Древняя афины. Пешком – Древние Афины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Греция Афины. Древняя афины


Древние Афины — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2017; проверки требуют 4 правки.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2017; проверки требуют 4 правки.
Парфенон — главное святилище города, посвященное богине Афине Парфенос, шедевр золотого века Перикла

Древние Афины — древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра. По мнению Курта Раафлауба в тот период был крайне незначительный уровень урбанизации и поэтому нельзя говорить о массах городского населения[1].

Археологическое изучение Афин началось в 1830-х годах, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 1870—1880-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства является «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

ru.bywiki.com

Древние Афины | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В Средней Греции расположен полуостров Аттика. Здесь возник самый прославленный греческий город — Афины. Согласно мифу, бог моря Посейдон и богиня Афина спо­рили, кому из них быть покровителем главного города Аттики. Боги во главе с Зевсом собрались на акрополе и постановили от­дать власть тому, кто принесёт Аттике самый ценный дар. Посей­дон ударил трезубцем в скалу — из неё забил источник. Но вода оказалась солёной, как в море. Вонзила Афина в землю копьё, и оно превратилось в оливковое дерево. Боги сочли дар Афины лучшим и признали её покровительницей города.

Аттика славилась оливковыми деревьями, афинские крестьяне выращивали виноград, а вот зерно доставляли из причерноморских колоний. В таких условиях жизненно важное значение при­обретали ремёсла и морская торговля.

Часть населения проживала в отдалении от Афин — в небольших поселениях на территории Аттики.

Афина. Древнегреческий рельеф

Аристократы и демос

Власть в Афинах при­надлежала аристократам. Только из них состоял ареопаг (государственный совет), собиравшийся на холме, посвящённом богу войны Аресу. Совет ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были су­дьями, военачальниками, жрецами.

Аристократы захватили лучшие участки зем­ли на равнинах, а крестьян потеснили на склоны гор, где почва была каменистой и малоплодород­ной. Крестьяне часто попадали в долги к аристократам. Тогда на их участках уста­навливались каменные плиты, или долговые столбы. Попавший в дол­ги крестьянин отдавал аристократу часть урожая со своего участка. Ес­ли крестьянин ещё больше запуты­вался в долгах, он лишался земли. А если долг крестьянина оказывал­ся слишком велик, то он и его семья превращались в рабов.

Крестьяне составляли большую часть афинского демоса. Они тре­бовали возвращения им отнятых аристократами участков и запре­щения долгового рабства. Кроме крестьян, к демосу относились ре­месленники, моряки, торговцы. Среди них были богатые люди, ко­торым долговое рабство не грозило. Но они хотели участвовать в управлении страной наравне со знатью.

Аттика в древности

Обстановка в городе и в Аттике накалялась. Аристократы понимали, что им не справиться, если восстанет весь демос, и пошли на уступки. В 594 году до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Солона, который пользовался об­щим уважением, — пусть он положит конец раздорам. Для этого было необходимо провести коренные преобразования — реформы.

Солон

см. Реформы и законы Солона Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Писистрат

После отъезда Солона вновь вспых­нула борьба за власть и землю. Победителем оказался представи­тель знати Писистрат. Он стал тираном. Он отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремёсел и торговли. В результате правления Писистрата и его сыновей аристократия ослабла, аре­опаг и архонты потеряли былое значение.

Клисфен

В 508—500 годы до н.э. важные реформы провёл Клисфен. Он разделил Аттику на 10 территориальных фил и создал новый ор­ган власти — Совет 500 (по 50 человек от каждой филы), а Совет 400 был упразднён. Новые филы лишь по названию напомина­ли прежние. По сути это были избирательные округа, в которых аристократия уже не играла роли.

Победа демоса в Афинах

Главную роль в управлении Афинским полисом после реформ Клисфена играло народное собрание. Все граж­дане, независимо от происхождения и имущественного положе­ния, стали равноправны. К концу VI (6) века до н.э. в Афинах по­бедила демократия.

Вопросы по этому материалу:
  • Что ещё, кроме названия города, объясняет миф о спо­ре Посейдона и Афины?

  • Кто управлял Афинами?

  • Из кого состоял демос?

  • Как и почему попадали в долговое рабство?

  • В чём значение тирании Писистрата?

  • Какую важнейшую реформу провёл Клисфен?

doklad-referat.ru

The300Spartans » Древняя Греция Афины

Племенем, осевшим в Аттике, а следовательно, и в Афинах, после дорийского нашествия, были ионийцы. Происхождения Афин в целом схоже с процессом зарождения многих других греческих городов: недалеко от моря у подножия горы Гимет расположились близко друг к другу около дюжины небольших деревень, жители которых занимались в основном разведением скота и возделываем полей. С возникновением и развитием торговых отношений рос и город. Благодаря удачному географическому положению афинский порт Пирей за несколько десятилетий стал одним из самых оживленных торговых центров всего Средиземноморья.

Изобретателем греческой трагедии считается Феспид; со своей бродячей труппой "Повозка Феспида" он выступил в различных городах.

Таким образом, значительно увеличивалось состояние многих афинян. Город быстро превращался из небольшого пастушеского и крестьянского селения в крупный  международный центр.

Заметное оживление жизни в Афинах имело, кроме всех прочих, два главных последствия. Прежде всего, город стал главным центром всей Аттики, превратившейся в независимое государство. Во-вторых, растущее благосостояние изменило не только условия жизни всего народа, но в конечном счете и все политическое устройство общества: цари были заменены правительством олигархов, нескольких крупных землевладельцев, в руках которых сосредоточилась экономическая власть. Эвпатриды – так назвалась афинская знать – управляли государством, выбирая из наиболее могущественных и влиятельных семей девятерых архонтов. Роль архонтов весьма походили на обязанности министров в любом современном государстве: ведение войн и переговоры с союзниками, вопросы религиозные и внутригосударственные и так далее. Кроме этого архонты представляли собой одновременно и законодательную власть. Каждый из них выбирался на один год, а затем они пожизненно оставались членами ареопага, совета эвпатридов.

Два борца: борьба была одним из самых распространенных видов спорта.

Ареопагу принадлежала большая власть. Он назначал архонтов, контролировали их работу; их мнению совета эвпатридов прислушивались при обсуждении наиболее деликатных политических и гражданских вопросов. Такая политическая система не могла долго устраивать народ, который осознавал, что, по существу кормя государство, он не получает взамен права участвовать в политических решениях. Не говоря уже о том, что архонты всегда категорически отказывались ясно записывать и обнародовать составленным ими законы, что вызывало в гражданах обоснованное подозрение в том, что властители пытаются лишить их возможности судить об их действиях. Правители, со своей стороны, понимали, что они не смогут долго вертеть и перекраивать законы по своему усмотрению, не вызвав раздражения в народе.

Женщины пользовались различными косметическими средствами, которые подчеркивали природную красоту гречанок.

Кроме того, нельзя было не учитывать изменившегося материального положения многих граждан: число афинян, завоевывающих все больший вес и влияние в экономике города, постоянно росло; все очевиднее становилось появление в народной среде нуворишей. В это время эвпатриды начали понимать, что не может более существовать система управления государством без какого-то, хотя бы минимального, контроля со стороны народа.

В греческих домах был внутренний дворик с портиком, где протекала большая часть жизни обитателей дома.

Тогда в 620 году до н.э. по инициативе архонта Дракона все афинские законы были пересмотрены и обнародованы: это был первый шаг на пути к равноправию всех граждан перед законом, являющийся безусловным завоеванием, которое весьма способствовало усилению могущества Афин, их престижу и материальному богатству.

Однако должно было пройти еще тридцать лет, прежде чем всем без исключения афинянам стали известны их основные политические права, прежде чем народ смог участвовать и в политической жизни полиса.

В богатых домах кухня была очень изысканна, а обед сопровождался игрой искусных музыкантов на флейте.

Новым завоеванием в этой области стал, вопреки ожиданиям, шаг со стороны эвпатридов: это были рефомы Солона, человека прозорливого и мудрого, далеко предвидевшего будущее своей родины. Он понял, что широкое использование в управлении государством богатства и состояния большего количества людей не уменьшит, а, напротив, усилит власть Афин. История является то, насколько вперед вырвался впоследствии правящий класс Афин по сравнению со спартанским и насколько более чутким он всегда оказывался к назревающим в обществе изменениям.

У пророчиц-сибилл спрашивали предсказаний о будущем, причем как в делах семейных, так и в общественных.

Согласно новому установившемуся порядку, все граждане были разделены на четыре класса: при этом во внимание принимался только имущественный ценз граждан, то есть их экономическое положение. Первым был класс богатых землевладельцев, второй и третий классы составляли средние собственники, а к последнему относились мелкие собственники и наемные работники. Афинские классы не были закрытыми, как спартанские: люди, принадлежавшие к более низкому классу, обогатившись, могли войти в высшие круги. Для всех тех, кто достигал высокого ценза, существовала возможность занимать высокие должности в государстве, каковым бы ни было их происхождение.

Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э., постепенно охватывали все новые виды спорта. В 776 г. до н.э.: только соревнования в беге, так называемый стадий. В 720 г. до н.э. двойной стадий, или диавлос (380 м). В 712 г. до н.э. были соревнования в пятиборье ( прыжки в длину, борьба, бег, метание диска и копья). В 704 г. до н.э.: кулачный бой. В 680 г. до н.э.: гонки на колесницах, квадригах и конные состязания на дистанцию 4600 м. В 580 г. до н.э.: гоплитодром ( бег на 384 м по всем военном обмундировании).

Единственной привилегией, твердо удерживаемой представителями высших кругов афинского общества, было право называться архонтами; но при этом архонты утратили свое главное преимущество – возможности создавать законы. Законодательная власть перешла к другим государственным институтам: к общественным советам. Первый из них ( он назывался буле) состоял из 400 граждан, представителей первого класса; основной функцией этого своеобразного сената было вынесение законов на обсуждение. Одобрить их должно было народное собрание, которое в Афинах называлось экклесией. Это не было еще демократическое государство в полном смысле слова, на подобного рода опыт явился одним из этапов на пути к народовластию. Будет небесполезным вспомнить, что из всей этой организации политической жизни в государстве оказались исключены рабы, положение которых было не столь жалким, как в Спарте, однако и в Афинах они оставались на задворках общества, были лишены каких-либо прав и обременены всякого рода обязанностями. Но афинских рабов согревала надежда когда-нибудь завоевать свободу; закон позволял любому из них освободиться от рабства и начать пользоваться, таким образом, теми же правами, что и остальные граждане. В Спарте никогда не существовало такой возможности.

Греческие богов было очень много; в честь них возводились великолепные храмы; Парфенон в Афинах - самый знаменитый.

Демократическое правление Афин несколько раз прерывалось периодами тирании, то есть правлением так называемых тиранов. Самым известным примером остается Писистрат, который с 561 по 527 год до н.э. правил в полисе, совершенно не считаясь с существующими законами. Он, однако, не слишком злоупотреблял своей единоличной властью, проводя мудрую и гибкую политику. Он содействовал спокойствию и обществе, поддерживал развитие рынка, дал жизнь мощному торговому флоту и сделал свой город еще более богатым и красивым. Кроме того, в течение 34 лет его абсолютной власти в Афинах стали быстро развиваться все виды искусства.

Страсть к искусству и художественные способности греков являлись отличительной чертой этого народа, в этом их не превзошел, пожалуй, никто.

Правящий класс полиса, понимая, что изменившемуся положению в обществе должны соответствовать новые порядки, в 509 году до н.э. по инициативе Клисфена были упразднены и заменены делением на десять фил; из каждой по жребию выбиралось 50 граждан, которые составили новую буле; власть перешла от архонтов к этому новому совету, состоявшему из пятисот членов; из его числа выбиралось несколько групп, состоявших из десяти человек, каждая из которых находилась у власти в течение 36 дней. Эскклесия сохраняла свое право одобрять законы. Всякий, кто пытался каким-то образом изменить это новое устройство, изгонялся из государства в десятилетнюю ссылку.

 

Два прекрасных греческих театра: в Эпидавре (сверху) и театр Диониса в Афинах (снизу). На склоне холма сооружались ряды широких ступеней, которые сходились у сцены; в полукруге у основания сцены помещалась орхестра.

Таким образом, основной результат политической реформы Клисфена заключался в том, что междоусобная борьба различных классов очень быстро сменилась духом соперничества между гражданами, что стало толчком к развитию всех видов деятельности, от торговой до интеллектуальной. Афины достигли своего наивысшего расцвета во всех отношениях, но самое главное – город стал крупным культурным центром; весь западный мир и сегодня считает Афины колыбелью своей цивилизации.

Гомер был величайшим поэтом Греции, его эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" и сегодня являются самыми известными произведениями античности.

Тому, что это пламя не затухало, но разгоралось все ярче, афиняне во многом обязаны своей системе образования, соединившей физическое совершенствование с духовным развитием.

До семнадцати лет мальчики воспитывались в семье и посещали школу, где их обучали мудрые и чуткие учителя. Главным школьными предметами были греческий язык, поэзия, музыка, танцы и гимнастические упражнения.

Военная служба длилась три года, с 17 до 20 лет. Она не была столь суровой, как в Спарте, и способствовала закалке и возмужанию молодых людей, готовя их к трудностям войны. Возвратившись домой после службы, афинская молодежь на полных правах вступала в гражданскую и политическую жизнь общества.

Вскоре для Афин, так же как для многих других греческих городов, настал момент сурового испытания, когда потребовалось защищать не только политическую независимость, но саму эллинскую цивилизацию: понятно, что экономическое благополучие и культурное процветание не могли не вызвать зависть самого могущественного соседа Греции – Персидского государства.

Просмотров: 43 559

the300spartans.ru

Афины древняя греция - Древнегреческие легенды - Каталог статей

Афины - Греция - Страны - Бронирование гостиниц, билетов, отдых на ...

Презентация Афины - самый прекрасный город Древней Греции выдвигает тезис о том, что самым живописным и культурно развитым городом в Древней Греции была её столица – город Афины. Это доказывается перечислением всех значимых объектов и подтверждается увлекательной историей, которая сопровождала создание и развитие города.

Описаны такие достопримечательности как статуя Афины, в честь которой назван этот прекрасный город и афинский акрополь. Презентация сопровождается описанием жизни в городе в древние времена, мифами и легендами, а также множеством фотографий культурных объектов и видов города ночью в огнях и при свете дня.

 

Древние Афины

cсылка на страницу

Древняя Греция

другие презентации о Древней Греции

«Религия Греции» - Древняя Греция. Покровитель путешественников. Хранитель стад и пастухов. Примеры религии Древней Греции в культуре. Сестра Аполлона. Афина Паллада. Деметра. Повелитель богов. Богиня любви и красоты. Сын Зевса, бог гармонии, света, музыки и поэзии. Религия древней Греции. Супруга Зевса. Сын Зевса, бог виноделия, искусства.

«Греки и персы» - Ксеркс. Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. У греков-200,построенных в 2 линии. Вдоль берега шел огромный флот. Битва при Саламине состоялась 27 сентября 480 г до н.э. 2. Вторжение персов в Элладу. Древнегреческая скульптура. Битва при Саламине. Командиры гнали воинов в бой плетками, но греки устояли.

«Древняя Греция» - Классическое рабство . Древняя Эллада: политическая история. С. 52- выделите черты античности Период III тыс. до н.э. – V в.н.э. Средиземноморские цивилизации Связь частной собственности и гражданского статуса Гражданская община- основа полиса Богатейшая культура Фундамент современной европейской цивилизации.

«Подвиги Геракла» - Одиннадцатый подвиг. Девятый подвиг. Геракл завоёвывает пояс Ипполиты. Геракл разгоняет Стимфальских птиц. Геракл очищает Авгиевы конюшни. Геракл спускается в царство мёртвых и побеждает Кербера. Десятый подвиг. Геракл уничтожает Лернейскую гидру. Восьмой подвиг. Третий подвиг. Геракл приводит Критского быка.

«Культура Греции» - 2010 г. Эндромиды. Культура Древней Греции. Греческое зодчество. Гиматий. Главное сооружение Акрополя – Парфенон. Обувь. Олимпийские игры в Древней Греции. Культура древней Греции. Пречистенская СОШ. Статуя Зевса Олимпийского. Выполнил: Брюханов Владислав ученик 5 «б» класса. Хламида.

История

Древние Афины

 

Г реция, древняя страна, античные мифы и легенды которой возбуждают воображение и манят своей глубокой стариной. Многие считают, что Греция это колыбель западной цивилизации. Ведь здесь собрано огромное количество памятников старины пропитанных легендами тех времен. Особо притягивает в этом плане, старинная столица Греции – Афины.

Здесь присутствует не только куча мифологических артефактов из тех времен, когда боги спускались к смертным, но и теплый приятный климат, ласковое море и прекрасные пляжи. Назван город, как всем известно, в честь богини войны. Здесь можно услышать огромное количество историй связанных с этим местом. Ведь здесь родились – Аристотель, Платон, Софокл, Сократ, Еврипид и другие великие деятели тех времен.

Самая первая и пожалуй главная достопримечательность Афин – древний Акрополь. Огромный массив полуразрушенных зданий нависает над городом, как бы напоминая о том, какая огромная сила была раньше у столицы этого древнего государства. Особо среди строений этого места можно выделить Парфенон, несмотря на то, что от него остались одни руины, он все равно внушает мистическое благоговение. Еще здесь можно посмотреть на храм который построил царь Эрехтей в честь богов которым поклонялся.

Так же на территории Акрополя очень находится несколько старинных театров, один из них Геррода Аттикуса, до сих пор действующий. Второе по значению и «древности» место в Афинах – Храм Зевса Олимпийского. Вообще то, от храма остались одни руины, расположенные рядом с площадью Синтагма, но зато он является одним из самых огромных храмов во всей стране, и величие его сложно не оценить, особенно по вечерам, когда предприимчивые греки освещают остатки сооружения хитро-сделанной подсветкой.

 

Сложно за один раз перечислить все старинные места Афин, где стоит побывать это и древние районы города Плака, Керамейкос, горы Агора и Ликавит, Башня Ветров. и конечно же, широко известный стадион Панатинаикос. Все эти места имеют историческое летоисчисление – до нашей эры, везде продаются памятные сувениры и подарки связанные с легендарными событиями которые там происходили. Не зря туристические путевки в эти края расхватываются как горячие пирожки. Ведь такого количества, древних храмов, мраморных сооружений и просто музеев нет нигде.

А если надоело приобщатся, к древней истории можно просто искупаться в ласковом море или отведать знаменитой греческой пищи, которую вкушали великие философы, правда вино, как это делали древние лучше не разбавлять.

Поделиться в соц. сетях:

 

 

 

 

 

 

Похожие записи:

Торговля в Древней Греции

Амфитеатры в Древнем Риме

«Программа мира» Демосфена

Геродот - отец истории

Оставить комментарий Отменить ответ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

 

 

Тур в Грецию из Киева. автобусный тур по европе из киева ...

 

 

 

Древние Афины - колыбель греческой культуры

Один из самых красивых и прославленных античных городов с мощной экономикой, выходом к морю, прекрасными храмами - Древние Афины, названные в честь одной из самых почитаемых богинь Греции, Афины. На греческом Олимпе она была известна как покровительница войны, наук, ремесла, а также отличалась необычайной мудростью. Город, названный в честь этого божества, должен был не уступать в величии и мощи своей покровительнице.

 

Столица Древней Греции выросла на месте возвышенного холма - Акрополя. По преданию, в 1825 году до н. э. первый царь Аттики, Кекроп, воздвиг на вершине Акрополя крепость, заложив на этом месте город. Не без участия богов состоялось это строительство. Афина поспорила с повелителем морей и океанов Посейдоном, в честь кого назовут город, и кто впоследствии станет его покровителем. Судьями стали верховные боги Олимпа во главе с Зевсом. Соревнующимся богам было дано задание: Кто принесет полезнейший подарок жителям города, тот и станет его покровителем. Посейдон одарил Древние Афины солнечными лучами, ударив своим трезубцем в скалу, а Афина, вонзив в скалу копье, принесла грекам оливу. Боги Олимпа склонились к подарку Посейдона, а вот богини и Кекроп поддержали покровительницу войны. Спор выиграла Афина и не зря, ведь под ее покровительством Афины достигли высокого экономического, политического и культурного развития. А в честь проигравшего Посейдона греки вскоре воздвигли храм. Город заметно разрастался вследствие переселения на его безопасные скалы народа, который вынужден был эмигрировать из-за постоянных набегов кочевых племен.

Высокого развития город достиг во время правления Писистрата. Этот жестокий, но умный царь считал, что именно ленивые люди угрожают его власти и способны поднять народ на бунт. Именно при нем была построена огромная рыночная площадь Агора, на которую приезжали закупщики со всего мира. Вести торговлю грекам было очень легко, поскольку они, как жители островного государства, имели выход к морю. Земледелием и разведением животных никак не могла отличиться Древняя Греция. Афины не были исключением, главной причиной этому была скалистая поверхность земли, на которой ничего не росло. Зато на торговле греки зарабатывали сполна. Царь Писистрат был известным застройщиком: храмы Аполлона и Зевса Олимпийского были воздвигнуты именно во время его правления. Храм Аполлона он достроить успел, а вот обитель Зевса воздвигать продолжил Антиох IV Эпифан. Но не судьба была храму построиться за короткий период времени. Римский завоеватель Сулла разрушил его, и только правитель Адриан завершил строительство.

Историки полагают, что именно Писистрат заложил основание известного храма - Парфенона. Его история довольно драматична. Недолго просуществовав, он был разрушен персами, и только правитель Перикл сумел его отстроить. Работать над красивым и богатым храмом пригласили знаменитого скульптора Фидия, автора одного из Семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского. Его скульптура Афины была настолько прекрасна, что правители не решились возводить другие сооружения на Акрополе.

Если верить заключениям археологов, исследовавших зубы останков жителей той эпохи, Древние Афины пали от эпидемии чумы или, как ее еще называли, брюшного тифа, который свирепствовал там в 430-423 гг. Из-за этой неизлечимой болезни треть населения государства умерла, пал знаменитый город - Древние Афины.

Древняя Греция

Древняя Греция Афины и Спарта Разработала: учитель истории МОУ СОШ № 36 г.Калининграда Салтыкова Н.М.

Возникновение греческой цивилизации III – II тыс. до н.э. критская культура I тыс. до н.э. – XII в. до н.э. ахейская культура 500 год до н.э. великая греческая колонизация XI – IX вв. до н.э. «темные века» IX в. до н.э. формирование полисов Полис – город-государство, состоящее из самого города и прилегающей округи

 

Гибель критской культуры В 15 веке до н.э. на о.Фера близ северных берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана Вскоре на обезлюдевший Крит стали переселяться греки

Микенская культура Самый богатый и могущественный из древнейших греческих городов – Микены – расположен в Южной Греции на скалистом холме Вход в крепость вел через Львиные ворота

 

Возвышение Македонии Сер.IV в. до н.э. – царь Филипп II сплотил Македонию в единое и сильное государство и начал наступление на Грецию 338 г. до н.э. – поражение греков в битве с македонянами у г.Херонеи. Заключен союз для совместного похода против Персии Причины поражения Греции: - Пелопоннесская война между Афинами и Спартой - ослабление полисного строя, вызванное резким расслоением общества - подавленное междоусобной войной хозяйство

Источники и литература И.Б. Абрамов. История древнего мира. – СПб. 2006 Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история. – М. 2007 Всеобщая история /под ред. Новикова С.В. Маныкина А.С. – М. 2005 А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. – М. 2008

Презентации этого автора

Источники: prezentacii.com, 900igr.net, grekoline.ru, fb.ru, bigslide.ru

unk-files.clan.su

Греция. Вечная Классика | Пешком – Древние Афины

ДРЕВНИЕ АФИНЫ

Наиболее протяженная пешеходная улица Европы (длиной 3 км) в Афинах образовалась благодаря превращению нескольких центральных дорог в пешеходную зону (Вассилиссис Олгас, Д. Ареопагиту, Ап. Павла, Адриана и часть улицы Эрму). Эта объединенная улица проходит через все наиболее примечательные памятные места Афин (археологическая аллея). Часть от улицы Дионисия Ареопагита (напротив Арки Адриана) до пересечения улицы Эрму и Пиреос (район Керамик) занята обширной археологической областью, удаленной от современной городской суеты. Прогулка по археологическим памятникам оставит незабываемое впечатление.

 

ОЛИМПИОН Согласно географу и путешественнику Павсанию, храм Зевса Олимпийского был построен Девкалионом, мифическим предком греков. В период тирании (примерно 515 г. до н.э.) Писистрат младший, внук одноименного тирана, пытался на месте старого храма построить новый, еще более грандиозный. После упразднения тирании все строительные работы были остановлены. Строительство нового храма позднее было поручено римскому архитектору Десимусу Коссутиусу королем Сирии Адиохосом Эпифанисом IV. После его смерти (163 до н.э.) храм вновь был заброшен и оставлен без кровли и фронтонов. Строительство храма, одного из крупнейших в древнем мире, было завершено в 131 г. до н.э. римским императором Адрианом.

 

Русло реки Илисс. Прогуляйтесь в сторону единственной сохранившейся части поймы реки Илисс (за Олимпионом), которую также называют святой рекой Муз, посетите многочисленные руины древних храмов. Рядом находится знаменитый горный ручей Каллирой, а вблизи от него расположена церковь Агия Фотини, построенная в 1872 году на руинах более древней церкви и на развалинах святилища Экати. Также неподалеку сохранились удивительные памятники классического римского и византийского периода (Дельфийский храм Аполлона, храм Кроноса и Реи, византийский район с мастерскими, базилика Леонида и пр.).

 

АРКА АДРИАНА

В благодарность за возведение храма Зевса афиняне прославили Адриана, построив (в 131 г. до н.э.) сводчатые ворота в северо-западной части ограждения храма. На эпистиле арки из мрамора каменоломни Пентелик высечены две надписи. Надпись со стороны Акрополя и старого города (западная сторона) гласит: "Это Афины, город Тесея". Вторая надпись со стороны святилища и города (восточная сторона) гласит: "Это город Адриана, но не Тесея".

 

Улица Дионисия Ареопагита 

Одна из наиболее впечатляющих улиц Афин с превосходным видом на Акрополь и Парфенон. Обратите внимание на здания, расположенные по левой стороне улицы. Большинство из них построены в конце XIX – начале XX века и являются элегантными примерами неоклассической и модернистской архитектуры.

 

Древний театр Диониса

Пройдите через ворота к археологическим памятникам (по южному проходу Акрополя), совершите прогулку вверх по улице Дионисия Ареопагита. Чуть выше справа вашему взгляду откроется наиболее древний из всех знаменитых театров мира, театр Диониса. Здесь Эсхил, Аристофан, Еврипид и Софокл – четыре самых прославленных поэта Греции - наблюдали за премьерными показами своих пьес  (V век до н.э.). Изначально ряды скамей и сцена были изготовлены из дерева. В IV в. до н.э. театр был перестроен в камне. Сегодня единственными сохранившимися частями являются ряды каменных скамей. Согласно заключениям экспертов, театр вмещал в себя 17 тысяч зрителей. Над театром возвышается хорагический монумент Фрасилла (319 г. до н.э.), который высечен в скале Акрополя, чуть выше над ним расположены две хорагические коринфские колонны.

 

Стоа Эвмена (колоннада)

Продолжая прогулку, вы дойдете до Стоа Эвмена, построенной во II веке царем Пергамским, Эвменом II. Основным предназначением Стои является защита зрителей от солнца и непогоды. Над Стоей видны руины Асклипия, построенного после голода 429 г. до н.э., в результате которого население Афин было практически уничтожено.

 

ОДЕОН ГЕРОДА АТТИКА

Иродион, как его называют сегодня, был построен в 161 г.до н.э. Тиберием Клавдием Аттиком Геродом, известной личностью, преподавателем и философом, унаследовавшим богатства своего отца. Герод Аттик возвел этот крытый Одеон для проведения концертов в честь своей супруги Региллы после ее смерти. Здесь древние греки проводили музыкальные мероприятия. В наше время каждое лето в этом театре проводятся концерты и мероприятия в рамках Афинского фестиваля, которые собирают до 5000 зрителей. Однако его волшебство и красоту можно оценить, только совершив прогулку в сторону Акрополя.

 

АКРОПОЛЬ

Это символ Афин, священный холм, связующий древнюю и современную цивилизацию. Памятники, расположенные на святом холме, датируются от доисторического периода до античных времен. Нет ни одного человека (грека или иностранного туриста), который не захотел бы засвидетельствовать свое почтение этому святому месту и лицезреть его величие и красоту. Посещение священного холма Акрополя и Нового музея Акрополя станет незабываемым событием.

 

Верховный суд (Ареопаг)

Является наиболее древним судом в мире и особенно почитаемым местом в античные времена. Здесь был расположен первый аристократический парламент древних Афин. Со временем этот парламент утратил свою политическую власть и со второй половины V столетия до н.э. сохранил только судебную власть, в основном занимаясь случаями убийств. Как описано в "Орестее", здесь судили Ореста за убийство его матери Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. Как сообщает нам надпись на бронзовой тарелке, здесь же афиняне впервые услышали проповедь апостола Павла в 52 году н.э.

 

ХОЛМ ФИЛОПАППА

Сюда можно приходить в любое время года, и холм всегда будет оставаться прекрасным. Прогулка в это место подарит массу впечатлений: удивительная, утопающая в зелени территория, где находятся известные памятники: "Тюрьма Сократа", "Гробницы Кимонея", древняя улица Кили, торговая улица с расположенными на ней домами и магазинами, "Военный мемориал Муз", памятник Филопаппу, а также прекрасный вид на Парфенон и Акрополь.

 

Достопримечательности:

Памятник Филопаппу. Памятник был построен афинянами во II столетии н.э. в честь губернатора Сирии, Гая Юлия Антиоха, который был также известен под именем Филопапп, что дословно можно перевести как "любимый внук своего деда". Его дедом был Антиох Комагенский IV, последний wарь Сирии.

 

Мощеные дороги. В 50-х гг. греческий архитектор Д. Пикионис унифицировал район от Пропилеи Акрополя до холма Филопаппа. Обратите внимание на мощенные вручную улицы, ведущие к некоторым памятникам, церкви Агиос Димитриос Лубардиарис (Святого Дмитрия) и кофейне. Весь проект получил статус охраняемого Памятника международного исторического наследия.

 

ПНИКСА (Пника на современном греческом)

Пника расположена между холмом Муз, где установлен памятник Филопаппу, и холмом Нифм с одноименным храмом, где сегодня расположена Национальная обсерватория. Полукруглая площадь служила местом собрания афинян (VI век до н. э.), слушавших известных риторов, которые выступали с каменного подиума, расположенного по центру Пники. Сюда же приходили, чтобы выполнить свой демократический политический долг. Считается, что на площади могло собираться до 10 тысяч человек.

 

ДРЕВНЯЯ АГОРА (Рынок) АФИН

Археологический памятник древней Агоры расположен у подножья холма Акрополя рядом со станцией метро Храм Гефеста. В античности Агора была не только торговым, но и политическим, культурным и религиозным центром. В этом районе находились административные здания, храмы, государственные службы и суды. Афиняне приходили сюда, чтобы купить продукты, получить информацию о текущем состоянии дел, покритиковать правительство, обменяться мыслями или просто поговорить. История района уходит корнями в эру неолита, однако расположенные здесь памятники датируются от классических времен до XI века н.э. Примером последнего периода служит церковь Святых Апостолов.

 

Достопримечательности:

 

Храм Тесея и Гефеста.Несмотря на свое название, храм посвящен не Тесею, а Гефесту и богине Афине. Он расположен в западной части Агоры и сегодня является лучше всего сохранившимся храмом античности. Он был построен в 460-415 гг. до н.э., в нем были установлены статуи Гефеста и Афины, которые, как считают, созданы Алкаменисом.

 

Памятник Героям. Здесь были установлены статуи десяти героев, давших свои имена десяти племенам Аттики. С постамента этого памятника провозглашались все публичные объявления.

 

Стоя Пикили (портик). Считается, что свое название стоя получила благодаря фрескам, украшавшим ее стены. Слово «пикили» (разнообразный), вероятно, происходит от того факта, что эти фрески были различны по цветовой гамме и тематике. Именно здесь Зенон обучал студентов своей философии стоицизма, отсюда и название – Стоя Пикили (460 г. до н.э.).

 

Стоя Аталла. Это двухэтажное здание, дар Пергамского царя Аталла II (159-138 гг.до н.э.) городу Афины, считается античным торговым центром, на каждом этаже которого располагалось по 21 магазину. В коллекции музея – предметы повседневного использования, обнаруженные в древней Агоре, которые дают посетителям представление об укладе жизни в древних Афинах.

 

Стоя Василия. Расположена у подножья храма Гефеста и была построена примерно в 500 г. до н.э. Представляла собой резиденцию правителя Василия и совета Ареопага.

 

Одеон Агриппы. Построен в 15 г. до н.э. Агриппой. Одеон вмещал в себя 1000 зрителей и имел двухэтажную галерею. Был разрушен в 267 г. н.э. Эрулом, а в 400 г. н.э. на его руинах была построена Гимназия. На севреной стороне были установлены четыре огромных статуи Титанов и Тритонов, взятых из Одеона. Три из них сохранились до нашего времени.

 

НОВОГРЕЧЕСКАЯ АГОРА

Это единый архитектурный комплекс, построенный между 19-11 г. до н.э., в который входил огромный прямоугольный двор, окруженный колоннами, а в галереях располагалось множество различных магазинов. В северной части комплекса находилась библиотека (прямоугольное здание размерами 122x82 м), построенная Адрианом в 132 г. н.э.

 

Достопримечательности:Сторожевая ветровая башня Киристос.С восточной стороны новогреческой Агоры находится восьмиугольное здание. Это башня Антроникуса Киристоса, возведенная в I веке до н.э. На каждой из сторон башни находился барельеф восьми ветров. Именно по этой причине памятник имеет прозвище «Эридес» («Ветра»).

Ворота Афины Архигетиды. Расположены в западной части района. Это монументальный вход с четырьмя дорическими колоннами и фронтоном из пентелийского мрамора. Сохранились в прекрасном состоянии. Веспасианы (общественные туалеты) – прямоугольное здание с залом и квадратной комнатой, в которой по четырем сторонам находились скамьи и отверстия, канализация была проведена под зданием.

 

КЕРАМИКОСДревний Керамикос был расположен в северо-западном конце Афин и простирался как вне, так и внутри городских стен, и сегодня является археологическим памятником. В центре археологического памятника установлены самые знаменитые ворота древних Афин: Дипилон и Священные Ворота. Площадь вокруг этих ворот была занята самым крупным кладбищем Аттики. Это также было местом погребения граждан, почитаемых афинянами. Согласно путешественнику Павсанию, район получил свое название от керамики – возможно, от района керамики (керамикос – человек, изготавливающий керамические или гончарные изделия), который был образован на берегах реки Эридан. Древний город Керамикос включал в себя зону, значительно большую, чем обнаруженная при раскопках. Считается, что город простирался от северо-западных границ Агоры до рощи, получившей название в честь героя Акадимуса.

 

Панафинейские игры. Каждый год древние афиняне проводили Малые Панафинеи, а каждые четыре года – Большие Панафинеи. Это были грандиозные культурные мероприятия, включавшие в себя скачки, спортивные игры, состязания в музыке, искусстве и другие события. В последний день проведения процессия начинала свое шествие из Карамикоса, проходила через Агору и завершалась на холме Акрополя, где люди приносили Афине так называемую мантию. В древние времена статуи одевали в настоящие облачения. Поэтому мантией богини была шерстяная туника, сотканная жрицей и молодыми девственницами, помогавшими ей. Ее вывешивали как парус на большой мачте деревянной лодки и перевозили в Акрополь. За судном следовала вся процессия. Эта процессия изображена на барельефе Парфенона.

 

Достопримечательности:

Гробницы и колонны. Керамикос известен благодаря множеству гробниц и колонн. Посетив их, вы сможете восхититься мраморной копией быка, расположенной в ограждении могилы Дионисия из Коллито, а также копиями известных колон, таких как Деликсеос и Игресос (конец V в. до н.э.). Оригиналы скульптур и другие предметы выставлены в музее.

Музей Керамикоса. В музее представлены находки из района Керамикоса, включая погребальные дары, найденные в могилах, и надгробные скульптуры архаичных и классических времен.

Димосио Сима. Рядом с археологическим памятником Керамикоса (ул. Саламина, 35) была обнаружена часть большого кладбища. На кладбище были найдены могилы знаменитых людей, погибших в битвах.

 

Академия Платона

Этот район был заселен с доисторических времен и получил свое название от имени героя Академоса или Экадемоса. В VI веке здесь была построена одна из трех знаменитых афинских Гимназий. Сегодня этот район известен благодаря Школе философии, учрежденной в 387 году до н.э. Платоном и процветавшей во времена неоплатонистов.

Достопримечательности:

Святой дом геометрического периода. Состоит из семи прямоугольных комнат и имеет черты, схожие со святым домом Элевсины. Из-за большого количества найденных здесь предметов жертвоприношений считается, что здесь проводились ритуалы.

Гимназия. Прямоугольное здание (I в. до н.э. – I в. н.э.) с внутренними колоннами и комнатами, расположенными в северной части. Внутри находится маленькое помещение, использовавшееся как арена.

Перистиль (здание, окруженное колоннами). Большое квадратное здание (IV в. до н.э.) с перистилем внутри. Считается, что оно использовалось как арена или как пристройка к Гимназии.

Первое эллинское сводчатое здание. Состоит из зала, комнаты и вспомогательного помещения, которое, как считается, служило домом Академуса.

www.gnto.ru

«Старые Афины». Афины: история города

«Старые Афины»

Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» — песня Маноса Хадзидакиса на слова Ника Гацоса. Во время карнавала в тавернах Плаки можно услышать, как люди хором, от всей души поют эту песню.

Писатель Фанасис Петсалис-Диомедис уловил это настроение, когда в 1964 году описывал свое детство конца XIX века:

Я родился в Афинах, когда Афины насчитывали 150 000 жителей. Лошади таскали трамваи по улице Стадиу, сворачивали на площадь Конституции и ползли в гору по улице Филэллинон. В полдень молочник проводил своих коз и доил их перед дверью нашего дома. Поздним вечером на углу улицы появлялся человек с длинным шестом, вставал под газовым фонарем и одним-двумя ловкими движениями зажигал газ, который светил бледным сине-зеленым огнем в гаснущем оранжевом свете уходящего дня…

Когда я родился, пастухи из окрестных деревень, помахивая хворостинами, пасли индюков и индюшек перед дворцом и на улице Гермеса. Никакого кино не было. Только что появились первые автомобили…

В то время Афины утопали в грязи зимой и были засыпаны пылью летом. При малейшем дуновении ветра пыль поднималась тучами, и нередко Афины стояли в короне из пыли. На закате эта пыль становилась золотисто-красной и мало-помалу, по мере того как заходило солнце, принимала классический лиловый цвет. Это был апофеоз города — так называемая лиловая корона…

Я родился в Афинах в то время, когда каждый знал каждого как самого себя — и это не преувеличение, ибо кто же знает самого себя? Где бы вы ни шли, где бы ни проходили, каждый был вам знаком, так что вы приветствовали его, приподнимали перед ним шляпу, останавливались перемолвиться словечком, как в маленьком провинциальном городке.

Я, должно быть, выгляжу в глазах современных афинян доисторическим созданием, пришельцем из палеолита.

Тем, кто предается ностальгии по старому городу, приводят в пример оборотную сторону тогдашней жизни. Ведь тогда существовали и суровые, бедные Афины пригородов и «живописные» жилые кварталы, воспетые Эммануилом Роидисом, автором скандального романа «Папесса Иоанна» (1866) и сборника статей «Прогулки по Афинам», опубликованного в 1890-х годах. Роидис критиковал открытые сточные ямы, запахи, антисанитарию, пыль и мясников, держащих прилавки прямо на тротуарах, так что прохожим приходилось протискиваться между кровавыми овечьими тушами. Контраст между яркими фасадами магазинов и кафе и скудным их содержимым составлял сущность потемкинской деревни, которую представляли собой Афины при подготовке к Олимпийским играм 1896 года. Обе картины были реальны — живописное очарование и бедность и грязь.

Оглядываясь назад, можно смело признать, что период с конца XIX века до начала Первой мировой войны носил налет очарования. Эллен Босанке, жена директора Британской школы в Афинах того времени, писала:

Город апельсиновых деревьев и фиалковых клумб, новеньких беломраморных домов за очень старыми темными соснами, частных садиков, скромно окружавших центральную пальму. Улицы города, изрытые зимними потоками, каждую весну терпеливо восстанавливались заново. Вверх и вниз по улицам изредка проезжал шумный трамвай, который тащили четверо или пятеро маленьких, жилистых лошадей. В погожие дни лошади были белые; красными, синими и оранжевыми они бывали в дождь, когда краска смывалась с их попон. Были повозки плебейские, с полотняным верхом, белым, как простыня, а кроме них — патрицианские ландо, которые медленно тянули крупные британские лошади. Были и торговцы с осликами, на которых они навьючивали свои короба с окошками. Попадались мальчишки-чистильщики обуви, одетые в серые хлопчатобумажные рубахи, и люди, катившие тачки с посыпанными кунжутом рулетиками, продавцы йогурта с блестящими кувшинами холодного, кислого овечьего творога. Был и поезд, который трясся, пыхтел и свистел от Кифиссии, приезжал и останавливался под четырьмя почти библейскими пальмами. Еще были голубизна и серебро королевских ливрей, накрахмаленные фустанеллы[4] и украшенные красными кисточками ботинки конной гвардии. Была залитая солнцем центральная площадь с семейными празднествами, которые собирались вокруг маленьких железных столиков, — дети в нелепых карнавальных костюмах и праздничный верблюд, который на углу, у винной лавки, внезапно распадался на двоих мучимых жаждой мужчин. Были крестьяне, бродившие вокруг города в ярких албанских одеждах, и фермеры в раскрашенных телегах, был и современный театр, построенный и опекаемый королем, и маленькие забавные театры под открытым небом, опекаемые всяким, кто мог потратить драхму. Плетельщики с Кипра, растягивавшие на ступенях солнечных лестниц гостиницы свои сети, и мастера-родосцы, которые появлялись каждую весну с тюками украшений и фаянса. Были утренние сцены охоты на лис, когда ловкие афиняне на прекрасных лошадях выезжали к Кефессии на охоту с пахучей приманкой. Были, наконец, политические кризисы, когда каждая голова на площади скрывалась за газетой, и многолюдные дни выборов с эмблемами конкурирующих партий вместо знамен.

Так выглядела поверхность жизни, раскрашенная торжествами свадеб, похорон и крещений, освящением воды и заботой об огне на Пасху. Церковные церемонии и придворные балы следовали друг за другом, словно быстрый перезвон маленьких спешащих часов. А потом все вдруг изменилось…

«Все изменилось» после убийства греческого короля и начала европейской войны. Золотой век закончился.

Я испытываю ностальгию по началу 1960-х годов, хотя Афины, конечно, были более привлекательны в период, описанный госпожой Босанке. Однако люди в любые периоды истории вспоминают о прошлом с сожалением и грустью. Еще в 1839 году граф Карнарвон грустил о погибшем Востоке, когда писал, что освобождение от турок плохо сказалось на внешнем облике Афин:

Плоские крыши, величественные минареты, кипарисы и хохлатые пальмы — все, что сколько-нибудь несло восточный колорит, ушло вместе с былыми повелителями. Абсолютно невыразительные дома на современный немецкий манер сменили живописный азиатский беспорядок старого города.

Это новое, в свою очередь, превратилось в старое и ненужное. К примеру, дом бывшего премьер-министром в XIX веке Харилая Трикуписа на углу улиц Академиас и Мавромихали, где Трикупис вместе со своей сестрой принимал посетителей, просителей, студентов и членов общественных организаций с их петициями. Его снесли в 1936 году. Старое здание британского посольства, известное как дом Амвросия Раллиса, на площади Клафмонос также пошло под снос. Церкви тоже исчезли. Маленькая церковь Пророка Елисея в Монастириаки, где в хоре пел писатель Александр Пападиамантис, пока жил в Афинах, разрушена во время мировой войны. Один из учеников Пападиамантиса, отец Филотеос, настаивал, чтобы греческие знаменитости подали петицию в министерство образования, в святейший синод и в археологическую ассоциацию, — пусть на месте старой капеллы построят новую; удивительно (или «было бы удивительно где угодно, но только не здесь»), что эти стремления не нашли отклика ни в министерских, ни в археологических, ни в религиозных кругах. Комментарий «было бы удивительно где угодно, только не здесь» взят из эссе Дзиссима Лоренцатоса, посвященного Пападиамантису. Он отражает особый, афинский фатализм, с которым все, происходящее в Греции, воспринимается как результат чьих-то зловещих происков.

Однако утрата этих и многих других домов XIX века стала лишь следствием мании разрушения и нового строительства, охватившей афинских землевладельцев в 1950-х и 1960-х годах. В 1963-м, когда я уезжал, работа сконцентрировалась на постройке фуникулера, и было уже ясно, что скоро улица скроется под асфальтом, а старые дома будут снесены и уступят место новым блочным зданиям.

Примерно в то же время, когда Афины впервые врезалась в мою память, писатель Иоргос Теотокас, заслуженный представитель «поколения тридцатых», писал о старых Афинах и опасался за их будущее. Теотокас, и не он один, считал выбор Афин столицей греческого государства исторической ошибкой. Он признавал, что, планируя крошечную столицу Отгона и Георга, трудно было предвидеть будущее. Для Теотокаса конец старым Афинам пришел в 1920-х годах. Тогда поток беженцев из Турции и Малой Азии, спасавшихся от бедствий 1922 года, и напор экономического развития взломали старую структуру столицы: «Город быстро принял новый вид, необустроенный, беспорядочный и динамичный». Это было время, когда зародилась тоска по «старым добрым временам», когда журналы и популярные певцы с тоской вспоминали дворцовые приемы с их винами, горшочки с базиликом на окне и прочие идиллические черты милого прошлого, исчезавшие одна за другой.

Вторая череда перемен, намного мощнее первой, пришла после окончания гражданской войны, с наступлением нового мирного периода. Она нахлынула подобно взрывной волне, будто у государства созрели новые силы, которые, взорвавшись, распространяются во все стороны.

Те, кто планируют город, растянули его во все стороны, шили, латали, копали дороги, перекладывали тротуары то шире, то уже, меняли облик площадей, потом раздумывали и возвращали старый, чтобы, может быть, вскоре поменять вновь. Короче говоря, все пребывали в состоянии лихорадочной активности. Мы никогда не могли понять, что же будет дальше, какую генеральную линию выберут. Власти и не трудились объяснять нам — у них не было на это времени. Создавалось впечатление, будто они стремятся схватить за рога бешеного быка.

В 1957 году Теотокас писал, что «Афины наших отцов уже определенно принадлежат прошлому». Их накрыл собой огромный новый город, недостроенный, бесформенный, но подвижный. В «Большие Афины» объединились и Пирей, и отдельно стоявшие окрестные деревушки, со своими нефтекомбинатами, судоверфями, новыми промышленными производствами, широкими шоссе, протяженными взлетными полосами для самолетов. Все это видел Теотокас, и это было лишь начало: городу предстояло расти и развиваться. Теотокас предвидел, что лишь за одно поколение население Афин вырастет с миллиона восьмисот тысяч человек до двух миллионов и далее, к трем миллионам, что по всей равнинной Аттике развернутся работы, разовьется промышленность, возникнут аэродромы, а город протянется от своего родного предгорья до Элевсина в одну сторону и до Варкизы в другую, как будто новоявленный средиземноморский Лос-Анджелес.

Как символ происходящих событий Теотокас упоминает маленькую церковь Святого Феодора, жемчужину византийской архитектуры на углу улиц Еврипида и Аристида, у площади Клафмонос. Современный город поглотил старый храм, окружив его бетонными офисными многоэтажками. Не только церковь Святого Феодора утонула среди них — крошечная церковь Святого Духа на улице Митрополеос была буквально втиснута в угол жилого дома, и даже церковь Капникареи, защищенная до некоторой степени своим расположением на перекрестке улиц Гермеса и Капникареи, оказалась напротив офисных зданий.

Сумятицу строительного бума 1950—1960-х годов описал Патрик Ли Фермор:

Разрушительно-строительная лихорадка взяла афинян за глотку. Улицы зияют прорехами, как после бомбежки, рушатся стены, в воздухе клубится пыль, а грохот отбойных молотков стал лейтмотивом города, заменив крики маленьких сов. Ржавая щетина железобетонных конструкций застит горизонт. Новые гостиницы вырастают из камня, как людоедская пасть. Афины непрерывно меняются.

К 1967 году, году моего возвращения в Афины, предсказания Теотокаса стали сбываться. Одно- и двухэтажных старых домов становилось все меньше, оставшиеся оказались затерянными между новыми, сверкающими блочными гигантами. Строительный бум 1960-х был в разгаре, поскольку домовладельцы старались решить жилищные проблемы своих семей по системе антипарохи. Георгос Превелакис, специалист по городскому планированию, хорошо описал эту систему в своей книге «Афины. Урбанизм, культура и политика» (2000). Антипарохи — продукт изобретательности афинян в условиях послевоенного безденежья, он основан на соблюдении баланса интересов трех сторон: землевладельца, застройщика и покупателя. Застройщик заключает с землевладельцем контракт на постройку на его земле многоэтажного дома. При этом владелец получает часть квартир, а остальное — застройщик (обычное соотношение для таких сделок — 30% землевладельцу и 70% застройщику). Строительство финансируется покупателями новых квартир, которые вносят плату по частям (по-гречески «досис», как «дозы» в медицине), пока идут строительные работы. Таким образом, афинские скверы заполнились многоэтажками, а старые неоклассические и довоенные дома были снесены.

Тогда мы жили по другую сторону Ликавитоса, на широкой окружной улице Сарандапиху, опоясывающей гору под самым кольцом сосен. Мы арендовали часть старого дома у владельца, одобрявшего порядки, введенные правительством военной хунты: полковником Пападопулосом, бригадным генералом Паттакосом и полковником Макарезосом.

Взгляды нашего хозяина были типичны для людей его социального положения. Хотя сейчас многие подзабыли, на первых порах отвратительный режим «черных полковников» находил поддержку, хотя и не в политических кругах и не среди либеральной интеллигенции. Только постепенно народ осознавал, насколько режим неэффективен и тяжел. Через две-три двери по улице от нас жил канадский журналист Роберт Макдональд, недавно принятый на работу в Би-би-си. Макдональд не очень хорошо знал греческий, поэтому он давал мне работу по переводу некоторых документов. Это позволяло мне увидеть «изнанку» режима. Диссиденты подсовывали под дверь сообщения о случаях арестов и пыток. Макдональд принимал таинственные телефонные звонки. Воскресенье 13 декабря мы провели вместе, слушая самодельный приемник друга, ловя отрывочные военные сводки о том, как молодой король Константин пытался организовать контрудар против полковников. Он не преуспел в этом и бежал из Греции сначала в Рим, потом в Лондон.

Хотя в то время мы еще не могли этого оценить, за фасадом режима «черных полковников» происходили глубокие перемены в греческом обществе. Перемены затронули и сами Афины. Не последним из них было послабление высотного регламента и возведение тяжеловесного, цвета буйволовой кожи здания Военного музея, заслонившего вид на Фалерон и на море из окон британского посольства.

Режим «черных полковников» пал с позором после того, как они предприняли неудачную попытку захвата Кипра в 1974 году, что привело к турецкой оккупации северной части острова. Июльский день, в который Константин Караманлис вернулся из Парижа, чтобы возглавить правительство, стал историческим моментом истории Афин, наряду с освобождением от нацистов в 1944 году и прибытием короля Оттона в 1834-м, когда Афины стали столицей нового греческого государства. Примечательно, что возвращение Караманлиса засвидетельствовал будущий премьер-министр Великобритании Тони Блэр, оказавшийся в Греции на студенческих каникулах. Он рассказывал, как, проезжая по Афинам, можно было слушать обнадеживающие новости по радио ежеминутно, с каждого балкона, из каждой квартиры. Этот день ознаменовал период восстановления, примирения и политического развития, за что греки должны быть благодарны Караманлису.

Начало 1980-х годов, когда мы вернулись в Афины, было временем радикальных политических перемен. Тогда Караманлис оставил пост премьер-министра и вступил в должность президента Греческой республики, после того как в 1974 году народным голосованием было утверждено упразднение королевской власти. В октябре на выборах одержали уверенную победу Андреас Папандреу и его Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), и начался двадцатилетний период правления этой партии. Товарищ по партии и приверженец Папандреу Костас Симитис находится сейчас у власти, хотя ко времени выхода этой книги он вполне может уступить консервативной Партии новой демократии под руководством другого Папандреу (племянника).

За последние двадцать лет XX века город стал значительно удобнее для жизни. А прежде над городом и всей Аттической котловиной часто висело облако пыли (нефос), которое образовывалось в условиях температурной инверсии. В то время мы жили в довольно зеленом северном пригороде Кифиссии. В «пыльные дни», добираясь в город на работу на автомобиле, я видел желтоватое облако, висящее передо мной: единожды в него въехав, видеть его перестаешь, зато начинаешь чувствовать пыль в горле и в носу. В такие дни в больницах чаще умирали от заболеваний дыхательных путей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние Афины кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

Рассказывая про древние Афины Греция кратко, следует упомянуть самые интересные факты. Афины называют «колыбелью цивилизации». Представленный город и по сей день является столицей такой страны как Греция. В данном городе развивались как политика, так философия, литература, культура и многое другое, что по сей день так ценить человечество. Именно в Афинах происходили самые интересные события древности, тут огромное количество достопримечательностей известных на весь мир.

Следует упомянуть о древних Афинах Греции кратко, что история их насчитывает примерно 3400 лет. Название самого города пошло в честь богини мудрости, по имени Афина, о которой сказывают древнегреческие мифы и сказания.

Изначально в Афинах правления на себя брали цари, но после появились тираны. После того, как властители стали грабить свой народ, их перестали любить, а терпели только потому, что они имели авторитет у богатых и знаменитых афинян, а также у высшего совета.В древних Афинах Греции кратко расцвет произошел в пятом веке до н.э. после победы основных городов Греции над персами. В этот момент произошел не только общий расцвет, но и победил демократический строй управления государством. Практически все города древней Греции старались, чтобы у них, как и в Афинах была свободная демократия.

Именно Афины достигли наибольшего расцвета. Главнейшим центром в торговле стал порт под названием Пирей, какой располагался в представленном городе. Еще жители Афин стали главными в морском союзе, в какой входило 200 полисов, то есть городов. Союз имел собственную козну, какой распоряжались именно Афиняне.  Именно данные факты укрепили и сильно подняли авторитет города.

А вот в политической жизни было все не так просто. Стояла борьба двух партий аристократов и демократов. Большую роль стали иметь народные собрания, какие собирались 4 раза за год. Именно тут решались такие вопросы начнется война или нет, выпускались законы и распределялись средства государственной козны.В 431 году до н. э. Афины стали воевать со Спартой. Она длилась 30 лет и была очень жестокой. Так же и другие многочисленные города Греции воевали в той войне. Афинский морской союз распадается в ходе нескольких поражений. Тут происходит закат древних Афин.

antiquehistory.ru


Смотрите также