Древнее государство ассирия. Ассирия [Ассирийская держава, царство, империя]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ассирийское владычество (722—609 до н.э.). Древнее государство ассирия


Государственное устройство. История древней Ассирии

Государственное устройство

Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.

В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Исторические памятники Ниневии и соседних с ней городов не оставили никаких следов религиозного культа царя, тогда как памятники фараонов в Египте сооружались, видимо, в целях возвеличивания личности повелителя.

Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом «царь», а называли себя «правителями» (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирались на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.

Шамшиадад I впервые присвоил себе титул «царя множеств» и звание «воина Ашшура». С этого времени ассирийские правители стали носить (хотя не сразу) титул царя.

Ашшурубаллит I в своей переписке с египетским фараоном называл себя «царем страны», а также «царем множеств». Однако власть ассирийских царей не была неограниченной, они вынуждены были считаться со жреческой верхушкой, а также с военной аристократией.

Молясь богам, царь снимал с себя знаки власти и обращался к богу как к своему господину, к которому обращаются и все простые люди со своими слабостями. Об этом свидетельствуют следующие строки молитвы Ашшурбанапала:

«Пусть заботливый взор, блестящий на твоем вечном лице, рассеет мои горести; пусть никогда не приближается ко мне божественный гнев и ярость его. Пусть мои недостатки и грехи будут вычеркнуты, чтобы я примирился с ним, ибо я раб его могущества, почитатель великих богов. Пусть твой могущественный лик придет ко мне на помощь…»

Однако в руках «смиренного» царя была сосредоточена огромная власть. Причем царь опирался не столько на жречество, сколько на войска и чиновничий аппарат как на главную и решающую силу в управлении страной. В руках ассирийского царя Ашшурбанапала была, например, сосредоточена двойная власть: и светская, и духовная.

В условиях постоянных войн усиливается деспотия царей Ассирии. Однако здесь она не получила такого яркого выражения, как в Египте.

Вещественные памятники помогают нам познакомиться с жизнью ниневийского двора. Росписи на стенах царских покоев наглядно и ярко отображают военные успехи, торжества и охоту царей.

Царь окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож – преданных ему людей. Первые места занимали: туртан – главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку – главный сановник двора; наместник страны.

Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.

Во дворцах среди всевозможных донесений начальников, сановников и жрецов сохранилось множество писем царям от лиц разных сословий с пожеланиями счастья царю и благодарностью, просьбами о принятии сыновей на службу во дворец, а также прошений от военнопленных и узников.

Несмотря на рабскую униженность, которой отличается содержание этих документов, они в то же время свидетельствуют о том, что ассирийцы имели привилегированное положение в царстве, пользовались некоторой свободой по отношению к царям и часто освещали истинное положение дел. Так, один жрец просит царя принять на службу его сына, жалуется на придворные интриги и отсутствие при дворе друга, который, приняв от него подарок, мог замолвить за его сына слово. Один из подрядчиков жалуется, что у него недостает рабочих для сооружения канала, другой напоминает царю о выплате вознаграждения за изготовление идолов. Чиновник, не получающий жалованья, умоляет, чтобы царь не дал ему умереть с голоду. Царь осведомляется о здоровье своего приближенного и требует обстоятельного изложения хода болезни.

Ассирийские чиновники с большим вниманием следили за всеми событиями, которые происходили не только внутри государства, но и в соседних областях, пограничных с Ассирией.

Царь получал большое количество писем от своих наблюдателей, чиновников и разведчиков, в которых они сообщали самые разнообразные данные экономического и политического характера: о восстаниях и смутах в Сирии, положении в Урарту, Эламе и т. д.

Обширная ассирийская держава делилась на полсотни с лишним провинций, не считая зависимых государств (Египта, большей части Вавилонии, Табала, Иудеи и т. д.). Ее территория, превосходившая по своим размерам все предыдущие государственные объединения, требовала очень сложного управления и большого аппарата. Это управление было поручено высшим военачальникам; они имели в своем распоряжении военные гарнизоны для поддержания внутреннего порядка, охраны дорог в провинции и сбора дани. Провинциями непосредственно руководили уполномоченные царя, а зависимыми областями, занимающими большую часть завоеванных стран, – местные царьки или правители. Причем в зависимых государствах сохранялись их традиционные организации и законодательство. Однако вся деятельность этих правителей проходила под контролем царских чиновников из Ниневии.

Некоторые из завоеванных стран царь считал необходимым держать более строго, в постоянном подчинении ассирийской администрации.

В наиболее крупные и важные по своему значению города и области назначались наместники. Следующим лицом после наместника был военачальник. Так, например, в Ниневии и Арбеле были наместники, а в провинциях и городах Насибине, Аррапхе, Калахе – наместники и военачальники. В распоряжении наместников, сановников и других должностных лиц находилась большая армия писцов.

Обязанности должностных лиц в ассирийском государстве не были строго разграничены из-за неразвитости бюрократического аппарата. Наместники, сановники и военачальники всегда назначались царем и ему непосредственно подчинялись.

В покоренных областях, включенных в состав Ассирии, действовали те же законы, соблюдение которых было обязательно для всех; их нарушителей жестоко карали.

В провинциях ассирийский царь сохранял традиционные законы их организации. Династия зависимых царей сохраняла за собой престол, но в то же время они признавали ассирийского царя своим владыкой, которому платили ежегодно большую дань и доставляли многочисленный контингент воинов.

По мере развития ассирийского государства возникла потребность в более оперативном и гибком управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоеванными странами. В этих целях была создана центральная администрация для ведения дипломатических отношений между Ассирией и вассальными странами.

В государственных канцеляриях Ассирии делопроизводство велось на двух языках: ассирийском диалекте аккадского и арамейском, который постепенно становился международным языком Передней Азии. Кроме того, наиболее образованные писцы изучали два вавилонских диалекта аккадского (старинный и разговорный) языка и даже шумерский язык, ставший уже мертвым.

Представители покоренных народов по воле царя могли занимать ответственные посты, главные придворные должности, которые давали им право наряду с ассирийцами участвовать в управлении обширной ассирийской монархией.

Несколько позднее пошел по этому пути Вавилон. Так, пророк Даниил, согласно библейскому преданию, стал приближенным царя Навуходоносора II и получил вавилонское имя – Валтасар.

Все нити управления страной сходились к царскому дворцу, куда непрерывно прибывали ответственные государственные чиновники. Еще во времена Асархаддона сохранившийся список чиновников содержал перечень 150 должностей. Кроме военного ведомства существовало также и финансовое, ведавшее сбором различных налогов с населения, дани с вассальных стран. Кочевники уплачивали дань натурой в размере одной головы с 20 голов скота. Крестьяне платили десятой частью урожая, четвертью фуража и некоторым количеством голов скота.

С прибывающих торговых кораблей взималась пошлина. Контрольный пост у городских ворот получал также пошлину с ввозимых в город товаров. От уплаты налогов освобождались только представители аристократии и некоторые города, в которых большим влиянием пользовались крупные жреческие коллегии. Мы уже знаем из предыдущих глав, что Вавилон, Сиппар, Борсиппа, Ниппур, Ашшур и Харран были освобождены от налогов в пользу царя. Этими торговыми городами управляли особые градоначальники, подчиненные непосредственно царю.

Ассирийская держава, как и другие государства древнего Востока, опиралась не только на жречество и родовую знать, но главным образом на армию.

Ассирийская армия, как об этом уже говорилось, была самой совершенной в древнем мире и наводила страх на неприятеля. Армия комплектовалась в первую очередь из ассирийских полков, которые были ее опорой, а затем из воинов зависимых государств. Ассирийцы почти все набирались в армию.

Ежегодно исходя из условий, сложившихся в стране, армия пополнялась новыми контингентами, но это не должно было отражаться на сельскохозяйственных работах в различных областях Ассирии.

Для зависимых государств центральное правительство Ассирии устанавливало определенное число воинов и срок службы.

В период военных походов ассирийский царь во главе каждого крупного военного подразделения ставил одного из главных сановников царского двора. Это делалось для того, чтобы в период войн можно было бы возвышать отличившихся военачальников, предоставлять им должности в царском дворце, так как такое право давали им главным образом военные подвиги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ассирия [Ассирийская держава, царство, империя]

Основные статьи: Древний Восток, Древняя Месопотамия

Содержание (план)

История Ассирии

  • Ок. 2000 г. до н. э. — Ассирия становится царством.
  • Ок. 1000-663 гг. до н. э. — ассирийцы создают мощную державу.
  • 883-859 гг. до н. э. — правление царя Ашшурнасирпала II. Построен Нимруд.
  • 704-681 гг. до н. э. — царь Синаххериб строит город Ниневию.
  • 668-627 гг. до н. э. — правление царя Ашшурбанапала.
  • 612-609 гг. до н. э. — вавилоняне и мидийцы нападают на Ассирию. Крушение Ассирийской державы.

В древности ассирийцы жили на небольшой пригодной для земледелия территории у реки Тигр. Около 2000 г. до н. э. власть над ними захватили пришлые завоеватели. Они-то и сделали Ассирию царством.

Ассирийцы были воинственным народом. Они часто нападали на близлежащие земли, но им постоянно давали отпор. Однако под руководством нескольких решительных царей ассирийцам удалось-таки завоевать соседние царства и создать громадную империю.

Завоевание Ассирии

В конце концов, Ассирийская держава стала слишком большой, чтобы ею можно было управлять. Население бунтовало, и государство начало распадаться.

В 612 г. до н. э. жители Вавилонии и соседней Мидии, объединившись, напали на Ассирию. Города Ашшур и Ниневия были полностью разрушены. Со временем держава перестала существовать.

Ассирийское войско

Каждый год мощное войско ассирийцев отправлялось покорять новые земли. Большинство ассирийского войска составляли пешие воины. На их теле были металлические пластины, защищающие воина.

Воинам приходилось преодолевать огромные расстояния. Для переправы через реку надували бурдюки. Воины, держась за надутые бурдюки, переплывали на другой берег реки. Колесницы, в каждой из которых было по три воина (щитоносец, лучник и возница), переправляли на небольших лодках. И, лишь совершив длительный поход, ассирийцы вступали в бой.

Покоренным народам приходилось платить огромные подати ассирийскому царю. Тех, кто отказывался платить, подвергали жестоким наказаниям. На города, где вспыхивали восстания, ассирийцы совершали нападения.

Осада города ассирийцами

Ассирийцы умели быстро покорять города. Окружив город со всех сторон — мышь не проскочит, — они ломали стены и захватывали его.

Во время осады города ассирийский царь отдавал приказы из своей колесницы. Он был окружен царской охраной и царскими щитоносцами.

Ассирийские воины по лестницам взбирались на стены, но мятежные воины старались оттолкнуть лестницу. К тому же они бросали в ассирийцев зажженные факелы. В ответ ассирийские лучники пускали горящие стрелы высоко над стенами города. Воины Ассирии подкапывали стену осаждаемого города, чтобы она рухнула, а пращники метали камни в восставших.

Ассирийцы сооружали насыпь, чтобы осадная машина — таран — пробила стену в более уязвимом месте, т. е. там, где она выше. Сзади осадную машину толкали воины. Сквозь отверстия в осадной машине лучники также пускали зажженные стрелы. Защитное покрытие тарана было сделано из шкур животных.

После успешной осады города, ассирийские воины до основания сносили городские стены, а дома и фруктовые сады в городе предавали огню. Мятежников казнили, а пленников уводили прочь.

Наказание мятежников

Часто захваченный город разрушали, жителей брали в плен или убивали. Многих перед смертью жестоко пытали. Ассирийцы надеялись, что это научит другие города безропотно подчиняться завоевателям. Однако эти меры лишь озлобляли против них покоренное население.

Ассирийские цари полагали, что боги избрали их править Ассирией и завоевывать новые земли. Они присваивали себе грандиозные титулы, например Царь Вселенной. Служа богам, царь строил храмы и руководил религиозными празднествами.

В перерывах между войнами ассирийские цари, чтобы показать свое искусство и храбрость, охотились на львов. Львов содержали в клетках особых парков лишь для того, чтобы царь, когда вздумается, мог устроить на них охоту. Во время охоты воины щитами преграждали льву дорогу к бегству.

Ашшурбанапал

Когда на трон взошел Ашшурбанапал, последний великий ассирийский царь, столица была уже переведена в новый город, в Ниневию.

Хозяйство ассирийцев

Большая часть населения Ассирии занималась земледелием. Ассирийцы рыли каналы, чтобы на их поля поступала вода, выращивали ячмень, кунжут, виноград и овощи. Также землепашцы разводили овец, коз, коров и быков.

При помощи сооружения, называемого шадуфом, на поля поднимали воду. Шадуф состоял из кожаной бадьи для воды на одной стороне и камня для веса — с другой. Их соединяла деревянная жердь.

Культура ассирийцев

Религия

Ассирийцы верили, что их земли принадлежат Ашшуру, верховному богу. У ассирийцев было немало и других богов и богинь, а также, кроме того, они были убеждены в существовании злых духов. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Города

Ассирийцы строили величественные города с прекрасными дворцами и храмами. Их первая столица — Ашшур — была названа в честь верховного бога. Позднее царь Ашшурнасирпал II основал новую столицу, в городе Нимруде.

Дворцы

Дворец Ашшурнасирпала

Вход в тронный зал дворца Ашшурнасирпала в Нимруде охраняли две статуи. У них человеческие головы и туловища крылатых львов. Свет в зал поступал через отверстие в потолке.

Вокруг дворца был огромный красивый сад и прудами. Здесь царь Ашшурнасирпал отдыхал на ложе, которое гроздья винограда защищали от солнечных лучей. Ложе было украшено золотом и слоновой костью. Царю и царице играли музыканты, а слуги опахалами создавали прохладу и отгоняли мух. Из лакомств были пирожные, сделанные из меда и фиги. Воздух в саду был напоен курящимися благовониями.

Библиотеки

Библиотека в Ниневии

В Ниневии во дворце существовала библиотека, где хранились сотни глиняных табличек, которые царь Ашшурбанапал собирал по всей стране. Все таблички покрыты письменами: на них содержались сведения по истории, религии, математике и медицине.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Города ассирийской державе

  • Ассирийская империя доклад

  • Краткое содеражине ассирийская империя

  • Асирийцы география

  • Рассказ по картине осада города ассирийцами

wikiwhat.ru

Образование древнейшего ассирийского государства. Д. Ч. Садаев.История древней Ассирии. История древней Евразии

Д. Ч. Садаев

Обострение классовых противоречий неизбежно должно было привести к возникновению государства, призванного защищать классовые интересы рабовладельцев в их взаимоотношениях с рабами и беднейшими слоями населения. Государство необходимо было и для организации военных походов в соседние страны, и для ведения внешней торговли, постоянно обеспечивавшей развивающееся рабовладельческое хозяйство необходимым притоком дешевой рабочей силы — рабами, а также снабжение страны недостающим сырьем и ремеслепными изделиями. Наконец, государственная власть должна была охранять границы страны от нападения соседних кочевых племен и более мощных государств.

Государственный строй древней Ассирии в конце III и начале II тысячелетия до н.э. еще во многом напоминал союз племен. Древнейшие правители Ассирии, носившие титул ишшакум, обладали к тому же высшей жреческой властью и ведали строительством. Наряду с ними существовала выборная должность укуллум, [44] носитель которой исполнял основные судебные и административные функции. Впрочем, ишшакум мог быть избран укуллумом и стать военачальником. Возможность совмещения различных должностей стала первым шагом к возникновению царской власти.

Наряду с ишшакумом и укуллумом значительным влиянием в Ассирии пользовался совет, называвшийся «домом города». Этот совет в период образования государства в Ассирии состоял из представителей рабовладельческой знати и поэтому в полной мере защищал их интересы как в больших городах Ассирии, так и в торговых факториях Малой Азии.

В конце III тысячелетия до н.э., после падения третьей династии Ура, некоторым правителям Ашшура удалось избавиться от зависимости от шумеров. Так, например, Шалимахум в своей надписи уже не называет себя, подобно предшественникам, слугой царя Ура. Однако в XX в. до н.э. ассирийским правителям пришлось вести упорную борьбу с амореями, основавшими Вавилонское царство.

Ассирийский правитель Илушума (около 1945 г. до н.э.) с гордостью говорит в своей надписи о том, что он дал свободу «аккадцам и их сыновьям» и «в Уре, Ниппуре, Авале... вплоть до города Ашшура установил свободу». Таким образом, Илушума подчинил себе не только южную часть Месопотамии, но и некоторые области, расположенные к востоку от Тигра. Его сын и преемник Эришум I оставил после себя также немало надписей, в которых сообщает о своей строительной деятельности. Очевидно, при нем были построены храм Ашшура и монументальная лестница для процессий, а также храм Адада.

Ассирийское государство укреплялось в постоянной и упорной борьбе с наступавшими со всех сторон врагами, что, несомненно, способствовало формированию воинственного и сурового характера ассирийцев.

Подлинный расцвет Ассирии наступил через два столетия после падения третьей династии Ура, при царе Шамшиададе I (1813—1781 гг. до н.э.). Он был первым властителем Ашшура, принявшим царский титул, и даже именовал себя царем вселенной.

Около 1800 г. до н.э. Шамшиадад I завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии и в своих походах дошел до берегов Средиземного моря. Шамшиадад I, опираясь на массу свободных ассирийцев, придал ассирийскому государству военный характер. Очевидно, ему помогала и Вавилония.

В одной из своих надписей он повествует о том, что установил в своей стране твердые цены на зерно, масло и шерсть. Важно при этом отметить, что они были вдвое ниже принятых в Вавилоне.8) Шамшиадад — первый из царей древности, который в какой-то мере стал на защиту интересов широких масс земледельцев-общинников и, по-видимому, захватил власть, используя их поддержку. Опираясь на широкие слои свободного населения, Шамшиадад сильно укрепил Ассиршо. Он взимал дань с побежденных царей [45] Тукриша (горы Загра и Нагорная страна, лежащая к северу и к востоку от Ассирии), поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу «Великого (Средиземного) моря».

Возведя своего сына Ишмедагана на трон Мари, Шамшиадад стал соперником Вавилона.

Однако силы Ассирии оказались слишком ограниченными, чтобы держать в подчинении такую значительную территорию.

После Шамшиадада Вавилония свела на нет ассирийские завоевания. Вавилонский царь Хаммурапи, захватив царство Мари, нанес, по-видимому, сильный удар и по Ассирии,

Однако Хаммурапи не сообщает в своих надписях о завоевании всей Ассирии. «На 32 году своего царствования» он овладел лишь «Манкису и прибрежной страной Тигра вплоть до страны Субарту». В то же время Хаммурапи говорит, что он «распоряжался» и в Ашшуре и в Ниневии, то есть в двух основных центрах Ассирии.

С XVIII в. до н.э. начинает падать роль Ассирии как торгового государства. В это же время Вавилония и Египет достигли такого могущества, что им уже не хватало сырья, вывозимого из Каппадокии и Ассирии. Рынок сильно расширился и охватил ведущие области древнего Востока; все нити торговли перешли теперь от Ассирии на Средиземноморское побережье, к Финикии. Имея возможность получать сырье из гористых областей к востоку от Тигра и продукты Каппадокии, Финикия могла одновременно вывозить на рынок товары всего Восточного Средиземноморья. Торговые пути благодаря этому перемещаются дальше, на юго-запад.

Вавилонское государство, основанное в значительной мере на завоеваниях, также стало непрочным. Вскоре после смерти Хаммурапи оно оказывается под властью чужеземной (касситской) династии.

В Каппадокии в начале XVIII в. до н.э. начинают усиливаться хетты. Первая попытка консолидации хеттских племен была предпринята царем города Куссара — Аниттой, который подчинил себе соседние племена. Однако это объединение было кратковременным и непрочным. Окончательно Хеттское царство сложилось в середине XVII в. до н.э. при Лапарнасе (Табарна), с царствования которого хеттская традиция начинает историю страны.

К этому времени ассирийские торговые фактории прекратили свое существование. Правда, во второй половине XVI в. до н.э. хеттское государство уже ослабло, но Ассирия не смогла этим воспользоваться для нового наступления на северо-запад, так как в это время стала жертвой завоевания митаннийского государства, сложившегося в северной части Месопотамии. Столицей его был г. Вашшуккани, который, судя по новейшим раскопкам, находился не у Рас-эль-Айна, в долине Хабура (по первоначальным предположениям), а у Тель-Хуэра, т.е. несколько дальше на юго-занад. Основным населением Митанни были хурриты. Наряду с ними [46] видную роль играли здесь арии, почитавшие ведийских богов. Позднее оба народа полностью слились.

Усиление торгового значения финикийских городов-государств, по-видимому, положительно сказалось на развитии митаннийского общества, владевшего Евфратом и являвшегося одновременно посредником между Средиземноморским побережьем и Вавилонией.

Таким образом, появление хеттской державы, а затем сильного царства Митанни привело к значительному ослаблению Ассирии, которая переживает после Шамшиадада I глубокий упадок, продолжавшийся до конца XV в. до н.э.

8) В 1957 г. датская археологическая экспедиция обнаружила письма Шамшиадада I в Тель-Шемшаре (бассейн Нижнего Заба). В одном из них Шамшиадад жалуется на своего лукавого вассала Яшубадада, который за три года ухитрился четыре раза нарушить клятву верности, отдаваясь под власть различных правителей.

oldevrasia.ru

Ассирия - это... Что такое Ассирия?

        древнее государство на территории современного Ирака. Ядром А. явился Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 до н. э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между юж. Двуречьем и М. Азией, где имелись торговые станы ашшурских купцов (важнейший — Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В начале 18 в. до н. э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи, а в 16—15 вв. — царям Митанни. Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I [конец 15 — начало 14 вв.] удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию (См. Вавилония). Его потомки приняли титул "царей Ассирии". В 14—13 вв. им удалось покорить Сев. Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию.

         Для древнейшей А. характерна самоуправляющаяся сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. С начала 2-го тыс. до н. э. началась интенсификация и специализация сельского хозяйства и в связи с этим стал развиваться ростовщический кредит. Это привело к созданию крупных частных земельных владений торгово-ростовщической знати и к закабалению и разорению значительной части рядовых общинников. Потребности крупных имений в рабочей силе недостаточно удовлетворялись за счёт долговой кабалы; с 13 в. до н. э. в результате военных походов усилился приток рабов-военнопленных.

         Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

         После временного ослабления (12 в. до н. э.) начался новый подъём могущества А. при Тиглатпаласаре I [конец 12 — начало 11 вв.]. Он вёл войны в Вавилонии, Сев. Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племён из сирийской степи в Сев. Сирию и Сев. Месопотамию. Ассирийская держава оказалась ослабленной и расчленённой. В результате борьбы внутри господствующего класса резиденция царей А. из г. Ашшура была перенесена в другие города — сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8 —7 вв. — в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) и Ниневию (современный Куюнджик).

         Новый подъём завоевательной политики А. был вызван стремлением ассирийского господствующего класса захватить богатые сырьём районы, которые с 10 в. до н. э., в результате развития своего собственного ремесла, перестали нуждаться в широком международном обмене.

         В конце 10—9 вв. ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Сев. Месопотамии и в горах к В. от А. Ассирийские войска неоднократно вторгались на Ю. — в Вавилонию, на С. — в Урарту, на В. — в Мидию, на З. — в Сирию. Однако А. встретилась здесь с ожесточённым сопротивлением сирийского союза государств во главе с Дамаском, и ассирийское господство в Сирии оказалось непрочным. С конца 9 в. в А. начался кризис, связанный с опустошением с.-х. районов во время войн, а также гражданскими войнами между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией. В результате 3-й гражданской войны царём стал Тиглатпаласар III [745—727]. В период его правления политика истребления покорённых народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены; создана постоянная армия, которая содержалась за счёт государства; А. вновь перешла к завоевательной политике. В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V [727—722], а позже Синахериб [705—680] были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой А., так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II [722—705] и особенно Асархаддон [680—669] блокировались с жреческой партией и вавилонскими привилегированными городами.          Ещё с конца 8 в. до н. э. противники А. пытались противопоставить ей коалиции ряда государств и племён. При царе Ашшурбанипале [669 — около 633] война А. с коалицией, возглавлявшейся его братом, вавилонским царём Шамашшумукином, окончат, подорвала силы А. Положение свободных земледельцев (численно сильно уменьшившихся) ухудшилось. Они были обложены тяжкими натуральными налогами и повинностями и связаны общинной круговой порукой. В большинстве своём они пользовались землёй, являвшейся собственностью царя по праву завоевания, или землёй, подаренной царём вельможам. Земли царя и знати обрабатывались главным образом посаженными на землю пленными и переселенными.

         Хищнические войны разоряли население покорённых стран и истощали А. Моральное состояние армии ухудшалось. Военно-технические достижения А. перестали быть её монополией. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила А., разрушила её основные города и уничтожила (626—605) ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.

         Лит.: Дьяконов И. М., Развитие земельных отношений в Ассирии, Л., 1949; его же. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тысячелетия до н. э., «Вестник древней истории», 1968, № 3—4; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, пер. и комм. И. М. Дьяконова [и Я. М. Магазинера], «Вестник древней истории», 1952, № 3; The Assyrian laws, transi. by G. R. Driver and J. C. Miles. Oxf., 1935; OImstead A. Т. Е., History of Assyria, N. Y., [1923]; Smiths., Early history of Assyria, L., 1928.

         И. М. Дьяконов.

        Ассирия в 20—7 вв. до н. э.

        Ассирия в 20—7 вв. до н. э.

        Взятие крепости. Рельеф времени Тиглатпаласара III.

        Взятие крепости. Рельеф времени Тиглатпаласара III.

        Сцена охоты. Рельеф из дворца Ашшурнасирпала. Кальху.

        Сцена охоты. Рельеф из дворца Ашшурнасирпала. Кальху.

        Всадники в горах и угон пленных. Рельеф из дворца Синахериба. Ниневия.

        Всадники в горах и угон пленных. Рельеф из дворца Синахериба. Ниневия.

dic.academic.ru

Ассирийская цивилизация: судьба великого государства

Ассирийское государство считается одним из самых могущественным среди тех, которые существовали в мировой истории. Свой исторический путь Ассирия начала еще за полторы-две тысячи лет до нашей эры и исчезла навсегда в 7 веке уже нашей эры. За всю историю своего существования ассирийские правители завоевали множество земель и живших на этих территориях племен. Древнее государство располагалось на огромной площади между Средиземным морем, Каспием и Персидским заливом. Выстоять в борьбе против ассирийских царей не смогла даже великая Вавилония. Семиты-аккадцы, составляющие большинство жителей Ассирии, не только завоевали множество новых земель, но и основали на них свои крупные города, такие как Ниневия, Ашшур и Урук.

Генри Остен Лейард – известный британский археолог, чьи открытия пришлись на середину 19 века. Будущий ученый с детства мечтал стать исследователем Востока, начитавшись арабских сказок. «Тысяча и одна ночь Шахерезады» повлияли на него так, что он, повзрослев, стал постоянно путешествовать по восточным странам, а затем поступил на службу в представительство своей страны в Турции.

Для осуществления археологических исследований, о чем так мечтал ученый, нужны были деньги. Найти их было сложно, но Лейарду помог британский посол – С. Канниг выделил ему средства из личных финансов. Этого должно было хватить на небольшую экспедицию. В это время французские археологи уже вели раскопки самого большого города Ассирийского государства – Ниневии. Британия, конечно, не желала уступать первенство археологических открытий в этой области своим географическим соседям, и Лейард добился финансирования. В 1846 году он начал раскопки в районе другого известного города Ассирии – Нимруда. Здесь его ждала удача: он нашел алебастровую плиту, покрытую клинописью, а затем остатки святилища и дворцов древних царей.

 Ассирийское государство считается одним из самых могущественным среди тех, которые существовали в мировой истории. Свой исторический путь Ассирия начала еще за полторы-две тысячи лет до нашей эры и исчезла навсегда в 7 веке уже нашей эры. За всю историю своего существования ассирийские правители завоевали множество земель и живших на этих территориях племен. Древнее государство располагалось на огромной площади между Средиземным морем, Каспием и Персидским заливом. Выстоять в борьбе против ассирийских царей не смогла даже великая Вавилония. Семиты-аккадцы, составляющие большинство жителей Ассирии, не только завоевали множество новых земель, но и основали на них свои крупные города, такие как Ниневия, Ашшур и Урук.

  

Исследования Г.О. Лейарда

 Генри Остен Лейард – известный британский археолог, чьи открытия пришлись на середину 19 века. Будущий ученый с детства мечтал стать исследователем Востока, начитавшись арабских сказок. «Тысяча и одна ночь Шахерезады» повлияли на него так, что он, повзрослев, стал постоянно путешествовать по восточным странам, а затем поступил на службу в представительство своей страны в Турции.

 Для осуществления археологических исследований, о чем так мечтал ученый, нужны были деньги. Найти их было сложно, но Лейарду помог британский посол – С. Канниг выделил ему средства из личных финансов. Этого должно было хватить на небольшую экспедицию. В это время французские археологи уже вели раскопки самого большого города Ассирийского государства – Ниневии. Британия, конечно, не желала уступать первенство археологических открытий в этой области своим географическим соседям, и Лейард добился финансирования. В 1846 году он начал раскопки в районе другого известного города Ассирии – Нимруда. Здесь его ждала удача: он нашел алебастровую плиту, покрытую клинописью, а затем остатки святилища и дворцов древних царей.

  

Города Ассирийского государства

Основные города Ассирии были построены как крепости. Связано это было с тем, что ассирийские цари постоянно вели боевые действия с врагами. Вытеснить ассирийцев из Междуречья между Тигром и Евфратом – современной территории Ирака – желали многие. Крупные ассирийские города могли похвастаться высокими крепостными стенами: они достигали 18 метров. Стены складывали из обожженного кирпича, их толщина в итоге могла составлять до шести метров. Для ведения военных действий по всему периметру имелись боевые башни, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга.

За стеной крепости находились остальные постройки. Среди них были дворцы царей, жилые дома и святилища – зиккураты. У ассирийцев было несколько богов, многие из которых они заимствовали в других народов, поэтому зиккуратов было несколько. Главному богу – Ашшуру – соответствовал самое большое святилище. Его считали «отцом богов» и изображали на фоне солнца, с бородой и крыльями, обязательным атрибутом был лук со стрелами.

Ассирийская держава ок. 700г. до н.э. Ассирийская держава ок. 700г. до н.э

 

Ассирийские воины

Ассирийская армия в те древние времена была очень могущественной. Грозная сила, которую она собой представляла, обеспечивалась многотысячным войском. Воины были отлично обучены и экипированы, прекрасно владели рукопашным боем, а в качестве вооружения использовались тараны и колесницы, службу несли и специально подготовленные собаки. Ассирийские воины легко преодолевали водные препятствия, используя переправы и бурдюки, отличались особой жестокостью к врагу. Управляли армией сами цари с помощью своих военачальников.

Ассирийская армияАссирийская армия

 

Дворцы ассирийских царей

Лейард совместно с коллегами раскопал несколько крупных городов Ассирии. В их числе Нимруд, Ниневия, Ашшур. Результаты раскопок поразили ученых. Царский дворец в Нимруде украшали вырезанные из алебастра огромные быки. Шестиметровые коричневые животные имели крылья и человеческие головы. У ассирийцев бык олицетворял добрых духов, поэтому фигуры были призваны защищать царя от злых сил.

В этом же районе археолог нашел и Черный обелиск. На алебастре были вырезаны барельефы, изображающие правителей покоренных земель, которые приносят ассирийскому царю дань в виде золота, рабов и животных.

Главным же открытием Лейарда стала огромная древняя библиотека в Ниневии. Раскопанное книгохранилище насчитывало больше 30 тысяч табличек с клинописью. Эта самая большая библиотека древности, созданная при царе Ашшурбанипале. Среди текстов были те, в которых рассказывалось о важных исторических событиях в жизни Ассирийского государства, военные летописи и ритуальные записи, описания множество болезней и методы их лечения. Расшифровка некоторых записей рассказала исследователям о большом потопе. Вероятно, именно он лежит в основе ветхозаветного сюжета о спасении Ноя и всех животные, которых он собрал в свой ковчег.

НиневияНиневия

 

Ассирийское искусство

Изобразительное искусство ассирийцев настолько обширно, что в один ряд с ним можно поставить только древнеегипетскую культуру. Оно представлено в основном скульптурой и вырезанными на стенах рельефами, иногда встречается живопись. Отличительной чертой искусства ассирийцев считается выделение индивидуальности животных, а не людей. Наибольший интерес представляют собой сцены, изображающие охоту царей на диких животных: львов, газелей и лошадей.

Один из привычных сюжетов выглядит следующим образом: огромный лев атакует мчащуюся колесницу царя. Могучее животное ранено, но не собирается сдаваться и будет вести борьбу пока силы не покинут его. Каждое движение и черта лица изображены настолько правдиво, что можно почувствовать напряженное состояние охотников, бег лошадей. Создается ощущение, что все это происходит сейчас в реальности, а не более двух с половиной тысяч лет назад.

В царских дворцах было множество комнат, их количество могло достигать двух сотен. Стены огромных залов, длиной в 65 метров, богато украшались. На них древние художники обычно изображали жанровые сцены жизни ассирийцев. Это могли быть не только сцены охоты, часто изображали и пиры, участниками которых становились тысячи жителей государства. Такие пиршества проводились обычно после значимых военных достижений и возведения дворцов. На подобных мероприятиях в Ассирии всегда вассалы всегда приносили дары царю. Ассирийцы считались довольно жестокими по отношению к завоеванным племенам, на таких пирах часто происходило наказание рабов. Самим ассирийцам не разрешалось обсуждать приказания царей, это было недопустимо, невыполнение грозило виновнику серьезным наказанием вплоть до мучительной смерти.

Пластическое искусство АссирииПластическое искусство Ассирии

 

 

 

 

taboo.su

Образование древнейшего Ассирийского государства

Ассирия, расположенная на северной окраине древневосточного мира, вдали от важных морских торговых путей, долго сохраняла древние формы патриархальной семьи и неразвитый государственный строй. Государственный строй древней Ассирии, так же как и у хеттов, в конце третьего и в начале второго тысячелетия до н. э. ещё во многом напоминал союз племён, военно-племенную демократию. Древнейшие правители Ассирии носили полужреческий титул «ишаккум», соответствующий древнешумерийскому «патэси», и обладали высшей жреческой и военной властью. Наряду с ними значительным влиянием пользовался совет старейшин, который, как видно по каппадокийским документам, управлял малоазийскими колониями Ассирии и имел особые судебные функции. Однако этот совет старейшин в период образования в Ассирии древнейшего государства состоял из представителей рабовладельческой знати и поэтому в полной мере был аристократическим органом власти, отражавшим интересы правящего класса, рабовладельческой аристократии, как в больших городах Ассирии, так и в ассирийских торговых колониях Малой Азии. Энгельс писал, что органы общественной власти времени родового строя в период образования классового государства превращаются в органы классового господства, что всё возрастающая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу со временем выросла в господство над обществом, «первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращался в господина над ним». Процесс превращения древнего совета старейшин в орган классового господства рабовладельцев в древней Ассирии прекрасно иллюстрирует эту мысль Энгельса. Древнейшую историю Ассирии ввиду недостатка документов подробно восстановить не представляется возможным. Поздняя историческая традиция считала древнейшим предком ассирийских царей легендарного Энлиль-бани. Судя по древнейшим ассирийским надписям, правители города Ашшура в XXII—XXI вв. до н. э. находились под властью царей из III династии Ура. Весьма возможно, что некоторым из них удалось освободиться от иноземного гнёта. Так, например, Шалимахум в своей надписи уже не называет себя подобно своим предшественникам «слугой» царя Ура. В эпоху аморитского завоевания Месопотамии в XX в. до н. э. ассирийские правители вели упорную борьбу с аморитами, основавшими Вавилонское царство. В этой борьбе они опирались на древние города Шумера, которые ещё помнили о былом могуществе Шумерийского государства. Ассирийский царь Илушума, современник первого аморитского царя Сумуабу, с гордостью говорит в своей надписи о том, что он дал свободу «аккадянам и их сыновьям... в Уре, Ниппуре, Авале, Кисмаре и Дере... вплоть до города Ашшура установил свободу». Таким образом, Илушума подчинил себе не только южную часть Месопотамии, но и некоторые области, расположенные к востоку от Тигра. Его сын и преемник Иришум оставил после себя целый ряд надписей, в которых он с гордостью сообщает о своей строительной деятельности. Очевидно, при нём были построены храм Ашшура и монументальная прецессионная лестница, а также храм Адада. Однако это усиление Ассирии было сравнительно недолговременным. Вавилонскому царю Хаммурапи удалось сломить силу Ассирии и подчинить себе страну Субарту, а также правителей города Ашшура, главного города Ассирии того времени. В своём своде законов Хаммурапи говорит об ассирийских городах Ашшуре и Ниневии, как о городах своего государства, в которые он «возвратил милостивого бога-хранителя» и «дал воссиять имени богини Иннины», т. е. восстановил в них «нарушенную справедливость» и установил над ними свой контроль. В деловых документах этого времени, в формулах клятвы наряду с именем правителя Ашшура встречается имя аморитских царей Вавилона. Борьба Хаммурапи с Ассирией была длительной и упорной. Во главе Ассирии в эти времена стоял царь Шамшиадад, насильственно захвативший в свои руки власть в результате государственного переворота. Он происходил из туземного субарейского рода. В одной своей надписи он с гордостью говорит о том, что он установил в своей стране твёрдые цены на зерно, масло и шерсть, причём эти цены, как это видно из деловых документов, были вдвое ниже цен, существовавших тогда в Вавилонии. Шамшиадад в какой-то степени защищал интересы свободных масс сельского и городского населения и, очевидно, захватил власть в результате широкого народного движения. Опираясь на средние слои свободного населения, Шамшиадад несколько укрепил Ассирию. Он получал дань от царей Тукриша и Нагорной страны, лежавших к северу и к востоку от Ассирии, поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу «Великого моря» (Средиземного моря). Судя по тому, что он поклонялся богу Дагану, он правил не только над Ассирией, но и над страной Хана, расположенной к западу от Ассирии. Своего сына Иасмахадада он поставил царём Мари, став, таким образом, соперником Вавилона. Хаммурапи, завоевавший царство Мари, очевидно, нанёс сильный удар и Ассирии. Однако Хаммурапи не говорит в своих надписях о полном завоевании Ассирии, а сообщает лишь о том, что на 32-м году своего царствования он разгромил «Манкису и прибрежную страну Тигра вплоть до страны Субарту». Вавилонское царство, основанное в значительной степени на завоеваниях, оказалось очень непрочным. Вскоре после смерти Хаммурапи могущество Вавилона пало под ударами касситских завоевателей. Однако Ассирия не смогла использовать падения Вавилона для своего усиления. В Малой Азии ассирийцы должны были уступить своё влияние новому Хеттскому царству. А рядом с Ассирией выросло сильное Митаннийское царство, которое, опираясь на помощь Египта, завоевало вскоре ряд соседних областей, в том числе и Ассирию. В XV в. до н. э. Ассирия находится под властью митаннийских царей. Митаннийский царь Шаушшатар громит Ассирию, захватывает город Ашшур и увозит в свою столицу Васуганни богатую добычу, в частности роскошные ворота, украшенные золотом и серебром. Однако Митаннийское царство, ослабленное длительной и упорной борьбой с хеттами, постепенно теряет своё влияние в северной части Месопотамии. Ассирийские цари пользуются ослаблением Митанни и, стремясь добиться независимости страны, завязывают отношения с далёким Египтом. Ассирийский царь Ашшурнадинахе получил из Египта 20 талантов золота. Ассирийский царь Ашшурубаллит отправил особого посла в Египет и сообщил Эхнатону, что он посылает этого посла, чтобы «тебя видеть и твою страну видеть. Пусть он узнает твою волю и волю твоей страны и пусть он тогда вернётся». Из другого письма мы узнаём, что ассирийский царь послал подарки египетскому фараону и обратился к нему с просьбой прислать золото. Очевидно, Ассирия стремилась в эту эпоху установить торговые отношения с Египтом и в своей борьбе против Митанни опереться на Египет. Создавшаяся международная обстановка была выгодна для Ассирии. Ашшурубаллиту удалось освободить Ассирию от гнёта Митанни, совершить поход в Вавилонию, посадить на вавилонский трон своего родственника Куригальзу III и таким образом прочно укрепить влияние Ассирии в северо-западной и северной части Двуречья.

www.95live.ru

Ассирийское владычество (722—609 до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Ассирийская империя просуществовала свыше тысячи лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.

Хронология

Различают три периода в истории Ассирии:

  • Староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.)
  • Среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.)
  • Новоассирийский (X—VII вв. до н. э.)

Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток.

Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.

Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) — они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура.

Древний Восток. Микенская культура, Древний Египет, государство хеттов и Ассирия

Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Так, Ниневия (ассир. Нинуя, вавил. Нина), по-видимому, первоначально была хурритским городом.

Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур.

Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.

В 23 в до н. э. вся Сев. Месопотамия, в том числе и город Ашшур, оказались под властью могущественного Аккадского царства. В начале 22 в. до н. э. Аккадское царство пало под ударами горного народа гутиев, и Ашшур на некоторое время получил самостоятельность.

  • С III тыс. до н. э. — номовое государство Ашшур на среднем Тигре
  • В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура
  • Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам
  • Около 1720 г. до н. э. — правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость

Среднеассирийский период

В XIV—IX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.

  • Середина XV в. до н. э. — зависимость от Митанни
  • Ашшур-убаллит I (1353—1318 гг. до н. э.) — начало формирования империи
  • Адад-нирари I (1295—1264 гг. до н. э.) — закончил оформление империи
  • Вторая половина XIV—XIII вв. до н. э. — войны с хеттами и вавилонянами
  • XII в. до н. э. — полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков
  • Тиглатпаласар I (1114—1076 гг. до н. э.) — новый подъем
  • Около 1000 г. до н. э. — интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X в в до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

Новоассирийский период

Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н. э.

Ассирийская империя

Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.

  • Адад-нирари II (911—891 гг. до н. э.) — вывел страну из кризиса, последующие правители — в основном завоеватели
  • Адад-нирари III (810—783 гг. до н. э.) — вначале правил под опекой матери Шаммурамат
  • Первая половина VIII в. до н. э. — потеря владений под ударами Урарту
  • Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.) — новое возвышение Ассирии, разгром Урарту
  • Салманасар V (ок. 727 — 722 гг. до н. э.) — завоевание Израильского царства
  • 671 г. до н. э. — Ассархаддон (680—669 гг. до н. э.) — завоевание Египта
  • Ашшурбанапал (668—627 гг. до н. э.) — распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив
  • 630-е гг. до н. э. — нападение Мидийцев, до этого бывших в союзе
  • 609 г. до н. э. — последняя территория — Харран на западе Верхней Месопотамии — завоёвана Вавилонией

Ассирийское войско

Ассирийское войско Во время правления Тиглатпаласара III (745—727 гг. до н. э.) было реорганизовано ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы.

С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.

В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железная палица.

Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху.

Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.

Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).

Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.

Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.

Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать с 1100 г. до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.

Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян.

Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.

Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск.

На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты).

Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.

guide-israel.ru


Смотрите также