Общество древнего китая. Государство и общество в Древнем Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Взгляд на общество и человека в Китае. Общество древнего китая


Общество Древнего Китая История

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

История древних цивилизаций →

Экономика Древнего Китая →

godsbay.ru

Общество древнего Китая | История мира

Как показывают многочисленные и разнообразные исторические памятники, общество того времени предстает перед нами в виде пирамиды, состоящей из нескольких иерархически соподчиненных социальных слоев, или рангов. Вершину пирамиды занимает правитель — ван, «единственный среди людей». Ему подчинены представители высшей знати — чжухоу, к которым ван относится, говоря словами источника, «как к своим слугам». Чжухоу, в свою’очередь, подчиняют себе среднюю знать — дафу. Следующий социальный слой — низшая знать — ши. Основание пирамиды составляют простолюдины—шужэнь. Поскольку каждый последующий социальный ранг подчиняется предыдущему, согласно представлениям чжоусцев, «на всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя».

Принадлежность к тому или иному социальному рангу определяла положение человека в обществе и, в свою очередь, выражалась внешне в целом ряде атрибутов, имевших отношение к материальной и духовной культуре. Существовала строгая ранговая регламентация одежды, пищи, жилища, утвари, ритуальных предметов. По качеству и количеству используемых материальных благ представители различных рангов четко отличались друг от друга. Эта особенность наглядно прослеживается на материале чжоуских погребений. Простолюдины, в частности, не имели права пользоваться бронзовыми сосудами для жертвоприношений: в их могилах находят лишь глиняную посуду. Что же касается ши, дафу и чжухоу, то в соответствии со своим статусом они могли иметь различные наборы бронзовых сосудов для мяса и зерна, причем число первых было нечетным (1, 3, 5, 7, 9), а вторых — четным (2, 4, 6, 8). В высшей степени характерно, что различия в социальном положении представителей соподчиненных рангов проявлялись не только в количестве и качестве тех или иных предметов, на обладание которыми давал право ранг, но и в языке. В чжоуское время не существовало многих привычных для нас слов, выражающих общечеловеческие состояния или действия. Так, нельзя было просто сказать о человеке, что он умер: для обозначения понятия «умереть» в эпоху Чжоу существовало пять различных слов, соответствующих статусу усопшего.

Принадлежность к рангу определялась принципом генеалогического родства. Старший сын наследовал социальное положение отца, младшие — на ступень ниже. Поэтому дети вана, за исключением первенца, получали ранг чжухоу, младшие сыновья чжухоу — ранг дафу и т. д. Таким образом, уже в тот момент, когда человек рождался на свет, не возникало сомнений относительно его положения в общественной иерархии. При жизни человека ни понижения, ни повышения его статуса не могло произойти ни при каких обстоятельствах. Вертикальная социальная мобильность в чжоуском обществе была практически равна нулю.

history-of-world.ru

Государство и общество в Древнем Китае

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она явля­лась также сакральной: император провозглашался «сыном неба» — верховного духа, дававшего «добро на правление». В управлении го­сударством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного, сель­скохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя уп­равление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи. Государство занимало очень высокое место в системе ценно­стей, а представители государства — чиновники имели самый высо­кий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.

Можно сказать, что в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее организационной функции. Организованы и упорядоче­ны были труд, отношения между людьми, земельные площади. Все было организовано четко и слаженно. Для того чтобы государственный аппа­рат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система. Основой успеха и продвижения по социальной ле­стнице становилась не родовитость, а личные заслуги чиновника, его образование, которое очень ценилось в Китае. Ученость и эрудиция предполагали высшие знания и добродетель в человеке. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными, поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Сам принцип выдви­жения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность были провозглашены еще Конфуцием.

В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена. Система чиновничье-бюрократического аппарата, или мандарината, становилась опорой государственной власти. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников-мандаринов стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилиза­ции. Естественно, что носители знания (мудрецы, художники, фило­софы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Начало создания мощного управленческого аппарата было положе­но Цинь Шихуанди, который за время своего короткого правления создал основу имперской государственности и социально-экономи­ческой системы Китая. Для управления крупной империей нужно было унифицировать все стороны жизни ее населения, уничтожить проявления малейшей самобытности. Живое многообразие рассмат­ривалось лишь как препятствие на пути к объединению. Во времена правления Цинь Шихуанди критерием учености стали верноподданичество и угодничество по отношению к власти. Безжалостно уничто­жилось все, что не соответствовало идее империи и существовавшей власти, императору приписывают высказывание: «Книги — в костер, учеников — в яму». Преследовались исторические книги, поскольку ученых обвиняли в том, что «они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век». Исторические книги были публично сожжены, многие ученые бежали в горы. В стране насаждалась атмо­сфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вы­рождался умственно, нравственно и физически. Древнейший историк Сыма Цянь отмечал, что после правления династии Цинь людей в боль­ших городах осталось «из десяти лишь два или три». Аналогичные опу­стошения произошли и в области нравственной культуры, поскольку наблюдались случаи людоедства.

Не нужно думать, что тоталитаризм и культура исключают друг друга, поскольку они предполагают нечто общее в своей основе, а именно: организованность, четкость и порядок. Вот почему в исто­рии требование порядка и культуры нередко оканчивалось установ­лением тоталитарных режимов, а тоталитаристские настроения в об­ществе часто маскировались заботой о культуре и всеобщем порядке. Но тоталитаризм, как и рационалистически понимаемая культура, когда она сводится к определенным правилам поведения или к коли­честву прочитанных книг, ведут к однообразию в общественной жиз­ни, к снижению творчества и к угасанию всего живого в обществе и в человеке. Вот почему в конечном итоге рушились тоталитарные ре­жимы. В истории культуры им противостояли философские учения, обращенные, прежде всего, к внутреннему миру человека, гармония и порядок в котором являются предпосылкой культуры и благосос­тояния в обществе. Обращение к ритуалам и традициям древности осознавалось в Китае как средство сохранения стабильности и про­цветания в обществе.

В политической истории Китая, в развитии китайской государст­венности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Кон­фуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм выше всего ценил силу Закона, авторитет которого должен дер­жаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и созна­тельном оглуплении народа.

Тоталитарная доктрина легистов, с ее презрением к людям во имя процветания государства, оказалась нежизнеспособной. Это подтвер­дила практика династии Цинь и смена ее династией Хань, которая го­сударственной идеологией делает конфуцианство.

Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм

Главными принципами древнекитайского мировоззрения были поня­тия «Инь» и «Ян», которые разрабатывались различными философ­скими школами. Эти понятия восходят к древним космогоническим представлениям, в которых они означали противоположные космиче­ские силы, упорядочивающие первобытный хаос. В философии они употреблялись для обозначения многих противоположных явлений: тьмы и света, воды и огня, пассивности и активности, женского и муж­ского начал. Нарушение естественного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов. Эталоны представлений об этих изначальных качествах изложены в древнекитайском классическом тексте «И-цзин» («Книга перемен»). В этой книге представлены два аспекта: философский и мантический (гадательный). Во время ди­настии Цинь, когда была сожжена масса древних книг и рукописей, «И-цзин» уцелела только потому, что была воспринята как собрание мантических текстов. Практика гаданий была очень распространена в Древнем Китае. В то же время и древнекитайский пантеон богов был очень разнообразен: боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства. Верховным божеством в культуре Древнего Китая было Небо.

На единство человека и неба обращалось внимание, прежде всего, в классической философии. Согласно этим воззрениям, в мире суще­ствует единый и общий для всех вещей Путь (Дао),изменить который не может никто. Следование Дао - это высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник этой философской концеп­ции Лао Цзы. Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного самосовершенствования на пути соблюде­ния правил и ритуалов. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. В эту эпоху сложились учения так называемых «ста философских школ», среди которых был и моизм, и школа закона - легизм.

Конфуцианство

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основа­тель причислен к лику святых. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Он происходил из знат­ной, но разорившейся семьи. В возрасте 50 лет получил пост министра в своем родном царстве Лу. Результатом его деятельности на посту министра было потрясающее снижение уровня преступности. Говори­ли, что если потеряешь на улице кошелек, то он будет днями лежать нетронутый.

«Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний фило­софа, дает представление об учении Конфуция. В работе прослежива­ется система этических норм, политические вопросы и проблемы поведения личности, принципы, следуя которым можно принести пользу обществу и каждому человеку в отдельности. Главные принципы учения Конфуция.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли» - почтительность, ритуал. «Воспитанный чело­век предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжен мин» (исправление имен), гласивший, что в об­ществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и долж­ности. В учении об обществе Конфуций на первое место ставил этот принцип. Он сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом: «Государь есть государь, отец есть отец, император - отец народа, а народ - его дети».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. «образ благородного мужа». Все люди одинаково способны быть высоконравственными, но это, преж­де всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельнос­тью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристокра­тическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «ди» — повиновения старшим по возрасту и должности.

6. Принцип «чжун» — нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

7. Принцип «вэнь» - образованность и просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению.

Конфуцианство с течением времени превращается из господствую­щей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей явля­лись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу. Как видим, учение Кон­фуция пользуется признанием, а имя почитанием. Его учение изложе­но учениками (поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и отве­тов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыс­лей и наставлений.

Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в те­чение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной.

Даосизм

Даосизм, моизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) резко отличались от конфуцианства. Конфуций и Лао Цзы были современниками. Учение Лао Цзы как и Конфуция было изложено после смерти в сборнике изречений «Дао-дэ-цзин». Центральной идеей философии Лао Цзы была теория Дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция Лао Цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические ражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника.

Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным... ветхое новым». Таким образом, в мире все переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Удел человека - созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Теория недеяния - основной принцип даосизма. Центральной проблемой доктрины даосизма является учение о бессмертии. Даосы создали учение о бессмертии, исходя веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

На базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составляло понятие абсолютного Дао. Центральная идея: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возращение к Дао — истинному бытию бессмертной души. В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Они занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица), геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли), они были врачами, собирателями трав.

Читайте также:

lektsia.com

Общество Древнего Китая. Материалы по искусству

 

Общество Древнего Китая

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

 

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

История древних цивилизацийЭкономика Древнего Китая

 

www.nitpa.org

Социальная структура Китая | История мира

Принципиально важной чертой социального деления хань-ского общества был высокий уровень социальной мобильности. Даже раб мог при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на то, что хозяин отпустит его на свободу и тем самым откроет ему путь для продвижения вверх по ступеням социальной иерархии. В условиях, когда знатными не рождались, а становились, богатство давало возможность достижения высокого юридического статуса. История ханьского общества знает примеры, когда бывший раб в течение жизни совершал весь путь восхождения по социальным ступеням вплоть до обладания заветными высшими рангами. С другой стороны, закон, по которому родственники преступника превращались в государственных рабов, означал возможность для представителей знати внезапно оказаться в самом низу социальной пирамиды.При этом высокий уровень вертикальной социальной мобильности способствовал формированию общеэтнических норм культуры и тем самым консолидации этнической общности древних китайцев, в то время как существование в начале I тысячелетия до н. э. системы социальных рангов чжоуского типа, напротив, являлось тормозом на пути завершения процесса формирования древнекитайского этноса.

С имущественной точки зрения свободные делились на три основные категории.  Наиболее богатые, обладавшие имуществом на сумму более чем миллион монет, относились к так называемым «большим семьям», зажиточные члены общества (более 100 тыс. монет) —к «средним семьям», а мелкие собственники (более 10 тыс. монет) — к «малым». В число «бедняков» включались те, чье имущество оценивалось менее чем в 10 тыс. монет, т. е. не имевшие достаточных средств к существованию (100 му земли — около 16 га — считавшиеся в ханьское время необходимыми для прожиточного минимума семьи, стоили в среднем 10 тыс. монет).

Дошедшие до нашего времени документы ханьского времени показывают, что «средние семьи», имевшие по несколько сот му земли, как правило, имели рабов. Однако подсчеты свидетельствуют об известном несоответствии числа рабов и количества земли, находившейся в собственности того или иного землевладельца. Это может объясняться лишь тем, что использование труда рабов не было единственной формой эксплуатации» применявшейся в ханьском обществе. И действительно, источники сообщают также и о других формах частнособственнической эксплуатации, например о наемном труде и арендных отношениях. По-видимому, относительно ограниченное применение труда рабов в империи Хань объясняется недостаточностью внутренних источников рабовладения и — как следствие этого — высокими ценами на рабов. Взрослый раб стоил пример-но в десять раз дороже лошади. Соображения рентабельности хозяйства заставляли землевладельца прибегать к найму работников или к сдаче части земли в аренду. Можно предполагать,что именно арендные отношения были в ханьское время ведущей формой эксплуатации.

history-of-world.ru

Взгляд на общество и человека в Китае

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан- Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.

На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно- материалистические концепции, которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.

В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.

Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

Конфуций ставил перед собой двоякую цель:

1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.

2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство наследственной аристократии.

Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.

Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.

В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления, излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса между древними ритуалами и единым современным централизованным законодательством.

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.

Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений с правителем.

Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности для возвышение в стране каждого человека.

Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю утопические воззрения.

Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи уравнительности и мира.

В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син, представитель так называемой школы “аграрников”.

В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной.

Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь членов общины.

Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения государственной власти как результата общественного соглашения людей. Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.



biofile.ru

Общество и управление в Древнем Китае.

Количество просмотров публикации Общество и управление в Древнем Китае. - 118

Государство Хань.

Объединœение Китая.

Государства Шан и Чжоу.

Зарождение древнекитайской цивилизации.

Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они заселили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли.

Почва в долинœе Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые посœелœения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов было крайне важно не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах.

В серединœе II тысячелœетия до н.э. в долинœе Хуанхэ проживало племя шан, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с сосœедями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей.

В конце V в. до н. э. ваны семи царств объявили себя ʼʼсыновьями небаʼʼ и правителями Поднебесной. Началась ожесточенная борьба между ними (период ʼʼвоюющих царствʼʼ). В конце концов, усилилось государство Пат, на западе Китая. В 230 — 221 гᴦ. до н.э. его правитель разгромил шесть государств и завершил объединœение страны. Он принял имя Цинь Шихуанди — первый император Цинь.

Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель, в правление ЦиньШихуанди были увеличены подати с населœения малейшее преступление в рабство обращали не только преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах.

На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие

опустошительные набеги на Китай. Синь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила.

Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 ᴦ. до н.э. В 207ᴦ. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань.

Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый (период существования государства Хань стал временем расцвета (хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на (западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель.

Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов. Росла (непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание (ʼʼкраснобровыхʼʼ. ʼʼжелтых повязокʼʼ) и выступления знати. В конце (концов Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства.

Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем стал весьма распространён как продукт питания.

Семья считалась в государствах Чжоуи Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков.

В древних китайских государства существовал сложный и довольно совершенный порядок управления. Основы его были заложены во время преобразований, осуществленных мыслителœем Шан Янши в государстве Цинь во времена ʼʼсражающихся царствʼʼ. Выли (ограничены права знати, введено 12 рангов знатности. Шан Ян открыл любому человеку путь к высшим постам. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителœей. Он объявил: чиновник, почитающий родителœей, изменяет своему государю.

В государстве Хань но многом сохранился порядок управления, I созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к споим отцам, а жители страны так же относились к чиновникам.

referatwork.ru


Смотрите также