Законы древнего мира. Око за око, зуб за зуб – законы Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Законы и реформы Древнего Мира (стр. 3 из 3). Законы древнего мира


Око за око, зуб за зуб - законы Древнего мира - Основа цивилизации - Из глубины веков - Детям

В любом обществе люди не могут жить вместе без соблюдения правил общежития. Даже в стаде или стае животных существуют свои правила, основанные не только на праве силы. Так, сильные быки, рискуя жизнью, будут защищать коров и телят от стаи волков, а тот же волк не рискнет просто так охотиться на территории, принадлежащей другой стае. Добывшие зебру львицы сначала дадут насытиться главе семьи, их повелителю – гривастому льву, а уж потом сами будут утолять голод остатками его трапезы.

В человеческом обществе, устроенном несравненно более сложно, чем стая или стадо животных, правила поведения, отражающие взаимоотношения между людьми, становятся законами. По этим законам строится жизнь, распределяются материальные блага, закрепляется собственность за различными членами общества. Законы предусматривают права каждого члена общества и его ответственность за нарушение этих законов – преступления. Иначе хаос разрушит все, и люди погибнут.

Первые законы существовали, конечно, еще в позднем первобытном обществе. Они передавались из поколения в поколение в виде обычаев, преданий и обрядов, но современное человечество смогло узнать о ранних законах только после появления письменности.

Рожденное за стенами

Первые цивилизации человечества зародились на Древнем Востоке — в Египте и Междуречье, позже – в долинах Инда и Хуанхэ, и всюду первым очагом, из которого развивались царства и даже империи, становился город с прилегающими к нему земледельческими районами. Город-государство – основа древней цивилизации. Первые города человечества, несмотря на значительную удаленность друг от друга и независимое…

Знать, граждане, рабы

Первыми властителями городов-государств становились предводители воинов или главные жрецы. Власть такого владыки опиралась на оружие и религию. Конечно, чем больше и сложнее хозяйство – тем сложнее им управлять. Это только в племени первобытного общества достаточно одного вождя, одного колдуна или шамана. В городе-государстве обязательно возникает расслоение людей по сферам их занятий. Теперь это уже не…

Правители и судьи в Ассирии

Любое древнее государство в своем развитии проходило одни и те же этапы. Изначально во главе первых городов-государств стоял один властитель — монарх. Правда, власть его, особенно на ранних этапах развития древних цивилизаций, не всегда была полной и безоговорочной. Так, первые ассирийские властители долгое время не именовали себя царями. Власть их, в отличие от египетских фараонов,…

В Древней Греции – демократическая республика

По образу и подобию городов-государств Древнего Востока строились позже полисы Древней Греции, Этрурии, Рима – они являлись теми зернами, из которых развились ростки новых, более поздних цивилизаций древнего мира. Древнегреческих полисов известно в истории более двух тысяч. Планировкой они похожи как друг на друга, так и на города-государства Древнего Востока – те же высокие крепкие…

Сенаторы, преторы и другие

Сложнее, чем демократия Древней Греции, и в чем-то совершеннее было устроено правление Римской республики. Рим, возникший как город-государство около 753 г. до н. э. и прошедший эпоху правления царей, в 510 г. до н. э., изгнав Тарквиния Гордого, тоже стал республикой. С тех пор и до середины I в. до н. э., когда власть в…

Законы царя Хаммурапи

Самым древним сводом законов, дошедшим до нас законодательством древнего рабовладельческого общества, стали законы вавилонского царя Хаммурапи. Могучий владыка Вавилона повелел высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. Если уж царь провозглашал законы, исходящие от самого бога, кто же осмелится противоречить им? По законам, высеченным…

Суровые законы египтян

Еще суровее вавилонских законов были законы в Древнем Египте. До наших дней не дошли большие списки, подобные своду законов Хаммурапи, так как египтяне писали на папирусе, а этот материал плохо сохраняется в веках, но остались всевозможные указы фараонов, касающиеся тех или иных сторон жизни страхи. Из них, а также из других сохранившихся документов можно сделать…

Справедливость по-афински

Одни из самых суровых законов появились однажды в демократических Афинах. Составил их в 621г. дон.э. некий Драконт, один из афинских архонтов – девяти правителей города, вместе управлявших им до образования настоящего демократического правления. Эти законы были таковы, что афинский оратор IV в. до н. э. Демад сказал: «Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью»….

Римское право – классика законодательства

Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были Учитывать отношения между плебеями и патрициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне – жители латинских колоний, и прав у них было меньше, чем у…

www.poznovatelno.ru

Законы и реформы Древнего Мира

После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.

После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

· Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.

· Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.

· Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 – по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов – главный орган власти эвпатридов – потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

· С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

Заключение

Предметом истории государства и права зарубежных стран являются изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности и анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.

Для исследования предмета истории государств зарубежных стран используются как общелогические методы, так и методы, присущие данной науке. Среди последних выделяют конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.

Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуман­ным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и про­извольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устраше­ния, с тем, чтобы удержать свое господство в этом районе.

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. Его дело продолжил Клисфен. Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы.

Литература

1. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 2005.

2. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2000.

3. Тойнби А. Постижение истории. М., 2006.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. Черниловского З.М. М., 2002.

5. Черниловский В.М. Всеобщая история государства и права. М., 2006.

[1] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2000. С. 7.

[2] Там же. С. 8.

mirznanii.com

Обычай и закон в античном мире

Обычай и закон в античном мире

Идеи Платона давно волнуют умы многих людей. Уже давно признано, что Платон создал самое значительное учение об идеальном. Именно его учение предвосхитило многие методы и подходы, которые получили свое дальнейшее развитие лишь в философии Нового времени и даже ХХ века. Идеи Платона об идеях и о космосе до сих пор являются актуальными. Безусловно трудность прочтения Платна заключается в использовании им символически-мифологического языка, именно поэтому для его понимания требуется перевод его работ на язык сегодняшней культуры[1] . Однако проблемы, поднятые Платоном, волнуют до сих пор многих философов. Хотя, несмотря на то, что нас отделяет от Платона большое временное расстояние, его идеи во многом опережают современные работы.

Хотя следует отметить, что социальной философии Платона повезло в этом отношении гораздо меньше. Социальная философия Платона трактуется как набор довольно таки произвольных допущений. Несомненно, ученые соглашаются с тем фактом, что Платону удалось предвосхитить некоторых современных общественно-политических идей, например, социализма и коммунизма, хотя при этом многие из них подчеркивают, что такие параллели являются анахронизмом. Обычно же социальная философия Платона характеризуется как утопическая или наивная.

Хотя здесь в пору согласиться с Сократом: не может природа хромать на одну ногу. Разве может Платон в области теоретической философии быть гениальным мыслителем, а в области социальной философии – наивным утопистом? Тем более, что является общепризнанным, что социальная философия Платона имеет тесную связь с его «теории идей»[2] .

В данном случае будет рассмотрена социальная философия Платона.

В своих работах «Государство», «Закон» и «Федон» Платон пытался отреставрировать общинно родовой строй.

Утопия – это социальный проект, который основан на искусственных, абстрактных, произвольных предпосылках, он никогда не существовал, не существует и существовать не может. Согласно этому определению, которое дается во всех словарях, Платон должен был бы смотреть на свой идеал государства, изображенный в одноименном диалоге, как на голую абстракцию, фантазию. Однако при детальном рассмотрении работ Платона становится возможным увидеть в изображаемом в «Государстве» строе реально существовавший, доисторический политический строй. Если рассуждения Платона о государстве верны, в чем он не сомневается, то такое наилучшее государство философов уже, возможно, много раз существовало в прошлом, существует сейчас у варваров, о которых грекам ничего не известно и будет существовать еще и в будущем. То есть мы можем утверждать, что Платон исповедовал циклическую концепцию истории, видевшую в истории бесконечный круговорот, и в этом случае такое наилучшее государство, по его мнению, действительно, возникало с началом новой эры, вырождалось и гибло, а затем, в следующую эру, снова возникало.

Так 8 книге «Государства», Платон, переходя к вырожденным типам государственного устройства, говорит о государстве философов как о реально существовавшем в прошлом. Согласно Платону первый тип вырожденного государства – тимократия, то есть власть воинов-честолюбцев, рождается из государства философов, когда оно как бы отрывается от небесной истины, которой владели философы. Как указывает Платон, тимократия, которая реально существовала на Крите и Спарте еще в V веке до н.э., родилась из строя правления философов. То есть получается, что последний существовал даже ранее крито-лакедемонского устройства на этих же землях[3] .

Хотя в «Государстве» об этом говорится полунамеками. Но в других диалогах, особенно «Политик», «Тимей», «Федон» и «Критий» совершенно точно изображают именно такую картину реального существования в глубокой древности государства, которое сейчас привыкли считать утопией Платона[4] . Но свои мысли Платон формулирует не в виде рациональных доказательств, а виде мифов, именно поэтому они игнорируются исследователями Платона. Хотя еще А.Ф. Лосев убедительно показал, что миф есть неотъемлемый от человеческого бытия и сознания способ отношения к миру, который присутствует и сегодня и более того, коренится и в иных, немифологических формах мировоззрении – научном, философском, художественном.

Так, согласно Платону, «государство философов» много раз существовало на земле. Египет эпохи самого Платона во многом сохраняет черты этого государства. Было оно и в Греции, в частности, за 9 000 лет до эпохи Солона, но поскольку многочисленные потопы и катастрофы губили предшествующие греческие цивилизации, эллинам – современникам Платона ничего об этом неизвестно и память об этом сохранили только египтяне. Таким образом Платон призывал в «Государстве» не к созданию бывшего, вымышленного, фантастического социального проекта, а к возрождению существовавшего, по его мнению, доисторического реального государства. Именно это государство являлось наилучшим так как Платон смотрит на историю как на регресс, а на прошлое – как на образец для подражания. При этом следует особо отметить, что государство философов Платон считает наилучшим государством, но не наилучшим обществом.

Платон считал, что если людьми начинают управлять люди, то как бы мудры они ни были, не избежать ссор, раздоров и отсюда необходимости применения насилия для водворения порядка. Отсюда необходимость государства[5] . Но при этом любое государство, даже наилучшее, в котором правят философы-мистики, передающие волю богов всем остальным гражданам, по своей природе хуже любого безгосударственного изначального состояния.

Так в понимании Платона в государстве и обществе отсутствует одни из важнейших атрибутов утопии – вера в то, что человек своими силами может претворить в земной жизни идеальную гармонию.

В самом «Государстве», в отличие от остальных произведений Платона, вообще не встречается упоминаний о мифах, согласно которым государство философов – реальное историческое государство. Напротив, повествование в книге 2, где вводится тема идеально государства, построено так, будто речь идет о простом рациональном конструировании[6] . При этом ни в одном месте нет упоминаний: в какой именно области Эллады основывается это государство, кто поименно его основатели и правители – создаваемый образ государства вполне абстрактен, лишен подробностей бытового, этнического, исторического порядка, которые позволили бы соотнести его с реально существующим или существовавшим государством у эллинов или у варваров. При этом следует особо подчеркнуть, что основания создания такого государства также чисто рациональные – человеческие потребности, необходимость разделения труда, неравенство людей по природе и устройство человеческих душ. И даже в книге 6, говоря о реальности такого государства, Сократ несколько раз оговаривается: это так, только если верны его рассуждения. Более того, Сократ и его товарищи в «Государстве» неоднократно говорят, что это государство, возможно, сейчас существует лишь в их воображении и даже не столь уж и важно: есть ли оно в действительности.

С одной стороны, безусловно, Платон согласен с тем, что государство, изображенное в одноименном диалоге – лишь идеальная модель. С другой стороны он описывает некое подобное государство как реально существовавшее много тысяч лет назад и не оставляет надежд и сейчас создать такое же государство[7] . Данное противоречие можно объяснить, если вспомнить, что идеальную модель Платон понимал вовсе не так, как ее понимают теперь. Для Платона идеальная модель – это эйдетическое образование, умопостигаемый и нематериальный, но совершенно объективный, не зависящий от наших фантазий принцип организации материи вещи.

То есть идеальная модель государства, по Платону, на самом деле есть образец, «находящийся на небе», то есть существующий внепространственно и вневременно, но при этом вполне объективно, как эйдос, и лишь посредством утонченной диалектики Сократа выраженный в слове. Но при этом этот образец и «присутствует» в любом земном государстве, организуя социальный хаос в социальный космос, делая его подлинно существующим. Ведь без причастности к своему эйдосу любая вещь не является этой самой вещью, стол существует, потому что он связан с эйдосом стола, шкаф – потому, что он связан с эйдосом шкафа. Афинское, Критское, Коринфское и любое другое государство есть государство, то есть при помощи неких законов и обычаев организованное общественное целое, а не распыленная, разрозненная толпа, потому что оно причастно к эйдосу государства, который и описывается логическими средствами в «Государстве» Сократом и товарищами.

Таким образом, мы можем сказать, что государство есть государство, которое держится на неких законах и обычаях, служение которым позволяет данному обществу поддерживать порядок и стабильность в государстве.

Современные Платону виды греческих государств есть результат вырождения этого первоначального государственного устройства.

То есть мы можем сделать вывод, что сам Платон воспринимал себя вовсе не как утописта, а как реставратора.

Как основной принцип Платон выбирает добродетель, в то время, как каждый гражданин способен устанавливать то, в чем он нуждается: для одних это будут законы о наследстве, для других – законы об оскорблениям и так далее. Хотя Платон утверждает, что правильнее было бы начинать именно с добродетели, так как именно ради нее устроитель и формулирует свои законы. При создании законов законодатель должен постоянно иметь перед цель, с которой бы он постоянно сверял созданные законы. Платон говорит, что «Законодатель должен часто задавать себе вопрос: «К чему, собственно, я стремлюсь? Достигну ли я своей цели или потерплю неудачу?»[8] . Принцип системного приводит Платона к необходимости обсуждения деталей различного характера: экономического, психологического, педагогического и житейского характера, так как именно они не подлежат регулированию законодательству, но именно про них должен постоянно помнить законодатель. То есть Платон утверждает, что «Тот, кто разбирает вопрос о законах так, как разбираем сейчас мы, обучает граждан, а не только дает им законы»[9] . Законы должны быть рассмотрены в единой системе с привычками и обычаями, но есть законодатель не должен упускать «ни великого, ни малого». «Ибо все это связует государство; ни одно из этих начал не может быть прочным без другого. Поэтому не следует удивляться, если законы у нас становятся пространнее из-за наплыва многочисленных узаконений и привычек, которые кажутся на первый взгляд мелочными»[10] .

mirznanii.com

История права Древнего мира

ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

План

1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты

2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства

3. Демократия и право античной Греции

4. Законы XII таблиц - первооснова римского права

1. Законы Хаммурапи древнейший памятник права планеты

В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стела 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стелы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком свод клинописных знаков...".

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

2. Законы Ману памятник права и произведение древнеиндийского искусства

Другим важным памятником права стран Древнего Востока является свод древнеиндийских законов Ману. Их составление относят ко II в. до н.э. I в. н.э. Авторами законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману мифического покровителя древних индусов. Написаны законы в форме двустиший (шлок), что облегчало их запоминание. Всего в законах 2685 статей. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов является сочетание правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи. Но вместе с тем налицо и существенные отличия. Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.

www.coolreferat.com


Смотрите также