Древний китай наука. Культура Древнего Китая (развитие науки, Китайская мифология) [26.11.08]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наука в древнем Китае — иной подход. Древний китай наука


Культура Древнего Китая (развитие науки, Китайская мифология) [26.11.08]

Культура Древнего Китая (развитие науки, Китайская мифология) [26.11.08]

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Культура Древнего Китая (развитие науки, Китайская мифология)

Дисциплина: Культурология

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Железногорск 2006

Дата размещения: 26.11.08 в 14:07

Содержание:

1. Культура Древнего Китая 3

2. Развитие науки 6

3. Китайская мифология 15

4. Тест 18

5. Литература 19

 

Культура Древнего Китая

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.

В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, Что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.е. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Даосизм    Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «книги о Дао и Дэ», жил на рубеже VI-V вв. до н.э. Он учил, что в мире всем управляет таинственная и мощная сила – Дао. Она не только действует на космическом и природном уровнях, но и определяет правила поведения каждого человека. Следование этому предписанному свыше порядку (жить в согласии с другими, умерить желания, довольствоваться малым, не унижать слабого, отбросить своекорыстие и т.д.) дает возможность сохранить счастье и здоровье. Во II в. н. э. был обожествлен. С тех пор входит в число главных даосских божеств. В раннем Даосизме отчетливо прослеживает вера в единство мира, отсутствие каких-либо непреодолимых границ во Вселенной, возможность единения человека с Дао. Первые даосы ставили перед собой задачи: продление жизни, преображение человеческой природы, достижение бессмертия. в Впоследствии в Даосизме появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Философский Даосизм утверждал, что человек не силах изменить естественный порядок вещей. Сторонники Даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип Даосизма. Слово недеяние вызывает у европейцев вполне определенные, но обманчивые ассоциации, ибо даосское недеяние отнюдь  не тождественно  пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий»(«Дао дэ цзин»).

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Тот, кто познал это, неуязвим для любой опасности, ибо она, прежде всего, поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится  носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тиру негде наложить на него свои лапы, а солдатом некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти» («Да дэ цзин»).

Во II – III веках н.э. Даосизм расщепляется на так называемый неодаосизм (это современный европейский термин) и религиозный даосизм со специфической мистикой и культурой.

В отличие от первоначального учения, неодаосизм был адаптирован к условиям социально-государственной жизни и не требовал отказа от участия в государственных делах. Однако в новой форме сохранился дух даосизма и именно здесь родился знаменитый художественный стиль «ветра и потока» (фэнлю).

В религиозном Даосизме, появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Его основу составило понятие абсолютного Дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к Дао – истинному бытию церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, куль послушания, идеи «недеяния». Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

 

Развитие науки.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), Восточную Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв.до н.э.). В эпоху Чжаньго насчитывалось семь сильнейших борющихся между собой государственных образований. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Кита, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шелковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.

Любопытно, что именно ирригационная система, а точнее, необходимость согласованных действий при ее обслуживании и эксплуатации, послужила толчком к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могло привести (и иногда действительно приводило ) к прорыву плотин и дамб и к затоплению больших участков, т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали и потребности расширяющейся торговли. Объединенные усилия были нужны и доя противостояния кочевникам. В результате действия этих факторов интегративные процессы начинают усиливаться.

Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся вплоть до берегов великой реки Янцзы. В IV в до н.э. сановник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и ее опоры – патриархальной семьи. В результате в III в. государство Цинь побеждает всех своих соперников, и ему удается низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху царствования Ин Чжена (246 -210 гг.до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие не территории Китая, в 221 г. До н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племен была построена Великая Китайская стена, ставшая, как пирамида для Египта, символом китайской культуры.

Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

Цинь Шихуанди заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его сесть сооружались храмы и дворцы.

Как и во всех «речных» цивилизациях, значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В VII в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В период Чжаньго календарная система была усовершенствована. Была очень точно для того времени вычислена продолжительность года – 365,25 суток. В период Хань была составлена карта звездного неба.

Древние китайцы придавали очень большое значение наблюдениям за Солнцем, луной, юпитером и Сатурном. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Такое внимание восходит еще к кочевым племенам, объединившимся затем на территории Древнего Китая. Дело в том, что каждая семья кочевников жила в своей юрте, купол которой в теплое время года оставляли открытым, а жерди купола использовались в качестве ориентиров при наблюдении за звездами и планетами. Сама юрта при этом была и прообразом астрономической обсерватории, и своеобразными солнечными часами, и моделью мироздания в миниатюре (отсюда и преобладание круглой формы жилища у большинства кочевых племен). Многие исследователи считают, что идея создания календаря, основанного на движении Юпитера, с небесной символикой 12-летнего цикла древними китайцами была воспринята из культуры кочевых племен. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного (в чем нетрудно усмотреть связь с тотемными культами). Этот календарный цикл выглядит следующим образом :

  1. мышь (крыса)
  2. корова (бык, вол)
  3. тигр
  4. заяц (кролик)
  5. дракон (крокодил)
  6. овца (баран)
  7. курица (петух)
  8. свинья (кабан)

Кроме того, древние китайцы придавали большое значение символике чисел и поиску циклических процессов в движении небесных тел. Символика чисел увязывалась также с общемировоззренческими принципами древнекитайской культуры. Считалось, чти мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии).

В основе цикла древнекитайского календаря лежит время двух обращений Сатурна, равное 60 годам и, соответственно, пяти обращениям Юпитера. Ведь 60 – это результат умножения двух важнейших для древнекитайской культуры чисел – 5 и 12. Тогда каждое животное в течение 60 лет будет встречаться 5 раз, поэтому их различают по цветам: желтый тигр, синяя обезьяна и т.д.

Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало.

Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д. Определенные промежутки времени считались благоприятными, а другие – нет, что укладывалось в общую модель обожествления Неба в культуре «территориальных царств».

Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до г.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Несмотря на то, что древние китайцы не строили пирамид, как египтяне, они были искусными строителями. Своеобразной чертой китайской архитектуры являлось многоярусное здание, для постройки которого были необходимы определенные математические знания. Древние китайцы, как и все жители «территориальных царств», одушевлены пафосом строительства, особое внимание уделяя сооружению храмов – неотъемлемому элементу этого типа культуры. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал. А также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии.

Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией, самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) . очарованные устремленным ввысь силуэтом пагоды поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в ее честь стихи:

Словно могучий источник, рвущийся

Ввысь из-под почвы,

Башня стоит одиноко, к горным

Чертогам вздымаясь,

Если подняться на башню, к самому

Вверху подняться,

Кажется, точно земного ты

Отрешишься навеки…

Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

В VII – VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.

Во времена династии Чжоу (772-480 до н.э.) был популярен полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренный спинкой. «Тигровая коробка» издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков.

В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею, таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

Ритуализм, обрядность, церемонии буквально давили все проявления свободного духа. Отсюда – земной, практичный, «посюсторонний» характер древнекитайской культуры. Даже вопросы, которые древние китайцы задавали своим богам, имели приземленный и вполне практический смысл. Многие исследователи считают, что именно поэтому в Древнем Китае начала развиваться техника. Действительно, магнитный прибор, прародитель компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина – насос, поднимающий воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф, порох, бумага, книгопечатание, выплавка чугуна были известны китайцам задолго до того, как эти изобретения появились на Западе. Два великих изобретения древних китайцев – бумага и книгопечатание – имеют особенно большое значение для развития цивилизации в целом.

В Древнем Китае возникла своеобразная письменность. Пиктографическое письмо было известно там уже с начала третьего тысячелетия до н.э., и это тоже общая черта «территориальных царств». Особенность формирования китайской системы письма заключается в ее самостоятельности и оригинальности. Как и в Древнем Египте, первоначально происходит переход от пиктографии к логографии, но отдельные слова изображались отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются и схематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь все менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Как и в Древнем Египте, был сделан шаг и к фонетизации: одна и та же логограмма начинает использоваться для обозначения сходно звучащих слов. Однако переход у фонетическому письму так и не произошел. Вполне понятно, почему древние китайцы не перешли к фонетическому письму. Переход к оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множество родов, говоривших на своих языках (или диалектах). Поэтому понимание устной речи в границах единой территории было весьма затруднительно или даже совсем невозможно. В результате логографическое письмо, не связанное с устной речью, оказывается объединяющим элементом культуры: одно и то же понятие могло в устной речи звучать по-разному, но на письме обозначаться одним значком.

В результате происходит резкое увеличение числа иероглифов, что затрудняло их запоминание. Так, уже в эпоху Шан (Инь) их насчитывают около двух тысяч, а в наше время существует около 10 тыс. знаков иероглифического письма. Квадратная форма иероглифов принята с давних пор, причем все четырехугольники должны быть равны между собой. Направление письма –  колонки, идущие сверху вниз, а сами колонки располагаются справа налево. Горизонтальное направление строки с расположением иероглифов справа налево встречается значительно реже. Древними материалами для письма служили камень, металл, кость, и бамбук, а сами знаки выцарапывались металлической палочкой. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу.

Особенностью китайского книгопечатания было то, что текст в зеркальном отражении вырезался на деревянной доске целиком, т.е. он не составлялся из отдельных знаков. Это замедляло процесс изготовления печатных текстов. Только в 1040-1048 гг. кузнец Би Шен объединил наборный и печатный принципы. Но иероглифическая письменность препятствовала развитию наборного принципа. Тем не менее, у китайцев постепенно появляются множество бумажных книг, и начинается формирование библиотек.  

Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-цзин»). В него входили «книга перемен» («И-цзин»), «книга песен» («Ши-цзин»), «Книга истории» («Шу-цзин»)»Книга обрядов» («Ли цзи») и летопись «Весны и осени» («Чунь-цю»). Сюда же присоединился и «Сицы чжуань» - комментарий к «И-цзин». В «Пятикнижии» была сведена в систему, записана, «кодифицирована» вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывна и древнекитайская философия.

Наиболее известными поэтами Древнего Китая были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (VI – III до н.э.).

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятая и близкая простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль

………………………………………………….

…я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собрались под единой крышей,

Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,

 Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мной,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

 Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.

Знаменитыми поэтами Китая первых веков н.э. были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи.

 

Китайская мифология.

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо  (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями.

Первоначально мифологические сюжеты были разрозненными, но по мере объединения самостоятельных царств начинается их унификация. Одновременно формируются и общие представления о природе. Особенно древние китайцы преуспели в разработке различных систем классификации. В этих системах преобладала пятеричная система, основанная на предположении, что в мироздании господствуют пять стихий. Модель мира была пятичленной (четыре стороны света и центр в качестве середины). Разумеется, верховный правитель считался находящимся именно в центре, истолковывался как божество центра. Тем не менее, культ предков сохраняет свое значение.

В эпоху Чжоу окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.

Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они  и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с проявлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались. Напротив, действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Естественно, что такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. На авансцену выходят организация и организованность в качестве условий верности традиции и стабильности. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.

Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае на смену духам приходят боги, понимание которых также очень близко древнеегипетскому. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Тем самым вещи приобретали божественный смысл. Китайский пантеон также был в значительной степени зооморфным.

Тем не менее, культ предков оставался очень сильным и влиятельным. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Естественно, культ предков у китайцев, как и у других народов, был продуктом предыдущей стадии культуры, соответствующей первобытной родовой общине. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют.

 

Тест

Какие открытия и изобретения в древнем мире были сделаны китайскими учеными:

  • измерение диагонали квадрата
  • вычисление радиуса Земли
  • единая модель Вселенной
  • изобретение компаса, пороха(+)
  • изготовление фарфора(+)
  • изобретение бетона
  • создание сейсмографа(+)

(Правильные ответы отмечены знаком «+»)

 

Литература:

  1. Учебник «Культурология» А.И. Пигалев
  2. «Культурология» под редак. А.Н.Маркова
  3. «Культурология» под редак. А.А. Радугина
  4. «Культурология» А.И. Кравченко
  5. Уникальный иллюстрированный энциклопедический словарь (том 23) под редак. Елены Хлебалиной

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

+41

26.11.08 в 14:07 Автор:kisy88

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Контрольные работы:

studrb.ru

Наука в древнем Китае — иной подход

Прогнозы специалистов: наука в древнем Китае вновь будет переживать свой расцвет вместе с возрождением ортодоксальной китайской культуры.

Кардинально иной подход

Известно, что наука в древнем Китае была очень развита. Однако, она шла совершенно иным путем, чем нынешняя наука Запада. В чем же состоит коренное отличие древней китайской науки от современной западной науки?

Приведем пример: у любого правительства имеются свои политические, экономические и военные тайны, которые оно не разглашает перед общественностью. Это похоже на то, что для общественности эти вещи как бы не существуют. Только квалифицированные специалисты могут на законном основании просматривать конфиденциальные документы. Такие люди должны быть надежными и преданными своей стране, тогда им доверяют государственные тайны.

Тайны Вселенной еще удивительнее и глубже, чем государственные тайны, и никто не может постичь их. Человеку нужен ключ, чтобы получить доступ к тайнам Вселенной.

Глубокие вещи на поверхности не лежат

Если Боги создали все во Вселенной, тогда, чтобы исследовать тайны Космоса, человек должен верить в Богов. Человек в своих поступках должен следовать божественным заповедям, должен легко относиться к славе и богатству. Тогда Боги могут открыть свои тайны тем, кто заслуживает того. Совершенствование сознания является необходимым условием и основой для таких исследований. На первый взгляд это покажется странным, но глубокие вещи на поверхности не лежат. История древнего Китая служит подтверждением этой истины. Ученые Серединного государства (Китай) в далекой древности были в первую очередь людьми высокой морали, поэтому они обладали необыкновенными знаниями и способностями. К тому же, они проходили тайное систематическое обучение у мудрых учителей. У них были сверхспособности, в частности, открытое небесное око. Это позволяло им видеть вещи в других пространствах, объяснять происхождение человеческих заболеваний.

К примеру, Сун Сымяо, великий медик эпохи династии Тан, был даосом. Он обладал сверхъестественными способностями, и мог непосредственно видеть источник заболевания в других пространствах. Эта способность сделала его выдающимся врачом, поэтому его имя дошло до наших дней.

Чжан Хэн, живший в эпоху династии Хань, изобрел армиллярную сферу (небесный глобус) и первый в мире сейсмограф. Даже в наши дни механический принцип этого прибора является тайной. Современные люди не могут выяснить, как он «спроектировал» этот прибор. Это потому, что он использовал божественные силы, полученные в процессе усердного самосовершенствования.

Понять себя, чтобы познать природу

Совершенствование является сутью ортодоксальной китайской культуры, и поэтому общество Древнего Китая придавало особое значение совершенствованию тела и сознания. Но не следует забывать, что само по себе совершенствование опирается также на глубокие научные принципы. В этом кроются коренные причины того, почему цивилизация древнего Китая была такой выдающейся. Тем, кто не верит в Богов и не совершенствуется, не разрешается узнать тайны Вселенной. Так же, как государственные секретные материалы недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открываются простым людям. Если ученые хотят исследовать Вселенную, они сначала должны изменить свое мышление.

Зачем же нужна нравственная дисциплина и другие, связанные с этим духовные понятия, изложенные в древних трудах? Греческий философ Сократ сказал, что цель философии состоит не в том, чтобы понять природу, а в том, чтобы понять себя или свое сознание. Однако, современная наука изучает только внешние проявления природы, которые не могут привести к познанию себя и того, какую роль играет сознание и духовность.

Наука нынешнего времени появилась тогда, когда нравственность человечества переживала упадок. Она не придает значения нравственности, не признает Богов, тогда как Боги смогут раскрыть ей свои тайны?

История о слепом и слоне

Слепой захотел узнать, что такое слон, нащупал его хобот, заявил, что слон похож на жирафа.

Человек с нормальным зрением видит слона целиком, ему не нужно его ощупывать. Западная наука использует тот же метод, что и слепой, полагаясь в своих исследованиях на оборудование и технологии. Неважно, насколько передовым является оборудование и насколько большие средства идут на исследование, доступ к истинам глубокого уровня остается закрытым перед современной наукой. Приборы, используемые в науке — словно руки того слепца. Количественный анализ в современной науке предоставляет объяснение или выдвигает гипотезы, в которых множество важных факторов отфильтровано или искажено (как в случае со слоном). А ученые даже не подозревают об этом.

Древняя китайская наука избрала кратчайший путь в исследовании того, что такое ЖИЗНЬ, ПРИРОДА, ВСЕЛЕННАЯ, поэтому Боги открыли множество тайн Вселенной людям того времени. То, что люди считают сейчас сверхъестественными способностями, это фактически врожденные способности человека, которые проявляются тогда, когда нравственность человечества достаточно высокого уровня. Современная наука идет путем высокой стоимости и низкой эффективности, разлагает мораль и разрушает окружающую среду. Разве это не путь самоуничтожения?

Наука и культура. Что общего?

В Китае жили поколения выдающихся ученых. Науки, которыми они занимались, содержали систематичные теории и практику, однако, в отличие от методов современной науки, их нельзя было передавать кому угодно, потому что существовали определенные требования к уровню нравственности. Ортодоксальная китайская культура также, как и наука, содержит обязательное требование — почтение к Богам. Ученым необходимо было повышать свой нравственный уровень. Научные направления были просты и благородны, а общественные устои были хорошими. Когда атеизм проник в культуру общества, врачи предпочли вообще не передавать знания, чем передавать их человеку с низким уровнем морали. Даже собственные дети не были исключением. Поэтому имеем то, что имеем: многие хорошие вещи сейчас уже похоронены, а суть древней китайской науки в обществе потеряна.

Говорят, надежда умирает последней. В исторических книгах предсказан процесс очищения души, который представляет собой современный феномен. Древний народ майя, живший в Америке, предсказал в свое время, что период с 1992 по 2012 гг. для Земли будет периодом обновления. Земля и люди подвергнутся очищению энергией, исходящей из центра Млечного Пути, и сознание и дух человека очистятся, их уровень повысится.

И Фу. Великая Эпоха

www.epochtimes.com.ua

Знание и техника в Древнем Китае

Российский государственный университет нефти и газа

им. И.М.Губкина

Кафедра философии

Реферат

по философии и методологии науки

«Знание и техника в Древнем Китае»

Выполнила: ст-ка. группы АТМ-13-1

Кокосова Елена Александровна.

Проверила: доц. каф. философии

Смирнова О.М.

Москва, 2014

Содержание

Введение

Особенности развития научных знаний в Китае

Влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая

Развитие техники в Китае

Заключение

Используемая литература

Введение

Китайская цивилизация во все времена является весьма загадочной и интересной для изучения. И это во многом связано с многочисленными открытиями китайцев в науке и технике. Несомненен огромный и неоценимый вклад древнего Китая в историю всей мировой цивилизации.

«Открытия китайцев сделаны не в какой-то отдельной отрасли науки, например астрономии, но и во многих других. Научные знания китайцев достигли больших высот и в математике, и физике, и строительстве, и гидротехнике, и медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники шелкового ткачества также принадлежит мудрым и загадочным китайцам».

Таким образом, вполне логично говорить об актуальности данной работы, поскольку открытиями Древнего Китая современный человек восхищается и пользуется по сегодняшний день.

Объектом данной работы являются история и развитие китайской науки. Предметом являются знания и техника Древнего Китая.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать знания и технику Древнего Китая. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Выявить особенности развития научных знаний в древнем Китае;

Рассмотреть влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая;

Изучить развитие техники в древнем Китае.

Что касается степени проработанности проблемы, то значительный вклад в создание теоретических основ внесли преимущественно ученые по культурологии и истории, занимающиеся исследованием китайской культуры и истории. В ходе исследования использовались труды Васильева Л.С., Кравцовой М. Е., Малявина В.В., Жарне Ж.

Особенности развития научных знаний в древнем Китае

Вся древнекитайская культура представляется весьма необычной и интересной для европейца. Несомненный интерес вызывает и развивающаяся колоссальными темпами китайская научная мысль.

Если взглянуть на науку Древнего Египта или Междуречья, то там тоже было множество открытий и развивающихся научных знаний, как и в Китае, но они не были объединены в единую систему, в то время как науку Китая можно уже рассматривать как науку в полном смысле. Знания древнего Китая - это уже четко структурированная система знаний, подчиняющаяся единой методологии.

Интересно сравнить структуру древнекитайской науки со структурой науки европейского средневековья. Как и в античную эпоху, в средневековье выделялось семь научных дисциплин, такие как: гуманитарный «тривиум»: грамматика, диалектика и риторика, а также математический «квадривиум»: геометрия, музыка, астрономия и арифметика,.

Древнекитайские науки в свою очередь делились на качественные и количественные. Качественные науки - это медицина, алхимия, астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение могил и жилищ, учитывая особенностями ландшафта, а также физика, похожая на античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализирования природных явлений.

А количественным науками относились математика, носившая, алгебраический характер, когда как в античности - геометрический, математическая гармоника - наука пифагорейского типа, изучающая числовые закономерности построения музыкальных ладов, и математическая астрономия, которая подчиняла астрономические явления определенным числовым правилам. Связующим звеном, объединяющее все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры - нумерология, заменившая в этом смысле аристотелевскую логику.

Важной особенностью древнекитайской цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности. То есть умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. Власти всячески поддерживали развитие научных знаний. А это несомненно способствовало многим открытиям и изобретениям. Но надо сказать, что прикладной характер науки Древнего Китая определил ее развитие, когда как наука Древней Греции противопоставлялась технике.

В целом, открытия, достижения и научное знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада. Залогом такого успеха, как считают многие ученые, стал особый взгляда на природу. Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и природы в целом.

«Совершенствование - это главная идея всей китайской культуры, и поэтому древнекитайское общество придавало особый смысл совершенствованию сознания и тела. Но не следует упускать, что само по себе совершенствование, в то же время, основывается на глубокие научные принципы. Как раз в этом и заключаются основные причины того, почему древнекитайская цивилизация была такой выдающейся» .Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался, не разрешалось узнавать вселенские тайны. Таким же образом, как тайны государства недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открывались простым людям. Чтобы изучать Вселенную, а ученые обязаны изменить свой образ мышления.

Кроме того, ученые древнего Китая должны были иметь высокий Синьсин (природа ума и сердце) - мораль и нравственность. Высокий уровень Синьсин положительно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений, видеть изменения веществ на разных уровнях.

Другими словами, вселенские тайны могут открыться только для тех, у кого душа благородна. Если ученый не обладает высоким уровнем Синьсин, то он не сможет осознать технологию предков, а также не сможет сберечь и передать её. Это является причиной потери ценных древнекитайских технологий.

Таким образом, резюмировав выше сказанное, стоит отметить, что в Китае жили многие поколения замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно было запрещено, так как накладывались определенные требования к нравственности ученых. Им было необходимо повышать свой уровень этики и нравственности.

Влияние теории У-син (пяти элементов), теорией Инь-Ян на развитие науки Китая

В наше очень трудно осознать, с точки зрения современной науки, достижения и высоты древнекитайской науки. Еще в прошлом столетии существовали научные школы, которые имели разное представление об основном составе веществ.

Их и идеи и теории отражали изменения в веществах и материях на разных уровнях. Для нас кажется невероятным, что не имея какой либо аппаратуры или оборудования, ученые древнего Китая обнаружили существование электронов, нейтронов и протонов в атоме, а также что все вещества состоят из атомов независимо их происхождения и форм. Древнекитайские мыслители даже знали о существовании веществ в различных пространствах на микроскопических уровнях без использования ускорителя частиц.

«Теория пяти элементов (У-син)» рассматривала вопрос материи в Китае. Китайцы обнаружили, что всю материю во Вселенной составляет пять элементов: вода, металл, дерево, огонь и земля. Когда и как появилось это понятие материи? Скорее всего, ни одна книга по истории дать ответ на этот вопрос, так как Теория У-син (пяти элементов) существует с начала китайской культуры. Это что-то вроде одного из краеугольных камней культуры Китая на протяжении всей ее истории.

Первые упоминания об этой теории были обнаружены в книге Шань Шу или также известной как Шу Цзинь (книга Истории). Эта книга - собрание политической литературы Древнего Китая, датирующимися до правления легендарного древнекитайского правителя Хуань Ди, а значит, около 5000 лет назад. Иначе говоря, китайцы выработали понимание пяти элементов до создания китайской иероглифики. Существуют и другие подобные работы. Они доказывают, что Теория У-син (пяти элементов) является основой всей науки древнего Китая, подобно тому, как атомная и молекулярная теории - является базой открытий современной науки о материи и вселенной.

Также в Китае существовало более тонкое понятие материи, чем в Теории у-син (пять элементов) - «Теория -- Янь». Конфуций сказал: «Один Инь и один Ян называются Дao». Он также сказал: «Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям». Лао-Цзы сказал: «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии, получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Он говорил не только о фундаментальных микроскопических частицах, но и о формировании различных веществ. Таким образом, огромное число вещей, образованных пятью элементами, обладают и свойствами Инь-Ян, и пятью элементов. В «Книге Истории», в главе «Хунь Фань» были описаны различные особенности материи: «Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве». Эти пять элементов ограничивают и продвигают друг друга, благодаря их природным свойствам, на макроскопическом уровне. Ограничения элементов: Вода> Огонь> Металл> Дерево> Земля> Вода. Взаимосвязь и продвижение элементов: Дерево> Огонь> Земля> Металл> Вода> Дерево. Все это говорит о теории взаимного уничтожения и взаимного порождения среди этих пяти первоэлементов.

На первый взгляд в этих теориях существует много не измеримых и абстрактных элементов, что мешает принять их как наука, несмотря на обоснованные достижения, к примеру, в медицине. Хотя если рассмотреть эти теории более подробно, можно понять, что любое вещество образовано из множества других слоев веществ. Иначе говоря, вся материя образована из множества частиц, и это тот же момент каждая частичка состоит из более тонкой материи. Таким образом, каждое материальное вещество образовано большим количеством бестелесных веществ. То есть, слой микроскопической материи, который находится выше, бестелесен по отношению к тем, которые находятся на более низких слоях.

«Как же можно интерпретировать теорию Инь-Ян? Как сказал Лао-Цзы, что три образовали все бесчисленные вещи - это Инь снаружи, Ян внутри, и гармония между ними. Это похоже на теорию строения атома. Каждый атом состоит из нейтронов и протонов ( Ян - положительный), электронов (Инь - отрицательный). Но как же объяснить абстрактное понятие «Гармонии»? Как раз в этом и заключается фундаментальное отличие между китайской и современной наукой. «Гармония» - это что-то не материальное, и поэтому, трудно объяснимо. Иначе говоря, образование материи, в процессе взаимодействий Инь и Ян, приводит к гармоническому энергетическому потоку. «Гармония» есть слияние, объединение, что значит - материя живет в бестелесной энергии.»

К примеру, рассматривая тело человека, современные врачи узнали о существовании костей, органов, сосудов, мышечной ткани и т.д. Однако, ученые древнего Китая рассматривали не только материальную составляющую человека, но также и бестелесное распределение потоков энергии. Открытие таких потоков привело к знанию точек иглоукалывания - каналов течения энергии, которые не могут быть увидены в нашем измерении. Основываясь на этом, жители древнего Китая развили Цигун как способ лечения болезни. Считалось , что сознание не имеет эффекта на тело, но мысли влияют на течение «Ци» - энергетический поток.

Как уже оговаривалось, понимание вещества в древнем Китае включало и нематериальные (Ци), и материальные части, а также, что вещество имеет живой дух во Вселенной. Поэтому, ученые древнего Китая анализировали и следили за изменениями бестелесных и материальных материй во Вселенной, пользуясь теориями Инь-Ян и У-син.

Подытожив выше сказанное, стоит отметить, что все научные знания древнего Китая основывались на теории пяти первоэлементов, появившихся в Чжоусскую эпоху: металл, дерево, земля, огонь, вода. Все эти элементы (стихии) находятся в непрерывном взаимопереходе, движении, формируя многообразие мироздания. С теориями ученых древнего Китая о материи связаны многие научные знания и открытия.

Научные знания Древнего Китая от астрономии, географии, фармацевтики, физики, химии, до медицины образованы Теорией Инь-Ян; Теорией У-син (пяти элементов). Эти теории также влияли на ход развития архитектуры, культуры и искусства, китайской музыки.

Развитие технических наук в Китае

Технические науки в древнем Китае достигли небывалых высот, еще в 1 веке до нашей эры китайцы умели обрабатывать железо, обладали знаниями в технологии плавки металлов и меди, получали сплав из бронзы и раньше других народов мира подошли к обработки и плавке стали. А с 4 века до нашей эры они стали изготавливать особые печи для переплавки железной руды и получали чугун.

Древнекитайскую бронзу нельзя перепутать с изделиями других народов, в силу того, что она была весьма необычна по своим очертаниям ,размерам и узорам. Из бронзы древние китайцы изготавливали массивные и тяжеловесные сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы и предков. Китайцы умело украшали эти сосуды геометрическим орнаментом, поверх которого затем наносились барельефные изображения дракона, барана, птицы, змеи, быка. Бывало, что сами сосуды принимали форму птиц и животных, оберегающих людей, например, совы, тапира или тигра. Со временем, с созданием книг и развитием письменности ритуальное и магическое значение бронзовых изделий стало уходить в прошлое и тогда стали изготавливаться сосуды из глины, а затем был изобретен фарфор.

Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной способствовало строительству и кораблестроению. Китайцы достигли очень высокого уровня в кораблестроении и тем самым можно смело утверждать о том, что им по праву принадлежит звание самого развитого морского народа древности.

В древнем Китае особое значение уделялось строительству оросительной системы. Самое выдающиеся гидротехническое сооружение - Великий Китайский канал, который строился две тысячи лет и действует до сих пор, являясь важнейшей внутренней водной артерией Китайской Народной Республики по сей день. Этот канал достигает в длину 32 километра и соединяет реки Янцзы и Хуанхэ. С помощью него осуществлялось судоходство по внутренним водным каналам Китая круглый год.

Впечатляющих высот достигли китайцы в архитектуре, что является следствием высокоразвитой строительной техники. Речь безусловно идет о Великой Китайской стене. Ее строительство началось в 3 веке до н.э. при правлении императореа Ши-хуанди. Она поражает всех и каждого своей масштабностью и грандиозностью. знание техника китай

Стена сооружалась для защиты от набегов монголов кочевников с севера, а также, судя по всему, как символ величия и власти императора. Для её строительства стали использовать каменные плиты. Они укладывали плотно друг к другу по слоям спрессованной земли. Подобные каменные конструкции часто возводились на Востоке, где камень не был доступен, возводилась большая насыпь. Позже, части Стены облицовывали камнем и кирпичом. Стена простирается на 6700 км., шириной 5.5 метра, что дозволяло создавать шеренги в пять человек. На протяжении всей стены существует около ста переходов и более 10000 военных и смотровых башен.

Интересна и необычна вся архитектура Китая. Например, уже с первого века до нашей эры китайцы строили двух-, трех-, и более этажные здания с многоярусными крышами. Здания строились на специальных платформах; они сооружались из балок и столбиков; возводились глиняные стены, а с 2 века до нашей эры - стены возводились из кирпича.

Декоративные диски с разными пожеланиями богатства и счастья украшали черепичные крыши китайских домов. Дворцовые здания были самыми высокими. Они были разбросаны по всему городу, но соединялись подвесными галереями и переходами. Дворцы сооружались из красного кирпича, а административные здания сооружались уже из желтого кирпича.

К особенностям китайской строительной техники относится каркасный метод: возводились колонны, или столбы, создающие каркас; на них устанавливались продольные балки, и уже на них сооружалась двухскатная крыша.

В 4 веке до нашей эры изобрели кронштейн, благодаря которому крыши стали делать с загнутыми углами. Эта особенность китайского строительства нашла свое применение в новом типе архитектурной постройки - пагоде. Крыша пагоды обеспечивала замечательный сток дождевой воды и создавала эффективный воздухообмен в помещении.

Еще одним удом техники древнего Китая было использование природного газа и нефти. Велись буровые работы по поиску и добыче газа с помощью бура с чугунной головкой. Газ использовали для обогрева жилищ. Для хранения углеводородного сырья строили деревянные резервуары, а также создавались бамбуковые газопроводы и газовые фонари. Кроме того, уже в те времена китайцы добывали уголь и строили шахты по добыче угля, достигавшие глубину пятьдесят метров. Уголь использовался в мастерских и кузницах.

Нельзя не упомянуть о том, что древним китайцам принадлежит открытие пороха. Открытие пороха является одним из самых важных достижений человечества. Его открытие сопоставимо с созданием таких вещами, как чернила, компас, бумага, шелк. Его появление способствовало развитию многих областей человеческих знаний, невзирая на проблемы и беды, которые он принес людям. Его применяют в военной сфере, баллистике, в горном деле, промышленности, естествознании, кузнечном ремесле, химии, машиностроении и в ракетной технике.

Китайцы открыли порох в 7 веке, но начали использовать его как лечебное средство. И только потом заметили, что это вещество очень хорошо горит. Его стали использовать для разрывных и зажигательных снарядов, которые называли «хо пао» (горящий шар). Его поджигали и бросали, используя специальные метательной машины.

Китайцы изобрели фейерверк. Они заправляли порохом бамбуковую трубку, зажигали - и огненная дуга освещала небо. Китайцы были знакомы со многими пороховыми и взрывчатыми смесями, которые они использовали для фейерверков. Также пиротехника использовались в различных ритуалах, жертвоприношениях, в священных церемониях и так далее.

С глубокой древности в Китае развивается математика. Известно, что во 2 веке до нашей эры был написан трактат, под названием «Математика в девяти книгах». Это что-то вроде универсального руководства для чиновников, астрономов, землемеров и так далее. В книге помимо чистого научного знания, были написаны цены на разнообразные товары, показатели урожайности и прочее.

За 2000 лет до нашей эры математики древнего Китая могли решать уравнения линейные уравнения и системы уравнений, а также уравнения второй степени. Они знали иррациональные и отрицательные числа. В алгебре древнего Китая не могло быть никаких сокращений, так как в китайской письменности каждый знак имеет свое значение. В конце тринадцатого века китайские математики знали закон получения биноминальных коэффициентов, известный под названием «треугольника Паскаля». Двести пятьдесят лет спустя этот закон был открыт в Европе.

С развитием математики непрерывно связана такая наука как астрономия. Астрономы древнего Китая точно знали продолжительность года - 365 дней и создали календарь.

Уже с 12 века до нашей эры начали строится первые обсерватории в Китае. Еще раньше китайские астрономы стали фиксировать лунные затмения, пролетающие кометы, которые они называли «звёзды-метлы», а также новые звёзды и метеорные потоки.

Еще одно достижением астрономии древнего Китая - верное объяснение лунных и солнечных затмений, открытия, что движение Луны неравномерно, измерение сидерического периода для Юпитера (двенадцать лет), а с 3 века до нашей эры - и с хорошей точностью для всех остальных планет, причем как синодические, так и сидерические.

В земледелии и ремесле китайцы усовершенствовали плуг, создали механические двигатели, работающие с помощью силы падающей воды, чуть позднее они создали водоподъемный насос. Китайцы пробовали удобрения почвы, а также создавали специальные руководства по мелиорации и орошению земли.

Одной из вершин науки древнего Китая было разведение шелковичных червей и изобретение технологии изготовления шелка. Чуть позже, в последствии, китайцами, была изобретена бумага, которая делалась из отходов коконов шелка.

Медицина получила самое значительное развитие в древнем Китае. Одно из важнейших достижений китайских врачей стало создание наркотиков, которые широко использовались в медицине. Первые медицинские труды состоят из 35 трактатов по различным болезням. Во втором веке была разработана методика диагноза заболеваний по пульсу, также были совершены первые попытки лечения эпидемических болезней.

«В 10 веке появилось понятие вакцинации, когда лекари стали практиковать прививки против оспы. Китайские монахи описали огромное число лекарственных растений, в процессе поиска эликсира «бессмертия». Врачи древнего Китая в 4 - 3 веках до нашей эры стали практиковать метод прижиганий, иглоукалывание, разработали руководства по лечебной гимнастике и диетологии, сборник различных рекомендаций, который содержал около трехсот предписаний, предназначенных для лечения многих болезней. В 3 веке знаменитый китайский врач Хуа То стал применять местную анестезию во время полостных операциях.»

Помимо всего выше перечисленного, из технических изобретений древнего Китая стоит отметить магнитный прибор, относящийся к 3 веку до нашей эры и который является предшественником современного компаса. А также сейсмограф и водяная мельница, широко используемые в наше время - все это было открыто в глубокой древности в Китае.

Немногие знают, что китайцам принадлежит первенство и в открытии туалетной бумаги, воздушного змея, зубной щетки из щетины, колокола, барабана, газового баллона и игральных карт.

Заключение

Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что действительно вклад Китая в историю мировых открытий и научных знаний весьма значителен и вызывает большой интерес. Но эту страну невозможно понять, если не изучить и не проникнутся ее духом прошлого.

За период от зарождения цивилизации и до 12 века в древнем Китае было придумано больше изобретений, совершено больше открытий, чем у любого другого народа мира.

К самым важным открытиям Древнего Китая относятся многие изобретения, такие как изобретение механических часов, порох, компас, сейсмограф, книгопечатание и создана технология шелкового ткачества.

Кроме того, уже в древности в Китае решались важные технические задачи, относящиеся к использованию и охране водных ресурсов, таким образом, высокого развития достигли гидротехника, астрономия, физика и математика. А строители древнего Китая прославились феноменальными сооружениями - Великим каналом и Великой китайской стеной.

Китайцы создали уникальные технологии в области гидравлики, механики, математики, сельскому хозяйству, металлургии, конструированию механизмов, астрономии, мореплаванию и медицины.

Таким образом, мы можем смело утверждать, о том, что китайская культура по истине очень разнообразна и интересна. Она имеет отличия от нашей культуры, и бывает, непонятна нам, но от этого лишь больше и больше хочется исследовать и изучать ее.

Стоит отметить главные отличия науки древнего Китая от науки нашего времени. Во-первых, требования к уровню нравственности и морали у древних китайцев были намного выше, чем требования к знаниям и интеллекту. То есть мораль первична по отношению к знаниям. Необходимые требования для Синьсин (природа сердца и ума; своеобразный моральный уровень) для древнекитайских учёных были очень высоки. Во-вторых, открытия и изобретения очень поощрялись государством и всячески способствовали усиленным стараниям ученых. К сожалению, этого нельзя сказать о современной науке, сегодня наука все чаще игнорирует этику, а государства «забывают» поощрять ученых.

Используемая литература

Астрономические наблюдения в Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: ://www.asha-piter.ru/06_01_Lab/06_01_Lab_Astronimy_see_history_01.htm

Дата последнего выхода: 11.11.2013

Васильев Л.С. История Китая: Учебник. - М.: Оникс, 2007

Васильев Л.С. История Востока: В 2 томах. - М.: Высшая школа, 1993

Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Дата последнего выхода: 11.11.2013

Жарне Ж. Древний Китай - М.: АСТ, 2008

Жань Ху Науки в Древнем Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. - М.: Высшая школа, 1989

Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Дата последнего выхода: 11.11.2013

Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А.Н. - М.: Юнити, 2001

Конфуций Суждения и беседы- Спб.: Азбука, 2011

Конфуций Уроки мудрости - М.: Эксмо, 2008

Кравцова М. Е. История культуры Китая - Спб.: Лань, 1999

Малявин В.В. Китайская цивилизация - М.: Астрель, 2000

Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 1999

Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Шишова Н. В. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000

Теги: Знание и техника в Древнем Китае  Реферат  История

dodiplom.ru


Смотрите также