Древняя греция живопись. Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура, скульптура и живопись в Древней Греции. Древняя греция живопись


Древняя Греция | История живописи вики

Искусство Древней Греции — период в истории искусства, охватывающий время примерно с 1050 г. до н. э.

    Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков. thumb|300px|rightВ греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.

    Эгейскийпериод (III—II тыс. до н. э.)Править

    Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь "цветным силуэтом", живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы. По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии. Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.

    Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)Править

    Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными. Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

    Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)Править

    С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство. Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.

    Классический период (V—IV вв. до н. э.)Править

    Переход от архаики к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному. Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.

    Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.)Править

    Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с "варварскими" принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее "чувство мировых просторов". Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства. Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

    ru.jivopis.wikia.com

    Изобразительное искусство Древней Греции - Искусство (I часть) - Каталог файлов

    Изобразительное искусство Древней Греции

    В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохрани­ло ничтожно малое количество греческих подлинни­ков. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастера­ми. А некогда скульптуры в изобилии украшали пло­щади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Если верить Плутарху (ок. 45 — ок. 127), который, возможно, слегка преувеличивал, то в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

    Скульптура и вазопись архаики

    Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), дости­гавшие значительных размеров (до 3 м), устанавлива­лись в общественных местах, в особенности вблизи хра­мов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воп­лощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполло­нов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, пол­ные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение чело­веческого тела, подчеркнуть физическую силу и жиз­ненность.

    Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканнос­ти и утонченности. Их позы также однообразны и ста­тичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых ли­ний, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделе­ны пробором и спускаются на плечи длинными симмет­ричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.

    Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в бы­ту посуды, но прежде всего, как к искусству. Древнейшие из со­хранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вбли­зи греческих поселений. Поверхность ваз покрывалась орнамен­том в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами нерав­ной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме гончарного изделия.

    Амфора из Дипилона — это одно из наи­более выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник су­мел лаконично воплотить свой замысел. По­верхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометри­ческим узором. В самой широкой части вазопи­сец изображает сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольни­кам, руки обозначены прямыми, ломающими­ся линиями. Все призвано выразить экспрес­сию чувств, подчеркнуть мысль о бренности че­ловеческого бытия.

    К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изобра­жения с обозначенным контуром стали нано­сить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естествен­ный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после об­жига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Ор­намент органично сочетался с многофигурными сценами, свобод­но размещенными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор все более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологиче­ские сюжеты.

    Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксе­кий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обыч­но подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности под-

    виги Геракла, битвы греков с легендарными ама­зонками, сцены гомеровской «Илиады». Каждое произведение мастера отличают глубокая гармо­ния росписи с формой вазы, лаконичность и строгость манеры письма, ярко выраженная внутренняя экспрессия.

    Подлинным шедевром среди творений Эксе­кия является чернофигурная амфора с изобра­жением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой пред­ставлены два увлеченных игрой воина, постро­ена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эк­секий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с вы­соким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.

    Изобразительное искусство классического периода

    В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрыва­лись черным лаком, а фигуры обводили конту­ром и оставляли не закрашенными. Внутри крас­ного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пе­ром прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак при­обретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистич­ные жанровые и бытовые сцены.

    Замечательную композицию «Прилет первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлев­ший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыден­ной, повседневной жизни людей. Взоры персона­жей обращены вверх, к летящей ласточке —вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровож­дающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтич­ность сцены. «Смотри, ласточка!» — воскли­цает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».

    В период классики широкое распростра­нение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульп­тором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.

    В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармо­нически развитого человека, в котором кра­сота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным дви­жением левого плеча вперед он приготовил­ся к метанию диска. В динамичной позе атле­та сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физиче­ское усилие атлета, сколько его волевая со­средоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напря­жено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.

    Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поли­клета (вторая половина V в. до н. э.). Излюб­ленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его ду­ховный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх ме­ры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотво­ренный облик. Юный атлет держит на пле­че тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погру­жен в собственные мысли, его лицо спокой­но и благородно, осанка естественна и вели­чава. С удивительным мастерством худож­нику удалось передать пластику здорово­го мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основ­ной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоя­нии покоя. Плечи атлета развернуты, но ле­вое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказы­ваются на разном уровне, симметрия пра­вой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.

    Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые ре­зультаты его математических вычислений, которые будут использованы художника­ми будущих поколений. Голова человека должна составлять V7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10,  ступня — 1/6. Свои мыс­ли и расчеты Поликлет изложил в теоре­тическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.

    К концу V в. до н. э. в искусстве вы­сокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и пе­реживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовст- j во и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середи­на IV в. до н. э.).

    Скульптурные шедевры эллинизма

    На смену классическим традициям в эпоху эл­линизма приходит более сложное понимание, обо­стренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных клас­сических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характе­ров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и тра­гизм переживаний, переданных почти натура­листически, и в то же время элегичность и меч­тательность персонажей, их гармоническое со­вершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.

    Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милос­скую» Агесандра, скульптурные группы, выпол­ненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.

    Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.

    Неизвестному автору удалось мастерски пере­дать естественный порыв движения. Богиня, за­печатленная в легком, стремительном шаге впе­ред, кажется, не замечает резких и сильных по­рывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развеваю­щихся складок. В сочетании с могучими крылья­ми за спиной складки одежды создают ощущение полета, словно срывающего фигуру с каменного постамента корабля. Полный экспрессии образ от­крывал зрителю возможность еще и еще раз пере­жить радость победы, ощутить силу встречного ветра и безбрежность морских просторов.

    Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимство­ван из легендарных сказаний о падении Трои. Пос­ле безуспешной осады города греки оставили под его стенами ог­ромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупре­дил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствую­щая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змеи, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.

    В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощаю­щая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта выры­вается предсмертный крик отчаяния. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:

    ...змеи напавши

    Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

    Чрево и грудь дважды выю его окружили

    Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки —

    Черный яд и пена текут по священным повязкам;

    Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет...

    (Перевод В. А. Жуковского)

     

    Вопросы и задания

    1.Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?

    2.Какими произведениями изобразительного искусства представлена эпоха архаики? Опишите некоторые из них. Как вы думаете, что могло скрываться за «улыбкой» кор? Что различает творческую манеру художни­ков архаики и крито-микенской культуры? Существовала ли между ними какая-то связь? Аргументируйте свой ответ.

    3.Каковы основные стили греческой вазописи? В чем проявилось осо­бое мастерство их создателей? Что вы можете сказать о ее пластике, сюже­тах и особенностях композиции?

    4.В чем заключается непреходящее значение творений выдающихся мастеров греческой скульптуры классического периода?

     

    Творческая мастерская

    1.Подготовьте радиопередачу о творчестве одного из греческих ваяте­лей: Фидия, Поликлета, Мирона или Скопаса.

    2.Попробуйте выполнить эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.

    3.Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоций? Сопоставьте произведе­ния древнегреческих ваятелей со скульптурными произведениями Древне­го Египта. Какие различия между ними вы могли бы отметить? Какое ми­ропонимание стоит за этими различиями?

    4.Сравните фризы Парфенона и Большого алтаря Зевса в Пергаме. По­пробуйте выявить существующие между ними отличия.

    5.Какими художественными средствами передан трагизм в скульптур­ной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сравните описание гибели Лаокоона поэтом Вергилием со скульптурной композицией. Сопоставьте эти произведения с картиной «Лаокоон» испан­ского художника Эль Греко.

    Темы проектов, рефератов или сообщений

    «Выдающиеся скульпторы Древней Эллады»; «У истоков греческой скульптуры»; «Великие творения Фидия»; «Скульптурные шедевры пе­риода греческой классики»; «Древнегреческая мифология в произведениях изобразительного искусства»; «Отличительные особенности скульптуры эллинизма»; «Мастера древнегреческой вазописи»; «Античная скульптура в крупнейших музеях мира».

     

    Книги для дополнительного чтения

    Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

    Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре­ции. М., 1987.

    Античная скульптура в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1987. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 2008.

    Винкелъман И. История искусства древности. М., 1996.

    Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1982.

    Давыдова Л. И. Искусство Древней Греции: Твой Эрмитаж. СПб., 2008.

    Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

    Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.

     

     

     

    При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

    sghistoryspb.ucoz.com

    Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

    Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики

    Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.

    Общие тенденции развития греческой монументальной живописи (от «раскрашенного рисунка» к живописи со светотенью, объемом, передачей пространства), проблемы изучения (отсутсвие произведений прославленных мастеров, известных по словесным описаниям в текстах античных авторов или по римским копиям с несохранившихся греческих оригиналов), материалы, техника (фреска, энкаустика), пигменты, живопись и вазопись (влияние живописи на вазопись в области сюжетов, композиции, задач). Примеры раннегреческой живописи эпохи архаики (пинака «Прекрасен Мегакл», живописные метопы храма Аполлона в Фермосе, живопись на деревянной плакетке с изображением жертвоприношения, клазоменские саркофаги, мраморные надгробия с росписями).

    Основные этапы развития живописи в эпоху классики: от монументальной живописи общегражданского значения к станковой картине по заказу. Кимон из Клеон и изобретение ракурса.

    Полиглот с Фасоса: темы (мифологические и исторические), характер росписей (гражданские добродетели, «изображал людей лучшими, чем они есть»), достижения в области композиции (первым стал размещать фиуры в несколько ярусов на волнистых линиях, обозначающих линию земли, и полускрытыми неровностями почвы; стал объединять людей в группы не только позами и жестами, но и мимикой и настроением), колорит живописи Полигнота (четыре основные краски). Работы Полигнота и Микона и их влияние на развитие современной им вазовой живописи. Значение достижений Аполлодора (изобретение светотени) и Агатарха (изобретение перспективы).

    Творчество Зевксиса и Паррасия, проблема экфрасиса. Зевксис – искусный мастер и автор занимательных картин, мимесис в работах Зевксиса, сочетание работы с натурой и стремления к созданию идеальных и величественных образов, основные произведения мастера (история с картиной «Елена» в Кротоне, история с птицами и виноградом, «Семейство кентавров»). Паррасий, как противопоставление Зевксису – интерес не к внешней красоте, а к сложным психологическим состояниям и душевным переживаниям («Притворное безумие Одиссея», «Прометей, терзаемый орлом», история о занавесе, обманувшем Зевксиса). Второстепенные живописцы конца V – начала IV в. до н. э. Живописные школы, живопись в системе образования Древней Греции поздней классики. Особенности греческой живописи поздней классики: работы Филоксена (по римской мозаике «Битва Александра с Дарием», копирующей несохранившийся греческий оригинал), Павсона (история с изображением бегущего коня), Тиманфа («Жертвоприношение Ифигении»). Апеллес и его работы в разных центрах греческого мира, при дворе Филиппа и Александра, при дворе Птолемея в Египте, история с Апеллесом и башмачником. Основные произведения Апеллеса: «Афродита Анадиомена», «Клевета», «Александр с молнией». Протоген с Родоса – новый тип художника (аполитичность, замкнутость, история с захватом Родоса), противопоставление Апеллесу, основные работы (картина «Иалис»). Мозаики Пелы и росписи гробницы в Вергине, как пример подлиной работы древнегреческих мастеров IV в. до н. э. в разных техниках живописи. Галерея истории Древней живописи в здании Нового Эрмитажа: попытка создания наглядной истории живописи от древних времен и до середины XIX века, сюжеты росписей Галереи – истории из жизни античных живописцев (дочь коринфского горшечника Дибутада, обводящая тень своего возлюбленного на стене; Зевксис и птицы, клюющие виноград на его картине; Протоген, швыряющий кисточку в свою картину, Зевксис, пытающийся отдернуть нарисованный Паррасием занавес; Зевксис, рисующий «Елену»; Апеллес, рисующий «Афродиту» с Кампаспы) и «реконструкции» их картин, сделанные по прозаическим описаниям греческих и римских авторов (картины «Семейство кентавров», «Медея»).

    Литература по теме:

    • Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 47–50 (живопись архаики), 68–70 (живопись классики), 86–87 (живопись поздней классики)

    • Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 83–86 (живопись архаики), 121–128 (живопись высокой классики, 144–145 (живопись поздней классики)

    • Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М, 1966. С. 21–33 (живопись VI в. до н. э.), 34–44 (живопись первой половины V в. до н. э.), 45–53 (живопись второй половины V – начала IV в. до н. э.), 54–60 (живопись IV в. до Александра Македонского), 61–71 (живопись времен Александра и диадохов), 72–79 (живопись эпохи эллинизма).

    • Неверов О.Я. Галерея истории древней живописи. Серия: «Архитектурные образы Нового Эрмитажа». СПб, 2002.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Изобразительное искусство Древней Греции

    Описание презентации Изобразительное искусство Древней Греции по слайдам

    Изобразительное искусство Древней Греции Изобразительное искусство Древней Греции

    Этапы развития древнегреческой скульптуры: Архаика Классика Эллинизм Этапы развития древнегреческой скульптуры: Архаика Классика Эллинизм

    КОРА в переводе с греческого — девушка), 1) у древних греков культовое имя богиниКОРА в переводе с греческого — девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах. КУРОС — в искусстве древнегреческой архаики — статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).

    Эпоха архаики была временем рождения эллинской монументальной пластики. Сама жизнь в Древней Греции сформировалаЭпоха архаики была временем рождения эллинской монументальной пластики. Сама жизнь в Древней Греции сформировала атлетический идеал красоты – образ доблестного воина, физически сильного и мужественного человека, который нашел отражение в статуях могучих обнаженных юношей. Куросы

    Скульптуры куросов Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья;Скульптуры куросов Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. Лица лишены индивидуальности ; Выставлялись в общественных местах, в близи от храмов;

    Скульптуры кор Воплощали изысканность и утончённость; Позы однообразны и статичны; Хитоны и плащи сСкульптуры кор Воплощали изысканность и утончённость; Позы однообразны и статичны; Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям; Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. На лице загадочная улыбка

    Коры – мраморные скульптуры девушек, задрапированные в длинные одежды. Образ коры привлекает искреннейКоры – мраморные скульптуры девушек, задрапированные в длинные одежды. Образ коры привлекает искренней радостью, улыбка озаряет лицо – не совсем естественная, условная, которая таит в себе особое очарование – знаменитая «архаическая улыбка» Скульптура архаики была ярко раскрашена, что придавало ей нарядно-праздничный вид. Скульптура этого периода отличается – Сдержанностью в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги

    1. Гимн величию и духовной мощи Человека; 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического1. Гимн величию и духовной мощи Человека; 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения; 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» .

    Один из лучших образцов скульптуры периода классики – бронзовая статуя возничего, созданная неизвестнымОдин из лучших образцов скульптуры периода классики – бронзовая статуя возничего, созданная неизвестным мастером. В классический период в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре стали применять прием: КОНТРПОСТА –изгиб вертикальной оси тела, который сохранял подвижное равновесие симметричных частей тела

    Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в. до н. э. ) Первая попытка греческой скульптурыСкульптор Мирон. Дискобол. (5 в. до н. э. ) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.

    Высшие достижения греческой скульптуры эпохи классики связаны с именами скульпторов МИРОНА, ПОЛИКЛЕТА и ФИДИЯВысшие достижения греческой скульптуры эпохи классики связаны с именами скульпторов МИРОНА, ПОЛИКЛЕТА и ФИДИЯ Мирон Дискобол Марсий Афина Мирон открыл тайну пластической концепции движения. Его статуи атлетов отличаются продуманной композицией, динамикой и свободным движением.

    Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н. э. ) ХИАЗМ, вСкульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н. э. ) ХИАЗМ, в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.

    Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти рукиИдеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти руки 1/10 часть Ступня – 1/6 часть

    Поликлет Был творцом чисто формальных пластических ценностей, в своем трактате «Канон» пытался теоретически обосноватьПоликлет Был творцом чисто формальных пластических ценностей, в своем трактате «Канон» пытался теоретически обосновать закон идеальных пропорций. Дорифор. Диадумен

    ФИДИЙ Воплотитель высших идей в скульптуре, мастер рельефа и круглой скульптуры. Наиболее известные работыФИДИЙ Воплотитель высших идей в скульптуре, мастер рельефа и круглой скульптуры. Наиболее известные работы – рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости и Афины Промахос из бронзы.

    Характерным для эпохи классики является выражение в скульптуре мысли о величии человека-гражданина, в которомХарактерным для эпохи классики является выражение в скульптуре мысли о величии человека-гражданина, в котором органично сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть. На смену классической ясности и простоте приходит интерес к передаче внутреннего мира человека. Поисками в раскрытии душевного мира человека отличается творчество трех крупнейших мастеров периода поздней классики : Скопаса, Праксителя и Лисиппа

    IV в. до н. э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувстваIV в. до н. э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувства и переживания человека: — страсть — грусть — мечтательность — влюблённость — неистовство — отчаяние — страдание — горе

    Скопас (420 -355 гг. до н. э. ) Скопас. Менада. 4 в.Скопас (420 -355 гг. до н. э. ) Скопас. Менада. 4 в. до н. э. Скопас. Голова раненого воина.

    Скопас Его образы полны могучей внутренней энергии и страстного напряжения. Он принимал участие вСкопас Его образы полны могучей внутренней энергии и страстного напряжения. Он принимал участие в создании Галикарнасского мавзолея. Ему удалось впервые изобразить взгляд, выразить такие чувства как боль и гнев, томление и печаль. Потос Менада

     Скопас. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея. Скопас. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.

    Пракситель (390 -330 гг. до н. э. ) Вошел в историю скульптуры как вдохновенныйПракситель (390 -330 гг. до н. э. ) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд, куда со всех концов Греции стали съезжаться поклонники прославленного творения скульптора, преумножая славу города. Афродита Книдская.

    Пракситель- достиг большого мастерства в обработке мрамора, его герои пленяют лирическим настроем, спокойной созерцательностьюПракситель- достиг большого мастерства в обработке мрамора, его герои пленяют лирическим настроем, спокойной созерцательностью и идиллической одухотворенностью Гермес с младенцем Дионисием Амазономафия-фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея

    Торс Афродиты Книдской Венера Торс Афродиты Книдской Венера

    Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н. э. Лисипп. Геракл,Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н. э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330 -х гг. до н. э. . Лисипп. «Отдыхающий Гермес» . 2 -я половина 4 в. до н. э.

    Лисипп-был придворным художником Александра Македонского. Работал в бронзе и был автором многих статуй иЛисипп-был придворным художником Александра Македонского. Работал в бронзе и был автором многих статуй и скульптурных групп, работал в жанре портрета. Гермес надевающий сандалии. Апоксимен

    Эпоха Эллинизма Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиознымиЭпоха Эллинизма Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами: Ост. Форос- Форосский маяк Ост. Родос – Колосс Родосский- Статуя бога солнца Гелиоса Сделанный Харесом, учеником Лисиппа Алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама

    Пергамский алтарь Зевса Драматизм, пафос борьбы отразился в скульптурной композиции Пергамского алтаря, посвященной мифуПергамский алтарь Зевса Драматизм, пафос борьбы отразился в скульптурной композиции Пергамского алтаря, посвященной мифу о борьбе богов-олимпийцев с титанами На мраморном фризе высотой 2, 3 метра и длиной 120 метров показан целый мир человеческих страстей.

     ЭЛЛИНИЗМ , период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов ЭЛЛИНИЗМ , период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334 -323 гг. до н. э. ) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность

    Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н. э. Лувр, Париж В час моегоНика Самофракийская. Начало 2 в. до н. э. Лувр, Париж В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твоё крылатое, слепое, Неудержимое стремленье. В твоём безумно-светлом взгляде Смеётся что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за ними не умея.

    Ярче всего дух эпохи, полный страстной патетики и огромного эмоционального напряжения, выразился вЯрче всего дух эпохи, полный страстной патетики и огромного эмоционального напряжения, выразился в мраморной статуе богини победы, которая когда-то стояла на скале над морем на ост. Самофракия Прекрасная фигура богини с орлиными крыльями и развивающимися одеждами полна неудержимого порыва и движения

    Леохар. «Аполлон Бельведерский» . Середина 4 в. до н. э. Леохар. «Аполлон Бельведерский» . Середина 4 в. до н. э.

    В скульптуре эпохи эллинизма отразились и новые веяния эпохи: Интерес к острым, драматическим сюжетам,В скульптуре эпохи эллинизма отразились и новые веяния эпохи: Интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности, стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Новое искусство доказало, что умеет ценить красоту во всех ее проявлениях, и осталось верным идеалам, сформированным в период высшего расцвета классики. Апполон Бельведерский. Леохар Венера Милосская. Агесандр

    Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н. э. Мрамор. Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н. э. Мрамор.

    Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей» . Мрамор. Около 50 до н.Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей» . Мрамор. Около 50 до н. э. Лаокоон Скульптурная группа изображает гибель троянского жреца и его сыновей. Авторы: Агесандр, Афинадор и Полидор

    present5.com

    Архитектура, скульптура и живопись в Древней Греции | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

    После «гомеровского периода» в VIII в. до н. э., в греческой архитектуре отдава­ли преимущество дереву. Из-за этого до наших дней сооружения того периода не дошли, поскольку дерево — материал недолговечный.

    В строительстве архитекторы для подпорки потол­ка и крыши применяли деревянные столбы. Когда позже, в VII—VI вв. до н. э., начали использовать ка­мень, колонны стали важным элементом любого со­оружения. Особенно это заметно в эллинских храмах, руины которых можно увидеть в современной Гре­ции. В Элладе сложилось 2 архитектурных стиля — ордера: дорический и ионический. Дорический стиль возник в Спарте. Он символизировал мужскую силу. Чтобы сооружение не выглядело весьма массивным, стволы колонн прорезали вертикальными желобками. Капитель колонны состояла из конусовидных расши­рений кверху и каменной прямоугольной подушки.

    Ордер — конструкция архитектурного сооружения, особый порядок архитектурной композиции.

    Капитель — верхняя часть колонны, имеющая украшения.

    Дорический
    Ионический
    Коринфский

    Ионический стиль сложился в греческих городах на побережье Малой Азии — Ионии. По сравнению с дорическим он был изысканным, воплощал женскую стройность и изящество. Капители его колонн напо­минали лист пергамента, положенный сверху на столб. Создавалось впечатление, что свободные края листа были скручены в свиток.

    В IV в. до н. э., используя достижения ионическо­го ордера, стал развиваться коринфский стиль. Капи­тели в зданиях этого стиля были похожи на букет цве­тов, обернутый листвой водяного растения аканфу.

    Дискобол. Скульптор Мирон

    Эллины создали огромные сооружения — образцы пропорциональности и красоты. Греческие храмы, несмотря на большие размеры, не подавляли своей массивностью, как сооружения Египта. Они создава­ли впечатление лёгкости и светлой гармонии.

    Искусство скульптуры греки позаимствовали у египтян. Древнегреческие куросы были похожи на статуи египетских фараонов и вельмож. Вскоре греки превзошли мастерство египетских скульпторов.

    Курос — статуя юноши-атлета.

    Красной нитью через всё эллинское искусство про­ходило изображение человека. Эллины воссоздавали внешнюю красоту и гармонию души свободного граж­данина, изображали лучшее, что есть в человеке. Од­ним из выдающихся художников Эллады был скуль­птор Мирон из Элевсины (середина V в. до н. э.). Он умело изображал людей и животных, но бессмертную славу принёс ему «Диско­бол». Скульптор запечатлел атлета, бросающего диск, в момент наивысшего нап­ряжения сил. При этом лицо его спокойно и сосредоточенно, что подчеркивает гармонию и красоту человека.

    Великий греческий скульптор Поликлет (460-410 гг. до. н. э.) стремился оп­ределить идеальные пропорции человеческого тела. Статуи «Поражённая ама­зонка», «Богиня Гера» сохранились в виде римских копии. Если для Мирона об­разцом красоты были лёгкие, стремительные и сильные тела ахейцев, то для Поликлета — сильные, тяжеловатые, коренастые дорийцы.

    Кресилай с о. Крит (450-400 гг. до н. э.) работал в Афинах. Известны скульптурный портрет Перикла, статуя амазонки, копия которой находится в Риме. Материал с сайта http://worldofschool.ru

    Одним из гениальных творцов Эллады был Фидий из Афин (около 496—432 гг. до н. э.) — скульптор, ар­хитектор, друг Перикла, руководитель перестройки Акрополя и автор отдельных сооружений этого мемо­риала. Именно он создал статуи Зевса, Афины Парфенос, Афродиты Урании, амазонок, наделив их вол­шебством красоты и величия. Завистливые афиняне приговорили Фидия к заключению, несправедливо обвинив в святотатстве. О его дальнейшей жизни придумано немало легенд, по одной из которых судь­ба привела выдающегося скульптора в Олимпию, где он создал статую Зевса — одно из семи чудес света.

    Эллада оставила нам также образцы гениальных художественных достижений в искусстве живописи: Апеллес, открыл в своих картинах секрет изображения светотени, Полигнот с о. Тасос, прославился росписями на вазах, создал гениальные произведения — «Разрушенная Троя», «Одиссей в подземном царстве». К сожалению, до нашего времени ни одно из них не сохранилось.

    Произведения великих греческих масте­ров — свидетельство высокого подъёма искусства Древней Греции.

    На этой странице материал по темам:
    • Древняя греция краткий конспект

    • Скульптура древней греции краткое содержание

    • Доклады по греции

    • Скульптуры и архитектура древней греции 5 класс

    • Искусство древней греций архитектура живопись музыка

    Вопросы по этому материалу:
    • Что такое ордер?

    • Какие Вы знаете архитектурные ордера?

    • Назовите известных вам древнегреческих скульпторов.

    • Какие произведения древнегреческих скульпторов вы знаете?

    worldofschool.ru


    Смотрите также