Конспект урока на тему "Древнейшие люди". Занятие древнейших людей
Конспект урока на тему "Древнейшие люди"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Древнейшие люди" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.
2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?
3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.
Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.
Тема урока: Древнейшие люди.
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.
Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.
Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).
Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.
Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.
Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.
А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!
Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.
Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.
Вопросы самоконтроля.
1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)
5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).
Домашнее задание: читать и пересказывать §1, ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11).
docbase.org
Тема урока: Древнейшие люди
Урок 2. Тема урока: Древнейшие люди
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о разных взглядах на происхождение человека, научной теории, предках человека, месте, времени и условиях его появления;
Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;
Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.
Задачи урока:
развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей и человека разумного, человека и животных) умений и навыков;
формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;
подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;
формирование у учащихся понятий: «прародина», «первобытные люди», «орудие труда», «охота», «собирательство»;
изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
изучение учащимися отличий древнейшего человека от животных и от современных людей.
Тип урока: комбинированный.
Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.
Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint,физическая карта мира, карта с 9 учебника, орудия труда из школьного музея и личной коллекции (каменный топор, каменный сегмент составного серпа)
Структура и ход проведения урока:
I .Оргмомент
Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие.
Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.
II. Проверка изученного материала.
1. Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя
Что такое история?
Благодаря чему мы узнаём о прошлом?
Какие науки-помощники историков вы знаете?
Что такое археология?
Почему иногда её называют наукой лопаты?
Какие памятники археологии известны вам в нашей местности?
Что такое этнография?
Какие виды исторических источников вы можете назвать?
2. Индивидуально, письменно.
Запиши в таблицу в соответствующие колонки номера тех источников, которые относятся: А- к вещественным, Б- к письменным, В- к устным.
«Сказка о несчастливом царевиче», записанная на папирусе
Скребок - каменное орудие для очистки шкуры животного
Каменное рубило
Колыбельная, записанная в русской деревне
Глиняная табличка с договором о покупке раба
Магические заклинания индейцев Америки перед охотой, записанные экспедицией ученых США
III. Изучение нового материала
Постановка проблемного задания.
Чем древние люди отличались от животных
Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).
1. Происхождение человека.
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Как по вашему мнению появился человек?»
Учащиеся приводят различные точки зрения. Из них можно выделить основные: сотворён Богом, произошёл от обезьяны (общего предка), потомки инопланетян. Приводят доводы в пользу предложенных теорий. Выдвигают свои гипотезы.
Работа с иллюстрациями учебника
Учащиеся рассматривают рисунки на стр. 10 и 11 учебника «Древнейшие люди» и «Нападение саблезубого тигра» на их основе они должны определить, чем древнейший человек внешне отличался от животных. Результаты записывают в тетрадь.
Работа с картой учебника (стр. 9)
Посмотрите на карту и скажите:
Как обозначена область проживания древнейших людей?
Как на карте обозначены места наиболее древних стоянок человека и его предков?
На каком материке они расположены?
В какой части материка?
Объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием карты.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. Почему?
Здесь в районе Олдовайского ущелья обнаружили останки предка человека, который жил более 2 млн. лет назад. Покажите на карте учебника
Древних людей, которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis - “человек умелый». Их внешний вид сильно изменился - увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги, уменьшилась передняя челюсть, стал исчезать волосяной покров на теле.
С течением времени древние люди изменили место своего жилья. Если австралопитеки жили на деревьях ( Почему?), то Homo habilis начали строить жилища самостоятельно.
Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их. Люди жили стадами. Почему?
2.Древнейшие орудия труда.
Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы, древние люди изготовляли орудия труда. На их производство шел камень. Первым орудием труда было рубило - галька заостренная с одного края. Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обрабатывали её скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки. Рубила были непрочными - быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. Другими орудиями древнего человека были отщепы. Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных. Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб. Из них, как правило, делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды.
Посмотрите на каменные орудия труда, изображённые на стр. 12 и 13. Какой из них обработан более тщательно? Каким удобнее работать? Какой требует большего мастерства? Для того, чтобы этому научиться, потребовались сотни тысяч лет. Ещё десятки тысяч лет прошли прежде чем люди научились делать такие орудия труда, которые вы видите здесь. Возьмите их передайте по ряду, внимательно смотрите. Как по-вашему они могли использоваться? Это составные орудия. Это каменный топор с отверстием и часть древнего серпа. Это составные орудия, состоящие из нескольких частей.
3.Охота древних людей.
Кроме собирательства, другим важнейшим занятием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.
4.Овладение огнем.
Очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряли их и делали копья. Кроме того для загона животных применялись факелы Животные, опасаясь огня, бежали туда где его нет - к ловушке. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.
Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя, не завися от природы. Многие племена использовали до середины 20 века способ, известный сотни тысяч лет назад - трением двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.
С помощью огня наши предки смогли расселиться и земли с холодным климатом. На огне стали поджаривать мясо. Пища стала более калорийной, лучше усваивалась, а это способствовало дальнейшему развитию человека, увеличению его мозга.
IV. Закрепление
1 Параллельное в ходе изучения нового материала.
2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос Чем древние люди отличались от животных, записать в тетради. Главное отличие – умение изготавливать орудия труда
3 Записать основные занятия древних людей.
4. Выполнить задание на стр. 13. Составить рассказ по картинке.
V. Задание на дом
Прочитать §1, ответить на вопр. стр. 13 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.
VI. Подведение итогов
1. Рефлексия.
Упражнение «Плюс-минус-интересно». В графу «+» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
2. Итог урока
3. Оценка урока
globuss24.ru
Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Древнейшие люди"
Ход урока
Организационный этап.
Сегодня мы с вами окунемся в загадочный мир прошлого, и начнем путешествие по увлекательным страницам истории. Именно здесь вы узнаете о том как жили цари и царицы, вельможи и простолюдины. Именно на уроках истории вы познакомитесь с жизнью прошлых лет.
- Но для начала давайте подумаем откуда мы можем с вами узнать о том как жили наши предки?
Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом Поэтому необходимо производить раскопки. Люди которые проводят эти раскопки называются археологами, а наука, которая их изучает археология.
Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности, по сох-ранившимся вещественным памятникам (вещественным, письменным и изобра-зительным историческим источникам)
- Давайте вместе с вами откроем коробочки которые стоят у вас на краях парт и посмотрим, что же в них находится?
(рассматривают разные исторические источники, они же дублируются на экране, все вместе пытаются дать им название)
Исторические источники:
Вещественные (орудия труда, одежда, посуда)
Архитектурные (постройки и сооружения)
Письменные (письма, свитки, рисунки и.т.п.)
Приветствуют учителя.
Ответы детей. Варианты: сохранились разные предметы прошлого.
Записывают определение в тетрадь.
Открывают коробочки, знакомятся с содержанием, разбивают исторические источник по категориям.
Основной этап.
Итак, мы с вами познакомились с различного вида источниками, а сейчас я предлагаю вам отправится в путешествие и познакомится с самыми первыми предками человека.
- Готовы?
- Ребята, а кто такие первобытные люди?
1. Прародина человека - КАРТА
Итак, карта на доске.
Согласно научным данным первобытные люди появились на земле более 2 млн. лет, а вот где вы мне сейчас и скажите?
- На каком материке были найдены древнейшие останки первых людей?
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).
- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
(учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)
Ино. Для рассказа: «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими»
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.
2. Вид древнейшего человека - БЕСЕДА
Ребята, внимание на экран. Я приготовила вам несколько реконструированных изображений первобытного человека, давайте все вместе опишем его вид?
- Чем древнейший человек отличался от обезьяны?
Работа с учебником – с 11. (1-й абзац сверху)
3. Орудия труда, занятия и образ жизни др. человека – БЕСЕДА
Ребята, а теперь давайте заглянем в другую коробочку, в которой хранятся исторические источники по первобытному периоду периоду, и постараемся восстановить образ жизни первобытных людей.
А) Орудия труда (рубило, палка-копалка, копье)
Б) Наскальная живопись (картинки с изображением различных сцен: собирательство, охота, рыболовство, овладение огнем)
4. Выводы.
Так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми
Записывают определение в тетрадь
Изучают вместе с учителем карту и территорию рас-ия др людей.
Восточная Африка
Говорят об археологических раскопках.
Слушают учителя
Описывают п-го человека.
Участвуют в обсуждении, строят гипотезы, ищут им подтверждение, делают выводы.
III.Рефлексия
А сейчас я попрошу вас вставить в текст недостающие слова:
«Древнейшие люди жили на земле более __________________________лет назад.
Главным отличием древнейших людей от животных было_________________ .
Древнейшими орудиями труда были______________________________.
У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи___________.»
Д/З:
§1 читать, пересказывать.
Записи в тетради учить.
На выбор:
- Нарисовать первобытного человека
- Написать рассказ о жизни древнейших людей.
infourok.ru
Появление древнейших людей — МегаЛекции
Что изучает история Казахстана в 6 классе
Происхождение человека
Появление древнейших людей
Занятия древнейших людей. Охота, собирательство
Глоссарий
Персоналии
Дополнительная информация
Используемая литература и источники
Что изучает история Казахстана в 6 классе
Дорогой друг, сегодня мы начнем изучать историю человечества ее первую ступень - историю древнего Казахстана.
В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, сарматы и другие племена.
Мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах. Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.
Перенесемся в своем путешествии через столетия, когда люди научились делать оружие и орудия труда не только из камня и дерева, а освоили медь, бронзу, а позже и железо.
Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.
О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.
Мы познакомимся в 6 классе с историей древнего Казахстана по вещественным источникам - останки древних людей, орудий труда, жилищ, которые получены в ходе археологических раскопок.
Письменным источникам – оставленные древние знаки, письмена на камне, бумаге.
Этнографические - духовное наследие народа: мифы, легенды, пословицы, поговорки, передающиеся из уст уста многим поколения.
Мы связаны с далекими предками незримой, но непрерывной нитью времени, пронизывающей судьбы сотен поколений. Вспомним, что отсчет лет до н.э. ведется в обратном порядке по убывающей, счет годов новой эры -по взрастающей. Нить времени протянута из прошлого, через настоящее, в будущее. Как и в жизни каждого человека, в истории народов, государств есть периоды роста: зарождения, юности, расцвета, увядания-старости и гибель. Но в увядающем периоде зреют новые силы, которые в свою очередь, пройдя все стадии развития (эволюции), освободят место своим преемникам. И так вечно, пока существует человечество.
Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям и общественной жизни, по уровню знаний. Поэтому общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.
Историю древнего Казахстана в 6 классе условно можно разделить на три эпохи:
· Первая эпоха – эпоха камня
· Вторая эпоха – эпоха бронзы
· Третья эпоха – эпоха железа
Люди в каждой исторической эпохе проходили свои этапы развития (эволюцию) по трем направлениям: эволюция становления и развития человека, его физического облика; эволюция развития орудий труда, которыми пользовался человек; эволюция общественных отношений человека.
Происхождение человека
Человечество всегда волновала тайна своего происхождения. Древнейшие люди нашли простой ответ: свою родословную они вели от какого-либо животного окружающего их мира (медведя, змеи, орла, рыбы и т.д.). Но, начиная с ранних цивилизаций, верх взяла религиозная точка зрения, по которой первые люди либо появились из частей некоего божества, либо были сотворены творчеством какой-нибудь божественной силы. Не без влияния гончарного ремесла самым подходящим материалом для сотворения человека считалась земля или глина.
С точки зрения учёных ответ, даваемый религией на вопрос о происхождении человека, не является убедительным. Однако, предложить свой вариант ответа науке удалось только в XIX в. Благодаря смелости ума и гениальности Чарльз Дарвина, который сформулировал закон, по которому под воздействием окружающей среды у животных могут происходить небольшие изменения, порой совершенно незаметные, которые, помогая выжить и передаваясь потомкам, через сотни и тысячи поколений могут привести к очень сильным превращениям. Поэтому человек не был сотворён таким, каким он есть, а прошёл, ступенька за ступенькой, длинный путь эволюции.
Появление древнейших людей
Эпоха древнего каменного века - время становления человечества. Человек сформировался, как и все живые существа, в результате длительного эволюционного развития. Археологи по найденным останкам определили ступени развития человечества. В развитии человека различают три этапа:
1. Древнейшие люди, к которым относятся «южная обезьяна», «человек умелый», питекантроп, синантроп.
2. Древние люди – неандертальцы.
3. Современные люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Человечество всегда интересует вопрос, когда и где возник человек?
Около 3 млн. лет назад на широких просторах африканских саван, в Таунге жили существа ископаемые человека. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна», которая стала связующим звеном между обезьяной и древнейшем человеком.
Остатки скелетов австралопитека нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн. лет назад.
Австралопитек был похож на обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижние конечности длиннее передних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял простейшие движения.
Первыми орудиями труда древнейшего человека были палка-копалка, заостренный камень, дубина.С их помощью он добывал себе пропитание. Первые орудия труда человек в основном изготавливал из камня. Они были очень грубыми и примитивными. Так как орудия труда делались в основном из камня, ученые называют этот период «каменным веком».
Ученые называют первого человека «человеком умелым».Самые ранние его останки были найдены в Африке, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад.
Одним из древнейших людей был питекантроп.Скелет питекантропа впервые был найден на острове Ява (Юго-Восточная Азия) в 1891 году. Он жил примерно 1 млн. лет назад.
Первые находки питекантропа относятся к концу XIX века, когда в 1891-1892 гг. голландский доктор Евген Дюбуа во время раскопок на острове Ява обнаружил древние человеческие останки (черепная крышка и длинные кости нижних конечностей).
Череп характеризуется примитивной структурой и сохранением ряда обезьяньих признаков: выступающие надбровные дуги, отсутствие подбородка, малая высота черепной коробки. Рост – 1,5 м. Выпрямленное положение, хотя и менее устойчивая походка на полусогнутых ногах. Нет прямых доказательств того, что питекантроп изготавливал орудия труда, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии.
Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Ввиду того, что первые его останки были найдены в Китае, его назвали «китайский человек» (от латинского «Сина» - Китай и греческого «антропос» - человек).
Синантропы жили 500-200 тысяч лет тому назад. Обнаружены в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина, Китай. После первой находки были проведены масштабные исследования в пещере, в результате которых за 10 лет были обнаружены кости примерно 40 индивидов.
Ценность находки в том, что были обнаружены останки как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Рост примерно 1,5 м, строение конечностей и туловища сходно с современным. Выпрямленное положение туловища при ходьбе.
Каменные изделия изготовлены, главным образом, из песчаника, кварца, а также отчасти кварцита, вулканических пород, роговика и кремня.
Синантроп охотился главным образом на оленя. Из найденных в пещере костей животных оленю принадлежит 70 %. Широко использовал и умел поддерживать огонь - в пещере обнаружен мощный слой золы, толщиной до 6-7 м.
Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».
Следующий вид древнего человека именуется неандертальцем. Его останки впервые были найдены в Германии в местности Неандерталь. Где были найдены останки: Европа, Ближний Восток, Кавказ, Крым, Средняя Азия. Крайняя восточная точка обитания неандертальцев - пещера Тешик-Таш в Узбекистане.
Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови выступающие. Неандертальцы жили 200-35 тысяч лет назад. Они умели делать орудия труда из камня, дерева, кости, могли добывать огонь и пользоваться им для своих