Занятия древней индии. Урок истории «Древняя Индия»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории «Древняя Индия». Занятия древней индии


Урок истории «Древняя Индия», ФГОС

- Здравствуй Егор! Я вижу улыбку на твоем лице и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть тебя в хорошем расположении.

- Сегодня на уроке ты будешь зарабатывать «звездочки», за верно выполненные задания.

- Егор мы с тобой многое узнали о Древнем Египте, о Междуречье, о Финикии и давай вспомним немного об этих странах»

(Мемфис, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, Тигр, Евфрат, пирамиды, сфинкс, алфавит, Амон- Ра, Сидон)

Если ученик верно выполнил задание, учитель отправляет ему «Звездочку» (в скайпе).

- А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране.

Стадия вызова: На фоне демонстрации презентации (слайд 1) звучит музыка, учитель читает стихотворение.

- Закрой глаза и представь себе эту страну.

«О. древняя и мудрая страна!

Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

- Какие ассоциации у вас возникли?

- Послушайте ещё текст об этой стране

«Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране».

- Как ты думаешь, что это за страна и что объединяет эту музыку, стихотворение и текст?

«Тема урока: Древняя Индия»

Карта Индии (слайд2)

- Что ты уже знаешь об этой стране?

- Укажи, а что ты хочешь узнать об этой стране?

Знаю

Хочу узнать

   

У нас в гостях заморский гость. Узнаешь, кто это? Послушаем, что он нам скажет. (слайд 3)

1. Познакомьтесь с таким мнением о древней Индии (отрывок из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч»)

2. А вот другое предположение об этой стране (стихотворение)

1 текст.

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»

2 текст (слайд 4)

Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Омывается Индийским 

Материк тот океаном.

С севера его границей 

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких 

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

И деревья-великаны

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Бродят звери-людоеды:

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки,

Яд выплескивают кобры.

А еще есть добрый слон,

Он приручен и смирен,

Тяжести привык возить

И в сраженье победит,

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.

Какая возникла у нас проблема? (даётся противоречивая информация о древней Индии)

Учащийся распределяет понятия по странам, которым они принадлежат.

(Правильные ответы

Египет - Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра

Междуречье - клинопись, Тигр, Евфрат, Хаммурапи.

Финикия – Сидон, алфавит)

Получение - «звездочки» №1

 

Ответ: эта страна Индия

Ученик формулирует вопросы и записывает в таблицу, вопросы, что хочет узнать об этой стране, озвучивает

Географическое положение и природа Древней Индии.

Хозяйство и жизнь индийцев

Религиозные верования древних индийцев.

    Учащийся знакомиться с двумя текстами с противоречивым содержанием

    1. Местоположение Древней Индии

    Работа с материалом в ОС в лекции к уроку 18

    - Впишите недостающие слова.Индия расположена на юге материка___________________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире___. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_____________________.Самые многоводные реки Индии – это _________и________. 

    Итак, по какому пункту плана у тебя уже появились знания?

    Возвращение к проблеме урока.

    2. Природные условия древней Индии.

    Рассказ учителя о природе по презентации

    - Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии».

    - Некоторых животных индийцы обожествляли - это слон, корова, обезьяна, змея.

    «Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

    Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

    В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

    - Охарактеризуйте природу древней Индии

    - Как называются леса в Индии? (джунгли).

    - А что за диковинные звери водились в индийских лесах?

    - Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?»

    Учащийся работает с текстом лекции и картой, заполняя пропуски.

    Получение - «звездочки» №4

     

     

    Учащийся указывает, что здесь был теплый климат, разливы рек.

    В ответах учащихся дается характеристика джунглям, растительному и животному миру древней Индии

    Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;

    2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;

    3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

    Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

    - А сейчас давай предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

    Рассказ учителя по лекции к уроку

    – Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

    - Послушайте занимательную задачку:

    Занимательная задачка:

    «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

    - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

    Приятель принял эти слова за шутку.

    - Ну, какой же ты выдумщик и враль!

    - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

    - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

    Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

    - О чём говорил путешественник?

    - Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

    -земледелие

    -скотоводство

    -собирательство

    -охота

    ремесло

    Мы выяснили основные занятия индийцев.

    - А каково же было их общественное деление? (слайд 5)

    Рассказ о кастах

    - А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

    – А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы.

    Боги Индии

    Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

    Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками

    Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

    Священная корова

    Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству

    Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

    Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация).

    Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

    Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

    Ответ: Тоже с верой в переселение душ .

    - Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте)

    - Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

    - Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое. Наука Древнейшей Индии

    Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.

    Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.

    Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.

    Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

    Приблизительные ответы ученика: земледелие, скотоводство.

    (о хлопке и сахарном тростнике)

    земледелие

    -скотоводство

    -собирательство

    -охота

    ремесло

    Ученик учится делать выводы на основе услышанных фактов из религиозной жизни индийцев.

    Получение - «звездочки» №5

    - Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем?

    - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.

    «Почему считали Индию волшебной сказочной страной?»

    -Мне хотелось бы узнать, как ты усвоил тему. Поиграем в

    «Верю не верю», (слайд 6)

    при верном ответе хлопок, при неверном тишина.

    Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

    Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да)

    Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

    Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

    Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

    Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

    Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

    В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет)

    Индийцы открыли миру: цифры, шахматы, знание о том, что Земля шар. (да)

      - Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

      Да не будет ненависти

      У брата к брату, а у сестры к сестре!

      Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

      Говорите доброе слово!

      А теперь подведем итоги:

      Вспомни, что ты знал по теме урока, а что ты узнал?

      Сколько «звездочек» ты заработал за урок?

      За 6-5ть «звездочек» — отметка «5»

      За 4-3ть «звездочек» — отметка «4»

      - Если «звездочек» меньше 3-х, то оценку можно не ставить, стоит предложить ребенку повторить материал и на следующем уроке выполнить специально подготовленное задание по пройденной теме.

      Рефлексия урока (слайд 7)

      На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

      На этом уроке меня порадовало…

      Я похвалил бы себя…

      Особенно мне понравилось…

      После урока мне захотелось…

      Я мечтаю о…

      Сегодня мне удалось…

      Я сумел…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      Теперь я могу…

      Я почувствовал, что…

      Я научился…

      Меня удивило…

      Домашнее задание: (слайд 8)

      На выбор

      1. Сочинение от имени путешественника побывавшего в Древней Индии.

      2. Создать проект «Сборник стихов об Индии»

      3. Рисунки по теме урока

      - А сейчас, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давай соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

      Нет. После сегодняшнего урока мы с точностью можем сказать, это небылица.

      Примерный вывод по проблеме:

       

      Получение - «звездочки» №6

      Ученик обращает внимание на свои знания в начале урока и те, которые он получил.

      Учащийся подсчитывает заработанные «звездочки»

      Ученик выбирает фразы, которые он хотел бы продолжить и делиться своими переживаниями.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Общество Древней Индии

      Вопросы занятия

       

      ·        Появление варн в Древней Индии

      ·        Брахманы

      ·        Кшатрии

      ·        Вайшьи

      ·        Шудры

      ·        Неприкасаемые

      ·        Возникновение буддизма

       

      В каждом из государств Древнего мира жизнь общества складывалась своим особенным образом.

      В ходе урока вам предстоит узнать о жизни людей Древней Индии, принадлежащих к четырем варнам. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

      Появление варн в Древней Индии.

      Принадлежность человека к варне передавалась по наследству. То есть, если мальчик рождался в семье земледельцев, то он не мог стать жрецом или воином. Он продолжал заниматься тем же, чем его отец, дедушка и прадедушка.

      Как же случилось так, что индийское общество разделилось? На протяжении нескольких веков племена а́риев постепенно подчиняли себе народы, жившие в долине Ганга. Местные жители превращались в подобие рабов и лишались части своих прав. В то время как арии заняли привилегированное положение. Таким образом и складывались четыре варны, у каждой из которых были свои определенные права и обязанности.

      Существует миф, который объясняет простым людям происхождение разделения людей. Первые представители варн появились из разных частей бога творения Бра́хмы. Из его губ – брахма́ны, или жрецы. Они должны были изучать священные тексты и объяснять их смысл всем людям. Также брахманы занимались проведением священных обрядов. Кша́трии – воины – появились из рук бога. Они были наделены силой и мужеством, поэтому занимались управлением государством и военным делом. Ва́йшьи, или земледельцы, произошли из бедер Брахмы. Представители этой варны занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. Они постоянно были в движении. Низшая варна – шу́дры, или слуги, вышли из ступней ног Брахмы, которые постоянно были в пыли. Шудры на протяжении всей жизни должны были прислуживать.  

      Давайте более подробно рассмотрим особенности жизни каждой из варн.

      Брахманы.

      Брахманы были высшей варной. Считалось, что они достигли той ступени совершенства, когда могут выступать посредниками между людьми и богами. У брахманов было четыре главных обязанности:

      ·         быть брахманами по рождению;

      ·         вести образ жизни, соответствующий их положению;

      ·         славиться своей ученостью;

      ·         проводить жертвоприношения.

      К брахманам относились с большим уважением. Священные тексты в течение долгого времени не записывались, они хранились в памяти жрецов. Первым сборником записанных текстов стали «Ве́ды», но только брахманы занимались их толкованием.

      Представители этой варны в жизни придерживались многочисленных правил. По улице они ходили, опираясь на бамбуковую трость, в руках носили сосуд с водой, а через плечо каждого брахмана был перекинут священный шнур.

      Все индийцы старались подарить брахману подарки. Однако он ничего не дарил взамен. Также брахманы не могли брать еду, которая приготовлена человеком из другой варны. Но он мог давать еду другим. К имуществу жреца не имел права прикасаться даже сам царь.

      Когда сыну брахмана исполнялось семь лет, его отдавали на обучение в дом другого брахмана. Учить ребенка мог только представитель той же варны. Мальчик должен был относиться к своему учителю с почтением, помогать ему по хозяйству, выполнять все приказания. Ведь только через полное послушание можно было чего-то достичь и научиться понимать людей.

      Большое количество времени уделялось изучению священных текстов. Учителя использовали специальные техники запоминания, и ученик заучивал наизусть целые отрывки текста. Помимо этого брахманы знали грамматику, астрономию и многое другое. Именно они были носителями знаний в Древней Индии.

      Когда брахман старел, он передавал управление домом своему старшему сыну, а сам становился отшельником, то есть человеком, который отказался от общения с другими людьми и живет уединенно.

      Кшатрии.

      Следующая варна – Кша́трии. Название переводится как «наделенные могуществом». Представители этой варны были воинами, из их числа выбирали правителей.

      Своего высокого положения воины добились во времена непрекращающихся войн, когда племена ариев завоевывали индийские земли. Именно от их умения и силы зависел исход битв. Долгое время кшатрии соперничали с брахманами за право стать высшей варной, но у них ничего не вышло. Только представьте себе, девятилетний брахман считался старше девяностолетнего кшатрия.  

      С раннего детства кшатриев обучали военному искусству. На протяжении всей жизни их главной обязанностью было при любых обстоятельствах защищать брахманов, детей, женщин, стариков и коров.

      Качества, которыми должен был обладать человек из варны кшатриев:

      ·         честность;

      ·         умение соблюдать приличия;

      ·         выносливость;

      ·         развитый ум.

      Все они должны присутствовать у хорошего правителя.

      Вайшьи.

      Ва́йшьи были земледельцами, скотоводами, ремесленниками или торговцами из деревень и городов. Они были среди тех ариев, которые захватили территории долины Ганга. Со временем, они обзавелись землей, начали больше внимания уделять хозяйству.

      Вайшьи не имели таких дорогих одежд, как кшатрии и брахманы. Целыми днями они работали на своих участках, поэтому у них не было времени и возможности получить образование.

      За право владеть землей, вайшьи платили налоги. Поэтому без них спокойная и обеспеченная жизнь высших варн была бы невозможна.

      Шудры.

      Самой низшей варной были шу́дры – наемные работники или слуги. Помните, они были созданы из вечно пыльных ног Брахмы. Жизнь шудры проходила так же в пыли. У слуг не было практически никаких прав. Хозяин мог их продать в любой момент. В «Ведах» шудры описываются как те, чье имущество может отобрать хозяин.

      Люди из трех высших варн старались избегать общения с шудрами. В случае совершения преступления или какой-либо провинности, их наказывали намного строже, чем земледельцев или воинов.

      Шудры не имели права участвовать в различных священных ритуалах. Обряд жертвоприношения они могли проводить только дома.

      Неприкасаемые.

      Но кроме перечисленных четырех варн индийского общества, были еще люди, которые не входили ни в одну из них. Их называли «неприкасаемые». Занимались они уборкой мусора, работали с кожей животных, глиной. Эти занятия считались «грязными» и недостойными для «чистых» людей.  

      Для неприкасаемых существовало очень много ограничений. Им было запрещено входить в дома представителей любой из варн, брать воду из их колодцев. Было определено количество шагов, на которое неприкасаемый может к кому-либо подойти.

      Неприкасаемые не имели права посещать храмы, поэтому со временем у них появились свои боги и ритуалы. Селились они в отдельных кварталах городов или на окраинах деревень.

      Возникновение буддизма.

      Как видите, жизнь людей, принадлежащих к разным варнам, очень отличалась. Кто-то жил в роскоши и не знал проблем, а кто-то был беден и терпел унижения. Но религия давала успокоение. Ведь согласно теории перерождения души: если человек будет соблюдать все правила, вести праведный образ жизни и не причинять вред живому, то в следующей жизни он может родиться человеком из высшей варны.

      Обратить внимание на личные достоинства человека, а не его положение, призывал Бу́дда, основатель мировой религии – будди́зма.

      Сиддха́ртха Гаута́ма родился в семье царя. Когда он был совсем маленьким, мудрец предсказал, что он станет либо великим царем, либо великим святым. Отец Сиддхартхи готовил сына стать правителем. Для мальчика были построены три дворца. Его всячески оберегали от знаний о человеческих страданиях. Принц рос физически развитым и склонным к глубоким размышлениям. 

      Однажды, когда Сиддхартхе было 29 лет, он выбрался за пределы дворца. На улице он увидел то, что навсегда изменило его жизнь. Это были больной человек, нищий старик, отшельник и мертвый человек. Принц понял, что жизнь не наполнена только радостями, каждого может настигнуть болезнь или смерть. Сиддхартха ушел из роскошного дворца, чтобы найти способ избавиться от страданий в жизни.

      После шести лет странствий он познал причины человеческих страданий и открыл способ их избежать:

      ·         нужно всегда говорить правду;

      ·         стремиться делать добро людям;

      ·         не брать чужого;

      ·         избегать чувства злости и зависти.

      Учение Сиддхартхи превратилось в мировую религию, а его стали называть Буддой, или «пробужденным».

      Итак, подведем итоги. В ходе урока вы узнали, что:

      ·         индийское общество было разделено на варны;

      ·         высшей варной были брахманы – жрецы;

      ·         кшатрии были воинами, из их числа выбирали правителей;

      ·         вайшьи были земледельцами, скотоводами, ремесленниками или торговцами;

      ·         самой низшей варной были шудры – слуги.

      ·         Людей, которые не входили ни в одну из варн и занимались самой грязной работой, называли «неприкасаемыми».

      ·         Обратить внимание на личные достоинства человека, а не его положение, призывал Будда.

      videouroki.net

      "Древняя Индия"

      Цель: Закрепление знаний учащихся об общих закономерностях складывания государственности у народов Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности.

      Задачи:

      1. Познакомить учащихся с природой, занятиям, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
      2. Обеспечить усвоение учащимся понятие «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
      3. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного- двух источников знаний.

      Тип урока: урок новых знаний.

      Оборудование:

      1. Современная политическая карта мира, карта «Древний Восток»
      2. Раздаточный материал (фрагменты документов)
      3. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира»
      4. Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»
      5. Запись основных понятий на доске (касты, брахманы, буддизм)

      Этапы урока

      I. Организационный момент

      II. Изложение нового материала

      План

      1. Географическое положение и природные условия Индии.
      2. Занятия жителей Индии.
      3. Религиозные верования индийцев.
      4. Миф о происхождении каст.
      5. Характеристика каст.
      • Изучение первого вопроса плана.

      Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию… А как жили люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на последующих уроках.

      Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного древнейшего государства - Индии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в ее истории.

      • Географическое положение и природные условия Индии. 

      В истории знай даты и года. И помни: ты без карты никуда.

      1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой.

      Прочитать п.1.

      2. Беседа по прочитанному тексту и работа по карте.

      - Покажите на карте Индию. Где она расположена? (Индия расположена на юге Азии).

      - Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).

      - Найдите и покажите реки, которые протекают в Индии.(Инд, Ганг).

      - Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях).

      - Что происходит с реками в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов).

      - В каких изученных странах мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье).

      3. Попытайтесь теперь по этим вопросам составить рассказ.

      Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы, считая, вероятно, эти реки священными, дающими жизнь.

      4. Словарная работа в тетрадях.

      Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

      • Занятия жителей Древней Индии. 

      1. Проблемное задание.

      Ребята! Мы с вами познакомились с географическим положением и климатом Индии. Теперь я вам предлагаю подумать над вопросом о главных занятиях индийцев. Как вы думаете, чем они занимались?

      А почему земледелие и скотоводство?

      2. Работа с историческим источником.

      В распоряжении ученых имеются описания работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо-Даро.

      «Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом. ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10 метров, дома тесно примыкают друг к другу. Сохранились нижние части домов, остатки лестниц, отверстия в стенах для балок и перекрытий.

      Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже канализацией. Почти в каждом доме есть специальная комната для омовений. В трубах и водостоках найдено много глиняных фигурок.

      Кроме жилых домов, были обнаружены складские помещения, сторожевые башни. В самом центре города возвышались шесть зданий весьма внушительных размеров.

      Найдены каменные и глиняные статуэтки, печати-амулеты и талисманы. Самым интересным изображением является группа животных с трехликим рогатым божеством в центре, сидящим на троне с поджатыми под себя ногами.

      Найдено более 2 тысяч печатей из камня, меди, глины и слоновой кости. На многих из них есть надписи.

      В большом количестве найдены медные и бронзовые орудия – топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий и множество весовых гирь.

      Вся керамическая посуда сделана на гончарном круге. В одном из поселения найден древнейший в мире обрывок хлопчатобумажной ткани».

      - Попробуйте на основании этого археологического отчета рассказать о хозяйственной жизни города.

      • Религиозные верования индийцев. 

      1. Комментированное чтение п.4

      2. Исследовательская работа.

      Задача учителя – приводить факты, а ученики должны делать выводы из информации, содержащейся в фактах.

      Факты (Карточки)

      • Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме др.
      • Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.
      • Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

      3. Работа в тетрадях.

      Запишите выводы по данным фактам.

      • Индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.
      • Особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.
      • Индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

      4. Развитие творческих способностей

      - Доклад о Буддизме – мировой религии.

      • Миф о происхождении каст 

      1. Объяснение учителя.

      Возникшее неравенство среди индийцев было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Брахмы, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст.

      Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может родиться поросенок или жеребёнок.

      2. Работа с историческим документом.

      Определите структуру индийского общества, используя отрывки из законов Ману.

      Законы Ману.

      А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней(соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

      Брахманы

      Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

      Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

      Кшатрии

      Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

      Вайшьи

      Пастьбу скота и также раздачу(милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшьев.

      Шудры

      Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

      Неприкасаемые

      Местожительство неприкасаемых должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их должны быть только собаки и ослы.

      • Характеристика каст

      2. Заполните таблицу.

      Название касты

      Что имели

      Чем занимались

      Права

      Жрецы (брахманы)

       

       

       

      Знатные воины (кшатрии)

       

       

       

      Земледельцы (вайшьи)

       

       

       

      Слуги (шудры) «неприкасаемые»

       

       

       

      3. Словарная работа в тетрадях.

      Касты – большие группы людей, с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

      III. Закрепление изученного материала

      Тест

      1. Впишите недостающие слова.

      - Индия расположена на юге материка----------------------.

      - Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

      Их название---------------------.

      - Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает -------------------- океан.

      - Самые многоводные реки Индии – это ---------- и ----------.

      - В --- веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя -------- .

      - Индийский мудрец --------- учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

      2. Объясните значение слов.

      Брахман - ……………………….. .

      Шудра - …………………………. .

      Каста - …………………………… .

      Будда - …………………………... .

      Отшельник - ……………………. .

      3. Вставьте пропущенные буквы.

      - По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела – Б… .а.

      - Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города – И.д.

      - Труднопроходимые леса в Индии – д.....и.

      - Выращивали в Индии х........к и с……й т......к.

      - Животные, водившиеся в джунглях – т...ы, л..ы, л....ы.

      4. Выберите неправильный ответ.

      Касты в Индии:

      А) брахманы

      Б) буддисты

      В) воины

      IV. Заключительный этап урока.

      Домашнее задание п.20-21, отвечать на вопросы, по желанию составить рассказ или кроссворд об Индии.

      www.poznanie21.ru

      Урок истории «Древняя Индия», ФГОС

      - Здравствуй Егор! Я вижу улыбку на твоем лице и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть тебя в хорошем расположении.

      - Сегодня на уроке ты будешь зарабатывать «звездочки», за верно выполненные задания.

      - Егор мы с тобой многое узнали о Древнем Египте, о Междуречье, о Финикии и давай вспомним немного об этих странах»

      (Мемфис, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, Тигр, Евфрат, пирамиды, сфинкс, алфавит, Амон- Ра, Сидон)

      Если ученик верно выполнил задание, учитель отправляет ему «Звездочку» (в скайпе).

      - А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране.

      Стадия вызова: На фоне демонстрации презентации (слайд 1) звучит музыка, учитель читает стихотворение.

      - Закрой глаза и представь себе эту страну.

      «О. древняя и мудрая страна!

      Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

      Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

      - Какие ассоциации у вас возникли?

      - Послушайте ещё текст об этой стране

      «Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране».

      - Как ты думаешь, что это за страна и что объединяет эту музыку, стихотворение и текст?

      «Тема урока: Древняя Индия»

      Карта Индии (слайд2)

      - Что ты уже знаешь об этой стране?

      - Укажи, а что ты хочешь узнать об этой стране?

      Знаю

      Хочу узнать

         

      У нас в гостях заморский гость. Узнаешь, кто это? Послушаем, что он нам скажет. (слайд 3)

      1. Познакомьтесь с таким мнением о древней Индии (отрывок из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч»)

      2. А вот другое предположение об этой стране (стихотворение)

      1 текст.

      Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

      «Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»

      2 текст (слайд 4)

      Между морем Аравийским

      И Бенгальским заливом

      Омывается Индийским 

      Материк тот океаном.

      С севера его границей 

      Горы служат Гималаи

      Две реки текут широких 

      Инд и Ганг их называют.

      Здесь Лианы прорастают,

      И деревья-великаны

      Свои ветви раскидали,

      Здесь тропические фрукты

      На верхушках пальм созрели

      Вот в таких опасных джунглях

      Бродят звери-людоеды:

      Это тигры, леопарды,

      Львы с косматой головою.

      На деревьях висят змеи,

      И огромные питоны.

      А вокруг шипят гадюки,

      Яд выплескивают кобры.

      А еще есть добрый слон,

      Он приручен и смирен,

      Тяжести привык возить

      И в сраженье победит,

      Если боевой тот слон,

      Если не обожествлен.

      Но с любовью и заботой

      Относились к корове.

      Ее мясом не питались

      И божественной кормилицей

      С почитанием называли.

      Мы чуть-чуть переместились,

      Где теперь мы очутились?

      Что за люди здесь живут?

      И танцуют и поют.

      Какая возникла у нас проблема? (даётся противоречивая информация о древней Индии)

      Учащийся распределяет понятия по странам, которым они принадлежат.

      (Правильные ответы

      Египет - Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра

      Междуречье - клинопись, Тигр, Евфрат, Хаммурапи.

      Финикия – Сидон, алфавит)

      Получение - «звездочки» №1

       

      Ответ: эта страна Индия

      Ученик формулирует вопросы и записывает в таблицу, вопросы, что хочет узнать об этой стране, озвучивает

      Географическое положение и природа Древней Индии.

      Хозяйство и жизнь индийцев

      Религиозные верования древних индийцев.

        Учащийся знакомиться с двумя текстами с противоречивым содержанием

        1. Местоположение Древней Индии

        Работа с материалом в ОС в лекции к уроку 18

        - Впишите недостающие слова.Индия расположена на юге материка___________________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире___. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_____________________.Самые многоводные реки Индии – это _________и________. 

        Итак, по какому пункту плана у тебя уже появились знания?

        Возвращение к проблеме урока.

        2. Природные условия древней Индии.

        Рассказ учителя о природе по презентации

        - Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии».

        - Некоторых животных индийцы обожествляли - это слон, корова, обезьяна, змея.

        «Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

        Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

        В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

        - Охарактеризуйте природу древней Индии

        - Как называются леса в Индии? (джунгли).

        - А что за диковинные звери водились в индийских лесах?

        - Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?»

        Учащийся работает с текстом лекции и картой, заполняя пропуски.

        Получение - «звездочки» №4

         

         

        Учащийся указывает, что здесь был теплый климат, разливы рек.

        В ответах учащихся дается характеристика джунглям, растительному и животному миру древней Индии

        Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;

        2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;

        3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

        Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

        - А сейчас давай предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

        Рассказ учителя по лекции к уроку

        – Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

        - Послушайте занимательную задачку:

        Занимательная задачка:

        «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

        - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

        Приятель принял эти слова за шутку.

        - Ну, какой же ты выдумщик и враль!

        - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

        - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

        Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

        - О чём говорил путешественник?

        - Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

        -земледелие

        -скотоводство

        -собирательство

        -охота

        ремесло

        Мы выяснили основные занятия индийцев.

        - А каково же было их общественное деление? (слайд 5)

        Рассказ о кастах

        - А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

        – А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы.

        Боги Индии

        Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

        Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками

        Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

        Священная корова

        Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству

        Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

        Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация).

        Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

        Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

        Ответ: Тоже с верой в переселение душ .

        - Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте)

        - Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

        - Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое. Наука Древнейшей Индии

        Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.

        Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.

        Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.

        Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

        Приблизительные ответы ученика: земледелие, скотоводство.

        (о хлопке и сахарном тростнике)

        земледелие

        -скотоводство

        -собирательство

        -охота

        ремесло

        Ученик учится делать выводы на основе услышанных фактов из религиозной жизни индийцев.

        Получение - «звездочки» №5

        - Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем?

        - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.

        «Почему считали Индию волшебной сказочной страной?»

        -Мне хотелось бы узнать, как ты усвоил тему. Поиграем в

        «Верю не верю», (слайд 6)

        при верном ответе хлопок, при неверном тишина.

        Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

        Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да)

        Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

        Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

        Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

        Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

        Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

        В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет)

        Индийцы открыли миру: цифры, шахматы, знание о том, что Земля шар. (да)

          - Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

          Да не будет ненависти

          У брата к брату, а у сестры к сестре!

          Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

          Говорите доброе слово!

          А теперь подведем итоги:

          Вспомни, что ты знал по теме урока, а что ты узнал?

          Сколько «звездочек» ты заработал за урок?

          За 6-5ть «звездочек» — отметка «5»

          За 4-3ть «звездочек» — отметка «4»

          - Если «звездочек» меньше 3-х, то оценку можно не ставить, стоит предложить ребенку повторить материал и на следующем уроке выполнить специально подготовленное задание по пройденной теме.

          Рефлексия урока (слайд 7)

          На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

          На этом уроке меня порадовало…

          Я похвалил бы себя…

          Особенно мне понравилось…

          После урока мне захотелось…

          Я мечтаю о…

          Сегодня мне удалось…

          Я сумел…

          Было интересно…

          Было трудно…

          Я понял, что…

          Теперь я могу…

          Я почувствовал, что…

          Я научился…

          Меня удивило…

          Домашнее задание: (слайд 8)

          На выбор

          1. Сочинение от имени путешественника побывавшего в Древней Индии.

          2. Создать проект «Сборник стихов об Индии»

          3. Рисунки по теме урока

          - А сейчас, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давай соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

          Нет. После сегодняшнего урока мы с точностью можем сказать, это небылица.

          Примерный вывод по проблеме:

           

          Получение - «звездочки» №6

          Ученик обращает внимание на свои знания в начале урока и те, которые он получил.

          Учащийся подсчитывает заработанные «звездочки»

          Ученик выбирает фразы, которые он хотел бы продолжить и делиться своими переживаниями.

          xn--j1ahfl.xn--p1ai


          Смотрите также