Развитие древнего рима. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.3. Экономическое развитие Древнего Рима. Развитие древнего рима


Основные этапы развития Древнего Рима

Римское государство берет свое начало от основания г.  Рима в 753 г. до н.э. Ядро Рима составили латинские, сабинские и этрусские деревни. Объединение поселений в VII в. до н.э. привело к возникновению римской общины и царского периода в истории Рима.

История Римского государства делится на ряд периодов:

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.), который характеризуется господством родо-племенных отношений, началом их разложения и возникновением раннеклассового общества и государства. Обусловленным выражением  этого развития явилась реформа Сервия Туллия, вследствие которой  социальное  положение  римского  гражданина стало определяться  не  только принадлежностью к роду,  но и богатством.
  2. Период Римской республики (509-27 гг. до н.э.) на ранней стадии развития характеризуется господством патрициев, обладавших политической властью, в подчинении которых находилась выборная магистратура и сенат. Даже в результате борьбы сословий, в ходе которой плебсу удалось добиться политических прав, Рим остался по существу аристократическим государством: из патрициев и богатых плебеев сложилась новая знать - нобилитет, несколько позднее появилось и сословие всадников. Успешные войны и искусная дипломатия превратили Рим в крупное государство Средиземноморья. В конце республиканского периода рабовладельческий способ производства стал господствующим, произошли существенные сдвиги в социальной структуре населения Римского государства: крестьянство, не выдержавшее конкуренции с латифундиями, пополняло ряды пролетариев; быстро росло количество рабов. Социально-экономическое развитие обострило классовую борьбу и привело к демократическим движениям братьев Гракхов, восстаниям рабов (под руководством Эвна, Сальвия, Спартака) и глубокому кризису позднереспубликанского строя. Гражданские и союзнические войны (1 в. до н.э.), военные диктатуры от Суллы до Цезаря в полной мере выявили неспособность республиканских методов управления римской державой. Республика сменилась авторитарной формой государственного устройства.
  3. Римская империя (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) подразделяется, в свою очередь, на два периода – принципат и доминат; рубежом между ними является III в. н.э.

Раннеимператорский период, или принципат (27 г. до н.э. – 284  г. н.э.), был периодом единоличной власти,  представлявшей собой форму монархии с сохранением внешних признаков республики. Принципат имел задачей обеспечить господство рабовладельцев путем сдерживания угнетенных классов, отражения внешних врагов и ведения агрессивных войн. За время правления Октавиана Августа и его преемников сформировался императорский бюрократический аппарат власти. В начале II в. н.э. Римская империя достигла максимального территориального расширения на трех континентах – в  Европе, Азии и в Африке, превратившись в могущественную Средиземноморскую державу. Несмотря на предоставление римского гражданства всему свободному населению империи (212 г. н.э.), отношения с римскими провинциями остаются сложными, нарастает недовольство центральной  властью. Возникает кризис античных производственных отношений, развивается колонат. Не затихают народные волнения, связанные с неустойчивостью хозяйственных отношений и гнетом государственной машины. Рим с трудом сдерживает внешнюю агрессию.

В позднеимператорский период, или в эпоху домината (284-476 гг. н.э.), императору Диоклетиану удалось вновь упрочить господство аристократии путем установления абсолютной и сильной монархической власти,  окончательное оформление которой произошло при его преемнике – Константине. Однако и ему не удалось преодолеть общий кризис  политико-экономической системы империи. Не спасло и разделение ее на Западную и Восточную.  В 476 г. н.э. Западная Римская империя окончательно распалась, и на ее восточноевропейских землях возникли германские королевства, в то время как восточная  половина империи продолжала существовать в форме Византийской империи еще около тысячи лет.

magref.ru

2.3. Экономическое развитие Древнего Рима

Первый период истории Древнего Рима – с VIII по VI в. до н.э. – принято называть «царским» периодом. Однако монархического государства не было. Римские «цари» – рексы, как и греческие василевсы, – это военные вожди. Общественный строй Рима был военной демократией.

В VI в. возникло государство. Наступил второй период римской истории – период республики. Рим периода республики – город-государство, подобный греческим полисам. В ходе завоевательных войн Рим подчинил себе другие итальянские государства. Побежденные народы признавали зависимость от Рима, но не включались в состав римского полиса.

В отличие от Афин Римская республика была аристократической, поскольку власть оставалась в руках родовой аристократии. По мере экономического развития, как и в Афинах, появились городское хозяйство, ремесло и торговля, а вместе с ними и «новые богачи», которые стремились разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части Италии постепенно слились в одно государство. Однако политические и преимущественные права остались в руках граждан только римского полиса – квиритов. Подобное положение не могло не вести к социальной напряженности и политическим конфликтам.

В этих условиях решающей силой стала армия, которая постепенно превратилась в орудие в руках военачальников, обеспечивающее военную добычу и содержание солдатам. Используя армию, они захватили власть в стране и превратились в императоров. В I в. до н.э. Римская республика сменилась Империей, просуществовавшей до VI н.э.

Сельское хозяйство. Издревле ведущей отраслью для большинства населения Апеннинского полуострова было земледелие. Плодородные почвы и мягкий климат обеспечивали высокие урожаи. В наиболее развитых областях Италии культивировали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых – полбу, ячмень, бобы. Греки-колонисты внесли усовершенствование в местное виноградарство, познакомили жителей Италии с оливками.

Во II–I вв. до н.э. сельское хозяйство Италии переживало подъем. Большое распространение получили виноградарство, выращивание оливок и плодоводство, развивалось хлебопашество. Хозяева больше внимания стали уделять удобрению земли, тщательно вспахивали поля, внедряли новые сорта пшеницы, например, овес, коноплю, кунжут.

Холмисто-гористая территория благоприятствовала развитию скотоводства, особенно овцеводства и свиноводства. Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве являлись новые отрасли – животноводство и птицеводство. Вокруг крупных городов создавались специализированные хозяйства, снабжавшие горожан молоком, сыром, мясом, цветами, свежими овощами и фруктами.

В период образования Римского государства экономическая структура италийского села включала два типа хозяйства – рабовладельческое (вилла), обслуживаемое сравнительно небольшим числом рабов, и обычный крестьянский двор, на котором работал свободный земледелец и его семья. Свободные земледельцы составляли основу римского народного ополчения. Они своей кровью, разорением своих небольших хозяйств оплачивали гегемонию Рима в античном мире. Земледельцы не могли конкурировать с крупным рабовладением. Разоряясь, они покидали свои земельные наделы и уходили в города. Их земли рабовладельцы приращивали к своим владениям. На месте небольших вилл возникали обширные рабовладельческие поместья плантационного типа – латифундии, на которых трудились тысяч и рабов. Появление новых форм землевладения способствовало увеличению объемов сельскохозяйственной продукции.

Бурный подъем сельского хозяйства во II–I вв. до н.э. объяснялся тремя причинами: широким внедрением рабства, развитием простого товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к крупному. Подъем сельского хозяйства способствовал установлению рыночных связей между городом и деревней. Город обособился от деревни, превратившись в центр ремесла и торговли, политической и культурной жизни. В этот период произошел переход от мелкого к крупному землепользованию.

Ремесло и торговля. В VI–V вв. до н.э. в итальянских городах бурно развивалось ремесло и торговля. Этому способствовало наличие полезных ископаемых, в частности железной руды, меди, глины, строительного камня, корабельного леса. В эти же века широкое распространение получило железо. Процветало производство бронзовых изделий, которые отличались техническим и художественным совершенством. Самым развитым из ремесел в Италии было изготовление керамики: разнообразной посуды, тары, водопроводных труб, черепицы, строительных и архитектурных деталей, сырцового кирпича и т.д. В Южной Италии было налажено производство изящной керамики по греческим образцам. Значительно меньшее развитие получило текстильное ремесло. В мелких ремесленных мастерских в VI–III вв. до н.э. работали сам хозяин, члены его семьи и несколько рабов. Сохранившиеся археологические находки свидетельствуют о проникновении рабского труда в ремесленное производство. В рудниках, каменоломнях, глиняных карьерах труд рабов господствовал безраздельно.

В отличие от сельского хозяйства, где решающую роль приобрел рабский труд, в ремесленном производстве большее значение имели свободные ремесленники, мало использовавшие рабский труд. Развитие ремесел потребовало расширения сырьевой базы. Увеличилась потребность в металлах, камне, древесине, высококачественной глине, шерсти, льне, коже, стекле, новых строительных материалах. Введение в оборот новых сырья и материалов способствовало бурному развитию металлургического, керамического, текстильного, кожевенного и других производств, причем каждое из них делилось на несколько вполне самостоятельных отраслей.

Сложились крупные ремесленные центры со специализацией производства: Путеолы славились железоделательным производством, Капуя – литьем из бронзы и свинца, Калы и Минтурны -изготовлением сельскохозяйственных орудий, Арреций – керамикой, Тарент – шерстяными изделиями, Северная Италия – льняными изделиями. Крупным ремесленным центром был Рим.

Уже в VI–III вв. до н.э. Италия становится ареной интенсивной торговой деятельности, причем устанавливаются и внешние, и внутриитальянские торговые связи. Предметом торговли являлись не только предметы роскоши, но и металлические изделия, керамика, хлеб, вино, оливковое масло. Центром торговой жизни стал Рим. Для торговли здесь выделялся каждый девятый день, который назывался «нундины» (девятый). Один раз в год организовывались ярмарки, куда съезжались жители соседних городов. Ярмарки приурочивались к крупным религиозным празднествам и проводились близ святилища чтимого божества.

Внутренняя торговля была хорошо развита, товары свободно обращались по всей Италии. Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали, во-первых, введение единой денежной системы по всей империи; во-вторых, строительство замечательных дорог, мощенных камнем и пересекавших всю Европу (они сохранились до нашего времени). В Римской империи практиковалось даже страхование грузов.

Денежное обращение. Расширяющиеся размеры внутренней и внешней торговли вызвали появление денег. Первые монеты появились в самом конце V в. до н.э. Чеканились они из золота, электра – сплава серебра и бронзы. В IV–III вв. до н.э. количество монет возросло; их чеканили уже все города. В Риме первые монеты отливались в формах; это были медные слитки весом в 273 г, без изображений (так называемый тяжелый асс). Во второй половине IV в. до н.э. на монетах появляются изображения животных – быка, свиньи, орла и т.д. (асс с изображением). Тяжелые и громоздкие слитки были мало пригодны для торговли. Чеканка более легких и удобных серебряных монет началась в Риме только с конца III в. до н.э. Основными монетными номиналами в Риме были бронзовый асс, серебряный сестерций (2,5 асса), серебряный денарий (равен 10 ассам, или 4 сестерциям).

Существование различных денежных систем, разнообразие золотых, серебряных и бронзовых монет способствовали зарождению меняльного дела. Менялы, которых называли аргентариями, следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет, проводили обмен денег и предоставляли ссуды. Меняльный промысел шел рука об руку с ростовщичеством. Ссудный процент в Италии не превышал 6% в год, но в провинциях этого запрещения не было, и римские ростовщики взвинчивали проценты. Опираясь на помощь провинциальной администрации, римские ростовщики разоряли целые города и области.

Рабство. Внутренняя эволюция общественных отношений в Риме в IV–III вв. до н.э. вела к возникновению форм классического рабства. Концентрация земли, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Заставить работать свободного мелкого собственника, добивавшегося равноправия и наделенного участком земли, было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишенный всех прав и имущества раб. Этим объясняется агрессивность Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. Успешные войны способствовали обильному притоку рабов, росту и внедрению рабства.

Использование рабского труда разрушало натуральное хозяйство. Во II–I вв. до н.э. землевладельцы и ремесленники стремились не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Все это вызывало усиление эксплуатации рабов, которые превратились в основного товаропроизводителя. Потребность в рабах была постоянной.

Численность рабов все время возрастала. Они стали самым многочисленным классом римского общества. Рабовладение распространилось в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Труд свободных или полузависимых работников продолжал применяться, но играл подчиненную роль. Положение рабов было полностью бесправным. Раб приравнивался к вещи, животному, он поступал в абсолютное распоряжение господина. Численность рабов точно неизвестна. Ученые расходятся в определении численности рабов и свободного населения в классическую эпоху. Французский историк А. Валлон считал, что соотношение рабов и свободных людей в Италии во II–I вв. до н.э. составляло 1:1, т.е. было 50% рабов и 50% свободных. Немецкий историк конца XIX – начала XX в. Ю. Белох определял это соотношение как 3:5 (37,5% рабов и 62,5% свободных). Американский историк У. Уестерман полагал, что соотношение между свободными и рабами составляло 1:2 (33% рабов и 67% свободных). В руках отдельных рабовладельцев сосредоточивались тысячи рабов.

studfiles.net

§2. Экономическое развитие Древнего Рима

Периодизация. Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI в. до н. э., принято называть "царским". Но это было совсем не монархическое государство во главе с царем. Римские "цари", как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима — строем военной демократии.

В VI в. до н. э. возникает государство и начинается второй период римской истории — период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории Италии, но единого государства еще не сложилось.

В отличие от Афин Римская республика была аристократической: власть оставалась в руках земельной родовой аристократии (так сначала было и в Афинах). Но по мере экономического развития, как и в Афинах, развиваются городское хозяйство, ремесло и торговля, появляются "новые богачи", которые стремятся разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части постепенно сливаются в одно государство, но политические права и преимущественное право на владение землей принадлежат гражданам Рима — квиритам. И граждане других провинций начинают борьбу за права и за власть.

В условиях этих противоречий и междоусобной борьбы решающей силой становится армия. Прежде каждый гражданин был воином. Но армия из граждан Рима не могла держать в руках всю Италию и вести дальнейшие завоевательные войны. Да и разбогатевшие граждане Рима не рвались к солдатской жизни. Поэтому теперь армия комплектовалась из наемников, которые стали военными-профессионалами. В основном эти были жители завоеванных земель, которым, в сущности, были безразличны интересы Рима. Такая армия стала орудием в руках военачальников, которые обеспечивали военную добычу и содержание солдат. Военачальники, используя армию, захватили власть в стране. Так Римская республика стала к I в. до н. э. империей.

Обычно представляется, что переход от республики к империи был регрессом, реакционным переворотом. В действительности социально-политическое содержание этого переворота было сложным. Он имел даже элементы революции: жители провинций были уравнены в правах с квиритами. Римская империя существовала до V в. н. э.

Сельское хозяйство и ремесло. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось.

Но при переходе к периоду империи, когда Рим завоевал новые земли и превратил их в провинции, в сельском хозяйстве наступил переворот. Из заморских провинций, преимущественно из Северной Африки, хлынуло дешевое зерно. Дешевое, потому что оно поступало в виде налогов и контрибуций: Рим грабил провинции. Здесь сложилась такая же ситуация, как в Греции: был необходим переход от зернопроизводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Но в Риме, где не ограничивалось крупное земледелие, такой переход оказался возможным и целесообразным не для крестьян, а для крупных рабовладельческих хозяйств. Крестьяне разорялись, их земли скупали богатые рабовладельцы, создавая крупные рабовладельческие хозяйства. Таким образом, переход к интенсивным отраслям сопровождался переходом от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам. Произошел он к I в. до н. э. и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи.

Эти крупные хозяйства были двух видов. В провинциях Римской империи, особенно в Северной Африке, преобладали латифундии — хозяйства в тысячи и десятки тысяч гектаров, где трудились тысячи рабов. В самом Риме и в некоторых европейских провинциях, особенно в Галлии, преобладали хозяйства средних размеров — виллы, которые занимали десятки и сотни гектаров и где работали десятки и сотни рабов.

И специализация этих двух видов хозяйств была разной: провинциальные латифундии были зерновыми, а в виллах занимались интенсивным виноградарством, садоводством, животноводством.

Эти крупные хозяйства были специализированными и товарными. Если в одних виллах производили исключительно фрукты, то другие специализировались на производстве домашней птицы, а некоторые — на выращивании цветов. Продукция предназначалась для продажи в городах. А так как производилась она дешевым трудом рабов, то была недорогой. Известно, например, что жареная гусятина была обычной пищей римлян среднего достатка. В результате перехода к интенсивным отраслям, по словам агронома Варрона, Италия "превратилась в цветущий сад". Так, все западное побережье полуострова, например, было сплошь засажено садами.

Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. Большие мастерские с трудом рабов здесь были исключением, а преобладали мелкие мастерские свободных людей, где раб не был главной рабочей силой.

Дело в том, что в Риме вкладывать деньги в землю, в сельское хозяйство было и выгоднее, и престижнее. Крупный землевладелец приобретал политический вес, становился сенатором, а владеть ремесленной мастерской мог вольноотпущенник или даже раб. Поэтому аристократы-рабовладельцы редко занимались этим делом.

Каждый город специализировался на определенных изделиях: Капуя славилась своими бронзовыми изделиями, Арреций — керамикой, Помпеи — шерстяными тканями. Но если изделия одного города расходились по всей стране, если в сельском хозяйстве преобладало товарное производство, значит, хорошо была развита внутренняя торговля и товары свободно обращались.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства. Во-первых, введение единой денежной системы по всей империи: здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции. Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство дорог, мощеных камнем и пересекавших всю Европу. Эти превосходные каменные шоссе сохранились до нашего времени, причем даже в такой отдаленной от Рима стране, как Англия. В Римской империи практиковалось страхование грузов.

studfiles.net

§2. Экономическое развитие Древнего Рима

Периодизация. Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI в. до н. э., принято называть "царским". Но это было совсем не монархическое государство во главе с царем. Римские "цари", как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима — строем военной демократии.

В VI в. до н. э. возникает государство и начинается второй период римской истории — период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории Италии, но единого государства еще не сложилось.

В отличие от Афин Римская республика была аристократической: власть оставалась в руках земельной родовой аристократии (так сначала было и в Афинах). Но по мере экономического развития, как и в Афинах, развиваются городское хозяйство, ремесло и торговля, появляются "новые богачи", которые стремятся разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части постепенно сливаются в одно государство, но политические права и преимущественное право на владение землей принадлежат гражданам Рима — квиритам. И граждане других провинций начинают борьбу за права и за власть.

В условиях этих противоречий и междоусобной борьбы решающей силой становится армия. Прежде каждый гражданин был воином. Но армия из граждан Рима не могла держать в руках всю Италию и вести дальнейшие завоевательные войны. Да и разбогатевшие граждане Рима не рвались к солдатской жизни. Поэтому теперь армия комплектовалась из наемников, которые стали военными-профессионалами. В основном эти были жители завоеванных земель, которым, в сущности, были безразличны интересы Рима. Такая армия стала орудием в руках военачальников, которые обеспечивали военную добычу и содержание солдат. Военачальники, используя армию, захватили власть в стране. Так Римская республика стала к I в. до н. э. империей.

Обычно представляется, что переход от республики к империи был регрессом, реакционным переворотом. В действительности социально-политическое содержание этого переворота было сложным. Он имел даже элементы революции: жители провинций были уравнены в правах с квиритами. Римская империя существовала до V в. н. э.

Сельское хозяйство и ремесло. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось.

Но при переходе к периоду империи, когда Рим завоевал новые земли и превратил их в провинции, в сельском хозяйстве наступил переворот. Из заморских провинций, преимущественно из Северной Африки, хлынуло дешевое зерно. Дешевое, потому что оно поступало в виде налогов и контрибуций: Рим грабил провинции. Здесь сложилась такая же ситуация, как в Греции: был необходим переход от зернопроизводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Но в Риме, где не ограничивалось крупное земледелие, такой переход оказался возможным и целесообразным не для крестьян, а для крупных рабовладельческих хозяйств. Крестьяне разорялись, их земли скупали богатые рабовладельцы, создавая крупные рабовладельческие хозяйства. Таким образом, переход к интенсивным отраслям сопровождался переходом от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам. Произошел он к I в. до н. э. и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи.

Эти крупные хозяйства были двух видов. В провинциях Римской империи, особенно в Северной Африке, преобладали латифундии — хозяйства в тысячи и десятки тысяч гектаров, где трудились тысячи рабов. В самом Риме и в некоторых европейских провинциях, особенно в Галлии, преобладали хозяйства средних размеров — виллы, которые занимали десятки и сотни гектаров и где работали десятки и сотни рабов.

И специализация этих двух видов хозяйств была разной: провинциальные латифундии были зерновыми, а в виллах занимались интенсивным виноградарством, садоводством, животноводством.

Эти крупные хозяйства были специализированными и товарными. Если в одних виллах производили исключительно фрукты, то другие специализировались на производстве домашней птицы, а некоторые — на выращивании цветов. Продукция предназначалась для продажи в городах. А так как производилась она дешевым трудом рабов, то была недорогой. Известно, например, что жареная гусятина была обычной пищей римлян среднего достатка. В результате перехода к интенсивным отраслям, по словам агронома Варрона, Италия "превратилась в цветущий сад". Так, все западное побережье полуострова, например, было сплошь засажено садами.

Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. Большие мастерские с трудом рабов здесь были исключением, а преобладали мелкие мастерские свободных людей, где раб не был главной рабочей силой.

Дело в том, что в Риме вкладывать деньги в землю, в сельское хозяйство было и выгоднее, и престижнее. Крупный землевладелец приобретал политический вес, становился сенатором, а владеть ремесленной мастерской мог вольноотпущенник или даже раб. Поэтому аристократы-рабовладельцы редко занимались этим делом.

Каждый город специализировался на определенных изделиях: Капуя славилась своими бронзовыми изделиями, Арреций — керамикой, Помпеи — шерстяными тканями. Но если изделия одного города расходились по всей стране, если в сельском хозяйстве преобладало товарное производство, значит, хорошо была развита внутренняя торговля и товары свободно обращались.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства. Во-первых, введение единой денежной системы по всей империи: здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции. Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство дорог, мощеных камнем и пересекавших всю Европу. Эти превосходные каменные шоссе сохранились до нашего времени, причем даже в такой отдаленной от Рима стране, как Англия. В Римской империи практиковалось страхование грузов.

studfiles.net

Культурное развитие Древнего Рима

Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культуролога О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.

Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие рабские пороки", как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т. д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие бота перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" - владение и власть над всем миром, "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".

В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто поклонялись греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная роль, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр - жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: "греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же -чтобы измерять земельные участки".

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или "царского", Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат.

Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди которых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и другие. Складываются также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.

В этот период происходит становление римской культуры, в формировании которой активное участие принимают соседние италийские города, Этрурия и Греция. Италийское влияние ощущается прежде всего в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве - в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Весьма значительным было влияние культуры этрусков. У них римляне заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, тайные науки о гаданиях жрецов, некоторые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.

Не менее сильным было также влияние греческой культуры, откуда римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. В 510 г. до н. э., после неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословие патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.

В результате успехов и побед плебса Рим к началу III века до н. э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стали равенство патетических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т. д.

В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264 - 146 гг. до н. э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет- круг знатных семей, возникает еще одно привилегированное сословие - всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.

Большие изменения происходят и в культуре римского общества. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет "импорта" образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий, написавший многотомную "Историю", где прославляется великая миссия Рима.

Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь "Одиссею" Гомера, Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур,

Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало, прежде всего, изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.

К середине I века до к. э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.

В 27 году до н. э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа - "возвеличенного божеством", что придавало его власти сакральный характер.

Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г. н. э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э. -14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии -эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.

Главные фигуры римского эпикуреизма- Лукреций и Цицерон - жили и творили в I веке до н. э., при Республике, однако эпикуреизм, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получает широкое распространение в эпоху Империи, В своей знаменитой поэме "О природе вещей" Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.

Не отвергая существования богов, он полагает, что они пребывают в далеких пространствах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высшим благом человека, философ уточняет, что его следует искать в отсутствии страданий. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.

Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писателем, политиком. В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.

Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов, как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой которого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший, Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную "Естественную историю" (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд "Альмагест" был энциклопедией астрономических знаний античности. Ему принадлежат также работы по оптике, математике и географии.

Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде "О частях человеческого тела" он впервые дал анатомо-физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной "Римской истории от основания города" (142 тома), в которой раскрывается смысл "римского мифа" и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах - "Анналах" и "Истории" (14 томов) - излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате "Десять книг об архитектуре" он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый - Форум Романум - был сооружен в VI веке до н. э., а затем к нему добавили еще пять форумов - Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна, построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм-базилика.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум - форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон - храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.

После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитый Колизей или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.

Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделало виллу исключительно популярной сегодня - в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.

В повседневной жизни Империи в моду входят термы-общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. Наиболее выдающиеся поэты - Вергилий, Гораций и Овидий - оказались связанными опять же со временем правления императора Августа.

Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен "Буколики" и дидактическую поэму "Георгики", в которой даются советы земледельцам и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма "Энеида", перекликающаяся с гомеровским эпосом. Она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.

Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат "Наука поэзии" стал теоретической основой классицизма.

Овидий добился большого успеха прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой "Метаморфозы", повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма "Фасты" рассказывает о римских религиозных праздниках.

Веселая и ироничная поэма Овидия "Наука любви", содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написал "Скорбные элегии", в которых горько сетовал на свое одиночество, надеялся на прощение - но так и не был прощен.

В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжало развиваться. Однако в духовном плане уже в I веке н. э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени "Римская идея", как власть над всем миром, была реализована. Достигнув ее, Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея "вечного Рыма", которая ориентировала лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае, судьба Рима убеждает в этом.

Начиная с I века н. э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ"был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I веке н. э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.

Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру  и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.

Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность- любовь к Богу- является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV веке н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. - после очередного поражения римлян от германский войск - последний император Ромул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейский ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.



biofile.ru

Культура Древнего Рима

Основные этапы развития культуры Древнего Рима

На территории Аппенинского полуострова, в период зарождения Рима находились народы: сикулов, лигуров, латинов, сабинов, этрусков и италийских греков. Греция, после взятия Трои, начинает массовую колонизацию, и как следствие распространение своего наследия, возникновение народа этрусов до настоящего момента так и не установлено. Если возникновение греческого и этрусского народов, так или иначе, связано с переселением, то остальные народы являлись автохонным населением.

Этруссы (туски) - римское название, самоназвание - расены, греки же называли этрусков тирренами (или тирсенами). Имеющие к тому времени достаточно развитую культуру, названную вилланова, датированную 1000-800гг. до н.э. и ранее - протовилланова, датированную 1200-1000гг. до н.э.. Она характеризуется: медными и бронзовыми изделиями военного обмундирования, статуэтками; многослойными зеркалами; керамикой, получившей название стиля буккеро; живописью с детальным изображением человека, используемой для росписи стен гробниц (портреты усопших), залов (драматические сцены), сосудов, урн. Отмечается, что период расцвета живописного искусства – расширение палитры цветов, привнесение новых декоративных элементов - происходит под действием греческой культуры (товарное заимствование) и относится к III в. до н.э.. Помимо предметов быта, этруссы к тому времени к тому времени имели города с достаточно развитой инфраструктурой, включающей в себя акведуки – открытый или закрытый каменный водопровод, канализационные и ливневые дренажи. Так как основа культуры была построена на религии, все предметы несли своим образом или росписью определенную смысловую нагрузку, даже сами города, с поквартальной расстройкой, главными улицами были ориентированы на стороны света.

Греция, после бесчисленных завоевательных действий, являлась очень богатым государством, и земли непосредственно в самой стране становятся финансово недоступными населению. Массовая колонизация предоставляет широкое поле экономической деятельности. Считается, что основой культуры Рима является греческая культура, но с задействованием технологий этрусов. Рим в первый период своего становления, так называемый «царский» период расстраивается до колоссальных размеров.

Царский Рим представлен правлением семи царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, их который, как считают ученые, только трое последних были историческими лицами. Само понятие царствования достаточно условно, так как основой организации города являлся общинный стой, царь был избираемым лицом.

Ромул определяет место под город, предоставляет права всех переселенцам(беглым рабам, изгнанникам), на равнее с теми кто находился с первым царем(по преданию, Ромул собирает армию для утверждения своего деда Нумитора на престол города Альба-Лонга и с этой армией и ищет место для основания нового постоянного местожительства). Устраивает праздник Консуалии в разгар которого уничтожает гостей, но захватывает женщин(в большинстве своем - сабинянок), для насильственной женитьбы. Позже, женщины примеряют сабинян и римлян, в начавшемся кровопролитном раздоре. Город Постепенно разрастается, к нему примыкают переселенцы из Этрусси, Ромул учреждает трибы – внутреннее деление народы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этрусски). Делит каждую трибу на 10 курий (возможно пообщинное деление), создает сенат, для управления городскими делами.

Нума Помпилий, сабинянин, был избран сенатом для улучшения отношений между римлянами и сабинянами. При нем отмечается достаточный культурный подъем. Утверждается жречество, то есть изначальная религия латинян (боги являлись духами, без определенных очертаний, не имеющие человеческого образа), обретает на ряду с этрусской структуру, образность. Создаются (так же возможно перенимаются) культы, обряды, служения Богам. Запрещаются человеческие жертвоприношения. Создаются ремесленные цехи, начинается производство своего товара. Вводится новый солнечно-лунный календарь с 10ю, а позже с 12ю месяцами и состоящего из 355 дней.

При правлении Тула Гостилия и Анка Марция, ведших в основном завоевательные действия в период своего царствования, отмечается расширение границ. При Марции был построен первый деревянный мост через Тибр.

Луций Тарквиний Прииск, по некоторым данным переселяется в Рим из Тарквинии, по другим, принадлежал трибе луцеров, после своего избрания на царство ведет успешную завоевательную деятельность. Значительным образом обустраивает Рим. При нем застраивается Форум, строятся храмы, в том числе закладывается строительство храма Юпитеру, здания Большого Цирка, канализации (существующей и поныне, называемой «Большой Клоакой»). Каменные, архитектурные работы несут на себе четкий отпечаток этрусской культуры.

Сервий Туллий проводит значительные политические реформы, а при Тарквинии Гордом, как успешном завоевателе, город продолжает расстраиваться и укрепляться. Бунт против Тарквиния, с последующим изгнанием царя и установлением республики.

Республиканский период характеризуется расцветом, переустройством одноэтажного Рима. За счет успешных захватнических войск, в город приходит греческая культура. Обустройство площадей, домов приобретает монументальный характер. Взятые за основу этрусские образы в архитектуре, как купольные здания, применение арок, сводов, колонн ассимилируют с греческими ордерами, создавая свои новые композитные стили, но как государству, присущему в основе своей военный порядок, предпочтение отдается строгому, сдержанному стилю. Отличительной особенностью скульпторского и живописного искусства становится портрет, как дань культу предков, весьма распространенного у римлян. Появляются здания для нужд управления: канцелярии, архивы, судебные помещения. Для обеспечения города водой строятся подземные водопроводы – акведуки. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную постройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции.

В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Этрусский язык постепенно вытесняется и вскоре забывается вообще. Появляется плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии, наполняя их подробностями из римского быта, фольклора, судебной практики. Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий. Во II--I вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

История империи начинается с 31 г. до н.э.. Конец I в. до н.э. - начало II в. - время ранней империи или принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература, искусство, философия. Продолжается украшение города, выстраиваются Колизей, заново отстраивается императорский дворец, расширяются улицы. В архитектуру привносится новый смысловой элемент – «Триумфальная Арка», устраиваемая в честь заслуг полководцев. Вместо кирпича для отделки начинает повсеместно использоваться мрамор. Во II в. в Риме появляются первые конные статуи.

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III ве-ка”. В экономическом отношении империя пришла в состояние полной разрухи. Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима. Храмы частью были превращены в христианские церкви, часть разрушены. В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем -от вандалов. В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи.

Римская литература. Наука. Ее прикладной характер

Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. В своей философии он выделяет три основополагающие субстанции: Единое – Ум – Душа. Единое, как символ бесконечного, всеобъемлющего и изначального. Ум – как первоотделившееся от изначального, продолжает быть в единении с Ним. Промежуточную ступень между первым и вторым составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, при помощи числа, приходит к различению, достигает качественно-смыслового различения, преображаясь в Ум. Душа – третья ипостась, следствие преображения Ума. Душа уже не осознает свою принадлежность Единому, но стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира. Существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов, низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов. Так же возникает сотериология - учение об очищении, спасении души. Впервые разработанная Плотином как основополагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до Него.

Глобальное расширение Римской империи, сопровождалось крушениями покоренных Римом древних государств, обеднениями масс различного происхождения. Это сопровождалось глубокими изменениями в сознании общества и угнетенных масс населения. В быстрых политических переменах судьба личности начинает терять ощущение незыблемости. Растут имущественные и социальные противоречия. Отвлечением, попыткой стабилизации проявляется в развитии специальных наук, как математика, астрономия, механика, медицина, филология, риторика, литературная критика, литературоведение. Возникают научные библиотеки и хранилища рукописей. Терпимость римских императоров к чужеземным, по большей части восточным, культам способствует их укоренению в Риме, взаимодействию между ними. Сама философия же становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической.

Возрождение учений Аристотеля, Платона, но связанное с жестким регламентом по отношению к открывающимся «старым» школам со стороны правительства, требует его нового переосмысления. Процесс перехода от учений Платона к Неоплатонизму ознаменовался как медиоплатонизм. Он восстановил понятия нематериального, разрушив связь с материализмом. Такая логика привела к переосмыслению учения. Альбин и его кружок, создали трактат "Тимей", в котором появились идеи структуры бестелесного мира. Если для предыдущих философов центральное положение занимала этика, выстроенная на основании: "Следуй природе (физису)", то теперь стал звучать новый призыв: "Следуй Богу", "Подражай Богу".

Платон, основывая Академию, «воспитывал» из учеников государственных деятелей, Аристотель готовил для научного поиска, как организаторов науки, Пиррон, Эпикур, Зенон пропагандировали покой души и стабильность духа. Школа Плотина, как основателя неоплатонизма, преследовала цели: подняться над земным измерением жизни, чтобы объединиться в божественном. Записи Плотина, собранные и систематизированные Порфирием, его учеником, в «Эннеады». В них отображаются ключевые моменты учения. Из философских работ Порфирия, наиболее известно «Введение в Категории Аристотеля», известное также под названием «О пяти звучаниях». Трактат излагает логическое учение о признаках понятия (род, вид, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный).

Искусство

Основные черты архитектуры Рима представлены в Этрусскими и Греческими чертами. От Этрусов пришла циркульная арка, и, как следствие от нее, коробовый, крестового свода, купол, неизвестных грекам, что дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и строить этаж над этажом. С греческой стороны были переняты ордера – обустройства колонн и перекрытий, созданные в трех стилях: дорический, ионический и коринфский. Но используя впоследствии тяжелые монументальные сооружения, предпочитают заменить колонны массивными стенами, выдерживающие большие нагрузки, обустраивая пилястры. Меняя вид и пропорции ордеров, переделывают под свой неповторимый, уже Римский, стиль.

Римская скульптура так же была привнесена как ремесло, а следом и как искусство этруссами. Особое внимание при ее изготовлении уделялось портрету, изображению непосредственно лица человека, которому предназначалось творение. Римляне очень ценили четкость в выполнении поставленных задач, как военное государство. При этом хорошо прослеживалась сохранение памяти о предках. И хоть люди искусства не особо ценились, считалось что они занимаются бесполезным для процветания государства ремеслом, все же на их работу был достаточный спрос. К началу новой эры, по нынешнему летоисчислению, скульптуры начали масштабно отливать и из бронзы. Вид скульптуры в форме бюста, как укоренившегося в этом искусстве пришел из Греции. Надо добавить, что процветание культа императора в Риме только стимулировало это ремесло, отточило и довело до совершенства государственными заказами.



biofile.ru

Экономическое и социальное развитие Древнего Рима

До IV в. до н. э. Рим был одним из многих италийских городов-государств; население города составляло 20-30 тысяч человек, а владения Рима простирались на день-другой пути.

Возвышение Рима связано с созданием римлянами новой тактики полевых сражений. В ходе военной реформы 320 года римлянам удалось создать совершенную военно-тактическую организацию-легион.

Победы легионов привели к завоеванию Италии и созданию обширного государства. С 334 по 287 год на завоевание земли было выведено 18 колоний - больше, чем за всю предыдущую историю. Пользуясь своим военным превосходством римляне вели грабительские войны по всему Средиземноморью, они приводили из походов десятки тысяч рабов, и временами рабы продавались по цене овцы или пары сандалий. По некоторым оценкам, рабов в Италии было больше, чем свободных.

Завоевание Италии на первое время решило аграрную проблему: плебеи получили наделы земли в новых колониях; зачастую плебей имел одного-двух рабов. Что касается патрициев, то они стали обладателями больших и средних поместий, обрабатываемых захваченными в походах рабами. Италия стала страной вилл. Обычное поместье («вилла») имело 100-200 югеров (25-50 га) земли и 10-20 рабов. Видный сенатор Катон написал книгу о ведении хозяйства в поместье. Из этой книги видно, что на вилле производилось почти все необходимое для хозяйства; только некоторые орудия труда хозяин покупал на рынке. Поля подвергались тщательной обработке, землю вспахивали до трех раз, урожайность пшеницы составляла 15 ц/га. Товарной продукцией поместья были вино и оливковое масло. Катон пишет, от поместья не стоит ждать богатства, для обогащения «лучше заняться торговлей, но она  опасна, или ростовщичеством, но оно не почтенно». 

Самые большие прибыли в Риме давало ростовщичество. Во II-I веках Рим завладел крупными провинциями вне Италии, а, между тем, римское государство не имело чиновничьего аппарата для проведения кадастров и сбора налогов.  Налоги в этих провинциях сдавались на откупа компаниям римских откупщиков-публиканов, которые вносили в казну положенную сумму авансом, а потом бесконтрольно обирали  население провинций – и бывало, что полностью разоряли города и округа. Откупщики брали в аренду у казны рудники, соляные варницы, сбор пошлин в таможнях. Откупные компании занимались банковскими операциями, любой человек мог дать деньги откупщикам и получать с них проценты. Капиталы откупных компаний делились на паи – нечто вроде акций, эти паи продавались и покупались. На римском форуме действовала биржа, там за столами сидели банкиры, продавали и покупали паи, обменивали монеты разных стран, давали ссуды.

Главным торговым центром в описываемую эпоху была Александрия, столица эллинистического Египта, город, перенявший славу Афин. Александрия была соединена каналом с Красным морем и корабли александрийских греков, используя муссоны, плавали в Индию и даже дальше - в Китай.  Александрийцы привозили из Китая шелк, из Индонезии и Индии – пряности, хлопчатые ткани, благовония, драгоценные камни и другие товары; затем все это перепродавалось в Рим

Во II веке население Италии значительно увеличилось (напомним, что при благоприятных условиях население может увеличиться за 25 лет вдвое, а за 50 лет – в 4 раза). Наделы, полученные плебеями, делились между наследниками  и становились недостаточными для пропитания. Бедняки были не в состоянии приобрести оружие, чтобы служить в легионах; они требовали в народном собрании землю, которая обеспечила бы их военную службу. Борьба плебеев и патрициев возобновилась с новой силой – только теперь крупные землевладельцы именовались нобилями, «знатью». В 133 году народный трибун Тиберий Гракх провел закон, предусматривавший передел “народного поля” в пользу бедняков - но попытка реформ закончилась неудачей и Гракх был убит.

Последующее столетие было наполнено ожесточенной войной между народом и знатью. В борьбу вступили италики, покоренное Римом население Италии; италики требовали земли и гражданских прав. В 91-82 годах  конфликт привел к кровопролитной гражданской войне, италики получили гражданские права, но не добились земли.  Безземельные голодали, уходили в города, просили подаяния, пытались заняться ремеслом. В Италии происходило то, что уже не раз происходило в странах Востока – рост населения привел к нехватке земли, голоду, восстаниям неимущих; напомним что мы называем такую фазу демографического цикла Сжатием. Борьба обострялась; постепенно в борьбу стали вовлекаться полководцы, которые требовали земли для своих солдат. Наместник Галлии Юлий Цезарь самовольно основывал колонии и наделял солдат землей. Когда сенат признал его действия незаконными, Цезарь двинул свои легионы на Рим и захватил власть. В Риме установилось монархическое правление.

Цезарь и его преемник Август подвергли знать жестоким репрессиям, отняли у нее большую часть земли и передали ее беднякам. Гражданская война привела к гибели большой части населения, переделу земли и установлению монархии. Это было закономерное окончание демографического цикла – в Риме произошло то, что много раз происходило на Востоке.

После установления империи начался второй демографический цикл. Население снова стало расти, крестьяне снова разорялись и бедняки умирали от голода. Перенаселение в первую очередь коснулось восточных областей Империи – здесь стало распространяться христианство, учение которое осуждало богатство и призывало богатых делиться с бедными. «Что же мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - спросил Иисуса один богач, и Иисус ответил: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим». Известный лидер германских социалистов XIX века, К. Каутский, называл Иисуса Христа «первым социалистом».

Во II н. э. стало ощущаться перенаселение даже в недавно освоенных провинциях, в Галлии и Испании чувствовалась нехватка земли, безземельные бедняки были готовы работать за кусок хлеба. К этому времени войны прекратились, рабы подорожали и оказалось, что труд свободных батраков  дешевле труда рабов. Рабам стали позволять выкупаться на волю, их становилось все меньше, и постепенно рабство потеряло значение. Крупные землевладельцы теперь сдавали землю арендаторам-колонам. В III веке Сжатие привело к голоду и восстаниям, по всему Средиземноморью свирепствовала чума; затем в ослабленную смутами Империю вторглись варвары – произошла новая катастрофа, которую историки называют «кризисом III века». После катастрофы начался третий демографический цикл, который был закончился новой катастрофой в V веке. На этот раз Империя не смогла сдержать нашествия варварского нашествия, большая часть Европы была занята варварами, Западная Римская империя прекратила существование.



biofile.ru


Смотрите также