Поэты древней греции. Лирическая поэзия Древней Греции. История термина. Виды греческой лирики. Древнегреческая элегия. (Тиртей, Солон). Тематический диапазон греческой поэзии. (Архилох).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Поэзия и музыкальное искусство древней Греции. Поэты древней греции


2. Поэзия и музыкальное искусство древней Греции. Афинская культура, образование и воспитание

Похожие главы из других работ:

"Серебряный век" российской музыкальной культуры

РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

2.1 Характеристика музыкального искусства конца ХІХ -- начала ХХ веков "Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем...

Бразильская национальная музыкальная культура

2. Музыкальное искусство как культурный феномен Бразилии

...

Британский музей Лондона

4.3 Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Представлено в музее коллекцией, начиная с памятников Эгейского мира (3-2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз...

Возникновение музея как феномена культуры

1.1 Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

Искусство Древней Греции

1. Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

Древнегреческая мифология подразделяется на дофессалийскую (доолимпИйскую), фессалийскую (олимпийскую) И диойисийскую. Дофессалийская мифология объединяет древнейшие мифы и представляет собой преимущественно тератологию, т.е...

История развития риторики как науки

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы-- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура Древней Греции

Глава 1. Спорт и искусство в Древней Греции

Всей античной культуре был свойствен дух агона - борьбы, состязания, испытания. Греки обожали всякие соревнования - спортивные олимпиады, соревнования поэтов, музыкантов, художников, публичные споры ораторов и философские дискуссии мудрецов...

Культурное развитие Беларуси в советский период

1.4. Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси

Театральная жизнь. После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. Продолжали дело И. Буйниц- кого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок...

Музыкальное образование в годы царствования Екатерины II

2.2 Музыкальное искусство и образование XVIII века

Первые заведения, где обучались музыке, появились в XVIII веке. Это музыкальные классы при Академии художеств, Университете, частные музыкальные школы. Но они давали лишь азы; при раскрытии ярких дарований учеников отправляли в Италию (Фомин...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Театр, поэзия и литература в Древней Греции

Эпическая поэзия Гомера как важнейшая часть культуры Древней Греции

театр культура древний греция Гомер (Homeros) - это греческий поэт, согласно древней традиции, автор Илиады (Ilias) и Одиссеи (Odysseia), двух больших эпопей, открывающих историю европейской литературы. О жизни Гомера у нас нет никаких сведений...

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

4. Музыкальное искусство Киевской Руси

Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка...

cult.bobrodobro.ru

Лирическая поэзия Древней Греции. История термина. Виды греческой лирики. Древнегреческая элегия. (Тиртей, Солон). Тематический диапазон греческой поэзии. (Архилох).

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 26Следующая ⇒

Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой нами эпохе; он создался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos — «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о греческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, охватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лирическими», например элегии, сопровождавшиеся звуками флейты. Однако античные различения песенных жанров по характеру их музыкального исполнения, несмотря на свой кажущийся чисто внешний характер, имеют историческое основание, так как в греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением. Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирикав течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения. Следуя античной классификации, необходимо различать: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории — монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирику.

1)Элегия происходит от слова «элегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это лирическое стихотворение наставительного содержания,содержащие побуждения и призывы(Древнеионийская литературная элегия), вторые – что это плач по покойнику(элегия в Малой Азии). В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни. Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Привычная нам элегия появится только в Риме. Признак, отделяющий от других жанров: регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры - пентаметром, образующее строфу из двух стихов, - элегический дистих.

2)Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Ямбы писали и против отдельных лиц или целых групп. Черты народного ямба: сатирический и обличительный характер, издевка, но он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений.

Носит теперь горделиво Саиец мой щит безупречный;

Волей неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал И пускай пропадает

Щит мой! Не хуже ничуть новый могу я добыть.

Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах.

До нас дошлао только одно стихотворение Калина(призыв к защите родины от нападения врагов). Тиртей – второй создатель военных элегий. Он спартанец. Пел патриотические элегии во время войны. Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество. Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса. Искусство очень просто. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

Афинский поэт Солон Афинский. Был причислен к семи мудрецам. 638-558 гг. до н.э. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свои земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Гесиод не терпел чужого мнения, а Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления. Известна также история с Крезом.

Феогнид – жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо. Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

3) Лирическая поэзия существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. там классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона. К власти приходит Миртил, земледелец. Когда он умер, Алкей сочиняет двустишье. На смену пришел Питтак. Алкей весь отдается борьбе. Главным наследием являются песни мятежа, борьбы. Продолжает тему Феогнида, тема корабля-государства. До 50-ых годов XX века было известно только начало и конец, но потом нашли середину. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо. Реальная Сапфо родилась около 600 г. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи».

Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается у него под пером.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».

Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Греческая лирика очень пострадала от позднеантичного школьного отбора; сохранившийся материал фрагментарен и, хотя он значительно вырос за последние десятилетия, благодаря находкам папирусов, все же дает очень неполное представление о богатстве лирической продукции VII — VI вв. Однако целый ряд авторов этого времени имеет настолько ярко выраженную поэтическую индивидуальность, что она может быть легко очерчена, несмотря на отрывочный характер их наследия.

10. Мотив любви, старости; ирония и юмор в древнегреческой лирике (Алкей, Сапфо и др.)

Зарождение театра связано с богом вина и плодородия Дионисом.

Главным богом – хранителем театра – являлся Дионис. Он символизирует не только культ вина, но и неумирающий принцип жизни и принцип трагического существования человека и вселенной.

В честь Диониса совершались 2 обряда в год: осенью (великие Дионисии) – самые шумные и весной (линеи). Главным участником был хор, исполнявший песнопения в честь Диониса. Приносилась жертва Дионису, чья кровь смешивалась с кровью с вином, а останки хранились под исполнение «френии» (плачи). Хор разыгрывал жизнь Диониса и считалось, что он воскрешался где-то в лесу, где скрывалась его свита сатиров. Во время обряда использовалось костюмирование (надевали шкуры животных).

В обряде было 2 части: грустная - жертвоприношение, отсюда пошла трагедия и комас – комедия.

Проф. Театр возник лишь в 5 в. До н.э. Появление всегда было связано с соц. И пол. Жизнь общ-ва. Театр не был делом будничным. Греки очень серьезно относились к нему. Театр был государственным учреждением. Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности. Время представления особое, жизнь в полисе тогда текла совсем по-другому: прекращалось делопроизводство, отпускались заключенные, отпускались должники. Сначала денег за театр не брали, потом стали взимать немного по имущественному цензу (чем богаче человек, тем дороже). Бедным давали на театр деньги (теорикон).

Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. Занятие театром было делом почетным. Театр имел некую состязательную роль, где состязались поэты. Их было всего 3, как и мест. Эсхил (1 и 2), Софокол (всегда 1) и Эприпид (всегда 3).

Афины были самым богатым городом и именно здесь попытались построить 1 деревянный театр, но из-за огромного числа посетителей, здание развалилось. Затем построили на северном склоне Акропля.

Слово «театр» от глагола «смотрю». Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии. Больше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.

Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей с помощью слез. Люди часто получали нервный срыв.

Трагедии начинались парадом – песнью хора, идущего по орхестре. В позднейшее время он сменился прологом – это все до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасим – песнь стоячего хора. Затем эписодий – поялвляся протагонист. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уходом) – песнью вообще всех.

Устройство греческого театра: (из пособия Боруховича)

Установление периодических состязаний драматургов, представлявших на суд публики свои трагедии, потребовало специального места для их проведения (до этого представления могли даваться где попало — на городской площади, рынке, за деревней).

Это постоянное место стало называться по-гречески театр (от глагола «теаомай» — «смотрю»). Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки с алтарем бога Диониса посредине,вокруг которого танцевал и пел свои хоровые партии хор. Она называлась орхестра (от глагола «орхеомай» — «танцую», откуда и русское слово «оркестр»). Кругом орхестры шли подмостки для зрителей. Вначале они были деревянные, затем, в монументальных сооружениях IV и последующих веков, они были заменены амфитеатром, рядами каменных (чаще мраморных) скамей, подымавшихся один над другим концентрическими полукружиями. Строить такой амфитеатр на ровном месте грекам в те времена было трудно, и они предпочитали высекать такой амфитеатр в склоне горы или естественном углублении местности. Устроенный таким образом театр несколько напоминал современный стадион, но с круглой площадкой, рассеченной притом пополам. В задней части орхестры находилась скена («палатка»), где актер переодевался, менял маску, куда уходил и откуда приходил во время действия. Вначале скена была действительно палаткой, но потом ее заменило каменное монументальное сооружение, представлявшее чаще всего фасад дворца (это сооружение могло закрываться другими, временными декорациями). За этим фасадом находились театральные машины, производящие шумовые и световые эффекты, спускавшие актера сверху на орхестру (если он изображал бога). Особого внимания заслуживаетэккиклема — передвижная платформа на колесах, которая выдвигалась вперед из-за сцены, когда нужно было показать внутренность «дворца».

Все сооружения театра находились под открытым воздухом.

Творчество Эсхила (525-456 гг. до н.э.).

Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии. Из исторических документов известно, что Эсхил сам принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.

Последнюю из войн он описал как очевидец в своей пьесе «Персы». Эта трагедия была поставлена в 472 году до н. э. Всего Эсхил написал около 80 произведений. В их числе были не только трагедии, но и сатирические драмы. До наших дней в полном объеме дошло только 7 трагедий, от остальных сохранились лишь небольшие кусочки.

В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.

В трагедиях Эсхила хор играет существенную роль в развитии темы.

Построение всех трагедий было одинаково. Начинались они с пролога, в котором была завязка сюжета. После пролога хор вступал на орхестру, чтобы остаться там до конца пьесы. Затем следовали эписодии, которые представляли собой диалоги актеров. Эписодии отделялись друг от друга стасимами – песнями хора, исполняемыми после того, как хор взошел на орхестру. Заключительная часть трагедии, когда хор уходил с орхестры, называлась «эксод». Как правило, трагедия состояла из 3 – 4 эписодиев и 3 – 4 стасимов.

Стасимы, в свою очередь, подразделялись на отдельные части, состоящие из строф и антистроф, которые строго соответствовали друг другу. Слово «строфа» в переводе на русский язык означает «поворот». Когда хор пел по строфам, он передвигался то в одну, то в другую сторону. Чаще всего песни хора исполнялись под аккомпанемент флейты и обязательно сопровождались танцами, называвшимися «эммелейя».

У него все в стадии брожения. Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

«Персы»

Дейтвующие лица: Хор персидских старейшин. Атосса. Гонец. Тень Дария. Ксеркс.

В пьесе «Персы» Эсхил прославил победу Афин над Персией в морском сражении при Саламине. Через все произведение красной нитью проходит сильное патриотическое чувство, т. е. автор показывает, что победа греков над персами – это результат того, что в стране греков существовали демократические порядки.

Трагедия изображает состояние Персии после поражения Ксеркса у Саламина. В персидской столице Сузы хор старейшин волнуется из-за долгого отсутствия Ксеркса, ушедшего на войну с Грецией. Атосса, мать Ксеркса, рассказывает хору о дурном сне и страшных предчувствиях. Появляется глашатай и подробно рассказывает о гибели персидского флота у Саламина и страшных потерях. Рассказ сопровождается стонами и слезами Атоссы и хора. Является тень Дария из загробного мира и во всём обвиняет Ксеркса, предрекая новое несчастье для Персии. После является сам Ксеркс и вместе с хором рассказывает своё горе в плаче. Трагедия Эсхила полна общепатриотическими и общенародными идеями. Сравнивая Грецию и Персию, свободу и деспотизм, Эсхил своей трагедией говорит о необходимости прекращения преследования персов, понёсших уже достаточно наказаний за свою агрессивность.

mykonspekts.ru

Поэты Древней Греции самостоятельная работа

Алексеенко Е.В. Эвтерпа 25.04.2007

Эвтерпа – муза лирической поэзии

Цель урока: - познакомить учащихся с лирической поэзией и музыкой, ее сопровождающей;

- развивать навыки самостоятельной работы при определении жанров лирики;

- пробудить у учащихся чувство любви и интерес к лирическому жанру.

Понятия: лирика, мелика, элегия, эпиграмма

Оборудование: иллюстрации музыкальных инструментов, страницы хрестоматии (стихи), музыка

План:

  1. Изображение Эвтерпы, ее атрибуты.
  2. Музыкальные инструменты.
  3. Лирическая поэзия: история, жанры.
  4. Поэты Древней Греции.
  5. Самостоятельная работа.

Ход урока.

  1. Изображение Эвтерпы, ее атрибуты.
Муза лирической поэзии и музыки. Она изображалась всегда с двумя флейтами, поскольку чтение стихов сопровождалось музыкой.

^

  1. Музыкальные инструменты.
- лира – самый любимый инструмент древних гренков.

Сегодня ее изображение считается эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковой инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров.

    • кифара – щипковой инструмент, является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.
      • арфа – щипковой инструмент
        • авлос или двойная дудка – древний духовный инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении и в военной музыке.
          • свирель или свиринга – это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Эти трубочки и скрепляются вместе, или свободно подбирают к руке. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.
            • тимпан – ударный инструмент

            О восхищении, которое вызывала музыка у древних греков, можно судить по мифу об Орфее.

            Орфей был сыном музы Каллиопы и Аполлона. Его прекрасный мелодичный голос и чарующая игра на лире творили чудеса: дикие звери становились ручными, деревья наклонялись к земле, реки переставали течь. У Орфея была любимая жена Эвридика. Когда она умерла, ужаленная змеей, Орфей отправился в царство теней, чтобы вернуть ее. Звуки его лиры тронули мрачного Аида, и он согласился возвратить Эвридику, но с одним условием. Орфей не должен оборачиваться и смотреть на нее, пока не выйдет из царства Аида. Но, увы, Орфей не смог сдержать слова и обернулся, потеряв любимую навсегда.

            1. ^
            Пришла на смену величественному эпосу, вырвала индивидуальный мир отдельной личности. Лирические произведения обращались к внутреннему миру человека, миру чувств и переживаний. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством, «гимнастикой» для души.

            В Древней Греции стихи читали нараспев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты, как поэт под гитару современные поэты-певцы, или барды. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков – лиры.

            Основу лирической поэзии древних греков составляли – слово, гармония, рит.

            Жанры

            • песенный (мелика). Родина – о. Лесбос. Здесь возникли музыкально-поэтические студи, куда приезжали учиться из других городов Греции.
            • ямбический. Самый распространенный жанр к VII в. до н.э. Дает возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль. Любимый метр русской поэзии.
            • хоровой (гимны, оды). Стихи для хоровых песнопений – парфенеи, или парфении
            • элегия. Исполняются под флейту. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяли выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль.
            • эпиграмма («надпись») – коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Виды: надгробные (эпитафии), философские, эротические.
            1. Поэты Древней Греции.
              1. Сапфо (VII-VI вв. до н.э.) – десятая муза. Главная тема в ее поэзии – любовь. Жанр – мелика.
              2. Алкей (VII-VI вв. до н.э.), воспевал пиршествую чашу и любовь к родине. Жанр – мелика.
              3. Анакреонт (559-478 гг. до н.э.) – певец чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вздохов о бренности жизни. Жанр – мелика.
              4. Алкман (сер. VII в. до н.э.), основа его творчества – стихи для хоровых песнопений. Жанр – хоровая лирика.
              5. Пиндар (521-441 гг. до н.э.), похвальные гимны. Жанр – торжественная хоровая лирика.
              6. Архилок (VII в. до н.э.) – отец ямбической поэзии. Жанр – ямб + элегия.
              7. Солон (нач. VI в. до н.э.), законодатель Афин. Жанр – элегия, исполнялись под флейту.
              8. Феогнид (VI в. до н.э.), недовольный миром поэт-скептик. Жанр – элегия.
              9. Феокрит (III в. до н.э.), поэт-буколик. Жанр – эпиграмма.
              10. Платон (427-347 гг. до н.э.), философ-идеалист. Жанр – эпиграмма.
              11. Каллимах (310-240 гг. до н.э.), поэт-ученый. Жанр – эпиграмма.

            Чтение стихов:

              • Сапфо – «Гимн Афродиты»
              • Алкей – «Медью воинской весь блестит…»
              • Анакреонт – «Поредели, побелели…»
              • Алкман – «Три времени в год…»
              • Солон – «К Фоку»
              • Пиндар – «Первая пифийская ода»
              • Архилок – «Сердце…»
              • Феогнид – «С умыслом добрым тебя обучу я…»
              • Платон – «Музы и Киприда»
              • Феокрит – «Друг мой, прошу, ради муз…»
              • Каллимах – «Автоэпитафия».

            Сосуд с изображением Алкея и Сапфо, 480-470 гг. до н.э.

            1. Самостоятельная работа:
            выполни иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

            Тест по теме «Эвтерпа»

                  1. Эвтерпа – это муза:
            а) эпоса в) любовной поэзии и мимики

            б) танцев г) лирической поэзии и музыки

                  1. Атрибуты Эвтерпы:
            а) со свитком в руках в) с флейтой

            б) увенчана лаврами г) с палкой-указкой

                  1. Любимым инструментом древних греков была:
            а) лира в) свирель

            б) арфа г) кифара

                  1. Звуки его лиры тронули Аида и он согласился возвратить Эвридику, но с одним условием. С каким?
                  2. О каком мифе идет речь?
            а) об Аполлоне в) об Дионисе

            б) об Орфее г) о Геракле

                  1. «Гимнастикой» для души являлась
            а) поэзия в) музыка

            б) драма г) проза

                  1. Слово «лирика» произошло от музыкального инструмента:
            а) авлос в) арфа

            б) тимпан г) лира

                  1. Основа лирической поэзии:
            а) слово, гармония, ритм в) слово, ритм, тембр

            б) ритм, гармония, тембр г) другое, какое?

                  1. Какие жанры складываются в греческой лирике:
            а) мелика, ям, хор, элегия в) песня, хор, элегия, ямб

            б) элегия, проза, драма г) эпиграмма, новелла, эпопея

                  1. Родиной мелической лирики был:
            а) Спарта в) о. Парос

            б) о. Лесбос г) Троя

                  1. Десятой музой поэты называли:
            а) Алкея в) Солона

            б) Пиндара г) Сапфо

                  1. Отец ямбической поэзии:
            а) Феогнид в) Платон

            б) Архилок г) Алкман

                  1. В каком жанре писал законодатель Афин Солон:
            а) мелической лирики в) элегии

            б) хоровой лирики г) ямб

                  1. Основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений:
            а) Алкман в) Феокрит

            б) Каллимах г) Анакреонт

            стр. из

uch.znate.ru


Смотрите также