Занятие древнего египта. Занятие 3 Культура Древнего Египта Великие пирамиды
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории "Жители древнего Египта". Занятие древнего египта


Занятие 3 Культура Древнего Египта Великие пирамиды

Занятие 3 Культура Древнего Египта Занятие 3 Культура Древнего Египта

Великие пирамиды Архитектура Гробницы Древнейшие захоронения Долина Царей Мастабы Великие пирамиды Архитектура Гробницы Древнейшие захоронения Долина Царей Мастабы

Храмы Абу-Симбел. Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289 -1224

Храмы Абу-Симбел. Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289 -1224 гг. до н. э). Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая имеет высоту 20 метров, фасад храма более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками. Храм бога Амона-Ра в Карнаке.

Сфинкс Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались Сфинкс Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам. Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс охраняя гробницы. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе царском платке.

Бронзовые тарелки Музыка и танцы Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших Бронзовые тарелки Музыка и танцы Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов. Нам известно несколько видов древнеегипетских музыкальных инструментов, которые могли бы даже составить небольшой оркестр. Арфа Флейта

АРФА Арфы сильно различались по размеру: среди них встречались и совсем маленькие, и инструменты АРФА Арфы сильно различались по размеру: среди них встречались и совсем маленькие, и инструменты высотой с человека. Количество струн тоже было разным: от 4 до 20 и более. Сцена пира в одной из гробниц. XV в. до н. э. На стенах египетских гробниц можно найти изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество. Музыкантши. XV в. до н. э. ФЛЕЙТА Флейта или свирель один из древнейших музыкальных инструментов. Обычно она была сделана из тростника или дерева. БРОНЗОВЫЕ ТАРЕЛКИ Бронзовые тарелки подчеркивали ритм музыки резким металлическим звуком Девушка, играющая на двойной флейте. Роспись из Фив.

Из песни, прославляющей Литература История Древнего Египта подарила нам многочисленные литературные памятники различных жанров: Из песни, прославляющей Литература История Древнего Египта подарила нам многочисленные литературные памятники различных жанров: поучения и сказки, народные песни и религиозные гимны. Нил Военная песня Книга Мертвых Воины. Роспись гробницы Джануни в Фивах. Песня носильщиков зерна Гимн Атону

КНИГА МЕРТВЫХ ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ «Книга мертвых» - это сборник погребальных текстов необходимых, по мнению КНИГА МЕРТВЫХ ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ «Книга мертвых» - это сборник погребальных текстов необходимых, по мнению древних египтян, человеку для благополучного путешествия по царству мертвых. В эти погребальные тексты входят молитвы, заклинания, магические формулы и многое другое. Особый интерес представляет 125 глава, так называемая «Исповедь отрицания» , в которой покойный перечисляет разные грехи, повторяя, что он их не совершал. «Книга мертвых» богато иллюстрирована сценами суда Осириса и картинами потустороннего мира. Я не совершал несправедливостей против людей. Я не притеснял ближних. Я не грабил бедных. Я не делал того, что неугодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. ……………………. . .

ВОЕННАЯ ПЕСНЯ Рассказ военачальника о походе египетского войска Войско вернулось благополучно, Разорив соседнюю страну, ВОЕННАЯ ПЕСНЯ Рассказ военачальника о походе египетского войска Войско вернулось благополучно, Разорив соседнюю страну, Вырубив ее сады и виноградники, Зажегши огонь во всех ее селениях, Перебив в ней много десятков тысяч людей, Захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно. ПЕСНЯ НОСИЛЬЩИКОВ ЗЕРНА Должны мы день целый Таскать белую пшеницу. Полны ведь уже амбары, Кучи зерна текут выше краев. Полны корабли, И зерно ползет наружу. А нас все заставляют таскать. Воистину из меди наши сердца. ИЗ ПЕСНИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЙ НИЛ Слава тебе, Нил, Идущий, чтоб Египет оживить. Если медлит он, жизнь кончена, Если гневен он, гроза по всей стране, Великий и малый беднеют. А восходит он – и ликует земля И все живое от радости. Приносящий хлебе, обильный пищей. Творящий все прекрасное, Ликуют тебе юноши и дети твои И приветствуют тебя, как царя.

3 т. до н. э. Статуэтка писца Каи. При раскопках статуя писца Каи вызвала 3 т. до н. э. Статуэтка писца Каи. При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом. Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу. Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г. до н. э

Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 13 в. до. н. э Росписи имели Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 13 в. до. н. э Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Танцовщица. 12 в. до н. э. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились правилами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках остраконах.

В гробницах, храмах, при раскопках древних сооружений найдено множество прекрасных произведений искусства. Художники и В гробницах, храмах, при раскопках древних сооружений найдено множество прекрасных произведений искусства. Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим правилам. Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 14 в. до н. э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты. Статуя фараона Аменемхета III. 15 в. до н. э Гусь. Фрагмент росписи. Первая половина 3 -го тыс. до н. э. Один из наиболее натуралистических примеров древнеегипетской живописи. Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма. Сверкающие краски остались свежими до сих пор.

Египетские обозначения цифр Математика Математический папирус Ринд Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Египетские обозначения цифр Математика Математический папирус Ринд Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр. Знали четыре действия арифметики.

О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса, дающего ответы на 25 задач. Лондонский математический папирус Ринд Московский математический папирус

Медицина По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно Медицина По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации тел умерших, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человека. Процесс изготовления лекарств Медицинский папирус Смита Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной 20, 5 метров) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 метров).

Астрономия Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и Астрономия Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали ( «бык» , «скорпион» , «гиппопотам» , «крокодил» и др. ) Схема для наблюдения за звездами Представление египтян о мироздании было самым фантастическим. В различных областях Египта вселенную представляли по-разному. Одни видели в ней гигантскую корову, живот которой образует небосвод, Для других небо было гигантской фигурой женщины, усеянной звездами Зодиакальный диск

present5.com

Урок "Царство Древнего Египта"

Модуль 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Главными целями изучения данного модуля являются:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития.

Научить определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру.

Тема 2. Цивилизация Древнего Египта.

Урок 11. Царство Древнего Египта.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять

признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.

Линия 4. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона.

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.

План урока:

I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?

II. Поиск решения проблемы:

1. Природные условия Египта.

Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

2. «Дом великий».

Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:

В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.

В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.

В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.

В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Входная диагностика.

Вчера я получила письмо от Антошки. В нем буквы. Помогите мне расшифровать слово. 1

Ребята, что вы слышали, знаете о Египте, может кто-то ездил с родителями? 1. 2.

-Хорошо, а что Антошка думает о Египте?

Класс в течение минуты составляет слово.

ЕГИПЕТ.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

Личностные УУД

1. Высказывать свои мысли.

2. Осознавать себя гражданином России.

II. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы.

Давайте прочтем диалог Антошки с археологом на с. 52.

– Как же появился Египет?

По мнению археолога:

По мнению источниковеда: 3

Фиксирует на доске:

Египет появился благодаря богу

Осирису. 3

Фиксирует на доске:

«Египет – дар Нила».

– Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.

– Какой у вас возникает вопрос? 1

Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:

Почему Египет считается даром

Нила?

Запишите в тетрадь тему урока, проблемный вопрос.

Работа с учебником.

Предполагаемый ответ учеников:

– Всему, что необходимо для жизни,

египтян научил бог Осирис.

– Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

Запись в тетрадях.

Познавательные УУД

1. Выделять причины и следствия.

2. Находить в разных источниках достоверную информацию.

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Определять цель.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

III. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы? 2

Фиксирует на доске:

Нил давал всё необходимое для

жизни.

– Нил давал всё необходимое для жизни (вода, плодородный ил, животные, растительность).

2. Выдвигать версии.

3. Оценивать степень и способ достижения цели.

IV.Актуализация знаний.

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

– Используя словарь, объясните значение слова государство, цивилизация, как ступень развития общества (первое значение). 4

– С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации. Я называю признаки первобытного общества, а вы признаки цивилизации. 3

Хозяйство-

Первобытное общество-стоянки или селения,

Цивилизация-

Власть-

Первобытное общество-народные собрания, старейшины и вожди,

Цивилизация-

Деление-

Первобытное общество-родовые общины, равенство;

Цивилизация-

Культура-

Первобытное общество - знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний;

Цивилизация-

– Вспомните, что такое орошаемое земледелие? 1

Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43 (последнее предложение).3

И так, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общества.

Работают со словарём.

Работают во фронтальном диалоге.

Примерные ответы:

-возникновение городов;

-создание государства, цари;

-разделение на общественные слои;

-изобретение письменности

– орошаемое земледелие – это способ обработки земли с помощью оросительных сооружений, например, каналы, дамбы, бассейны, плотины. Всё то, что помогает сохранять и подавать воду на поля. Это позволяло собирать высокие урожаи.

Познавательные УУД

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

V.Планиро-вание дея тельности.

– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3

Надо узнать, что давал Нил египтянам, как изменилась их жизнь.

– Надо узнать, что давал Нил египтянам.

Регулятивные УУД

3. Планировать деятельность.

VI. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

И так, отправляемся в Египет.

За каждый правильный ответ я буду давать амулет, ведь амулеты есть в каждом доме египтян. По количеству амулетов, оценю вашу работу на уроке.

Задание для всех: Каковы природные условия Египта, страны «черной земли»?

– Рассмотрите карту (слайд, с. 51 учебника). Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена? 3

Вопрос 1. Природные условия.

Запишите в тетрадях

Внимание, задание следующее:

– Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них

«+» «–»

1,2,3 колонки учеников: называют благоприятные условия;

4,5,6 колонки учеников: называют неблагоприятные условия.

В процессе ответа учеников учитель фиксирует ключевые слова на слайде.

-разлив Нила, плодородный ил;

-жара, выжженная пустыня, заболачивание.

Сделайте вывод, какую же роль Играл Нил в условиях жары?

Река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей. Египтяне приспособились к таким природным условиям. Наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

Физкультминутка.

А теперь представьте. Мы долго путешествовали по Египту. Очень жарко, мы устали. На пустыню опускается ночь. (опустите голову на парту, закройте глаза).

Тихо и неслышно движение воздуха. Темнота сливается с песком, словно песок – это отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит Древний Египет. (пауза)

О, солнце,

Когда ты восходишь на востоке,

От лучей твоих оживают растения на полях,

Птицы взлетают из гнезд,

Сияние твое проникает в глубины вод,

И на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе.

(просыпайтесь, вставайте, поднимайте голову и руки вверх)

И принимаются за работу.

(При наличии времени. Но сначала завтрак. Ребята, что вы кушаете на завтрак?

А вот, что ели египтяне. (На столе заранее приготовленное блюдо).

Из зерна женщины готовят лепешки, одна-две луковицы, а иногда сладкие плоды: инжир, финики, виноград. И только по праздникам египтяне едят мясо и пьют вино.

-Как вам такой завтрак?

Но египтянам хватает, они поели и принимаются за работу.

И мы продолжим нашу работу).

Примерные ответы:

– Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

– Вдоль всего Египта протекает река

Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

Дети в течение 3 минут самостоятельно читают текст на

с. 52–53.

Проверка выполнения задания.

«+» разлив Нила приносит частички почвы, остатки растений, на берегах черный плодородный ил.

«-» во время засухи высокие участки выжигает солнце, а низкие заболачиваются.

Записывают ключевые слова в два столбика.

- наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

Беседа.

Познавательные УУД

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Предметные:

1. Работать с исторической картой.

2. Составлять таблицу.

3. Работать с текстом.

Иногда мы общаемся друг с другом с помощью жестов. Например, что означает

-большой палец, поднятый вверх;

-помахивание рукой;

-что означали в Египте поднятые руки, то, что мы только что делали;

-что значит поднятая рука на уроке?

Мне бы очень хотелось, чтобы вы еще чаще использовали этот жест в оставшиеся минуты нашего урока.

Попробуем?!

В письме Антошки были еще 2 конверта с буквами.

Учитель в разнобой развешивает буквы (заранее, на другой стороне доски) Н О А Ф Р А, В Ж Ь О М А Е Л

-Кого в Египте называли фараоном? (С. 56, 1 абзац).

-Как еще называли правителя Египта (кроме фараона)?

Вопрос 2. «Дом великий».

Запись на доске.

К концу IV тысячелетия до нашей эры по берегам Нила сложилось 40 общин-номов, их цари воевали, пока не объединились в 2 царства.

-Какие? С. 55 пункт «Дом великий».

Нижний Египет, Верхний Египет-на доске.

-Внимательно рассмотрите картинки, ответьте

*какого цвета корона у царя Нижнего Египта?

* какого цвета корона у царя Верхнего Египта?

Царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет. Страна объединилась.

-Когда это произошло?

Около 3 000 года до н. э. – на доске.

Да, правитель всего Египта стал носить двойную корону, вставив белую в красную. Во время торжественного приема восседал на троне, держа в руках жезл и плеть.

-Как вы думаете, то это значит?

Это значит властвовать и наказывать своих подданных. К правителю Египта подходили, подняв руки вверх, падали вниз лицом, ждали, когда он разрешит встать и говорить.

-Посмотрите на схему (Слайд, с. 56 учебника), кем же был фараон для Египтян?

Управлять страной фараону помогали вельможи.

-А кто же такие вельможи? Какие должности-звания они занимали?

И так в Египте сложилось государство. В начале урока мы уже давали определение. Вспомним еще раз. (слайд)

Слайд

– Рассмотрите внимательно схемы, сравните власть фараона и вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили? 2 4

Эта схема свидетельствует о том, что в Египте сложилось государство.

- Какие факты доказывают, что у египтян сложилось государство? 2 3

Посмотрите на слайд

Признаки государства:

1.Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории.

2. Аппарат управления (правители-чиновники).

3. Система законов (право).

4. Армия для защиты границ.

5. Сбор налогов с населения.

Государство с таким устройством называют – д е с п о т и е й.

– Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия. 1

И так, жители Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации.

-Как же помог Нил? (с. 56 2 абзац). 5

Оросительная система дала изобилие урожая. Что позволило освободить часть людей от работы на земле. Они становились правителями, знатными помощниками и воинами-охранниками правителей.

Беседа.

Примерные ответы:

-хорошо;

-приветствие;

-хвала, восхваление;

-желание ответить.

-ФАРАОН, ВЕЛЬМОЖА

-правителя Египта;

-пер-о, «дом великий».

Запись в тетрадь.

- Нижний Египет, Верхний Египет.

-красная;

-белая.

Запись в тетрадь.

- Около 3 000 года до н. э.

-власть, наказание.

-царь и бог.

- бывшие цари номов, казначей царя, начальник строительства каналов и т. д.

Вождь

фараон

правил на основе обычаев

издавал законы

Совет родовых старейшин-избирался

Вельможи-назначались

Ополчение-избиралось, вождь руководил им

Фараон руководил армией, но на должность воина назначал сам

-аппарат управления, система законов, армия для защиты, сбор налогов.

-любой приказ фараона считался волей богов.

-каналы объединены в единую оросительную систему, все чаще удавалось собирать больше урожая. Черная земля стала собственностью фараона.

Предметные:

1. Работать со схемой.

2. Работать с текстом.

Познавательные УУД

2. Находить в разных источниках достоверную информацию.

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

Предметные:

1.Сравнивать, делать выводы.

2.Работать с терминами и понятиями.

Регулятивные УУД

1. Определять цель.

2. Выдвигать версии.

VII. Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 5

– Чьи версии подтвердились? 2

Примерный вывод по проблеме:

– Египет считают даром Нила, так

как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить

оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый

народ и создать своё государство.

– Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

Познавательные УУД

5. Делать выводы.

Регулятивные УУД

2. Выдвигать версии.

VIII. Оценивание.

Подсчитать амулеты, поставить оценки.

Рефлексия

Кому сегодня понравился урок? Для ответа используйте жест египтян.

IX. Домашнее задание.

– Дома прочитайте §8.

– Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Записывают домашнее задание.

infourok.ru

Урок истории "Жители древнего Египта"

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.

2.Продолжиь формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

3.Прививать любовь к предмету.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет, Передняя Азия», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, индивидуальные карточки, документы.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила».

1) Тест по теме «Государство на берегах Нила» (3 человека).

1.Древний Египет находился:

А) в долине реки Нил

Б) на берегу моря

В) в пустыне

2.Объединение Египта произошло:

А) около 3000 г. до н. э.

Б) около 3000 лет назад

В) около 5000 г. до н. э.

Г) около 5000 лет назад

3.Борьбу за объединения Египта вели:

А) Восточный Египет и Западный Египет

Б) Южный Египет и Северный Египет

В) Южный Египет и Западный Египет

4.Первой столицей Египта ста город:

А) Ахетатон

Б) Фивы

В) Мемфис

5.В Древнем Египте вели счет:

А) по началу правления нового фараона

Б) по разливам Нила

В) по окончанию сельскохозяйственных работ

Г) по звездам

6.Главным занятием жителей Древнего Египта было:

А) земледелие

Б) охота

В) скотоводство

Г) рыболовство

7.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:

А) жаркий климат

Б) разливы Нила

В) близость к морю

8.Укажите, как назывался повелитель всего Египта:

А) фараон

Б) царь

В) правитель

2) Индивидуальная работа по карточке (1 человек)

Задание.

- Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

«Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

- Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

3) Фронтальная беседа по вопросам.

- Где находится Египет? (показать на карте)

- Каким морем омывается северная часть страны?

- Какой рельеф имеет страна? (песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

- Какая река протекает по территории Египта? Где она берет свое начало и куда впадает?

- Что такое дельта реки?

- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

- Какие занятия существовали у жителей Египта? (египтяне умели строить каналы. Занимались орошением, а значит занимались земледелием, скотоводством)

- Какой город был первой столицей Египта?

- Когда в Египте образовалась единое государство? Как это произошло?

III. Изучение новой темы.

План.

1) Жители Египта.

2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

3) Сбор налогов.

1.Тема урока (Слайд 1.)

2.План урока (Слайд 2)

3.Задача на урок (Слайд 3)

5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Прочитайте , с.36. схема

- Ответьте на вопрос «На какие группы делилось население Древнего Египта?» Слайд 4.

- фараоны

- вельможи

- писцы

- земледельцы

- ремесленники

6.Слайд 5.

- Как в Древнем Египте проходили земледельческие работы?

7.Слайд 6.

- Как жили простые египтяне? Стр 41-43

8.Слайд 7.

- Какие занятия были распространены в Древнем Египте?

9. Работа с исторически документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Учитель: Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы:

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

Для 2-й группы:

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»

Для 3-й группы:

«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»

10.Беседа по вопросу к документу.

Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта.

11. Слайд 8.

- Как вы думаете, люди каких профессий работали над изготовлением этих предметов?

12.Работа над новым понятием.

Налоги – Это продукты труда, которые крестьяне отдавали в казну фараону.

13.Слайд 9.

Сбор налогов.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?

- Что обозначает понятие «налоги»?

- Кто платил налоги?

- Как называли сборщиков налогов?

  1. Итоги урока.

Для 1-й группы:

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

Для 2-й группы:

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»

Для 3-й группы:

«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Праченник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»

Тест по теме «Государство на берегах Нила»

1.Древний Египет находился:

А) в долине реки Нил

Б) на берегу моря

В) в пустыне

2.Объединение Египта произошло:

А) около 3000 г. до н. э.

Б) около 3000 лет назад

В) около 5000 г. до н. э.

Г) около 5000 лет назад

3.Борьбу за объединения Египта вели:

А) Восточный Египет и Западный Египет

Б) Южный Египет и Северный Египет

В) Южный Египет и Западный Египет

4.Первой столицей Египта ста город:

А) Ахетатон

Б) Фивы

В) Мемфис

5.В Древнем Египте вели счет:

А) по началу правления нового фараона

Б) по разливам Нила

В) по окончанию сельскохозяйственных работ

Г) по звездам

6.Главным занятием жителей Древнего Египта было:

А) земледелие

Б) охота

В) скотоводство

Г) рыболовство

7.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:

А) жаркий климат

Б) разливы Нила

В) близость к морю

8.Укажите, как назывался повелитель всего Египта:

А) фараон

Б) царь

В) правитель

Д/З Пп 7, 8 (сам-но), р/т №26

есты "Физическая география Иркутской области"

Безденежных Ирина Константиновна, учитель географии

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии

Вариант 1

1. Иркутская область не граничит на юге и юго-востоке с:

а) республикой Бурятия

б) Красноярским краем

в) Читинской областью

2. Первые исследования этого известного русского академика, геолога и географа были связаны со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали

а) Е.П. Хабаров

б) А.Л. Чекановский

в) В.А. Обручев

3. Протяжённость сухопутной границы области 7240 км., протяжённость водной границы составляет (км):

а) 300

б) 520

в) 420

4. Выберите правильные ответы.

На территории Иркутской области могут разместиться одновременно:

а) Италия,

б) Великобритания,

в) Китай,

в) Франция,

г) Дания,

д) Португалия,

е) Голландия

5 Иркутская область по площади занимает место:

а) 6,

б) 5,

в) 7,

г) 3

6. Разница во времени между Москвой и Иркутской областью составляет час:

а) 4,

б) 5,

в) 7

7. Дополните:

Административный центр области - город …

8. Распределите последовательно субъекты России, которые граничат с Иркутской областью с севера на восток, юг, запад:

а) республика Бурятия

б) республика Саха,

в) республика Тыва

г) Красноярский край,

д) Читинская область

Вариант 2

1. Иркутская область граничит на западе и северо-западе с:

а) республикой Бурятия

б) Красноярским краем

в) Читинской областью

2. Область расположена на:

а) юге Восточной Сибири

б) на севере Восточной Сибири

в) западе Восточной Сибири

3. Площадь области составляет от территории России в %:

а) 4,5

б) 5,6

в) 3,5

4. Область находится в часовом поясе:

а) 5

б) 8

в) 7

5. Дополните.

Расстояние от Иркутска до Балтийского моря – 4500 км, до Тихого океана – 2500 км, до Cеверного Ледовитого океана - … км.

6. Распределите последовательно субъекты России, которые граничат с Иркутской областью с севера на запад, юг, восток:

а) республика Бурятия

б) республика Саха,

в) республика Тыва

г) Красноярский край,

д) Читинская область

7. Он по праву считается первым солеваром, мукомолом, земледельцем в Иркутской области. Положил начало русскому освоению территории Приангарья:

а) Е.П. Хабаров

б) А.Л. Чекановский

в) В.А. Обручев

8. Братский острог в устье реки Оки поставил М Перфильев в году:

а) 1630

б) 1624

в) 1631

Рельеф, полезные ископаемые.

Вариант 1

1. Выход древнего фундамента на поверхность земной коры:

а) плита

б) щит

2. Максимальная высота области 2999м – это:

а) г. Трехголовый Голец

б) г. Хан-Ула

в) г .Безымянный в хребте Кодар

3. Установите соответствие полезных ископаемых1. рудные а) глина, мрамор, гипс

2. строительные материалы б) слюда, тальк, калийные соли

3. топливно-энергетические в) железные, медные, титановые

г) каменный угол, торф, нефть, газ

4. Территория области в целом наклонена на:

а) север и северо-запад

б) север и северо-восток

в) юг и юго- восток

5. Горное обрамление Сибирской платформы сложено породами возраста:

а) архейского

б) протерозойского

в) и того и другого

6. Устойчивые участки земной коры:

а) платформы

б) геосинклинальные области

7. На территории Иркутской области ведется добыча золота в районе:

а) Мамско-Чуйском

б) Бодайбинском

в) Тунгусском

8. На территории области преобладают высоты (м):

а) от 400 до 500

б) от 600 до 700

в) от 500 до 600

9. Назовите угольные бассейны области:

а) Восточно-Саянский

б) Иркутский

в) Тунгусский

г) Уигинский

д) Канско-Ачинский

Вариант 2

1. Подвижные участки земной коры:

а) платформы

б) геосинклинальные области

2. Минимальная высота области - село Кондратьево в долине реки Чуна составляет (м):

а) 158 м

б) – 28

в) 120

3. Установите соответствие полезных ископаемых:1. рудные а) глина, гипс, известняк

2. строительные материалы б) слюда, тальк, калийные соли

3. топливно-энергетические в) бурый уголь, торф, нефть, газ

г) марганцевые, медные, золото

4. Иркутская область занимает:

а) южную часть Сибирской платформы

б) южную часть Западно-Сибирской плиты

в) восточную часть Сибирской платформы

5. Горы занимают часть площади области почти:

а) 1/5

б) 1/ 3

в) 2/3

6. На территории Иркутской области .ведется добыча слюды в районе:

а) Мамско-Чуйском

б) Бодайбинском

в) Тунгусском

7. Наиболее пригодны для земледелия, городского и промышленного строительства территории, лежащие на высоте:

а) от 400 до 500

б) от 600 до 700

в) от 500 до 600

8. На территории области наблюдаются землетрясения:

а) нет

б) да

9. Назовите нефтегазоносные области:

а) Ангарская

б)Непско-Батуокинская

в) Братско-Жигаловская

г) Ленская

Климат, воды области

Вариант 1

1. Климат Иркутской области:

а) континентальный

б) резко континентальный

в) умеренно континентальный

2. Самый холодный месяц:

а) декабрь

б) январь

в) февраль

3. Максимум осадков приходится на :

а) июль-август

б) февраль-март

в) ноябрь-декабрь

4. Самый короткий сезон года в области:

а) зима

б) лето

в) весна

г) осень

5. Озеро Байкал расположено:

а) в кратере вулкана

б) в глубокой тектонической впадине

в) в предгорной котловине

6. Самый крупный приток Лены:

а) Киренга

б) Витим

в) Нижняя Тунгуска

7. В Иркутской области известно минеральных источников и скважин:

а) 200

б) 230

в) 10

8. Линии, соединяющие на карте точки с одинаковым давлением:

а) изобары

б) изотермы

в) изогипсы

Вариант 2

1. Из атмосферных процессов на формирование климата оказывают влияние:

а) Азиатский антициклон

б) западный перенос воздушных масс

в) и то и другое

2. Самый тёплый месяц:

а) июнь

б) июль

в) август

3. Осадки на территории области распределяются:

а) равномерно

б) неравномерно

4. Наименьшее количество осадков приходится на:

а) июль-август

б) февраль-март

в) ноябрь-декабрь

5. Водное зеркало Байкала находится:

а) на высоте уровня моря

б) более 450 м. над уровнем моря

в) более 1000 м.над уровнем моря

6. Главная водная артерия области:

а) Иркут

б) Лена

в) Ангара

7. Крупнейшее водохранилище области:

а) Иркутское

б) Усть-Илимское

в) Братское

8. Прибор для измерения атмосферного давления:

а) термометр

б) анемометр

в) барометр

Итоговая контрольная работа

1. Площадь Иркутской области (тыс. км.2):

а) 768

6) 551

в) 245

2. Иркутская область расположена на:

а) западе Восточной Сибири

б) юге Западной Сибири

в) юге Восточной Сибири

3. Иркутская область расположена в часовой поясе:

а) 5

6) 9

в) 7.

4. На юго-западе область граничит с:

а) Читинской область

6) республикой Саха

в) Красноярский краем

г) республикой Тыва

5. Положил начало открытию русскими Восточной Сибири, доказал что Верхняя Тунгуска и Ангара

– одна и та же река :

а) В. А. Обручев

б) П.Д. Пянда

в) В. Бугор

6. Иркутская обл.занимает:

а) южную часть Сибирской платформы

б) южную часть Западно-Сибирской плиты

в) восточную часть Сибирской платформы

7. Горное обрамление Сибирской платформы сложено породами:

а) архейского возраста

б) протерозойского возраста

в) и того и другого

8. Сибирская платформа по возрасту:

а) древняя

б) молодая

9. Максимальная высота области г. Безымянной в хребте Кодар в м.:

а) 2875

б) 2371

в) 2999

10. Климат Иркутской области:

а) континентальный

б) резко континентальный

в) умеренно континентальный

11. Поздней осенью и в начале зимы на Байкале дуют западные ветры, которые называются:

а) сарма

б) шелонник

в) баргузин

12 .Главная водная артерия области:

а) Лена

б) Енисей

в) Ангара

13. Покажите в какой последовательности происходит уменьшение мощности гумусового горизонта у следующих почв:

а) серые лесные

б) тундро-глеевые

в) дерново-подзолистые

14. Озеро Байкал расположено:

а) в кратере вулкана

б) в глубокой тектонической впадине

в) в предгорной котловине

15. Закончите предложение.

Живородящая рыбка, тело которой содержит до 30 % жира водится только в Байкале - …

16. Самый крупный хищник тайги:

а) волк

б) росомаха

в) бурый медведь

17. Назовите животное, из рогов которого приготовляют лекарство пантокрин:

а) косуля

б) марал

в) дикий северный олень

18. Средняя плотность населения области составляет (чел/км2).

а) 7,8

б) 1

в) 3,6

19. Большая часть населения обл. сосредоточена на:

а) севере

б) юге

в) востоке

20. Большую площадь области занимают природно-территориальные комплексы:

а) горные

б) степные и лесостепные

в) таежные

21. Определить соответствия Дата Остроги

1) 1631 а) Иркусткий

2) 1661 б) Балаганский

3) 1654 в) Удинский

г) Усть- Кутский, Киренский, Братский

22 Болота области занимают % территории:

а) 25

б) 10

в) 4

23. На территории Иркутской обл.асти ведется добыча золота в районе:

а) Мамско-Чуйском

б) Бодайбинском

в) Тунгусском

Ответы к тестамТема Географическое

положение Рельеф, полезные

ископаемые Климат, воды

области Итоговая контрольная работа

Вариант

№ 1 2 1 2 1 2 1

1 б б б б б в а

2 в а в а б б в

3 б а 1-в, 2-а, 3-г 1-г, 2-а, 3-в а в в

4 а,б, г, д, е в а а в б г

5 а 3000 в б б б б

6 б г, в, а, д, б а а б в а

7 Иркутск а б а б в в

8 б, д, а, в, г в в б в а

9 б, в, д б,в в

10 б

11 а

12 в

13 а,в,б

14 б

15 голомянка

16 в

17 б

18 в

19 б

20 в

21 1-г,2-а, 3-б

22 а

23 б

Список литературы

1. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособи для учащихся старших классов. –Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания. 2000.

2. Галазий Г.И. Атлас Байкала. Главное управление геодезии и картографии присовете министров СССР. Иркутск- Москва 1969

3. Рабецкая З.И. Исторический атлас. Иркутская область. М.: Издательство ДИК, 2000.

infourok.ru


Смотрите также