Занятия древних. Происхождение, расселение и занятия древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство. Занятия древних


Основные занятия древних славян

Занятия древних славян определялись особенностями климатических и природных условий местности, в которой они жили. Восточно-Европейская равнина, ставшая прибежищем наших предков, диктовала определенные условия ведения хозяйства, выживания в целом. Подчиняясь им, древние славяне постепенно освоили все имевшиеся в их распоряжении ресурсы и благодаря этому сформировали крупное и сильное государство.

Главное занятие

занятия древних славян земледелие

Всю информацию о жизни наших предков ученые получают из археологических данных, а также из письменных источников. Наиболее древние из обнаруженных следов славян относятся к V—IV векам до нашей эры. Письменные документы характеризуют уже более позднюю эпоху — с середины I века нашей эры. Все источники однозначно свидетельствуют, что основным занятием древних славян было земледелие. Во время археологических раскопок были в большом количестве обнаружены семена различных культур: ржи, гречихи, проса, ячменя, льна и конопли.

В силу протяженности территории, занимаемой нашими предками, земледелие на разных ее участках имело некоторые особенности. Различают подсечно-огневой тип и перелог.

Благоприятная зона

В южных районах почвы отличались плодородностью, поэтому основные занятия древних славян, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур, здесь возникли несколько раньше. Главным способом земледелия был перелог. Большое количество открытых, свободных от леса участков с плодородной почвой засеивалось несколько лет подряд. Они исправно служили людям до определенного момента, а затем истощались. В этом случае земледельцы подыскивали новый участок (перекладывались) и все повторялось.

Первым орудием, которое стали использовать наши предки на южных полях, было деревянное рало. Потом его сменил плуг с железным лемехом. Появление подобных орудий значительно увеличило количество вспахиваемых земель и качество их обработки.

Подсечно-огневое земледелие

занятия древних славян

Несколько иначе почвы обрабатывались на севере. Здесь большая площадь земли была покрыта лесами, и славянам приходилось будущие поля освобождать от деревьев. Подготовка проходила в два этапа. Все деревья на выбранном участке в первый год вырубали и оставляли. За зиму они высыхали, а весной их вместе с пнями сжигали: почва хорошо удобрялась золой. Затем уже сеяли зерно. Таким образом подготовленная земля приносила урожай на протяжении двух-трех лет, а затем истощалась. Земледельцы отправлялись на поиски нового подходящего участка.

Орудиями основного занятия древних славян на севере были мотыга, топор, соха, заступ и борона-суковатка. Для сбора урожая наши предки использовали серпы. Зерно перемалывалось при помощи каменных терок и жерновов.

Пашенная форма земледелия

Появление железных орудий труда значительно повлияло на все занятия древних славян. Земледелие стало более масштабным: увеличилась площадь обрабатываемых полей. Сложились так называемые двухпольные и трехпольные севообороты. В первом случае земля делилась на две части. На одной из них непосредственно выращивался хлеб. Вторая половина находилась под паром, то есть отдыхала. Первое поле также носило название озимого, поскольку засевали его в зиму.

При трехпольном земледелии кроме этих двух участков выделялся еще один. На нем зерно сеяли весной, а потому он получил название ярового. Такая система долгое время преимущественно использовалась на юге. На севере в течение значительного периода истории не было достаточного количества земли.

Масштабы основного занятия древних славян при всей примитивности орудий поразительны. Археологами было обнаружено несколько вместительных зернохранилищ. В некоторых из них легко можно уместить до 5 тонн урожая.

Скотоводство

Занятия древних славян (рисунки и картины, изображающие быт наших предков, ярко демонстрируют это) не исчерпываются земледелием. Так, тесно связано с ним было скотоводство. Помощниками в сельском хозяйстве северных районов были лошади, а южных — волы. Древние славяне разводили овец, коров, коз и свиней. Пока позволяла температура воздуха, скот пасли на выгонах. Зимой его размещали в хлеву, где за лето было заготовлено немало корма. Овцы, козы и коровы давали молоко. Скот был источником шкур и мяса.занятия древних славян рисунки

Древние славяне занимались и охотой. Шкуры пушного зверя с незапамятных времен продавались соседним племенам или обменивались на другие ценные товары. Однако скотоводство как источник пищи и других ресурсов было надежнее. Лесные звери не подпускали к себе просто так, могли мигрировать. Домашние же животные всегда были рядом. Скотоводство, таким образом, являлось одной из необходимых предпосылок успешного выживания в часто суровых условиях прошлого.

Рыбка большая и маленькая

занятия древних славян рыболовство

Запасы съестного пополнялись не только за счет полей и лесов. Водоемы также щедро снабжали древних славян провизией. Рыболовство было развито на Руси не меньше, чем разведение скота. Оно легче охоты и дает возможность находить пищу рядом с домом, а не удаляясь от него на внушительное расстояние, как бывало во время выслеживания дикого зверя. Рыбу ели во время княжеских пиров, ставили ее и на стол простолюдина. Везде она была к месту. Потому и вошло в основные занятия древних славян рыболовство. Его развитию способствовало и большое количество рек и озер на территории молодого государства. Рыбаки вылавливали щуку, линя, осетра, окуня и угря. Древние славяне были большими искусниками в деле создания снастей. В летописях упоминаются уда, сети, невод, мережи.

Рыбное место

Водоемами, где первоначально активно развивался промысел, были Чудское, Ладожское и Ильмень озеро. С течением времени центрами рыбной ловли стали Псков и Новгород. Как правило, в тот период у прибрежной территории и водоема был один хозяин. Однако нередко рыбные угодья передавались в пользование другим лицам без земли. Происходило это в результате продажи, завещания или дарственной записи.

Для князя в его угодьях рыбу ловили холопы, знавшие премудрости дела и обязанные поставлять к столу определенное количество добытого. Нужно заметить, что наряду с охотниками они пользовались определенными привилегиями — занятие считалось почетным.

Приспособления

основные занятия древних славян

Как в древние времена, так и в Средневековье, рыбу ловили в очень больших количествах. А потому такое приспособление, как удочка, считалось годным только для развлечения и отдыха. В те времена у большей части населения возможности для такого расслабления не было, в связи с чем применялись совершенно иные методы. Часто реку перегораживали езом — частоколом или плетнем. Рыба скапливалась в одном месте и ее вылавливали. Устанавливали ез весной, а убирали только в зиму. Скопившуюся рыбу вылавливали при помощи невода. Количество добытой таким образом снеди было достаточно внушительным.

По мнению некоторых исследователей, невод был впервые использован именно древними славянами, а уже затем появился в Европе. Им пользовались жители деревень для ловли рыбы в больших реках и озерах. Кроме него, в малых водоемах применялись разнообразные ловушки, сплетенные из прутьев.

Невод, однако, использовался чаще других приспособлений. Его длина могла доходить до нескольких метров. Ловля рыбы при помощи невода активно развивалась в период становления Киевской Руси. Из-за удобства и относительной легкости такого способа вскоре он стал популярен и в соседних государствах.

Пчеловодство

основным занятием древних славян было

Когда освещаются занятия древних славян, рисунки, сопровождающие текст, часто иллюстрируют торговлю. На всех изображениях непременно встречается кувшин или бочка с медом. Пчеловодство у наших предков было развито также хорошо, как выращивание зерна и ловля рыбы. Во времена феодальной Руси наибольшее распространение получил бортевый его вид. Борть — это естественное дупло (позже также стали называть и искусственные), в котором находился улей. Масштабы пчеловодства на Руси удивляли путешественников, а потому во многих записях можно встретить упоминание о нем.основные занятия древних славян кратко

Угодья

Участки леса, где водились черно-желтые труженицы, назывался бортевыми ухожиями. Об их важности в жизни отдельных семей и всего государства в целом свидетельствует так называемый медовый налог, существовавший в двенадцатом веке. Ничем другим его выплачивать не разрешалось.

Славяне использовали дупла, образованные не только естественным путем. В лесу они примечали деревья, пригодные для выдалбливания «норки», подготавливали их и вскоре они заселялись пчелами. Бортевые ухожия активно использовались вплоть до XVII века, когда им на смену пришли пасеки. Пчеловодство было значимой частью внешней и внутренней торговли, а кроме того, способствовало сохранению обширных природных участков в их первоначальном виде. Лес, где размещались бортевые ухожия, не вырубался.

Как видно, то, чем занимались древние славяне, мужчины и женщин, в первую очередь было направлено на обеспечение семьи, племени и княжества пропитанием. Выбор его источников диктовала природа. Можно сказать, что нашим предкам в этом смысле повезло: полноводные реки и раскинувшиеся на многие километры леса всегда охотно делились пищей. А потому и основные занятия древних славян, кратко изложенные здесь, были столь разнообразны. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и бортничество дополнялись также ремеслами, которые возникли практически одновременно с ними. Такие занятия древних славян, как гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка железа, развивались параллельно с прочими. Все вместе они сформировали уникальную культуру молодого государства.

fb.ru

Происхождение, расселение и занятия древних славян :: SYL.ru

Древними славянами называют раннесредневековые племена, проживавшие в VI-VIII веке, когда на территории Евразии происходило активное расселение. В письменных источниках, первые упоминания о них датируются VI веком нашей эры. Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением, расселением и занятиями древних славян.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба – средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр – Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова. Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами. О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Занятия древних славян

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами. Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян. При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне. Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника. Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы - волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне

Этот племенной союз заселял обе стороны Западного Буга и район около истока реки Припять. Предположительно предками волынян были дулебы. В русских летописях эта этническая группа встречается впервые в 907 году, когда ее представители в качестве толковинов (переводчиков) принимали участие в упомянутом выше походе на Византию. В 981 году князь Владимир подчинил себе земли, на которых обитал этот племенной союз. Так появился город Владимир-Волынский.

Древние славяне быт нравы обычаи занятия

Вятичи

Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом – родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра. Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками. К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.

Древляне

Это племенной союз на протяжении четырех веков (VI-X) занимал территорию Полесья и правобережье Днепра, около рек Тетерев, Уборть, Уж, и Ствига, находясь немного западнее полян. Район его проживания совпадает с районом лука-райковецкой культуры. По объяснению летописца, название "древляне" связано с их предпочтением обитать в лесах. На землях этого племенного союза были обнаружены захоронения с трупосожжением в урнах, которые хоронились в бескурганные могильники. Ближе к VIII веку начали распространяться погребения в курганах, к X – безурновые захоронения, а к XIII – трупоположения в курганах.

Из-за отсутствия в могилах древлян оружия, можно полагать, что они были мирным племенем как и многие другие древние славяне. Жизнь и занятия древлян строились вокруг земледелия, выращивания домашнего скота и прочих промыслах (гончарный, кузнечный, ткацкий, кожевенный). В 883 году князь Олег покорил их и наложил на них дань. В 945 году князь Игорь отправился к древлянам за данью и решил взять больше чем положено, за что был убит. Месть вдовы Ольги была жестокой. Она спалила город Искоростень – столицу древлян, взяла в плен старейшин, часть людей убила, еще часть взяла в плен и лишь некоторых оставила для уплаты дани. Вся земля племени тогда была присоединена к киевскому уделу.

Дреговичи

Точные границы обитания этого племенного союза до сих пор не установлены. Ряд исследователей, в том числе и В.В. Седов, полагают, что они в VI-IX веках занимали земли средней части бассейна реки Припять. Заселяя Беларусь, дреговичи шли с юга на север, что указывает на южное происхождение племени. Согласно летописи, дреговичи, древляне, поляне и кривичи, произошли от осевших на белорусских землях племен хорутан, сербов и белых хорватов, которые пришли туда в VI-IX вв. В X веке, земли дреговичей перешли в состав Киевской Руси, а еще позже – Полоцкого и Туровского княжеств.

Основные занятия древних славян кратко

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань. В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Радимичи

Народ обитал в Верхнем Поднепровье в VIII-IX вв. Его родоначальником был Радим и его брат Вятко, которые пришли «от ляхов». В IX веке радимичи выплачивали дань Хазарскому каганату. В 885 году их подчинил князь Олег. Последнее упоминание об этом племенном союзе датируется 1169 годом, когда его территория была поделена между Черниговским и Смоленским княжеством.

Северяне

Северяне – племенной союз, обитавший в бассейнах рек Десна, Сула и Сейм. Со стороны запада их соседями были дреговичи и поляне, а со стороны севера – вятичи и радимичи. Ученые соотносят этот племенной союз с носителями волынцевской культуры, проживавшими на левом берегу Днепра в VII-IX вв. Как и в случае с другими древними славянами, занятия северян были сосредоточены вокруг земледелия. В IX веке они выплачивали дань хазарам, пока в 882 году не были подчинены киевским князем Олегом. Позже на территории северян образовалось Черниговское княжество.

Древние славяне происхождение расселение быт

Словене ильменские

Этот племенной союз проживал в Новгородской области, близ озера Ильмень, недалеко от кривичей. Вместе с соседями словене ильменские участвовали в призвании варягов. Воины этого племенного союза воевали за дружину князя Олега и ходили на полоцкого князя Рогволда под предводительством Владимира Святославовича.

Тиверцы

Это восточнославянское племя проживало в междуречьях Прута, Днестра и Дуная, в том числе на Буджанском побережье Черного моря. Тиверцы участвовали в походах князей Олега и Игоря. В середине X века они стали входить в состав Киевской Руси, а в начале XII – ушли на север под давлением половцев и печенегов, смешались с другими славянскими племенами.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Жизнь и занятия древних славян

Быт и обычаи

Древние славяне были оседлым земледельческим народом, который знал толк в выращивании полезных растений. Они разводили домашних животных, промышляли рыбалкой и охотой, а также совершенствовали свои навыки в некоторых ремеслах. Предки не имели амбиций касательно соседних земель, поэтому военное дело никогда не входило в перечень основных занятий древних славян. Как показывает лингвистический анализ, славяне начали осваивать оседлый образ жизни еще тогда, когда были частью индоевропейских народов. Они умели молоть хлебные зерна и делать из них муку, из которой в результате получался добротный хлеб. Из муки и хмеля делали дрожжи, брагу и пиво; из льняных и конопляных волокон – пряжу, из кожи животных – сапоги, а из кожи с шерстью – кожухи и шубы. Еще до разделения, славянам были известны способы обработки некоторых металлов. Древнейшие поселки, обнаруженные археологами, относятся к V-VI векам до нашей эры. Находки, добытые в этих раскопках, позволяют современному человеку восстановить картину жизни древних славян: быт, нравы, обычаи и занятия.

Свои поселения древние славяне не укрепляли. Они жили в постройках, которые были немного углублены в почву; в наземных домах, каркас которых держался на врытых в землю столбах. При раскопках поселений и могил древних славян были найдены кольца, застежки, булавки, а также разнообразные керамические изделия (миски, горшки, кувшины, кубки, амфоры). Позже славяне начали строить свои дома в труднодоступных для врагов местах – на болотах или высоких берегах водоемов. Так как главным хозяйственным занятием древних славян было земледелие, для поселений они выбирали районы с плодородными почвами. В холодное время года славяне перебирались в полуземлянки, в которых обустраивались глинобитные или каменные печи.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Древние славяне расселение род занятий верования

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной – участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе – словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Главное хозяйственное занятие древних славян

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное - его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели расселение, род занятий, верования древних славян. В заключение стоит отметить, что эти племена проживали в VI-VIII вв. на территории восточной Европы. Жизнь и занятия древних славян были преимущественно мирными, направленными на созидание и развитие.

www.syl.ru

Занятия древних славян.

Количество просмотров публикации Занятия древних славян. - 731

Главным занятием славян было земледелие. При этом оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосœе. Деревья подрубали, они засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Подсечное земледелие требовало большого количества труда. По этой причине оно было связано с коллективным трудом и коллективной, общинной собственностью.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосœе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. Поскольку истощение здесь происходило быстрее, участки меняли чаще, чем при использовании подсечно-огневой системе. Лишь в 8 веке в лесостепной полосœе стало использоваться пашенное земледелие.

Переход к пашенному земледелию потребовал и смены орудий труда. В случае если раньше до 8 века землю обрабатывали деревянным ралом (полоз, который рыхлит, но не переворачивает), а в лесной полосœе – сохой, то в лесостепной полосœе появляется плуг, который снабжен лемехом и отвалом.

Славяне занимались также животноводством. Но оно имело подсобное значение, охотой, но не столько ради мяса, а добычи пушнины (соболь, куница, белка). Занимались также бортничеством (собиранием меда диких пчел в дуплах деревьев).

От земледелия видоизменяются и обособляются две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и изобретение гончарного руга – производство керамических изделий.

Желœезо добывали их болотных руд. В сыродутных печах бурый желœезняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу).

К занятиям древних славян отнесем и торговлю. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки. С конца 10 века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Далее чеканная монета уступила место серебряным слиткам – гривнам. По мере развития производства и обмена, торговля становится важным средством удовлетворения потребностей людей. Торговали мехом, леном, воском, позже пенькой, медом, салом, обменивали их на заморские ткани, вина, пряности, оружие и драгоценности. Важнейшим торговым партнером славян была Византия. Торговля осуществлялась по двум основным торговым путям: 1) путь ʼʼиз варягов в грекиʼʼ, который шел из Невы – Ладожское озеро, - Волхов – Ильмень-озеро – река Ловать – волоком до притоков Днепра – Днепр – Черное море.

Второй путь – Волжский торговый путь- по Волге через Каспийское море к странам Востока.

2. Общественный строй восточных славян.

До 6 века славяне жили первобытнообщинным строем. Это первая ступень развития человечества, характеризующаяся равенством, общественной собственностью на средства производства (орудия труда, жилища, землю и т.д.) примитивными орудиями труда, отсюда, почти полной зависимостью от природы, коллективизмом и язычеством как формой религиозных верований.

В 6-7 веках шел процесс распада родовых отношений: переход от родовой общины к сосœедской, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность. Социальной клеточкой сосœедской общины становится моногамная семья, состоящая из мужа, жены и детей. В сосœедской общинœе основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания на определœенной территории. Совершенствование орудий труда привело к тому, что отдельная семья сама могла прокормить себя, в связи с этим значение коллективного труда упало. Вместе с тем, члены сосœедской общины, как правило, являются родственниками. Οʜᴎ могут совместными усилиями осуществлять некоторые работы, к примеру, расчистку земли из-под леса. Частная собственность уже существует, но пастбища, лесные угодья места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности.

Выделилась родоплеменная знать – вожди (князья) и старейшины. Οʜᴎ окружали себя дружинами, ᴛ.ᴇ. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (вече) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Власть веча как коллективного органа власти всœех взрослых мужчин рода или племени постепенно уменьшалась, переходя в руки родоплеменной верхушки.

3. Возникновение государства. Славянское общество подходило к возникновению государства. Этому способствовали экономические и политические факторы. Развитие и совершенствование орудий труда привело к росту производимой продукции, появлению излишков, которые постепенно сосредотачиваются у немногих – родоплеменной верхушки. Возникает имущественное и социальное неравенство, связанное с разным положением, возможностями и ролью тех или иных групп в жизни племени. Проявляется конфликт интересов (прежде всœего материальных), который уже не мог разрешаться на базе кровнородственных отношений, связей, обычаев, традиций. Между тем потребность в управлении и согласовании интересов людей в целях жизни во много раз возрастает. В сложном, дифференцированном и расколотом обществе потребовался другой механизм согласования и соподчинœения интересов. Главным средством обеспечения единства общества становится государство, регулирующее отношения людей с помощью права, подкрепленное насилием в случае неповиновения. Конечно, нравственные нормы, традиции и обычаи по-прежнему регулируют поведение людей, но их роль становится второстепенной. Вместо власти, основанной на авторитете, религиозных и родовых обычаях, приходит политическая власть, предполагающая опору на особый институт – государство. Государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой особый аппарат для регулирования отношений между разными социальными слоями и классами. Можно выделить три основные признака государства:

1) наличие охраняемой территории;

2) наличие особых органов управления и насилия, выполняющих законодательные, исполнительные и судебные функции;

3) экономическая основа, главную роль в которой играет налоговая система.

Государство выполняет две основные функции: общесоциальную и классовую. Первая, в которой заинтересованы всœе классы и слои, состоит в выработке общеобязательных законов и правил поведения для удовлетворения в какой-либо степени потребностей всœего населœения страны, обеспечении порядка, защиты от врагов, развитии промышленности, дорожного строительства, просвещении и духовном подъеме граждан и т.д. С другой стороны, государство - ϶ᴛᴏ орудие господства экономически господствующих классов (класса) над другими социальными группами данного общества.

Основным источником знаний об образовании древнерусского государства с центром в Киеве является ʼʼПовесть временных летʼʼ Нестора-летописца (12 век). В ней говорится, что в 862году словене, кривичи и чудь пригласили, стремясь преодолеть междоусобицы, на княжение варягов, норманнов из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор, Синœеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборска, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти ʼʼ на грекиʼʼ, однако осœели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород. Киев был объявлен ʼʼматерью городов русскихʼʼ, а Олег стал великим князем. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, единое древнерусское государство ведет свою историю с 882 года.

На базе этого рассказа возникла норманнская теория. Ее создали в серединœе 18 века в период засилья немцев во времена правления Анны Иоанновны приглашенные в Россию немецкие историки Г.Байер, А.Шлецер и Г. Миллер. Смысл ее в том, что основателями древнерусского государства были норманны-варяги. Норманнская теория активно использовалась и пропагандировалась и 19 и особенно 20 веках (гитлеровцами), чтобы объявить славян неполноценным и отсталым народом, неспособным к историческому творчеству.

В русской науке реакцией на норманизм был крайний антинорманизм – стремление доказать ничтожную роль варягов в образовании древнерусского государства (М.В.Ломоносов).

Сейчас большинство российских ученых (Б. Рыбаков, В. Греков) признает:

- историчность существования Рюрика;

- вымышленность Трувора и Синœеуса;

- варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых явно скандинавского происхождения;

- призвание варягов не явилось началом государственности на Руси. Любое государство есть результат в первую очередь внутренних экономических и политических предпосылок;

- у славян уже были формы организации власти, а варяги находились примерно на той же стадии развития, как и славяне и сами еще не знали государственности. Варягов призвали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала. Вероятно, их призвали как нейтральную силу, которая удовлетворяла всœе враждующие группировки.

referatwork.ru

История, основные занятия славян

История…

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность - почти 3000 миллионов человек. Восточные славяне в свою очередь самая большая ветвь славянства. Они расселились не только в Восточной Европе, но и в Азии - Сибири, Казахстане.

Вопрос о времени появления славян в Восточной Европе, принадлежит к числу остающихся до сих пор дискуссионными.

Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами-пахарями, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру. Монах Нестор, автор ПВЛ называет местом первоначального расселения славян район Дуная. Во второй половине I тысячелетия славяне широко расселились в Европе, на западе заняв земли восточной части современной Германии, на юге – Балканский полуостров, включая Пелопоннес. На территории Восточно-Европейской равнины, к северу от Припяти – Сейма – Десны и в верховьях Оки в VI в. обитали балтоязычные племена; Волжско-Окское междуречье и более северные и северо-западные регионы занимало финно-угорское население. В течение второй половины I тысячелетия идет постепенное расселение славян по территории Восточной Европы, преимущественно с юга.

Причины распространения славян, несомненно, были различны, и вследствие этого и продвижение их осуществлялось по-разному. Иногда, теснимые врагами, например готами или аварами, они перемещались внезапно; иногда же – постепенно, высылая впереди себя авангард с целью захвата добычи, а также в торговых целях, позднее же, когда князья требовали уплаты дани, то и в целях фискальных.

Это общее развитие восточного славянства не осталось, разумеется, без последствий и для их внутреннего развития. Древнее единство, которое само по себе имело тенденцию к дифференциации, с течением времени все больше ослабевало, так как прекращалось тесная внутренняя связь между отдельными частями восточного славянства. Возникавшие центры находились на большом расстоянии друг от друга, были отделены незаселенными территориями, и лишь в незначительной степени их связывали водные пути. В результате порождались диалектные, а в значительной степени и культурные различия. Так, например, колонии на Волге и Дону, находившиеся под господством хазаров, оказались в совершенно другой культурной сфере, чем колонии на озере Ильмень, которые подверглись скандинавскому влиянию, или земля Полянская, находившаяся под влиянием греческой культуры. Согласно лингвистическим данным, около VII-VIII вв. происходит распад праславянской языковой общности, начинается формирование отдельных славянских языков. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с ее населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из ПВЛ. От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте»

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне (г. Чернигов), а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племя, обитавшее в глухих лесах, находилось на невысокой ступени культуры. Об этом говорят раскопки большого количества могильников древлян. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в нее впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко, - пишет летописец. – И пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили свое название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авры). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, впрягали трех, четырех или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина». С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород. Кривичи обитали «…на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра». Их центром был город Изборск.

Каждое объединение восточнославянских племен имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают». А древляне «живут звериным образом», убивают друг друга, едят «все нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает ПВЛ, «имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверя, ели «все нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены.

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идет не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей – вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счет военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, сто повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины – группы постоянный боевых соратников, друзей. Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружен и входил в ополчение. Византийские авторы подчеркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Начальный период становления государства у восточных славян описан в источниках чрезвычайно скупо. ПВЛ сообщает, что северные славяне – ильменские словене и кривичи вместе с соседями – угро-финскими племенами чудью и мерей платили дань варягам. Затем варягов изгнали за море, но вскоре между освободившимися данниками вспыхнули раздоры. Тогда, порешив найти князя, который судил бы и правил справедливо, словене, кривичи, меря и чудь отправили послов к варягам со словами: «Земля наша велика велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами.» На приглашение откликнулись три брата – Рюрик, Трувор и Синеус «с роды своими». Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор – в Изборске.

Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из «мужей» Рюрика – Аскольд и Дир – отправились на юг, «на греки». По пути они зашли в Киев и остались княжить там. В 879 г. Рюрик умер, а через три года его родственник Олег с дружиной и малолетним Игорем, сыном Рюрика, двинулся вниз по Днепру и подошел к Киеву. Решив овладеть им, он пошел на хитрость. Прикинувшись купцом, направляющимся в Царьград от Олега и Игоря, он пригласил Аскольда и Дира повидаться. Когда те пришли, воины Олега, прятавшиеся до поры в ладьях, выскочили и убили киевских князей. Олег заявил при этом: «Вы не есть от рода княжа, но аз есмь рода княжа». Расправившись с Аскольдом и Диром, Олег захватил власть в Киеве. Таким образом, в 882 г. под властью одного князя объединились Киев и Новгород.

Таково летописное предание о начале русской государственности. Издавна вокруг него ведутся бесконечные споры. Рассказанная летописцем легенда послужила для возникновения «норманнской теории», приписывающей создание государства у славян в заслугу норманнам – скандинавским викингам, называемых на Руси варягами.

Основные занятия древних славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля).

Долгое время славяне занимались кочевым земледелием. А именно, они не останавливались постоянно на одном участке земли, подвергая его рациональной обработке, а кочевали родами и кланами, всегда выискивая новые участки либо для пахоты, либо для новых пастбищ в зависимости от условий местности, на которую они попадали.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

В первый год при подсечно-огневой системе на осваиваемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки.

В качестве основных орудий использовали орало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Хлебопашество было главным занятием славян. Вся их жизнь была сосредоточена в первую очередь вокруг пахоты, посева, уборки урожая, и большинство их религиозных обрядов было связано с хлебопашеством. Культивирование же овощей и фруктов стояло на заднем плане.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово "скот" означало также "деньги".

Скот держали во дворах в специальных загонах, а иногда и в крытых хлевах. Отсюда его выгоняли на пастбища, где за всем стадом смотрели специальные пастухи, которые с их торбами за плечами, длинной палкой и дудкой или трубой, сделанной из коры, уже в Х веке были любопытным и характерным явлением в славянских поселениях. Постоянным проводником пастуха и стада была, конечно, собака.

Естественно, что со скотоводством было связано и обширное молочное хозяйство. Об употреблении молока нет древних сообщений, но сыр засвидетельствован уже источниками Х и XII вв. в качестве одного из основных блюд, и, очевидно, таковым он был издавна.

Из домашней птицы в славянских хозяйствах разводили в то время кур, гусей, уток, а также голубей в специальных голубятнях.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами ("бортями") и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли с соседями – прежде всего с Византийской империей.

Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. ПВЛ так описывает его: «Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень-озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому же морю ко Царюгороду, а от Царьгорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река» Этот путь стал основной торговой дорогой Древней Руси.

Что касается рыболовства, то оно в некоторых богатых водами славянских краях занимало первое место среди всех других отраслей хозяйства. Рыбы было огромное множество, и славяне ловили ее удочкой, совершенно такой же, как и современная, либо по ночам при помощи света, либо острыми гарпунами с одним или несколькими зубьями, либо, наконец, различными плетеными из веревки сетями и корзинами, которые также немногим отличались от сетей или корзин, употребляемых в настоящее время. Выловленную рыбу продавали либо в свежем виде, либо заготовленную впрок.

Об охоте на зверя много говорить не приходится. Охотились за всяким зверем, который съедобен или давал хороший мех. Зверя убивали либо оружием (стрелами или копьями), либо, что было чаще, ловили при помощи разных ловушек, большими сетями, различного вида капканами или устраивали облавы, западни. С востока славяне заимствовали прием охоты с помощью прирученных соколов, ястребов и ястребов-перепелятников.

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на соседние страны. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

Приблизительно в 7-8 веках ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

Не подлежит никакому сомнению, что славянам были известны основные металлы, а именно золото, медь, серебро, олово и железо.

Обработка металлов производилась двумя основными способами: ковкой холодного или раскаленного металла и литьем расплавленного металла в формы.

Предметами, изготовлявшимися способом ковки, были, во-первых, разные хозяйственные орудия и предметы: косы, серпы, пилы, топоры, молотки, клещи, гвозди, цепи, замки, ключи, колокольчики и т.п., затем разнообразное оружие. Сюда относятся также ряд сосудов: большие котлы из железа и меди для подвешивания над огнем.

Лишь начиная с Х века можно проследить существование у славян мастеров золотых и серебряных дел и говорить о развитии славянского золотообрабатывающего производства.

Наиболее излюбленным ювелирным приемом славян стала филигрань двух видов. При первой из них поверхность украшалась узорами, выполненными при помощи припаянной скрученной проволочки или цепочки, второй вид составляли декоративные линии и фигуры, чаще всего треугольники, сделанные из мелкой припаянной зерни.

Наряду с филигранью, припаянной к поверхности, на славянских предметах того времени часто встречается техника чеканного орнамента, когда поверхность украшалась точками, кружками, крестиками, треугольниками, звездочками, наносимыми на металл.

Большую популярность получили у славян и приемы, придававшие украшению многоцветность; к ним относятся, кроме широко распространенного обычного приема покрытия поверхности предмета другим металлом, главным образом золотом, техника инкрустации драгоценными камнями и стеклом, затем покрытие эмалями.

По сравнению с техникой эмали далеко позади остаются два последних приема: позолота и чернь, техника которых состоит в том, что на гладкой золотой или обычной серебряной поверхности наносят черненый рисунок либо по железной поверхности наносят серебряный или золотой рисунок.

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие сопровождалось магическими обрядами. Так, еще в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой. Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца ее дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спряденной нити. Мать девочки прятала ее и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надежного мистического покровителя.

Рассмотрим теперь то сырье, из которого славянские женщины пряли нити и ткали материи. Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю.

Судя по всему, в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, летом дает телу прохладу.

Ткани из конопли назывались у наших предков «замашными» или «посконными». Вообще, полагают, что конопля первоначально использовалась для витья веревок и лишь впоследствии стала применяться для изготовления тканей.

Ткань, сделанная из волокон рогоза, а позже и из мочала – рогожа – использовалась у древних славян в основном для хозяйственных целей. Одежда из такой ткани в ту историческую эпоху была не просто «непрестижной» - она была, прямо скажем, «социально неприемлемой», означая последнюю степень бедности, до которой мог докатиться человек. В рогожу одеться от людей отречься – предупреждает пословица. Единственным допустимым видом рогожной одежды был плащ от дождя.

Шерсть в древнеславянском хозяйстве была в основном овечья. Кроме этого использовали и козью шерсть (особенно уважали козий пух), коровью и собачью. Коровья шерсть шла, в частности, на изготовление поясов и одеял. А вот собачью шерсть считали целебной. Если верить народной молве, с ее помощью можно было избавиться не только от хвори. Если сплести из собачьей шерсти тесемку и повязать себе на руку, на ногу либо на шею – считалось, самый свирепый пес не набросится.

Шелковые ткани у древних славян были исключительно привозными, в основном византийскими. Стоили они дорого, и поэтому шелковые одежды носили главным образом богатые люди.

7

studfiles.net

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство — МегаЛекции

Человек с течением времени все больше и боль­ше развивался. При обработке камня, дерева, шкур развивались руки человека и его сознание. Неандертальцы стали использовать шкуры убитых ими животных в ка­честве одежды. Человек думал, советовался со сво­ими сородичами - у него развивалась речь.

Умели добывать огонь. Питались почти исключительно мясом, добываемым в результате охоты на крупных животных, широко был распространен каннибализм. Появились первые мистические (религиозные) верования: неандертальцы первыми из людей стали хоронить умерших, погребение было обрядом, зарождаются первые религиозные представления.

Так, после неандертальцев, примерно 40-35 ты­сяч лет назад появился «человек разумный» - homo sapiens, т.е. человек современного вида. «Человек ра­зумный» стал сознательно обдумывать, рассчитывать свои действия, поступки.

Жили люди не в одиночку, а группами (коллективами), которые ученые называют человеческим стадом. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

Важнейшим занятием древних людей была охота. Существовало несколько способов коллективной охоты на диких животных:

  1. Дикого зверя древние охотники загоняли в специально подготовленную яму;
  2. На охоте древние люди наблюдали за охотой диких животных, например за львицей, которая в свою очередь поймала антилопу. Львицу отпугивали и бросив тушу, она скрывалась в степи. Люди подбирали добычу;
  3. Люди нападают на животных, животные спасаются бегством. Из стада животных отстают слабые, больные и молодые животные. Охотники отрезают от стада животное и получают свою добычу.

Охота на диких животных была сложным, опасным занятием и очень травмоопасным. Поэтому люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей.

Так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать подобными современным людям. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. Постепенно древнейшие люди приспосабливались к жизненной среде, трудились, изготавливая орудия труда - это привело к развитию вертикальной осанки, руки человека, речи, умственных способностей и в конечном счете, способствовало формированию у него современного облика.

Глоссарий

Развитие– необратимые, закономерные, последовательные изменения в объектах и явлениях окружающей действительности

Эволюция – процесс развития человечества от простого к сложному

Каменная индустрия- массовое изготовление каменных орудий труда

Персоналии

Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) – естествоиспытатель, создатель теории происхождения человека от обезьяноподобных существ. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека» (1871 г.).

Рефлексия:

  1. Что такое история древнего Казахстана?
  2. Что изучает история древнего Казахстана?

3. Какие мифы и предания разных народов вы знаете?

Домашнее задание записи в тетради

Оценки за урок

Дополнительная информация

Происхождение человека. Отрывок из древнего вавилонского мифа: «...Когда небо было устроено и засияли на нем светила и звезды, принялся Мардук (верховный бог) за землю. Создал он сначала растения, сотворил многочисленных животных, потекли реки по лугам и полям, в зеленый покров оделась земля. Но не было никого в мире, кто почитал бы богов, никто не строил им храмов, не приносил жертв, не славил богов в молитвах и гимнах.

Обратился Мардук к богам и сказал: «Вот я соберу кости и кровь и сделаю человека, пусть он служит нам!»

И решили боги, что одним богом надо пожертвовать, надо принес­ти его в жертву богам, чтобы из крови его сделать человека. Пал выбор на бога Кингу... И убили боги Кингу, собрали его кровь и принесли Мардуку. Смешал Мардук кровь Кингу с глиной и вылепил человека.

Так сделал Мардук небо и землю, сотворил на земле растения и животных, и сделал человека, и стали люди служить богам, чтобы боги имели покой...» (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.10)

 

Миф народов Центральной Америки

Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и пить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего —бездушные они вышли, безмозглые...

Взялись боги за дело второй раз. "Попробуем сделать людей из дерева!" – уговорились они. Сказано – сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было и были они неразумны.

И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. "Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом", – решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, изкоторого и слепили первых разумных людей. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.21-22)

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли вжертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.(Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

 

megalektsii.ru

Одно из первых занятий древнего человека

Главным стремлением древнего человека, было выживание. Необходимо было сохранить племя, как единую общность. И самой важной задачей, был поиск пропитания. Именно поиски и добывание пищи были основной деятельностью древних людей.

Соответственно, самые первые занятия древних людей непосредственно были связаны с добыванием еды.

Какое занятие было самым древним

Ученые изучают древних людей по останкам скелетов в пещерах, обнаруженным орудиям труда. Много информации дают наблюдения за примитивными племенами, которые живут до сих пор в отдаленных уголках планеты. Узнать одно из первых занятий человека, можно следующим образом:

  • охота. Она была основным способом пропитания для древних людей. Например, неандертальцы жили почти исключительно охотой. Кроманьонцы также постоянно охотились. Добытое мясо являлось основой их рациона;
  • собирательство. Растения поедают даже дикие звери. Безусловно, людям также были известны свойства некоторых растений. Тем более, что в дикой природе произрастают злаковые культуры, горох, чеснок и так далее. Их плоды поедали и древние люди. Однако собирательство ягод и растений являлось дополнением к основной пище – мясу;
  • рыбная ловля. Для ловли рыбы необходимы довольно сложные приспособления – удочки, сети. Они появились позже. Поэтому, изначально древние люди не занимались ловлей рыбы и поеданием речных или морских обитателей.

В те времена еще не существовало скотоводства или обработки металлов. Поэтому, самым первым занятием древних людей, являлась охота.

Вспомогательные занятия

Важно указать на обработку камня. Из него делали топоры для охоты, ножи и скребки для разделки туш убитых животных. Камень обрабатывали путем ударов о более прочный камень. На каждый нож или топор уходило по много месяцев. Поэтому, орудия труда имели большую ценность и служили много лет.

В древние времена уже начали появляться первые представления людей о загробном мире. Практиковались первые магические ритуалы. Так, на стенах пещеры рисовали животных. В них бросали копья, воспроизводя процесс охоты. Люди приманивали удачу, они как бы моделировали удачную охоту.

vashurok.ru

Основные занятия древних славян

Занятия древних славян определялись особенностями климатических и природных условий местности, в которой они жили. Восточно-Европейская равнина, ставшая прибежищем наших предков, диктовала определенные условия ведения хозяйства, выживания в целом. Подчиняясь им, древние славяне постепенно освоили все имевшиеся в их распоряжении ресурсы и благодаря этому сформировали крупное и сильное государство.

Главное занятие

занятия древних славян земледелие

Всю информацию о жизни наших предков ученые получают из археологических данных, а также из письменных источников. Наиболее древние из обнаруженных следов славян относятся к V—IV векам до нашей эры. Письменные документы характеризуют уже более позднюю эпоху — с середины I века нашей эры. Все источники однозначно свидетельствуют, что основным занятием древних славян было земледелие. Во время археологических раскопок были в большом количестве обнаружены семена различных культур: ржи, гречихи, проса, ячменя, льна и конопли.

В силу протяженности территории, занимаемой нашими предками, земледелие на разных ее участках имело некоторые особенности. Различают подсечно-огневой тип и перелог.

Благоприятная зона

В южных районах почвы отличались плодородностью, поэтому основные занятия древних славян, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур, здесь возникли несколько раньше. Главным способом земледелия был перелог. Большое количество открытых, свободных от леса участков с плодородной почвой засеивалось несколько лет подряд. Они исправно служили людям до определенного момента, а затем истощались. В этом случае земледельцы подыскивали новый участок (перекладывались) и все повторялось.

Первым орудием, которое стали использовать наши предки на южных полях, было деревянное рало. Потом его сменил плуг с железным лемехом. Появление подобных орудий значительно увеличило количество вспахиваемых земель и качество их обработки.

Подсечно-огневое земледелие

занятия древних славян

Несколько иначе почвы обрабатывались на севере. Здесь большая площадь земли была покрыта лесами, и славянам приходилось будущие поля освобождать от деревьев. Подготовка проходила в два этапа. Все деревья на выбранном участке в первый год вырубали и оставляли. За зиму они высыхали, а весной их вместе с пнями сжигали: почва хорошо удобрялась золой. Затем уже сеяли зерно. Таким образом подготовленная земля приносила урожай на протяжении двух-трех лет, а затем истощалась. Земледельцы отправлялись на поиски нового подходящего участка.

Орудиями основного занятия древних славян на севере были мотыга, топор, соха, заступ и борона-суковатка. Для сбора урожая наши предки использовали серпы. Зерно перемалывалось при помощи каменных терок и жерновов.

Пашенная форма земледелия

Появление железных орудий труда значительно повлияло на все занятия древних славян. Земледелие стало более масштабным: увеличилась площадь обрабатываемых полей. Сложились так называемые двухпольные и трехпольные севообороты. В первом случае земля делилась на две части. На одной из них непосредственно выращивался хлеб. Вторая половина находилась под паром, то есть отдыхала. Первое поле также носило название озимого, поскольку засевали его в зиму.

При трехпольном земледелии кроме этих двух участков выделялся еще один. На нем зерно сеяли весной, а потому он получил название ярового. Такая система долгое время преимущественно использовалась на юге. На севере в течение значительного периода истории не было достаточного количества земли.

Масштабы основного занятия древних славян при всей примитивности орудий поразительны. Археологами было обнаружено несколько вместительных зернохранилищ. В некоторых из них легко можно уместить до 5 тонн урожая.

Скотоводство

Занятия древних славян (рисунки и картины, изображающие быт наших предков, ярко демонстрируют это) не исчерпываются земледелием. Так, тесно связано с ним было скотоводство. Помощниками в сельском хозяйстве северных районов были лошади, а южных — волы. Древние славяне разводили овец, коров, коз и свиней. Пока позволяла температура воздуха, скот пасли на выгонах. Зимой его размещали в хлеву, где за лето было заготовлено немало корма. Овцы, козы и коровы давали молоко. Скот был источником шкур и мяса.занятия древних славян рисунки

Древние славяне занимались и охотой. Шкуры пушного зверя с незапамятных времен продавались соседним племенам или обменивались на другие ценные товары. Однако скотоводство как источник пищи и других ресурсов было надежнее. Лесные звери не подпускали к себе просто так, могли мигрировать. Домашние же животные всегда были рядом. Скотоводство, таким образом, являлось одной из необходимых предпосылок успешного выживания в часто суровых условиях прошлого.

Рыбка большая и маленькая

занятия древних славян рыболовство

Запасы съестного пополнялись не только за счет полей и лесов. Водоемы также щедро снабжали древних славян провизией. Рыболовство было развито на Руси не меньше, чем разведение скота. Оно легче охоты и дает возможность находить пищу рядом с домом, а не удаляясь от него на внушительное расстояние, как бывало во время выслеживания дикого зверя. Рыбу ели во время княжеских пиров, ставили ее и на стол простолюдина. Везде она была к месту. Потому и вошло в основные занятия древних славян рыболовство. Его развитию способствовало и большое количество рек и озер на территории молодого государства. Рыбаки вылавливали щуку, линя, осетра, окуня и угря. Древние славяне были большими искусниками в деле создания снастей. В летописях упоминаются уда, сети, невод, мережи.

Рыбное место

Водоемами, где первоначально активно развивался промысел, были Чудское, Ладожское и Ильмень озеро. С течением времени центрами рыбной ловли стали Псков и Новгород. Как правило, в тот период у прибрежной территории и водоема был один хозяин. Однако нередко рыбные угодья передавались в пользование другим лицам без земли. Происходило это в результате продажи, завещания или дарственной записи.

Для князя в его угодьях рыбу ловили холопы, знавшие премудрости дела и обязанные поставлять к столу определенное количество добытого. Нужно заметить, что наряду с охотниками они пользовались определенными привилегиями — занятие считалось почетным.

Приспособления

основные занятия древних славян

Как в древние времена, так и в Средневековье, рыбу ловили в очень больших количествах. А потому такое приспособление, как удочка, считалось годным только для развлечения и отдыха. В те времена у большей части населения возможности для такого расслабления не было, в связи с чем применялись совершенно иные методы. Часто реку перегораживали езом — частоколом или плетнем. Рыба скапливалась в одном месте и ее вылавливали. Устанавливали ез весной, а убирали только в зиму. Скопившуюся рыбу вылавливали при помощи невода. Количество добытой таким образом снеди было достаточно внушительным.

По мнению некоторых исследователей, невод был впервые использован именно древними славянами, а уже затем появился в Европе. Им пользовались жители деревень для ловли рыбы в больших реках и озерах. Кроме него, в малых водоемах применялись разнообразные ловушки, сплетенные из прутьев.

Невод, однако, использовался чаще других приспособлений. Его длина могла доходить до нескольких метров. Ловля рыбы при помощи невода активно развивалась в период становления Киевской Руси. Из-за удобства и относительной легкости такого способа вскоре он стал популярен и в соседних государствах.

Пчеловодство

основным занятием древних славян было

Когда освещаются занятия древних славян, рисунки, сопровождающие текст, часто иллюстрируют торговлю. На всех изображениях непременно встречается кувшин или бочка с медом. Пчеловодство у наших предков было развито также хорошо, как выращивание зерна и ловля рыбы. Во времена феодальной Руси наибольшее распространение получил бортевый его вид. Борть — это естественное дупло (позже также стали называть и искусственные), в котором находился улей. Масштабы пчеловодства на Руси удивляли путешественников, а потому во многих записях можно встретить упоминание о нем.основные занятия древних славян кратко

Угодья

Участки леса, где водились черно-желтые труженицы, назывался бортевыми ухожиями. Об их важности в жизни отдельных семей и всего государства в целом свидетельствует так называемый медовый налог, существовавший в двенадцатом веке. Ничем другим его выплачивать не разрешалось.

Славяне использовали дупла, образованные не только естественным путем. В лесу они примечали деревья, пригодные для выдалбливания «норки», подготавливали их и вскоре они заселялись пчелами. Бортевые ухожия активно использовались вплоть до XVII века, когда им на смену пришли пасеки. Пчеловодство было значимой частью внешней и внутренней торговли, а кроме того, способствовало сохранению обширных природных участков в их первоначальном виде. Лес, где размещались бортевые ухожия, не вырубался.

Как видно, то, чем занимались древние славяне, мужчины и женщин, в первую очередь было направлено на обеспечение семьи, племени и княжества пропитанием. Выбор его источников диктовала природа. Можно сказать, что нашим предкам в этом смысле повезло: полноводные реки и раскинувшиеся на многие километры леса всегда охотно делились пищей. А потому и основные занятия древних славян, кратко изложенные здесь, были столь разнообразны. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и бортничество дополнялись также ремеслами, которые возникли практически одновременно с ними. Такие занятия древних славян, как гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка железа, развивались параллельно с прочими. Все вместе они сформировали уникальную культуру молодого государства.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также