия из керамики были покрыты орнаментами и сюжетными росписями. Со временем изменялся и стиль росписей. Самыми популярными формами ваз являлись амфоры для хранения вина или масла. Это был красивый сосуд в форме округлой емкости, с высоким горлышком и двумя ручками. Так же использовались кратера, в них к столу подавали вино. Античные вазы со временем получили еще одну функцию — историко-документальную, потому что рисунки на них дополняют и уточняют наши представления о живописи  Древней Греции, интерьерах, быте, костюмах жителей того времени, об особенностях  видения мира.

www.transantique.ru

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Реферат

Тақырыбы:Ежелгі Греция кескіндемелері.

 

Орындаған: Жұмаханова А.Ж.

Тексерген: Рахимкужаева Ә.Р.

 

 

Алматы,2015

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских мастеров — эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для развития реалистической живописиогромное значение.

Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф.Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появилсякраснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.

Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение — историко-документальное, так как изображения на нихрасширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте,костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей,природы или геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательность в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя соотношения между ними, они добивались неповторимости произведений искусства.

Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.

Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также художественно ценные сами по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или менее приблизительные копии несохранившихся памятников монументального греческого искусства.

Большое значение при изучении греческого искусства имеют также письменные свидетельства древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих и древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и т. п.Наибольшее значение в качестве источников истории греческого искусства имеют«Описание Эллады Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Калли-страта, «Десять книг об архитектуре»Витрувия.

 

Апеллес

ЖЗЛ (АПЕЛЛЕС. О ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ И ТАЛАНТЕ.)

Большая часть картин, представленных в этом материале, разбросана у меня в разных постах рубрики "Живопись о живописи". Вот и решил собрать все имеющиеся картины в одном месте, заодно и рассказать о художнике, на них изображенном. Правда, информация об этом великом греческом живописце мизерна, она основывается, прежде всего, на произведениях и воспоминаниях древнегреческих писателей и историков. И все же...

АпеллесApellesἈπελλῆς

Примерно 370 — 306 гг. до н. э.

Древнегреческий живописец, один из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода, друг Александра Великого (Македонского).Годы жизни художника точно неизвестны. Историки определили их по следующим фактам: Апеллес оказался при дворе Филиппа II Македонского примерно после смерти художника Памфила около 350 года до н. э. Значит, он должен был родиться до 370 до н. э., чтобы к 350 до н. э. быть уже признанным мастером (если таковым может быть двадцатилетний юноша). Историками отмечен также факт пребывания Апеллеса при царе Птолемее примерно в 306 году до н. э. Этот диапазон и считается годами жизни художника. С местом рождения художника историки тоже не определились. Древние источники сообщают, что он был сыном Пифия и родился то ли на острове Кос, то ли в Эфесе, то ли в древнем городе Ионии Колофоне, который находится к северу от Эфеса.

ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 110 - ЗЕВКСИС. КАК НАПИСАТЬ ИДЕАЛЬНУЮ КРАСОТУ?)

В начале немного истории.Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, ко-торую можно рассматривать как базу мировой культуры. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка.Фиванская школа , основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам — Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка». Из этой школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

О методах обучения художников в эту эпоху мы узнаем лишь из теоретических трудов более позднего времени – из сочинений Плиния, Павзания, Ветрувия и других, а также на основе изучения сохранившихся произведений.Среди дошедших до нас имен, историки называют имя прекрасного рисовальщика Полигнота, бывшего во главе кружка художников в Афинах. Можно еще назвать Паррасия родом из Эфеса, первым придавшего живописи симметрию. «Светочем искусства» Плиний называл Аполлодора Афинского (около V века до н. э.). А его учеником был прославленный живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства». Вот о последнем и пойдет сегодня речь. Вернее об одной из легенд, связанных с его именем.

Зевксис (420—380 годы до н. э.) был родом из Гераклеи, учился у Аполлодора в Афинах, а затем открыл свою школу в Эфесе. Зевксис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное, он, как и многие художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты. Создавал канон красоты Зевксис не на основе фантазии и представления, а опираясь на изучение натуры. Из картин Зевксиса пользовались большою славою - «Пенелопа», «Семья кентавров», «Зевс, окруженный сонмом богов», «Связанный сатир Марсий», «Геркулес-дитя» и «Эрот, увенчанный розами».Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Леон Баттиста Альберти писал: «Говорят, что Зевксис, древнейший и известнейший живописец, почитается как бы главой всех остальных в познании свойств светов и теней и что подобная слава была уделом немногих».

Как художник и педагог Зевксис был очень требовательным как к ученикам, так и к самому себе. Плиний пишет: «Передают, что ...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние. Это развило в нем непомерную гордость. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он роскошную жизнь и показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и пурпуре, расшитом его шифрами.

Историки утверждают (интересно, на основании чего?), что Зевксис писал фигуры в размере несколько большем против натуры, что главное его достоинство заключалось в колорите, а рисунок у него был небезукоризнен.По утрате Грецией независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим, оттуда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где и погибли все до единного при неоднократно случавшихся пожарах.

А теперь поговорим о легенде, посвященной, пожалуй, самой известной картине Зевксиса – «Елена Троянская», в которой художник, как пишут искусствоведы (откуда они знают? Картина-то не сохранилась!) «лучше всего передал красоту молодого, здорового женского тела».

«Елена Троянская» была написана для жителей Кротона, которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера специально для исполнения этой картины. Кротонцы приняли Зевксиса со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Из их числа художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».О том, как Зевксис "рисовал красивейшую женщину Греции Елену", нам поведал тот же Плиний. Мало того, к сюжету этой истории неоднократно обращались художники, начиная со Средневековья. Предлагаю вам галерею картин, посвященных выбору Зевксисом натурщиц для картины «Елена Троянская».

 

 

Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 61 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.06 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также